Воспитание полноценной личности, гражданина и патриота невозможно вне рамок социального партнерства школы и общества, важнейшим институтом которого является семья. В семейном кругу формируются первые гражданские чувства: любовь к Отечеству, понимание его истории и культуры. В семье человек обретает душевное здоровье, спокойствие, эмоциональную поддержку, позитивное восприятие жизни. Защита института семьи, содействие семейному воспитанию являются приоритетными задачами политики государства в области воспитания и образования детей.

В Конвенции о правах ребенка сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством». Реализация данного положения осуществляется прежде всего в семье. Семья была, есть и будет главнейшим институтом воспитания, средой, где формируется личность. Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в общественной жизни. Л.Н. Толстой отмечал, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.

Семья – явление социальное. Это основная ячейка общества, она была и остается непреходящей ценностью человеческого социума: без семьи он не может существовать. По своим воспитательным возможностям семья превосходит любой социальный институт. В ней закладывается фундамент личности. Здесь осуществляется базисная социализация детей.

Семья подчиняется законам общественной жизни. Русский философ И.А.Ильин (1882 – 1954) называл семью первым, естественным и в то же время священным союзом, основанным на любви, вере и свободе. «Семья, – писал он, – есть первоначальная, исходная ячейка духовности – как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается) быть сильным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь» (Ильин И.А. Собр. соч., Т.1. М., 1983, с. 146).

Основанная на духовной общности, свободе и любви, нашедшая счастье в браке семья становится источником духовности, нравственного и физического здоровья детей. Для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, юноши необходимы прочные духовные и нравственные связи между родителями и детьми, установление в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, взаимопомощи, здорового психологического климата.

Семейное воспитание является одной из форм воспитания подрастающего поколения. Семья сочетает в себе целенаправленные педагогические воздействия взрослых с реальным каждодневным влиянием семейного уклада. В семье дети усваивают нормы общечеловеческой нравственности, правила общежития, навыки совместного труда. Здесь формируются и реализуются их жизненные планы и идеалы. В семейной микросреде начинается путь в большую жизнь, закладываются основы умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности. Обязанность родителей заключается в том, чтобы помочь растущему человеку найти смысл в жизни, создать благоприятные условия для сосуществования и общения с другими людьми.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них.

Одним из первых советских педагогов, который занимался разработкой проблем семейного воспитания, был А.С.Макаренко. Он считал, что полная семья представляет основное условие успешного семейного воспитания. Крепкий семейный коллектив основывается на любви, взаимоуважении, дружбе между отцом иматерью, детьми. Родители являются первыми воспитателями. Важнейшие свойства и качества личности закладываются в самом раннем возрасте в семье: ребенок воспринимает впечатления об окружающем мире, получает жизненный опыт вместе с любовью матери. Контакт с родителями необходим ребенку, как воздух.

Воспитание ребенка – забота в равной степени и матери, и отца, хотя ведущая роль принадлежит матери. Объясняется это тем, что мать с первых лет жизни ребенка ближе к нему – она его кормит, ухаживает за ним, окружает заботой, теплом. Многие видные педагоги называли мать «естественной воспитательницей». Важно, чтобы вместе с матерью воспитанием детей систематически занимался отец. А.С.Макаренко, обращаясь к мужчинам, говорил: «Вы не только гражданин. Вы еще и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше». Мать и отец равно незаменимы во влиянии на ребенка, дополняют друг друга. «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы», – писал Н.М. Карамзин. Его дополнял О. де Бальзак: «Будущее нации – в руках матерей». Нужны единство и согласованность педагогических воздействий всех взрослых членов семьи. Трудно придумать что-то худшее, чем разногласия: отец что-то разрешает, а мать запрещает, и наоборот.

Воспитывают детей в семье также старшие члены семьи: они любят младших, у них совместная жизнь, и старшие не могут быть равнодушными к судьбе младших. Они помогают родителям в их большой и благородной работе. Родительская любовь, забота, постоянное внимание к детям всех членов семьи – все это создает особую атмосферу, оказывает большое воспитательное воздействие на подрастающих членов семьи. Только совместными усилиями матери, отца, всех членов семьи можно добиться успеха в семейном воспитании. В процессе семейных отношений у детей формируется любовь к родителям. Без этого чувства жизнь ребенка не может быть полноценной, счастливой. Дети, живущие без отца или матери, страдают от того, что не испытывают родительской любви и заботы.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Поведение родителей должно вселять в детские души веру в защищенность и надежность семейных отношений.

Развитию ребенка способствует радость постоянной двигательной активности, разнообразие игр, увлечений и контактов с жизнью, посильное физическое, познавательное и трудовое напряжение, радость постижения мира и преодоленных трудностей. Обеспечение всестороннего развития – одна из важных задач родителей.

С раннего возраста, когда ребенок начинает понимать речь, его следует приучать к обязанностям по самообслуживанию, по дому. Начинать следует с несложных заданий (относить свою посуду, поливать цветок, помогать убирать постель, класть игрушки на место и др.), представляя их как вид игры. На первых порах это эмоциональные, подвижные, очень короткие дела, с частыми переключениями, а с годами родители реализуют линию на выполнение более сложных, требующих внимания, размышлений, усидчивости, настойчивости, постепенно приучают делать не только то, что нравится, доставляет удовольствие, но и то, что «обязан, должен».

Гармоничное взаимодействие разнообразных жизненных сфер, осуществляемое родителями, способствует возрастанию их авторитета, делает процесс воспитания в семье полноценным, формирующим духовно здоровую, нравственную личность. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие черты характера и личностные качества. Каковы отношения, каков характер жизни, таково и семейное воспитание. Фактор личной жизни родителей, характер их отношений между собой и с детьми является определяющим, что предъявляет самые высокие требования к их образу жизни, исполнению семейных обязанностей. Личность ребенка воспитывается всей атмосферой семейной жизни: ее трудовым укладом, гражданской зрелостью, культурой отношений. Пример родителей оказывает на детей положительное воздействие, формирует такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к труду, требовательность к себе. Если члены семьи любят свою работу, увлечены ей, честно трудятся, то дети следуют примеру матери, отца. У ребят возникают здоровые интересы, намерения, связанные с будущей трудовой жизнью, уважение к человеку труда. Родители развивают у детей интерес к выбору профессии.

Родители поддерживают установленный в семье распорядок жизни, тем самым способствуют укреплению здоровья детей. Упорядоченная семейная жизнь создает бодрое настроение, должные взаимоотношения между старшими и младшими. Домашний распорядок дня является органическим дополнением школьного режима. В семье добиваются того, чтобы учитывался режим школы, соразмерно распределялось свободное время учащихся между трудом и отдыхом, учебными занятиями и игрой. Такое взаимодействие школьного и семейного режимов позволяет добиваться всестороннего развития личности учащихся.

Сознательное отношение к умению себя вести в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность и «авторитет» своеобразной тирании любви со стороны родителей, когда они требуют от детей возмещения за свою самоотверженность. Благополучие родителей необходимо для нормального воспитания детей.

Функции и задачи семьи

Воспитательные функции семья начинает выполнять с первых дней жизни детей. В числе основных функций – воспитание детей, организация их досуга и отдыха, обеспечение материальных условии и духовных потребностей, поддержание здоровья и жизненного тонуса. Контакт ребенка с родителями развивает его познавательные возможности. Он прислушивается к звукам речи, воспринимает цвет, свойства окружающих предметов. Постепенно перед ним раскрывается мир. Через родителей, семью ребенок узнает много нового и неожиданного, открывает окружающее его пространство во всем многообразии. Сначала этот мир для ребенка – его дом, семья, напевы колыбельных песен, именинный пирог и новогодняя елка. Затем это родные места, где проходили детские игры, забавы. Самым дорогим и заветным для детей остаются традиции, устои, т.е. все то, чем живет семья. Влияние семьи в раннем детстве исключительно велико потому, что в эту пору наиболее пластична и податлива психическая организация личности.

Родители призваны помочь удовлетворить детскую любознательность, разобраться в происходящем вокруг. Взрослые формируют у учащихся представление об окружающей жизни посредством рассказов, ответов на поставленные вопросы. Так постепенно расширяется умственный кругозор у детей, развивается их внимание, память, мышление. Появление младенца в семье накладывает на родителей обязательства его нравственного воспитания. Вступив в жизнь, ребенок познает ее законы, общечеловеческие ценности, моральные нормы, делает для себя открытие, что в мире существуют различные преграды, обстоятельства, которые ограничивают его желания. Старшие учат ребенка быть чутким к окружающим, дружить с детьми, уважать старость. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают.

В семье начинается подготовка детей к учению, школе. Родители создают у будущего школьника положительное отношение к предстоящей учебной деятельности. Организация режима дня учащегося, собственный рабочий уголок, регулярный контроль за выполнением домашнего задания – все это способствует успеху в учебе школьника. Родители интересуются успеваемостью детей. Если они замечают снижение качества учебы ребенка, то оказывают ему помощь в преодолении затруднений в овладении знаниями, развивают самостоятельность и активность, прилежание.

Каждый возрастной период создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.

От того, как понимают родители воспитательную функцию, как налажено исполнение всех семейных обязанностей, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются органически связанные между собой долг, любовь и интерес. Слепая и всепоглощающая любовь, потакания капризам приводят к формированию эгоистических черт личности. Стремление родителей постоянно развлекать ребенка формирует в нем потребность в бездумных развлечениях, психологию потребительства.

Не менее важными функциями семьи являются гуманистическая, социальная, хозяйственно-экономическая, компенсаторная, эмоциональная, эстетическая, рекреативная, коммуникативная.

Гуманистическая функция заключается в приобщении детей к ценностям общечеловеческой культуры, формирование на этой основе духовности и нравственности. Родители могут помочь ребенку в усвоении и принятии им норм общечеловеческой морали, в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки, живописи.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения, вот почему социальная функция – одна из важнейших. Задача родителей – защитить ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества, создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл человеческой жизни.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Семья возлагает на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проведшего в коллективе. Компенсаторная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил растущего человека. Родители помогают ребенку переключать внимание на домашние дела и заботы. Тон, стиль отношений с ребенком в семье должен быть ровным, спокойным. Старшие члены семьи прикладывают усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил. В нормально функционирующем обществе реализация компенсаторной функции способствует сокращению общей продолжительности рабочей недели, увеличению свободного времени.

С компенсаторной функцией тесно связана эмоциональная функция. Она предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию в лоне семьи.

Семья оказывает помощь ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей, в приобщении к миру прекрасного – в этом заключается суть эстетической функции. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширения их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков, спортивных секций, клубов. Мир, окружающий детей, кажется им притягательным и таинственным, полным неожиданностей. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

Рекреативная функция предполагает организацию родителями досуга детей, их свободного времени. Данная функция ориентированна на оптимизацию свободного семейного времени, на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышении уровня культуры, улучшении состояния здоровья. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В благополучных семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Все большее значение педагоги и социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Таким образом, семья представляет собой многофункциональную систему, где на первом месте должна стоять воспитательная функция, направленная на всестороннее развитие детей.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак отстаивал идею о том, что ребенок – не будущий человек, а уже человек, детство и юность – не ожидание взрослости, а полноценный период жизни. Правильно, когда родители строят отношения с ребенком не с позиций начальника или собственника, а как близкие, доброжелательные, доверительные. С раннего детства полезны разговоры «по взрослому», взаимные обсуждения, совместные игры и дела, уроки великодушия и справедливости, добрые советы и приучение к самостоятельности, обоснованному выбору и правилу отвечать за него и его последствия. От того, как построен семейный уклад, какие налажены внутрисемейные отношения, насколько глубоко родители осознают ответственность перед обществом за воспитание своих детей, будет зависеть успех формирования личности ребенка. Помимо этого родителям важно осуществлять всестороннее развитие, поскольку содержание семейного воспитания охватывает все направления развития личности, видоизменяясь от возраста к возрасту.

Центральное место в содержании семейного воспитания занимает нравственное воспитание. В семье формируется целый ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками формирования личности детей не могут быть развиты столь успешно. К ним относятся гуманизм, эмпатия, внимательность, сострадание, сопереживание, культура общения, отзывчивость. Вместе с тем именно в сфере семейных отношений в зависимости от их стиля и традиций произрастают эгоизм, черствость, неуважение к старшим, невнимание к окружающим, безответственность, безжалостность, хамство.

Для нравственного воспитания в семье используются различные способы и средства: беседы и рассказы (методы просвещения), методы организации деятельности детей, методы стимулирования положительного поведения детей (поощрение, порицание и т.д.), методы обучения и др. Доступные нравственные беседы исподволь формируют представление о хорошем и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком, гуманном и бесчеловечном, сердечности и бессердечном, правдивом и лживом. Однако одних бесед здесь недостаточно. Необходимы упражнения в нравственном поведении, только тот человек станет добрым, гуманным, отзывчивым, честным и т.д., который с детства совершает соответствующие этим нравственным качествам дела и поступки.

У народов Северного Кавказа семейный быт является элементом духовной культуры. Горская семья состоит из нескольких поколений и насчитывает до 40 человек. Во главе такой семьи стоит отец. Он распоряжается хозяйственной деятельностью, регулирует взаимоотношения между ее членами. Его жена ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей. Женщина у народов Северного Кавказа пользуется глубоким уважением, ее личность считается неприкосновенной. Кавказец в каждой женщине должен видеть мать, сестру, жену и относиться к ней должен по-родственному. Авторитет отца и матери непререкаем. Дети беспрекословно подчиняются старшим членам семьи. Культивируется домашний очаг.

Также воспитанию нравственности у детей народов Северного Кавказа способствует то, что здесь культивируются основы семейно-брачных отношений. Недопустима половая жизнь до брака, неукоснительно соблюдается женское целомудрие. К нравственному облику жениха и невесты предъявляются строгие требования, учитывается общественное мнение о семье жениха (невесты). Родители с малых лет прививают знание о том, что такое семейный долг (супружеский, родительский, дочерний, сыновний, долг брата, сестры), каковы обязанности старшего сына. Детям дается представление о материнстве как высшей социальной ценности, предназначении женщины; представление об отцовстве как благородном долге и ответственности перед семьей и обществом, перед своей совестью, безупречности, справедливости и честности отца по отношению к семье, детям. С ранних лет родители прививают понятие о том, что дети – основная ценность семьи.

В содержание семейного воспитания входит умственное воспитание, которое в семье начинается с самого раннего возраста. Родители учат ребенка произносить звуки и слова, организуют развивающие игры, покупают и делают сами такие игрушки, которые способствуют умственному развитию детей. Постепенно задача родителей усложняется, старшие члены семьи должны развивать и поддерживать интерес к школьному обучению. Родители создают необходимую материальную базу для учения школьника: учебные пособия и принадлежности, рабочее место (стол, стул, соответствующие росту ученика); организуют должные гигиенические условия, следят за тем, чтобы помещение для занятий проветривалось и хорошо освещалось). Родители заботятся о развитии работоспособности детей, о выполнении ими режима дня, регулярно контролируют посещение учащимися учебных занятий, осуществляют руководство домашней учебной работой школьников, оказывают им помощь в ее выполнении. Старшие члены семьи развивают настойчивость учащихся в преодолении затруднений в учебе.

Ценной формой помощи школьнику в семье является систематическое расширение его общеобразовательного и культурного кругозора благодаря руководству домашним чтением. Родителям важно суметь заинтересовать школьника чтением, и здесь наиболее уместным будет собственный пример родителей. Помочь в этом могут вначале совместные чтения, затем контроль за чтением книг по списку, рекомендуемому учителем.

Семья является незаменимым источником обогащения эстетических вкусов, умений и навыков детей. Успехи в воспитании приходят к родителям значительно проще и быстрее, если они обеспечивают в семье интерес к чтению художественной литературы, если в доме звучит музыка, песни, исполняемые всеми членами в часы досуга, колыбельные песни маленьким детям, ведется совместный просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, если в доме растут цветы, эстетично оформлена квартира. Повышенного внимания родителей старшеклассников требует формирование здоровых эстетических вкусов по отношению к одежде, музыке, книгам и пр. Эстетика всей жизни помогает развивать внутренние эстетические представления, чувства и идеалы детей. Квалифицированными консультантами родителей по этим вопросам могут стать учителя музыки, пения, рисования, которые познакомят родителей с наиболее эффективными формами и методами эстетического воспитания.

Значителен вклад семьи в физическое воспитание подрастающего поколения. С раннего детства родители приучают ребенка к соблюдению определенного режима дня, закаливают их, прививают потребность в выполнении утренней зарядки, рационально организуют питание, отдых, сон, своевременно проводят профилактическое лечение. В период обучения в школе заботливые родители, старшие члены семьи привлекают детей к занятиям в спортивных секциях, к участию в соревнованиях, воскресному туризму и другим формам активного отдыха.

У различных народов Северного Кавказа в семьях с раннего возраста у детей воспитываются такие качества, как сила, ловкость, выносливость, сообразительность, меткость, внимательность и др. Исследователи З.Х.Боташева, М.М. Кодзоева, К.Б.Семенов, С.Б.Узденова, К.Х.Унежев, исследуя самобытность педагогики северо-кавказских народов, показали, что, живя с древнейших времен в тяжелых условиях, в семьях горских народов с раннего возраста в детях воспитывались качества, позволявшие легко войти в жизнь общества, быть его достойным представителем.

Родители, старшие члены семьи не остаются в стороне от проблем гигиенического и полового воспитания подростков. Доверительный характер семейных отношений создает благоприятную почву для просвещения и привития определенных установок в этих тонких, интимных сферах жизнедеятельности человека.

Одной из стержневых линий воспитания в семье является трудовое воспитание. Оно предполагает, начиная с раннего детства, постоянное привлечение детей к самообслуживанию, к уборке и ремонту жилых помещений, работе на дачном участке, оказанию помощи родителям в закупке продуктов, приготовлению пищи, стирке белья, уходе за цветами и др. С малых лет дети под руководством старших членов семьи включаются в производительный труд. При этом старшие члены семьи являются для младших не только примером трудолюбия, но и выступают в роли домашних учителей и наставников. В подростковом возрасте трудовое воспитание приобретает подчеркнуто профессиональную направленность, ориентирующую детей на подготовку к труду на производстве и продолжение образования.

На Северном Кавказе, к примеру, одним из основных занятий горцев в прошлом было скотоводство. Дети помогали взрослым сортировать шерсть, чесать ее, наматывать пряжу. Умение быстро сматывать веревки, арканы, подпруги было необходимо людям, занимающимся скотоводством.

Семья закладывает основы гражданского и патриотического воспитания. В семье формируется любовь к Родине, глубокое уважение к родной культуре и родному языку, готовность в трудный момент встать на защиту отчизны. От нравственного климата в семье зависит также, вырастет ли в ней законопослушный, дисциплинированный гражданин, учитывающий интересы других людей и государства, или потенциальный правонарушитель и даже преступник.

Так, у горских народов старшие члены семьи не только знакомят детей с природой, ее явлениями, но и рассказывают о том, что она дает людям все необходимое для жизни, что пребывание на лоне природы, отдых и развлечения способствуют укреплению здоровья. В семье знакомят детей с растениями, травами, рассказывают о целебных свойствах некоторых трав. Вместе со взрослыми дети собирают лечебные травы и корни, сушат их, запасаются ими на зиму. Но при этом родители советуют не рвать другие растения. У подрастающего поколения с ранних лет вырабатывается доброе, заботливое, подлинно человеческое отношение к природе. Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты природы, ее пользы, развивается и обогащается в труде.

Наконец, семья является первоосновой в формировании мировоззрения человека, решении им всей совокупности смысложизненных проблем, высшего уровня ценностного сознания, организующего его стремление к самореализации, духовности.

Для полноценной реализации воспитательных функций в соответствии с содержанием семейного воспитания родителям необходимо помнить о том, что условием успеха семейного воспитания является здоровый семейный быт. Данное понятие включает в себя весь уклад семейной жизни, духовный облик семьи, культуру домашней обстановки, взаимоотношения родителей. Дети с малых лет должны видеть гражданское лицо родителей, их честный труд. Организуя семейную жизнь, родителям следует учитывать, что необходимым условием развития личности ребенка является его деятельность. Мотивом может быть пример родителей, окружающих ребенка лиц, требования семьи, коллектива, сознательно поставленная цель, чувства ребенка и др. Руководя организацией жизни и деятельности детей в семье, родители добиваются того, чтобы мотивы соответствующей деятельности детей были осознанными и носили позитивную направленность. В каждом виде деятельности ребенок должен проявлять самостоятельность и активность.

Условием успеха в семейном воспитании является требовательность к ребенку и уважение к его личности. Требовательность и уважение – две стороны единого процесса: родители требуют, потому что уважают своего ребенка и уважают, потому что требуют. Требовательность не имеет ничего общего с недоверием. Требование означает, что до сознания ребенка определенным образом доводится то или иное правило поведения и указывается способ его выполнения.

Не менее важным условием успеха семейного воспитания является систематичность и последовательность педагогических воздействий. В воспитании сознания и поведения детей родители идут от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывают при этом их возраст. Нельзя достичь успехов в воспитании без соблюдения единства требований к детям со стороны всех членов семьи, школы.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяет наиболее эффективно осуществлять ее воспитательную функцию.

С начала 90-х гг. XX в. семья в России подверглась деформации. Разрушалась ее репродуктивная, воспроизводящая функции: снижалась рождаемость, увеличивалась детская смертность. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред духовному и психологическому развитию, становлению личности ребенка.

Снизилось значение воспитательной функции семьи: отсутствует четкое определение цели семейного и общественного воспитания, нет условий для решения образовательных задач. Без решения проблем семьи не может быть успешно решена задача формирования личности гражданина свободной, демократической России. Необходимо пристальное внимание со стороны государства к проблемам семьи как основной ячейки общества, поскольку именно семье принадлежит ведущая роль в формировании личности на первоначальном этапе.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением финансовых проблем, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Семья как институт социализации выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Она несет ряд важнейших функций – передачи социального опыта детям, экономическую, гедонистическую, психотерапевтическую. На осуществление их влияют и социально-экономическое положение страны, и нравственный климат в обществе. Поэтому проблемы семьи, причины их возникновения и способы преодоления должны быть в центре социальной политики.

Таким образом, семья обеспечивает нравственное, умственное, физическое, эмоциональное, трудовое развитие ребенка. В младенчестве и в раннем детстве она играет основную роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации. В подростковом возрасте ее воздействие по-прежнему остается ведущим. Семья влияет на процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает личные характеристики, особенности эмоциональных реакций, различные социальные установки, полоролевые поведенческие образцы. Семья имеет определяющее значение в овладении человеком социальными нормами, в осознании ценности общественной деятельности, формировании готовности и желания участвовать в жизни общества, в выработке умения действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность, быть полноценным членом общества.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте семью как основную ячейку общества.

2. Раскройте ведущие функции семьи.

3. Каковы основные задачи семейного воспитания?

4. В чем заключается содержание семейного воспитания?

Литература для самостоятельной работы:

1. Белогуров А.Ю. Семья как социальная ценность современного мира // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999.3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2000.

4. Макаев В.В. Семья и воспитание духовности школьника // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции памяти П.И. Петренко. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.

5. Макаренко А.С. Книга для родителей. /Макаренко А.С. Пед. соч. в 8 т. Т.5 – М., 1985.6. Радугин А.А. Педагогика. – М.: Центр, 2002. 7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.

В нормальных условиях человек живет, думает, действует и принимает решения самостоятельно, не обращая особого внимания на планы и потребности общества, вечно навязывающего свои взгляды. В этом случае человек стремится поступать, как индивидуальность, как личность. Но и совсем не участвовать в жизни общества, как и общество в жизни конкретного человека, лицо не может.

Например, выбирать себе новое место жительства человек склонен самостоятельно. Ему может нравиться кирпичный девятиэтажный дом с большим двором в чистом и озелененном районе. Он может желать жить в конкретном подъезде и на конкретном этаже, чтобы обеспечить себе и семье прекрасный вид из окна и высокую продолжительность освещения комнаты. Но когда дело заходит о непосредственном выборе квартиры у владельца, выясняется, что во всем подъезде есть еще свободных лишь 3 или 4 квартиры. И лицу уже приходится выбирать между ними. Становится сложнее, если он будет жить не один, а с родственником или другом. В этом случае, придется учитывать еще и мнение другого человека, которое может резко отличаться от его собственного. В результате, дело может кончится тем, что вы купите квартиру, удовлетворяющую наполовину ваши интересы и на половину - интересы сожителя. И в дальнейшем, на этой почве могут возникать конфликты.

Таким образом, человеку в жизни приходится находиться как бы в 2 системах отсчета: в системе связанной с собственными желаниями, стремлениями, вдохновениями и потребностями, и в системе, зависимой от общественных мнений, традиций, потребностей, да еще и обязанностей.

С другой стороны, чего бы не смог достичь человек-личность, без общественной оценки он не получит полного удовольствия и морального удовлетворения. Как не парадоксально, но человек, получая оценку своих поступков со стороны общества может почувствовать удовлетворение, даже в случае бурного недовольства большей части общества. С обществом иногда приходится общаться не как с большим количеством людей, а как с одним человеком. Чаще всего такое наблюдается или при попытке привлечь людей к решению какого-либо вопроса, либо является проявлением недовольства элементами общественного порядка, вызовом данному обществу. Однако общество и общественное мнение являются мощным стимулом для развития творчества, какой-либо деятельности. Ведь чтобы узнать, что ты - один из лучших, нужно себя с кем-то сравнить! Кроме того, общество, являясь с одной стороны, препятствием для новаторств и крупных перемен, но может и поддержать новые идеи, новые проекты и даже быть их инициатором. Поэтому, чтобы пробиться к достижению цели, бывает достаточно заслужить общественное признание.

Часто именно поддержка общества является тем фактором, который может осуществить, казалось бы, несбыточную мечту. Разумеется, при условии, что подобные интересы есть и у общества. Однако и общество состоит из множества активных, инициативных, пассивных и консервативных людей. Нужно иметь ввиду, что общество является многоуровневой системой, и каждый уровень имеет свой собственный список приоритетных для себя проблем. Конечно, у всех уровней непременно есть общие проблемы. Но для отдельных категорий общества даже общие проблемы могут различаться по своей резкости. Благодаря взаимосвязанности всех уровней (по каким бы критериям они не отбирались) общества, самые острые проблемы наиболее численного уровня общества становятся среди наиболее приоритетных проблем общества в целом. В результате, складывается список из проблем, требующих скорейшего разрешения в интересах всего общества. Однако, это мнение можно рассматривать двояко. От имени общества могут быть сформулированы действительные интересы большинства людей, его составляющих, или же - мнения только наиболее активных его лидеров. В последнем случае можно себе позволить судить об обществе, как о малоактивной системе, которую или существующий порядок вполне устраивает, или же просто нет веры в силу своего голоса для жизни данного общества.

В обоих случаях, сначала нужно заставить общество доверять и уважать себя, выступая в роли лица, разделяющего его интересы. Для того, чтобы заслужить доверие общества уже и нужно с одной стороны, заслужить чисто субъективные симпатии, а с другой - мало по малу привносить положительные для общества новшества. Зачастую люди рассматривают человека, исходя из определенных этических и других ценностей. Такие стороны характера наиболее часто применяются при общении с людьми в домашних условиях, напряженной ситуации, на работе (при чем отдельно: с клиентами, начальством и работниками) и так далее. Исходя из этого, формируется определенное мнение о человеке, доверие и уважение к нему. Как говорится, хочется верить в хорошее, или если человек хорош в том же, что и ты, хочется верить, что он хорош во всем, с тобой во всем согласен.

Очень многое о человеке говорят его интересы, определенные заслуги, мировоззрение и особенно - его семья, как место где он открыто действует. Семья человека и личные достижения в плане карьеры наиболее полно раскрывают соответственно внутренние и внешние черты характера человека. Не зря говорят, что о человеке судят по его друзьям. Еще более полно можно судить по его семье.

Давайте вспомним о великих достижениях в своем деле таких людей, как Л. Н. Толстой, В. Маяковский, Тургенев, Айвазовский, Ю. Гагарин, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Д. Роллинг, и теперь посмотрим на их семьи. Скажем так - у большинства с семьями были проблемы. Правда, у Нобеля и Пушкина не получилось создать семью. Супруги Кюри посвятили свою жизнь науке, и работая с радиоактивными элементами понимали: с такой работой детей лучше не заводить! Однако среди многих великих, именно Марка Твена можно назвать и великим писателем, и хорошим семьянином. Иногда, особенно вспоминая Л.Н. Толстого, по неволе начинаешь задумываться о том, а возможно ли настоящее семейное счастье для человека, посветившего себя творчеству или науке.

Некоторые скажут, что возможно и не семейное, то есть счастье без создания семьи. Глядя на отдельных мужей, особенно в России, становится жалко их жен. Людям нужно внимание, забота, общение, то время как многим (но не всем!) русским мужчинам сегодня - лишь телик, выпивка, иногда - карты и секс. Еще и пища. Когда навещаешь жен этих несчастных, иногда кажется, что в доме нет ни души: кроме жены, и дай Бог, еще и приятного домашнего животного. А пройдешь в зал и видишь, что дома есть еще и муж, но он не проявляет своего присутствия по отношению к жене или гостю, так как полностью сосредоточен лишь на себе самом. Сидя, а часто - вообще лежа, считая себя усталым от рабочей суеты, он даже не стремится облегчить положение своей супруги или просто оказать ей внимание. В то время, как женщины - примерно так же устают на работе, может лишь чуть-чуть разрядив обстановку, поговорив с подругой, матерью, сестрой или другим человеком. Обычно при разговоре с мужем особой разрядки не получается. При этом, приходя домой, женщина непременно начинает приводить в порядок дом, заниматься с детьми, готовить обед, - в общем - дополнительно работать по дому. И так каждый день, без выходных, даже будучи простуженной. Не дают передохнуть даже на собственный день рождения! Разве это хорошо говорит о ее муже, о ее семье? А уж если муж - концептуальный гений, то жена превращается буквально в пленницу.

Думаю, если бы нам не нужно было есть, такие мужья не только бы и не задумывались о том, чтобы сделать что-нибудь для других, но и вообще - только лежали бы и нежились всю вечность. Мало у кого из таких мужей появилась бы потребность в творчестве.

Но что бы могло в помочь человеку найти поддержку в кругах общества?

1. Честность

2. Порядочность

3. Свойство прислушиваться к проблемам людей и помощь в их решении.

Замечу: фактически ни одно из этих качеств не может быть сформировано и удерживаться без развитой силы воли у человека. Именно сила воли определяет способность человека держать себя в руках, учиться, мириться с фактами - в общем - управлять собой и направленно формировать себя. Безответственность и безволие же препятствуют саморазвитию, приучают человека быть ленивым и податливым до всякого рода искушений.

Многие качества человека мало способствуют росту его самостоятельности, уровня его развития и поддержки.


Задачи:

1. формирование представлений о семье как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека,

2. объяснение понятийт: семья, двухпоколенная, многопоколенная, полная, неполная,

3. развитие общеучебных навыков,

4. формирование оценочных суждений.

План:

1. Что такое семья?

2. Роль семьи в обществе.

3. Создание семьи. Семейные отношения.

4. Государство и семья.

Оборудование:

учебник «Обществознание», 6 класс,

CD – учебник «Обществознание» - 8 - 11 класс,

презентация РР,

технологические карты урока.

Технологии: Технология развития критического мышления, информационная.

Возраст: 6 класс.

Этапы урока.

1 этап. Вызов.

Игра в ассоциации.

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слово «семья»?

Составление схемы:

Вступительное слово учителя.

Семья - одна из важнейших общественных ценностей. Каждый человек помимо места в обществе, национальной принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно - брачное состояние.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья - это источник удовлетворения ряда его потребностей и коллектив, который предъявляет к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и положение в семье.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, уважения, солидарности, привязанности, то, на чем строится любое общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи – мерило развития и прогресса страны.

Итак, нам предстоит охарактеризовать семью как ячейку общества.

2 этап. Осмысление.

Учащиеся знакомятся с новым материалом:

Чтение статьи и поиск ответов на вопросы: (прием активного чтения материала): на полях ставим буквы «З» - знаю, «У» - узнал, «Х» - хочу узнать.

Семья́ - группа людей, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом, проживают в одном месте, связаны взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью. В семье проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

Семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками (мама и дети, сестра и брат) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). У членов семьи общее хозяйство, они все живут в одном доме или в одной квартире, у них общие доходы и расходы. Вместе они воспитывают детей, проводят свободное время. Такие особенности отличают семейный коллектив от других коллективов, например, трудовой бригады.

Самое главное, что отличает семью от других коллективов – это чувство любви и привязанности между ее членами. Недаром говорится, «На что и клад, когда в семье лад», или «Любовь да совет, так и горя нет», или «вся семья вместе, так и душа на месте».

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.

Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. Цель - обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи.

С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. В день 8 июля принято совершать свадьбы и венчания. Считается, что брак будет крепким и благополучным. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и

верности стала ромашка.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи - вот мерило развития и прогресса страны.

Вопросы:

Как обстоит дело с системой «ЗУХ»?

Для чего она нужна человеку?

Почему мы изобразили ромашку, когда говорили о семье?

(После этого ученики возвращаются к схеме «Семья» и делают вывод о значении семьи для человека).

Графическое обозначение новых знаний: использование кластера.

Задание: из текста «Семья» записать в кластер:

Работа в группах:

1 группа – «Виды»,

2 группа - «Брак»,

3 группа - «Дети»,

4 группа - «Функции»,

Все ученики – «Семья и государство»

«Виды семей»

Семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственности.

Все семьи разные, но есть черты, делающие их похожими. Если в семье живут только родители (мама и папа) и их дети, такую семью называют двухпоколенной. В такой семье есть два поколения: старшее – родители, младшее – дети. Поколение – это люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Ты и твои сверстники – одно поколение. Родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.

Если же в семье живут три поколения: дети, их родители, родители родителей (бабушки и дедушки), то такая семья называется трехпоколенной. Такие семьи были распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение помогало воспитывать детей, вести хозяйство.

В жизни иногда так случается, что по каким – то причинам отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что такая семья хуже, чем полная. Ведь оставшийся родитель - мам или папа, делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.

Семьи бывают разными и по числу детей: малодетные семьи - 1-2 ребёнка, среднедетные семьи - 3-4 ребёнка, многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений). В России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей, им вручались награды: Медаль «Медаль материнства»- вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава»- вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. Сегодня «многодетной» считается семья, где есть три и более детей. Сведения о том, каких семей и сколько в нашей стране, мы узнаем после подведения итогов Всероссийской переписи населения.

«Брак»

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Общество стоит на охране брака и защищает его законом - Семейный кодекс (принят в 1995 году). В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

К обязательным условиям его оформления относятся:

Достижение брачного возраста – 18 лет

Взаимное добровольное согласие

Отсутствие других действующих браков

Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности (Семейный кодекс. Раздел «Личные права и обязанности супругов»)

Супруги имеют право:

Выбора фамилии

Места жительства

Совместного решения вопросов воспитания и образования детей и др.

Обязанности супругов:

Строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи

Заботиться о благополучии семьи и своих детей.

Раньше в семье отец зарабатывал деньги и содержал семью, а мать вела домашнее хозяйство, следила за порядком, за воспитанием детей. В современном обществе отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Сплоченность семьи характеризуется степенью взаимосвязанности ее членов, любви, душевной близости и крепости родственных уз.

«Дети»

Встречаются семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.

Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? В России принят Семейный кодекс Российской Федерации. В этом документе записаны права ребенка. Вот некоторые из них:

Право на жизнь, на имя, на гражданство;

Право ребенка жить и воспитываться в семье;

Право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

Право на совместное проживание с родителями;

Право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

Право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

«Функции семьи»

Современная семья утратила многие функции, укреплявшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

1. репродуктивная - обеспечивает продолжение человеческого рода;

2. хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

3. образовательно-воспитательная - состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, проявлении родительской любви к детям, вызывающей ответные чувства детей к родителям;

4. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение, связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи;

5. сфера первоначального социального контроля - моральная оценка поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также мера ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми;

6. психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

«Семья и государство»

Семья – обязательная часть любого общества, государства. Семья - ячейка общества. Главное предназначение семьи – продолжение человеческого рода для дальнейшего развития общества.

Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. В основном законе нашей страны – Конституции, в статье 38, говорится о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Чтобы помочь семье выполнить ее главную обязанность – воспитание детей, государство:

Принимает специальные законы, чтобы помочь семье получить жилье, устроить ребенка в детский сад, дать детям бесплатное образование;

В нашей стране существует много фондов, обществ, программ по помощи семье и детям.

В городе Подольске существует благотворительная общественная организация помощи детям – инвалидам «Радуга». Ежегодно подольские школьники участвуют в благотворительной акции «Спешите творить добро!», когда ребята помогают детям – сиротам, детям – инвалидам, детям из многодетных семей.

В России действует государственная программа «Дети России», которая особую заботу проявляет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам.

2008 год в России был Годом Семьи. Особое внимание государство уделяет молодой семье:

выплачиваются денежные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей; предоставляются льготы многодетным семьям; гарантируются бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание; предоставляются льготы на питание в школе детям из малообеспеченных семей.

В России действует более ста центров помощи семье и детям, где помогают советами, консультациями, собирают средства на лечение больных детей и приобретение дорогих лекарств.

Семья обеспечивает усвоение детьми норм общественной жизни, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Важный результат существования семьи как ячейки общества - предупреждение отклонений от требования норм поведения в обществе.

3 этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведения итогов).

Ученики каждой группы озвучивают записи в кластере, учитель фиксирует их на доске.

Все вместе оформляют графу «Семья и государство»

Главный вопрос:

Какая ветвь характеризует семью как ячейку общества?

Кубик Блума: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

По изученному материалу,

По иллюстрации: «Неравный брак».

Что такое брак?

Какое условие заключения брака нарушено в картине?

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Творческое задание: составить синквейн.

1 строка – существительное – центральное понятие темы,

2 строка - два прилагательных, характеризующих главное понятие,

3 строка - три глагола, объясняющих суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.


Любящая, дружная,

Воспитывает, защищает, помогает,

Ячейка общества

Опора.


5. Домашнее задание: параграф 7, задание «В классе и дома» на стр. 75 продумать.

В современных условиях все более возрастает роль семьи, важнейшей ячейки человеческого общества, во всех социально-экономических процессах, совершающихся в нашей стране, в каждом трудовом коллективе. В семье закладываются нравственные, физиологические основы бытия человека, его духовные, мировоззренческие качества. Поэтому от нравственного здоровья семьи во многом зависит и нравственное здоровье общества.

Семья обладает способностью влиять на ход развития общества.

Она как в зеркале отражает самые существенные процессы его развития- экономические, социальные, демографические. “Общественные порядки, - подчеркивал Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи”.

Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни общества, говорил выдающийся советский педагог А.С.Макаренко, является, прежде всего, большим делом, имеющим большое государственное значение.

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.

Семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств существования, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья - это творец цивилизации. Она производит главное общественное богатство - человека.

Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью как основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Именно в семье ребенок растет, и с первых лет жизни усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений: и добро, и зло. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семья рассматривается как самая малая ячейка общества, как социальная ячейка. От состояния семьи зависит состояние государства. Экономическое состояние семьи зависит от состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, зависит и экономическое состояние общества.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Семья - персональная среда жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров:

Демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей (в таких семьях - 3-4 члена), полная или неполная, бездетная, однодетная, мало- или многодетная);

Социально-культурный - образовательный уровень родителей. Их участие в жизни общества;

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Типы семей

Семьи по семейному стажу

Семьи по количеству детей

Типология семьи по составу

Типология по качеству жизни семьи

По видам отношений между супругами

Семьи по семейному стажу

Молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи.

Молодая семья. Это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов внесемейного поведения; включение согласованных образцов внесемейного поведения в круг взаимных родственных связей.

Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация супругов к появлению первого ребенка.

К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отождествления и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье и т. д.), конфликтность, затруднения в установлении взаимопонимания, отсутствие взаимной психической поддержки и, как следствие, возрастание замкнутости, отчужденности, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей, трудности, связанные с вхождением детей во внесемейные институты (детский сад, школу).

Семья среднего супружеского возраста. Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила. Это упрощает, но и обедняет семейную жизнь. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся однотипными и монотонными.

К типичным проблемам этой категории семей следует отнести: вторичная негативная супружеская адаптация, отсутствие новых семейных целей и перспектив, снижение семейной активности, вхождение ребенка в подростковый возраст, и связанные с этим педагогические и психологические трудности, повышение конфликтности во взаимоотношениях ребенка и родителей и т. д.

Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская пара, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию. Меняется образ жизни, социальный статус, статус супругов.

Типичные проблемы этой категории семь связаны с ухудшением здоровья, затяжной адаптацией к новому образу жизни, выраженной поляризованностью настроений и категоричностью суждений – от крайне упаднических до эгоцентрических, преобладанием ретроспективных ценностей и т. д.

Семьи по количеству детей

Бездетная семья. Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей, считается бездетной.

Основными проблемами такой семьи являются: диссонанс взаимоотношений супругов, семейный кризис на почве отсутствия детей, несоответствие ролевых ожиданий исполняемым ролям, эмоциональная неудовлетворенность, отсутствие перспективных семейных целей и т. д.

Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

К наиболее типичным проблемам малодетной семьи можно отнести сложности психолого-педагогического свойства, связанные с воспитанием единственного ребенка: отсутствие полноценных условий для развития его социальных и эмоциональных качеств и формирующийся на этой основе эгоцентризм.

Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

Семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

Семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений

Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ. В большинстве случаев появление детей в таких семьях является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Типичная установка родителей в данном случае – произвести ребенка.

К основным проблемам многодетных семей можно отнести материальные трудности, проблемы в сфере образования и воспитания детей, отклонения в поведении детей вследствие их бесконтрольности и безнадзорности, заниженная самооценка детей, неадекватные представления о значимости собственной личности; неравное участие супругов в делах семьи и воспитании детей, нарушение единства в семейных отношениях и т. д.

Типология семьи по составу

Простая семья, сложная (с несколькими семейными ядрами) семья, неполная семья, материнская семья, внебрачная семья, семья повторного брака.

Cложная семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

Нуклеарная семья - семья, семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми (как правило: семья из 3-4 членов), в которой родителя заняты профессиональной деятельностью.

Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

К типичным проблемам неполных семей относятся: материальные трудности, обилие психологических проблем у женщины-матери (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, чувство вины перед детьми, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ним), затруднения в правильной полоролевой идентификации детей и т. д.

Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

Типичные проблемы такой семьи: неудовлетворительное материальное положение, жилищные проблемы, негативное отношение со стороны родственников; невротизация женщины, деформация ее установки на материнство, нарушения в формировании психических функций ребенка вследствие психологического стресса матери, жестокое обращение с ребенком в силу деформации материнского поведения, отказ от ребенка.

Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

Мужчина с детьми женится на женщине без детей;

Оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

Типичные проблемы таких семей включают: психическую напряженность от прежних взаимоотношений супругов, проблему утраты имевшихся ранее семейных ценностей и необходимости их восстановления, проблему взаимопонимания супругов, их взаимной адаптации, установления гармоничных отношений с детьми, достижения их расположения, выработки семейных правил, распределения ролей, установления новых взаимоотношений с микросоциумом.

По качеству жизни

Благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К проблемным семьям, нуждающимся в первоочередной социально-педагогической помощи относятся семьи безработных граждан, семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.

Типичными проблемами семей безработных являются: материальные, досуговые проблемы, ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа конфликтов, рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного характера, проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у детей и т. д.

Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Социальные проблемы семей беженцев связаны с вынужденной переменой места жительства, резким изменением социального статуса, потерей жилья, работы, материальными трудностями, трудоустройством в новой среде. Названные проблемы влияют на поведение супругов, характер их внутрисемейных отношений. К типичным психосоциальным проблемам таких семей относятся: неудовлетворенность ожиданий, связанных с переездом семьи на новое место жительства, ослабляющая сопротивляемость психики членов семьи к внешнему неблагополучию, психологические трудности, связанные с адаптацией к традициям, обычаям, привычкам, распространенным в новой социальной среде, ухудшение нравственно-психологической атмосферы в семье, понижение семейного настроения, внутренний дискомфорт взрослых членов семьи (неудовлетворенность ходом жизни, отношениями с новым микроокружением и т. д.), передающийся всей семье, снижение уверенности в семейном лидере, чувство неуверенности в себе, снижение желания поддерживать должный статус в семье, ослабление мотивации супружества и т. п.

В семьях беженцев возникает множество проблем с воспитанием детей. Для статуса беженца характерной чертой являются категории «утрата» и «жестокие лишения», которые наиболее пагубно сказываются на психосоцальном развитии детей Последние, лишаясь своих домов, привычных вещей, своих друзей, близких родственников, испытывая жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, медицинского обслуживания, страдают неврозами, депрессиями. Развитие ребенка замедляется, ухудшаются его умственные способности, ослабляется активность, истощается эмоциональный потенциал. У ребенка могут возникать отклонения в поведении, проявляющиеся в пристрастии к алкоголю, наркотикам, противоправным действиям и т. п.

Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности . Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).

К наиболее распространенным психологическим проблемам семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, относятся: специфический уклад семейной жизни, необходимость овладения членами семьи новыми поведенческими ролями, проблема формирования отношения к больному ребенку (отношение к ребенку может быть конструктивным или деструктивным: игнорирование патологии ребенка или акцентуация на ней). Для таких семей характерны пониженный фон настроения, чувства вины и неполноценности, конфликтность. Уровень разводов в таких семьях довольно высок. Отцы не в состоянии выдержать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.

Социальному педагогу важно иметь представление о типологиях, основывающихся на выделении таких социально-психологических характеристик семьи, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию.

По видам отношений
между супругами

семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.

Виды отношений: сотрудничество; паритет; соревнование; конкуренция; антагонизм.

3. Этапы, функции семьи

Семья как социальный институт проходит ряд этапов :

Вступление в брак;

Рождение первого ребенка;

Окончание деторождения (последний ребенок);

- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;

Прекращение семьи со смертью одного из супругов;

Репродуктивная и генеративная.

Развитие семьи проходит несколько стадий:

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семьи или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, в продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Обозначим функции семьи:

Репродуктивное, биологическое воспроизводство населения

Функция первичной социализации детей и воспитательная;

Хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

Духовного общения – духовное обогащение каждого члена семьи;

Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

Досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Компоненты воспитательного потенциала семьи:

Численность и структура семьи;

Нравственно-психологическая атмосфера, характер внутрисемейного общения;

Жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры;

Распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье;

Материальные и бытовые условия семьи;

Организация семейного досуга, наличие семейных традиций;

Взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.


Похожая информация.