Раздел 8. Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей (по анализам трех занятий)
Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики, состав
Подготовила: Захарова Н.В., воспитатель МБДОУ д\с №65, г. Ставрополь
Цель: учить составлять и решать задачи и примеры. Закрепить состав числа 9, закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
Закрепить состав числа 9.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Оборудование: наглядный и счётный материал, линейка на каждого ребёнка, мяч, задания на каждого ребёнка.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие далекодалеко, на планету математики. Подойдите к столам, там у каждого лежит задание. А на чём мы отправимся, вы узнаете, когда соедините цифры по порядку. Начинаем с цифры 1. После цифры 1, Таня, скажи, какая цифра следует?
Воспитатель: Да, правильно 2. А после цифры 2, Артём, скажи какая цифра?
Воспитатель: Молодцы, и так по порядку.
Воспитатель: Настя, скажи, что у тебя получилось?
Настя: Ракета.
Воспитатель: У всех получилась ракета? Посмотрите, у вас есть ещё задание. Нужно помочь пчёлке собрать нектар. Пчёлка берёт те примеры в ведёрке, в которых ответ получается 9. Поможете? Для начала надо решить примеры, ответ у которых получится 9, соединим с ведёрком.
Помоги Пчелке собрать нектар
Воспитатель: А теперь назови, какой пример в ведёрко положил, Дима? Дима: 4+5.
Воспитатель: А Женя?
Воспитатель: Лиза?
Воспитатель: Настя?
Настя: 8+1.
Воспитатель: Все примеры собрали? Таня?
Таня: Нет, ещё один. 6+3.
Воспитатель: Молодцы! А теперь, чтобы наша ракета полетела, надо узнать, на какую кнопку надо нажать, чтобы отправиться в полет. Для этого надо решить задачи.
1. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
8 румяных, наливных,
1 с кислинкой.
Сколько их?
2. Десять веселых медвежат За малиной в лес спешат,
Но один из них отстал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Воспитатель: Какая цифра у вас получилась? Лиза, сколько у тебя получилось?
Воспитатель: А сколько получилось у Димы?
Воспитатель: Молодцы, теперь можно отправляться в полет. Катя, подойди, на клавиатуре нажми на цифру 9.
Катя нажимает на цифру 9. Звучит музыка.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в полёт. А пока мы летим, скажите, какие арифметические знаки вы знаете? (= + - > <).
Воспитатель: Мы подлетаем к планете. Закройте глаза. Ребята, посмотрите, мы прилетели на другую планету. И нас встречают жители этой планеты. Посмотрите, какие они необычные, а у одного из жителей есть конверт. Сейчас посмотрим, что в нём.
Смотрят. Там задания.
Воспитатель: А в нем задания. Задания то зашифрованные. Кто помнит, на какую цифру мы нажимали, что бы ракета взлетела? Женя, на какую цифру? Женя: 9.
Воспитатель: Назовите число, за которым идет число 9? (8) Назовите число, следующее за числом 9? (10) Назовите соседей числа 9? (8 и 10)
У вас есть счётные палочки. Давайте составим примеры с числом 9. Какой пример составила Настя? (4+5) Какой пример составила Арина? (3+6) А какой пример составила Маша? (2+7) А Катя составила? (9+0)
Физкультминутка «Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Давайте поиграем и вспомним дни недели.
Игра «Дни недели». Я буду бросать мяч, и задавать вопрос. Кому бросила, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально. Вопросы: Какой первый день недели? Какой 3? После четверга, что будет? Какой день недели выходной? и т.д.
Воспитатель: Ребята, а у нас ещё одно задание. Нам предлагают отгадать загадки о геометрических фигурах.
1. Три вершины, три угла, три сторонки - вот и я! (треугольник).
2. Не овал я, и не круг, треугольнику я - друг. Прямоугольнику я - брат, а зовут меня... (квадрат).
3. Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква О. (круг)
4. Я - почти, как круг - малец, я похож на огурец.
5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею, но всё же похож на квадрат, между прочим. У меня 2 длинные стороны и 2 покороче, (прямоугольник)
Воспитатель: А теперь из геометрических фигур поможем нашим героям построить дом для числа 9 по схеме (схема крепиться на доске). Из каких геометрических фигур построен дом на схеме?
Дети: Квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дети строят дом.
Воспитатель: Какие красивые получились дома. А давайте измерим высоту дома? Длину дома? А с помощью чего мы будем мерить дом?
Дети: Линейки (измеряют высоту и длину дома).
Воспитатель: Какой высоты получился дом у Лизы?
Лиза: 9 см.
Воспитатель: А у Маши?
Маша: 9 см.
Воспитатель: Какой длины получился дом? У Насти?
Настя: 9 см.
Воспитатель: А Андрей померил?
Андрей: 9 см.
Воспитатель: Молодцы. А в конверте есть загадка. Но она не про геометрические фигуры. Послушайте и отгадайте загадку: что все замки открывает? Женя?
Женя: Ключ.
Воспитатель: А кто ещё как думает? Катя, а как ты думаешь, что это такое?
Катя: Ключ.
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. Давайте проверим, правильно ли вы её отгадали. Надо внимательно слушать меня. У вас на листиках есть чёрная точка. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начинаем: от чёрной точки вправо отсчитайте 8 клеток, затем вверх 2 клеточки, вправо 4 клетки. Вниз 5 клеток. Затем влево 4 клетки. 2 клеточки вверх. 4 клеточки влево. 3 клетки вниз. 1 влево. 1 вверх. Влево 1 клеточка. 1 вниз клеточка. 1 влево клетка. 3 клеточки вверх. 1 клеточка влево. И 1 клетка вверх.
Воспитатель: Что у вас получилось? Лера?
Лера: Ключ.
Воспитатель: А у Димы, что получилось?
Дима: Ключ.
Воспитатель: Значит, правильно вы отгадали загадку. Молодцы! Жителям этой планеты очень понравилось, как вы справились с заданиями. Вы все сегодня хорошо поработали, посмотрите, здесь есть ещё конверт. Посмотрим, что там. Что же это?
Дети: Медали.
Воспитатель: Жители этой планеты награждают вас за старание и за помощь им (награждение медалями). Но нам пора отправляться назад. Закрывайте глаза (звучит музыка). Ну вот мы и вернулись. Давайте вспомним (вопросы к детям):
Где мы были?
С каким числом мы сегодня работали?
Ответы детей.
Захарова Наталья Валентиновна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Суксунский детский сад «Колокольчик».
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие»
раздел «ФЭМП»
Тема: «Знакомство с составом числа 9 из двух меньших»
Подготовительная группа
Воспитатель подготовительной группы:
2015 год
Цель: познакомить с составом числа 9 из двух меньших.
Задачи:
1. Обучающая:
Познакомить с составом числа 9 из двух меньших;
Упражнять детей в решении задач на нахождение уменьшаемого;
Упражнять в ориентировке на плоскости;
Упражнять в выкладывании фигур по контурному образцу.
2. Развивающая:
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Формировать активность и творческое воображение;
Расширить словарный запас детей словами: сыщик, маршрут, арифметическая задача.
3. Воспитывающая :
Приучать детей к усидчивости, внимательности, поднимать руку при ответе.
Материал: письмо от Матроскина, картинка сыщика, маршрут, буквы для составления слов, картинка бутерброда, картинка с изображением кружек, картинка и изображением состава числа 9 из двух меньших.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель обращается к детям: Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех сегодня видеть.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам с вами пришли гости, давайте поприветствуем их, поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель : А теперь мы с вами возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку, для хорошего настроя на предстоящую работу. Хорошо, молодцы.
2. Мотивационный момент:
Ребята, сегодня мы с вами превратимся в сыщиков. А вы знаете кто такие сыщики.
Воспитатель показывает картинку сыщика и говорит, что сыщик – это человек, который раскрывает преступления.
И вот ребята к нам с вами сегодня пришло письмо от кота Матроскина.
Давайте его прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Мой друг дядя Федор прислал в подарок очень вкусный бутерброд и я на радостях пригласил гостей, но оказалось, что угощать было нечем потому что бутерброд украли. «Найдите пожалуйста мой бутерброд» С уважение, кот Матроскин.
Воспитатель: поможем коту Матроскину найти его бутерброд?
Воспитатель: А теперь рассаживаемся на свои места, спинки выпрямили и приготовились к работе.
3. Основной этап :
Воспитатель: Каждый сыщик начинает свое расследование с того, что выясняет все подробности преступления.
А еще ребята, в письме кот Матроскин указал, что считать он не умеет и поэтому не знает, сколько гостей должно прийти.
А вы ребята как думаете, сколько гостей пришло к Матроскину?
Дети: 9 гостей.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: посчитали кружки.
Воспитатель: правильно.
Воспитатель: А теперь давайте откроем тетради и посмотрим:
«В гости к коту Матроскину пришли черные и белые коты. Теперь мы с вами выясним, сколько и каких котов было: если белых котов было 8, то сколько черных? Давайте отсчитаем 8 белых котов и не будем их закрашивать, а теперь скажите, сколько значит черных котов?
Воспитатель: Давайте закрасим черным цветом, а рядом запишите цифрами, сколько получилось черных котов.
Воспитатель: И так мы с вами теперь знаем, сколько гостей было.
Воспитатель: Повторяет с детьми, так сколько гостей было?
Воспитатель: Но кто же из них вор?
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, под одной из кружек лежит записка. Давайте ее прочитаем: «Если вы хотите получить бутерброд, то должны решить мой задачи».
Воспитатель: Но прежде чем решать задачи, давайте повторим, что должно быть в задаче?
Дети: Условие, вопрос, решение и ответ.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А теперь слушайте задачи:
1. «Я очень люблю рыбу. Недавно я поймал несколько рыбешек и положил их в ведерко, когда я пришел домой, то рыбок в ведерке было 6, потому что по дороге я съел одну. Сколько всего рыбок я поймал.
2. «Я поймал несколько мышей, но 2 из них сбежали. Когда я пересчитал оставшихся, их оказалось 6. Сколько мышей я поймал?
Воспитатель: Ну, вот задачи решены, но еще одно задача приготовлена для нас только она записана не цифрами, а буквами ПО+РОГ. Давайте посмотрим какое слово получилось?
Правильно порог, значит нам, где нужно искать бутерброд?
Дети: На пороге!
Воспитатель идет к порогу и находит еще одну записку с условным изображением маршрута (маршрут выставляется на доску).
Воспитатель: Ребята, что это такое?
Дети: маршрут, по которому будем искать бутерброд.
Воспитатель: Ирина, выходи к доске и попробуй записать маршрут. А остальные у себя в тетрадях.
Воспитатель: по маршруту, описанному в шифровке, мы с вами пришли к тени кота.
Воспитатель: Давайте рассмотрим фигуру кота и разделим его на геометрические фигуры. Как мы это будем делать?
Воспитатель спрашивает детей: сначала голову делим на квадрат и получаем 2 маленьких треугольника, а затем переходим к туловищу, также расчленяем его на квадрат и получаем 1 большой треугольник и выделяем лапку это маленький треугольник.
Воспитатель: хорошо разделили, а теперь будем выкладывать нашего кота из «Танграма». Один ребенок у доски, остальные на столах.
Воспитатель: Вот мы и поймали воришку! Но где же бутерброд?
Воспитатель: Ребята, наш кот раскаивается и больше не будет красть, но он не может вспомнить где спрятал бутерброд, но у него имеется шифровка, слушайте и угадывайте:
1. Это место, куда дети приходят каждый день? (детский сад).
2. Это помещение, где вы играете в детском саду? (группа).
3. Это предмет мебели, за которым сидит воспитатель? (стол)
Воспитатель: Вот мы с вами и разгадали шифровку, а теперь посмотрим где же на столе, спрятан бутерброд (находят бутерброд).
Воспитатель: Вот ребята, какие мы с вами замечательные сыщики, помогли коту Матроскину найти бутерброд, а мы с вами попросим кота больше не красть.
4.Итог :
Чем мы с вами сегодня занимались? Чему научились?
Что получилось хорошо, а что не получилось? Оцените себя, нарисуйте себе солнышко или облачко?
На этом все, спасибо за внимание!
Тема: «Состав числа 9 из двух меньших чисел»
Задачи:
Распознавать и преобразовывать геометрические фигуры;
Определять равенство и неравенство нескольких групп предметов.
2. Закрепить:
Составление числа 9 из двух меньших чисел;
Количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке;
Умение соединять короткие прямые линии, выполнять узор из квадратов и прямоугольников.
Демонстрационный материал: магнитные доски и 3 набора геометрических фигур (овалы, треугольники); Никитинские квадраты; 3 вида игрушек на 2 команды.
Раздаточный материал : цифры по количеству детей; тетради в клеточку; карандаши.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми встает в круг и предлагает им математическую разминку в виде отгадывания загадок (стихи Н. Владимировой).
Десять умненьких сестер
Все считают с давних пор.
Посмотри, стоят рядком,
С ними ты уже знаком. (Цифры.)
Я на лебедя похожа:
Шейка есть и хвостик тоже. (Два.)
Эта цифра кувыркалась
И шестеркой оказалась. (Девять.)
Я как будто кочерга,
У меня одна нога. (Семь.)
Что за цифра: два кольца
Без начала и конца. (Восемь.)
Воспитатель благодарит детей за правильные ответы и предлагает им разбиться на 3 команды. Каждая команда подходит к своей магнитной доске. Воспитатель дает задание:
— Положите в ряд 8 овалов и один треугольник.
— Во второй ряд положите 7 овалов и 2 треугольника.
Воспитатель предлагает детям представить все варианты составления числа 9 из двух меньших чисел. Выполнив задание, каждая команда рассказывает, как она составила число 9.
Дети подходят к доске, взяв по одной цифре. Воспитатель читает стихотворение М. Сендака «Веселый счет». При упоминании нужной цифры ребенок подходит к доске и прикрепляет ее:
ОДИН. Остался Джон ОДИН —
Сам себе он господин.
ДВА. В окошко мышь влетела
И в горшок залезть хотела.
ТРИ. За бедной мышкой кошка
Следом прыгнула в окошко.
А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок!
Он вбежал и сел у ног.
ПЯТЬ - старушка-черепаха.
Завизжал щенок от страха!
ШЕСТЬ. Явилась, как ни странно,
Почтальонша-обезьяна.
СЕМЬ. Влетела к ним ворона
И за нос схватила Джона.
ВОСЕМЬ - тигр! Страшный зверь
Распахнул в квартиру дверь!
ДЕВЯТЬ. В дом вошел тайком
Черный дядька босиком.
Очень трудная загадка!
Как добиться здесь порядка?
Джони думал и гадал,
А потом себе сказал:
— Догадался! Все понятно!
При упоминании нужной цифры ребенок подходит к доске и забирает ее.
ДЕВЯТЬ! - громко крикнул Джон.
Черный дядька вышел вон.
ВОСЕМЬ! Тифа нет как нет.
Он исчез. Пропал и след.
СЕМЬ! Ворона улетела,
Хоть ужасно не хотела.
ШЕСТЬ! Сбежала обезьяна,
С ней не стало и банана.
ПЯТЬ! И быстро, как могла,
Черепаха уползла.
А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок!
Он и санки уволок.
ТРИ! Схватила кошка мышь!
Нет, голубушка, шалишь!
ДВА! И мышка убежала!
Кошка мышь не удержала!
Снова дома Джон ОДИН —
Сам себе он господин.
Воспитатель приглашает детей пройти за свои рабочие места и предлагает им игру «Сложи квадрат» (Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. С. 89).
Воспитатель благодарит детей за выполненные задания, затем предлагает им выйти из-за столов и разделиться на 2 команды.
— Возьмите и поставьте в красный обруч 3-х белок, в синий обруч - 3-х зайцев, в зеленый обруч - 2-х кукол. Сколько групп игрушек стоит перед вами? (3.) Как составлены эти группы? Во всех ли группах одинаковое количество игрушек? Каких игрушек меньше всего? (В зеленом обруче - 2 куклы.) Каких игрушек равное количество? Сколько всего игрушек в трех обручах? (8.)
— А теперь одна команда пусть возьмет по одной кукле и посадит в каждый обруч. Одинаковое ли количество групп у вас и у другой команды? (Нет.) Почему? (У нас — 2, у них - 3.) Одинаковое количество игрушек у обеих команд? (Да.) Почему так получилось? (Количество групп уменьшилось, а количество игрушек осталось прежним? Да, мы только переставили игрушки из одной группы в другую, а не убрали их.)
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: нарисовать узор из квадратов, узор из прямоугольников.
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: Состав числа 9
Программное содержание :
Познакомить с составом числа 9 из единиц .
Познакомить с цифрой 9 .
Совершенствовать умение назвать числа в прямом и обратном порядке от любого числа .
Закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе.
Развивать глазомер
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, корова), карточки с цифрами от 1 до 9 .
Раздаточный материал . Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), лист белой бумаги А4, цветные карандаши, раздаточный материал «Домино».
Ход занятия
I часть. Разминка
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Потому что в этот час,
Математика у нас.
Давайте проведем математическую разминку с мячом.
назови число на 1 больше
назови число на 1меньше
назови соседей числа …
Я начну, ты продолжай день недели (если знаешь, называй три дня вперед).
Молодцы ребята, справились с заданием, значит, вы готовы к путешествию. А отправимся мы сегодня в зоопарк.
А каким транспортом мы туда доберемся, узнаете, если по порядку соедините цифры. Начинаем с цифры 1, какая следует дальше…(Дети по очереди соединяют цифры)
На чем же мы отправимся?
Заведем мотор, и начнем обратный отсчет 10…1 и полетели…...
Совершим мягкую посадку (сели за парты).
II часть. Игровое упражнение «Зоопарк»
На доске карточки с изображениями животных - волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, коровы.
Воспитатель спрашивает у детей:
На какие две группы мы можем разделить животных?
Каких животных называют дикими? (Дикие животные – это животные, не прирученные и не одомашненные человеком. Дикая природа - это среда их обитания, т.е. их дом. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища).
Каких - домашними?
В нашем зоопарке будут жить только дикие животные.
Саша, подойди и отбери карточки только с дикими животными.
Сколько всего животных в нашем зоопарке? Посчитай. Д евять
Какой цифрой можно обозначить число девять? Цифрой 9
Найдите в цифровом ряду цифру 9.
На какую цифру похожа цифра 9? (Дети находят цифру 6)
Чем отличаются цифры 9 и 6? (Цифра 9 стоит на ножке, а 6 перевернута и стоит на голове).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения
С. Маршака «Веселый счет» :
Цифра «девять» , иль девятка,
Цирковая акробатка,
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Какие животные будут жить в нашем зоопарке? Дикие.
Сколько животных будет жить в нашем зоопарке? Девять.
Какой цифрой мы обозначим число девять. Цифрой 9.
Физминутка «Тик-так».
III часть. Игровое упражнение «План зоопарка».
Воспитатель просит детей отсчитать столько кругов разного цвета, сколько животных в зоопарке, и разложить круги на листе бумаги в ряд.
После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько всего кругов вы взяли? Сколько кругов какого цвета? Как вы составили число девять?»
Затем воспитатель просит детей разместить круги на территории «зоопарка» (на листах бумаги):
Красный круг в центре листа;
Зеленый круг в левом верхнем углу;
Желтый круг в правом верхнем углу;
Синий круг в нижнем правом углу;
Голубой в левом нижнем углу;
Два круга вверху листа;
Два круга внизу листа.
Посчитайте, сколько зверей мы разместили в зоопарке? Девять.
Дети рассказывают, где будет жить то или иное животное. (Даша, где живет лиса? Лиса живет в верхнем правом углу) и т.д.
- Молодцы ребята! Справились с заданием. Отодвиньте свои схемы и давайте отдохнем!
Физминутка «Солнце спит».
IV часть. Игровое упражнение «Соседи числа».
У каждого ребенка карточка «Домино» (от 1 до 10 кругов) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).
Воспитатель объясняет: У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; и старшее больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа.
Дети определяют предыдущее и последующее числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.
После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее (последующее) к обозначенному на карточке числу и почему эти числа назвали соседями.
Итог занятия
Давайте вспомним, с каким числом мы сегодня познакомились? (с числом 9)
Какая цифра обозначает число 9? Цифра 9.
- Каких животных мы называем дикими? (Животных, не прирученных и не одомашненных человеком. Дикая природа - это среда их обитания, т.е. их дом. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища).
- Каких - домашними? (Домашние животные живут рядом с человеком, эти животные не выживут без ухода человека).
- Кто сможет назвать по порядку дни недели?
Познакомить с составом числа 9, закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе, местоположение «слева от меня», «справа от меня», повторить названия геометрических фигур, составить фигуры из 8 равнобедренных треугольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: Состав числа 9
Задачи:
Обучающие: Познакомить с составом числа 9, закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе, местоположение «слева от меня», «справа от меня», повторить названия геометрических фигур, составить фигуры из 8 равнобедренных треугольников.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, воспитывать интерес к математическим знаниям.
Развивающие: Развивать смекалку, воображение, образное мышление.
Ход занятия
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Потому что в этот час,
Математика у нас.
1.Сегодня, ребята к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся и познакомимся. (Дети стоят в кругу и называют, кто стоит справа (слева) от тебя.)
а) назови число на 1 больше
б) назови число на 1меньше
в) назови соседей числа …
г) «Я начну, ты продолжай дни недели, называй 3 дня вперед».
3.Молодцы ребята, значит вы готовы к путешествию. Отправимся мы сегодня к королеве всех наук –к математике.
А каким же транспортом мы доберемся в ее царство, узнаете если по порядку соедините цифры. Начинаем с цифры 1, какая следует дальше…(Дети по очереди соединяют цифры)
На чем же мы отправимся?
Давайте начнем обратный отсчет 10…1
Заведем мотор и полетим.
Совершим мягкую посадку (сели за парты).
4.Появляется королева
Здравствуйте ребята, я рада вас видеть в своем королевстве. У нас сегодня есть цифра именинница, угадайте какая:
«Что за цифра акробатка,
Если на голову встанет, то шестеркой она станет»
Это цифра 9 (Ставит цифру на подставку)
Давайте ее рассмотрим: цифра 9 – это есть перевернутая 6, наверху рисуй кружок, вниз –дугу наискосок.
Ребята, давайте в воздухе пропишем эту цифру.
И сегодня королева Математики научит вас составлять число9 из двух меньших чисел. Давайте рассмотрим таблицу и запомним все способы состава числа 9.
Дети повторяют за воспитателем 1 и 8, а вместе 9 и т.д.
Молодцы, а теперь королева проверит, как же вы запомнили состав числа 9.
5.Поиграем в игру «Засели домик»
6.Молодцы ребята, а сейчас я проверю как вы умеете самостоятельно работать. Для этого возьмите пеналы и полоски. За хорошую работу я приготовила всем сюрприз.
Задание: выберите 2 любых способа, как можно составить число 9 из двух меньших чисел.
Королева проверяет и дети из волшебной шкатулки достают по 1 геометрической фигуре (называют ее).
7. Физминутка
8. – У меня есть друг, он охраняет мое королевство, кто это отгадайте:
«Машет радостно хвостом
Когда идет хозяин в дом
У нее удел таков
Дом хранить от чужаков» (собака)
Молодцы отгадали. Давайте проверим, правильно ли вы ее отгадали. Надо внимательно слушать меня. Возьмите листок в клетку. У вас на листке есть красная точка. Я буду говорить в какую сторону, и на сколько клеток провести линию, не отрывая карандаш от бумаги. Итак начали.
9.Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Кто-то к нам торопится. Отгадайте загадку:
«Появился во дворе
Он в холодном декабре
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой
К ветру зимнему привык
Наш приятель … (снеговик)
Здравствуйте ребята. А вы любите зиму. За что? (ответы детей)
А я вам принес зимние веселые рифмовки. Давайте отвечать все дружно.
а)Белая береза стынет от …(мороза)
б) С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие пушинки, белые… (снежинки)
в) Мы не ели, мы не пили, бабу снежную… (лепили)
г) На льду погасли огоньки, снимаю я свои …(коньки)
д) Я расчищу снег ребята, только мне нужна…(лопата)
е) Встали дети в хоровод, скоро праздник…(новый год)
Я вам что то принес, отгадайте загадку:
К нам на самый Новый год
Гостья из лесу придет
Вся зеленая в иголках
И зовут ее все …(елка)
(вешает рисунок с елкой)
Елку нам принес снеговик, но что-то на ней не хватает (игрушек). Загрустили снеговик и королева, но мы знаем, что Новый год - это волшебный праздник, и мы с вами тоже волшебники и сделаем игрушки из треугольников.
Упражнение «Снег идет»
У каждого из вас по 8 треугольников, вы должны сделать игрушку используя все треугольники, прикладывая их друг к другу.
а) сделаем домик
б)сделаем бабочку
в) сделаем бантик
г) сделаем парусник
д) сделаем рыбку
е) сделаем самолет на котором скоро отправимся обратно в детский сад.
Королева математики и Снеговик очень обрадовались, что у них в гостях такие умные, смышлёные дети, что они так любят математику.
Итог занятия
Давай те вспомним, что же мы сегодня делали (считали, называли соседей числа, дни недели, познакомились с составом числа 9, составляли фигуры из 8 треугольников, повторяли геометрические фигуры, отгадывали загадки, графический диктант.)
А на прощанье давайте украсим елку вашими геометрическими фигурами.
Нам пора обратно в детский сад завели моторы и полетели.