Раздел 8. Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей (по анализам трех занятий)

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики, состав

Подготовила: Захарова Н.В., воспитатель МБДОУ д\с №65, г. Ставрополь

Цель: учить составлять и решать задачи и примеры. Закрепить состав числа 9, закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

Закрепить состав числа 9.

Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Оборудование: наглядный и счётный материал, линейка на каждого ребёнка, мяч, задания на каждого ребёнка.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие далеко­далеко, на планету математики. Подойдите к столам, там у каждого лежит задание. А на чём мы отправимся, вы узнаете, когда соедините цифры по порядку. Начинаем с цифры 1. После цифры 1, Таня, скажи, какая цифра следует?

Воспитатель: Да, правильно 2. А после цифры 2, Артём, скажи какая цифра?

Воспитатель: Молодцы, и так по порядку.

Воспитатель: Настя, скажи, что у тебя получилось?

Настя: Ракета.

Воспитатель: У всех получилась ракета? Посмотрите, у вас есть ещё задание. Нужно помочь пчёлке собрать нектар. Пчёлка берёт те примеры в ведёрке, в которых ответ получается 9. Поможете? Для начала надо решить примеры, ответ у которых получится 9, соединим с ведёрком.

Помоги Пчелке собрать нектар

Воспитатель: А теперь назови, какой пример в ведёрко положил, Дима? Дима: 4+5.

Воспитатель: А Женя?

Воспитатель: Лиза?

Воспитатель: Настя?

Настя: 8+1.

Воспитатель: Все примеры собрали? Таня?

Таня: Нет, ещё один. 6+3.

Воспитатель: Молодцы! А теперь, чтобы наша ракета полетела, надо узнать, на какую кнопку надо нажать, чтобы отправиться в полет. Для этого надо решить задачи.

1. Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели:

8 румяных, наливных,

1 с кислинкой.

Сколько их?

2. Десять веселых медвежат За малиной в лес спешат,

Но один из них отстал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Воспитатель: Какая цифра у вас получилась? Лиза, сколько у тебя получилось?

Воспитатель: А сколько получилось у Димы?

Воспитатель: Молодцы, теперь можно отправляться в полет. Катя, подойди, на клавиатуре нажми на цифру 9.

Катя нажимает на цифру 9. Звучит музыка.

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в полёт. А пока мы летим, скажите, какие арифметические знаки вы знаете? (= + - > <).

Воспитатель: Мы подлетаем к планете. Закройте глаза. Ребята, посмотрите, мы прилетели на другую планету. И нас встречают жители этой планеты. Посмотрите, какие они необычные, а у одного из жителей есть конверт. Сейчас посмотрим, что в нём.

Смотрят. Там задания.

Воспитатель: А в нем задания. Задания то зашифрованные. Кто помнит, на какую цифру мы нажимали, что бы ракета взлетела? Женя, на какую цифру? Женя: 9.

Воспитатель: Назовите число, за которым идет число 9? (8) Назовите число, следующее за числом 9? (10) Назовите соседей числа 9? (8 и 10)

У вас есть счётные палочки. Давайте составим примеры с числом 9. Какой пример составила Настя? (4+5) Какой пример составила Арина? (3+6) А какой пример составила Маша? (2+7) А Катя составила? (9+0)

Физкультминутка «Мы устали, засиделись»

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот.

(Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Давайте поиграем и вспомним дни недели.

Игра «Дни недели». Я буду бросать мяч, и задавать вопрос. Кому бросила, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально. Вопросы: Какой первый день недели? Какой 3? После четверга, что будет? Какой день недели выходной? и т.д.

Воспитатель: Ребята, а у нас ещё одно задание. Нам предлагают отгадать загадки о геометрических фигурах.

1. Три вершины, три угла, три сторонки - вот и я! (треугольник).

2. Не овал я, и не круг, треугольнику я - друг. Прямоугольнику я - брат, а зовут меня... (квадрат).

3. Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква О. (круг)

4. Я - почти, как круг - малец, я похож на огурец.

5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею, но всё же похож на квадрат, между прочим. У меня 2 длинные стороны и 2 покороче, (прямоугольник)

Воспитатель: А теперь из геометрических фигур поможем нашим героям построить дом для числа 9 по схеме (схема крепиться на доске). Из каких геометрических фигур построен дом на схеме?

Дети: Квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дети строят дом.

Воспитатель: Какие красивые получились дома. А давайте измерим высоту дома? Длину дома? А с помощью чего мы будем мерить дом?

Дети: Линейки (измеряют высоту и длину дома).

Воспитатель: Какой высоты получился дом у Лизы?

Лиза: 9 см.

Воспитатель: А у Маши?

Маша: 9 см.

Воспитатель: Какой длины получился дом? У Насти?

Настя: 9 см.

Воспитатель: А Андрей померил?

Андрей: 9 см.

Воспитатель: Молодцы. А в конверте есть загадка. Но она не про геометрические фигуры. Послушайте и отгадайте загадку: что все замки открывает? Женя?

Женя: Ключ.

Воспитатель: А кто ещё как думает? Катя, а как ты думаешь, что это такое?

Катя: Ключ.

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. Давайте проверим, правильно ли вы её отгадали. Надо внимательно слушать меня. У вас на листиках есть чёрная точка. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начинаем: от чёрной точки вправо отсчитайте 8 клеток, затем вверх 2 клеточки, вправо 4 клетки. Вниз 5 клеток. Затем влево 4 клетки. 2 клеточки вверх. 4 клеточки влево. 3 клетки вниз. 1 влево. 1 вверх. Влево 1 клеточка. 1 вниз клеточка. 1 влево клетка. 3 клеточки вверх. 1 клеточка влево. И 1 клетка вверх.

Воспитатель: Что у вас получилось? Лера?

Лера: Ключ.

Воспитатель: А у Димы, что получилось?

Дима: Ключ.

Воспитатель: Значит, правильно вы отгадали загадку. Молодцы! Жителям этой планеты очень понравилось, как вы справились с заданиями. Вы все сегодня хорошо поработали, посмотрите, здесь есть ещё конверт. Посмотрим, что там. Что же это?

Дети: Медали.

Воспитатель: Жители этой планеты награждают вас за старание и за помощь им (награждение медалями). Но нам пора отправляться назад. Закрывайте глаза (звучит музыка). Ну вот мы и вернулись. Давайте вспомним (вопросы к детям):

Где мы были?

С каким числом мы сегодня работали?

Ответы детей.


Захарова Наталья Валентиновна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Суксунский детский сад «Колокольчик».

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие»

раздел «ФЭМП»

Тема: «Знакомство с составом числа 9 из двух меньших»

Подготовительная группа

Воспитатель подготовительной группы:

2015 год

Цель: познакомить с составом числа 9 из двух меньших.

Задачи:

1. Обучающая:

Познакомить с составом числа 9 из двух меньших;

Упражнять детей в решении задач на нахождение уменьшаемого;

Упражнять в ориентировке на плоскости;

Упражнять в выкладывании фигур по контурному образцу.

2. Развивающая:

Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Формировать активность и творческое воображение;

Расширить словарный запас детей словами: сыщик, маршрут, арифметическая задача.

3. Воспитывающая :

Приучать детей к усидчивости, внимательности, поднимать руку при ответе.

Материал: письмо от Матроскина, картинка сыщика, маршрут, буквы для составления слов, картинка бутерброда, картинка с изображением кружек, картинка и изображением состава числа 9 из двух меньших.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

Дети входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель обращается к детям: Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех сегодня видеть.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам с вами пришли гости, давайте поприветствуем их, поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : А теперь мы с вами возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку, для хорошего настроя на предстоящую работу. Хорошо, молодцы.

2. Мотивационный момент:

Ребята, сегодня мы с вами превратимся в сыщиков. А вы знаете кто такие сыщики.

Воспитатель показывает картинку сыщика и говорит, что сыщик – это человек, который раскрывает преступления.

И вот ребята к нам с вами сегодня пришло письмо от кота Матроскина.

Давайте его прочитаем.

Воспитатель читает письмо: «Мой друг дядя Федор прислал в подарок очень вкусный бутерброд и я на радостях пригласил гостей, но оказалось, что угощать было нечем потому что бутерброд украли. «Найдите пожалуйста мой бутерброд» С уважение, кот Матроскин.

Воспитатель: поможем коту Матроскину найти его бутерброд?

Воспитатель: А теперь рассаживаемся на свои места, спинки выпрямили и приготовились к работе.

3. Основной этап :

Воспитатель: Каждый сыщик начинает свое расследование с того, что выясняет все подробности преступления.

А еще ребята, в письме кот Матроскин указал, что считать он не умеет и поэтому не знает, сколько гостей должно прийти.

А вы ребята как думаете, сколько гостей пришло к Матроскину?

Дети: 9 гостей.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: посчитали кружки.

Воспитатель: правильно.

Воспитатель: А теперь давайте откроем тетради и посмотрим:

«В гости к коту Матроскину пришли черные и белые коты. Теперь мы с вами выясним, сколько и каких котов было: если белых котов было 8, то сколько черных? Давайте отсчитаем 8 белых котов и не будем их закрашивать, а теперь скажите, сколько значит черных котов?

Воспитатель: Давайте закрасим черным цветом, а рядом запишите цифрами, сколько получилось черных котов.

Воспитатель: И так мы с вами теперь знаем, сколько гостей было.

Воспитатель: Повторяет с детьми, так сколько гостей было?

Воспитатель: Но кто же из них вор?

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, под одной из кружек лежит записка. Давайте ее прочитаем: «Если вы хотите получить бутерброд, то должны решить мой задачи».

Воспитатель: Но прежде чем решать задачи, давайте повторим, что должно быть в задаче?

Дети: Условие, вопрос, решение и ответ.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: А теперь слушайте задачи:

1. «Я очень люблю рыбу. Недавно я поймал несколько рыбешек и положил их в ведерко, когда я пришел домой, то рыбок в ведерке было 6, потому что по дороге я съел одну. Сколько всего рыбок я поймал.

2. «Я поймал несколько мышей, но 2 из них сбежали. Когда я пересчитал оставшихся, их оказалось 6. Сколько мышей я поймал?

Воспитатель: Ну, вот задачи решены, но еще одно задача приготовлена для нас только она записана не цифрами, а буквами ПО+РОГ. Давайте посмотрим какое слово получилось?

Правильно порог, значит нам, где нужно искать бутерброд?

Дети: На пороге!

Воспитатель идет к порогу и находит еще одну записку с условным изображением маршрута (маршрут выставляется на доску).

Воспитатель: Ребята, что это такое?

Дети: маршрут, по которому будем искать бутерброд.

Воспитатель: Ирина, выходи к доске и попробуй записать маршрут. А остальные у себя в тетрадях.

Воспитатель: по маршруту, описанному в шифровке, мы с вами пришли к тени кота.

Воспитатель: Давайте рассмотрим фигуру кота и разделим его на геометрические фигуры. Как мы это будем делать?

Воспитатель спрашивает детей: сначала голову делим на квадрат и получаем 2 маленьких треугольника, а затем переходим к туловищу, также расчленяем его на квадрат и получаем 1 большой треугольник и выделяем лапку это маленький треугольник.

Воспитатель: хорошо разделили, а теперь будем выкладывать нашего кота из «Танграма». Один ребенок у доски, остальные на столах.

Воспитатель: Вот мы и поймали воришку! Но где же бутерброд?

Воспитатель: Ребята, наш кот раскаивается и больше не будет красть, но он не может вспомнить где спрятал бутерброд, но у него имеется шифровка, слушайте и угадывайте:

1. Это место, куда дети приходят каждый день? (детский сад).

2. Это помещение, где вы играете в детском саду? (группа).

3. Это предмет мебели, за которым сидит воспитатель? (стол)

Воспитатель: Вот мы с вами и разгадали шифровку, а теперь посмотрим где же на столе, спрятан бутерброд (находят бутерброд).

Воспитатель: Вот ребята, какие мы с вами замечательные сыщики, помогли коту Матроскину найти бутерброд, а мы с вами попросим кота больше не красть.

4.Итог :

Чем мы с вами сегодня занимались? Чему научились?

Что получилось хорошо, а что не получилось? Оцените себя, нарисуйте себе солнышко или облачко?

На этом все, спасибо за внимание!

Тема: «Состав числа 9 из двух меньших чисел»

Задачи:

Распознавать и преобразовывать геометрические фигуры;

Определять равенство и неравенство нескольких групп предметов.

2. Закрепить:

Составление числа 9 из двух меньших чисел;

Количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке;

Умение соединять короткие прямые линии, выполнять узор из квадратов и прямоугольников.

Демонстрационный материал: магнитные доски и 3 набора геометрических фигур (овалы, треугольники); Никитинские квадраты; 3 вида игрушек на 2 команды.

Раздаточный материал : цифры по количеству детей; тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми встает в круг и предлагает им математическую разминку в виде отгадывания загадок (стихи Н. Владимировой).

Десять умненьких сестер

Все считают с давних пор.

Посмотри, стоят рядком,

С ними ты уже знаком. (Цифры.)

Я на лебедя похожа:

Шейка есть и хвостик тоже. (Два.)

Эта цифра кувыркалась

И шестеркой оказалась. (Девять.)

Я как будто кочерга,

У меня одна нога. (Семь.)

Что за цифра: два кольца

Без начала и конца. (Восемь.)

Воспитатель благодарит детей за правильные ответы и предлагает им разбиться на 3 команды. Каждая команда подходит к своей магнитной доске. Воспитатель дает задание:

— Положите в ряд 8 овалов и один треугольник.

— Во второй ряд положите 7 овалов и 2 треугольника.

Воспитатель предлагает детям представить все варианты составления числа 9 из двух меньших чисел. Выполнив задание, каждая команда рассказывает, как она составила число 9.

Дети подходят к доске, взяв по одной цифре. Воспитатель читает стихотворение М. Сендака «Веселый счет». При упоминании нужной цифры ребенок подходит к доске и прикрепляет ее:

ОДИН. Остался Джон ОДИН —

Сам себе он господин.

ДВА. В окошко мышь влетела

И в горшок залезть хотела.

ТРИ. За бедной мышкой кошка

Следом прыгнула в окошко.

А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок!

Он вбежал и сел у ног.

ПЯТЬ - старушка-черепаха.

Завизжал щенок от страха!

ШЕСТЬ. Явилась, как ни странно,

Почтальонша-обезьяна.

СЕМЬ. Влетела к ним ворона

И за нос схватила Джона.

ВОСЕМЬ - тигр! Страшный зверь

Распахнул в квартиру дверь!

ДЕВЯТЬ. В дом вошел тайком

Черный дядька босиком.

Очень трудная загадка!

Как добиться здесь порядка?

Джони думал и гадал,

А потом себе сказал:

— Догадался! Все понятно!

При упоминании нужной цифры ребенок подходит к доске и забирает ее.

ДЕВЯТЬ! - громко крикнул Джон.

Черный дядька вышел вон.

ВОСЕМЬ! Тифа нет как нет.

Он исчез. Пропал и след.

СЕМЬ! Ворона улетела,

Хоть ужасно не хотела.

ШЕСТЬ! Сбежала обезьяна,

С ней не стало и банана.

ПЯТЬ! И быстро, как могла,

Черепаха уползла.

А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок!

Он и санки уволок.

ТРИ! Схватила кошка мышь!

Нет, голубушка, шалишь!

ДВА! И мышка убежала!

Кошка мышь не удержала!

Снова дома Джон ОДИН —

Сам себе он господин.

Воспитатель приглашает детей пройти за свои рабочие места и предлагает им игру «Сложи квадрат» (Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. С. 89).

Воспитатель благодарит детей за выполненные задания, затем предлагает им выйти из-за столов и разделиться на 2 команды.

— Возьмите и поставьте в красный обруч 3-х белок, в синий обруч - 3-х зайцев, в зеленый обруч - 2-х кукол. Сколько групп игрушек стоит перед вами? (3.) Как составлены эти группы? Во всех ли группах одинаковое количество игрушек? Каких игрушек меньше всего? (В зеленом обруче - 2 куклы.) Каких игрушек равное количество? Сколько всего игрушек в трех обручах? (8.)

— А теперь одна команда пусть возьмет по одной кукле и посадит в каждый обруч. Одинаковое ли количество групп у вас и у другой команды? (Нет.) Почему? (У нас — 2, у них - 3.) Одинаковое количество игрушек у обеих команд? (Да.) Почему так получилось? (Количество групп уменьшилось, а количество игрушек осталось прежним? Да, мы только переставили игрушки из одной группы в другую, а не убрали их.)

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: нарисовать узор из квадратов, узор из прямоугольников.

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе

Тема: Состав числа 9

Программное содержание :

    Познакомить с составом числа 9 из единиц .

    Познакомить с цифрой 9 .

    Совершенствовать умение назвать числа в прямом и обратном порядке от любого числа .

    Закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе.

    Развивать глазомер

    Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Мяч, карточки с изображением животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, корова), карточки с цифрами от 1 до 9 .

Раздаточный материал . Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), лист белой бумаги А4, цветные карандаши, раздаточный материал «Домино».

Ход занятия

I часть. Разминка

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Потому что в этот час,

Математика у нас.

Давайте проведем математическую разминку с мячом.

    назови число на 1 больше

    назови число на 1меньше

    назови соседей числа …

    Я начну, ты продолжай день недели (если знаешь, называй три дня вперед).

Молодцы ребята, справились с заданием, значит, вы готовы к путешествию. А отправимся мы сегодня в зоопарк.

А каким транспортом мы туда доберемся, узнаете, если по порядку соедините цифры. Начинаем с цифры 1, какая следует дальше…(Дети по очереди соединяют цифры)

На чем же мы отправимся?

Заведем мотор, и начнем обратный отсчет 10…1 и полетели…...

Совершим мягкую посадку (сели за парты).

II часть. Игровое упражнение «Зоопарк»

На доске карточки с изображениями животных - волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, коровы.

Воспитатель спрашивает у детей:

На какие две группы мы можем разделить животных?

Каких животных называют дикими? (Дикие животные – это животные, не прирученные и не одомашненные человеком. Дикая природа - это среда их обитания, т.е. их дом. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища).

Каких - домашними?

В нашем зоопарке будут жить только дикие животные.

Саша, подойди и отбери карточки только с дикими животными.

Сколько всего животных в нашем зоопарке? Посчитай. Д евять

Какой цифрой можно обозначить число девять? Цифрой 9

Найдите в цифровом ряду цифру 9.

На какую цифру похожа цифра 9? (Дети находят цифру 6)

Чем отличаются цифры 9 и 6? (Цифра 9 стоит на ножке, а 6 перевернута и стоит на голове).

Воспитатель читает отрывок из стихотворения

С. Маршака «Веселый счет» :

Цифра «девять» , иль девятка,

Цирковая акробатка,

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Какие животные будут жить в нашем зоопарке? Дикие.

Сколько животных будет жить в нашем зоопарке? Девять.

Какой цифрой мы обозначим число девять. Цифрой 9.

Физминутка «Тик-так».

III часть. Игровое упражнение «План зоопарка».

Воспитатель просит детей отсчитать столько кругов разного цвета, сколько животных в зоопарке, и разложить круги на листе бумаги в ряд.

После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько всего кругов вы взяли? Сколько кругов какого цвета? Как вы составили число девять?»

Затем воспитатель просит детей разместить круги на территории «зоопарка» (на листах бумаги):

Красный круг в центре листа;

Зеленый круг в левом верхнем углу;

Желтый круг в правом верхнем углу;

Синий круг в нижнем правом углу;

Голубой в левом нижнем углу;

Два круга вверху листа;

Два круга внизу листа.

Посчитайте, сколько зверей мы разместили в зоопарке? Девять.

Дети рассказывают, где будет жить то или иное животное. (Даша, где живет лиса? Лиса живет в верхнем правом углу) и т.д.

- Молодцы ребята! Справились с заданием. Отодвиньте свои схемы и давайте отдохнем!

Физминутка «Солнце спит».

IV часть. Игровое упражнение «Соседи числа».

У каждого ребенка карточка «Домино» (от 1 до 10 кругов) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет: У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; и старшее больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа.

Дети определяют предыдущее и последующее числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее (последующее) к обозначенному на карточке числу и почему эти числа назвали соседями.

Итог занятия

Давайте вспомним, с каким числом мы сегодня познакомились? (с числом 9)

Какая цифра обозначает число 9? Цифра 9.

- Каких животных мы называем дикими? (Животных, не прирученных и не одомашненных человеком. Дикая природа - это среда их обитания, т.е. их дом. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища).

- Каких - домашними? (Домашние животные живут рядом с человеком, эти животные не выживут без ухода человека).

- Кто сможет назвать по порядку дни недели?

Познакомить с составом числа 9, закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе, местоположение «слева от меня», «справа от меня», повторить названия геометрических фигур, составить фигуры из 8 равнобедренных треугольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе

Тема: Состав числа 9

Задачи:

Обучающие: Познакомить с составом числа 9, закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе, местоположение «слева от меня», «справа от меня», повторить названия геометрических фигур, составить фигуры из 8 равнобедренных треугольников.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, воспитывать интерес к математическим знаниям.

Развивающие: Развивать смекалку, воображение, образное мышление.

Ход занятия

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Потому что в этот час,

Математика у нас.

1.Сегодня, ребята к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся и познакомимся. (Дети стоят в кругу и называют, кто стоит справа (слева) от тебя.)

а) назови число на 1 больше

б) назови число на 1меньше

в) назови соседей числа …

г) «Я начну, ты продолжай дни недели, называй 3 дня вперед».

3.Молодцы ребята, значит вы готовы к путешествию. Отправимся мы сегодня к королеве всех наук –к математике.

А каким же транспортом мы доберемся в ее царство, узнаете если по порядку соедините цифры. Начинаем с цифры 1, какая следует дальше…(Дети по очереди соединяют цифры)

На чем же мы отправимся?

Давайте начнем обратный отсчет 10…1

Заведем мотор и полетим.

Совершим мягкую посадку (сели за парты).

4.Появляется королева

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть в своем королевстве. У нас сегодня есть цифра именинница, угадайте какая:

«Что за цифра акробатка,

Если на голову встанет, то шестеркой она станет»

Это цифра 9 (Ставит цифру на подставку)

Давайте ее рассмотрим: цифра 9 – это есть перевернутая 6, наверху рисуй кружок, вниз –дугу наискосок.

Ребята, давайте в воздухе пропишем эту цифру.

И сегодня королева Математики научит вас составлять число9 из двух меньших чисел. Давайте рассмотрим таблицу и запомним все способы состава числа 9.

Дети повторяют за воспитателем 1 и 8, а вместе 9 и т.д.

Молодцы, а теперь королева проверит, как же вы запомнили состав числа 9.

5.Поиграем в игру «Засели домик»

6.Молодцы ребята, а сейчас я проверю как вы умеете самостоятельно работать. Для этого возьмите пеналы и полоски. За хорошую работу я приготовила всем сюрприз.

Задание: выберите 2 любых способа, как можно составить число 9 из двух меньших чисел.

Королева проверяет и дети из волшебной шкатулки достают по 1 геометрической фигуре (называют ее).

7. Физминутка

8. – У меня есть друг, он охраняет мое королевство, кто это отгадайте:

«Машет радостно хвостом

Когда идет хозяин в дом

У нее удел таков

Дом хранить от чужаков» (собака)

Молодцы отгадали. Давайте проверим, правильно ли вы ее отгадали. Надо внимательно слушать меня. Возьмите листок в клетку. У вас на листке есть красная точка. Я буду говорить в какую сторону, и на сколько клеток провести линию, не отрывая карандаш от бумаги. Итак начали.

9.Ребята, какое сейчас время года? (зима)

Кто-то к нам торопится. Отгадайте загадку:

«Появился во дворе

Он в холодном декабре

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой

К ветру зимнему привык

Наш приятель … (снеговик)

Здравствуйте ребята. А вы любите зиму. За что? (ответы детей)

А я вам принес зимние веселые рифмовки. Давайте отвечать все дружно.

а)Белая береза стынет от …(мороза)

б) С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие пушинки, белые… (снежинки)

в) Мы не ели, мы не пили, бабу снежную… (лепили)

г) На льду погасли огоньки, снимаю я свои …(коньки)

д) Я расчищу снег ребята, только мне нужна…(лопата)

е) Встали дети в хоровод, скоро праздник…(новый год)

Я вам что то принес, отгадайте загадку:

К нам на самый Новый год

Гостья из лесу придет

Вся зеленая в иголках

И зовут ее все …(елка)

(вешает рисунок с елкой)

Елку нам принес снеговик, но что-то на ней не хватает (игрушек). Загрустили снеговик и королева, но мы знаем, что Новый год - это волшебный праздник, и мы с вами тоже волшебники и сделаем игрушки из треугольников.

Упражнение «Снег идет»

У каждого из вас по 8 треугольников, вы должны сделать игрушку используя все треугольники, прикладывая их друг к другу.

а) сделаем домик

б)сделаем бабочку

в) сделаем бантик

г) сделаем парусник

д) сделаем рыбку

е) сделаем самолет на котором скоро отправимся обратно в детский сад.

Королева математики и Снеговик очень обрадовались, что у них в гостях такие умные, смышлёные дети, что они так любят математику.

Итог занятия

Давай те вспомним, что же мы сегодня делали (считали, называли соседей числа, дни недели, познакомились с составом числа 9, составляли фигуры из 8 треугольников, повторяли геометрические фигуры, отгадывали загадки, графический диктант.)

А на прощанье давайте украсим елку вашими геометрическими фигурами.

Нам пора обратно в детский сад завели моторы и полетели.