Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

  • Закрепить умение различать и называть овощи и фрукты.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать в детях стремление к здоровому образу жизни, правильному питанию.
  • Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Материал:

  • муляжи овощей и фруктов, корзинки;
  • кукольный персонаж - Петушок;
  • свежие фрукты;
  • материалы для изодеятельности.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о том, что нам осень принесла! Но сначала вы должны отгадать мои загадки.

Стук в дверь (воспитатель выходит за дверь и одевает на руку куклу - Петушок).

Воспитатель: Кто это к нам пришел? Здравствуй Петушок, заходи к нам помоги ребятам отгадать загадки.

Круглый бок,
Желтый бок,
Сидит на грядке колобок
Врос в землю крепко,
- Кто же это?
Петушок: Колобок.

Воспитатель: А вы, как думаете, дети?

Дети: Репка.

Воспитатель: Следующая загадка

Летом в огороде свежие зеленые,
А зимою в бочке - хрустящие соленые.

Дети: Огурцы.

Воспитатель:

Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым кустом.

Дети : Редиска.

Воспитатель: Дети, а как можно одним словом назвать огурец, морковь, редиску?

Дети: Овощи.

Воспитатель: А какие овощи вы еще знаете?

Дети перечисляют остальные овощи.

Петушок: Яблоко.

Воспитатель: Ребята, правильно Петушок сказал?

Дети: Нет, неправильно. Яблоко - это фрукт.

Воспитатель: А какие фрукты вы еще знаете?

Дети перечисляют названия фруктов.

Воспитатель: Молодцы. Все правильно мне назвали. Скажите, где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут на деревьях в саду.

Воспитатель: А где же тогда растут овощи?

Дети: Овощи растут на грядках в огороде.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру "Собери урожай", а Петушок посмотрит и научится различать овощи и фрукты. В одну корзину нужно сложить овощи, а в другую фрукты.

Проводятся игры

Воспитатель: А вы знаете, что все овощи и фрукты очень полезные, в них много витаминов и полезных веществ. Чтобы быть здоровыми, нужно кушать свежие овощи и фрукты. И сейчас, мы поиграем в игру: "Узнай на вкус".

Проводится игра, Петушок играет вместе с детьми.

Петушок: Ребята, какие вы молодцы, все знаете и мне помогли запомнить названия овощей и фруктов.

Воспитатель: Ребята, давайте мы на память Петушку нарисуем овощи и фрукты. Дети первого ряда будут рисовать овощи, а второго - фрукты.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Петушок, посмотри, какие хорошие рисунки для тебя нарисовали дети, они очень старались.

Петушок: Большое спасибо, ребята, за ваши рисунки! Мне было очень интересно у вас на занятии. До свидания.

Конспект НОД в средней на тему «Дары осени».

Цель: Расширять знания детей об осени.

Задачи:

продолжать формировать знания детей об изменениях в природе осенью;

закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах;

расширять знания об осеннем урожае овощей и фруктов;

формировать любовь к природе;

расширять словарный запас детей;

Ход НОД:

Воспитатель: – Ребята, вы заметили, когда шли в детский сад, какая сегодня погода? (Ответы детей .)

-Почему такая погода? Какое время года? (Ответы детей .)

- Что происходит осенью? (Ответы детей.)

Дети читают наизусть стихотворение «Осень» В. Авдиенко:

Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где- то лето.

Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый, желто –розовый кленовый.

Здравствуйте, ребята. Я услышала стихи и пришла. Смотрите, какая у меня тяжелая корзина. В ней овощи и фрукты, которые люди собирают осенью: яблоки, груши, виноград, картошка, морковь, свекла. Вставайте в хоровод. Мы с вами поиграем.

Исполняют хоровод ную игру «Что нам Осень принесла»

Дети: Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки!

Дети: Значит, будут пироги!

Осень: Принесла вам гречки!

Дети: Каша будет в печке!

Осень : Принесла вам овощей!

Дети: И для каши и для щей!

Осень : Рады ли вы грушам?

Дети: Мы их впрок насушим!

Осень : А уж яблоки – что мёд!

Дети: На варенье, на компот!

Осень : Принесла и мёду полную колоду!

Дети : Ты и яблок, ты и мёду

Ты и хлеба припасла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень : Дождику вы рады?

Дети : Не хотим, не надо!

Воспитатель : – Ребята, вы чувствуете, что подул легкий ветерок? Покажите, как качаются веточки деревьев. А вот ветер подул сильнее. Веточки наклоняются ниже.

Осень: Ветер раскидал разноцветные листья. (Раскидывает листочки на ковре) . Давайте их соберем.

Дети собирают листья под музыку. У каждого ребенка по 2 листочка .

Исполняют танец с листьями под песню «Золотая осень»

Воспитатель : – Ребята, а вы хотите попасть в осенний лес? Осень, покажи, пожалуйста, детям осенний лес.

Осень: – Хорошо, давайте отправимся в лес.

-Раз, два, три, покружись и в лесу окажись.

-Ребята, а вот ежик. Он хочет собрать грибы, но забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя. Он просит вас рассказать ему про съедобные и несъедобные грибы.

Дети подходят к мольберту, показывают на картинках и называют съедобные и несъедобные грибы. Садятся на «пенечки».

Воспитатель : – Ребята, помогите ежику собрать грибы.

Проводится игра «Кто больше наберет грибов» (На полу раскладываются грибы: белые, лисички, мухоморы.) Осень проверяет, какие грибы собрали дети.

Воспитатель: – Ребята, вы такие молодцы! Ежик говорит вам спасибо. Вы рассказали ему про грибы и помогли их собрать.

Осень : – Ребята, все лесные звери отправились за грибами. Давайте и мы с ними пойдем, вставайте в хоровод.

Выполняют двигательное упражнение «За грибами»:

Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки (дети идут в хороводе ).

Белочки скакали, рыжики срывали (скачут поскоками, приседают ).

Лисичка бежала, лисички собирала (легкий бег, срывают воображаемый гриб ).

Скакали зайчатки, искали опятки (прыгают на обеих ногах, останавливаются и оглядываются по сторонам).

Медведь проходил, мухомор раздавил (ходят на внешнем воде стопы, в конце топают ногой).

Осень: - Ребята, мне пора идти. Надо помочь лесным животным приготовиться к зиме. До свидания. (Уходит, забирает ежика и корзинку с грибами)

Воспитатель : – А нам пора возвращаться из леса в детский сад.

-Раз, два, три, повернись и в детском саду окажись.

Рефлексия:

Воспитатель : – Ребята, вы запомнили, что нам принесла Осень в корзинке? (Ответы детей .)

- Давайте, каждый нарисует по желанию то, что нам приносит осень.

Дети рисуют пальцами по пшену и объясняют рисунок.

Сюрпризный момент:

-Ребята, нам Осень оставила в подарок вкусные груши.

Осень - пора урожая и листопада. Эта золотая красавица приходит к нам ежегодно и каждый раз детишки радостно встречают это яркое время года и получают новые впечатления. А чтобы поближе познакомить детей с осенью, устроим для них праздник. Этот сценарий предназначен для детей средней группы детского сада. Сценарий в стихах, но стихотворения короткие и не сложные, детям будет вполне под силу подготовиться и выучить по четверостишию. Будет очень интересно!

Сценарий

Ведущий: Дорогие ребята, наши гости! Мы собрались сегодня на праздник - праздник Осени.

Долго трудились разноцветные краски,

Природа вышла красивой как в сказке!

Вся разноцветная – вот красота!

Вы посмотрите, какие цвета!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?

Дети: Осень!

Ребёнок 1: Осень красит золотом
Рощи и леса,
Слышатся прощальные
Птичьи голоса.

Ребёнок 2: Алые и жёлтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пёстрый хоровод.

Ребёнок 3: Солнышко лишь выглянет,
Спрячется опять.
Долго лето красное -
Будем вспоминать.

Ребёнок 4: Деревья все осенним днём
Красивые такие!
Сейчас мы песенку споём,
Про листья золотые.

Песня «Желтенькие листики» музыка и слова О. Девочкиной

Ведущий: Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу.

Кто-то к нам сюда спешит,

И как будто бы шумит.

Входит старичок-лесовичок

Лесовичок:

Здравствуйте!
Я старичок-лесовичок,
В бороде травы клочок.
Я хожу с клюкой вокруг,
Стерегу и лес, и луг,
И деревья, и цветы,
А также ягоды, грибы.
Собирался я недолго,
Игры, шутки все сложил,
И в заветную котомку
Их к подаркам положил.
Вот и первая загадка,
Отгадайте, детвора,
Что же я сейчас достану,
Из принесённого добра?

Достаёт овощи и загадывает загадки.

Загадки:

В золотистой шелухе,
Очень нравится он мне.
Стоит счистить шелуху,
Слезы проливать начну. (Лук).

Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (Яблоко).

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка).

В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена. (Тыква)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Лесовичёк: А теперь давайте поиграем!

Игра «Кто быстрее соберёт шишки»

Ведущий: Какой ты молодец, старичок-лесовичок! Какую хорошую игру ты для детей придумал! Только ты скажи, а где же осень? Уж ей давно быть здесь пора.

Лесовичок: Ой, совсем забыл! Так заигрался! Так она должна с минуты на минуту сюда прийти!

Ведущий: Давайте с вами, ребята, Осень, придти сюда скорей попросим,

Дети (хором): Осень, осень, в гости просим!

Осень, осень, погости неделек восемь –

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождем, с перелетным журавлем!

Под музыка входит Осень.

Осень: Вы обо мне, а вот и я,
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черёд!
Вы рады встретиться со мной?

Дети: Да.

Ведущий: Милая, Осень, конечно, мы рады встречи с тобой. И готовились к ней: песни пели, и стихи учили. И сейчас тебе песню споем.

Песня Осень наступила

Осень: Какую замечательную песню вы знаете!
Разбрасывает листья, говоря
Осень: Листопад, листопад,
Листья по ветру летят,
Кленовые, берёзовые, дубовые…

Игра «Собери листочки» (кленовые – красные, берёзовые – желтые, дубовые - зелёные)

Ведущий: Ветер листьями играет

Листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

Прямо под ноги ребят.

Танец с листочками


6 ребенок: Снова осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша,
Как же осень хороша!

7 ребенок: Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы,
Всё нам, Осень, даришь ты!

8 ребенок: Каждый листик золотой -
Маленькое солнышко -
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко.

9 ребенок: Берегу я листики,
Осень продолжается!
Долго, долго у меня
Праздник не кончается!

10 ребенок: Осень по тропинке,
С дождиком шагает,
Клёны и рябинки
Тихо раздевает.

12 ребенок: Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.

13 ребенок: Одарила гостъя-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

11 ребенок: Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях,
Тоже не сидится.
Целый день сегодня,
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку,
Улететь хотят.

Ведущий: Пока мы стихи читали

По небу тучки набежали

Хмурая погода и дождик на дворе.

Стало очень холодно в октябре.

Танец с зонтиками


Осень: Весело у вас, ребята,
Встрече с вами очень рада!
За песни, за игры спасибо.

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, и тебе, старичок-лесовичок! Приходите к нам в следующем году!

Осень и лесовичок уходят.

Ведущий: Нам радостно, нам весело,

На празднике своём.

Пусть дети улыбаются

Осенним ясным днём!

Участники проекта - учитель-логопед и воспитатели средней логопедической группы, дети средней логопедической группы, их родители.

Тип проекта - творческо - информационный, краткосрочный.

Возрастная группа - средняя.

Актуальность темы:

Все дети любят есть фрукты и овощи, знают их названия, но в речи не наблюдалось обобщающих слов. В течение трёх недель были запланированы мероприятия на закрепление и уточнение представлений детей о названиях овощей и фруктов, их форме, цвете, размере, их вкусовых качествах, местах произрастания и пользы для здоровья. Было принято решение совместно с родителями оформить в группе выставку поделок из овощей и фруктов «Дары Осени». Принесены натуральные фрукты и овощи для ознакомления.

Цель работы над проектом:

Расширять представления детей о фруктах и овощах.

Задачи проекта:

Познакомить детей с разными фруктами и овощами.

Уточнить и расширить представления детей о фруктах и овощах.

Этапы реализация проекта «Что нам Осень принесла!»

Первый этап - подготовительный с 13.10.14г. по 17.10.14 г.

Задачи:

Выявить уровень знаний детей на тему фрукты и овощи.

Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

Совместная деятельность педагогов с детьми:

1. Диагностика.

Цели и задачи :

Выявить уровень знаний детей о фруктах и овощах.

2. Просмотр презентаций «Фруктовый сад», «Огород и что на нём растёт!», «Фруктовое лукошко», «Едет с поля урожай».

Цели и задачи :

- Привлечь внимание детей.

1. Рассматривание натуральных фруктов и овощей, картинок, фотографий, иллюстраций, рисунков по теме: «Фрукты и овощи».

Цели и задачи :

Определить потребность в изучении детьми названий овощей и фруктов, их обобщённых понятий.

2. Выставка детских книг по теме: «Фрукты и овощи».

Цели и задачи :

Выявить знания детей о значимости фруктов и овощей в жизни людей.

Работа с родителями:

  1. Изготовление папки передвижки «Волшебные ниточки», «Фрукты и овощи в рационе детей».

Цели и задачи:

Сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами группы по созданию положительно - эмоционального настроя у детей к принятию знаний по теме: «Фрукты и овощи».

2. Консультации для родителей на странице группы.

Цели и задачи:

Информировать родителей о требованиях образовательной программы для детей среднего возраста по данной теме;

Помочь родителям детей с ОВЗ закрепить в домашних условиях обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи», ввести в самостоятельную речь наработанный словарь по теме.

Мотивировать и стимулировать родителей к совместной деятельности с детьми дома.

Второй этап - содержательный с 18.10.14 г. по 31.10.14 г.

Задачи:

- Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей по теме: «Фрукты и Овощи».

Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

1. Познавательные беседы «Фрукты - где они растут?», «Овощи - где они растут?», «Чем полезны фрукты и овощи?».

Цели и задачи:

Познакомить детей с фруктовым садом и огородом, закрепить знания о названиях фруктов и овощах.

Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Закрепить знания обобщённых понятий «Фрукты» и «Овощи».

Непосредственно образовательная деятельность.

Ø Социально - коммуникативное развитие.

1. Сюжетно - ролевые игры: «Во саду ли, в огороде»!

2.Беседы, обсуждения на тему: «Фрукты и овощи» - где растут, как и кто ухаживает за садом, за огородом?

3. Дидактические игры: «Логические цепочки», «Собери половинки», «Магазин».

Цели и задачи:

Формировать знания о труде садовника, огородника.

Развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

Ø Познавательное развитие.

1. Показ презентаций «Фрукты» и «Овощи».

2. Просмотр мультфильмов: Сапгир «Апельсин», В. Сутеев «Мешок яблок».

3. Упражнения на согласование существительных с прилагательными «Назови цвет, форму».

Цели и задачи:

- Уточнить и расширить знания детей об овощах и фруктах.

Познакомить с тактильными, вкусовыми ощущениями,.

Формировать навыки умения внимательно слушать чтение сказок, рассказов.

Формировать интерес к книге и картинкам в ней.

Показать, как много можно узнать, рассматривая иллюстрации.

Ø Речевое развитие.

1. Чтение художественной литературы: сказка с заданиями «Болтливая редька», В. Сутеев «Яблоко», Т.А. Шорыгина «Овощи - какие они? », «Яблонька». Загадки и стихи.

2.Составление описательного рассказа про фрукт или овощ.

3.Дидактические игры: «Назови ласково», «Один - много», «Жадина».

4.Упражнения на согласовывание существительных с прилагательными «Назови цвет, форму».

Цели и задачи:

Расширять словарь за счёт существительных, прилагательных, глаголов по теме «Фрукты и овощи».

Развивать связную монологическую и диалогическую речь (простое распространенное предложение).

Учить составлять описательный рассказ на определённую тему.

Коррекционная работа:

Цели и задачи:

Стимулировать проявления речевой активности.

Развитие артикуляционной, мимической, мелкой моторики.

Закрепление правильного звукопроизношение звуков А, У, О.

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.

Формировать умение » оречевлять» игровую ситуацию.

Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.

Формировать умение повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из 2-3 простых нераспространенных предложений.

Развитие физиологического и речевого дыхания.

Развитие слухового внимания.

Развитие зрительного внимания.

    1. Артикуляционная гимнастика » Яблочко румяное, …«, «Пришли дети в огород…».
    2. Дидактические упражнения, «Пахнет - не пахнет», «Вкусная корзинка», «Сладкий апельсин», «Мы картошку собирали, мы ладошки замарали…», «Ароматный чесночок», «Лук понюхаем немножко, …».
    3. Дидактические упражнения «Поймай звук», «Найди звук», «Звук потерялся».
    4. Дидактические упражнения: «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Кто позвал Зайку?», «Зайка, сделай», «Бубен громко заиграет», «В огород (сад) мы все пойдем, … соберем».
      1. Составление рассказа-описания о фруктах, овощах по образцу логопеда с опорой на мнемотаблицу (презентации «Фруктовое лукошко», «Едет с поля урожай»)

Ø Художественно - эстетическое развитие.

1. Прослушивание детских песенок «Антошка, Антошка», «Огуречик».

2. Лепка фруктов и овощей. Темы: «Любимый овощ», «Фрукты в корзине».

3. Аппликация овощей и фруктов. Темы: «Компот из фруктов», «Овощи» из нарезанных ниток, работа с родителями и детьми «Чудо дерево».

4. Рисование фруктов и овощей. Тема: «Варенье»,»Любимый овощ«.

5. Конструирование. Тема: «Корзина для фруктов», «Овоще - хранилище».

Цели и задачи:

Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Восприятие музыки, художественной литературы.

Учить лепить фрукты и овощи, передавая форму и характерные особенности, показать - приемы лепки разными способами.

Учить правильно держать ножницы и работать с ними.

Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве.

Учить создавать постройки, объединять их в общую композицию, обыграть.

Коррекционная работа:

      1. Дидактические упражнения: «Посмотри и назови», «Слушай и называй», «Слушай и выполняй».
      2. Дидактическое упражнение «Остуди компот» («Горячий компот»)
      3. Дидактическое упражнение «Слушай и повторяй» (шепотная речь)

Цели и задачи:

Развитие глубокого вдоха и плавного выдоха.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Ø Физическое развитие.

Хороводная игра «Яблонька», подвижная игра «У медведя во бору».

Пальчиковые игры: «Это сладкий апельсин…», «Компот», «Как у нашей Зины фрукты (овощи) в корзине», «Засолка капусты»,

Цели и задачи:

Развивать координацию движений общей и мелкой моторики.

Способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предметно - развивающая среда:

1. Подбор художественной и познавательной литературы про фрукты и овощи.

2. Наборы картинок для составления описательных рассказов.

3. Трафареты для рисования.

4. Атрибуты для игр.

5. Настольный и пальчиковый театры.

Цели и задачи:

Развивать желание пользоваться книжками, рассматривать картинки, обсуждать.

Формировать умение составлять описательные рассказы.

Активизировать фантазию и речь детей.

Развивать умение самостоятельно пользоваться трафаретами.

Воспитывать желание довести дело до конца, аккуратность.

Формировать творческую инициативу в играх.

Побуждать детей к обыгрыванию сказок, стишков.

Формируем умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимика).

Работа с родителями.

1. Сбор художественной литературы по теме «Фрукты и овощи».

2. Совместная деятельность детей и родителей по созданию книжки - малышки, дидактического пособия «Чудо дерево».

3. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Цели и задачи:

Направить родителей на совместную с детьми деятельность.

Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Расширять кругозор, любознательность детей.

Третий этап - итоговый с 01.11.14 г. по 07.11.14 г.

Задачи:

- Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Что нам Осень принесла?»

Совместная деятельность педагогов с детьми.

1. Выставка детских работ.

2. Презентация книжки - малышки «Ах, как вкусно!», пособия «Чудо - дерево».

3. Круглый стол (приготовление салатов совместно с детьми - фруктовый и овощной);

4. Музыкальный досуг «Дары осени».

Цели и задачи:

Систематизировать и закрепить знания о фруктах и овощах.

Работа с родителями.

1. Презентация проекта «Что нам Осень принесла?».

Цели и задачи:

Показать родителям результаты работы по проекту «Ч то нам Осень принесла?».

В ходе работы над проектом:

Ø Повысилась речевая активность; дети стали лучше вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции;

Ø Значительно расширился словарь и произошла активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по темам «Овощи», «Фрукты»;

Ø Дети стали понимать обобщающие значения слов «Овощи», «Фрукты»;

Ø У детей стало формироваться умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении;

Ø Дети научились выделять одновременно два (три) свойства предметов (форма-цвет, форма-величина, величина-цвет, форма-цвет-величина);

Ø быстрее и активнее шла работа по развитию движений мимической мускулатуры; подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильного звукопроизношения;

Ø легче осуществлялась коррекция нарушений дыхательной и голосовой функций.

Клокова Вера Петровна

Юргилевич Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории

Место работы: ГБДОУ детский сад № 21 Колпинского района
Месторасположение: г. Санкт-Петербург

Программное содержание : Уточнить и закрепить знания детей о приметах осени, о явлениях осенней природы; называть фрукт на заданный звук. Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Развивать речь детей.

Материал : муляжи овощей, фруктов, иллюстрации овощей и фруктов, мешочек, венок из листьев.

Ход НОД

В. – Ребята, какое сейчас время года?

Д.: Осень.

В.: Осень какая? Предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Д.: Осень - дождливая, красивая, богатая, золотая, разноцветная, любимая, долгожданная, холодная и т. п.

В.: Молодцы. Главная примета осени - листопад. Я предлагаю вам превратиться в листочки.

Физминутка « Мы – осенние листочки»

Мы – осенние листочки на веточках сидим.

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал - и листочки все поднял

Закружились, полетели и на землю снова сели

(Проводится два раза. Дети выполняют движения на слова воспитателя)

Игровой момент – приход Осени

В.: Только осенью с деревьев падают листья. У меня есть венок из листьев, он обладает волшебной силой – тот, кто его наденет, становится волшебницей Осенью.

(воспитатель надевает на голову венок).

По лесной дорожке

Осень к вам пришла,

И с собой в мешочке

Подарки принесла.

(Воспитатель показывает закрытую корзинку)

В.: Как вы думаете, что я вам принесла?

Д.: Яблоки, груши, овощи…

В.: А чтобы узнать, надо выполнить задание. Нужно на ощупь определить, что за фрукт или овощ у меня в мешочке.

В.: Ребята, я к вам так торопилась, что положила вместе все плоды. Помогите мне разложить их на разные блюда.

Дидактическая Игра «Разложи овощи и фрукты»

(Дети раскладывают овощи и фрукты на разные блюда. Воспитатель спрашивает, почему они так положили)

В.: Ребята, я слышала спор между овощами и фруктами. Овощи говорят, что они самые главные, а фрукты - что они. Помогите разрешить спор между овощами и фруктами.

Д.: - Овощи полезные, в них много витаминов.

Когда болеешь, надо есть лук и чеснок.

Фрукты очень полезные, в них много витаминов.

Яблоки сладкие, из них можно сварить варенье.

В.: Значит, можно сделать вывод: важны и овощи и фрукты.

Игра «Исправим ошибку» .

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Яблочное варенье сварим из тыквы.

Гороховый суп сварим из груш.

Кабачковую икру приготовим из крыжовника.

Вишневый сок приготовим из огурцов.

Ребята, назовите фрукты, названия которых начинаются на звук [а].

Рефлексия :- о чем мы сегодня говорили на занятии?

Что нового узнали?