Даже среди первоклашек есть разделение на популярных и непопулярных одноклассников.

Хорошо, если ребенка просто игнорируют или терпят, но гораздо хуже, если нелюбовь проявляется с и насмешками.

Есть дети, которых такая ситуация совершенно не беспокоит - они живут в своем замкнутом мире, но есть такие школьники, которые сильно страдают от невозможности изменить положение вещей.

Повлиять на ситуацию можно в младшей школе , когда общение между сверстниками проходит пока еще на уровне совместных игр, и состав постоянных групп (кругов друзей) еще неясен. В этом возрасте дети прислушиваются ко взрослым, к мнению родителей и учителей, ждут от них поддержки и помощи.

Если к старшим классам скорректировать коммуникативные проблемы ребенка не удастся, то же самое ждет его и в студенческих, и в рабочих коллективах.

Основные причины недружелюбности:

  • физические дефекты или особенности внешности;
  • низкий интеллектуальный уровень, отставание в учебе;
  • одаренность ребенка;
  • неопрятный внешний вид, несоблюдение гигиенических норм;
  • застенчивость или, наоборот, навязчивое стремление к ;
  • ребенок ябедничает, стараясь привлечь внимание;
  • низкий достаток родителей;
  • гиперопека родителей;
  • переход ребенка в другую школу или другой класс;
  • этнические и национальные отличия.

Наталья Григоренко, психолог : «Довольно сложно выделить четкие причины непопулярности ребенка в школе. Общение между людьми в каждом коллективе - разное. Чтобы выяснить истинную причину и помочь школьнику, нужно пообщаться с ним лично. Конечно, многое зависит от коллектива, правильного поведения взрослых, в частности, родителей. Ни в коем случае нельзя бросать ребенка одного в такой сложной ситуации» .

Чтобы выявить истинные причины непопулярности своего ребенка, разговаривайте с ним как можно больше . Не о конкретной проблеме, а просто ни о чем и обо всём. Поговорите о том, как дела в школе, может, мимоходом всплывет информация о взаимоотношениях в классе, о зарождающихся проблемах. Проанализируйте поведение ребенка в будни и в выходные дни.

О проблемах в общении с одноклассниками могут говорить такие «сигналы» :

  • одноклассники звонят крайне редко либо не звонят вообще;
  • ребенок сам не звонит им или делает это очень редко;
  • не рассказывает об одноклассниках;
  • ребенка не зовут на вечеринки или дни рождения;
  • он сам не знает, кого позвать на свой День рожденья;
  • постоянно ищет предлоги, чтобы не ходить в школу;
  • сидит дома по выходным или гуляет только с родными;
  • не участвует в школьных мероприятиях.

Что делать?

Важно, чтобы ребенок не сломался за то время, пока он будет оставаться отвергнутым: не озлобился, не замкнулся и не опустил руки.

Коммуникативные проблемы . Учите ребенка рассказывать о себе, своих увлечениях, интересоваться желаниями и стремлениями других людей. Объясните, как поддерживать разговор. Поощряйте его желание звонить сверстникам, но предварительно обсудите, что он хочет сказать. Проговорив и осмыслив информацию, ваш младшеклассник будет чувствовать себя более спокойно во время телефонного разговора.

Если ребенок застенчив . Поговорите с учителем, чтобы он включал вашего школьника в совместную внешкольную (или школьную) деятельность. При этом важно создавать ситуацию . Такой ход поможет ребенку почувствовать себя более уверенно.

Сложности в общении могут появиться и у детей, которые навязчиво стремятся к лидерству . Научите ребенка выражать свои желания, потребности, чувства. Объясните, что это поможет окружающим понять их и более адекватно на них реагировать.

Неуспеваемость в школе тоже влияет на отношение одноклассников. У всех детей разные способности, и требовать от каждого быть отличником - по крайней мере, глупо. Чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным, найдите ему , где он сможет реализоваться. Поощряйте новые увлечения своего ученика, предлагайте новые варианты. Помогите ему найти себя.

Физические недостатки или особенности внешности . Здесь нужно сразу действовать! Когда дефект нельзя устранить сразу, компенсируйте его физически или психологически. Очень полный ребенок пусть сядет на диету и займется спортом, а слабый и худенький - усилит физические нагрузки. Если проблем с нет, то очень скоро сверстники перестанут замечать внешние недостатки у веселого и доброго друга.

Низкий достаток родителей . Если в классе устоялось мнение, что положение человека определяется его материальным достатком, то ребенку будет сложно донести, что это не самое главное в жизни. Ему же хочется быть, как все6 дорого одеваться, иметь дорогой гаджет и т.д. При выборе одежды легко можно слукавить: выбирать вещи того же стиля, но менее популярных брендов: выглядеть школьник будет не хуже. Научите ребенка копить деньги на желаемую вещь, объясните ему ценность заработанных денег.

Переход в другую школу или класс . Часто резкая смена коллектива сопровождается . Но сейчас ребенку нужно абстрагироваться: присмотреться к созданным в коллективе группам, выбрать похожие увлечения, взгляды, интересы. Ему нужно быть активным, но не навязчивым, включаться в совместную деятельность, ведь одноклассникам нужно узнать о новичке как можно больше.

Наталья Григоренко, психолог : «Если в детском саду или в другой школе проблем с коммуникацией с одноклассниками не было, то в новом классе появились некие обстоятельства, которые провоцируют защитные механизмы ребенка. Ежедневно спрашивайте, как прошел день в школе, пусть рисует картинки на тему «Моя школа», «Мой класс», «Мои школьные друзья», «Моя первая учительница», «Мой лучший друг», «Я и класс» и т.д. Конечно, не всё сразу, а постепенно. Расспрашивайте, что он нарисовал, кого изобразил черным, коричневым или серым цветом, какого размера, в какой части листа. Рисунки покажут Вам проблему».

Конечно, причин не складывающихся отношений в классе может быть гораздо больше. Но вам главное - поверить в своего ребенка, разговаривать с ним как можно больше о его жизни и возможных проблемах. Помогите ему найти друзей, ведь поддержка родных и сверстников - это важная составляющая социальной адаптации.

Будьте внимательны к своему ребенку. Успехов!

Школьная пора – это не только время, когда нужно усиленно впитывать знания, учить уроки, но и время, когда появляются первые друзья, которые, возможно, останутся на всю жизнь. Но случается и такое, что найти не то, что новых друзей, но даже знакомых ребёнку очень сложно. По каким-то причинам он становится изгоем класса, замыкается в себе и не может уже впустить в свою жизнь людей, которые готовы были бы с ним общаться. Если ваш ребёнок не находит общий язык с одноклассниками, его часто обижают, стоит, в первую очередь, разобраться в причинах его неприятия окружающими.

Синдром «жертвы»

Как бы печально это не звучало, но большинство подростков – жестокие люди. Они не приемлют тех, кто сильно отличается от них как внешне, так и эмоционально. Многие дети играют в школе роль жертвы и это может быть вызвано следующими причинами:

Неадекватное выражение эмоций. Зачастую дети-изгои долго терпят издевательства и не дают отпора. Но когда терпение заканчивается они могут очень жёстко ответить на незначительные провокации или даже полезть в серьёзную драку.

Сильная зависимость от мнения окружающих. К примеру, ребёнок может быстро бросить спортивную секцию только из-за того, что кто-то не так на него посмотрел.

Физические недостатки. Сильная худоба или лишний вес может вызвать неприязнь окружающих, особенно в подростковом возрасте. Дети сначала смотрят на внешний вид друг друга, а уже потом решают дружить им с этим человеком или нет. Да, такое случается и во взрослом мире, но в школьные годы – это особенно заметно, ведь дети ещё не очень умеют скрывать свои истинные эмоции. Если ребёнок имеет какие-то физические недостатки, то он рискует стать изгоем класса.

Неопрятность. Неприятный запах изо рта, неаккуратная причёска, громкое сморкание и другие признаки невоспитанности отталкивают людей. Если с предыдущими особенностями бороться труднее, то эти достаточно легко скорректировать, подав хороший пример ребёнку, рассказав о нормах приличия в общества.

Как заставить ребёнка меняться?

После того, как вы разобрались в причинах, почему к вашему ребёнку плохо относятся одноклассники, стоит обсудить с ним это. Задача родителя состоит в том, чтобы не решить все проблемы за ребёнка, а помочь ему самому разобраться во всём. Помните, что «маменькиных сыночков» и ябед никто не любит. Постарайтесь поставить ребёнка на место этих людей и спросить его, как бы он отнёсся к человеку, который часто обижается или проявляет сильную агрессию. Захочет ли он дружить с тем, кто приходит в школу с немытой головой, от которой неприятно пахнет? Скорей всего, ваш ребёнок тоже не захотел бы общаться с таким человеком. Проанализировав свои поступки, человек начинает корректировать своё поведение и старается не делать, того, что отталкивает окружающих. Труднее обстоят дела с физическими недостатками. В том, что его облик не такой, как у других из-за каких-либо заболеваний — он не виноват. Здесь нужно разговаривать с ребёнком, дать ему понять, что люди всегда относятся с непониманием на то, что противоречит их представлениям. Невозможно постоянно отвечать на негатив негативом, в жизни ещё придётся много раз столкнуться с человеческой жестокостью и глупостью, ребёнок должен уметь игнорировать таких людей, не концентрировать на них своё внимание. Если же ваш сын или дочка очень сильно зависят от мнения окружающих, то тут приходит на ум фраза Бернарда Шоу «Вопрос «а что подумают люди?» должен стоять на самом последнем месте. По сути всем всё равно. Жизнь-то твоя.» Воспитывайте лидеров, которые не опираются на мнение посторонних, а лишь на свои поступки. Не спорим, что в подростковом возрасте дети стремятся поддаться всеобщему мейнстриму и если у Васи Петров есть айфон 7, то без него невозможно прожить и Мише Яковлеву. Но зачастую наши желания не совпадают с нашими возможностями, поэтому важно воспитывать ребёнка согласно вечным моралям, в которых цена человека измеряется не в количестве айфонов и прочих гаджетах, а в его поступках, силе духа, в багаже знаний. Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте все детали того, что его гложет, делитесь своими жизненными ситуациями и рассказывайте о том, как вы бы себя повели. Не всегда физический отпор является негативным проявлением эмоций, бывает – это единственный верный способ донести своё мнение оппоненту. Если ваш сын пришёл с фингалом, не стоит его ругать за то, что он вступил в драку, дайте ему рассказать о причинах его поступка. Похвалите его, если он одержал победу – это очень для него будет важно. Как раз, если мальчик не может дать сдачу, он чаще всего и причисляется к ряду изгоев. Если же причина проблем в школе у вашего ребёнка в неопрятности, то тут, уж извините, всё зависит от вас. Следите за тем, чтобы ребёнок ходил в школу в чистой одежде, был мытым. Рассказывайте ему о нормах приличия в обществе. Без верных советов и хорошего примера, ребёнку сложно будет понять, что в нём не так, если до этого ему никто об этом не говорил.

Ошибки родителей

Наши дети – это отражение нас. Они делают то, чему мы их научили. Мы сейчас отбросим влияние социума и расскажем о самых распространённых ошибках родителей, по вине которых, ребёнка могут не принять в школе.

1.Идеализируете своего ребёнка. Конечно, мы все стараемся защитить своего ребёнка, что бы не произошло, но безоговорочно вставать на сторону ребёнка в конфликте с другими детьми — дело не совсем правильное. Проведите простой эксперимент: запишите 10 жалоб ребёнка на одноклассников, а также то, что вы ему отвели. Если в восьми и более случаях вы оправдали своего ребёнка, значит, и вы невольно создаёте ему проблемы.

2.Вмешиваетесь не в свои дела. Мы уже писали о том, что дети не любят тех, кто жалуется родителям. Если ваш ребёнок из таких, посоветуйте ему как решить проблему, но сами не выступайте в роли «шерифа», который всё разрулит. Не стоит ходить домой к обидчику и угрожать, что если он ещё раз подойдёт к вашему сыночку, то получит «по самое не балуйся!» Решать свои проблемы человек должен учиться с самого детства.

3.Навязываете свой опыт. Ваш ребёнок – это в первую личность со своим психоэмоциональным складом. Диктуя ребёнку как поступить в той или иной ситуации, он теряет гибкость и спонтанность в поступках. Можно рассказать о том, как вы бы поступили, но не навязывать. Ребёнок должен всегда думать своей головой, а не быть марионеткой в руках родителей.

4.Помните обиды. Учите ребёнка прощать и не помнить обиды, иначе жить будет очень сложно. Ненужно припоминать ребёнку, как одноклассник Егорка разбил ему нос в первом классе. В школе часто все друг друга обижают, чаще всего это неосознанно, просто потому что дети не умеют пока ставить себя на место другого и не могут чувствовать обиды других. Если помнить постоянно только плохое и не прощать, друзья вряд ли появятся.

Резюмируя, стоит отметить, что дружба с одноклассниками для ребёнка может быть гораздо важнее учёбы. Ведь дружба – это одно из самых важных составляющих полноценной и счастливой жизни человека. Возможно, урок дружбы помог бы некоторым детям стать более коммуникабельным и решить многие психологические проблемы, которые делают их изгоями класса. Жаль, что такую дисциплину пока в школах не ввели, но её можете преподавать вы сами!

Не совсем хорошо. Конечно, прекрасно, что у ребенка доверительные отношения с родителями и ему хватает их общества. Однако он обязательно должен научиться общаться и со сверстниками, иначе во взрослой жизни его могут подстерегать серьезные проблемы: ему будет очень сложно привыкать к коллективам, неумение находить общий язык с людьми может серьезно повлиять на его личную жизнь и профессиональные успехи, лишить его шанса в достижении карьерных высот.

Есть ли изначально вина родителей в том, что их сын или дочь ни с кем не дружит?

Вовсе не обязательно. Есть дети, которые в силу своего характера абсолютно не стремятся к общению. Родители нисколько не ограждают их от сверстников, наоборот, были бы рады, если бы их ребенок с кем-то дружил: приглашал своих товарищей в гости, ходил к ним.

Однако встречаются и другие семьи, дом которых закрыт для гостей. Детям же дается установка на то, что хороших друзей просто не может быть: обманут, предадут, ничего не сделают бескорыстно! Иногда говорится все это не прямолинейно, а достаточно завуалированно. Например, вроде бы родители и не против дружбы своего сына или дочери с тем или иным ребенком, но у последнего всегда находятся какие-то отрицательные черты: либо он просто хуже учится, либо не так хорошо ведет себя, либо его родители ниже по социальному статусу, то есть можно общаться, но особой пользы от этого общения их любимому чаду не будет. Дети очень тонкие психологи: они прекрасно улавливают мысли родителей и стараются не идти наперекор их воле, иногда даже подыгрывают взрослым, то и дело сообщая им о тех или иных промахах своих товарищей по школе.

Если родители никогда не ограничивали ребенка в общении с другими детьми, не препятствовали тому, чтобы его школьные товарищи бывали у них дома, не обсуждали в его присутствии недостатки других ребят или их родителей, значит, их вины в том, что у сына или дочери не получается «дружить», нет!

В чем может быть виноват сам ребенок?

Детский коллектив часто суров и даже жесток, но, надо признать, в какой-то степени справедлив. Каких товарищей не любят дети? Тех, кто ведет себя высокомерно, агрессивно, жадничает, по каждому поводу жалуется родителям, ябедничает учителям. Достаточно одной какой-то отрицательной черты, чтобы ребята отвернулись от одноклассника. И еще дети не любят грязнуль. Пусть им самим родители постоянно напоминают о том, что нужно мыться, быть опрятными в одежде – к чужим слабостям они нетерпимы!

Как помочь ребенку найти общий язык с другими детьми?

Сначала нужно выяснить причину, почему в классе нет детей, которые бы ему симпатизировали. Как это сделать? Во-первых, внимательно выслушать самого ребенка, заставить его рассказать правду. Пусть он подробно расскажет, как к нему относятся одноклассники и как он отвечает им. Во-вторых, обязательно поговорить с учителями, конкретно задать им вопрос: замечали ли они, что ребенок не находит общий язык с товарищами? Что, по их мнению, может быть причиной такой изолированности от коллектива. В-третьих, набраться смелости и выслушать самих детей: в начальных и средних класса ребята еще достаточно открыты, лукавить они не умеют, могут немного преувеличить проблему, но, в целом, из их ответов картина должна проясниться.

Помощь должна быть корректной!

Пытаясь помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников, родители должны быть предельно тактичны: грубое вмешательство в личное пространство сына или дочери чревато последствиями, даже если они еще совсем дети. Как это сделать так, чтобы ребенок не обиделся, не замкнулся? Конкретный совет дать нельзя: родители должны сами чувствовать, когда и в какой момент можно завести с ребенком разговор о его проблемах, уметь находить подходящие слова.

Если же придется обращаться к третьим лицам – учителям или одноклассникам ребенка, то и это сделать максимально деликатно по отношению к последнему. Попросить учителя сохранить разговор втайне от сына или дочери; поговорить не со всеми детьми, а с наиболее доброжелательными, ответственными, самостоятельными – теми, чье мнение будет достаточно объективным. К кому именно из детей обратиться, опять же может подсказать учитель.

К беседе с одноклассниками тоже нужно подготовиться. Не стоит задавать такие слишком прямолинейные вопросы: «Почему вы не любите моего ребенка? Что он сделал вам плохого?» Можно начать разговор с нейтральных тем: «Какие уроки вам больше нравятся? Кем хотите стать?» И уже только потом, когда дети разговорятся, пошутить: «Что-то никто не приходит к нам в гости?» Или опять же полушутя спросить: «Мой сын (или дочь) никого не обижает в классе?»

К сожалению, не у каждого ребенка в школьном коллективе складываются дружеские отношения с одноклассниками, причем эта проблема психологического характера не зависит от возраста детей. Бывает так, что дети не воспринимают некоторых учеников в классе, начиная с начального звена, но чаще всего отношения усложняются в подростковом возрасте. Ребенок, являясь изгоем в коллективе, замыкается в себе, неохотно ходит на уроки, становится агрессивным, обидчивым, его легко задеть, казалось бы, самой безобидной фразой.

Причины плохих отношений с одноклассниками

Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребенка, учат его взаимодействию с социумом на своем примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей. Как утверждают психологи, отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того что стали жертвами нападок. Они с легкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников (слова, поступки) выдавая ожидаемую реакцию. Если ребенка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».

Бывает и так, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того что ребенок не умеет общаться, он замкнут, молчалив, избегает диалогов, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе со сверстниками мешает и неумение общаться, а также незнание элементарных правил поведения. Например, если ребенок зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения, вряд ли кто-либо захочет с ним дружить.

Иными словами, отвергаемые дети не умеют осмысливать свои поступки, управлять эмоциями, принимать верное решение, как поступить в той или иной сложной ситуации. Они очень ранимы и уязвимы. Любой ровесник, проронивший грубое слово в адрес такого ребенка, незамедлительно становится его врагом, и, напротив, одноклассник, оказавший ему самую незначительную помощь или поддержку, становится лучшим другом в его мыслях. В свою очередь оказавший эту поддержку даже не подозревает об этом, не считая свой поступок героическим и удивляясь, насколько благодарен ему отвергнутый всеми товарищ. Замечено, что дети, которые не умеют находить контакт со сверстниками, стараются найти поддержку среди педагогов, жалуясь на своих обидчиков.

Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Вряд ли сложные в общении дети смогут самостоятельно исправиться и найти общий язык с одноклассниками. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, а именно родители и педагоги.

На родительском собрании классный руководитель проводит беседу о том, как помочь ребенку найти друга, преодолеть застенчивость и побороть внутренний страх перед окружающими. Советы педагогов могут стать очень действенными.

Не всегда родители имеют представление о том, как проходят дни их сына или дочери в школе, как складываются отношения в коллективе и часто не знают о том, что их ребенок испытывает сложности. Если в его поведении прослеживаются некоторые странности, он редко приводит или вообще не приводит в дом друзей, не рассказывает о своей школьной жизни, об одноклассниках и вообще ведет себя замкнуто, стоит поговорить с классным руководителем и выяснить, все ли в порядке. Можно побывать на уроках, посмотреть, как ребенок ведет себя с другими детьми, общается ли с ними. В случае, если будут выявлены признаки того что ему некомфортно в школе, родителям придется озаботиться тем, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками.

Признаки того что школьника отвергают:

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.

Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику, ведь насмешки со стороны сверстников могут привести к серьезным психологическим заболеваниям.

Решение проблем с одноклассниками – задача непростая, но нужно направить все силы на ее решение, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая судьба формирующейся личности, ее успех и благополучие. Человек на протяжении всей своей жизни проводит в социуме, вот еще одна причина того, что ребенка важно научить вести себя с окружающими. В школе решает, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками психолог и классный руководитель, стараясь привлечь к этой проблеме и родителей.

Как наладить отношения с одноклассниками в 13, 14 и 15 лет

Что могут предпринять родители? С раннего возраста объяснять сыну или дочери, что улыбка и дружелюбие привлекают людей, поэтому нужно постараться вести себя приветливо, чаще улыбаться. Не стоит быть резким и грубым, но в тоже время важно уважать и любить себя, тогда и окружающие будут относиться с уважением.

Кроме того, родители могут приглашать в гости школьных товарищей своего ребенка. Полезно рассказывать на примере собственного опыта, о том, какие проблемы могут подстерегать в детстве и как их разрешать. Не нужно запрещать проявлять эмоции, пусть даже негативные, ведь эмоциональность – это то, что поможет установить правильные взаимоотношения с людьми, жить полной жизнью, радоваться и негодовать. Хороший результат принесет обсуждение родителей с ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, а также нахождение путей для их разрешения или предотвращения.

Задумываясь о том, как наладить отношения с одноклассниками, нельзя исключать и того, что бороться с проблемой придется долго, возможно даже придется перевести ребенка в другую школу, если его пребывание в стенах данного учреждения приводит к частым конфликтам с окружающими. Тем более, часто бывает так, что дети сами выбирают себе жертву среди тех, кто уязвим.

Многие родители, стараясь взять решение проблем с одноклассниками в свои руки, идут в школу разбираться с обидчиками ребенка, но так делать нельзя, поскольку это лишь усугубит ситуацию, дети будут продолжать вредить, только исподтишка. Лучше всего вынести этот вопрос на родительском собрании, либо научить ребенка самостоятельно разрешать сложные ситуации, непременно поддерживая его и помогая советом. При благоприятном семейном климате формируется успешная, уверенная в себе личность. Зная, что дома его любят, понимают и поддерживают, школьник легче переносит жизненные трудности, быстрее адаптируется в социальной среде.

Если ребенку с раннего возраста прививаются такие качества, как общительность, доброта, дружелюбие, отзывчивость, скорей всего перед ним не встанет вопрос, как наладить отношения с одноклассниками в 13 лет, 14 и 15. Родителям необходимо быть правильным примером для сына или дочери и всегда показывать, как следует вести себя с окружающими людьми.

Статья прочитана 20 549 раз(a).

Как правильно чихать?

Покажите ребенку, что чихать надо не в ладонь, а в локоть. Так меньше вирусов окажется на игрушках, дверных ручках и одежде, которые он потом будет трогать. А еще лучше пользоваться одноразовыми бумажными платочками.


Дети в начальной школе не всегда понимают, как наладить дружеское общение с одноклассниками. В силах родителей помочь своему чаду улучшить коммуникативные навыки и объяснить, как можно избежать или решить конфликтные ситуации.

Роль позиции родителей

Отношение родителей к окружающим зачастую становится определяющим в умении ребенка общаться с другими ребятами. Можно выделить две ситуации, которые повышают риск неприятия малыша сверстниками. Одна из них - это замкнутые, необщительные родители, не способные научить свое чадо эффективному взаимодействию с детьми и взрослыми. Когда кроха видит, что мама и папа сторонятся людей и проводят большую часть времени в уединении, они неосознанно перенимают эту модель поведения. Ведь родительский пример авторитетен для любого ребенка.

Другая ситуация - это родительская агрессия по отношению к окружающим. Нередко можно встретить взрослых, которые винят в своих проблемах других и занимают довольно крайнюю позицию. Дети таких родителей обычно ведут себя агрессивно и эгоистично в коллективе, из-за чего у них не получается по-настоящему сдружиться со сверстниками.

Однако стоит признать, что чаще всего проблемы с общением возникают у робких, нежели эксцентричных детей. Поэтому стеснительный и замкнутый ребенок остро нуждается в помощи взрослых.

Распространенные ошибки детей

По наблюдению психологов, многие дети, у которых не ладятся отношения в коллективе, совершают одну и ту же поведенческую ошибку: они проявляют излишнюю эмоциональность и обидчивость. Когда ребенок легко поддается на провокации одноклассников, рыдая или крича из-за мелкого замечания в свой адрес, сверстники это замечают и начинают пользоваться.

Разумеется, родители должны объяснить ребенку эти моменты, даже если у него никогда не было конфликтов с одноклассниками. Необходимо донести мысль о том, как важно управлять своими чувствами, сдерживать эмоции и вести себя спокойно, общаясь с людьми.

Чтобы вовремя помочь малышу наладить отношения с одноклассниками и не допустить конфликтов, мягко контролируйте ситуацию. Не все дети могут рассказывать родителям о своих проблемах. И чем старше ребенок, тем больше он замыкается в себе, отгораживая свою личную жизнь от членов семьи. Стоит регулярно проявлять интерес к делам своего малыша, но делать это очень ненавязчиво.

Если у вашего чада есть определенные проблемы, будь то нервные тики или необходимость принимать лекарство по часам, обязательно предупредите об этом классного руководителя, чтобы он помог ребенку почувствовать себя комфортно в классе при этих обстоятельствах.

В случае, когда у ребенка уже были неприятные столкновения с одноклассниками, посоветуйте ему немного переменить тактику поведения. Например, предложите ему похохотать вместе с ребятами над обидной шуткой, вместо того чтобы размахивать руками и кричать. Если же малыш, напротив, слишком робкий, пусть он посмотрит в глаза нападающему сверстнику и покажет, что готов дать отпор. Поведение по непривычной схеме может выбить окружающих из колеи и прекратить конфликты.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники и поддерживайте участие во внеклассных мероприятиях. В расслабленной и не учебной обстановке ребятам гораздо проще сдружиться между собой. И самое главное: развивайте у ребенка уверенность в себе. Именно родители лучше всех могут помочь преодолеть комплексы и фобии, в том числе страх общения. Но если члены семьи слишком критичны или требовательны к малышу, это будет только усугублять ситуацию.

Спокойные родители, с пониманием относящиеся к детским неудачам и успехам - залог уравновешенного, счастливого и общительного ребенка.