В каждой семье с нетерпением ждут от ребенка новых умений, которыми можно будет похвастаться и перед родственниками и на прогулке перед другими мамами. Восторг вызывает первая улыбка, первое «агу», первый осознанный взгляд.

В предвкушении новых умений

К возрасту 4-5 месяцев ребенок уже многое может делать сам — поднимать голову, переворачиваться, рассматривать игрушки. И родителям хочется скорее уже увидеть, как малыш мило сидит в своей кроватке и самостоятельно играет с погремушками. На волне такого желания попытка ребенка схватить протянутый палец мамы и притянуть ее к себе так же, как и любимую игрушку, воспринимается как стремление сесть вертикально. Закономерно у родителей возникает вопрос: следует ли помогать, когда ребенок пытается сесть в 4-5 месяцев?

Официальный подход

По информации Всемирной Организации Здравоохранения, сидеть без опоры ребенок может начать с 4 до 9 месяцев. Однако отечественные педиатры не рекомендуют присаживать ребенка до достижения возраста 6 месяцев, даже если родителям кажется, что ребенок в 4 месяца пытается садиться. Для того чтобы удерживать свое тело в положении сидя, требуется чувство равновесия, а оно формируется одновременно с развитием крупной моторики. Поэтому даже для 6-месячного ребенка, у которого центральная нервная система еще только развивается, характерно ощущение неустойчивости в вертикальном состоянии.

Важнее всего принять, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Скорость освоение новых физических навыков зависит и от темперамента, и от веса ребенка. Худенький, гибкий малыш может торопиться получить возможность наблюдать за миром вокруг из положения сидя. А пухленький, спокойный ребенок вполне может подольше довольствоваться разглядыванием игрушек над кроваткой.

Большинство малышей начинают хорошо сидеть с небольшой помощью в возрасте от 7 до 9 месяцев. Но есть дети, которые садятся в возрасте 1 года, при этом не имея отставания в умственном и физическом развитии.

Мифы и реальность

В настоящее время уходят в прошлое домыслы, которыми раньше запугивали родителей, слишком рано сажающих деток вертикально: а именно, миф о том, что если девочка в 4 месяца пытается садиться, то у нее непременно будет загиб матки и проблемы с деторождением. Это не так. На самом деле, если девочка или мальчик в 4 месяца пытаются сесть, то их могут постигнуть одинаковые неприятные последствия в связи с сильной нагрузкой на неокрепший позвоночник — это и сколиоз, и радикулит, и другие нарушения опорно-двигательного аппарата.

Основная задача родителей в воспитании малышей до года заключается в создании благоприятной среды, в которой дети смогут полноценно развиваться. Для этого необходимо обеспечить безопасное пространство и следить за здоровьем и самочувствием малышей. При отсутствии неврологических заболеваний и иных нарушений дети стремятся освоить новые умения и без дополнительных стимулов со стороны взрослых.

Что может негативно повлиять на здоровье ребенка?

Когда ребенок в 4 месяца пытается садиться, родители иногда совершают действия, которые не рекомендуются педиатрами. Небезопасно для здоровья ребенка усаживание в подушки, так он заваливается в разные стороны, а также ношение в переноске типа «кенгуру», где он расположен сидя и вся нагрузка идет на позвоночник. Нельзя также сажать малыша в стульчик для кормления или коляску с вертикальным положением спинки, допустимо только в положении полулежа. От нагрузки может пострадать не только неподготовленный позвоночник малыша, но и сдавленные внутренние органы. Естественные изгибы позвоночника, которые будут поддерживать осанку, формируются постепенно, поэтому позвоночник детей до полугода не предназначен для вертикальных положений и позволяет деткам находиться только лежа.

Когда ребенок готов сидеть?

Исследовать мир вокруг и знакомиться с новыми игрушками малыш готов уже через пару недель после рождения. Однако с моторными навыками ситуация обстоит несколько иначе. Вполне возможно, что ребенок в 4 месяца пытается садиться, держась за опору. Здоровый малыш обязательно научится сидеть, стоять и ходить за ручку. Важно не торопить события и позволить мышцам ребенка адаптироваться к выполнению новых задач. Родители могут определить готовность ребенка сидеть по набору признаков: малыш уже может стоять на четвереньках и при этом дотягиваться рукой до предметов, а также подгибать ножки. Самым удачным вариантом будет умение ребенка ползать на четвереньках, так как именно ползание максимально позволяет подготовить мышцы спины к вертикальным нагрузкам.

Самостоятельные попытки сесть малыш сможет предпринять, когда будет уметь подтягиваться на руках. После этого ребенок может поворачиваться на бочок и, опираясь на руку, опуститься на попку. Сначала положение будет неустойчивым и малыш будет заваливаться на бочок, но со временем научится удерживать равновесие.

Как помочь малышу?

Что же можно делать родителям, если малыш в 4 месяца пытается сесть? В первую очередь, следует помнить о пользе гимнастики. Ежедневные упражнения укрепят мышцы спины и помогут ребенку лучше овладеть ручками и ножками, почувствовать возможности своего тела. Отличным упражнением для развития мышц плечевого пояса станут занятия на фитболе, например, перекатывание малыша с одного бочка на другой. Во время бодрствования ребенка нужно часто укладывать на животик, чтобы он тренировался подниматься на четвереньки и тянуться за подвешенными игрушками. Интересным занятием также станет «полоса препятствий», когда малышу нужно преодолеть лежащую подушку, чтобы дотянуться до любимой яркой игрушки.

Когда придет время, малыш научится садиться сам и будет готов к новым свершениям. А родителям незачем переживать, если ребенок в 4 месяца пытается садиться, можно легко помочь ему в освоении этого важного навыка.

Каждый день жизни малыша наполнен сложнейшей работой – и умственной, и физической. Ежечасно он совершает массу открытий.

А его движения, которые кажутся нам, взрослым, простыми и незначительными, для крохи равносильны тренировке в спортзале.

А уж такие достижения, как , – это настоящий праздник и для малыша, и для его родителей.

Но что делать, если кроха решил порадовать близких своим очередным спортивным достижением раньше положенного срока?

И как быть маме, которой не дают покоя успехи сверстников ее малыша? Можно ли форсировать физическое развитие ребенка и учить его таким сложным «трюкам», как умение сидеть, с раннего возраста?

Педиатры настоятельно советуют не торопить события и ориентироваться на средние показатели физического развития ребенка:

  • в шесть месяцев малыш должен научиться ;
  • в семь – ;
  • в восемь – и ложиться из положения сидя.

Конечно, это приблизительные цифры. Каждый малыш уникален и развивается в своем темпе.
Большинство детишек в возрасте четырех-пяти месяцев уже начинают активно двигаться и познавать окружающий мир. Но идеальной позой для них в этот период по-прежнему остается положение лежа.

Позвоночник грудничка приспособлен именно к горизонтальному положению.

В нем даже отсутствуют естественные изгибы, предназначенные для поддержания правильной осанки в вертикальном положении – кифозы и лордозы.

Таким строением детской спины природа словно намекает: «Полежи, малыш, наберись сил!»

также не готовы к такой серьезной нагрузке, как поддержание вертикального положения тела. Для укрепления мышечного каркаса нужны физические нагрузки. Поэтому возраст, в котором малыш научится сидеть, зависит и от его характера и поведения. Активные детишки, которые все время двигаются, сучат ручками и ножками, начнут сидеть раньше, чем более пассивные их сверстники. Но даже такие активные дети не должны садиться раньше пяти месяцев.

Упитанные дети обычно начинают сидеть чуть позже, чем их сверстники с нормальным телосложением. Ведь чтобы удержать свой вес, им нужно больше сил, чем остальным детям. К тому же полненькие детишки менее подвижны, а значит, их мышцы получают меньшую нагрузку и медленнее развиваются.

Если малыш не пытается сесть самостоятельно, значит, его организм пока не готов к этому.

Родителям тоже следует немного подождать и соблюдать несколько правил.

  • Не усаживать малыша в подушки.
  • Не возить в коляске сидя. Можно поднять спинку коляски на 45°, но не выше.
  • Не усаживать кроху к себе на руки. Можно держать его на коленях в положении полулежа.
  • Не носить в переносках типа «кенгуру», рассчитанных на положение сидя.

Можно легко определить, готов ли ребенок сидеть. Если из положения сидя он падает, значит, следует немного повременить с попытками принять вертикальное положение.

Наблюдая за ним в этот момент, можно легко определить, какие мышцы нуждаются в укреплении. Если малыш сидит с круглой спиной, значит ослаблены мышцы спины и шеи. Если падает назад – недостаточно развит пресс. Если же заваливается на бок – нужно уделить внимание укреплению боковых мышц.

Детишек, которым не исполнилось шести месяцев, нужно правильно держать на руках. Следует помнить, что сам он пока не может держать спину ровно, и поддерживать кроху подмышки.

Чем опасны ранние попытки сидеть?

Родители, которые пренебрегают этими советами и торопятся усадить ребенка раньше времени, могут нанести серьезный вред его здоровью. У детей, не достигших шестимесячного возраста, такие эксперименты могут стать причиной искривления позвоночника, смещения позвоночных дисков.

А проблемы с осанкой влияют не только на двигательную систему. Искривление позвоночного столба негативно сказывается на внутренних органах, влечет их смещение и сдавливание, нарушает нормальную работу.

Раннее присаживание опасно для позвоночника

Искривление позвоночника у маленьких детей очень сложно диагностировать. Обычно оно проявляется только в школе, когда ребенок начинает проводить много времени за партой.

От раннего присаживания страдает не только спина малютки. Многие родители для того, чтобы усадить сына или дочку, тянут малыша за ручки. Это может привести к вывихам.

Что делать, если ребенок пытается сесть?

Самым нетерпеливым и любопытным малышам можно предложить несколько упражнений, которые помогут укрепить спинку и подготовить ее к посиделкам.

  • Почаще выкладывать кроху на твердую поверхность в разных позах. Особое внимание уделять выкладыванию на животик. Именно лежа на животе, поднимая головку и плечики, младенец укрепляет мышцы, необходимые для сидения. А если положить перед ребенком игрушку – он будет тянуться к ней, и упражнение будет еще эффективнее.
  • Положить малыша на животик, приподнять, поддерживая под грудью и под голени. Ножки ребенка должны упираться в тело взрослого. Несколько секунд удерживать его в таком положении. Спина и ягодицы ребенка будут напрягаться, и мышцы будут получать необходимую нагрузку.
  • Многим малышам нравится приподниматься из положения лежа на спине, держась за руки взрослого. Это тоже хорошая тренировка. Ребенку, лежащему на спине, предлагают ухватиться за пальцы мамы или папы. И если младенец изъявит желание, позволить ему приподняться на пару секунд.
  • Нужно помнить, что малыш так торопится сесть потому, что ему очень интересно все, что происходит вокруг. Поэтому, пока кроха не может сидеть, стоит почаще брать его на руки и показывать все, что его интересует.

Все эти и другие упражнения нужно обсудить с педиатром, спросить совета, ведь с каждым месяцем жизни малыша меняется комплекс упражнений, подходящих для него. К тому же только врач сможет точно определить, какая группа мышц ребенка нуждается в особом внимании.

должна проводиться тогда, когда малыш бодр, весел и настроен на физическую активность. Конечно, малышу не захочется заниматься на голодный желудок. Но нельзя его беспокоить и сразу после еды. Оптимальное время для гимнастики – через полчаса после приема пищи.

Перед выполнением упражнений помещение должно быть проветрено.

Поверхность, на которой будет лежать ребенок, должна быть достаточно твердой и теплой. Пеленальный столик, застеленный теплым покрывалом – идеальный вариант.

Нужно помнить, что, если во время гимнастики малыш легко одет, ему может быть холодно при рекомендованных 18-20 °C.

Поэтому следует внимательно следить за настроением и самочувствием крохи и при необходимости одеть его потеплее или повысить температуру в комнате на 2-3 градуса.

Укреплению мышц спины способствуют также регулярные водные процедуры.

Мнение доктора Комаровского

Врач-педиатр Евгений Олегович Комаровский всегда обращает внимание родителей на то, что преждевременные нагрузки на неокрепший позвоночник ни к чему хорошему не приведут. Он советует поощрять и не торопиться с умением стоять и сидеть.

Родителям детей, которые пытаются сесть раньше шести месяцев, он дает простой и действенный совет: не помогать. Если мышцы спины готовы – малыш сможет самостоятельно сесть. В противном случае он просто не сумеет принять горизонтальное положение. Врач убежден, что чем позже ребенок научится сидеть, тем лучше для его здоровья. И пока малышу не исполнится год, Евгений Олегович призывает дать ему возможность развиваться в темпе, удобном для него.

Также доктор Комаровский, как и подавляющее большинство его коллег, не одобряет увлечения некоторых родителей всяческими ходунками и прыгунками. Иногда мамы и папы прибегают к их помощи, пока ребенок не научится сидеть и стоять. Подобные устройства предназначены для того, чтобы укреплять двигательный аппарат малыша. На самом деле в ходунках спина испытывает сильную нагрузку. Кроме того, пока ребенок пользуется ими, он не может научиться удерживать равновесие.

Физическое развитие ребенка – очень индивидуальный процесс. Многие детишки приобретают новые навыки в установленные сроки. Есть и такие, которые бегут впереди планеты всей, и могут обогнать сверстников в развитии на месяц, а то и два. Встречаются и медлительные, неповоротливые крохи, которые не спешат покорять новые вершины. Родители должны помнить, что каждый малыш научится ползать, сидеть и ходить тогда, когда будет готов, и торопить его не стоит. Нужно просто поддерживать ребенка и помогать ему.

В данной статье Вы узнаете, почему один ребёнок садится в 4 месяца, а другой и после полугода этого не делает, а также что делать, если ребёнок рано сел.

Каждый ребёнок – это маленькая индивидуальность. Все малыши развиваются по-разному: кто-то уже в 8 месяцев начинает топать, а кто-то и после года ленится это делать. То же касается и момента, когда ребёнок начинает садиться. У всех это происходит в разные периоды. И, конечно, если в год малыш не сидит сам, то это повод для обращения к врачу, но если вы заметили такую проблему в полгода, бить тревогу не стоит. Бывают случаи, когда, напротив, ребёнок садится рано. Что же делать в таких случаях?

Итак, если ребёнок сел, к примеру, в 4 месяца, это не повод для беспокойства, ведь это значит, что он развивается правильно и гармонично, просто его развитие несколько опережает общепринятые нормы. Многие мамы, видя попытки малыша сесть, начинают этому препятствовать, считая, что раннее присаживание очень вредно. Особенно это касается мам девочек, так как до сих пор бытует мнение, что если девочку сажать раньше полугода, то в дальнейшем у неё будет загиб матки. Но это не более чем миф.

Так что, если ребёнок садится в 4 месяца, не стоит мешать ему, но и не следует давать малышу слишком долго сидеть, так как всё же это не полезно для не успевшего окрепнуть позвоночника. Но всё-таки, родителям стоит знать, что определённых параметров и образцов развития нет. И если кроха сам сел в 4 месяца, то это означает лишь одно: значит, его организм был к этому готов, ведь в противном случае у малыша данный манёвр просто не получился бы. Что касается вопроса о том, когда можно и нужно ли сажать кроху родителям, обкладывая подушками (чтобы малыш не заваливался на бок, назад или вперёд), то обычно это делают с полугода, хотя некоторые и вовсе не занимаются такими вещами, а ждут, когда ребёнок сядет сам. И такой подход имеет под собой основания.

Так что, ничего криминального и ужасного нет в том, если ребёнок рано сел, так как развитие – это вещь сугубо индивидуальная. Так что препятствовать и запрещать малышу не стоит, иначе, у него просто пропадёт интерес к освоению новых навыков, и он будет расти пассивным. Хотя всё же сидеть слишком долго малышу не стоит, ведь спинка ещё не достаточно окрепла.

ну мама же не только нужна рядом, чтобы врезать обидчику, словами уже не объясняют в таких ситуациях?

"Защищать, пока не сможет защитить себя сам.

Защищать детей нужно обязательно. Конечно, не стоит уподобляться склочникам, которые по любому поводу бегут "качать права" в школу, садик, во двор. Но оставлять ребёнка беззащитным (да ещё попрекать его тем, что он не может постоять за себя сам!) взрослые просто не имеют права. Ведь это самое натуральное предательство.

Поверьте, если бы ребёнок мог расправиться с обидчиками без посторонних, он бы с удовольствием это сделал. Никому не хочется чувствовать себя слабаком и трусом. Как только он соберётся с силами, ваша помощь станет ему не нужна. А пока этого не произошло, долг родителей - обеспечивать ему надёжную защиту.

В конце концов, мы ведь тоже не всегда справляемся со своими обидчиками сами, а в каких-то случаях прибегаем к помощи милиции. Как бы вы посмотрели на милиционеров, которые на просьбу защитить вас от распоясавшихся бандитов, ответили бы:

А кулаки у вас на что? Сами защищайтесь, как можете. Человек должен уметь сам за себя постоять.

Вам кажется неправомерным сравнивать маленьких распоясавшихся хулиганов с большими? Но ваш-то ребёнок тоже маленький. И для него Петька с Колькой, терроризирующие двор, такие же страшные, как для вас - настоящие террористы."

Вот что рекомендует родителям психолог Мария Аралова :

«- Не расстраивайтесь, если ваш малыш отдает все игрушки, когда его просят, и не отвечает обидчику. Скорее всего, это происходит потому, что он растет в доброжелательной атмосфере и нападки сверстников его удивляют, а не озлобляют. (Однако не забудьте о том, что маленькому ребенку в сложной ситуации необходима наша защита от агрессоров – см. пункт 2.1).

Помните, что дети не умеют разбираться сами. Чтобы ребенок чувствовал эмоциональную безопасность, не уходите далеко, наблюдайте за его игрой.

Постарайтесь объединить несколько доброжелательно настроенных детишек для интересной игры. Скорее всего, забияки и драчуны попытаются присоединиться к играющим, чтобы не остаться в изоляции.

Если вы заметили, что ребенок играет с одной формочкой, потому что остальные у него забрали, не спешите делать вывод, что "у него всю жизнь будут все отбирать". Зачастую дети оказываются мудрее, чем нам кажется, и их поведение может быть продуманной стратегией.

Научите ребенка показывать, что какие-то действия других детей бывают ему неприятны. Если агрессия "постороннего" малыша по отношению к вашему постоянна, скажите: "У нас дома никто не толкается. Это некрасиво. С тем, кто толкается и дерется, никто не играет".

Помните, что маленькие дети могут долго сидеть неподвижно, изредка что-то лепеча или передавая друг другу. Не спешите вмешиваться и организовывать игру - детишки изучают друг друга, перед тем как войти в контакт.

Не позволяйте малышам вредить друг другу словом или действием. Ваша задача - научить детей гибкости. Внимательно наблюдайте за играющими детьми и при необходимости уводите игру в безопасное русло.

Если случилось так, что вы испробовали все средства борьбы с агрессором (предупредили, сказали, отвлекли), а он все равно не сдается, вы можете прибегнуть к крайней мере - предложите малышу ущипнуть обидчика за попку. Никакого вреда это ему не принесет, но может отрезвить и дать понять, что ваш ребенок может постоять за себя. Однако вы должны объяснить малышу, что это можно делать лишь в том случае, если остальные средства не помогли».

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Казалось бы, что сложного в том, чтобы сказать ребенку «нет» и добиться желаемого эффекта? Однако каждый родитель знает, что часто отказы и запреты становятся причиной слез, истерик и вспышек агрессии. Так как этого избежать?

сайт собрал 11 советов, следуя которым вы сможете говорить «нет» малышу спокойнее и увереннее.

1. «Нет» должно произноситься редко

«Нет» должно стать вашим козырем. Если ребенок будет слышать от вас «нет» с интервалом в 5 минут, то очень быстро перестанет на него реагировать. Если же употреблять слово «нет» редко и на фоне многих «да», оно будет восприниматься как стоп-сигнал, как что-то очень важное.

2. Первое «нет» играет ключевую роль

Запрещать ребенку какое-либо действие в первый раз нужно спокойным уверенным тоном, с серьезным выражением лица и с приведением понятных причин. Важно, чтобы ребенок сразу усвоил, почему, например, нельзя рисовать на стенах фломастером. Каждая следующая попытка донесения «нет» рискует оказаться провальной.

3. Говоря безапелляционное «нет», приготовьтесь потрудиться

Запрещая ребенку что-либо, вы его обижаете. По крайней мере, для него все выглядит именно так. Но это не значит, что вам нужно сразу пытаться его успокоить и смягчить свою позицию, - это значит, что вам нужно настроиться на дополнительную работу. Чтобы облегчить переживания ребенка, постарайтесь разделить их с ним. Обнимите его, посочувствуйте, скажите о том, что вы понимаете его, но так делать нельзя, и точка. Главное, не отменяйте запрет! Ребенок смирится с невозможностью сделать задуманное, но при этом не будет одинок в своих переживаниях и будет чувствовать вашу любовь и поддержку.

4. Недостаточно отказать, нужны объяснения

Если ребенок не понимает, почему чего-то нельзя, вероятность того, что он захочет повторить это действие снова, увеличивается. Самый эффективный способ сказать «нет» - назвать веские причины, которые ваш ребенок может понять. Однако учтите, что, когда малыш сердится или огорчен, он просто не в состоянии воспринимать долгие и сложные объяснения, почему нельзя. Длинные нотации он, скорее всего, пропустит мимо ушей, поэтому формулируйте предложения коротко и на доступном ему языке.

5. «Да» может означать отказ

Дети слышат «нет» так много раз, что со временем они перестают верно интерпретировать это слово. Поэтому стоит взять на заметку, что «да» тоже может означать «нет». Например, если ваш ребенок хочет новую игрушку во время покупок в супермаркете, вы можете ответить: «Да, если это то, что ты хочешь получить на Новый год». Таким образом ваш ребенок получит желаемое и научится идти на компромиссы.

6. Никаких криков! «Нет» произносится нейтрально

В зависимости от того, как вы произносите «нет», меняется его значение. Если ваш отказ выражается на повышенных тонах, то это сродни выяснению отношений, а не воспитание. То же самое касается «нет» с улыбкой на лице. Ребенок рассуждает так: «Родитель говорит зло, значит, он меня не любит; родитель говорит весело, значит, он просто играет».

7. Отказывайте, предлагая при этом альтернативу

Когда вы предлагаете ребенку альтернативу, у него не возникает ощущения очередного отказа. Например, «Я не разрешаю тебе играть с этими чашками, но ты можешь взять из шкафа набор цветных пластиковых стаканчиков и делать с ним что хочешь». Как правило, дети охотно и очень быстро соглашаются на альтернативу.

8. Не давайте ложных надежд

Родители часто говорят детям «не сейчас». Но если не сейчас, то когда? Если вы не будете сдерживать свои обещания, у малыша могут возникнуть проблемы с доверием. Дайте ребенку конкретную информацию, чтобы он мог понимать, сколько чего-то стоит ждать. Например: «Не сейчас, дорогой. Мы купим тебе это на день рождения».