Консультация на тему: « Технология проведения целевых прогулок и экскурсий в ДОУ»

Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности.

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и территории ДОУ. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведённую с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объём задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона.

Экскурсии вне территории ДОУ проводятся с детьми начиная со средней группы.

Задание: Предлагаю вам на примере картотек проследить последовательность тематики по возрастам.

Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной, экскурсии рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц, целевые прогулки – 1 раз в 2 недели.

    природоведческие (познавательные) экскурсии: в парк, к водоёму.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении.

Познавательные экскурсии могут быть

С целью воспитания эстетических чувств (в музей, на выставку);

Ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

    экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, театр, в библиотеку, на стройку).

Их можно проводить эпизодически, в зависимости от программы и возраста детей.

Задание: Предлагаю вам на примере картотек проследить сезонность природоведческих экскурсий

Успех экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию, воспитатель ориентируется на особенности окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Маршрут движения группы должен предусматривать возможно меньшее число пересечений проезжей части и, по возможности, использование только регулируемых переходов. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе - 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

План и маршрут согласовываются с заведующим или старшим воспитателем и зарегистрироваться в журнале по организации прогулок и экскурсий за пределы участка у медработников.

Проинформировать родителей заранее (иногда требуется согласие родителей, если имеются медицинские противопоказания).

Подготовить команду сопровождающих (2 воспитателя и их помощник, не менее 2 родителей или работников детского сада на 25-28 детей средней группы и не менее 3 в старшем дошкольном возрасте). Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).

При посещении производственного объекта необходимо получить разрешение на проведение экскурсии и обговорить ход экскурсии с ответственным представителем, определить содержание беседы рабочих с детьми.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Своеобразие экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых состоит в том, что дети наблюдают трудовую деятельность человека и технологический процесс. В основной части экскурсии необходимо показать детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как заботятся о хороших результатах труда.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в природе или на производственном объекте, в общественных местах.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

В системе подготовительной работы может быть проведена подготовительная беседа, с включением словесных заданий, содержащих проблемный вопрос, стимулирующий активное познавательное отношение дошкольников к природным объектам. Например: «Почему деревья не падают?», «Где птицы находят воду?», актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение. При организации природоведческой экскурсии воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Подготовить оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует развитию у них интереса к предстоящей экскурсии.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.

Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве приме­ра можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке?» и т.д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спро­сить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям, организовать соревнование "Кто больше заметит вокруг интересного и необычного". Необходимо обращать внимание не только на отдельные природ­ные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «эта­жи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие меж­ду ними, строить логические цепочки связей и зависимостей (моделирование).

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой воспитанников полукругом. При рассмотрении объектов следует учитывать, что знания детей будут прочными только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

Дидактические игры , проводимые во время экскурсий, необходимо ориенти­ровать на предоставление дошкольникам возможности проявить ак­тивную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, проведению исследовательской деятельности, что способствует установлению связей между различными явлениями и объектами, совершению детьми «открытий». При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «С какой ветки детки?», "Узнай дерево по листу", "Следопыты".).

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного эта­па - подведение итогов экскурсионной работы.

Работа после экскурсии.

Творческие задания позволят ре­бенку выразить свои впечатления, пока­зать отношение к увиденному. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книжки-малышки из рисунков. Или после природоведческой экскурсии, на­пример, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Как вариант твор­ческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водое­мов или профессии и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросово­го материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. Макет улицы можно использовать в обучении правилам дорожного движения. После каждой экс­курсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе кон­кретизированной информации дети выстраивают технологические цепочки, добавляют новые природные или технологические объекты и т.д.

Обобщающая беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Важно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к выводам и обобщениям.

При проведении с младшими дошкольниками целевой прогулки, можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке ДОУ, например, рябину и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Таким образом, экскурсии и целевые прогулки помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире.

Экскурсия в дендрарий

Цель: дать представление о лесе, видах лесов, продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев нашей местности

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с дендрарием, как частью леса

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе

Уточнить знания детей о строении дерева, кустарника

Вызвать интерес к растениям родного края

Развивающие:

Совершенствовать речь

Развивать мышление, воображение

Развивать координацию движений и мелкую моторику

Речевые:

- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений

Активизировать словарь: дендрарий , листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, температура; астры, георгины, гладиолусы; рябина, калина, шиповник; пожухла; лиловый, золотой, багряный; перелетные, оседлые

Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

Воспитывать у детей любознательность

Любовь и бережное отношение к родной природе

Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников

Наблюдение за деревьями на прогулке

Чтение стихотворения С.Есенина «Береза», рассказов Г.Снегирева «Кто сажает лес», Н. Сладкова «Лесные силачи»

Ход:

Ребята, посмотрите, куда мы пришли, прочитайте, пожалуйста, название. Кто из вас знает что такое «Дендрарий» ?! Дендрарий – это сад, в котором размещена коллекция древесных и кустарных растений. Сажают растения в дендрарии студенты со своими преподавателями из лесо-хозяйственного техникума. В дендрарии демонстрируется богатство и разнообразие древесных растений различных стран мира, проводится научная,учебная или опытно-производственная работа. В дендрарии распространяют посадочный материал, семена и черенки ценных и редких древесных растений.

Посмотрите, на этот стенд. Что на нём нарисовано? (знаки о правилах поведения в дендрарии)

Ребята, это знаки разрешающие или запрещающие?

Что они запрещают? (рвать цветы, разрушать муравейники, трогать гнезда птиц, разводить костер, мусорить …)

Сегодня мы с вами узнаем, какие растения растут в дендрарии. И увидим, как особенно красив лес осенью.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой,
Вступает в пестрый терем свой...
И. Бунин

Экскурсия по дендрарию.

Посмотрите, на каждом растении есть табличка, на которой написано название и краткая информация о растении.

По ходу рассматривания разных деревьев и кустарников, происходит сбор листьев для игр и гербария.

Как отличить дерево от кустарника? (деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов)

Давайте поиграем в игру «Найди дерево». Я вам буду загадывать загадки про деревья, а вы должны найти и подбежать к дереву-отгадке.

В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С белыми сережками. (береза)

Никто не пугает,
А вся дрожит. (осина)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках целый год. (елка)

У нее длинней иголки,
Чем у елки. (сосна)

В сенокос - горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (рябина)

Он могучий и большой

Богатырь в стране лесной.

Семена его бочонки,

Птичьи трели в ветвях звонки (дуб)

Молодцы! Узнали все деревья! А теперь скажите, как одним словом можно назвать деревья, которые покрыты листьями? (лиственные).
- Какие лиственные деревья вы знаете? (ответы детей)
- А как одним словом можно назвать деревья, которые покрыты хвоей? (хвойные)
- Какие хвойные деревья вы знаете? (ответы детей)
- А что такое лес? (ответы детей)
-Ребята, а какую пользу приносят деревья человеку?(деревья очищают воздух, делают его свежим, из древесины люди делают мебель, строят дома). Правильно, поэтому так важно беречь лес, заботиться о каждом дереве, не ломать ветки. - Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево.(корень, ствол и крона)

Лес сравнивают с многоэтажным домом. Показать " Этажи леса”.

Третий этаж - Крыша лесного дома состоит из листвы и веток деревьев. Они защищают лес от дождя, ветра и палящего солнца.

Второй этаж - Еще ниже расселились кусты и кустарники.

Первый этаж – То есть под ногами: травянистые растения, мхи, грибы.

Еще в лесном доме есть и подвал. В нем находятся корни растений.

Для чего корни дереву? (Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.)

Игра – имитация «Мы – осенние листочки».

Поиграем в игру-имитацию «Мы – осенние листочки». (Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.)

С л о в а к и г р е:

Мы – листочки, листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидим, (Дети стоят с листочками в кругу.)

Ветер дунул – полетели. (Дети разбегаются.)

Мы летали, мы летали, (Дети бегают, помахивая листочками,приседают.)

А потом летать устали! (Дети приседают, помахиваялистиками над головой.)

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются, помахивая листиками.)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели (Дети подбрасывают листочки вверх и

И на землю тихо сели. следят, куда они упадут.)

Игра «С какого дерева листок».

Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Ребята, посмотрите вокруг. Запомните красоту осеннего леса. Какими разными по цвету могут быть листья одного растения. Какое чисто – голубое небо. Сколько в осеннем лесу красок. Когда мы придём в детский сад, всю красоту осеннего леса, вы изобразите на бумаге при помощи красок.

Осень мне нравится очень.
Яркая это пора:
Деревья наряды меняют,
Пестреют родные леса.
Так хочется в лес убежать мне,
Где разные листья найду.

Букет соберу я красивый,
И маме его подарю.

Вот и закончилась наша экскурсия. Вам она понравилась? Где мы были? А что же мы узнали сегодня нового? (дети отвечают, высказывают свои впечатления)

Молодцы!

Возвращение в детский сад.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

1. Воспитательно-образовательное значение экскурсий и прогулок в природу

2. Методика проведения экскурсий в природу по возрастным группам

3. Методика проведения прогулок в природу

4. Отметить отличия экскурсии от прогулки в природу

5. Составить конспект проведения экскурсии. План проведения прогулки

Заключение

Литература

Введение

Актуальность темы. Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она - наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии и прогулки. Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Результат экскурсионная работа имеет тогда, когда воспитательные, обучающие и развивающие задачи будут решаться в единстве, будет применена грамотная реализация педагогом-воспитателем всех структурных компонентов (этапов) экскурсии.

Цель работы - изучить экскурсии и прогулки в природу как одно из средств воспитания любви к родному краю.

1. Воспитательно-образовательное значение экскурсий и прогулок в природу

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, -- отмечает B.А. Сухомлинский, -- могучий толчок для стремительного потока мысли» Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999. С.23.. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Известно, что К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Исследования педагогов и психологов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у дошкольников складываются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.

На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность -- все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (помочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собранный материал.

Умственное и нравственное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые ставятся и реализуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из центральных -- научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр.).

Воспитатель использует различные выразительные средства, чтобы вызвать эстетическое восприятие наблюдаемого: образную эмоциональную речь, вопросы, жест. Общеизвестна также эффективность воздействия на чувства детей художественного слова. Обращение к поэтическим образам, в которых качества и свойства предметов и явлений обозначены сравнениями, метафорами, эпитетами, оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей, помогает глубже понять красоту природы.

Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если обращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу.

Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия -- предпосылка формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления. При систематическом ознакомлении с природой дети уже в средней группе начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Действенная любовь к природе подразумевает участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вместе со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благоприятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.

Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Систематически проводимые экскурсии в природу благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.

Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения с природой повышают жизненный тонус, благотворно влияют на формирование ценных физических качеств - выносливости.

2. Методика проведения экскурсий в природу по возрастным группам

Выделяют следующие виды экскурсий (исходя из содержания знаний, предлагаемых в ходе экскурсии детям): экскурсии в лес, парк, сквер, на водоём (т.е. на естественные объекты природы); на сельскохозяйственные объекты (на огород, на ферму, в плодовый сад).

Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды.

Содержание экскурсий в природу определено программой воспитания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошкольники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе подчеркивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы.

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света -- общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта.

Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования.

Последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление об ее единстве и целостности.

С целью развития наблюдательности, любознательности, интереса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению. С этой целью дошкольников знакомят с растениями, показывающими время и предсказывающими погоду; с участием птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, которых приручил человек; с птицами, гнездящимися в земляных норах, на болотах, в камнях.

В старших группах следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в известное противоречие с ними. Например, дети знают, что осенью растения готовятся к зиме (сбрасывают листву, прекращают рост и цветение). Зима, а, следовательно, и ее характерный признак -- снег у детей ассоциируются с холодом, морозом, которые губительно действуют на все живое. На экскурсиях целесообразно показать им, что растения готовятся не только к зиме, но и к будущей весне, закладываются почки на ветках деревьев и кустов, у многих травянистых растений образуются бутоны, из которых весной появятся листья, цветы. Таким образом, дошкольники подводятся к пониманию явлений, которые в какой-то мере противоречат прошлым представлениям: оказывается, что холод -- одно из условий дальнейшего развития многих растений, а снежный покров защищает их от холода, а также служит теплой постелью для зайцев, тетеревов, глухарей.

Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт детей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.

Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.

Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспитателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

Структура экскурсий:

1.Подготовка воспитателя к экскурсии.

а) Определение цели и отбор программного содержания.

Прежде всего, воспитатель должен определить цель экскурсии и продумать программное содержание. Обилие и быстрая смена впечатлений на экскурсии требует особенно четкого отбора познавательного материала и определения воспитательных задач. Каждый воспитатель должен конкретизировать программные указания в соответствии с местными природными условиями.

б) Выбор места экскурсии.

В зависимости от цели и программного материала выбирается место экскурсии. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить в первую очередь из физических возможностей детей, а также учитывать особенности дороги, возможность организации отдыха на месте, время года и состояние погоды.

2.Подготовка детей к экскурсии.

В целях успешного проведения экскурсии воспитатель заранее проводит беседу с детьми, во время которой сообщает, куда они пойдут, зачем, что будут смотреть, что должны собрать. Выясняется объём представлений, имеющихся у детей о тех объектах и явлениях, с которыми они будут знакомиться на экскурсии.

3. Подготовка экскурсионного снаряжения.

Методы и приёмы проведения экскурсии должны обеспечить действенное ознакомление с природой, активизировать мышление, память детей.

На экскурсиях используются разнообразные методы и приёмы. Прежде всего - это показ различных объектов и в связи с ним пояснение или объяснение воспитателя, короткая беседа о том, что дети наблюдают.

Особенно важно продумать вопросы, которые должны помочь детям выделить главное, установить связь и причину явлений, оживить имеющиеся представления. Для того чтобы дети получили более полное представление об объектах, надо привлекать разные анализаторы: посмотреть, послушать, потрогать, понюхать, иногда попробовать на вкус. Сравнивать явления и объекты природы нужно и по памяти: как было и что изменилось(например, во время зимней экскурсии вспомнить, какой был парк осенью.

Большое место должны занять игры и игровые приёмы с целью упражнения и закрепления полученных знаний, повышения интереса к природе. Во время экскурсии хорошо использовать чтение стихотворений, поговорки, загадки. Очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения по сбору природного материала: листьев, плодов, цветов, ягод, грибов и пр. В конце экскурсии надо обобщить полученные детьми знания.

Младшая группа.

На первых прогулках следует выявить, с какими представлениями о природе пришёл каждый ребёнок в детский сад, а в дальнейшем приучать детей замечать доступные им явления и правильно называть их. С этой целью воспитатель разговаривает с детьми, использует игровые приёмы или даёт несложные поручения - принести зелёный или красный лист, показать дерево, добежать до клумбы и т.д.

Средняя группа.

В средней группе уже можно более широко использовать прогулки для повседневного ознакомления детей с природой, расширяя и уточняя уже имеющиеся у детей представления о сезонных явлениях. Основным местом прогулок является участок детского сада, но уже можно чаще выходить за пределы его - на улицу и в ближайший сад, лес или парк, а следовательно, показать детям большее разнообразие окружающей природы.

Старшая группа.

В старшей группе нужно ещё шире знакомить детей с разнообразием признаков осени и показать им не только некоторую последовательность в изменении жизни растений и животных, но и простейшую взаимосвязь явлений, причём надо предоставить детям большую самостоятельность, чем в средней группе. Наблюдения детей надо сочетать с активной деятельностью: трудом, играми, выполнением поручений и заданий воспитателя.

Работа после экскурсии.

Для закрепления и уточнения, полученных детьми представлении следует использовать повседневную работу в детском саду.

С этой целью могут быть проведены разнообразные занятия: беседа о том, что видели на экскурсии, рассматривание картин, чтение художественной литературы, рисование, лепка, дидактические игры с природным материалом, принесённым с экскурсий.

Дальнейшее уточнение и углубление представлений происходит также во время наблюдений и ухода за объектами, принесенными с экскурсий, в уголке природы и на участке, например, уход за пересаженными в уголок природы кустиками лесной земляники и пр.

Таким образом, воспитательно-образовательная работа с детьми не всегда ограничивается ближайшими после экскурсии днями, а нередко охватывает длительный период. Только в этом случае воспитатель исчерпает все большие педагогические возможности экскурсии с детьми в природу.

3. Методика проведения прогулок в природу

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Подготовка к прогулке. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Структура прогулки: Наблюдение. Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей. Труд детей на участке. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств. Самостоятельная игровая деятельность.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

4. Отметить отличия экскурсии от прогулки в природу

Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада -- к водоему, на луг, на пастбище и т.п.). На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями (гнездование грачей, ледоход).

Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.

Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.

Экскурсия -- один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. образовательный экскурсия игровой прогулка

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Экскурсии и походы в природу имеют большую педагогическую ценность: они дают детям много новых впечатлений, расширяют их кругозор, вызывают радостное, бодрое настроение. Для их проведения нужно хорошо изучить ближайшее природное окружение. Начинаются целевые прогулки в места, расположенные в непосредственной близости от детского сада. Постепенно расстояние до места прогулки увеличивается. Прогулка становится все продолжительнее. И каждый раз воспитатель ставит перед детьми увлекательную цель. Цель прогулки делает наблюдения детей более осознанными и глубокими. Важно, чтобы на каждой такой прогулке дети узнали что-то новое, интересное. Прогулки в природу проводятся во всех группах детского сада в отличие от экскурсий, которые проводятся с детьми, начиная со средней группы.

Организация экскурсии сложнее, так как требует более тщательной подготовки. Необходимо осмотреть место экскурсии, чтобы можно было заранее предусмотреть, что лучше показать детям, как их расставить, где лучше расположиться для отдыха. Заранее нужно приготовить и соответствующее оборудование (баночки, ведерки, водные сачки и т. д.).

Готовясь к экскурсии, воспитатель должен предусмотреть весь ее ход: начало, приемы, способствующие активизации детей, конец экскурсии.

5. Составить конспект проведения экскурсии. План проведения прогулки

План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе

Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений в осеннее время.

Задачи:

1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.

2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.

4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.

5. Активизировать двигательную активность детей.

6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.

7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.

8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.

Словарная работа: листопад, опад.

Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.

Предварительная работа:

- беседы об осени, сезонных изменениях в природе;

- наблюдения за деревьями, кустарниками;

- экскурсии в парк;

- рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».

- чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Синичкин календарь»;

- заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»;

- загадки о деревьях, о временах года;

- дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;

- продуктивная деятельность по тематике «Осень»;

Ход прогулки

Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?

Дети:

- В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.

- Листья переливаются на солнце как золото.

- Это очень красивое время года.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:

Стоишь на белой ножке,

На веточках сережки.

Нас соком угощаешь,

Тебя всегда узнаешь

Дети. Это береза.

Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»

- Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.

- Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).

- Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).

- Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).

- Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).

- Какого цвета они были летом? (Зеленые).

- Так почему же сейчас они золотисто-желтые?

Дети: Наступила осень.

- Так береза готовится к зиме.

- Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.

Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:

Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.

- Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)

- Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).

- Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).

- Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?

Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.

- Насекомые заснули до весны.

Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).

- А какую пользу приносит она людям?

Дети:

- Летом защищает нас от солнца, ветра,

- Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.

Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.

- Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.

Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение. (Е.Трутневой «Улетает лето».)

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем --

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)

- А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.

- Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).

Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).

- Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)

- А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

- Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.

    Слайд 2

    Педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, с целью укрепления здоровья детей, развития его умственных и физических способностей. - элемент режима, дающий возможность детям удовлетворить свои потребности в движениях через подвижные игры, трудовые процессы и разнообразные физические упражнения. Прогулка

    Слайд 3

    Виды прогулок

    Слайд 4

    Слайд 5

    Кратность проведения выходов за пределы ДОУ

  • Слайд 6

    Длительность Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Летом приём детей осуществляется на улице. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

    Слайд 7

    Организация И проведение Целевых прогулок Основная форма организации детей, имеющая небольшой объём задач, для ознакомления детей с ярким природным явлением сезона. Это - та же прогулка, но с определенной целевой установкой.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Организация

    Проводят в определённые часы, по заранее составленному в соответствии с программой плану. Методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и т.д. Игры:с естественным материалом – песок, листья, снег, вода, ветер. Объекты: ближайшие места (парки, пруды, скверы, бульвары) В старшей группе – школа.

    Слайд 10

    Подготовка и проведение

    Заранее посетить место, определить объект, материал для сбора, переноса растений, как одеться. - Организация детей: всё ли взяли и правила поведения. - На месте: подвигаться, побегать, посидеть. -Дать почувствовать природу. - Наблюдение – центральное место. - Следить за правилами сбора растений. Перед возвращением отдохнуть 5-10 мин. Спокойная игра или разбор собранного материала

    Слайд 11

    Тематика

    Шишки для поделок, Цветы для гербария, Гнездование грачей, Красивые цветы на нашей клумбе Наш огород Осеннее дерево Листопад Скворцы прилетели Ёлочка, ёлка Снегопад Чей след Подкормим птиц Какими стали деревья Пришла весна Наши птицы Капель Что подарит нам весна Солнышко на травке Белые кораблики Гуляем, но деревья не ломаем Что за птица Сосульки Игры детей зимой

    Слайд 12

    Организация И проведение экскурсий Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо Это вид занятий, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте. Экскурсии выдвигают не один предмет, а явления живой действительности в их неизбежном взаимоотношении.

    Слайд 13

    Значение

    Возникновение эстетических чувств. Физическое развитие. Возникновение интереса. Обогащение словаря Развитие грамматического строя речи. Формируется культура речевого общения.

    Слайд 16

    Длительность

    Слайд 17

    Перспективный план

    Тема Объект Программное содержание Календарный план Тема Объект Оборудование и материал План – конспект Оформление результатов

    Слайд 18

    Схема написания заявления

    Дата Группа Количество детей Количество сопровождающих Время ухода Время возвращения подпись Прикладывается маршрутный лист

    Слайд 19

    Подготовка

    Ознакомление с объектом Определение экскурсовода Тщательный подбор методов и приёмов, материала, экскурсионного снаряжения Определение и изучение маршрута Проведение предварительной беседы с детьми Накануне: Осмотр места накануне Одежда детей Всё ли взяли Правила поведения Написание заявления

    Слайд 20

    Проведение природоведческих экскурсий

    Вводная беседа, Коллективное наблюдение, Индивидуальное, самостоятельное наблюдение, Сбор природоведческого материала, Игры с собранным материалом Можно развесить кормушки, высадить цветы на клумбу, посадить деревья Дидактические игры Вопросы – задания Подведение итогов

    Слайд 22

    Подведение итогов

    После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием собранного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий. Можно сочинить рассказ. Составить книгу сказок, составление коллажей, конструирование макетов экосистем

    Слайд 23

    отдых

    Игры и игровые упражнения: «Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Раз, два, три к берёзе беги!», «Ветка, ветка, где твоя детка?»

    Слайд 24

    Темы экскурсий в помещении ДОУ

    Для детей 3-4 лет. Наша спальня, для чего она служит, что в ней находится; кроватка, оборудование кровати, номенклатура принадлежностей, назначение каждой вещи, уход за кроватью и т. п. Для детей 5-6 л е т. То же в более глубокой проработке с добавлением. Живой материал в нашем детском саду; назначение каждой комнаты и их взаимное расположение; куда выходят окна комнат, сравнение комнат по величине и другим признакам; наше паровое отопление, батареи, их расположение, значение, время топки (упражнение термического чувства) и другие, обусловленные особенностями помещения. Для детей 6-7 лет. Рояль. Телефон. Телевизор. Плита (обыкновенная и газовая). Что украшает детский сад. Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей. Другими словами: зная, какие возможны объекты для экскурсии, нужно выбрать тему, что согласовывается с местными условиями.

Младшая группа

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.

Форма организации детей: групповая.

Интеграция: социально - коммуникативная, познавательная.

Программные цели и задачи:

Образовательная: формировать знания о растениях в осеннее время года.

Воспитательная: воспитывать любовь к живой природе.

Развивающая: развивать представления об огороде и цветах.

Материал: загадки, материал к игре.

Ход экскурсии

Подготовительный этап:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в огород, и посмотрим, все ли убрали и приготовили к зимним морозам. Но чтобы это узнать, нужно быть внимательными и никуда не убегать.

Основной этап:

Вот мы и на месте. Куда мы пришли? Давайте осмотримся. Что мы видим в огороде? (…) Что изменилось с приходом осени? (…) А, что произошло с растениями? (…) Давайте посмотрим на деревья, что с веточками изменилось? А как вы думаете, почему? Как подготовили землю к приходу зимы? Для чего нам нужны овощи с огорода? (…)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород.)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …- (Листопад.)

Почему вы так решили? (…) Что вам помогло отгадать загадку? (…)

А теперь я предлагаю пойти посмотреть наш цветник. Как выглядит он осенью? Что изменилось с приходом осени? (…) А почему? (…) Какие цветы росли в нашем цветнике? (…) Какие виды бывают цветов и какие из зимуют? (…) Почему? (…)

А сейчас я загадаю вам загадки:

Это грядка для цветов -

Для пионов, ноготков.

Этот островок в саду

Поливать сейчас пойду.

(Клумба, цветник.)

Есть такой цветок садовый –

Для меня давно не новый:

Он уже который год

Во дворе у нас растёт.

Ах, прекрасная картина –

Расцветает... (Георгина.)

А теперь давайте поиграем в игру «Здравствуй осень»

1 воспитатель ведущий - осень

2 воспитатель стоит в кругу вместе с детьми

Дети образуют круг, а осень встает в центр круга.

Д (дети): -Здравствуй осень, хорошо что ты пришла. У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

О (осень): - Принесла я вам муки

Д: - Значит, будут пирожки (лепят руками пирожки)

О:- Принесла я гречки

Д: - Каша будет в печке (руками изображаю чугун)

О: - Принесла вам овощей

Д: - И для супа и для щей (мешают суп руками)

О: - Принесла вам меду

Д: - Полную колоду (показывают большой бочонок меда)

Д: - Ты и меду, ты и хлебу, ты и гречки принесла. А хорошую погоду ты с собой не припасла?

О: - А дождику вы рады?

Д: - не хотим, не надо!

О: - Кто под дождик попадет, тот сейчас водить начнет (дети разбегаются)

Игра повторяется 2 – 3 раза.

Заключительный этап:

Вот и подошла наша экскурсия к концу. Ребята, где мы сегодня побывали? Что изменилось с приходом осени?