Цели урока:

1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.

3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;

Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;

Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Урок по теме:

«Семейные праздники»

4 класс

Курс ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Составил: учитель начальных классов

Огнёва Ирина Яковлевна

П. Айхал, 2016г.

Цели урока:

1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.

3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;

Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;

Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.

Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.

Оборудование:

  1. Учебное пособие
  2. Мультимедийная установка
  3. Презентация по теме урока
  4. Раздаточный материал
  5. Иллюстративный материал

Методы и приемы работы:

1. Беседа

2. Работа с учебником

3. Побуждающий диалог

4. Работа с иллюстративным материалом

5. Работа с аудио-, видеоисточниками

6. Словарная работа

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

Вы любите праздники? Давайте отгадаем кроссворд и проверим, хорошо ли вы их знаете. У вас на партах лежат листочки, на них мы с вами будем сегодня работать. (Кроссворд приложение).

Загадки.

1. В нашем классе у ребят

Нынче праздник, говорят.

Не у всех, а лишь у Таньки.

Ей подарим мы мозаику.

Таня нынче с угощеньем.

Что за праздник? (День рожденья)

2 Мы для мам концерт даем:

Пляшем, песни им поем.

На стене висит газета,

Рядом - наших мам портреты.

В классе шум и тарарам,

Ведь сегодня праздник мам. (День матери

3. Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)

4. У меня в мешке подарки

Карамели, шоколадки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник? (Новый год)

5. В школе блинчики пекут,

На обед их нам дадут,

А в большую перемену

Возле школы непременно

Чучело зимы сожжем

И весну к нам зазовем.

В этот праздник всю неделю

Мы блины в обеды ели. (Масленица)

6. Праздник добрый, школьный, славный –

Всех учителей мы славим.

Принесем подарки им

И букет цветов вручим.

Хвалим мы учителей.

Что за день, скажи скорей? (День учителя)

7.Этот праздник отмечают

Те, кто кос мос покоряет.

Мы же в школе рисовали,

Как ракеты ввысь взмывали.

Про Гагарина узнали.

Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)

8. Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи)

Усвоение новых знаний.

Какое слово получилось в выделенном столбце? Как вы думаете о чем мы будем разговаривать на уроке? (о праздниках)

Праздников много бывает на свете!

Их любят взрослые, любят и дети.

В праздник танцуют, в праздник поют,

В праздник волшебных сюрпризов все ждут!

Загадка

Без чего на свете взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная …..(семья)

Каким праздникам уделим внимание? (Семейным)

Слайд 3 Тема урока? Как вы думаете, о чем узнаете? Открыли тетради, записали число и тему.

Слайд 4.

Давайте с вами подумаем что такое «праздник». Кто ответит?(Ответы детей)

Как выяснить правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словаре.) Словарь Ожегова

Какое определение дано в толковом словаре Ожегова. (Читает ученик по словарю)

Работа с учебником.

Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на стр.58 (2-й и 3-й абзац). Зачитайте.(Чтение вслух)

Когда они появились? Вам интересно?

В учебник на стр.58, прочитаем 1-й абзац. (Чтение вслух)

О чем прочитали в 1 –м абзаце? (люди просили помощи у природы, приносили богам дары, не работали в определенные дни – так появились праздники)

Слайд 5 - Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.

Слайд 6 Слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.

Что же такое праздник в наше время? (ответы детей)

В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.

Слайд 7

Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.

Запишите на своем листке по- вашему, что такое праздник?

Как вы думаете, для чего нужны праздники?

Давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6. Я вам помогу ответить на этот вопрос.

Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Праздники помогают поддерживать связь поколений.

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Праздники учат уважать культуру других людей.

Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

6. Учащиеся выполняют задание.

Проверка выполнения работы.

Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.

Формулирование вывода после самостоятельной работы.

Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.

Значит, вы согласны, что у праздников есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.

Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.

Запишите в своих тетрадях,начиная со слов «Праздник нужен для …..»

Давайте вспомним самые распространенные праздники.(новый год, 8 марта, день рождения, день победы, новоселье, свадьба, день защитника отечества, 1 мая, день знаний, день учителя)

Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы: государственные, общественные, семейные.

Прочитайте 2-й абзац в учебнике (стр. 59)

Какие бывают раздники?

Государственные Общественные Семейные

Работа в группах (каждой группе выдается лист А3 с перечнем разных праздников, клей, ножницы)

Ребята, вы должны организовать работу в своей группе и представить ваш продукт деятельности. Из списка праздников вы выбираете вам нужный, вырезаете и приклеиваете на лист.

Защита групповых работ.

Сегодня мы с вами поподробнее остановимся на семейных праздниках.

А что такое семья? (ответы детей)

Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.

– Что общего у рода и у семьи– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами??(Семья – это группа живущих вместе близких родственников.Объединение людей, сплочённых общими интересами.)

Слайд 8 - А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ - ромашка.

Какие семейные праздники у вас самые любимые? (ответы детей)

Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Прочитайте 3-4 абзац на стр.59.

О чем прочитали?

Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.

Работа в парах. Правила выбора подарка (продолжи предложение):

Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен и тд.)

Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий)

Подарки должны быть... (красиво оформлены, приятны и тд.)

- «Живые» подарки обсуждают...

Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому… (кого мы хотим порадовать)

Давайте немного поиграем. Игра

Выберите из перечня предметов те, которые вы подарили бы

1. Бабушке на юбилей

2. Другу на день рождения

3. Тете на именины

6. Сестре на Новый год

Слайд 15 - А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги А.Мильна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа». (Чтение отрывка.)

«Иа-Иа – старый серый ослик – однажды стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на своё отражение.

– Душераздирающее зрелище, - сказал он, наконец. – Вот как это называется: душераздирающее зрелище.

Он повернулся и побрёл вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешёл ручей вброд и так же медленно побрёл обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.

– Я так и думал, - вздохнул он. – С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище – вот как это называется!

Тут сзади него, в ольшанике, раздался треск. И появился «Винни-Пух».

– Доброе утро Иа! – сказал Пух.

– Доброе утро, медвежонок Пух, - уныло ответил Иа.

– Если это доброе утро. В чём я лично сомневаюсь.

– Почему? Что случилось?

– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь.

– Что все не могут? – переспросил Пух, потерев нос.

– Поздравляю тебя с днём рождения, - сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе. Иа оторвался от своего занятия и уставился на Пятачка.

– Повтори-ка, повтори, - сказал он.

– Поздрав…

– Минуточку…

С трудом держась на трёх ногах, Иа стал осторожно поднимать четвёртую ногу к уху.

– Я вчера этому научился, - пояснил он, упав в третий раз. – Это очень просто, а главное, я так лучше слышу. Ну вот, всё в порядке. Так как ты сказал, повтори, - произнёс он, с помощью копыта наставив ухо вперёд.

– Поздравляю с днём рождения, - повторил Пятачок.

– Это ты меня?

– Конечно, Иа-Иа.

– С моим днём рождения?

– Да.

– Значит у меня настоящий день рождения?

– Конечно, Иа, и я принёс тебе подарок. Иа-Иа медленно опустил правую ногу и с немалым трудом поднял левую.

– Я хочу послушать ещё другим ухом, - пояснил он.

– Теперь говори.

– По-да-рок! Повторил Пятачок очень громко.

– Мне?

– Да.

– К дню рождения?

– Конечно!

– Значит, у меня получается настоящий день рождения?

– Конечно! И я принёс тебе воздушный шар».

Давайте вспомним о подарках, которые в свой день рождения ослик Иа-Иа.

Всем ли подаркам он был рад? (ответы детей)

Показал ли он это своим видом? (ответы детей)

Чей подарок оказался самым нужным? (ответы детей)

Слайд 9 Посмотрите, есть несколько правил приема подарков.

Принимают подарок стоя, а не сидя;

Улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

Подарок желательно рассмотреть;

Любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.

Если праздник устраиваем мы сами, что необходимо знать?(Ответы детей) Предлагаю вам прислушаться к полезным советам:

1.Красиво оформить приглашения

2. Украсить дом

3.Продумать меню

4.Продумать игры и развлечения.

Какие игры вы провели бы у себя на дне рождения. (Складывание пазлов, караоке, настольные игры и др.)

Прочитайте последний абзац и ответьте на вопрос «Что может испортить праздник?» (Если остается время) - А теперь давайте вспомним правила, которые надо соблюдать, чтобы праздник удался и составим памятку на своих листочках.

Итог урока . Ребята, я хочу вам сказать, что Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.

Вам интересно было работать на уроке?

– Как вы считаете, то о чем мы планировали узнать, узнали? Работу,которую мы провели, важна для нас?

А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную мишень» в тот сектор, который более всего соответствовал вашему поведению на уроке. У каждого на столе есть эта метка.

Домашнее задание.

По желанию сделать фоторепортаж «Праздники моей семьи»

1 слайд

Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики»

2 слайд

Цель урока: способствовать пониманию важности семейных праздников Задачи: Уточнить понятия «праздник», «ритуал», «подарок» Закреплять умения работать в группах Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию)

3 слайд

Есть много праздников на свете. Их любят взрослые и дети. Рисуют открытки, готовят подарки. Праздники делают жизнь семьи яркой!

4 слайд

5 слайд

Вы узнаете: Когда и как появились праздники Какое значение имеют праздники Что такое подарок и как его выбирать И ответите на вопрос: В чем особенность семейного праздника?

6 слайд

Древним людям приходилось очень много трудиться. Чтобы облегчить себе труд, они просили себе поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Так возникли праздники, которыми отмечали различные события. Каждый праздник имел свой ритуал.

7 слайд

К каким силам природы обращались древние люди? Как они это делали? Что отмечали праздниками? В каком современном ритуале сохранилась древнейшая традиция приношения даров божествам? Каким требованиям должен отвечать праздничный подарок? Что такое праздник? Какое значение для людей имеют праздники? Что такое ритуал?

8 слайд

Вывод 1 Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам), стихиям (ветру, рекам, океанам), к духам, а позже к богам. Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники. Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни, свадьбы

9 слайд

Вывод 2 Сейчас праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу Праздники напоминают людям обо всём хорошем, что происходило с ними раньше. В праздниках отражается история жизни каждого человека, народа и государства. Праздники – это историческая память человечества. Каждый праздник имеет свой порядок проведения - ритуал

10 слайд

Вывод 3 Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в наше время в виде праздничных подарков. Красиво упакованный, подаренный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначается

План урока по основам светской этики « Семейные праздники»

4 класс, УМК « Школа России»

Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи урока:

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); презентация «Семейные праздники» (региональный компонент); карточки с написанными на них буквами.

Предварительная подготовка.

За 1 неделю до урока обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:

  1. Как называется мой любимый праздник.
  2. Как моя семья отмечает этот праздник.
  3. Какие чувства вызывает этот праздник.
  4. Как появилась традиция отмечать праздник именно так.

Ход урока

1 . Организационный момент.

Учитель: -Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.

От чего зависит ваше настроение?

Когда оно всегда бывает хорошим?

Ответы учащихся .

2. Актуализация знаний.

1) « Мозговой штурм»

На доске буквы, нужно из них составить слова – термины, относящихся к нашему предмету.

У, а.о,п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь

2) Вспомните , пред- предпоследнюю букву. Какое слово сразу возникло в голове? Этика, Этикетка. Дайте понятия этим словам.

3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.

Учитель: - Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Какие? Посмотрите.

Что увидели в первом сюжете? (сл. 1.)

Каким дням отдан физический труд людей?

Чему посвящен второй слайд? (сл.2) Какое название можно дать? Ребята, так какая тема нашего урока?

Ответы детей

Учитель: - А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?

Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.

А что означает слово праздник?

Ответы детей.

Праздник – это: встречи, радость, веселье, и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе .(сл.3)

Давайте, обобщим это понятие необычным заданием, Нужно на каждую букву этого слова придумать прилагательное.

Учитель: Как называются праздники, на которых, присутствуют только- папа, мама, сына , дочь , брат , сестра, дедушка, бабушка

дядя , тётя , двоюродные (кузен ) и троюродные братья и сестры.

« Семейные праздники» .

4. Проверка выполненной д. работы

Рассказы детей о домашних праздниках.(сл.4)

Можно задавать вопросы.

Учитель: “ Откуда в их семье появилась такая традиция?”

Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”

Учитель: “Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”

Ребята делятся своим опытом.

5. Самостоятельная работа. (сл.5)

Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

Учитель: “Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”

Учащиеся выполняют задание.

6. Проверка выполнения работы.

Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.

7. Формулирование вывода после самостоятельной работы.

Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.

Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.

7. Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.

Выводы. Праздник – это ….(сл.6)

Это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.

– это историческая память человечества

Праздники

Государственные семейные

День учителя

День города

8. Закрепим, выполнив таблицу в парах.(Сл.7)

Таблица

Смысл праздника

Праздник

Вспоминаем защитников Родины

9. Проверка по слайду. А какой вы заметили праздник? Религиозный

Учитель: Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.

А что такое подарок?

10. Подарок - это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

· Обычаи и праздники (День рождения, Новый год, Свадьба, Рождество, День святого Валентина)

· Выражение признательности, благодарности

· Выражение любви или дружбы

· Выражение сочувствия

История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл - бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

А каким должен быть праздник, мы прочитаем.

Стр.59, последний абзац.

11. Рефлексия.

Написание синквейна к слову « Праздник»

12. Домашнее задание.

Стр.58-59, Тв. Работа, к любому выбранному празднику придумать подарок.

  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.
  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.
  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.

Празднуем День ангела-хранителя

Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее

Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах

Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью

Смысл праздника

Праздник

Вспоминаем защитников Родины

Благодарим женщин за их труд и заботу

Празднуем День ангела-хранителя

Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее

Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах

Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью

Подписи к слайдам:

*
http://aida.ucoz.ru
*
*
http://aida.ucoz.ru
*
праздник
Семейные праздники
*
http://aida.ucoz.ru
*
Семейные праздники
Как называется мой любимый праздник.Как моя семья отмечает этот праздник.Какие чувства вызывает этот праздник.Как появилась традиция отмечать праздник именно так.
*
http://aida.ucoz.ru
*
Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.Праздники помогают поддерживать связь поколений.Праздники помогают узнать традиции своего народа.Праздники учат уважать культуру других людей.Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
*
http://aida.ucoz.ru
*
праздник
Встречи, веселье, радость, общение, игры, развлечения
Историческая память человечества
*
http://aida.ucoz.ru
*
Праздники
ГосударственныеОбщественныеСемейные
*
http://aida.ucoz.ru
*
*
http://aida.ucoz.ru
*
Смысл праздника
Праздник
Вспоминаем защитников Родины
Благодарим женщин за их труд и заботу
Празднуем День ангела-хранителя
Подводим итоги года уходящего и строим планы на будущее
Встречаем весну и очищаемся от злого и дурного в помыслах и делах
Отмечается праздник праздников: победа добра над злом, жизни над смертью
23 февраля
8 марта
День именинника
Новый год
Вербное воскресенье(Вход господен в Иерусалим
День Победы
Создавайте свои праздники и подарки
*
http://aida.ucoz.ru
*
Спасибозаурок!
*
http://aida.ucoz.ru
*


краткое содержание других презентаций

«Мой любимый праздник Новый год» - Дарим друг другу подарки. Ждёте ли вы Новый год. Какие подарки любите получать. Как обычно Вы отмечаете Новый год. Самый лучший Новый год. Старый Новый год. Делаем маскарадные костюмы. Новый год - любимый праздник. Новогодние традиции. Где обычно Вы отмечаете Новый год. Новый год на Руси. Почему ждете Новый год. Какой у Вас любимый праздник. Готовим праздничный стол. Новогодние традиции. Рекомендации по организации праздника.

«23 Февраля - праздничный день» - Сегодня - праздник всех отцов, всех сыновей. Само слово Армия произошло от латинского - "арма" - "оружие". В военно-морской флот входят соединения различных боевых кораблей. В военно-воздушные силы входят бомбардировочные истребительные. Артиллерия. 23 февраля. В ракетные войска входят части, вооруженные мощными ракетами. Танк. Войска противовоздушной обороны вооружены зенитными ракетами. Боевой корабль.

«Любимые семейные праздники» - Семейные праздники. Праздник «8 Марта». Праздники. Оборудование и наглядность. Семейные праздники. Виды деятельности. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Праздники – это историческая память человечества. Праздник. День знаний. Цель. Задачи урока.

«Календарь праздников» - Всемирный день поэзии 21 марта. Всемирный день здоровья 7 апреля. День матери 28 ноября. Поздравлять не забывайте с праздниками вы друзей. Дед Мороз и Снегурочка являются любимцами всех детишек. Международный женский день- 8 Марта. Международный день птиц 8 мая. День Защитника Отечества 23 февраля. День родного языка 21 февраля. Международный день анимации (мультфильмов) 28 октября. Пушкинский день России 6 июня.

«Новый год шагает по планете» - Оттепель. В Бельгии. 1 сентября. В Чехии и Словакии. Новый год шагает по планете. Во Франции. Петр I. Новогодние игрушки. Вьюга и пурга. Мороз силен. Лёд. Дед Мороз. В Древней Греции. Метелица. Святки. Счастье. В Средние века в Англии Новый год начинался с приходом весны. Стужа. На Руси. Новый год. Баббо Натале. В Японии. В Америке. Даже птице не летится. Пословица. Снег и сугроб. В Древнем Египте.