Во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье . Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В , в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор - единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами , так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме .

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.

Быт.19:4. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города , окружили дом

Слух о приходе к Лоту и остановке у него двух молодых красивых юношей (в образе которых обыкновенно являлись Ангелы, ; ср. и др.) успел распространиться по городу, и вот жители его, движимые отчасти праздным любопытством, а еще более преступными намерениями (), собираются с различных концов города, без различия возраста и положения, к дому Лота.

Быт.19:5. и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы позна́ем их.

Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы содомлян было вызывающим: оно угрожало как самому Лоту – нарушением его священного долга гостеприимства, так и еще больше его гостям – поруганием их чести. На характер последнего выразительно указывают стоящие здесь слова: "да познаем их» , имеющие в Библии весьма определенный, специфический смысл ( и др.), выражающий мысль о половом акте. Вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование «содомского греха». О широкой практике всех этих чудовищных преступлений между нечестивыми хананеями и особенно среди развратных содомлян свидетельствует целый ряд библейских мест (; ; ; и др.).

Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян.

Быт.19:6. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,

С опасностью для собственной жизни, Лот выходит к этой озверевшей толпе и сначала лаской, а затем даже и жертвой пытается отклонить ее от ее преступного намерения.

Быт.19:7. и сказал [им]: братья мои, не делайте зла;

Обращаясь к ним с таким братским приветствием, Лот думал пробудить в них лучшие чувства и подействовать на их благоразумие; но это было напрасно, так как, при господстве разнузданности низших инстинктов, все высшие и благородные чувства были уже мертвы у содомлян.

Быт.19:8. вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних, хотя уже и обрученных (), дочерей. Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но святой Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нем акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский .

Быт.19:9. Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, чем с ними.

Образ жизни и поведения праведного, живущего в обществе закоренелых грешников, является немым, но тем не менее весьма красноречивым обличением последних. В подобном именно положении находился и Лот, живя среди содомлян и ежедневно мучаясь, глядя на их беззакония, как говорит Апостол Петр (). Видя в нем человека совершенно иного настроения, содомляне и без того питали к нему враждебные чувства (). Теперь же, когда Лот осмелился выступить к ним с увещанием и воспрепятствовать их гнусным намерениям, негодование содомлян на него возрастает настолько, что начинает грозить его жизни.

И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.

Т.е. уже приступили к осуществлению своих угроз.

Быт.19:10. Тогда мужи те простерли руки свои, и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли;

В награду за великодушную защиту их чести, небесные гости Лота, спасают теперь его в критическую для него минуту; этим чудом они впервые обнаружили перед Лотом свою истинную природу.

Быт.19:11. а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

По мнению большинства экзегетов, наказание неистовых содомлян не было простой физической слепотой, или полным лишением их зрения, а состояло в слепоте ума и внешних чувств, т.е. в некотором беспорядке ощущений и воображения, препятствовавшем им различать и узнавать предметы, наподобие поражения аналогичной слепотой сирийских войск по молитвам пророка Елисея () или слепоты Савла () и волхва Елимы ().

Лот выводится Ангелами из Содома и спасается бегством в Сигор

Быт.19:12. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,

В награду за оказанное Лотом высокое гостеприимство и в память ходатайства Авраама (; ср. ) Господь являет особенную милость дому Лота, обещая спасение всем его членам, кого бы только ни захватил Лот с собою.

Быт.19:13. ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

Вопли несчастных, поруганных и угнетенных содомлянами, не находившие себе справедливого суда здесь на земле, дошли до небес и там нашли себе всеправедного Судью и должного Воздаятеля (). И так как жители Содома доказали свою полную нераскаянность, так что продолжение их жизни лишь увеличивало бы степень их виновности, то правосудный и решается прекратить такое их существование наподобие того, как Он некогда поступил и со всем допотопным человечеством ().

Быт.19:14. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Некоторое недоумение вызывает здесь то обстоятельство, что у Лота уже были зятья, тогда как выше было сказано, его две его дочери еще не знали мужей (). Оно обыкновенно решается так, что дочери Лота были уже помолвлены и находились, так сказать, накануне самого брака, так что Лот в этом смысле мог заранее назвать их женихов своими зятьями. Очевидно, что и эти нареченные зятья Лота были истинными содомлянами не только по плоти, но и по духу, так как с недоверием и смехом отнеслись к предложению Лота ().

Быт.19:15–16. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

«Кажется, недоверчивая улыбка зятьев несколько подействовала на слабого характером Лота, и он сам стал колебаться оставлять город, жалея, вероятно, имущество и не вполне уверенный в предсказании Ангелов. Поэтому Ангелы «по милости Господней» выводят его силой» (Властов). Обращает на себя внимание также и то, что здесь впервые два мужа определенно названы Ангелами ().

Быт.19:17. Когда же вывели их вон, то один из них сказал:

На основании всего последующего контекста () в этом одном Ангеле, властно ведущем от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, большинство комментаторов справедливо усматривает того самого «Ангела Иеговы», Который выступал главным действующим лицом и в предшествующей главе (18).

спасай душу свою;

«Душа» здесь взята, как синоним «жизни», в качестве основной ее сущности.

не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

Ближайший смысл такого запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравственный – заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути (; и др.).

Быт.19:18–19. Но Лот сказал им: нет, Владыка!

вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигла меня беда и мне не умереть;

Местом спасения для Лота и его семейства были назначены горы – по всей вероятности, горы Моавитские, окружающие с востока долину Иордана. Но он и здесь обнаруживает недостаток мужества и слабость воли, искушая божественное милосердие своей малодушной просьбой.

Быт.19:20. вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].

Охваченный малодушным отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы Он позволил ему укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в память этого события название Сигор (). Лот дважды выставляет на вид особую незначительность этого городка, с одной стороны, для того, чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому, чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он скорее других может быть пощажен от разрушения.

Быт.19:22. поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

Снисходя к просьбе, хотя и слабого волей, но чистого душой, Лота, Господь не только щадит ради него маленький город Сигор, но и отсрочивает наказание остальных городов до прихода Лота в Сигор. Имя этого города с еврейского, более точное – «Цоар», значит в дословном переводе: «малый, небольшой»; этим самым указывается и причина его переименования: именно настойчивое указание Лота на его незначительность (). Раньше же этот городок носил название «Белы» (). Большинство ученых географов Палестины полагает, что этот городок лежал в самом южном пункте Иорданской долины (; ), на час пути к юго-востоку от Мертвого моря, в той местности, которая теперь называется Ширбет es-Safia. Следы его существования имеются и от эпохи римского владычества Ζόαρα у Стеф. Визан., и от времени крестовых походов («Согар» или «Цогар», по имени которого и само Мертвое море называется еще «морем Цогар»).

Гибель Содома и Гоморры

Быт.19:24–25. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,

и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

Здесь, прежде всего, останавливает на себе внимание некоторая неестественность выражения: «и пролил Господь... от Господа» .

По объяснению отцов и учителей Церкви (Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Иустин Философ, Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания, сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну (; ; ). Аналогичный этому случай имеем мы во втором послании Ап. Павла к Тимофею, где Апостол молится о рабе Онисифора, чтобы «Господь сподобил его обрести милость от Господа в день он» ().

Что касается характера самой катастрофы, разразившейся над четырьмя городами Пентополя (Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом) (; ), то, основываясь на данных самого текста («дождем серу и огонь... с неба» ), а также принимая во внимание относящиеся к нему библейские параллели (; ; ), свидетельство Иосифа Флавия и изыскания новейших ученых, можно предполагать, что она была двоякого рода: началась она страшным вулканическим извержением, сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, во множестве покрывавших собой долину Сиддим (); а окончилась затоплением всей этой долины из соседнего соленого озера, наступившим вследствие сильного понижения почвы, образовавшегося после вулканического извержения. Так нередко пользуется естественными действиями и явлениями для обнаружения Своей верховной воли.

Замечательно, что море, образовавшееся на месте некогда цветущей Иорданской долины Сиддим и обыкновенно известное у нас под именем «Мертвого», в Священном Писании нигде не носит такого эпитета, а называется или морем равнины (), или Соленым морем (; ); оба последних названия вполне оправдывают вышеприведенную догадку о характере небесной кары, совершившейся над нечестивыми городами.

Наконец, в пользу того же предположения говорят и научные изыскания новейших географов Палестины, по вычислениям которых разность в глубине северной (древней) и южной (впоследствии образовавшейся) части Соленого моря сильно бросается в глаза, так как достигает почти 800 футов, и невольно заставляет предполагать разновременное их происхождение. К этому же должно добавить, что на южном берегу моря время от времени находят выбрасываемые с морского дна большие асфальтовые глыбы, явно вулканического происхождения.

Жена Лотова обращается в соляной столб

Быт.19:26. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

Что наказание жены Лота за ослушание повеления Ангелов (), служившее выражением ее сочувствия к нечестивым, не аллегория, как думали некоторые, а действительный, исторический факт, об этом свидетельствует автор кн. Премудрости Соломона () и сам Господь наш ().

Предполагают, что в тот самый момент, когда жена Лота остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным, вулканическим вихрем, который не только мгновенно в том же самом положении умертвил ее, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; с течением времени эта окаменелая форма приняла на себя и целый ряд соляных отложений из образовавшегося здесь соляного моря и таким путем со временем превратилась в большую соляную глыбу, или соляной столб.

Иос. Флавий приводит предание, согласно которому на один из соляных столбов близ Мертвого моря указывали, как на остатки жены Лота (Иудейские Древн. 1, 11, 4), а современные арабы и доселе называют этим именем соляной столб, около 40 фут. вышины, к востоку от местечка «Усдум», созвучного с библейским «Содомом».

Быт.19:27–28. И вcтaл Авpaам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа,

и nocмотpeл к Coдoмy и Гoмoppe и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

Данным замечанием бытописателя все это повествование ставится в самую тесную связь с предыдущим ходатайством Авраама о спасении праведных в этих нечестивых городах (). Вместе с тем оно еще раз подтверждает наше предположение о страшном землетрясении и пожаре, жертвой которых пали обреченные на гибель города.

Быт.19:29. И было, когда истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

Слова эти многое объясняют как о настойчивости ходатайства Авраамова за спасение содомлян даже ради десяти праведников (цифра, к которой быть может приближалось количество членов Лотовой семьи), так и в особой благосклонности и милости Божией к Лоту, несмотря на его некоторое колебание и малодушие. Одновременно с этим данный факт является красноречивым свидетельством того, как «много может усиленная праведного» (

Происхождение моавитян и аммонитян

Быт.19:31–36. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;

итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.

И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.

На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.

И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.

И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,

Заключительный раздел исследуемой главы содержит в себе печальную историю падения Лота. Лот, всю жизнь бывший живым обличением содомлян по чистоте своих нравов (), под конец своей жизни сам, до некоторой степени, уподобился им, вступив в преступную связь со своими дочерями. Подобные противоестественные связи редко практиковалась даже у язычников (), в законе же Моисеевом за них прямо назначалась смертная казнь (; ). Неудивительно, что многим экзегетам все это повествование кажется крайне соблазнительным и маловероятным. Но более вдумчивый анализ текста и принятие во внимание всех побочных обстоятельств значительно уясняют дело. Что касается личности самого Лота, то большую половину его вины, как и некогда вины Ноя (), снимает то обстоятельство, что преступное деяние совершено было им в состоянии опьянения и без всякого сознания его значения, как это ясно дважды подчеркивается библейским текстом (окончания 33 и 35 ст.).

Гораздо труднее, конечно, оправдать поведение дочерей Лота, со стороны которых ясно видно обдуманное намерение и коварный план. Но и здесь можно указать целый ряд смягчающих их вину обстоятельств: во-первых, поступком их, как ясно видно из текста, руководило не любострастие, а похвальное намерение восстановить угасающее семя отца (); во-вторых, прибегли к данному средству, как к единственному исходу в их положении, так как они, по свидетельству текста, были убеждены, что, кроме отца, у них нет больше никакого мужчины, от которого они могли бы получить потомство (). Такое ложное убеждение сложилось у них или потому, что они считали все остальное человечество погибшим, или, что более вероятно, потому, что никто не хотел иметь общения с ними, как выходцами из проклятых Богом городов. Наконец, объяснением, а следовательно, и некоторым извинением поступка дочерей Лота служат условия обстановки всей предшествующей их жизни в обществе развращенных содомлян и под непосредственным влиянием недалеко ушедшей от своих сограждан матери.

Быт.19:37–38. и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне.

И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне. ), но, как родственные по плоти избранному народу еврейскому, они в конце концов имеют получить прощение и спасение ().

" ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ"

4
Жена Лота

Всё, что говорит нам Библия о жене Лота, это то, что она «...оглянулась назад и стала соляным столбом». Мы даже не
знаем её имени и не знаем откуда она. Не сказано нам, была ли она женой Лота до отделения его от Авраама или после, когда он «раскинул шатры до Содома», а возможно он взял жену как раз из Содома, и тогда это многое объясняет.
Избрав равнину Иордана и оставив восточную холмистую страну Аврааму, Лот совершил выгодную сделку, но (увы!) он был не первым, кто оценил процветающую легкую жизнь, предоставляемую плодоносной долиной Иордана. Здесь были города, занятые идолопоклонниками, такими же, которых Авраам оставил в Уре Халдейском. «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Лот раскинул свои шатры около Содома, но позже стал жить в доме внутри самого города.
Со временем развращенность Содома и Гоморры стала такой, что Бог не мог терпеть её долее. Он предупредил Авраама, что намерен уничтожить эти города вместе с их обитателями. Авраам вступился перед Богом за Содом во имя тех праведных, которые ещё могли там быть, и Бог уступил: если там найдется хоть десять праведников, он сбережет город. Но это условие, ясно, не состоялось. И тогда были посланы ангелы сказать Лоту, чтобы он бежал из Содома вместе с женой и со своей семьёй прежде, чем наступит страшное разрушение.
Лот колебался. Два его зятя отказались уходить с ним и, без сомнения, жена тоже не хотела оставлять город, поэтому ангелам пришлось ухватить и почти тащить из города Лота, его жену и двух его дочерей. И они были вынуждены бежать в горы. Очевидно, пожив в городских условиях, они страшились кочевой жизни, которая когда-то была нормальным образом жизни для Лота. Через ангелов он умолял Бога позволить им идти в Сигор - другой город, который находился неподалёку. Бог уступил этой мольбе, и они направились в Сигор. Тогда и «пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли». (Быт 19:24,25)
Бытие 14 описывает войну в долине Сиддим, «где ныне море Соленое» - так в Библии именуется Мёртвое море, между царями или правителями разных городов, среди которых упоминаются Содом, Гоморра и Сигор. Долина эта изобиловала грязевыми ямами. Вернер Келлер в своей книге «Библия, как история» говорит о долине Иордана, как об огромном разломе в земной коре, который начинается далеко на севере Палестины и идет на юг, к Красному морю. Там, в долине Иордана есть изобилующие свидетельства землетрясений (Библия упоминает о них) и вулканических извержений: видимые на огромном протяжении массы лавы и базальта, кратеры потухших вулканов, маслянистые пятна битума на воде Мёртвого моря (в «Писнии» - грязь?), и запах нефти и серы. Учёными уже раскопаны многие библейские города, но Содома и Гоморры не обнаружено. Геологи полагают, что они лежат «...в районе, который теперь погружен под медленно поднимающимися водами южной части Мертвого моря, и что их разрушение явилось следствием мощного землетрясения, которое возможно сопровождали взрывы, молнии, выход природного газа и, главное, большие пожары».

Скверное предложение нечестивых

Вы когда-нибудь сожалели о жене Лота? Можете себе вообразить бедную женщину, которая, избежав пожара, оглянулась, чтобы посмотреть на свой объятый пламенем пожара дом, где в огне гибло всё то, что она создавала годами, о чём заботилась и ухаживала, что ценила и берегла, женщину, единственный грех которой был только в том, что она обернулась бросить последний взгляд на то, что она покидала навсегда?
Небольшое размышление на эту тему может стать для нас поучительным. Бытие 19 даёт краткое описание развращенных мужей Содома, с их извращёнными качествами. Нормальные люди приличного воспитания даже представить себе не могут весь тот ужас, который царил там. Эта развращённость более-менее открыто осуждается в наше время, хотя бессмысленно думать, что честное и объективное отношение сегодняшнего дня поможет заклеймить это зло, или что подрастающее поколение будет в меньшей опасности, если это зло будет разоблачено. Фактически это ознакомление послужит предупреждением для нас и поможет нам понять чувство отвращения Лота и его жены. Конечно, после той страшной ночи, осознавая опасность, которой подвергался её муж со стороны мужчин Содома и особенно обе её дочери, жена Лота могла бы не колеблясь стряхнуть пыль Содома с ног своих (то есть бежать из Содома), когда Бог через ангелов предложил им путь к спасению не только от Божьей кары, но и от отвратительной жизи в Содоме. Подлинность ангелов, посетивших их, была подтверждена ей чудом ослепления, всех осаждавших их дом мужчин, которое спасло по крайней мере в эту ночь Лота и его семью.
Но нет! Они ещё медлили, и их пришлось убеждать и подбадривать к бегству. Они просили, чтоб им позволили стать
в Сигоре, который из-за своей близости к Содому и Гоморре был, возможно, не намного безопаснее.

Промедление и взгляд назад

Без сомнения, жену Лота удерживал уютный дом и оседлый городской быт и страшил риск бездомной кочевой жизни. Должно быть, она полагала, что Бог, специально приславший ангелов, чтобы предупредить и спасти её хозяйство от разорения, может также оберегать их и дальше. Даже когда уже начался огненный дождь, и она должна была бы увериться, что нет места для сомнений, она всё ещё медлила и оглянулась. Это был не просто взгляд мельком, через плечо, в спешке. Слово, переведенное как «оглянулась», означает внимательный, долгий прощальный взгляд. И в этот момент не нужен был специальный акт наказания. Каждый промедливший в окрестностях Содома мог задохнуться в ядовитом дыме, который увидел Авраам следующим утром: «И дым поднимался с того места, как дым из печи». К этому моменту недвижимые предметы в Мертвом море покрылись солью. Таким образом, гибель жены Лота была неизбежной.
Изучающий Писание будет изумлён терпением Бога к Лоту и его семье. Для десяти праведников Он готов был пощадить город, готов был спасти зятей Лота, хотя они были неверующими, если б они последовали за Лотом. Когда Лот и его жена медлили с решением, ангелы понуждали и убеждали их до самой последней минуты, и даже пошли на компромисс, позволив им стать в Сигоре вместо бегства в горы.
Возможно в этом мы найдём для себя утешение, осознав,
как слабы и мягки мы и что Бог поможет нам, если только мы верим в Него.
В этом есть и серьёзное предупреждение для всех нас. Когда фарисеи спросили Иисуса о дне наступлении Царства Божьего, он ответил им, что этого не дано знать никому. Он проиллюстрировал это из истории народа, которую они хорошо знали, указывая им, что Божье Царство и Его суд грядут, - и для большинства людей неожиданно, - как нагрянул потоп во дни Ноя, или как был разрушен Содом во дни Лота.

«Помните Лотову жену»

Поражающей своей краткостью фразой, которая должна произноситься с впечатляющей силой, сказано: «Помните, Лотову жену».
Иезекииль однажды сравнил Иерусалим с Содомом, сказав: «Вот, в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». Здесь речь не о грубых грехах, которые стали синонимом слова «Содом», а о том виде греха, перед которым все мы склонились в эти дни изобилия, лени, жадности, эгоизма, грехов, о которых упоминал Иисус, предупреждая о дне суда: покупка и продажа, еда и питьё, посевы и строительство, женитьба и супружеская жизнь. Современными их двойниками могут быть сад, новый дом, безделье, амбициозные планы на детей и т. д. Ничто из этого не кажется злом само по себе. Но если что-то уводит нас от Бога и засасывает нуждами человечества – они так же смертельны, как грехи Содома.

В Торе сказано: когда произошло грехопадение городов Содома и Гоморры, и Вс-шний покарал жителей за их грехи пламенем и серой, оттуда бежали Лот (племянник Авраама), и его жена, которая ослушалась запрета Б-га не оборачиваться, вследствие чего превратилась в соляной столб.

«Жена Лота» – столб или колонна из каменной соли на горе Содом в Израиле. Напоминает формой женщину, одетую в покрывало. Традиционно воспринимается, как окаменевшая жена Лота. Древнеримский философ и историк Йосиф Флавий утверждает, что он видел этот соляной столб в районе Мёртвого моря.

Книга Берешит описывает, как женщина превратилась в соляную статую, оглянувшись на Содом: «И было, когда вывели их вон, сказал Единый: «Спасайся ради жизни твоей, не оглядывайся назад и не останавливайся во всей окрестности; в горы спасайся, чтобы ты не погиб!» (Берешит 19:17)

Содом был обречен на уничтожение. "Сера и огонь", которые Б-г "пролил" на город, должны были превратить его в место, где "не растет и не поднимается ни одной травинки" (Дварим 29:22). Не только город, но и вся область были обречены на гибель. Поэтому ангел посоветовал семье Лота бежать в горы, где они были бы в безопасности.

Жена Лота бежала вместе с мужем, однако в какой-то момент оглянулась назад и превратилась в соляной столб. Ангел предупреждал ее не оборачиваться, но она не послушалась, и немедленно была за это наказана. В прямом смысле слова, её постигла та же участь, что и жителей Содома.

Из текста следует, что жена Лота действительно погибла. Ведь если бы жена Лота выжила, то почему она исчезает из дальнейшего повествования? Кроме того, если бы она выжила, то дочерям Лота было бы весьма проблематично соблазнить отца в ее присутствии, разве что она совершенно перестала бы его интересовать.

Насколько справедлива легенда о соляном столбе? Ни один из средневековых комментаторов не говорит об этом прямым текстом. По мнению Рашбама (Рав Шмуэль бар Меир, ХІ век), ангел сказал Лоту и его семье не оборачиваться, поскольку зрелище гибнущего города могло их задержать. Как мы помним, Лот и так не слишком спешил уходить из города. Фактически, ангелам пришлось физически выгонять его из города, и даже после этого он все равно медлил, несмотря на то, что ангелы просили его поторопиться. В какой-то момент промедление привело к тому, что Лот и семейство должны были изо всех сил бежать, поскольку задержись они хотя бы на мгновение, они оказались бы погребенными под "огнем и серой" вместе с остальными жителями Содома. Жена Лота, которая и так несколько отстала от мужа, решила остановиться и посмотреть на последний день Содома. Насмотревшись, она хотела продолжить свой путь, но было уже слишком поздно, и "разрушительная волна" накрыла также и ее (возможно, она споткнулась и упала из-за подземных толчков, сопровождавших уничтожение города).

Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.
Анна Ахматова

В авиакассе большая очередь. Подходит еврей.

— Эта касса для Героев Советского Союза?

— Пожалуста, пожалуста, проходите скорее, какой билет Вам нужен?.. Купил. Другой еврей из очереди обращается к нему: «Скгажите, Вы и впгавду Герой?»

— Нет, а что, нельзя спросить?

Почему я вспомнил этот анекдот? В СССР дважды Героям ставили памятник при жизни. В Торе тоже есть однагероиня, которая сама из себя сделала памятник, превратившись в соляной столб.

В одном из лучших своих стихотворений Анна Ахматова, оправдывая жену Лота, пишет, что «её сердце никогда не забудет женщину, отдавшую жизнь за единственный взгляд». Очень красиво, согласитесь. Но я так не напишу.

Что отличает меня от Анны Ахматовой? Прежде всего, она гениальна, а я нет. Кроме того, я сознательно ограничиваю «зону поиска», для меня Б-г всегда прав, и если Тора пишет, что человек наказан – то это истина в последней инстанции. Моя задача — расширить временной интервал и понять, что взгляд был последней каплей в цепи прегрешений этой женщины.Как в известном в психологии случае: у человека лопнули шнурки, он не выдержал и повесился; правда, до этого он потерял работу, ребенка и ему изменила жена.

Что же случилось с женой Лота, Ирит? Как коренной жительнице Сдома, дочери местного вельможи, ей были чужды принципы мужа, унаследованные в доме Авраама,- и гостеприимство она справедливо считала изменой Родине. Такую уж в Сдоме приняли Конституцию. Муж был уважаем, знатен, богат, к тому же мужчина хоть куда, настоящий «мачо», поэтому она творила только мелкие гадости, давала гостям несоленую пищу. Лот долго это терпел, но в ту ночь пришли особо уважаемые гости, или же она его окончательно «достала»,- и Лот потребовал наконец посолить пищу!И тут женщина совершила страшный грех – пошла к соседям злоязычничать на мужа. Он, мол, притащил на её голову среди ночи гостей, и мало того, выгнал несчастную из дому просить у соседей соль. Соседи её пожалели, к месту вспомнили, что за гостеприимство полагается смертная казнь — и вскоре весь город встал на защиту патриотки. Толпа людей вышла на первый в истории Парад Гордости – торжественно изнасиловать гостей Лота. Не то, чтобы сразу всех обуяла похоть, просто они шли выполнять свой гражданский долг. Ну, совсем как мы завтра на выборы.

«Злые языки страшнее пистолета».А особенно страшно, когда это — злоязычие жены на своего мужа. Наказание за такой грех «карет»-истребление души. Ангелы спасают Лота, его жену и праведных дочерей, в которых не угасла искра Авраама. Его спасают благодаря тому, что он племянник Авраама и не всё утратил из выученного в доме дядюшки.Жену — за то лишь, что она мужнина жена, других заслуг нету.

Вы только представьте себе, до каких «высот» дошли люди в Сдоме! Когда Авраам умоляет Создателя не карать сдомитян, он завершает тем, что: «если в Сдоме будет десять (сдомских!) праведников», Б-г пощадит из-за них весь город. Мидраш говорит — нашлось только восемь: Лот, его жена, две незамужние дочери и две замужние дочери с мужьями. Ещё одну дочку Лота прежде умертвили страшной казнью за ужасное преступление — она кормила приезжего нищего. Иначе счёт бы почти сходился и, возможно, Сдом сам красовался бы сегодня на карте Израиля. Не нужно никакой набережной а-Яркон. Так вот, при всём при этом зятья подняли Лота, пытавшегося их спасти, на смех и погибли вместе с семьями под серным дождём.Вероятно, они были и среди «всех жителей Сдома», пришедших с Парадом Гордости наказать и «перевоспитать» лотовых гостей! А Ирит причислена к «праведникам Сдома» за то лишь, что прежде не донесла в местное КГБ на своего мужа.Я даже не уверен, что сегодня мы их перещеголяли…

Их предупреждают не оборачиваться — но женщина нарушает приказ, причём не из любопытства, а просто пожалев своё имущество. Знаете, что её к этому подтолкнуло? Ирит подумала: сейчас Лот умрет и я останусь нищей! Вот до чего довело нас его гостеприимство!..

Когда женщину спасают, одну из миллионов, а она ничего не понимает и ведёт себя так, словно ничего не произошло, чаша терпения Всевышнего переполняется. Жена Лота должна была освятить имя Всевышнего своей жизнью — как чудом спасшаяся из Сдома.Она же выбрала прежнюю дорогу, дорогу злодейки, и теперь людей будет учить соляной столб. Кстати, вы может поехать к горе Сдом и полюбоваться на большой серо-коричневый соляной столб, который так и называют: «Жена Лота». Формой он напоминает женщину в платке.

Расскажу одну современную историю о наследнице жены Лота. Хотя, на первый взгляд, история эта совсем противоположная. Но только на первый взгляд. Пара приехала с Кавказа, так что гостеприимство было у жены в крови не меньше, чем у мужа. Он увлёкся живописью, деньги тратил на это, хотя и минимальные. Семья не нуждались, но жене стало обидно, что не на гостей. Она пожаловалась лучшей подруге и та, искренне еёлюбя, захотела мира в её семье.Подруга ничего лучшего не придумала, как пойти в магазин и договориться, чтобы ему не продавали краски. Естественно, дело узналось, дорога в ад выстлана лучшими намерениями, муж не простил жене измены и в итоге они развелись.

«Мы друзей за ошибки прощали,
Но измены простить не смогли».