14 января парфюмер Жан-Поль Герлен (Jean-Paul Guerlain) объявил, что уходит на пенсию. В сообщениях прессы на эту тему неизменно упоминается модельер Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), сделавший аналогичное заявление неделей раньше. В последнее десятилетие громкие отставки культовых фигур индустрии красоты - не редкость. Когда в 1992 году из дома моды «Jean-Louis Sherrer» был уволен Жан-Луи Шеррер собственной персоной, это вызвало бурю негодования французской общественности.

В 1995-м случился настоящий скандал: 70-летний классик высокой моды Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy) был заменён на молодого и вызывающе эксцентричного англичанина Джона Гальяно (John Galliano). Французы сочли этот акт циничным и в высшей степени непатриотичным, хотя решение об отставке патриарха принимал их соотечественник Бернар Арно (Bernard Arnault), купивший марку «Givenchy ». Даже всеобщая любимица топ-модель Инес де ля Фрессанж (Ines de la Fressange), одно время представлявшая Францию в образе Марианны, тоже была уволена из основанного ею дома моды. Этим сейчас никого не удивишь: всё чаще слышны заявления промышленников (фактических владельцев модных лейблов), что моду создают не таланты дизайнеров, а потребности рынка.

Однако в этом печальном ряду Жан-Поль Герлен стоит особняком: во-первых, он занимался не «haute couture», а исключительно парфюмерией. Во-вторых, все вышеперечисленные персонажи сами сделали себе имя, а Герлен - наследник старинного парфюмерного дома, который вот уже более века является символом Франции во всём мире, подобно Эйфелевой башне, Александру Дюма и сыру камамбер.

Династия Guerlain: вначале было мыло.

В поисках счастья мещанин Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен (Pierre-Francois-Pascal Guerlain) покинул свой городишко Абвиль и перебрался в Лондон, где устроился на мыловарню. Всерьёз заинтересовавшись химией, он быстро продвинулся по службе и вернулся на родину уже в качестве представителя английской фирмы. Вскоре ему удалось создать в Париже собственную мыльную фабрику, для реализации продукции которой он в 1828 году открыл на улице Риволи маленький магазинчик. Дела пошли хорошо: в те времена французы ещё не были так патриотичны и предпочитали товар, имевший хоть какое-то отношение к соседней высокоразвитой Англии.

В том же году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен создал и свои первые одеколоны: Senteur des Champs и Esprit de Fleurs. В его лавочке можно было купить и другие ароматические товары: лосьоны для бритья, лавандовую воду, душистую пудру. Предприятие имело такой успех, что спустя десять лет магазин Герлена смог переехать в район получше, на рю де ля Пэ (rue de la Paix). Особенной популярностью пользовались парфюмерные композиции, которые хозяин заведения составлял собственноручно, находя в этом не только коммерческую выгоду, но и удовольствие. Его клиентура становилась всё более знатной: персональные ароматы у него заказывали Оноре де Бальзак и княгиня Меттерних. Наконец о нём узнали и высшие слои общества: 29 января 1853 года состоялась свадьба императора Наполеона III и испанской принцессы Евгении (Eugenia Maria de Montijo de Guzman), и к этому дню Герлен создал одеколон «Eau Imperiale» и преподнёс его новобрачным. Флакон из тёмного стекла, созданный по этому случаю, был украшен эмблемой Бонапартов - золотыми пчёлами, впоследствии превратившимся в фирменные герленовские соты. Новоиспеченная императрица пришла в восторг от этого аромата, и слава о замечательном парфюмере разнеслась по всем европейским династиям: в последующее десятилетие Герлен создал несколько королевских композиций, и для Габсбургов, и для Романовых, и для Вюртембергов. Скончавшись в 1964 году, Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен оставил сыновьям своё парфюмерное предприятие в превосходном состоянии.

Ссор из-за наследства не было: младший, Габриель (Gabriel) занялся коммерцией, а старший, Эме (Aime, «любимый») сосредоточился на создании новых ароматов. Пик его творчества приходится на 1889 год, когда он придумал революционный аромат «Guerlain Jicky »: незадолго до этого было синтезировано вещество «кумарин», обладающее интенсивным запахом свежескошенного сена, и Эме Герлен рассчитывал создать на его основе одеколон для мужчин. Однако благодаря тёплым оттенкам майорана и сандалового дерева «Jicky» стал невероятно популярен у жаждущих эмансипации дам, став, по сути, прообразом современных unisex-ароматов. Интересно, что «двуполость» запаха проявилась и в названии: «Jicky» - это имя одной англичанки, приятельницы Эме, и домашнее прозвище его племянника Жака (Jacques).

Именно Жак стал самым ярким парфюмером династии Герлен (его брат Пьер пошел по стопам отца и занимался торговлей). Он активно развивал восточную тему: в 1919 году появились духи «Mitsouko», воплотившие в себе таинственные японские мотивы, а в 1925-м - роскошный аромат «Shalimar », воссоздающий атмосферу пышных садов эпохи Великих Моголов. Примечательно, что при создании «Shalimar» Жак Герлен не побоялся взять за основу всем известный дядюшкин «Jicky»: трансформация уже имеющихся ароматов - одна из многих фамильных хитростей дома Герлен. Он продолжает и семейную традицию посвящать ароматы известным людям, - так, вышедший в 1933 году одеколон «Vol de Nuit » («Ночной полёт») посвящен лётчику и писателю Антуану Сент-Экзюпери.

Но на долю Жака выпал не только парфюмерный триумф, но и тяжёлое испытание: невесть откуда взявшийся проходимец Марсель Герлен зарегистрировал в 1923 году сразу две торговых марки (Marcel Guerlain и Hugues Guerlain) и некоторое время на волне успеха именитых однофамильцев пытался выпускать собственные ароматы, смущая и распугивая покупателей (любопытно, что одно из творений самозванца называлось «Nitchevo» - в духе тогдашней моды на Россию). В качестве контрмеры истинному Герлену пришлось провести рекламную кампанию под лозунгом «Nous n"avons pas de prenom» («У нас - только фамилия»).

В 1955 году состарившийся Жак Герлен создал аромат «Ode» совместно со своим 19-летним внуком Жан-Полем, и понял, что его империя переходит в надёжные и талантливые руки.

Jean-Paul Guerlain

О ныне здравствующем наследнике знаменитой парфюмерной династии известно едва ли не меньше, чем о его почивших в бозе предках. Скупо просачивающиеся в прессу сведения рисуют положительный, но несколько скучноватый образ: Жан-Поль Герлен любит литературу, музыку, хорошую французскую кухню. Заядлый мотоциклист и наездник. В поисках новых парфюмерных ингредиентов много путешествует по экзотическим странам (в издательстве «Cherche Midi» вышла книга, в которой он рассказывает о своих поездках). Очень богат: в 1996 году его состояние оценивалось в 3,5 миллиарда франков. Владеет плантациями иланг-иланга на острове Майотта и заводом по производству эфирных масел в Тунисе. Единственная по-настоящему пикантная деталь его биографии заключается в том, что до недавнего время он много курил, нисколько не заботясь о сохранности своего обонятельного аппарата. И действительно: несмотря на это обстоятельство, парфюмер из него получился отменный.

Уже его первый самостоятельный аромат «Vetiver» (1959 год) стал настоящей удачей: за свою нарядную свежесть он и по сей день любим активными деловыми мужчинами. В дальнейшем Жан-Поль Герлен «выстреливал» новинками каждые три - четыре года, и все они попадали в цель: провалов у него не было. Залогом успеха он считал неукоснительное следование традициям, заложенным его предками.

На парфюмерных принципах дома Герлен стоит остановиться подробнее. Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, «навороченными»: их составляющие не «играют в прятки» и не загораживают друг друга, поскольку их немного. К примеру, в духах «Нахэма» («Nahema »), которые в 1979 году парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев, всего двенадцать компонентов. Во-вторых, явное предпочтение отдаётся натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20 процентов. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.

В-третьих, очень большое значение придаётся дизайну флаконов: «флакон для аромата - что платье для женщины». И, наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый «Герлинад» («Guerlinade»). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка , роза и ваниль . В 1998 году Жан-Поль прославил этот аккорд, назвав его именем своё новое творение. Этот год был ознаменован для дома Герлен двойным юбилеем: исполнилось двести лет со дня рождения Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена, и сто семьдесят лет со дня открытия первого магазина.

Ароматом «Guerlinade» сам автор был очень доволен и называл её своей самой большой удачей. Но с ним связано и одно из самых неприятных воспоминаний парфюмера: в ночь после того, как Жан-Поль провёл презентацию новых духов, на него было совершено нападение. Двенадцать вооруженных преступников ворвались в загородный дом и связали хозяина и его помощников. Когда Герлен попытался оказать сопротивление, началась стрельба, в результате которой он был ранен в ногу. Украденные злоумышленниками драгоценности, столовое серебро, фарфор и ювелирные украшения «потянули» на полтора миллиона долларов. Но настоящие проблемы начались задолго до этого происшествия.

Аромат денег

На исходе XX века дом Герлен оказался в непростом положении. Вышеизложенные принципы создания ароматов, которые на протяжении многих лет являлись гарантией стабильного успеха, стали мешать дальнейшему развитию: они никак не вписывались в новые реалии парфюмерной моды. Как ни странно, но некоторую долю ответственности за это можно возложить на науку химию.

В 1969 году было синтезировано вещество «этилмальтол», обладающее насыщенно-сладким запахом. Благодаря этому появились так называемые «гурманские» ароматы с ощутимыми, даже назойливыми карамельно-шоколадными нотами (например, «Angel » Тьери Мюглера). В 1974 году было создано вещество «калон», которое пахло морем. Естественно, в скором времени возникла доселе не существовавшая группа ароматов - спортивных, чистых, свежих (типичный представитель - «L"eau d"Issey » Иссея Мияке). Неожиданно в моду стали входить и такие курьёзы, как запах асфальта или пыли, попавшей на электрическую лампочку.

Новые веяния радикально изменили роль парфюмерии в жизни общества: из символа элегантности, утонченности, соблазна духи превратились в элемент игры, повседневного маскарада. Оказалось, что аромат, наряду с одеждой и косметикой, - это вовсе не украшение, а могущественный инструмент для создания того или иного образа. Люди почувствовали себя актёрами, и им это понравилось. А Жан-Поль Герлен, скованный вековыми консервативными традициями, оказался к этому психологически не готов.

В 1994 году произошло неизбежное: после долгих переговоров 52 процента акций предприятия купила группа LVMH («Louis Vuitton Moet Hennessy»), возглавляемая одним из богатейших людей Европы Бернаром Арно - да-да, это тот самый Арно, который посмел уволить Юбера де Живанши.

Критики и скептики не зря называют Арно «коллекционером предметов роскоши»: ему принадлежат многие известные марки высокой моды («Givenchy», «Christian Lacroix », «Kenzo », «Loewe», «Donna Karan », «Marc Jacobs»), а ещё несколько сетей розничной торговли, радиоканал, три сорта шампанского, аукционный дом, виноградники и многое другое.

Снова вспомним Ив Сен-Лорана, который продал свой дом годом раньше: во-первых, у него сразу же отобрали подразделение готовой одежды, оставив в его ведении лишь haute couture, во-вторых, ему пришлось пережить несколько унизительных торгов и перепродаж: корпорации «Elf-Sanofi», «LVMH» и «Gucci Group» перехватывали друг у друга великого модельера, словно сахарную косточку.

Так что можно сказать, что для Герлена обстоятельства сложились вполне благоприятно: он продолжал заниматься любимым делом, и у него сложились неплохие отношения с Арно, известным своим тяжёлым характером. По крайней мере, никаких скандалов не случилось, и публично они высказывались друг о друге с максимальным расшаркиванием: Арно называл Герлена «хранителем храма», Герлен благодарил Арно за предоставленную свободу действий. Более того: когда в 1996 году Герлен сделал новую версию старинных духов «Елисейские поля» и был очень недоволен результатом, поскольку аромат вышел совершенно «негерленовским», именно Арно уговорил его не оставлять парфюмерную деятельность. Однако с продажей многое изменилось, и в первую очередь - ритм.

Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999 году на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых - «Limited Edition», то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос. Ещё одно новшество: поскольку духи Герлена пользуются особенной любовью японцев, то специально для этой целевой группы была создана туалетная вода «Cherry Blossom», нигде, кроме Японии, не продававшаяся. И даже Франция осталась лишённой аромата великого мастера!..

Вот ещё один любопытный факт: в 2000 году никому не известный автор Перси Кемп выпустил свой первый роман «Мускус». Это очень печальная история о немолодом человеке, внезапно обнаружевшем, что у одеколона , который он на протяжении всей жизни считал непременной составляющей своего обаяния, изменился запах. Оказалось, что фирму, производившую этот аромат, купила крупная корпорация, и в целях экономии заменила природный мускус на синтетический, Это обстоятельство в корне изменило жизнь героя, сделав её невыносимой. Нетрудно догадаться, с какими чувствами читал эту книгу ярый поборник натуральных компонентов Герлен: он немедленно учредил литературную премию и вручил её Перси Кемпу.

И вот теперь Герлен покидает дом своего имени. Уходит он на пике славы, сделав восхитительную серию «Аква Аллегория», в которой ему удалось наконец разрешить конфликт традиций и новаций: это очень чистые и естественные ароматы, посвящённые любимым герленовским нотам («Rosa magnifica», «Ylang&Vanille», «Lilia bella», «Gentiana» и другим). Он доказал, что и бескомпромиссно придерживаясь фамильных принципов, можно идти в ногу со временем: два аромата из этой серии (грейпфрутовый «Pamplelune» и травянистый «Herba Fresca») пользуются огромной популярностью у молодёжи. Кажется, сделано всё возможное, чтобы его уход не выглядел увольнением: Герлен достиг пенсионного возраста, к тому же в компании он останется на правах консультанта. Однако по некоторым признакам можно заключить, что это решение принимал не он, или не он один: в фирме уже давно назревали крупные перемены. Ещё в ноябре прошлого года было объявлено, что с января в отставку уходит глава американского подразделения «Guerlain, Inc.» Мажори Воллан (её сменила Камий Макдональд), а одновременно с Герленом своё место покинул и руководитель всей компании «Guerlain» Тибо Понруа (Thibault Ponroy). Ему на смену пришёл 40-летний итальянский менеджер Ренато Семерари (Renato Semerari), уже доказавший успешность своего управления в «

Guerlain (Герлен, Герлэн) - один из старейших в мире домов парфюмерии, основанный в 1828 году Пьером Франсуа Паскалем Герленом.
С 1994 года исключительное право на использование бренда Guerlain принадлежит корпорации Louis Vuitton Moet Hennessy.
Оборот компании около 350 млн евро

История
Guerlain был основан в 1828 году Пьером Франсуа Паскалем Герленом, французом, получившим химическое образование в Англии. Сначала этот парфюмерный дом существовал как аптечный магазин, в подвалах которого Герлен смешивал свои ароматы. Клиентами были немногие, но достаточно известные люди, в том числе, например, Бальзак и Наполеон III, для свадьбы которого был специально создан одеколон Eau de Cologne Impériale. Позже он создавал запахи для королев Виктории и Изабеллы II Испанской. Пьер Франсуа Герлен умер в 1864 году.
Ему наследовали его сыновья Эме и Габриэль Герлен. Эме Герлен поднимает семейный бизнес на новый уровень, один за другим выпуская успешные ароматы, в то время как Габриэль занимался менеджментом. Эме Герлен сделал следующие парфюмерные достижения:
Разложение аромата на три составляющие - начальную ноту, ноту сердца и базовую ноту.
Совмещение в парфюмерии натуральных и синтетических составляющих.
Создание первого унисекс аромата - Guerlain Jicky (1889 год)
В 1910 году Эме Герлен умер, компанию в наследство получили сыновья Габриэля Жак и Пьер. Пьеру достается коммерческая составляющая, а Жак берет на себя составление ароматов. За время существования дома под управлением Жака и Пьера семейный бизнес процветает, интернализируется и популяризируется. Guerlain начинает создавать парфюм для звезд кино и эстрады, а также начинает продажи своей продукции по всему миру.
Жак Герлен умер в 1956 году, а на пост главы компании встал его внук, Жан-Поль Герлен. Под его руководством компания превращается во всемирно известный бренд.
В 1994 году Жан-Поль Герлен продал компанию мега-корпорации роскоши LVMH, которая владеет брендом Guerlain и по сей день. Еще 8 лет после продажи он продолжал создавать ароматы, параллельно с группой новых молодых парфюмеров. «Однако с продажей многое изменилось, и в первую очередь - ритм. Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999 г. на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых - limited edition, то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос».
Герлен уволился из своей компании в 2002 году, но позднее вернулся к работе.
В 2011м году он продолжает создавать ароматы, творческим наследником можно считать Thierry Wasser, или, по информации из компании, внука (около 20 лет), начавшего заниматься парфюмерией.

Характеристика
Ольга Вайнштейн так описывает основные принципы дома: «на парфюмерных принципах дома Guerlain стоит остановиться подробнее.
Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, «навороченными»: их составляющие не «играют в прятки» и не заслоняют друг друга, поскольку их немного. К примеру, в духах «Наэма» (Nahema), которые в 1979 г. парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев, всего двенадцать компонентов.
Во-вторых, явное предпочтение отдается натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20%. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.
В-третьих, очень большое значение придается дизайну флаконов: «флакон для аромата - что платье для женщины».

Серии Guerlain
Aqua Allegoria: Herba Fresca, Pamplelune, Rosa Magnifica, Lavande Velours и Ylang & Vanille (все - 1999); Anisia Bella (2004), Mentafollia (2004), Orange Magnifica и Pivoine Magnifica (2005), Tutti Kiwi (2006), Grosellina (2006), Angelique Lilas & Mandarine Basilic (2007), Figue Iris & Laurier Reglisse (2008), Tiare-Mimosa and Cherry Blossom (2009), Flora Nymphea (2010), Bouquet Numero 1 (2010).
Les Parisiennes (2005) - серия переизданных ароматов: Kadine, Sous Le Vent, Djedi, Mouchoir de Monsieur, Voilette de Madame, Vega, Mayotte (в оригинале Mahora), Liu, Purple Fantasy, Attrape-Coeur (в оригинале Guet Apens), Derby, Ode, Vetiver Pour Elle, Philtre d’Amour, Chamade Pour Homme, Candide Effluve, L’Ame d’un Heros (в оригинале Coriolan).
L’Art et la Matiеre: Cuir Beluga, Rose Barbare and Angelique Noire, Bois d’Armenie (2006), Iris Ganache (2007), Cruel Gardenia (2008), Tonka Imperiale (2010).

В культуре
Для русской культуре эти французские духи издавна считались синонимом роскоши.
Н. Э. Гейнце (1898 год): «Тут был и петербургский „свет“ и „полусвет“, последний старавшийся затмить первый искусственным сиянием - сиянием драгоценностей и вполне этого достигавший. Скромные „светские розы“, нежные цветы с тонким ароматом чистоты и невинности, робко жались в сторонке перед пышными „камелиями“, получавшими свой одуряющий аромат от современного парижского алхимика Герлена, нашедшего средство возвращать молодость и красоту и путем этого средства делать себе золото».
Марка и аромат Mitsouko перечисляются Геллой на сеансе Варьете Воланда («Мастер и Маргарита»):

Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:
- Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль…

Георгий Иванов. «Третий Рим» (1929): «Прогретый калориферами воздух Астории пахнул как-то томительно. Это была тонкая смесь, где было всего понемногу: Н. Герлен, и дух контрразведок, и египетский табак, и кровь…»
Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» описывает: «высший тип женщины - небожительница: красавица, по преимуществу блондинка с бриллиантами в ушах, нежных как розовый лепесток, в длинном вечернем платье о оголенной спиной, стройная, длинноногая, в серебряных туфельках, накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, за решеткой которых наркотически блестят глаза, благоухающая духами Коти, даже Герлена, - на узкой руке с малиновыми ноготками золотые часики, осыпанные алмазами, в сумочке пудреница с зеркальцем и пуховка. Продукт нэпа. Она неприкосновенна и недоступна для нашего брата. Ее можно видеть в „Метрополе“ вечером».

Дом Герлен (Guerlain ) - французский парфюмерный дом, находящейся под управлением семьи Герлен с момента создания в 1828 году и до 1994 года. С 1994 года фирма Герлен перешла под управление французской транснациональной компании LVMH (Moët Hennessy - Louis Vuitton).

Герлен я вляется одним из старейших действующих парфюмерных домов мира.

Основатель Дома Герлен - Пьер-Франсуа Паскаль Герлен (Pierre-François Pascal Guerlain).

Пьер-Франсуа Паскаль Герлен, сын управляющего в компании, торгующей пряностями, начал свою карьеру, когда ему было 19 лет в качестве торгового представителя фирм, занимающихся выпуском и продажей парфюмерно-косметической продукции. Изучая химию в Англии, Пьер-Франсуа узнал об изготовление мыла и дистилляции цветов, и решил попробовать использовать свои навыки. В 1828 году недалеко от Триумфальной арки в Париже он организовал небольшую фабрику, производящую косметические товары, а затем на первом этаже роскошного отеля Le Meurice, расположенного на улице Риволи (Rue de Rivoli), открыл магазин. Место было очень удачным, так как отель Le Meurice был излюбленным местом англичан из высшего общества. В магазине продавались парфюмерно-косметические товары из Англии, привлекающие высококлассную клиентуру, а также первые изобретения самого Герлена. Особым спросом из продукции Герлена пользовались Liquid Bloom Rose – бальзам для губ с легким розовым оттенком и отбеливающий лосьон Golwond.

В то время английские парфюмеры считались лучшими в мире, но Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен мечтал это изменить. Всего за пару лет он превратил свой магазин в одно из самых притягательных мест для представителей высшего света. Пьер-Франсуа начал экспериментировать с ароматическими композициями, создав одеколоны Supérieure и Royale, а затем в 1830 году одеколон Imperiale , сочетающий в себе освежающий аромат цитрусовых и прованских трав. В то время парфюмерия была довольно примитивной, предлагались только простые композиции из экстрактов трав, цветов и цитрусовых. Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен старался придерживаться самых высоких стандартов, как в выборе сырья, так и в конечном продукте, а затем и в его презентации.

Пьер-Франсуа Герлен всегда общался со своими покупателями, и это давало ему четкое понимание, в каких продуктах нуждаются его клиенты. Впоследствии, прямой маркетинг станет отличительной чертой компании.

В 1842 году Герлен попытался предложить свою парфюмерия и косметику крупному парижскому универмагу, но получив отказ, раз и навсегда решил вести самостоятельную продажу собственной продукции.

Первый каталог Герлен датируется 1830 годом. В нем был представлен довольно разнообразный ассортимент косметических товаров - питательный кольд-крем Froide de Limaçons с экстрактом улиток, розовый кольд-крем и огуречный крем, отбеливающий кожу, крем Blanc de Perles, осветляющий кожу лица, огуречное молочко для очищения кожи лица, персидский крем, увлажняющий кожу рук, крем Patti, осветляющий веснушки, мыло Savon из китового жира, а так же уникальный на тот момент продукт Epilotoire, позволяющий удалять лишние волосы на лице, и руках.

Из декоративной косметики в ассортименте компании Герлен имелись - пудра de Lys, обеспечивающая алебастровый цвет лица, пудра aux Fleurs с нежным цветочным ароматом, нежная пудра de Cygne, и очень популярные среди дам бальзамы для губ - Baume de la Ferte, с высоким содержаним танина, защищающий губы от трещин и Roselip - стойкий розовый бальзам с экстрактом розы, помещенный в маленькую фарфоровую баночку, этот бальзам с успехом продавался вплоть до 1958 года.

Так же в каталоге были представлены собственные парфюмерные композиции. Особенно популярными были духи «Душа цветов».

В 1840 году Герлен вместе с сыновьями переехал на фешенебельную улицу де ля Пэ (Rue De La Paix), где у парфюмера появились новые клиенты. Одним из первых знаменитых заказчиков Герлена был французский писатель Оноре де Бальзак (Honoré de Balzac), который попросил создать специально для себя туалетную воду. Писатель положил начало новой услуге, созданию персональных ароматов.

В том же 1840 году Пьер-Франсуа Герлен открыл собственный парфюмерный завод в пригороде Парижа Коломбе (Colombes) и выпустил первые твердые румяна Rouge au Carmin de Chine, упакованные в фарфоровые баночки. К середине XIX века Герлен стал не только самым модным, но и самым высокооплачиваемым парфюмером Парижа.

В 1840-е годы каталог дома Герлен постоянно расширился за счет новых парфюмерных и косметических новинок - жидкие румяна Bloom of Roses, клубничный крем Crème à la Fraise, румяна Rouge de Court, Rouges de Carthame, Rouge de Damas, пудра Alba Pulvis розовое мыло Otto Rose Soap, зубной порошок Tresor de la Bouche, средства для чистки зубов Antiseptique и т.д.

В 1840 году (по другим источникам в 1878 году) был произведен первый коммерчески успешный карандаш для глаз Pyrommée , в переводе означающий «тайна огненного взгляда». Легенда гласит, что Герлен узнал секретную формулу создания этого продукта у армянского паши, который приоткрыл для него завесу своего гарема. И хотя макияж глаз в XIX веке ассоциировался главным образом с актрисами и дамами легкого поведения, многие высокопоставленные особы покупали заветные баночки из слоновой кости.

С 1842 года компания Герлена сумела завоевать доверие самых взыскательных покупателей почти всех королевских дворов Европы. Королева Виктория (queen Victoria), королева Испании Изабелла (Isabel I la Católica), королева Румынии Мария (Marie of Romania), императрица Австрии Елизавета (Empress Elisabeth of Austria), император Александр III и его жена императрица Мария Фёдоровна стали его постоянными клиентами. Для дома Романовых парфюмер создал ароматы Cour Russie («Русский двор»), Московская слава и L’eau de Cologne Imperial Russe («Русский Империал»).

Апогея славы Пьер-Франсуа Паскаль Герлен достиг в 1853 году, когда на свет появился одеколо н Империал - L’Eau de Cologne Impériale – необыкновенный аромат, созданный по заказу императора Наполеона III (Napoléon III) для своей супруги Евгении де Монтихо (Eugénie de Montijo). Уроженка Испании она никак не могла привыкнуть к новому климату и часто жаловалась на необъяснимую тоску, плохое самочувствие и головные боли. После коронации французский император хотел найти для молодой супруги какой-то особый подарок.

Убежденный в том, что причина грусти жены ностальгия по родной Андалусии, Наполеон III обратился к Герлену и велел создать парфюм, наполненный ароматами андалузских полей, напоминающей императрице о её родине. Парфюмер согласился, хотя не имел ни малейшего представления о том, как пахнет Испания и как справиться с императорской фантазией.

После ряда экспериментов Пьеру-Франсуа Герлену удалось создать идеальную формулу одеколона, в составе которого концентрация эссенции была минимальной, не больше 5%. При нанесении всего нескольких капель на кожу можно было почувствовать, как раскрываются первые цветочные ноты лаванды и вербены, затем, усиливающиеся аккорды бергамота и лимона, переплетающиеся с флердоранжем. Герлен поместил одеколон в самый простой флакон и, подписав этикетку вручную, отправил его в резиденцию императора.

Одеколон произвел должное впечатление, Евгения заявила, что ее самочувствие улучшилось и даже отступила не дававшая ей покоя мигрень. Завороженная ароматом, императрица сказала, что Герлену удалось «уместить всю Испанию в один флакон» и попросила супруга назначить Пьера-Франсуа Герлена главным придворным парфюмером. Долгое время одеколон Империал производился только для императрицы Евгении. Но времена менялись, а значит, менялись и политические и экономические устои. Роль Франции на международной арене была очень высока, Наполеон III считал, что его страна не просто должна лидировать в торговле и промышленности, но стать эпицентром культурного развития для всей остальной цивилизации. Воспользовавшись ситуацией, Герлен обратился к императору с просьбой разрешить продавать L’Eau de Cologne Impériale широкой публике, и в том числе за границу, чтобы мир узнал о достижениях французов в парфюмерной отрасти. Получив императорское дозволение, Герлен заказал у мастеров «Pocher & Du Courval» особый флакон для одеколона, который отражал высокое происхождение парфюма . Так на свет появился великолепный стеклянный флакон с рельефными пчелами, являвшимися частью геральдических орнаментов династии Бонапартов. Через некоторое время Герлен заказал еще более роскошную версию флакона, где пчелы и некоторые орнаменты были покрыты золотом. Имперский одеколон вознес компанию Пьера-Франсуа Герлена на небывалую высоту, заложив основу парфюмерной династии.

После смерти Пьера-Франсуа Паскаля Герлена в 1864 году парфюмерное дело перешло к его сыновьям – Габриэлю и Эме (Aimé Guerlain and Gabriel Guerlain). Перед наследниками стояла сложная задача – не просто удержать славу парфюмерного дома, но и доказать, что они не только пользуются достижениями своего отца, а также как и он умеют создавать. Братья разделили между собой обязанности – Габриэль, имеющий отличные деловые навыки, взял управление компанией в свои руки, а прирожденный парфюмер Эме, вошедший в историю как профессионал, заложивший основы современной парфюмерии, занялся созданием ароматов .

Новые ароматы дома Guerlain - Fleur d"Italie (1884 г.), Skine (1885 г.), Rococo (1887г.), Bouquet Mademoiselle (1890 г.) – пользовались большой популярностью. Каталог косметической продукции стремительно расширялся. Пудра Poudre de Cypris, румяна Rose du Moulin, крем Providence Huvé Guerlain, защищающий кожу от солнца, Secret de Bonne Femme, увлажняющий крем, с тонким ароматом и многое другое.

В 1889 году Эме Герлен создал сенсационный аромат Джики – Jicky , одни из первых духов , которые были созданы с добавлением синтетических компонентов. В их парфюмерной композиции использовался кумарин, ноты древесины сочетались с лавандой, ирисом, ванилью, лимоном, рядом специй. Кроме того, в формулу духов входили компоненты животного происхождения – вещество цибетин, добывающееся из анальной железы циветты, амбра и кастореум.

Придание гласит, что легендарные духи Герлен Джики – Jicky были названы в честь девушки, в которую Эме Герлен был влюблен, будучи студентом в Англии, и с которой он был вынужден расстаться. Существует так же версия, что Jicky прозвище сына Габриэля Жака.

В 1890 году Эме Герленом были созданы духи Excellence, в 1892 - Belle-France, а в 1894 - Cipricime.

Во время Франко-прусской войны 1870 года Эме Герлен разработал формулу защитного и успокаивающего кожу бальзама для медсестер, а так же крем Camphrea, уничтожающий бактерии и маскирующий недостатки на лице. Этот чудо-крем по-прежнему выпускается маркой Guerlain

Эме Герлен создал косметический продукт, ставший культовым – первую в мире красную помаду в цилиндрической тубе, получившую название Ne m’oubliez pas (Не забывай меня). Помада представляла собой красно-розовый воск для губ, помещенный в специальный футляр с кнопочкой, в который после использования первого воскового стержня, можно было вставить новый стержень.

В 1910 году после смерти Эме Герлена парфюмерное дело перешло к представителям следующего поколения – сыновьям Габриэля Жаку и Пьеру Герленам (Jacques Guerlain Pierre Guerlain). Братья также разделили между собой обязанности - Пьер занялся развитием компании, а Жак – созданием ароматов.

Со временем Жака Герлена назовут «главным носом» парфюмерного Дома. Каждое поколение знаменитой династии создавало ароматы, которые становились сенсацией. Жак Герлен создал такие легенды как Après l"Ondée, (1906 г.), L"Heure Bleue (1912 г.), Mitsouko (1919 г.). В 1904 году выпустил парфюмерную пару для жениха и невесты. Эту пару, ставшую свадебным подарком для друга семьи, Жак Герлен назвал Mouchoir de Monsieur и Voilette de Madame. Но поистине легендарным творением Жака Герлена стали духи Шалимар - Shalimar , что означает «Сады любви», созданные в 1925 году.

В то время в Европе была распространена мода на все восточное, и Жак Герлен создал первый в мире восточный аромат. А вдохновила его легенда об истории любви индийского правителя Шах-Джахана (Shah Jahan) его жены Мумтаз-Махал (Mumtaz Mahal). Когда любимая жена Шах-Джахана умерла, в память о ней был выстроен легендарный белый мраморный мавзолей Тадж-Махал (Taj Mahal), ставший её усыпальницей, рядом с мавзолеем был разбит прекрасный сад. Духи Shalimar Дом Герлен выпускает до сих пор.

В 1914 году Жак Герлен поручил известному архитектору Шарлю Мюи (Charles Mewès) спроектировать здание для парфюмерного Дома на Елисейских Полях (avenue des Champs-Élysées).

Жан Герлен вошел в историю парфюмерии не только, как создатель легендарных ароматов, но и продуктов, положивших начало новой эры в косметической отрасли.

На его счету - пудра с ароматом духов Шалимар La Poudre C"est Moi, карандаш для глаз Lynx, выпускающийся с четырьмя оттенками - черным, синим, коричневым и светло-коричневым, увлажняющий лимонный крем Citron, ароматическое средство для волос с ароматами духов Jicky , L"Heure Bleue, Shalimar, Mitsouko , первая стойкая помада в футляре с кисточкой Rouge d"Enfer, появившаяся в 1924 году, а в 1936 году - помада Rouge Automatique. В 1936 году были выпущены тени для век с богатой цветовой палитрой - синие, светло-коричневые, серебристо-голубые, светло и темно-зеленые.

В 1930-е годы дом Герлен начал выпускать солнцезащитные средства - масло для защиты от солнца и дневной крем для защиты от солнца и веснушек.

В 1939 году на первом этаже бутика на Елисейских полях Жак Герлен открыл салон красоты, предлагающий целый спектр разнообразных процедур по уходу за кожей.

Жак Герлен разработал собственный подход не только к созданию ароматов, но и к дизайну упаковки. Создание каждого нового парфюма становилось целой концепцией, включающей в себя дизайн флакона, фирменный знак и упаковку. Дом Guerlain начал сотрудничать с знаменитой французской компанией Baccarat crystal, создавшей 1904 году хрустальную бутылочку для духов Champs-Elysées - Елисейские поля.

Флаконы для дома Герлен разрабатывали талантливые дизайнеры Жорж Шевалье (Georges Chevalier), представитель знаменитой французской компании Baccarat , итальянский скульптор Робер Гранаи (Robert Granai), а также одним из создателей дизайна флаконов был Габриэль Герлен.

Самые знаменитые творения Жака Герлена - духи Après l"Ondée , (1906 г.), духи L"Heure Bleue (1912 г.), духи Mitsouk o (1919 г.), духи Shalimar (1925 г.), Liu (1929 г.), Vol de Nuit (1933 г.), духи названные в честь рассказа друга Жака Герлена французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupéry) «Ночной полет», духи Coque d"Or (1936 г.), созданные для еще одного друга - легендарного импресарио Сергея Дягилева, а также духи Sous le Vent (1933 г.), сделанные для знаменитой танцовщицы Жозефины Бейкер (J osephine Baker) и духи Oda (1955 г.), созданные совместно с внуком Жаном-Полем Герленом.

Внук Жака Герлена Жан-Поль с 15 лет учился у деда тонкостям парфюмерного дела. Способности передались ему по наследству. Рассказывали, что он мог распознавать около трех тысяч запахов. Но прежде всего, он умел создавать ароматы . В 1955 году небывалые для Франции заморозки уничтожили все луковицы нарциссов, но покупателей мало интересовали капризы погоды. Жак Герлен сказал внуку: «Хочешь стать парфюмером? Воссоздай запах нарцисса сам». И Жан-Поль справился с этой задачей.

Жан-Поль Герлен проявил себя как достойный приемник. В 1951 году парфюмерный Дом выпустил первую сыворотку L’Emulsion d’Ambroisie для сохранения мягкости кожи и улучшения ее структуры, наносящуюся перед использованием дневного крема.

В 1959 году Жан-Поль выпустил аромат Vetiver , который позволил ему занять прочное место в династии талантливых парфюмеров. Эти духи были созданы для мужчин – в них смешали запах табака, кожи, древесного мха, индийского корня и ветивера. Парфюм встал в один ряд с шедеврами компании Герлен.

В 1965 году, вдохновленный своим увлечением верховой ездой, Жан-Поль придумал второй знаменитый мужской аромат Habit Rouge – названый в честь красной куртки наездника. Часто при создании ароматов Жан-Поль вдохновлялся женскими образами. Для своей первой жены в 1962 году он разработал парфюм Chant d’Aromes - Песня аромата, а в 1969 году вышел очередной восточный аромат Жана-Поля Герлена Chamade - Сердцебиение, на который парфюмера вдохновил одноименный роман Франсуазы Саган. В 1979 на свет появились духи Nahema , посвящённые героине одной из сказок Шахерезады, в которой повествуется о двух сестрах – одинаково красивых, но с разными характерами. Первая из них, Махани, была нежной, милой и отзывчивой. Вторая, загадочная Нахема, представляла собой тайну для всех.

В 1975-м году появляется линия средств по уходу за кожей Parure - Украшение, а в 1980-м линия антивозрастной косметики Issima.

В 1989 году выходит аромат Самсара - Samsara , что в переводе с санскрита означает «колесо жизни». Его флакон красного цвета, созданный итальянским скульптором Робером Гранаи повторял силуэт кхмерской танцовщицы, выставленной в парижском музее Гиме (Musée Guimet) .

Следуя традициям своих предков, Жан-Поль Герлен в 1984 году буквально взорвал косметический рынок инновационной линией пудр-бронзаторов Terracota .

В 1987 году Жан-Поль создал инновационную пудру Météorites - Метеориты в форме небольших разноцветных шариков – белых для осветления, зеленых для уменьшения красноты, а также фиолетовых, розовых и перламутровых для сияния и блеска.

Линии для загорелой кожи Terracotta и Météorites, и сегодня являются бестселлерами марки.

С 1994 года исключительное право на использование бренда Guerlain принадлежит корпорации Louis Vuitton Moët Hennessy, которая является мировым лидером в сегменте товаров класса люкс. Во главе с Бернаром Арно (Bernard Arnault), корпорация приобрела контрольный пакет акций. Жан-Поль Герлен еще восемь лет продолжал создавать ароматы для бренда Guerlain .

В 2002 году Жан-Поль Герлен вышел на пенсию, с 2008 года ведущим парфюмером дома Guerlain стал один из самых известных современных парфюмеров Тьерри Вассер (Thierry Wasser) , в настоящее время производством парфюмерной продукции легендарного Дома занимается команда парфюмеров, уже не имеющих отношения к знаменитой династии.


Сегодня эта фраза в устах модных девушек является главным комплиментом аромату. И никто лучше Guerlain - самого старого французского парфюмерного дома - не воплощает собой культурный миф под названием "французские духи".

В советские времена, откуда, собственно, родом все наши культурно-потребительские мифы, завораживающее словосочетание "французские духи" не подразумевало продукции фирмы Guerlain. Только избранные, а именно столичная богема, посещавшая посольские приемы, и работники различных дип- и внештогрпредставительств знали названия Shalimar или Mitsouko. Для всех остальных французские духи воплощали Miss Dior, Madam Roshas, Chanel N5 и самая народная марка - духи Climat. Первый герленовский запах, попавший в широкий обиход в позднесоветское время, - это знаменитая Samsara.

Между тем во Франции, да и во всем остальном мире, к Guerlain всегда было совершенно особое отношение. Дело в том, что у других знаменитых марок духи появлялись как дополнение к производимой ими одежде и аксессуарам, Guerlain же всегда занимался исключительно парфюмерией и косметикой. К тому же все остальные не создают запахов самостоятельно, а заказывают их у крупных фирм, специализирующихся на этом, и только Guerlain (да еще Chanel) делают запахи в собственных лабораториях. И это всегда было семейным делом: создавали ароматы и управляли бизнесом четыре поколения Герленов. Диалектика мифа

В сущности, история дома Guerlain - это хрестоматийная история французского производства предметов роскоши. Все они начинались каким-нибудь ловким и трудолюбивым буржуа, владевшим некой технологией и сумевшим ее пристроить к королевскому двору. В данном случае это был основатель династии Пьер Франсуа Паскаль Герлен, имевший мыловаренный заводик и открывший в 1828 году парфюмерную лавку. Его звездным часом стала свадьба Наполеона III и принцессы Евгении, которой Герлен, обросший к тому времени солидными связями, преподнес одеколон (так в те времена называлась любая ароматная продукция) Imperiale, очень ей понравившийся. Этот одеколон, трогательно старинный и незамысловатый на современный вкус, в числе прочих легендарных запахов производится до сих пор. Далее все развивалось по обычным законам.

Успешность марки и, соответственно, ее мифологический ореол возрастали с каждым очередным попаданием в социокультурный тренд: революционный аромат Jicky (1889), где вместо обычного для того времени смешения нескольких узнаваемых цветочных экстрактов была сложная композиция с применением неприродных, химических веществ; эпоха модерна и моды на все японское - L`Heure Bleue (1912) и Mitsouko (1919); эпоха ар-деко и энергичных стриженых девушек за рулем авто - Shalimar (1925). То же и во второй половине века: эпоха сексуальной революции - Chamade (1969), 80-е с их нарочитой буржуазностью - Samsara (1989).

Надо сказать, что такое идиллическое положение дел продлилось довольно долго, и все это время бизнес оставался семейным, пока в 1994 году марку не купил концерн LVHM. Но и после этого последний из династии Герлен, Жан-Поль, создавал запахи еще шесть лет, но маркетинговая политика марки изменилась. Если раньше Герлен каждую новинку готовил по нескольку лет, то в одном только 1999 году на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых сразу были задуманы как новинки-однодневки - так называемые лимитированные выпуски, которые не повторяются. В этом же году Герлен начинает создавать серию Aqua Allegoria, принципиально отличающуюся от всего, что делалось раньше: простые чистые запахи с простыми названиями, прямо указывающими на источник аромата, - Rosa magnifica, Ylang & Vanille, Lilia bella, Gentiana и т. д. В 2002 году, в возрасте 65 лет, он объявил о своем уходе на пенсию.

Тогда, в январе 2002-го, вся пресса бурно обсуждала это событие. Масла в огонь подлило еще и то, что за несколько дней до Герлена о своем уходе объявил Ив Сен-Лоран, еще одно национальное достояние Франции. И в том, и в другом случае обвиняли Бернара Арно, владельца LVHM, имеющего репутацию человека без всяких сантиментов. Все наперебой сокрушались о потере великих традиций и поминали историю с романом Перси Кемпа "Мускус". В романе рассказывалось о человеке, который всю жизнь пользовался одним одеколоном и вдруг обнаружил, что его запах изменился, потому что фирму-производителя купила крупная корпорация и в целях экономии заменила природный мускус на синтетический. В результате жизнь главного героя начинает буквально разрушаться. Неудивительно, что Жан-Поль Герлен, настоящий апологет натуральных компонентов, который до сих пор владеет фабрикой по производству цветочных экстрактов в Тунисе и плантацией иланг-иланга на острове в Индийском океане, наградил этот роман специальной премией. С тех пор прошло три года, появились новые популярные запахи, сделанные уже командой парфюмеров, сменивших Жан-Поля Герлена, то есть жизнь, конечно же, не остановилась. Мнения поклонников марки разделились: кто-то ровным счетом ничего не заметил, а кто-то воспринял уход Герлена как конец всего.

"Консервативный парфюм" и "аромат юности"

Дом Guerlain за свою историю выпустил более 300 ароматов, среди которых был и Bon Vieux Temps - "Добрые старые времена". Это название прекрасно отражало саму суть дома: Guerlain зиждился на традициях, которые передавались и почитались. За этой стандартной формулировкой скрывались вполне материальные приметы: начиная от дизайна упаковки (очень сдержанного и "серийного") и флаконов (все они выполнены в едином стиле и среди них нельзя, например, обнаружить каких-нибудь шаров или многогранников) и заканчивая особым фирменным аккордом, так называемым герлинадом (бобы тонка, роза, ваниль), который использовался практически во всех композициях. Поэтому, кстати, все герленовские запахи очень узнаваемы, и при наличии некоторой практики их ни с чем не спутаешь. Ну и, конечно, любовь Герленов к переделке старых запахов, когда новый продукт создается как оммаж какому-нибудь старому. Так, легендарный Shalimar был создан "по мотивам" не менее легендарного Jicky, а чрезвычайно популярные у нас несколько лет назад Champs Elysees (1996) - ремейк одноименного запаха 1904 года.

Эта более ста лет лелеемая традиционность создала ароматам дома Guerlain репутацию воплощенного комильфо и идеального подарка. И Guerlain тщательно ее поддерживал - дорогие, чувственные, "тяжелые" запахи в ретро-флаконах, благородных и изысканных, выглядели откровенно буржуазными. Как и сам Жан-Поль, в образе которого не было решительно ничего от привычного креативного представителя знаменитого модного дома: пожилой плотный лысоватый господин с мясистым красным носом, живиальный и благодушный любитель дорогих вин, сигар и хорошей кухни - никакой эксцентрики, никаких подчеркнутых перверсий.

Однако в 90-е годы произошел слом культурных стереотипов - традиционность и буржуазность стали казаться фатально скучными и перестали котироваться, котировалась "креативность", "свежесть" и "динамичность". И дело было даже не в конкретных показателях продаж (тот же Shalimar, например, во Франции никогда не покидал десятку самых продаваемых ароматов), а в ощущении модности, соответствия времени.

С начала 90-х началась эпоха, когда все спокойное, респектабельное и благообразное стало синонимом "папиковского" и "тухлого", и вся потребительская картина мира выстраивалась вокруг двадцатилетних. Место традиционных понятий "красивый" и "элегантный", которыми испокон веку оперировала вся индустрия роскоши, заняли новые - "дерзкий" и особенно "сексуальный", ставшее ключевым. Дело дошло до сущего светопреставления: незыблемая классика всех времен и народов, Chanel N5, начала выпускаться еще и в виде максимально облегченной туалетной воды в цветном переливающемся флакончике. Guerlain же - апофеоз респектабельности, элегантности и буржуазности - стал осознаваться как консервативный парфюм, который можно дарить разве что мамам и тетушкам.

Но сегодня, после десятилетия торжества "культа молодости и динамичности", мода, качнувшись влево, самым естественным образом качнулась вправо. "Молодость" и "динамичность" превратились в заурядный коммерческий продукт, а вот "буржуазность" и "респектабельность" - в свежий, незатасканный и очень востребованный тренд. Сейчас, когда мы уже достаточно долго прожили среди запахов "легких", "спортивных", "свежих" и вообще "унисекс", ничто не выглядит так свежо и не ощущается так остромодно, как старые герленовские ароматы. Такие нелегкие и совершенно неспортивные. И даже то, что несколько лет назад мыслилось настоящим вызовом: запах пыли на раскаленной лампочке, запах асфальта, теперь кажется банальным и даже пошлым мейнстримом, став выигрышным фоном для старого буржуазного Guerlain. Философия и бренд

У старых знаменитых марок есть одно свойство, которое и делает их предметы культовыми. Дело в том, что они особенно остро дают почувствовать феномен моды в исторически сконцентрированном виде. Когда вы берете в руки шелковый платочек Hermes или флакончик духов Guerlain, на вас волей-неволей обрушиваются всевозможные культурные ассоциации - начиная от непременных историй про знаменитых актрис, которые ровно в этом платочке и с этими духами прямиком вошли в мировую культуру, и заканчивая вполне учеными суждениями о том, какой социокультурный тренд выразился в этих предметах. Можно в этой связи сколько угодно иронизировать над свойствами обывательского сознания и говорить про "сентиментальную гламурность", а можно использовать интеллектуальный жаргон и сказать про актуализацию маскультурного контекста. В любом случае, в этом есть очевидная сила, которая, собственно, и составляет суть культовой вещи. Для людей, которые к этому абсолютно глухи, таковых вещей не может быть в принципе. Впрочем, поверить в особенную возвышенность подобных натур сложно, а вот в их интеллектуальное кокетство - легко.

История дома GUERLAIN

Основатель дома и всей знаменитой династии Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен открыл первый магазин в Париже в 1828 г. и прославился одеколоном Imperiale, сделанным в качестве свадебного подарка императрице Евгении. С 1864 года дело переходит в руки его сына Эме Герлена, произведшего революцию в парфюмерии: Jicky, аромат с применением химических веществ. Самым ярким парфюмером династии считается племянник Эме Жак Герлен, создавший несколько знаменитых запахов, в том числе L’Heure Bleue, Mitsouko и Shalimar. С 1955 года все ароматы дома делал последний из династии, Жан-Поль Герлен. В их числе такие хиты, как мужской одеколон Vetiver, Chamade, Samsara, Champs Elysees. С 2002 запахи под маркой Guerlain создаются командой парфюмеров.

Где можно купить старые духи Guerlain Речь идет именно о более или менее старых запахах, потому что последний продукт, выпущенный под маркой Guerlain, - L`Instant de Guerlain , Champs-Elysees , Precious Heart , а также предыдущая серия Aqua Allegoria продаются в любой парфюмерной сети. Из старых же запахов там представлены только Shalimar и Samsara. То же и с мужскими ароматами - мужская версия L`Instant и классический Vetiver, первый знаменитый запах, сделанный Жан-Полем Герленом.

Найти же в Украине остальные старые герленовские запахи не так просто. Еще два-три года назад их остатки продавались в магазинах "Брокар", "Л’ескаль" и "Космо". Сейчас их можно найти только в салонах красоты Guerlain. Но и там можно обнаружить, конечно, далеко не все. Есть Eau de Cologne Imperiale, есть Jicky, есть Mitsouko, есть Vol de Nuit, есть Chamade, еще пара названий - вот, пожалуй, и все. Да и они в ограниченных количествах и далеко не во всех вариантах (духи, парфюмированная вода и туалетная вода).

Существуют, конечно, парфюмерные аукционы в Интернете, но там старый запах Guerlain может стоить очень дорого. Однако в Украине есть места, где можно обнаружить самые редкие герленовские запахи. Это несколько точек на известных вещевых рынках, торгующих парфюмерией. Бог ведает, откуда их владельцы достают какой-нибудь Guerlinade, который вообще никогда в Украине не продавался, или распространявшийся только на территории Японии Cherry Blossom, но все это там находится. К тому же с продавцами можно часами разговаривать о превратностях парфюмерной истории и ситуации на рынке, а заодно торговаться.

(рус. Герлэн) - французский парфюмерный дом, основанный в 1828 году Пьером-Франсуа-Паскалем Герленом (фр. Pierre-François-Pascal Guerlain). Является одним из старейших действующих парфюмерных домов. На сегодняшний день Guerlain управляет сетью из 23 по всему миру, продолжая традиционную политику индивидуального обслуживания клиентов, благодаря которой компания всегда занимала передовые позиции в сфере парфюмерного бизнеса.

Guerlain производит парфюмерию, декоративную косметику и средства по уходу за кожей. За свою почти двухсотлетнюю историю парфюмерный дом создал более 700 ароматов, 25 из которых производятся и сегодня.

Основатель династии и личный парфюмер императора

Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен родился в 1798 году во французском городе Абвиль. Рано покинув дом из-за жесткого обращения своего отца-ремесленника, он отправился в Лондон, где получил образование в области химии. Вскоре Герлен вернулся во Францию и отправился в Париж, где открыл собственный магазин на улице Риволи. Первое время он продавал эксклюзивные товары, привезенные из Англии, таким образом привлекая богатых клиентов.

Несмотря на то, что химия восемнадцатого века мало походила на точную науку, которую мы изучаем сегодня, Герлен обладал достаточными базовыми знаниями, чтобы находить и использовать для своих продуктов ингредиенты только самого лучшего качества. Очень скоро в каталоге Герлена появилось множество кремов, лосьонов, мазей и масел с ароматными составами, созданными Пьером-Франсуа-Паскалем.

Магазин позволил Герлену узнать больше о своих клиентах и понять, каких именно продуктов им не хватает. Он разрабатывал индивидуальный подход к каждому клиенту, что впоследствии стало визитной карточкой дома Guerlain также, как и создание индивидуальных ароматов на заказ. Вскоре Герлен открыл студию на площади Этуаль, где начал создавать свои собственные продукты.

В 1840 году Герлен вместе с сыновьями переезжает на фешенебельную улицу де ля Пэ, где у парфюмера появляются новые клиенты. Первым знаменитым заказчиком Герлена стал французский писатель Оноре де Бальзак, чуть позже – королева Бельгии и Принц Уэльский. В том же году он выпускает первые твердые румяна, упакованные в фарфоровые футляры, и открывает собственный парфюмерный завод в пригороде Парижа Коломбе. К середине девятнадцатого века Герлен стал не только самым модным, но и самым высокооплачиваемым парфюмером Парижа.

В 1853, в честь свадьбы Наполеона III и испанской принцессы Евгении, Герлен решил составить для новобрачных уникальный аромат – одеколон Impériale («Империал»), который разлил в хрустальные флаконы, украшенные позолоченными пчелами – символом дома Бонапартов. Евгению и Наполеона подарок привел в восторг, и Герлен был назначен официальным парфюмером императора. Парфюм, состоящий из нескольких компонентов стал настоящей сенсацией и выпускается и по сей день, по-прежнему пользуясь популярностью, а золотая пчела стала эмблемой парфюмерного дома.

После этого к парфюмеру обращались с заказами королева Виктория, Изабелла Испанская, румынские и австрийские монархи. Персональный заказ поступил также и от императорского двора семьи Романовых, для которых парфюмер создал ароматы Cour Moscovite («Московский двор») и L’eau de Cologne Imperial Russe («Русский Империал»).

В 1870 году появляется увлажняющий крем Camphora, который выпускается и сегодня под именем Crème Camphréa, а также первая губная помада в восковой палочке.

Три поколения парфюмеров семьи Герлен

В 1864 году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен умер, и парфюмерное дело перешло к его сыновьям – младшему Габриэлю (фр. Gabriel Guerlain) и старшему Эме (фр. Aimé Guerlain). Братья сразу разделили между собой обязанности – Габриэль взялся за управление компанией, а Эме занялся созданием ароматов. В 1884 он представил аромат Fleur d’Italie, в 1885 Skine, и в 1887 аромат Rococo.

В 1889 году Эме Герлен создал сенсационный аромат Jicky, названный по прозвищу его племянника Жака, сына Габриэля. Jicky стал первым ароматом, включающим в свой состав синтетические ингредиенты, в частности, ванилин, кумарин и линалоол в сочетании с натуральными лавандой, бергамотом и норковым маслом. Благодаря такому составу парфюм получился стойким и оригинальным, подходящим как для мужчин, так и для женщин. Бутылочка, в которой продавался аромат, закрывалась пробкой, напоминающей пробку шампанского. Jicky производится и по сей день.

Эме продолжил работу и в 1890-м году создал аромат Excellence , в 1892-м — Belle-France, и аромат Cipricime в 1894-м.

В 1910 году после смерти Эме парфюмерное дело перешло к представителям следующего поколения – Жаку и Пьеру (фр. Jacques и Pierre Guerlain). Братья также разделили между собой обязанности: Пьер занялся развитием компании, а Жак – созданием ароматов. Его выдающимся творением в 1925 году стал парфюм Shalimar. В то время в Европе господствовала мода на все восточное, включая одежду, интерьер и кухню, и новый аромат, вдохновленный древней восточной легендой, стал пользоваться успехом. Легенда о трагической истории любви индийского правителя Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал гласит, что, умирая у мужа на руках, Мумтаз попросила мужа выстроить ей красивую гробницу, и Шах-Джахан, ставший седым в один день, выполнил обещание. Он приказал возвести Тадж-Махал – одно из чудес света. Духи Shalimar выпускаются и сегодня, а название переводится как «Сады любви», которые были разбиты шахом вокруг дворца.

В 1929 году Жак Герлен создает аромат Liu. Его флакон из черного хрусталя был вдохновлен китайской коробочкой для чая. В 1930-е годы в честь появления оплачиваемого отпуска Guerlain выпускает первые солнцезащитные средства: масло для защиты от солнца и дневной крем для защиты от солнца и веснушек. В 1933 году появился аромат Vol de Nuit (по названию рассказа «Ночной полет»), посвященный французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери.

Жак разработал собственный подход не только к созданию ароматов, но и к дизайну упаковки. Новый аромат стал целым концептом, включающим в себя дизайн бутылки, фирменного знака и упаковки. С этого времени Guerlain стал сотрудничать с другим знаменитым французским производителем – Baccarat crystal, который в 1904 году выпустил хрустальную бутылочку для духов Champs-Elysées («Елисейские поля»).

С точки зрения маркетинга, этот новый подход к упаковке стал поворотным в истории парфюмерного бизнеса, так как производители парфюмерии осознали, насколько важную роль при выборе духов может сыграть качественная упаковка. Создание ароматов стало не только искусством, но и одной из важных отраслей французской промышленности. К началу XX века французская парфюмерия стала одним из основных экспортных товаров, а кадровый состав Парфюмерного Дома Guerlain насчитывал более двух тысяч сотрудников.

Во время второй мировой войны завод Guerlain был разрушен в ходе бомбардировок, и производство было остановлено. В 1947 в Коломбе был открыт новый завод, и производство продукции возобновилось.

В 1950 году парфюмерный дом создает первую сыворотку для кожи L’Emulsion d’Ambroisie, которую советует наносить перед использованием дневного крема для сохранения мягкости кожи и улучшения ее структуры. В 1955 году Жак создал свои последние духи Ode, в работе над которым также участвовал и его младший внук – Жан-Поль.

«Только запах остается на обнаженном женском теле. И в темноте он способен превратить даже дурнушку в настоящую красавицу».

Жан-Поль (фр. Jean-Paul Guerlain) с 15 лет учился у деда Жака Герлена тонкостям парфюмерного дела. В 1955 году во Франции сильные заморозки уничтожили все луковицы нарцисса. Жак предложил внуку воссоздать запах нарцисса самому, с чем Жан-Поль успешно справился и стал наследником парфюмерного дома. Он лично находил поставщиков и сам вел переговоры с ними.

В 1959 году он выпустил свой первый мужской аромат Vetiver, в котором присутствовал запах табака, древесного мха, кожи, индийского корня и ветивера. Часто при создании ароматов Жан-Поль вдохновлялся женскими образами. Для своей первой жены в 1962 году он создал аромат Chant d’Aromes («Песня аромата»), а в 1969 году вышел очередной восточный аромат Chamade («Сердцебиение»), на который Жана-Поля вдохновил одноименный роман Франсуазы Саган. Компания постепенно расширялась и открывала магазины в крупнейших городах мира.

В 1965 году Жан-Поль создает свой второй мужской аромат Habit Rouge (по названию красных курток наездников) в честь одного из своих основных увлечений – верховой езды. В 1975-м появляется линия средств по уходу за кожей Parure («Украшение»), а в 1980-м линия антивозрастной косметики Issima.

В 1983 году создан аромат Jardins de Bagatelle («Сады забав»), а в 1985 – Derby. В 1984 году вышла новая линия для загорелой кожи Terracotta, которая в настоящее время является одним из бестселлеров марки.

В 1987 году Guerlain создал инновационную пудру Météorites («Метеориты») в форме небольших разноцветных шариков – белых для осветления, зеленых для уменьшения красноты, а также фиолетовых, розовых и перламутровых для сияния и блеска.

В 1989 году выходит аромат Samsara, что в переводе с санскрита означает «колесо жизни». Его флакон красного цвета был создан итальянским скульптором Робером Гранай и повторяет силуэт кхмерской танцовщицы, выставленной в парижском музее Гиме.

В 1990-х годах появились три легендарных средства по уходу за кожей: Midnight Secret для борьбы со следами усталости, Midnight Star для сияния кожи, и Sérum SOS для усталой кожи.

С 1994 года исключительное право на использование бренда Guerlain принадлежит корпорации Louis Vuitton Moët Hennessy, которая является мировым лидером в сегменте товаров класса люкс. Во главе с Бернаром Арно, корпорация приобрела контрольный пакет акций независимого до того времени семейного парфюмерного бизнеса. Жан-Поль Герлен еще восемь лет продолжал создавать ароматы в команде молодых специалистов.

В 2002 году, в возрасте 65 лет, Герлен объявил о своем уходе на пенсию и выпустил книгу Les Routes de mes parfums («Маршруты моих духов»). В 2010 году вышла следующая книга Жан-Поля Parfums d’Amour («Ароматы любви»), в которой он описал свои путешествия по экзотическим странам и рассказал о любимых женщинах и ароматах на которые они его вдохновили. Книга сопровождается маленьким флаконом духов Spiritueuse Double Vanille.

В 1998 году, к 170-летию Дома Guerlain, лимитированным тиражом был выпущен Guerlinade («Герлинад», по названию фирменного аккорда, который использовался во всех ароматах).

В 1998 году выпущены лимитированные коллекции в честь различных событий: туалетная вода Le Muguet ко Дню Ландыша (5 мая), Terracotta к началу летнего сезона, Belle Epoque к 150-летию лондонского торгового центра Harrod’s, Cherry Blossom к празднику цветения сакуры в Японии и Philtre d’Amour («Любовное зелье») ко Дню всех влюбленных. В 1999 году задумана серия легкой парфюмерной воды – Aqua Allegoria.

История Guerlain в XXI веке

В 2003 году Морис Русель создает L’Instant («Мнгновение»). В 2006 году появляется мужская версия аромата, составленная Беатрис Пике совместно с Силвеном Делякурт. Одновременно выходит линия по уходу за кожей Orchidée Impériale («Императорская Орхидея») и парфюм Insolence («Дерзость»). В 2007 году появляется L’Instant Magic («Волшебное мгновение») и линия средств по уходу за стареющей кожей Success Future. В 2008 году выходит аромат Guerlain Homme. С этого же года официальным парфюмером Дома является Тьерри Вассер.

В 2009 году выходит парфюм La Petite Robe Noire (), спустя два года ограниченным тиражом выпускается еще одна версия этого аромата, а в 2012 выходит лимитированная коллекция третьего варианта парфюма.

Выставка «Наследие и Современность Дома Guerlain» в Москве

С 20 февраля по 20 марта 2012 года на центральной аллее ГУМа прошла выставка, посвященная истории легендарного парфюмерного дома. На выставке были представлены исторические флаконы XIX-XXI веков из частной коллекции семьи Герлен, а также исторические афиши. Специалисты показывали ручную технику оформления флаконов «бодрюшаж», совместно с участниками выставки проводились мастер-классы по росписи флаконов, а ароматы можно было приобрести в историческом императорском флаконе с персональной гравировкой.

В Москве фирменный бутик Maison Guerlain находится в торговом центре ЦУМ.