Добрый день!

Сегодня – самое главное занятие по вязанию спицами. Будем изучать лицевую петлю, связанную классическим способом. Что это за способ такой?

В литературе по вязанию, в журнальных статьях и инструкциях, — везде подразумевается именно лицевая петля классическая. Поэтому очень важно научиться выполнять её правильно.

На прошлом занятии мы с вами учились на две сложенные вместе спицы. Теперь возьмём наш приготовленный начальный ряд и вытащим одну спицу. Другую спицу при этом придерживаем за острый кончик, чтобы петли не убежали.

Повернём спицу с петлями так, чтобы концы нитей были с правой стороны. Держим эту спицу в левой руке.

Крайняя петля справа и крайняя петля слева – это две кромочные петли ряда. Когда мы рассчитываем петли для вязания, то мы их не учитываем в расчёте. Кромочные петли выполняют вспомогательную роль: они служат для оформления края изделий и сшивания вязаных деталей.

Нитку, которая идёт к клубку, накидываем на указательный палец левой руки спереди назад и зажимаем свободно остальными пальцами в ладони. Стараемся делать всё естественно, без напряжения.

С самого начала запомним, что при вязании лицевой петли нить от клубка всегда находится за вязанием – за всеми петлями, за всеми спицами.

Итак, свободная спица у нас в правой руке, а спица с петлями начального ряда – в левой руке.

Правую спицу вводим в крайнюю петлю с левой стороны петли и просто снимаем, т.е. на правой спице теперь есть одна петля. Эта петля – кромочная и живёт по своим законам, в отличие от основных петель ряда.

Крайняя справа кромочная петля снимается непровязанной, чтобы получился ровный правый край у нашего вязания.

    1. Вводим правую спицу в следующую петлю – слева направо.

    1. Продвигаем правую спицу внутрь петли дальше, поверх нити от клубка. Не бойтесь растянуть петлю спицей – вы пока только учитесь.
    2. Исходное положение: правая спица – справа от нити.

  1. Спицей захватываем нить снизу.
  2. Протягиваем обратно через петлю, по направлению к себе, – правая спица вышла из исходной петли «с новой петлёй на шее».
  3. Снимаем исходную провязанную петлю, потянув правую спицу вдоль левой спицы – по направлению к её острому концу.
  4. Повторяем п.1 – п.6 до конца ряда. Последнюю петлю на левой спице, т.е. кромочную провязываем также лицевой, как и все предыдущие петли.

Этот провязанный ряд считается первым рядом вязания.

После того как вы провяжете все петли первого ряда, левая спица освободится.
Пока писала объяснение, полшарфика можно было связать. Поэтому – смотрим видео и закрепляем теорию практикой.

Хорошим результатом данного урока будет провязанный ряд из 10-15 лицевых петель.

Желаю успеха!

На следующем занятии будем изучать, как вязать .

Вопрос к уроку:
Удобно ли вам вязать лицевую петлю данным способом?

В этом МК я покажу как вязать изнаночную петлю и лицевую гладь. Еще такая вязка называется чулочной.

Изнаночная - это вторая петля в вязании. Первая, как Вы помните, это лицевая петля.

Умея вязать лицевую и изнаночную петли, можно связать уже великое множество узоров и изделий, в которых используется сочетание только этих петель.

Изнаночную петлю, как и лицевую, можно связать классическим и "бабушкиным" способом.

Так же, как и в лицевой классической петле, в классической изнаночной петле впереди располагается правая стенка петли.

Для меня лично, вывязывание изнаночной петли "бабушкиным" способом, несколько проще, чем классическим способом. И вообще, изнаночная петля требует несколько больших сил и терпения для освоения, чем лицевая. Но я уверена, что у Вас достаточно желания, чтобы добиться желаемого результата, а значит все обязательно получится!

Изнаночные петли классическим способом





Схематическое провязывание классической изнаночной петли

Изнаночные петли "бабушкиным" способом

Делаем наборный ряд и провязываем первый (лицевой) ряд лицевыми петлями, как мы это делали в МК про лицевые петли. Работу поворачиваем. Первую петлю снимаем не провязывая.




Схематическое провязывание изнаночной петли "бабушкиным способом"

Если Вы поняли как провязываются лицевые и изнаночные петли, то Вы можете связать полотно лицевой гладью или как ее называют чулочным вязанием.

Лицевая гладь

Для этого нужно сделать наборный ряд, провязать первый ряд (лицевая сторона) лицевыми петлями, а второй ряд (изнаночная сторона) изнаночными петлями.

Так, продолжая чередовать лицевые и изнаночные ряды, надо провязать столько сколько Вам необходимо.

Чтобы получилась ровная косичка по кромке нужно при провязывании каждого ряда первую петлю (кромочную) снять не провязывая, а последнюю петлю (ее тоже называют кромочной) всегда провязывать лицевой.

Сразу скажу, что некоторые делают иначе. Например, последнюю петлю всегда провязывают изнаночной, первую всегда провязывают лицевой. Но это в данном случае неважно.

Наша задача получить косичку по краю и мы ее получили. Вот посмотрите.

А вот результат моего МК

Лицевая сторона

Изнаночная сторона лицевой глади с косичкой по кромке еще раз


Бабушкиной лицевой петле соответствует бабушкина изнаночная петля.
Классической лицевой петле соответствует классическая изнаночная петля.

Самая распространённая ошибка - неправильный захват нити правой спицей при провязывании изнаночной петли классическим способом, при этом петля на лиц.стороне выворачивается как при бабушкином способе.
**************************************************
Рассмотрим строение петли:

Передняя стенка петли - вертикальная часть петли, расположенная поверху спицы (на фото - классическая лицевая петля, её передняя стенка - правая).
Задняя стенка петли - вертикальная часть петли, находящаяся за спицей (на фото - классическая лицевая петля, её левая долька задняя, нижняя).
Дуга петли - верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице (соединяющая правую и левую дольки в петлю).
Протяжка или перемычка - нить, соединяющая снизу две соседние петли в горизонтальном ряду.
********************************************************
Лицевая петля "бабушкиным" и "классическим" способом.



- "Бабушкина" лицевая петля перед провязыванием расположена на левой спице своей левой долькой поверху спицы, правая долька петли - под спицей (она же - задняя, нижняя полупетля, стенка, долька);
правую спицу вводим внутрь петли движением справа налево, нить с указательного пальца левой руки захватываем движением сверху (спица ложится сверху на нить и захватывается движением к себе); после провязывания правая долька петли займет положение поверху правой спицы, ибо именно так её разворачивает от способа захвата рабочей нити правой спицей при провязывании лицевой петли;

- "Классическая" лицевая петля до провязывания на левой спице расположена правой долькой сверху, спицу вводят внутрь петли движением слева направо, нить захватывают сверху, на правой спице петля расположена правой долькой сверху.


Вывод 1:
После провязывания лицевых петель у обоих способов движение при вводе правой спицы внутрь петли разное, но одинаковый способ движения спицей при захвате рабочей нити. При провязывании петли и после провязывания в обоих способах поверх правой спицы расположится правая стенка петель.


*****************************************************************
Изнаночная петля "бабушкиным" и "классическим" способом.

Изнаночная петля "бабушкиным" способом расположена до провязывания на левой спице правой долькой сверху (ближняя полупетля, передняя стенка, долька), ввести правую спицу внутрь петли движением справа налево, нить захватывают сверху. На правую спицу после провязывания петля попадает в развернутом виде своей левой долькой поверху спицы.

Изнаночная петля "классическим" способом до провязывания на левой спице расположена своей правой долькой сверху спицы, ближняя долька (передняя стенка), а левой частью - под спицей; после провязывания положение долек у петли на правой спице не меняется: правая долька (стенка) остаётся сверху на правой спице.


Вывод 2:
- Изнаночная петля при вязании и "бабушкиным" (нить захватываем сверху) и "классическим" (нить захватываем движением против часовой стрелки) способом вяжется за переднюю (расположенную сверху спицы) стенку; рабочую нить расположить на левую спицу сверху перед работой справо налево, правая спица внутрь петли и под рабочую нить вводится одинаковым движением - справа налево, но движение при захвате нити при провязывании - разное:

А) для бабушкиной - правой спицей, уже находящейся внутри петли и под нитью, сделать движение по часовой стрелке (вправо) под нитью и положить её на нить сверху, движением вправо вверх захватить нить и вынуть в петлю;
б) для классической - правой спицей, уже находящейся внутри петли и под нитью, сделать движение концом правой спицы слева направо и положить поверху нити на указательном пальце левой руки, движением влево подвести конец спицы под нить, захватить её и движением влево вниз вынуть (провязать) в петлю на левой спице.
************************************************************
Вывод 3:
При классическом вязании и лицевая, и изнаночная петля и до, и после провязывания расположены своими правыми дольками и на левой, и на правой спице. Это дает возможность вязать петли в любом сочетании (лицевую над лицевой или изнаночной, изнаночную над лицевой или изнаночной) без перекрещивания долек у основания петли.
Пример: платочная вязка классическими петлями (когда все петли лицевые и в четных, и в нечетных рядах или же вариант платочной вязки из изнаночных петель) не дает перекрещивания у основания петель.

Особенности провязывания узоров "бабушкиными петлями", "петля платочной вязки"
- Если же над "бабушкиной" лицевой петлёй нужно провязать "бабушкину" изнаночную {как положено вязать изнаночную - за переднюю стенку (левая долька поверху левой спицы)}, то получим скрещенную петлю вправо. Чтобы избежать перекрещивания, над лицевой петлей изнаночную вяжем так:


- Если нужно связать резинку "бабушкиными" петлями по кругу (круговая вязка), то из-за особенностей положения петель при соединении работы в круг лицевые провязанные в 1-м ряду петли повернуты к нам правой долькой (см. вывод 1 выше) поверх левой спицы и требуют теперь провязывания за верхнюю переднюю дольку, как в "классическом" способе вязания лицевой петли, а изнаночную петлю во избежание перекрещивания вяжем с захватом нижней дольки петли сзади, как на картинке выше. Стоит отметить, что классический способ вязания не требует никаких ухищрений.

Если нужно вязать лицевую гладь по кругу (см. тут), видим, что провязываемые петли на правую спицу ложатся правой долькой сверху. Связав все петли первого ряда, мы подходим по кругу к первой из провязанных петель, а она повернута к нам своей правой полупетлей на спице и требует провязывания "классическим" способом, чтобы избежать перекрещивания стенок петель у их основания.

Еще с давних времен вещи ручной работы ценились дорого и пользовались повышенным спросом. Каждый стремился обучиться какому-то рукодельному ремеслу для того, чтобы обеспечивать себя и своих родных и близких людей эксклюзивной одеждой, подделками или оригинальными предметами интерьера.

Ручное вязание - один из самых распространенных видов рукоделия. Обладая таким мастерством, можно без особых финансовых затрат выглядеть стильно и модно. Ученые утверждают, что это не единственное его достоинство: во время вязания человек успокаивается, расслабляется и отвлекается от тревожных мыслей.

Данная статья содержит последовательные уроки, в которых подробно описывается, как научиться вязать спицами. Для начинающих рукодельниц она станет настоящим подспорьем.

Урок № 1. С чего начать?

Для тех, кто только начинает осваивать технику вязания на спицах, необходимо ознакомиться с инструментами, с помощью которых непосредственно осуществляется процесс.

Первое, с чего начинается вязание любого трикотажного изделия - набор петель спицами. Для того чтобы знать, как правильно подобрать их для определенного типа вязки, необходимо разобраться в основных видах.

Стандартные (обычные) спицы

Такой вид применяется при всех видах вязания, кроме кругового. Изготавливают их из легких материалов, таких как пластмасса, металл, алюминий, дерево. Они отличаются толщиной, от 1 мм до 25,5 мм,и длиной. Имеют один рабочий край, на другом установлен наконечник, выступающий в роли ограничителя.

Чулочные спицы

Используются для кругового вязания, в частности носков, так как вязать 2 спицами их не рекомендуется. Они продаются в комплектации 5 штук. Имеют два рабочих края. Процесс вязания производится следующим образом: изделие располагается в равном количестве петель на 4 спицах, а 5-й провязываются последующие ряды.

Спицы для рисунков «коса» и «жгут»

Благодаря изгибу посередине спицы, их применение значительно упрощает процесс перекрещивания петель. Их диаметр может быть 2-4 мм, выбираются в соответствии с толщиной пряжи.

Маркировочная скрепка

С ее помощью контролируют количество петель или отмечают определенное место на изделии.

Круговые спицы

Они представляют собой 2 рабочих наконечника, соединенных металлической или силиконовой леской. Используются они при определенных рисунках, круговом вязании или в том случае, когда полотно имеет достаточно большую ширину.

Булавка

Она применяется для снятия петель, которые на определенном этапе не нужно провязывать. Размеры такого приспособления могут быть разными (10-15 см).

Урок № 2. Ознакомление с видами пряжи

Открывая модные журналы, можно видеть, что одежда, в зависимости от сезонного назначения, связана из разных видов пряжи. Видя такие красивые вещи, каждый второй задается вопросом: «Как научиться вязать спицами?» Для начинающих вязальщиц опубликовано достаточно много информации с подробным пошаговым описанием. Однако для того чтобы создать по-настоящему красивую и оригинальную вещь, понадобится правильно подобрать для нее пряжу.

Шерстяная нить

Относится к натуральным видам. Для ее изготовления используется овечья шерсть. Отличается широким выбором цветовой гаммы. Из нее в основном вяжутся зимние вещи, подходит для любых видов рисунка.

Хлопковая пряжа

Идеально подходит для любого типа вязки. Она приятна на ощупь, не вызывает аллергии. Изделие из такой нити имеет шикарный вид.

Меланжевая пряжа

В ее состав входят в процентном соотношении синтетическая и натуральная нити. Благодаря своей фактурности, изделия получаются пышными и воздушными. Отлично смотрится на объемных рисунках.

Мохер

Предназначен для вязания теплых вещей. Такая нить очень пушистая, поэтому не рекомендуется применять ее для тех вещей, которые непосредственно прилегают к телу. Наиболее актуальны для нее крупные рисунки.

Фасонная пряжа

Изготавливается путем соблюдения определенной технологии, которая заключается в объединении различных по фактуре, цвету и качеству нитей.

Урок № 3. Набор первого ряда

Приступая к вязанию любого полотна, понадобится произвести набор петель спицами. Для этого делается петля из пряжи, которая накидывается на большой палец. Один конец нити проходит через указательный, а другой просто опускается вниз. После этого обе нити фиксируются оставшимися тремя пальцами. Закрепив, таким образом, пряжу, с помощью спицы делаются петли, из которых непосредственно будет вывязываться полотно.

1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг

4-й шаг

5-й шаг

Урок № 4. Лицевая петля

Научившись набору первого ряда, можно приступать к основному виду вязки - лицевым петлям. Они являются основополагающими любого рисунка. Для того чтобы получилась лицевая петля, спицами провязывают нить определенным способом. Для этого необходимо зацепить петлю за заднюю стенку свободной спицей и протянуть через нее рабочую нить. Если по рисунку указывается способ вязания за переднюю стенку, то производится подобная манипуляция, только спицей захватывается верхняя часть петли.

Урок № 5. Изнаночная петля

Следующий этап освоение вязальной техники - изнаночные петли спицами. Они могут провязываться двумя способами - за переднюю и заднюю стенку. Более распространенным видом считается классический. Для этого рабочая нить накидывается над полотном, спицей захватывается передняя часть петли, через которую протягивают нить, которая образует новую изнаночную петлю.

Урок № 6. Накид

Накид - воздушная петля. Образовывается она с помощью накидывания рабочей нити, придерживается пальцем, последующая лицевая петля спицами вяжется, как обычная. На стороне, где изнаночные петли, спицами провязывают накид не перекручивая, так, чтобы образовалась дырочка. Такая техника вязания применяется для создания изделия с ажурным рисунком.

Урок № 7. Кромочные и краевые петли

При вязании любого полотна надо обратить внимание на первую и последнюю петли. Они занимают основное место в изготовлении качественного изделия. Благодаря выполнению определенной техники, полотно имеет ровные и нерастянутые края. Кромочные и краевые петли провязываются в следующем порядке. В начале ряда первая снимается не провязывая, а в конце последняя вывязывается лицевой петлей.

Урок № 8. Как вязать резинку спицами? Виды и описание

Существует множество различных способов для вязания резинки. Как правило, с нее начинаются практически любые изделия, поэтому очень важно научиться вязать ее правильно и красиво. Главное условие для нее - не растягивать петли, для того чтобы сохранить хорошую плотность.

Итак, как вязать резинку спицами, разберем несложные варианты.

Резинка 1 х 1

Самый простой вид. Первый ряд: чередуются 1 лицевая петля и 1 изнаночная. Последующие ряды провязываются по рисунку.

Резинка 2 х 2

Вяжется, как первый вариант, только ряд состоит из 2 изнаночных петель и 2 лицевых.

Двойная резинка полая

Для того чтобы ее связать, необходимо последовательно чередовать 1 лицевую, 1 петлю снять, не провязывая. Так вязать с обеих сторон изделия.

Английская резинка 1 х 1

Такой вариант более сложный для новичка, однако можно попробовать.

На спицу набирается четное количество петель. Далее вяжется следующим образом.

1-й ряд : 1 лицевая, на следующую петлю накид и снять на рабочую спицу, так чередовать.

2-й ряд : петля с накидом провязывается лицевой, а на следующую делается накид и снимается, повторять до конца.

3 ряд : с начала узора.

Урок № 9. Как научиться вязать спицами? Для начинающих: шарфик спицами

Изучив азы вязания, пора попробовать свои силы в изготовлении небольшого аксессуара. Уже можно решиться на то, чтобы связать шарфик спицами себе или родным. Такой подарок станет для них самым желанным. Для него подойдут любые узоры спицами. Ширина - величина индивидуальная: если для ребенка, то 10-20 см, для взрослых - от 15 см. Длина может варьироваться от 1 м и более.

Для шарфа можно использовать нитки различной толщины и расцветки, главное, чтобы он гармонировал с остальной одеждой.

В качестве рисунка лучше подойдут те, которые не имеют изнаночной стороны.

Пример несложного шарфика с узором «шахматка» приведен ниже.

Описание:

Количество петель должно быть кратное 5, плюс 2 краевые.

1-й ряд : 5 лиц. п., 5 изн., чередовать до конца ряда, последнюю провязать лицевой.

2-й ряд и все четные : по рисунку.

3-й ряд : чередовать 5 лиц., 5 изн., кромочную лицевой.

5-й ряд : провязывается, как 3-й.

7-й ряд : 5 изн., 5 лиц., копируется до конца ряда, последняя кромочная.

9-й, 11-й ряды : провязать, как 7-й.

13-й ряд : воспроизвести с 1-го ряда.

Схема узора "Шахматка
13 . .
11 . .
9 . .
7 . .
5 . .
3 . .
1 . .

Урок № 10. Схемы и условные обозначения

Любые узоры спицами могут иметь описание или схему, в которой рассказывается, как именно связать этот рисунок. Из предыдущего урока можно увидеть примеры описания и схемы. Однако, для того чтобы разобраться в написанном, необходимо ознакомиться с условными обозначениями и научиться правильно читать схемы. На первый взгляд они кажутся непонятными, с какими-то квадратиками, ромбиками, стрелочками, треугольниками.

Однако эта сложность обманчива, разобраться со стандартными сокращениями нетрудно. В любом издании журнала или книги всегда есть пункт «Условные обозначения», как правило, в нем расшифровываются все сокращения в тексте и используемые символы.

Например, основные из них:

  • лиц. - лицевая петля;
  • изн. - изнаночная петля.

Разглядывая схему под приглянувшимся узором, необходимо поискать условные обозначения. Они могут быть напечатаны в конце книги или сразу под схемой.

Например, это выглядит так:

. - кромочная;
□ - изнаночная петля;
- лицевая петля;
- 3 петли вместе;
Ώ - накид.

Урок № 11. Узоры, схемы и описания

Опишем несложные узоры, которые необходимо вязать спицами, схемы расположим рядом для лучшего восприятия. Стараясь связать предложенные рисунки, нужно постараться максимально разобраться в условных обозначениях, так как от этого будет зависеть качество всего изделия.

Узор «Ромбики»

Схема № 1
19
17
15
13
11
9
7
5
3
1

Описание :

1-й, 3-й, 5-й ряды : 6 изн., 2 лиц.

2-20-й ряды : по рисунку.

7-й ряд : 2 лиц., 4 изн., 2 лиц., 2 изн.

9-й ряд : 2 изн., 1 лиц., 2 изн., 2 лиц., 3 изн.

11-й, 13-й, 15-й ряды : 2 изн., 2 лиц., 4 изн.

17-й ряд : 1 изн., 1 лиц., 2 изн., 1 лиц., 3 изн.

19-й ряд : 1 лиц., 4 изн., 1 лиц., 2 изн.

21-й ряд : повторить с начала.

Условные обозначения к схемам см. в уроке № 10.

Узор «Звездочки»

Описание :

1-й ряд : из 3 петель вывязать 3 лицевые петли*, 1 лиц.

2-й, 4-й ряды : изн.

3-й ряд : 2 лиц., из 3 петель 3 лицевые, 1 лиц.

5-й ряд : как 1-й ряд.

*3 из 3 петель - 1 лиц., накид, 1 лиц.

Узор «Путанка»

3
2
1

Описание :

1-й ряд : 1 изн., 1 лиц., продублировать до конца.

2-й ряд : 1 лиц., 1 изн., чередовать противоположно с предыдущим рядом.

3-й ряд : повторять с 1-го ряда.

Теперь часто задаваемый вопрос «Как научиться вязать спицами?» для начинающих уже не будет таким пугающим и непонятным. Если следовать в точности предоставленным урокам, появится возможность за достаточно короткие сроки научиться создавать оригинальные трикотажные шедевры.

Когда смотришь на восхитительные вязаные вещи, их затейливые узоры, будь-то объемные свитера из толстой шерсти в скандинавском стиле или легкие ажурные кофточки и юбочки, кажется, что создать такие изделия – труд непосильный, сложный и кропотливый.

А ведь на самом деле, все эти хитросплетения состоят из комбинаций простых элементов. Наработав некоторый опыт и скорость, можно спокойно браться за большие вещи с узорами. Результат окупит все тревоги и вложенные усилия.

Итак, если вы только впервые взялись за спицы, сразу следует научиться вязать лицевую и изнаночную петли.

Как выполнять простые классические петли?

Основой плетения спицами практически любых вещей являются лицевые петли.

Они выполняются легко и быстро. В начале работы на левой спице должны быть набранные петли . Далее нужно правую спицу завести в первую из петелек, находящихся на левой.

Делать это необходимо в направлении слева направо. Введя инструмент, надо захватить им свободную нить и вытянуть ее в направлении на себя. Новая получившаяся петелька и будет той, что нам нужна. Такие же действия проделываем со всеми остальными петлями до конца ряда.

По описанию вам может показаться, что это сложная и долгая техника, но на самом деле это совсем не так. Со временем ваши руки будут сами собой автоматически плести эти простые элементы один за другим, а вы при этом будете успевать смотреть телевизор или даже читать что-нибудь. Полотно, изготовленное из одних лишь таких элементов, называется платочной вязкой.

Для того чтобы получить изнаночные, нужно правую спицу завести в петельку на левой по направлению на себя за переднюю стенку петли и вытащить через нее рабочую нить. Используя одни только эти простые элементы вязания уже можно выполнять резинку и чулочную вязку, а также массу простейших узоров.

Как надо вязать скрещенную лицевую петлю?

Очень часто у новичков возникают затруднения, когда в схемах для вязки встречается обозначение лицевой скрещенной петли (далее – ЛСП). Она выполняется так: правую спицу введите за заднюю стенку первой из петель, находящихся на левой. Подхватите ею рабочую нить и вытяните через петельку. То же проделайте до конца ряда. Как видите, здесь тоже нет ничего сложного. Полотно, состоящее только из скрещенных петелек (далее – СП), получается более плотным и эластичным.

Почему столбики выходят неровными?

Рукодельницы часто предпочитают СП для плетения резинок потому, что в этом случае они получаются более рельефными и упругими. Кажется, что нет ничего трудного в выполнении таких элементов. Но в результате не всегда выходит так, как хотелось бы. Попробуем понять, почему порой столбик из СП оказывается ровным, а порою нет.

Если присмотреться внимательно, можно заметить, что петли в таких случаях провязывались по-разному. А конкретнее, это касается изнаночных петель.

Они всегда располагаются передней долькой вперед на инструменте, независимо от того, каким способом провязывалась лицевая петля. И вяжутся они всегда за переднюю стенку, если, мы не имеем целью получение скрещенной изнаночной петли. Если же нам нужна последняя, то цеплять петельку следует за заднюю дольку. При этом она поворачивается, и ее стенки скрещиваются (изнаночная петля поворачивается всегда по часовой стрелке).


Но разные способы провязывания изнаночной СП повлияют на то, как придется вязать лицевую в следующем ряду. При провязывании ее за переднюю дольку, поворачивая по часовой стрелке, в следующем ряду лицевая СП провязывается за переднюю дольку, а поворот - против часовой стрелки. Вот такая, казалось бы, незаметная деталь, куда повернется петелька, даст нам полосу из «танцующих» СП.

Выполняя же изнаночную петлю за заднюю дольку (поворот также по часовой стрелке), в следующем ряду лицевая СП провяжется за заднюю дольку (поворот по часовой стрелке). Полоски из СП выходят ровными (все петельки развернуты в одну сторону).

Теперь при выполнении СП учитывайте этот эффект.

Прибавление из протяжки

Часто для того, чтобы в середине полотна сделать незаметное прибавление и не получить нежелательное отверстие, необходимо выполнить лицевую скрещенную петлю из протяжки.

Техника этого приема такова:

  • вводим правую спицу в нужном месте под протяжку (нить, которая находится между соседними петлями) по направлению на себя (справа налево);
  • захватываем нитку и вытаскиваем дополнительную петлю;
  • выполняйте такие прибавления 2-х и более лицевых скрещенных петель столько раз (в разных местах из протяжки), сколько того требуется по схеме.

Где используются?

Если, используя СП, выполнить все полотно, оно будет похоже на связанное простыми классическими петлями, только немного плотнее и эластичнее. Чтобы варежки и носочки как можно дольше сохраняли форму и носились, еще наши бабушки вязали их таким способом.

Скрещенные петли могут выступать элементом узора, в таком случае нужно строго придерживаться схемы.


Обычно СП используются для выделения определенного места в узоре. Довольно часто они применяются в японских схемах вязания шалей, а также других случаях, когда необходимо выделить участок рисунка.

Если вы всмотритесь в образцы японских схем, то увидите, что, например, при плетении боковых листочков или при выделении рисунка на гладком фоне, по бокам от него провязывается ЛСП.

Также этот элемент используется в окаймлении самого листка — как боковых листочков, так и среднего листика.

На узоре это эффектно бросается в глаза, и даже лицевая гладь (ряд обычных петель) сразу же отличается, и становятся заметны контуры того узора, который хотели выделить, а еще заметно, что это разными способами связанные петельки. Таким образом, рельеф узора выглядит объемно (красиво).

В свитерах, шалях, юбках и других изделиях СП, как правило, выполняют для выделения стебельков, цветков, жилок на листочках, в различных геометрических контурах. Наиболее эффектно выглядят ЛСП на гладком полотнище.

Также СП используются при вязании платьев, кофт, шапочек, и еще разных других изделий. Именно когда все полотно выполнено гладью, а на его фоне вяжется объемный узор, который нельзя потерять среди полотна. Объемно выделенный контур каждой детали дает лучшую возможность разглядеть узор, а не силиться его угадать.

А бывают и случаи, когда нужно запрятать дырочку или сделать накид. Тогда выполняют СП, благодаря чему вязание получается более плотное.


  • Чтобы не получить печальный результат по окончании работы, выбирайте пряжу и инструменты такие же, какие указаны в описании;
  • Держите под рукой крючок, чтобы подхватывать потерянную петелечку;
  • При использовании в вязании СП к пряже особых требований нет - возьмите такую же, из которой бы вы связали полотно обычными петлями. Наличие в рисунке этих элементов на расход пряжи влияет тоже незначительно
  • В разных схемах обозначения СП отличаются. В описаниях их порой именуют «изнаночными за заднюю стенку» и «лицевыми за заднюю стенку» . Поэтому перед началом вязания внимательно изучите схему и описание, убедитесь, что вы все правильно поняли в них, связав небольшой образец (размером примерно 15х15 см);
  • Не беритесь сразу за плетение сложных вещей: вашим первым изделием должно быть что-то очень простое, вроде шарфика.

Ну вот, теперь вы знаете, как выполнять скрещенные изнаночные и лицевые петли, и сумеете с легкостью применить свои знания на практике. Если же вам было трудно понять описание, попробуйте поучиться с помощью видео-уроков в интернете.