Дарья Черетун
психолог имидж-студии «Инверсия», магистр психологических наук, гештальт-терапевт, песочный терапевт

— Объяснить, что такое архетипы, непросто. Научная трактовка звучит так.

Архетип — прообраз, структурный элемент коллективного бессознательного. Те действия, состояния и процессы, в которых человек не способен отдавать себе отчет, часто унаследованные от предков через фольклор.

Эту тему глубоко исследовал Карл Густав Юнг. А точнее, ему пришлось ее исследовать. Дело в том, что у известного психотерапевта была не совсем обычная семья. Отец — пастор, мать увлекалась мистическими практиками, а дальняя родственница и вовсе считалась медиумом.

Наблюдение за близкими подтолкнуло его к написанию диссертации «О психологии и патологии оккультных феноменов». В ней он отметил, что у поэтов, пророков и мистиков наблюдаются те же состояния, которые психиатры встречают у больных, близко подобравшихся к психотическому состоянию (раскол личности). Подобные состояния прекрасно понимают творческие люди, которые в моменты вдохновения незаметно входят в легкий транс. Многое в этом трансе мы черпаем именно из коллективного бессознательного. Архетипы могут быть разными, но они помогают классифицировать те образы коллективного бессознательного, которые в конкретный момент времени примеряет на себя человек. То есть это его мотивы, взгляды, ценности и приоритеты.

Сегодня я расскажу о женских архетипах в мифологии, но опишу лишь ключевые, так как героинь очень много. Если вы захотите более глубоко окунуться в эту тему, советую прочитать книгу психиатра Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине», где представлена более обширная информация. Автор разделяла богинь на девственных (в реальной жизни это необязательно физический аспект, а, скорее, показатель цельности личности и независимости от мужчин), уязвимых (ориентированы на взаимоотношения, большая потребность в привязанности) и алхимическую богиню Афродиту (сочетает как независимость, так и близость в отношениях).

На самом деле, чтобы вести полноценную жизнь, нужно уметь объединять в себе нескольких богинь. Представьте, что есть трон. На нем не могут уместиться сразу все героини, правда? Однако можно в разное время предоставлять это место подходящей даме.

Начнем с девственных богинь.

Артемида

— Богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле. Она ориентирована на внешний мир и социальные достижения, активно развивает свои таланты, удовлетворяет личные интересы. Очень самодостаточна. До старости сохраняет энергию. Ключевая жизненная позиция: «Я могу сама о себе позаботиться».

В наше время женщин такого архетипа очень много. Сильной зависимости от мужчин больше нет. Представительницы прекрасного пола могут добиться успеха в обществе, обеспечить и защитить себя. Некоторые мои клиентки действительно недоумевают: зачем им вообще муж?

Подходящий вид деятельности: женские организации, любые профессии, где есть соревнование и конкуренция, спорт, наука, творчество, политика.

Проблемы: Артемида отрезает свою собственную эмоциональность и дистанцируется от других людей, что ведет к одиночеству. Не найдя себе применения, она теряет почву под ногами и даже может впадать из-за этого в депрессию.

Рекомендации: важно не забывать о собственных недостатках, уметь слушать и слышать других, развивать способность к сопереживанию, осознать важность любви. Этой богине многому стоило бы поучиться у Афродиты, о которой мы еще поговорим.

Гестия

— Юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Отличается спокойствием, мудростью, излучает любовь. Дарит женщине духовную проницательность, терпение, развивает чувство внутренней гармонии. Гестия прекрасно ведет домашнее хозяйство. В кризисных ситуациях женщины с таким архетипом не впадают в депрессию.

Подходящий вид деятельности: спокойный и размеренный. Хорошие психологи, писатели, воспитатели, фотографы.

Проблемы: Гестия может быть одинока и эмоциональна отчуждена. Успех — не ее приоритет, поэтому она нередко стеснена в средствах. Самооценка часто занижена. Но самое главное — очень трудно найти родственную душу.

Подходящий вид деятельности: все, что связано с домоводством и творчеством.

Рекомендации: Важно научиться выражать свои чувства и желания способом, который виден и понятен окружающим, говорить о том, что не нравится, отстаивать свои интересы. Нужно научиться взаимодействовать с другими, при этом не быть слишком откровенной (так как ее глубокий внутренний мир сможет понять не каждый).

Афина

— Богиня военной стратегии и мудрости. Она известна своим практицизмом и расчетливостью. Обычно такая женщина всегда элегантно выглядит, демонстрирует высокий интеллект, не поддается эмоциям, в конфликтных ситуациях умеет выбирать правильную тактику.

Афина побуждает сосредоточиться на том, что в первую очередь нужно самой женщине, а не окружающим. Она энергична, но при этом практична и все воспринимает без суеты и беспокойства. Однако мало расположена к сопереживанию.

Подходящий вид деятельности: бизнес, обучение, научная и политическая деятельность.

Проблемы: Афина великолепна на работе, но имеет сложности во взаимоотношениях. Может подавлять и даже пугать.

Рекомендации: Важно развивать эмпатию, не поддаваться искушению смотреть на других свысока. Можно привести другой пример. Афина — это и хорошо знакомая всем Медуза Горгона, которой нужно вернуться к собственной замороженной боли и оттаять.

Переходим к уязвимым богиням.

Персефона

— Богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса. Легкая и воздушная, она была очень сильно привязана к матери, но затем ее похитил Аид и стал ее супругом. Поэтому у архетипа есть две ипостаси:

  • Персефона Кора — вечно молодая женщина-ребенок. Она весела, легка, податлива и непосредственна. Это мамина дочка, которая имеет очень сильную связь со своей родительницей, что и хорошо, и плохо одновременно.

Таких женщин, как правило, любят мужчины. Ведь они умеют ценить подарки и внимание, не будут часто спорить и конфликтовать, но есть одно но — мама! Если в жизни современной Персефоны не появится свой Аид, она может так и не выйти замуж, так как ей слишком уютно и тепло под крылом у матери. К сожалению, сильных, решительных и при этом мудрых и глубоких Аидов в наше время очень мало.

Подходящий вид деятельности : только не руководящие должности! Хороша работа, где не требуется много внимания и ответственности. Будет идеально, если ее начальником станет вдохновляющая ее женщина, за которой Персефоне захочется тянуться.

Проблемы: Эта героиня рискует остаться один на один со своими фантазиями, не замечая реальных мужчин. Если на пути попадаются препятствия, преодолеваются они с большим трудом.

  • Персефона, супруга Аида. К этой ипостаси жизнерадостная Персефона обычно переходит через тяжелые кризисные ситуации, болезненные переживания. Зрелая Персефона очень глубока и проницательна.

Подходящий вид деятельности: прекрасный психотерапевт, медиум, экстрасенс, ярко проявляются художественные и поэтические способности.

Деметра

— Богиня плодородия, покровительница земледелия. У многих женщин этот архетип главенствует во время беременности, когда появляется желание заботиться о ком-то.

Деметра очень практична и надежна. Даже для своего мужчины такая женщина становится второй мамой.

Подходящий вид деятельности: сферы, где необходимо воспитание и оказание помощи.

Проблемы: своему ребенку или своим ученикам дают мало возможности для отделения, могут давить авторитетом.

Гера

— Покровительница брака. Центр вселенной — супруг. Семейный союз — главная ценность.

Она может быть классической домохозяйкой, и в этой роли ей комфортно. Умеет создавать уют, окружать теплом, дарить заботу, но очень ревнива и мстительна.

Такие женщины прекрасно чувствуют изменение настроения избранника по взгляду, голосу, эмоциональному состоянию.

Подходящий вид деятельности: для нее ключевое — это карьера мужа, ее брак и есть ее работа.

Проблемы: Может осуждать незамужних женщин, быть достаточно высокомерной.

Осталась алхимическая богиня.

Афродита

— Богиня любви. Она более зрелая, чем все остальные. Несет в себе красоту, умеет ее создавать. В любом возрасте сохраняет сексуальность и привлекательность. За внешним фасадом видит красоту души. Умеет располагать к себе, вызывает симпатию и нежность.

Любовь проявляется в Афродите во всех аспектах. Будь то любовь к мужу, к ребенку, к друзьям. Такие женщины умеют жить и радоваться в моменте «здесь и сейчас». Им не очень важны профессиональные достижения, куда интереснее творчество и взаимодействие с другими людьми.

Подходящий вид деятельности: все виды искусства, медицина, журналистика.

Проблемы: Очень влюбчива, поддавшись сиюминутному порыву, не задумывается о последствиях. Подавление женской сути ведет к тревожности и депрессии.

Во всем нужен баланс, если чувствуете, что одна богиня вцепилась в общий трон и не собирается никому его отдавать, принудите ее уступить другой более подходящей на данный момент претендентке. Жизнь заиграет всеми красками только тогда, когда ваши внутренние богини договорятся между собой и для каждой найдется свое время.

Понимали материальный мир как единство 4 составляющих: Огня, Земли, Воздуха и Воды. Каждая из них олицетворяет определенные силы и качества, является носителем специфической энергетики.

Влияние этих природных элементов прослеживается не только на материальный мир, но и на психику человека. Это в равной степени касается как мужчин, так и женщин. Но сегодня наш разговор касается женской природы , поэтому остановимся на том, как именно стихии влияют на представительниц прекрасного пола. В частности, каждая из них способна дать женщине определенные качества:

Огонь дает энергию преобразования себя и окружающего пространства, пробуждает страсть. Огненная энергия помогает обольщать и очаровывать, а также противостоять негативным влияниям окружающего мира, дарит внутреннюю силу, помогает преодолевать жизненные трудности и добиваться успеха.

Воздух дарит возможность свободно проявлять себя в мире, помогает развиваться в профессиональной сфере, обостряет интуицию и стимулирует творчество. «Воздушная» энергия способствует интеллектуальному развитию, обучению, обостряет аналитические способности, помогает найти неожиданное решения там, где другие видят тупик.

Земля – это ощущение стабильности и безопасности, чувство покоя. Ее энергия незаменима для физического восстановления тела во время болезней, защиты от негативного влияния. Наполненность «земной» энергией дарит способность к организации пространства вокруг себя. А еще именно она отвечает за способность женщины родить и вырастить здоровых детей.

Вода наполняет нежностью и мягкостью, помогает приспосабливаться к обстоятельствам, не теряя при этом способности добиваться успеха тогда, когда невозможно действовать с позиции силы. «Водная» энергия помогает поддерживать отношения с любимыми и друзьями.

В психологии принято оперировать понятием «архетип», т.е. исконная роль, некий первоначальный образ, лежащий в основе человеческой сущности. Женщина проявляет себя в 4 основных ипостасях-архетипах: Любовницы, Музы, Хозяйки и Девочки. И каждому из них соответствует одна из природных стихий.

В идеале все четыре ипостаси должны проявляться с одинаковой силой. На деле же получается, что одни из них выражены в большей, а другие – в меньшей степени. В результате нарушается внутренняя гармония, и в каких-то сферах жизни женщина чувствует себя несостоятельной. Если же влияние одной из энергий слишком сильно, то женщина может «застрять» в одной из архетипичных ролей, не проявляя другие свои качества, необходимые для гармоничного существования.

Как проявляются природные стихии в различных женских состояниях?

Любовница

Этот архетип пробуждает в женщине стихия Огня. Любовница умеет и обольстить мужчину, и удовлетворить его интимные желания. Она – магнит, к которому партнера тянет, та, к которой он пылает страстью.

Недостаток огненной энергии приводит к тому, что женщина не чувствует себя привлекательной внешне, мужчины словно не замечают ее, она стремится в любой ситуации оставаться в тени.

Если же огненная энергия является доминирующей для представительницы прекрасного пола, она может пользоваться успехом у мужчин, ловить их восхищенные взгляды и с легкостью добиваться их расположения, а вот стабильные семейные отношения ей построить крайне трудно.

Муза

Способность быть Музой дарит женщине воздух. В этой ипостаси она способна вдохновлять мужчину, быть интересной и самодостаточной, достигать творческих высот и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

Если женщина ощущает недостаток воздушной энергии, она становится слишком зависима от мужчины и его мнения, ревнива и неуверенна в себе, ничто ее не вдохновляет, ей неинтересно жить, все мысли и силы направлены на то, чтобы удержать партнера около себя.

Если же энергия воздуха слишком сильна, женщина чувствует себя свободной и самостоятельной. Мужчины для нее – либо средство для достижения целей, либо конкуренты, а то и вовсе бесполезные создания. Она делает лишь то, что нужно и выгодно ей, не считаясь с мнением партнера. Таких дам в современном обществе принято называть стревами. Да, мужчина может восхищаться ею, может даже быть ее другом или гордиться знакомством с ней, но у него никогда не возникнет желания стать для нее защитником или покровителем.

Хозяйка

Энергия земли превращает женщину в Хозяйку, которая не просто обладает умением вести дом, растить детей и обеспечивать супругу устроенный быт. Ипостась Хозяйки – это способность организовывать свое жизненное пространство, приводить в порядок мысли, проявлять заботу о своих близких, оказать поддержку партнеру в трудной ситуации.

Если энергии земли недостает, женщина чувствует разброд в мыслях, не находит в себе сил выполнять домашние дела. Возможно, она и люди из ее ближайшего окружения не отличаются здоровьем.

Если же женщина слишком «заземлена», она рискует превратиться в «домашнюю клушу», рядом с которой мужчине будет, возможно, уютно и удобно жить, но вот интерес к ней он довольно быстро потеряет.

Девочка

Энергия воды позволяет женщине раскрыть в себе Девочку: существо непосредственное, веселое и живое. В партнере она видит героя, защитника, искренне радуется его успехам и заряжает его положительными эмоциями. Рядом с такой женщиной острее ощущается радость жизни, ее красота и гармония.

Если же водной энергии недостаточно, она начинает разочаровываться в мужчинах и в жизни в целом, подавляет в себе любые эмоции и чувства как «лишние», стремится все сделать самостоятельно, не умеет и не желает принимать помощь. Она перестает жить и начинает выживать.

Когда энергия воды бьет в женщине через край, она становится слишком похожа на ребенка, и рядом с ней может себя представить только мужчина с очень ярко выраженными родительскими наклонностями, который согласится всю жизнь выполнять роль отца. К тому же, такая женщина-ребенок выглядит мило и трогательно в пору юности, но с годами превращается в довольно смешное и жалкое существо.

Если вы чувствуете недостаток влияния той или иной стихии на вашу внутреннюю сущность, можно постараться восстановить связь с ней, используя различные техники.

Душу женщины, скорее интуитивной и чувствующей, нежели непосредственно ощущающей и логически осмысливающей мир, трудно понять не только мужчинам-ученым, но часто и самой женщине.

Приоткрыть загадку женской души удалось одной из представительниц юнгианской школы, последовательнице К.Г. Юнга, американскому врачу-психиатру и психологу Джин Шиноде Болен . Она описала женские архетипы простым и понятным языком, дав каждому из них имя соответствующей по психотипу богини из пантеона древнегреческих богов. Свою теорию Дж. Ш. Болен изложила в книге «Богини в каждой женщине », вышедшей в 1984 году.

Архетипы – общечеловеческие психические схемы, модели инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Женские архетипы – врожденные модели психики присущие каждой женщине.

Дж. Ш. Болен выделяет семь основных женских архетипов :

  • Деметра – соответствует архетипу матери,
  • Афродита – возлюбленная,
  • Гера – жена,
  • Персефона – дочь,
  • Артемида – сестра,
  • Афина – мудрый стратег,
  • Гестия – хранительница домашнего очага.

Автор неспроста выбрала образы мифических богинь. Сам К. Юнг утверждал, что все мифы, лечены, сказки архетипичны, наравне с образами сновидений и грез. Доказательством того, что в мифах содержатся архетипичные образы, общие для всего человечества, является тот факт что легенды и сказки многих народов очень схожи, несмотря на различия в типах культур и менталитете наций.

В каждой женщине «живут» богини. У каждой богини-архетипа есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Чтобы оставаться в гармонии с собой и окружающим миром, женщина должна регулировать проявления разных архетипов. Если архетип проявляется неконтролируемо и главенствует в структуре личности, происходит дисбаланс, приводящий к внутриличностным и межличностным конфликтам.

Например, женщина-домохозяйка, которой руководит архетип матери (Деметра), чрезмерно заботясь о детях, может забывать уделять внимание мужу и себе, что негативно повлияет на ее семью и скажется на формировании личности детей.

Гармоничное развитие личности – залог «дружбы» между внутренними богинями. Влияние чрезмерно проявляющегося архетипа можно уменьшить, а тот архетип, который необходим, но слабо проявлен, можно развить в себе.

Деметра

Деметра в греческой мифологии богиня плодородия и материнства . Архетип Деметры – это сама женская природа. Женщина стремится стать матерью, родить и воспитать здоровое и счастливое потомство.

Деметра женственна, заботлива, добра, нежна, терпелива, ответственна, великодушна. Ее любовь сосредоточена на детях.

Профессию , как правило, женщины-Деметры, выбирают ту, где можно помочь, накормить, научить других людей. Она любит готовить пищу и кормить ею семью, и пища эта не только реальная, но и духовная. Деметра всегда окажет моральную поддержку и поможет любому нуждающемуся в этом.

Женщина материнского типа привлекает мужчин-мальчиков . Ее избранник может быть моложе нее, легкомысленным, эгоистичным или просто мужчиной, нуждающимся в материнском тепле. Деметра не выбирает мужчину, она откликается на его любовь. Нередко ее выбор обусловлен жалостью к мужчине или сочувствием.

Отрицательные стороны архетипа: отсутствие игривости, сексуальности, рациональности, любви к себе. Главный недостаток – гиперопека над детьми, мужем и окружающими. Дети Смерхматери-Деметры вырастают инфантильными и слабохарактерными.

  • полюбить себя и научиться заботиться о себе,
  • научиться не вмешиваться в жизнь повзрослевших детей,
  • развивать в себе Афродиту, Персефону, Афину.

Афродита

Богиня любви и красоты . Обольстительная красавица Афродита просыпается в каждой женщине, когда она влюблена, близка с мужчиной и любит его. Объектом любви Афродиты становится не только мужчина, но и любимое занятие, место, предмет. Афродита – творческая натура и любовь для нее тоже искусство.

Профессию Афродиты выбирают творческую, связанную с искусством и культурой. И мужчины ее привлекают творческие, неординарные, эмоциональные, сложные, но плохо подходящие на роль мужа. Она страстная любовница, дети Афины – плоды ее любви.

Афродита – свободная, креативная, романтичная, чувственная, сексуальная и энергичная женщина, живущая «здесь и сейчас». Она не размышляет, а ощущает и чувствует.

Минусы архетипа: импульсивность, нерациональность, чрезмерная влюбчивость, спонтанность и эмоциональность.

  • развивать сдержанность,
  • обдумывать проблему, перед тем как принять окончательное решение,
  • научиться говорить «нет»,
  • развивать Деметру, Геру, Афину.

Гера

Гера – богиня-жена . Каждая девочка с детства мечтает выйти замуж «раз и навсегда», поэтому архетип Геры очень развит в нашем обществе.

Смысл жизни Геры в любви к мужу, главное стремление – быть женой, причем официальной, а не гражданской. Гера – женщина сохраняющая брак и делающая все для благополучия супруга, она его соратница и надежный «тыл».

Гера преданная, терпеливая, поддерживающая, почтительная женщина, та, что не бросит мужа ни при каких обстоятельствах.

Для Геры принципиально важна верность мужчины, его преданность ей, так как она сама верная женщина. Но в случае измены, она не станет винить мужа, виновата будет соперница-обольстительница.

Отрицательные стороны архетипа: ревность, агрессивность, мстительность, зацикленность на браке (не решается на развод, даже если он пойдет ей на пользу), слабо выраженная любовь к детям.

  • отделить свое «Я» от «Мы», определить личные границы,
  • не зацикливаться на муже,
  • не ограничиваться ролью жены,
  • отрицательные эмоции сублимировать в продуктивной деятельности,
  • развивать в себе архетипы Афродиты, Афины, Персефоны.

Персефона

Персефона – дочь, девочка , вечно юная и молодая. Это женщина-ребенок, не осознающая своих желаний, не готовая брать ответственность, испытывающая трудность в выборе как профессии, так и мужа.

Персефона податлива, ведома, пассивна, наивна, нерешительна, открыта и скромна. Все ее старания направлены на то, чтобы быть хорошей дочерью для матери, она мамина дочка.

С мужчинами Персефона застенчива и нежна, ей не хватает решительности и сексуальности. К ней тянутся юные и неопытные мужчины, а также те, которые устали от самодостаточных женщин. Нередко Персефона выходит замуж поневоле, уступая требованию родителей.

Персефона тонко чувствует и воспринимает окружающий мир, поэтому умеет подстраиваться и нравиться людям. Не боится рутинной работы , выбирает ту деятельность, в которой не требуется проявлять инициативу и управлять людьми. Склонна к частой смене работы.

Персефона имеет все шансы перерасти свое девичество и стать психологически зрелой женщиной.

  • развивать осознанность, учиться понимать себя, свои желания, ставить личные цели,
  • развивать ответственность и смелость,
  • научиться заботиться о себе самостоятельно,
  • расти духовно, пробуждая в себе Афродиту, Афину, Деметру.

Каждая взрослая женщина была девочкой. Вырастая, женщины забывают как это – быть беспечной, легкой и веселой, они несут бремя забот, обязанностей и ответственности, ограничивая себя ролями жены, матери, работницы. Однако, для гармоничного развития, нужно постараться сохранить молодость в душе.

Артемида

Артемида – богиня охоты . Это сильная женщина, способная постоять за себя и защитить права других женщин. Она хорошая подруга и сестра . Каждый раз, когда женщина берется отстаивать свои права или права других, в ней просыпается Артемида.

Артемида смелая, уверенная в себе, настойчивая, целеустремленная, независимая и свободолюбивая. Она привыкла рассчитывать в жизни только на свои собственные силы и вера в победу ее никогда не покидает.

Женщины, с преобладающим архетипом Артемиды, выбирают мужские профессии , любят путешествовать, заниматься спортом, становятся общественными деятелями. Артемида любит спорить, конкурировать и соперничать с мужчинами.

Женщина-охотница живет ради цели , которую видит перед собой и стремится к ней, но этой целью редко бывает брак или любовь мужчины. Артемида сторонится мужчин, часто бывает одинока , боится вступать в брак, выглядит неприступной.

Мужчины ею воспринимается в лучшем случае как друзья. Партнером Артемиды может стать лишь мужчина-соратник, чьи принципы, планы, интересы и цели совпадают с ее собственными.

Отрицательные черты: неумение доверять мужчинам, быть нежной и женственной, конфликтность, принципиальность, чрезмерная мужественность.

  • развивать женственность,
  • учиться доверять, принимать заботу и опеку,
  • пробудить в себе Афродиту, Геру, Деметру, Персефону.

Афина

Этот архетип главенствует, когда женщина обладает незаурядным умом и трудится интеллектуально. Разум – ее главное оружие. Все ее поступки логичны, продуманы и являются частью стратегии.

Афина – активная, целостная, властная, сильная, зрелая личность. Она консервативна, ответственна, дисциплинирована, не боится брать на себя обязанности лидера. Это женщина-трудоголик, карьеристка и бизнес-леди.

Эмоции предпочитает не выражать, оттого кажется равнодушной. В ее принципы входит практицизм, четкость, ясность, сдержанность. Она не станет тратить время на мечты и романтику, а сразу начнет действовать и чем более эффективно, тем лучше.

Афина ищет успешного, смелого, сильного, самодостаточного и состоявшегося в выбранной сфере деятельности мужчину , такого же победителя , как и она сама.

Так же как Артемиде, ей не хватает женственности, умения доверять и следовать за мужчиной.

  • уделять больше времени личной жизни и отдыху,
  • реализоваться как жена и мать,
  • стать для мужчины музой, а не равноправным соперником,
  • учиться быть ведомой, а не ведущей,
  • развивать Афродиту, Персефону, Деметру.

Гестия

Этот архетип преобладает в женщинах, живущих больше внутренним миром, нежели внешним. Гестия – целостная натура, добрая, мудрая, спокойная, уравновешенная, интровертированная и настолько наполненная внутренне, что не испытывает потребности проявлять себя во внешнем мире.

Гестиям комфортно дома и никогда не бывает скучно наедине с собой, поэтому часто они становятся домохозяйками или работают удаленно на дому. Гестия не любит толпу и шумную компанию, ей хорошо в одиночестве и достаточно одного близкого, понимающего и любящего человека рядом, которым чаще всего становится ее муж.

Это мудрые женщины, у них хорошо развита интуиция, способность понимать внутренний мир другого человека без слов, сопереживать и сочувствовать. Такая женщина становится прекрасной женой и хранительницей домашнего очага. Она умеет создавать уют и приятную, умиротворяющую атмосферу в доме.

Гестия не навязывает себя мужчине, не контролирует его и не критикует. Чаще всего ее мужем становится мужчина-лидер, умеющий быть инициативным и деятельным.

  • развивать социальные навыки,
  • стать более открытой и общительной,
  • раскрывать таланты,
  • применять способности и знания на практике,
  • пробудить в себе Афродиту, Афину, Артемиду.

Почему женщине нужно знать своих внутренних богинь? Получение знаний влечет за собой осознание причин жизненных трудностей, а значит, становится понятным над чем в себе стоит поработать, чтобы стать счастливее.

Выделенных Карлом Густавом Юнгом. Не все себя нашли или наоборот, нашли черты нескольких архетипов одновременно. Что совершенно естественно. Последователи Юнга (которых очень много) «разбавили» и дополнили эту классификацию. Не то, чтобы изначальные 4 архетипа сильно устарели, но жизнь идет вперед, люди развиваются. А Юнг, как и его бывший наставник Фрейд, немного несерьезно (если так можно выразиться) относился к женской природе. Я предлагаю Вам еще несколько классификаций женских архетипов, которые более подробно раскроют предыдущие 4. Таких классификаций несколько — сегодня это женские архетипы в образе греческих богинь. Автором этой теории является Джин Болен. Кстати, эта характеристика может помочь понять, почему одни женщины счастливы и довольны жизнью, а другие не очень, хотя их вины нет никакой.

Семейные женщины (Болен называет их «Уязвимые богини») — Гера, Деметра и Персефона.

Гера — это архетип женщины-жены, для которой муж на первом месте. Она похожа на свою богиню-символ — ревнивая, собственница, ценящая институт брака, преданная мужу. Дети для нее не цель, а средство — подарить мужу наследников и показать себя как хорошую и правильную жену.

Деметра — женщина-мать. Дети для нее важнее всего. Если вспомнить мифологию, то мы едва ли знаем хотя бы одного возлюбленного Деметры (кроме Зевса — отца ее дочери Персефоны). Зато все помнят, как она фанатично искала пропавшую дочь и погрузилась в траур, узнав, что та стала женой Аида.

Персефона — женщина-дочь. Дочь Деметры и Зевса. Вечный ребенок в душе. Муж для нее как второй отец, а дети — милые игрушки. Но Персефона более сложный образ. Она сочетает в себе 2 архетипа. Вспомните миф — на 2/3 года Персефона возвращается к матери и живет с ней, а на 1/3 спускается в царство мертвых к мужу. У греческой Персефоны есть второе имя — Кора. Кора — как раз та юная девушка, любимая «мамина дочка», а вот Персефона — это грозная богиня Подземного царства, повелительница душ умерших.

Эти 3 богини считаются «уязвимыми», потому что они зависят от мужчин, как и их богини-символы страдали от мужских богов, подчинялись им и унижались перед ними. Патриархальное общество? Да. Но это же общество допускало в пантеоне своих богов и совершенно другой тип богинь. Независимых и сильных. Это богини-девственницы — Гестия, Афина и Артемида. Разумеется в современной жизни женщины с этим архетипом вовсе необязательно девственны — это скорее образ мышления, который независим от мужского влияния.

Афина — любимая дочь Зевса, у которой нет матери, она родилась прямо из головы своего отца. Это дева-воительница. Своя девчонка в мужской компании. Она разделяет мужские увлечения и немного презрительно смотрит на слабых представительниц своего пола.

Артемида — дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Апполона. В отличие от Афины ее совсем не интересует мужское общество. Да и женское не особо. Она индивидуалистка, с очень сильным характером. Одинокая волчица. Добивается успехов наравне с мужчинами и в мужской сфере деятельности.

Гестия — старшая сестра Зевса и старшая из всех его братьев и сестер. Если деятельность Афины и Артемиды направлена во внешний мир, то Гестия больше сосредоточена на внутреннем мире. Она похожа на Геру и Деметру, своих сестер, в том, что является хранительницей очага. Но в отличие от них она хранит его для самой себя. Ей больше никто не нужен. Возможно, это самый сильный женский архетип — абсолютно цельная личность.

Женское счастье и несчастье в современном мире (о чем я упоминала в начале поста) зависит от того, какие архетипы более актуальны в данный момент. В послевоенное время был культ Деметры, женщины-матери. Позже ей на смену пришла Артемида — такая целеустремленная девушка очень ценилась в СССР. А на Западе она делила пальму первенства с Афродитой — жрицей любви в образе известнейших актрис 30-60-х годов. Сейчас, очевидно, наступает время Гестии — самодостаточной женщины, не страдающей от отсутствия мужчин и живущей абсолютно полной насыщенной жизнью. Это время еще не совсем пришло. Сейчас скорее время «ухода» уязвимых семейных богинь, которые перестали вписываться в современную реальность и очень страдают, что многовековые ценности брака и семьи, культа мужчины, которые им прививали с детства, все менее актуальны и самим мужчинам уже не столь интересны.

Есть еще 2 богини. Каждая из них сама по себе и не входит в какую-либо группу. Это Афродита и Геката.

Афродита — алхимическая богиня. Она носит такое название, потому что подобно алхимическим процессам, преображающим одно вещество в другое, любовь, которую олицетворяет Афродита, перерождает человека. Такая женщина адепт физической любви, она очень увлечена мужчинами, часто ей совершенно неподходящими, но никогда не страдает от этого. Она умеет наслаждаться моментом и получать от жизни все.

Геката — женщина-мистик. У нее сильно развита интуиция. Вместе в тем она часто увлечена оккультной стороной жизни. Ищет опасность, чтобы постичь тайну жизни и смерти. С одной стороны, едва ли много женщин с такими чертами, чтобы выделять Гекату в отдельный архетип, с другой — почти в каждой женщины в той или иной мере присутствует тяга к магии, мистике и экстрасенсорике.

Помимо этих архетипов есть еще 3 — хотя можно вообще всех богинь приписать к чертам личности. Вопрос только стоит ли каждый «взбрык» выделять в отдельный архетип. Эти 3 богини: Тюхе — фортуна, Геба — вечно юная и Немезида — возмездие.

Тюхе — любит контролировать всех и вся, манипулировать ими. Придумывать воображаемых врагов.

Геба — вечно юная, молодящаяся особа, которая с одной стороны, имеет хорошие гены и медленно стареет. С другой, перегибает палку и в 60 пытается выглядеть девочкой.

Немезида — сама себе судья и окружающим в том числе. Живет своей истиной и карает тех, ко ей не следует. В основном свойственна глубоко религиозным женщинам или фанатикам одной идеи.

Более подробно о каждом архетипе я напишу в следующий раз.