Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Давайте сегодня продолжим тему самых важных игрушек для детей первого года жизни. Без лишних вступлений передаю слово Юле Матроскиной , автору школы «Учимся играя» и маме трех потрясающих малышей.

В предыдущий раз я вспоминала , а здесь делюсь своим опытом об игрушечной жизни следующих 6 месяцев. Напоминаю, что словом «игрушка» я называю любой предмет, с которым играет ребёнок , потому что мало вещей, которые непосредственно названы в магазинах игрушками могут удовлетворить потребность ребенка в изучении себя и окружающего мира.

Этот отрезок жизни проходит у деток настолько по-разному! Кто-то только садится к 8 месяцам, а другой уже в 9 вдоль дивана перешагивает. В этой статье мне сложно дать разбивку по месяцам, определенные игрушки потребуются каждому в разное время, так что опять смотрим на ребёнка и замечаем его потребности в сенсорном опыте.

Допустим, стал ребенок скидывать всё со стола, вы поднимаете, а он опять скидывает. Ура! Это же новый уровень познания мира. Представляете, что ни урони, а летит на пол, чудесное постоянство. Вот и приготовьте на кухне корзиночку с такими игрушками, которые можно ронять, но они не будут биться или закатываться далеко, при этом будут падать по-разному и с различными звуками.

У младшей одной из таких игрушек был, например, скрученный из проводов «осьминог», на щупальцах которого висели упаковки от киндеров. Классно шмякается на пол почти пустая упаковка с влажными салфетками.

В 7-8 месяцев любимой игрушкой моих детей был ниблер . Да-да! И руками держать нравится, и дёснам приятно и вкусно. Присмотритесь к силиконовым ниблерам, в отличие от сеточных, они не окрашиваются продуктами, легче моются и сами по себе уже прекрасная игрушка.

Когда ребенок начинает активнее ползать ему может понравится игрушка, которая от него «убегает». Чего-то более идеального, чем мячи разных размеров я не встречала. Вот, допустим, ещё первой дочке дарили собачку, которая с гавканьем и музыкой отъезжает немного каждый раз, когда её трогают. Но это ещё надо приноровиться так потрогать. В целом эта игрушка детям с переменным успехом была интересна уже после года.

Зато мячики — большие и маленькие, футбольные и «для сухого бассейна», теннисные и другие — то, что надо. Кстати, эти пластиковые мячики для сухого бассейна — хорошая игрушка для ванны, они же не потопляемые.

Когда ребёнок уже уверенно сидит, у него появляется большой простор для всевозможных манипуляций руками. Что-то во что-то складывать/чем-то по чему-то стучать/что-то доставать/тянуть/ и т.д. Предлагайте малышу новые варианты, новые предметы, открывайте для него всё новые и новые возможности ощущать этот мир и учиться управлять своим телом.

Это значит, что надо быть или игрушечным магазином или просто оглянуться вокруг и не думать, что игрушки — это именно «игрушки».

Растущему мозгу важно поглощать новый сенсорный опыт: сегодня ложкой об кастрюлю, завтра погремушкой об коробку , и т.п. И хотя статья про игрушки, всё-таки скажу — показывайте ребёнку варианты взаимодействия предметов, варианты манипуляции ими, учите его играть : складывать мелкие предметы в низкую коробку/кастрюльку, стучать предметами друг о друга/одним по другому/бросать/хватать и пр.

Из покупных игрушек я на этот возраст оценила большого жирафа, в рот которому надо было вкладывать шарики, а они потом скатывались по винтовой горке в лапы. Сверху за уши можно было держаться, а значит пробовать стоять и нажимать на лбу кнопку и крутить крутилки. Вот это да, покупка оказалась стоящая. Намешались сразу все привлекательные для ребенка действия: подтянуться и встать, держаться, нажимать, крутить, наклоняться, брать, запихивать, садится.

Такого рода игрушки я бы назвала игровыми комплексами . Сюда относятся музыкальные столики (хит среди моих детей: самим можно встать, перешагивать вокруг, да ещё и нажимать, бить ладошкой и видеть результат своих действий), устойчивые каталки , за которые можно держаться и ходить, к тому же они обычно напичканы ещё всякими кнопочками, звенелками и гуделками.

Все эти музыкальные дополнения хороши тем, что дают мгновенный ответ, ребенку надо видеть, что за действием есть результат, но много музыкальных игрушек переутомит мозг малыша.


И всё-таки самые увлекательные игрушки — это то, что под рукой
. Маст хэв — полупрозрачная ткань! Купите, если нет! Ей можно накрывать перед ребенком игрушки и они (о, чудо!) исчезают и появляются, стоит показать ребенку что ткань можно рукой откинуть. А как смешно, если накрыться этой тканью с головой. Попробуйте сначала накрыться вместе с ребенком и вы окажитесь в «домике», потом накройте себя — исчезните, откиньте ткань — появляйтесь с улыбкой, предложите ребенку накрыться — исчезнуть и не дожидаясь, когда он заволнуетесь, снимите ткань, обрадуйтесь малышу, прижмите его. Вот это игрушка! Идеальная! Она дарит мозгу столько пищи, столько эмоций поднимает! Лёгкая ткань и падает красиво и походить интересно по ней и игрушки можно в её складки прятать и находить.

А видели бы вы сколько радости было у Лизы, когда она вслед за старшими смогла продеть руку в рулончик от туалетной бумаги! Эти «браслеты» то снимала, то одевала, то кидала, то ползла к ним.

Ребёнку не так важно с чем именно манипулировать, важно осваивать новые и новые движения, способности, нарабатывать навыки, исследовать предметы. Чем больше всего малыш потрогает, чем больше разных движений освоит, тем качественнее будет развитие его мозга, а значит интеллектуальные занятия «пойдут» веселее и легче. Каждый раз, когда малыш, как вам кажется «снова куда-то лезет/достает/тянется и нет этому конца…» радуйтесь! просто обеспечьте ему безопасность (от совсем грозящих жизни ситуаций) и моральную поддержку: «любимый, я верю в тебя».

С уважением, Матроскина Юлия,

Спасибо Юле большое за очень интересную статью! А сейчас я предлагаю вам поговорить в комментариях о том, какие игрушки были самыми важными для вашего ребенка.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Развивающие игры для ребенка от 6 месяцев нужно подбирать исходя из того, что он уже умеет в этом возрасте. В большинстве случаев при нормальном развитии малыш к полугоду уже может уверенно переворачиваться с живота на спинку и наоборот и сидеть без поддержки.

После 6 месяцев он продолжает стремительно развиваться – буквально за несколько месяцев его движения становятся все более точными. Он становится способен уже доставать и собирать даже некрупные предметы. К тому же, время бодрствования малыша постоянно увеличивается, и его следует наполнять соответствующими возрасту развивающими играми для 6 месяцев.

Развивающие игры для ребенка 6 месяцев

Для развития речи в этот период, как психологи, так и логопеды настоятельно советуют уделять достаточное время развитию мелкой моторики, поскольку именно под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук, происходит формирование речевых областей мозга.

Одной из лучших развивающих игрушек от 6 месяцев считается пирамидка. Вначале ребенку самому будет сложно ее складывать, и он начнет с того, что будет снимать со стержня колечки. Мама же должна их обратно одевать, при этом следует обязательно соблюдать правильный порядок – от большого к маленькому. Разнообразить игру можно тем, что мама будет озвучивать цвета пирамидки, что поможет малышу в дальнейшем их изучении. Также можно найти в соответствующей литературе или придумать стихи и потешки, которыми можно сопровождать действия. А можно и просто комментировать действия ребенка: «Оленька сняла колечко. Оленька сняла еще одно колечко. Оля сняла все колечки!» А для мальчиков можно с помощью подручных средств и колечек сделать самодельную машинку.

Еще одной хорошей развивающей игрушкой от 6 месяцев является юла. Эта игрушка нравится практически всем малышам, и они могут играть с нею достаточно продолжительное время. Сначала малыш будет трогать, рассматривать и вертеть ее в руках. Потом он будет с восторгом наблюдать за тем, как она вертится. В этом возрасте больше всего нравятся крупные игрушки, которые во время движения издают звуки, а внутри корпуса двигаются животные, как правило, лошадки.

Наибольший восторг вызывает у детей то, когда у них получается запустить юлу самостоятельно. Для этого сначала надо несколько раз помочь в этом малышу, при этом не следует забывать, что вместе с ребенком нужно радоваться каждому его новому навыку и даже маленькому достижению.

Если юла еще кажется достаточно сложной для ребенка 6 месяцев развивающей игрушкой, можно предложить ему неваляшку. Как правило, раскачивающаяся из стороны в сторону игрушка радует малыша, развивая его наблюдательность, внимание и координацию движений.

Также малышей в этом возрасте привлекает все то, что можно расстегивать и застегивать. Лучше всего для этого подходят развивающие игрушки от 6 месяцев на липучках. Это могут быть детские книжки, выполненные из специального материала. Для этой цели подойдет и ненужная сумка, которую не жалко отдать малышу. Если достоинством детской книжки являются яркие картинки и возможность перелистывать странички, что будет способствовать развитию моторики рук, то ценность сумки состоит в том, что в нее для малыша можно складывать различные некрупные игрушки, которые он будет с интересом доставать и складывать обратно.

Одной из хороших развивающих игр для ребенка от 6 месяцев является игра «Туннель». Она подходит детям для тренировки мускулатуры, улучшения координации, отработки новых и совершенствования уже имеющихся движений. Для нее нужна большая коробка со сквозным проходом. Чтобы привлечь внимание ребенка, нужно сесть напротив выхода и позвать малыша или положить на выходе игрушку. Главное – следить, чтобы малыш до момента, пока не освоится с новой игрой, не испугался внутри коробки. Чтобы помочь ему, можно с малышом меняться – как правило, встречать проползающую через туннель маму доставляет ребенку огромную радость, что учит его проявлять свои эмоции.

Также закреплять двигательные навыки можно с помощью «Догонялок». Эта развивающая игра для ребенка 6 месяцев позволяет развить познавательные способности и органы чувств и отрабатывать синхронность движений. Для того чтобы игра была интересной, позволяйте малышу чаще догонять вас. А чтобы играть всей семьей, можно использовать различные препятствия – крупные мягкие игрушки и диванные подушки. Они пригодятся и для того, чтобы научить малыша преодолевать препятствия, что также будет способствовать развитию двигательных навыков.

Как выбрать ребенку от 6 месяцев развивающую игрушку

Для организации развивающих игр ребенка 6 месяцев совсем необязательно покупать дорогие игрушки. Лучше всего для этого подходят простые и многофункциональные игрушки. В этом возрасте детей очень привлекает кухня. Поэтому набор пластмассовой посуды, с помощью которой можно пробовать подражать маме в приготовлении обеда, будет хорошим выбором для ребенка этого возраста.

Многие дети предпочитают игрушечным наборам настоящие кухонные предметы. Для этой цели подойдут:

  • Пластмассовые ложки, чашки и тарелки. Также детей обычно привлекают стаканчики из-под йогурта, которые можно складывать один в другой как пирамидку;
  • Деревянные ложки, которыми весело стучать;
  • Пластмассовые бутылки – они могут как пустыми, так и наполненными водой или крупами;
  • Набор разноцветных кухонных губок, которые дети часто используют как первый конструктор;
  • Закрытые крышкой пластиковые банки, в которые можно положить несколько кусочков сахара или насыпать немного крупы, что превращает их в шумовой инструмент.

При таком подходе малыша, часто переключающего свое внимание, можно занимать достаточно продолжительное время, предлагая ему различные варианты незамысловатой кухонной увари.

Для девочек от 6 месяцев развивающие игры можно организовывать, используя самодельные куклы. Помимо того, что в этом случае можно быть уверенным в том, что они сделаны из экологически чистых материалов, такие куклы всегда больше привлекают детей, поскольку их можно наделять любыми качествами.

Также для общения с ребенком и его обучения подходят тряпичные куклы и игрушки, которые одевают на руку. Такие развивающие игрушки от 6 месяцев можно купить в детском магазине, а можно сделать самостоятельно, используя старые перчатки, цветные лоскутки и пуговицы. С помощью подобных игрушек развиваются внимание, память и творческое мышление. Пока малыш следит за движениями, он совершенствует имеющиеся двигательные навыки, а также тренирует мышцы шеи, когда поворачивает головку.

Родителям следует знать, что такие простые действия, как попытки снимать и одевать носочки или сжимать и разжимать губку, также необходимы малышу для его развития. Поэтому важно в этом возрасте ограничивать его движения исключительно соображениями безопасности.

Поскольку игра является важной составляющей в развитии детей, к подбору игр и игрушек следует подходить ответственно. Используя их разнообразие и творческий подход, ребенок сможет получить всестороннее развитие.

Умеющий действовать с предметами малыш становится в особую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7-8- месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, скорее всего он решительно отодвинет ваше приветливое лицо и будет хватать все доступные и недоступные для манипулирования предметы - волосы, воротник, бусы, серьги и т.д.

Малышу, конечно же, по-прежнему нужны ласки взрослого, но все чаще он стремится переключить внимание мамы на окружающие предметы. Ему гораздо интереснее наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Малыш все настойчивее переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например, «в козу» или "«по ровненькой дорожке». Простого «сюсюканья», которое вполне удовлетворяло его всего 2-3 месяца назад, ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать самому или вместе со взрослым. А это означает, что крохе постоянно нужны новые предметы и игрушки.

Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий человек, но, прежде всего, как источник новых игрушек и партнер по совместным действиям с предметами. Овладение схватыванием предметов производит целую революцию в отношении младенца к миру. В этом возрасте бурно проявляется интерес малыша к предметам - он стремится потрогать все, что видит. У него нет и не может быть равнодушного, созерцательного отношения к окружающим предметам. Когда младенец сидит на своем стульчике за столом, все, до чего он может дотянуться, попадает ему в руки, в рот, летит на пол. Его одолевает неудержимое желание схватить, попробовать на вкус, помахать, постучать, бросить любой предмет, попавшийся на глаза. И эти бессмысленные на взгляд взрослого движения приносят малышу огромную радость и удовольствие. Но не только. Со второго полугодия манипулирование предметами становится главной деятельностью ребенка. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики младенца. Дело в том, что действия с предметами во втором полугодии дают не только радость движения, но развивают восприятие, мышление, познавательную активность и другие важнейшие способности. И, конечно же, на протяжении этого периода совершенствуется сам характер действий с предметами.

Как играть с младенцем

Сначала собственный арсенал предметных действий весьма ограничен. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, тянет в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от качества и назначения предметов, их называют неспецифическими . Такие действия примитивны, однообразны, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Вместе с тем, на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца.

В 5-6 месяцев все предметы ребенок пытается схватить одинаково - прижимая пальцы к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, она как бы тянется к предмету наугад, при этом малыш часто «промахивается» и хватает воздух.

После 6-7 месяцев происходит дальнейшее совершенствование хватания и усложнение манипулятивных действий. Однако такое усложнение происходит не само собой, а в практике совместных игр со взрослыми. Понятно, что все предметы попадают в руки младенца, появляются в поле зрения или исчезают только благодаря взрослому. Вы можете помочь малышу усовершенствовать движения. Так, для развития точности движений полезны игры, в которых взрослый меняет положение предмета, а малыш ищет его и пытается схватить, меняя при этом направление движений. Покажите ребенку игрушку с близкого расстояния, потом отодвиньте ее на расстояние вытянутой руки, пусть он потянется и попытается схватить игрушку, и сразу отодвиньте ее в сторону. Передвигайте предмет на глазах малыша то вправо, то влево, а он будет пытаться схватить убегающую игрушку (разумеется, его попытки не должны продолжаться слишком долго). Другое направление помощи заключается в раскрытии руки и ее подстройке к форме и размеру предмета . В первом полугодии кулачки младенца плотно сжаты. По мере того как он овладевает хватательными движениями, его ручки как бы раскрываются, становятся все более гибкими, подвижными и готовыми к действию. Для этого важно вкладывать в ладошку малыша предметы разной формы и величины, чтобы он почувствовал предмет и подстроил к нему свою руку. Сначала появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Постепенно расположение пальцев будет все больше зависеть от того, какой предмет берет ребенок: мячик или шарик берется растопыренными пальцами, палочка – всей ладошкой, шнурок – кончиками пальцев и пр. Таким образом, с помощью взрослого, постепенно возникает координация руки и глаза, которая является основой всех человеческих действий и движений. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не одной, а одновременно двумя руками , и, соответственно, двумя предметами. Это принципиально новые действия, которые требуют согласованного движения двух рук и открывают неизмеримо большие возможности. Простейший пример такого действия – постукивание двумя погремушками или формочками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один в другой, положить, поставить или нанизать друг на друга и пр. Результатом таких действий становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение. Этот результат очевиден для ребенка и приносит ему большое удовольствие. С помощью взрослого возможности младенца существенно расширяются: взрослый демонстрирует различные предметы и новые способы действия с ними. Он показывает, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить, вкладыши вкладывать один в другой и пр. Овладевая этими навыками, малыш переходит к специфическим действиям с предметами , которые он осваивает только к концу года и для которых нужны самые разные игрушки.

Развивающая роль погремушки

Самой нужной и традиционной игрушкой для младенца была и остается погремушка. Однако далеко не все родители понимают, что погремушка – это не только забава или средство успокоения малыша, но и настоящая развивающая игрушка, особенно для младенца второго полугодия. В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя. И в этом, конечно же, помогают погремушки. Их звон или грохот, перекатывание шариков или мелькание блестящих бумажек усиливают результат движений младенца, делают простое размахивание видимым, слышимым, эффектным. Малыш с восторгом замечает этот результат и стремится еще и еще раз воспроизвести его. Такое извлечение звуков и размахивание в этом возрасте чрезвычайно полезно, потому что позволяет младенцу почувствовать свою самостоятельность и свои возможности. Он учится управлять своими движениями и произвольно воспроизводить их. Соответственно, чем ярче, звучнее и эффектнее погремушка, тем лучше. Подходящими могут быть простые погремушки на палочке, или на кольце, или в форме булавы (их удобно держать). Как ни странно, младенцу еще безразлично, что именно изображает погремушка: какой она геометрической формы, какого цвета или какое животное на ней нарисовано. Главное, чтобы движения ребенка давали зримый и слышимый результат. Естественно, грохот или вид не должен пугать малыша. Важно также, чтобы игрушка была легкой и удобной для схватывания и удержания в еще слабых ручках крохи. Конечно же, результат своих действий дают почувствовать не только погремушки. Любые, даже простейшие действия - толкание, сжимание резиновых пищалок, приближение и удаление предметов, вызывают тот или иной результат. Игрушки-пищалки (писк резиновых пупсиков или птичек, если они, конечно же, легко сжимаются) также дают хорошую возможность ощутить свою силу. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводит. К тому же пищалки помогают отработать очень полезное действие сжимания.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, сняв трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.

Игры и игрушки , развивающие мышление

Как ни странно, наилучшие условия для умственного развития ребенка создают разнообразные простые действия - манипулирование с предметами. Таким образом, малыш познает свойства предметов, формирует свои представления о них, устанавливает простейшие связи и зависимости в предметном мире. Кроме того, в действиях с предметами начинает формироваться познавательная активность, которая является первым шагом к самым разным видам мышления человека.

К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов , благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет – это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам нового предмета выражается в том, что прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок как бы исследует его: рассматривает, ощупывает, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования начинает манипулировать, причем не механически, а как бы выясняя, для чего этот предмет пригоден. Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы. «Прятки с игрушками» становятся любимой забавой малышей. Если на глазах ребенка накрыть платочком знакомую игрушку, он с восторгом снимет покрытие и обнаружит спрятанную игрушку. Такие игры не только забавляют ребенка, но способствуют формированию представлений детей о постоянстве предметов . Спрятанный предмет уже не исчезает для младенца, а продолжает существовать в его сознании. Кроме того, платочки и тряпочки дают возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, засовывать в разные емкости, заворачивать в них разные игрушки. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом, получаемые при манипулировании впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления. Между прочим, второе полугодие иногда так и называют – возраст ползунков, а характерная младенческая одежда носит название «ползунки». Однако ползать малыш научится не сразу. Важную роль в обучении ползанию могут сыграть привлекательные игрушки, которые стимулируют движение вперед. Убегающие мячики, шарики или колобки, неваляшки или машинки побуждают малыша скорее двигаться к ним и помогают почувствовать собственные возможности в овладении пространства Занимаясь с игрушками, младенец знакомится с разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. Мы уже говорили, что, играя с игрушками, ребенок подстраивает свою руку к предмету. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки.

К 10-11 месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, кроха складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Изменение положения пальцев, в то время как рука малыша тянется к предмету, может служить хорошим показателем того, что он уже ориентируется в форме и величине. Складывается зрительное восприятие формы и величины. Кроме формы и величины, манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю, примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства – возможность разобрать на части, найти один предмет внутри другого (на, над или под другим), обнаружить перемещения одного предмета под воздействием другого и пр. Для этого нужны уже не простые погремушки, а сложные, составные игрушки, где необходимо действовать двумя руками. Например, вращать пальчиком шарик, передвигать детали игрушки по проволочкам, тянуть за веревочку и пр. Игра с такими составными игрушками, имеющими несколько частей, открывает новые возможности для развития мышления. Важнейшей предпосылкой становления мышления в младенческом возрасте является развитие познавательной активности. Обнаружение спрятанных в коробочке игрушек, случайное открытие новых явлений (например, если перевернуть бутылочку, из нее польется жидкость), обследование непонятных предметов побуждает малыша к новым экспериментам и рождает познавательную потребность. Пробуждению данной потребности способствуют многочисленные современные игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких, как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и пр. Эти игрушки дают малышу массу новых впечатлений. Например, большой мягкий кубик с углублениями, в которые можно прятать, а потом доставать рыбку, мышку, шарик и пр. (все эти элементы игрушки прикреплены к ее основанию на веревочках). Или яблоко из двух половинок, открыв его, можно обнаружить червячка, который то вытягивается, то сжимается. Или многочисленные музыкальные игрушки с сюрпризом – нажмешь кнопочку и услышишь удивительную музыку. Таких игрушек сейчас множество (. Очень полезны для младенца всевозможные развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, шуршалками, пищалками и пр. Все это разнообразие надолго занимает малыша и позволяет ему осваивать разные действия самостоятельно. Во втором полугодии ребенок проходит большой путь от простого схватывания предмета до исследования окружающего мира. Однако следует подчеркнуть, что познавательная активность и исследовательская деятельность крохи во многом определяется вашим участием. Малышу необходима не только организация разнообразного и безопасного пространства, но и ваша эмоциональная включенность: радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним. Только вместе с вами, открывая разные коробочки и разные свойства известных предметов, ребенок совершает свои первые открытия в своем еще маленьком и близком мире.

Игрушки, необходимые малышу от 6 месяцев до года:

  • Погремушки
  • Резиновые игрушки-пищалки
  • Мячики, шарики, кукла-неваляшка, машинки
  • Платочки и тряпочки, дающие возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, заворачивать в них разные игрушки и т.п.
  • Для обогащения сенсорного опыта ребенка ему необходимы самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские и.т.д.
  • Игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и т.п. Например, лабиринт, по проволочкам которого нужно передвигать детали, развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, застежками, музыкальные игрушки.

Полгода назад ваша жизнь кардинально изменилась. В хорошо и с любовью подготовленной детской комнате появился её законный владелец и теперь всё внимание молодых мамы и папы, а так же дедушек, бабушек и остальных родственников приковано только к нему. И если первые 6 месяцев младенец только спал, кушал мамино молоко и немножко капризничал, то сейчас он всё больше и больше проявляет интерес к окружающему его миру.

Смирно лежать ему уже не нравится. Глазки высматривают что-то необычное, что необходимо потрогать пальчиками и попробовать на вкус. После очередного перекуса ему жизненно необходимо поболтать ножками, помахать ручками или перевернуться на живот. А если поблизости что-то пищит, это что-то нужно найти, потрясти и пару раз уронить на пол. Активность шестимесячного ребёнка с каждым днём растёт в геометрической прогрессии и родители уже не отделаются пустыми «агуканьями» и простенькой колыбельной. Маленькому человечку нужны игрушки.

Основные правила безопасности игрушки

В шесть месяцев младенец всё так же беззащитен, как и в первый день своего появления на свет. Иммунитет только начал формироваться, маленькие мышцы слабы, чувства находятся в зачаточном состоянии. Это значит, что вся ответственность за его здоровье и развитие лежит на молодых родителях и при выборе первых игрушек они должны соблюдать определённые правила.

  • игрушка должны быть добрая. Мода на всевозможных монстров и скелетов – это дело будущего. Сейчас же нужен сплошной позитив. Волк, крокодил, лев и все остальные хищники должны улыбаться, а не скалиться.
  • материал, из которого сделана игрушка, должен быть только самого хорошего качества. Никакой лишней химии, никаких подозрительных запахов, никаких следов от краски на руках.
  • абсолютно недопустимо наличие мелких деталей, которые могут быть проглочены. Острые углы и слишком шершавые поверхности тоже противопоказаны. Кожа малыша слишком нежная и он легко может пораниться.
  • игрушка должна не только отвлекать и забавлять, но и развивать те или иные функции и умения. Ребёнок должен иметь возможность правильно взять её в ручку, переворачивать и совершать другие развивающие действия.
  • она должна хорошо отмываться без применения каких-либо чистящих средств.

Какие игрушки нужны ребёнку в 6 месяцев

Игрушки для ребенка в 6 месяцев

Любой человек может назвать пару-тройку игрушек для маленького ребёнка и не ошибётся. Вот с них и начнём:

  • погремушки. Вряд ли кто-то сомневается в их нужности и полезности, но мало кто знает, что они могут, кроме того, что бренчать, трещать и звенеть. Основное действие погремушки – это издавать звуки. Но для этого её надо потрясти, бросить на пол или перевернуть. А значит, малыш начинает понимать причинно-следственные связи. В его маленькой головке начинают формироваться логические построения. Опять же её надо взять в руку, то есть поработать пальчиками. Ну и яркий внешний вид заставляет концентрировать зрение. Казалось бы, такая простенькая вещь, а вон сколько пользы.
  • неваляшки. Шестимесячные карапузы обожают «Ваньку-встаньку». Толкать этого музыкального качающегося человечка и забавно и полезно. Нехитрая мелодия развивает слух, а повторяющиеся движения вестибулярный аппарат.
  • мячики всех размеров и форм. Маленькие мягкие с пупырышками прекрасно массируют ладонь и пальчики, стимулируя отдел мозга, ответственный за речь. Мячики среднего размера заставляют малыша тянуться к ним и ползти к цели. Большой мяч с рогами – прекрасное средство для гимнастики.
  • кубики. Построить замок или даже башню из четырёх-пяти кубиков малыш еще не может, однако будет с удовольствием следить, как это делает мама или папа. А если они попросят подать кубик того или иного цвета, то карапуз с радостью поможет. А уж какой восторг у него будет от обрушения башни – тут и говорить нечего. Только не надо думать, что ваш ребёнок полюбит всё рушить. Нет. Он просто поймёт, что сначала надо построить и будет стараться это сделать. Со временем жажда разрушения пройдёт, а вот стремление к созиданию останется.
  • пирамидки. Опять же развитие логики, определение размеров и различие по цвету.
  • простейшие сортеры – игрушки, развивающие абстрактное мышление, когда малыш старается рассортировать предметы по размеру, форме, цвету и так далее.

Становится понятно, что в этом возрасте нет просто игрушек. Все они несут в своей простоте ещё и развивающие функции, необходимые для стремительно растущего человечка.

Развивающие игрушки от 6 месяцев для купания

В шесть месяцев малыш уже вполне может самостоятельно сидеть, а в воде это делать ещё и легче. Большинство детей и так любят булькаться в ванне, а если в ней плавают забавные игрушки, то можно этот процесс сделать намного веселей и полезнее. Ребёнок пытается поймать игрушку, погрузить её под воду, дотянуться. Это всё хорошая гимнастика для тела и ума.

Не обязательно чтобы игрушки изображали каких-то рыбок, животных и другие одушевлённые и неодушевлённые предметы. Подойдёт обычная небольшого размера губка. Малыш будет в восторге, сжимая её пальчиками и наблюдая, как из неё течёт вода.


Так же можно использовать специальные непромокаемые книжки, мячики, резиновые пищалки и игрушки на присосках. Для родителей есть и меркантильная сторона их использования. Они помогают отвлечь карапуза от нелюбимого многими процесса мытья головы.

Тактильные развивающие игрушки

Развивающие тактильные игрушки

Немаловажную роль в этом возрасте имеют тактильные ощущения: прикосновения, поглаживания, ощупывания. Ребёнок учится различать поверхности тех или иных предметов и понимать, что вещи бывают мягкими и твёрдыми, гладкими и шершавыми, холодными и тёплыми. Эта информация тоже идёт в копилку памяти, которая с каждым днём пополняется, и в ней начинают создаваться причинно-следственные связи. Вот некоторые примеры таких игрушек:

  • специальные книжки, у которых каждая страничка выполнена из другого материала. Шёлк, кожа, бархат, вельвет, обычная ткань и так далее.
  • так называемые мякиши. Внутрь можно поместить какие-нибудь небольшие и нетяжёлые твёрдые предметы, чтобы ребёнок мог сравнить разную фактуру материалов.
  • развивающие коврики с самыми разными несложными застёжками, липучками, тематическими цветными аппликациями.

Здесь есть некоторая тонкость. В одиночку шестимесячный малыш с такими игрушками не справится. Он ещё не знает, почему всё такое разное и как на это реагировать. Маме или папе нужно в этом случае ему помочь. Поддержать личным примером, чтобы карапуз не боялся чего-то непривычного. Объяснить, что это и почему одна вещь гладкая, а другая пушистая. Не бойтесь, что малыш вас не поймёт. Он будет слышать, что вы ему говорите, будет воспринимать вашу успокаивающую интонацию и более смело исследовать новинку. А ваши слова, многие из которых он действительно не поймёт, запишутся на подкорку, отложатся в памяти и со временем он научится соотносить запомнившиеся понятия с определёнными предметами.

Гимнастические упражнения

Гимнастические упражнения для малышей

Для шестимесячных карапузов есть специальный комплекс упражнений, помогающий укреплять мышцы, суставы и развивать координацию. Но тема данной статьи посвящена игрушкам и следует рассмотреть, как именно они участвуют в этих очень важных процессах.

В этом возрасте ребёнок начинает ползать, но, как и каждое мыслящее существо его нужно стимулировать. Вернее, заинтересовать. Положить любимую или просто хорошо знакомую игрушку на некотором расстоянии и ваш исследователь обязательно будет стараться достать её, а значит двигаться вперёд доступным для него способом.

Кроме этого простейшего, но очень эффективного способа, есть ещё и всевозможные детские развивающие приспособления, использование которых очень помогает.

  • ходунки. Если ребёнок уже уверенно сидит, держа спинку в вертикальном положении, пора начинать ездить по квартире на специальном стульчике с колёсиками. Это великолепное упражнение для ножных мышц, координации движений и развития глазомера. Злоупотреблять им не следует. 30-40 минут в день на первых порах будет достаточно.
  • качели. Можно поспорить, что нет детей, которым не нравится качаться на качелях. А ведь они укрепляют вестибулярный аппарат. Здесь тоже главное не переборщить.
  • прыгунки. Почти то же самое, что и качели, только в них уже сам ребёнок управляет и амплитудой и скоростью и силой толчка. Оказывают укрепляющее действие на стопы.

Есть и другие разновидности развивающих полезных игрушек для 6-месячного ребёнка, но все они в той или иной мере следуют тем же принципам. В этом возрасте начинает формироваться не только чувства, мышцы, иммунитет и метаболизм, но характер и эмоциональность маленького человека. Игрушки, полезные занятия, разнообразие – это всё совершенно необходимо. Но куда важнее любовь и ласка, который ребёнок должен быть окружён. Малыш постоянно должен чувствовать, что он находится под защитой своих родителей, которые его любят и всегда придут ему на помощь.

Определить, какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев - важная задача родителей. Это хороший инструмент для физического и эмоционального развития детей.

Прошло уже полгода с тех пор, как в вашей жизни появился маленький человечек. Теперь это уже не беспомощный, вечно кричащий комочек, а активный и внимательный исследователь, который с упорством познаёт мир. Игрушки для него – не просто развлечение. Они несут в себе знания, побуждают к действию, способствуют физическому и психоэмоциональному развитию малыша. Правильно подобрать игрушки для детей 6 месяцев – сложная и ответственная задача.

Каким требованиям должны отвечать игрушки

Чтобы игрушка принесла полугодовалому малышу только пользу, опытные родители при покупке обязательно обратят внимание на следующие аспекты.

  1. Качество материала, из которого она изготовлена – его безопасность, отсутствие вредных примесей и посторонних запахов, что должно быть подтверждено Сертификатом качества.
  2. Внешний вид покупки – недопустимо присутствие острых и колющих элементов, мелких, легко отрывающихся деталей, сколов и трещин – в противном случае, ребёнок сможет легко пораниться, вдохнуть или проглотить мелкие детали.
  3. Соответствие возрастным особенностям – игрушка должна развивать полезные навыки в соответствии с возрастом и потребностями малыша, быть подходящей по размеру и весу (чтобы шестимесячный малыш мог легко удержать её в руке), не пугать, а радовать кроху.
  4. Возможность почистить и помыть игрушку – немаловажная деталь, учитывая склонность детей этого возраста всё тянуть в рот. По этой причине детям до года не рекомендуют давать мягкие пушистые игрушки.

Неосведомлённому покупателю легко растеряться при виде множества ярких, разных по фактуре и предназначению игрушек, предлагаемых современными производителями. Разобраться в том, какие игрушки нужны ребёнку в 6 месяцев, родителям поможет знание возрастной физиологии и потребностей малыша.

Игрушки, развивающие мелкую моторику

У новорожденного мышцы, ответственные за сгибание и разгибание конечностей, находятся в тонусе. Поэтому ручки малыша находятся в согнутом состоянии, а пальцы – сжаты в кулачки.

Тематический материал:

Только к шести месяцам детские пальчики разжимаются, он получает возможность брать, перекладывать и удерживать игрушку в одной руке, поворачивать ладошки. Происходит развитие мелкой моторики — способности выполнять тонкие движения кистями и пальцами рук. Эти навыки очень важны для ребёнка, а поддержать их в этом возрасте помогут следующие развлечения.

  • Погремушки – ребёнок старается взять игрушку за ручку или палочку для хватания, трясёт ею, чтобы извлечь звук (так происходит знакомство с причинно-следственными связями), перекладывает из руки в руку, выполняя точные мелкие движения. Зрение в этот период уже настолько развито, что он с интересом рассматривает форму погремушки, замечая и мелкие детали.
  • Мячи – из-за своей круглой формы они являются довольно сложным тренажёром для развития моторики. Ребёнок поднимает мяч, стучит по нему, нажимает на его поверхность, катает или бросает, совершая при этом множество скоординированных движений.
  • Мешочки с наполнителями разных структур или деревянные брусочки разных форм, собранные в одну связку, перебирая которые дети получают своеобразный массаж подушечек пальцев, активируя нервные окончания, находящиеся в них.


Мелкие и точные движения пальцами стимулирует работу центров, ответственных за развитие речи в коре головного мозга, недаром русский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что на кончиках детских пальцев находятся истоки их способностей и дарований.

Игрушки, развивающие логическое мышление

Логическое мышление – это способность сравнивать, анализировать и делать выводы. Кажется, что это слишком серьёзные категории для малышей шести месяцев. На самом деле ребёнок этого возраста легко овладевает основами логического мышления. Играя, он знакомится с такими понятиями, как форма и размер, учится сравнивать их и делать выводы. Список помощников в этом нелёгком деле.

  • Пирамидки – важно выбирать не очень большие, состоящие из 4 элементов, яркие и лёгкие пирамидки. Заниматься нужно вместе с ребёнком. Пусть поначалу у него не получиться самостоятельно нанизывать звенья, зато он будет подавать их и со временем научиться различать по размеру и цвету.
  • Сортеры – игрушки для развития логики и абстрактного мышления, где нужно сортировать и расставлять предметы разных форм по нужным местам. Они бывают в виде кубов, домиков, машинок, «надевалок» (фигурку нужно надеть на основание соответствующей формы). Эти яркие многофункциональные игрушки очень нравятся детям.
  • Кубики , которые бывают деревянными, пластиковыми или бумажными. К шести месяцам дети ещё не могут собирать из них картинки, зато с удовольствием осваивают строительство и разбор башенок. Главное, чтобы у кубиков не было острых граней, способных нанести травму.

Важно, не давать сразу несколько игрушек одновременно – разнообразие отвлекает и утомляет шестимесячных карапузов, не принося большой пользы.

Тактильные игрушки

Тактильные ощущения – это ощущения, которые возникают в результате работы кожных рецепторов при прикосновении. Шестимесячный ребёнок, притрагиваясь к разнофактурным поверхностям, делает выводы, что они отличаются на ощупь: бывают гладкими или пушистыми, тёплыми или холодными, твёрдыми или мягкими. Так через прикосновения он познаёт окружающий мир, учится мыслить.

В этом возрасте нужны игрушки, которые развивают чувствительность пальчиков.


Ребёнку нужно помочь познакомиться с такими игрушками, несколько раз проводя его ручкой по разным поверхностям и давая им характеристику вслух. Позже он станет сам гладить, щупать и рассматривать.

Для купания

Мышечный корсет у детей в шестимесячном возрасте настолько крепнет, что многие малыши уже начинают самостоятельно сидеть, держа спинку ровно. Этим нужно непременно воспользоваться, чтобы превратить процедуру купания в полезную игру. В этом изобретательным папам и мамам помогут развивающие игрушки от 6 месяцев:

  • резиновые пищалки;
  • непромокаемые книжки;
  • мячи;
  • игрушки на присосках.

Ребёнок рассматривает их, ловит ручкой, пытается погрузить в воду. Такие игрушки делают процесс купания весёлым и приятным, отвлекают от нелюбимого занятия – мытья головы.

Развиваем слух и речь

В 6 месяцев ребёнку очень интересна речь взрослого и разные звуки. Он внимательно прислушивается, приглядывается к говорящему, пытается повторять звуки, лепечет. Так он подготавливает свой слух и артикуляционный аппарат к речи. В этот период шестимесячного малыша очень притягивают различные музыкальные игрушки:

  • телефоны;
  • несложные озвученные книжки;
  • металлофоны;
  • неваляшки.

Значение музыкальных игрушек для 6 месячного ребёнка велико: они знакомят кроху с богатым звуковым миром, учат распознавать звуки разной высоты и громкости и разные тембры речи, тренируют фонематический слух.

Хороши такие игрушки и тем, что дети легко могут играть с ними самостоятельно. Главное, чтобы звуки не пугали и не раздражали маленьких исследователей.

Тематический материал:

Для физического развития

Шесть месяцев – время учиться ползать. И вновь на помощь родителям приходят игрушки. Малыша кладут на твёрдый пол, а недалеко от него – любимую игрушку. После нескольких неудачных попыток дотянуться до желанной забавы, ваш кроха обязательно поползёт. Таким же образом малыша мотивируют подняться на ножки. В качестве «приманки» можно использовать любую интересную игрушку.

Кроме того, к развивающим игрушкам для детей от 6 месяцев относят и специальные приспособления, часто используемые родителями для физического развития детей.


Прежде чем пользоваться подобными приспособлениями, нужно получить консультацию у врача, так как есть целый ряд противопоказаний к их применению.

Необходимо помнить, что правильно подобранные игрушки – хороший инструмент для физического и эмоционального развития детей. Но ни одна, даже самая лучшая игрушка, не заменит любовь близких и живое общение.