Сейчас родители стремятся обучить своих детей навыкам определения времени пораньше, начиная с 5-6 лет. Однако зачастую процесс обучения в этом возрасте даётся маленьким ученикам непросто, и максимум чего удаётся добиться – это понимания и определения ребёнком категории часа. Как научить ребёнка определять время эффективно, что необходимо сделать для того, чтобы этот навык был освоен им легко?

Приступая к обучению, необходимо учитывать некоторые советы, о которых сегодня поговорим в нашей статье.

В возрасте 5-6 лет далеко не все дети уверенно оперируют математическим счётом до 60, и что ещё немаловажно – категорией кратности, понимание которой (числа, кратные 5, пять минут) необходимо для успешного освоения расчётов с минутными промежутками.

А вот обучение ребёнка, начатое в 7-8 лет, по наблюдениям родителей и педагогов, протекает гораздо проще и укладывается в 5-7 занятий. В этом возрасте обучаемый быстро и легко схватывает основные моменты и уже через пару недель начинает свободно определять время. Поэтому лучше немного подождать и приступить к занятиям тогда, когда вы заметили, что у ребёнка появилась потребность в определении времени.

Подготовительный этап. Общие понятия

Как научить ребёнка понимать время? Для того чтобы он быстро и без проблем обучился определять время, необходимо сформировать у него чёткое представление о времени суток, и по возможности привязать это представление к цифровому представлению на циферблате часов.

Обсудите с ребёнком четыре времени суток – «ночь», «утро», «день», «вечер». Расскажите, как соотносится режим его дня с этими понятиями, в какое время суток он просыпается, кушает, идёт на прогулку, и т.д.

Покажите часы. Желательно, чтобы циферблат был крупным, белым без отвлекающих рисунков и трудных для запоминания римских цифр.

Расскажите о свойствах двух стрелок, длинная указывает на минуты, короткая – на часы. Объясните, что это свойство постоянно для всех часов.

В дальнейшем для занятий по обучению времени вам понадобится сделать несколько макетов циферблатов самостоятельно, для того, чтобы в случае необходимости, можно было что-то написать или наклеить рядом с цифрами.

Макет часов. Можно сделать из белой одноразовой тарелки, стрелки – из кусочков картона, закрепив их посередине небольшим шурупом. Цифры подпишите маркером, оставляя небольшое место для пометок рядом с цифрой, если это понадобится. Позаботьтесь о разметке (пять делений) между цифрами, это важно. Разметка должна быть чёткой и крупной, ребёнок будет её пересчитывать.

Основные этапы обучения ребёнка

Учимся определять ровное количество часов

На этом этапе необходимо добиться у обучаемого чёткого понимания категории часа. Для этого установите на учебном циферблате какое-нибудь время, допустим, три часа. При этом проследите, чтобы минутная стрелка находилась на двенадцати. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что позиция минутной стрелки – на цифре «12» означает «ровно» столько-то часов. Передвигая часовую стрелку, потренируйтесь в определении ровного количества часов. Если вы смогли доступно объяснить ребёнку понятие «часы», то можно смело переходить к следующему этапу.

Учимся определять минутные промежутки часа – 5, 10, 15, 20, 25 минут

Именно на этом этапе будет актуально понимание ребёнком категории кратности. Установите на циферблате время – ровное количество часов, допустим, два часа. Затем предложите пересчитать количество мелких чёрточек от цифры «12» до цифры «1», обратите его внимание на то, что их – 5. После этого нарисуйте на небольшом кусочке бумаги цифру пять и положите её рядом с цифрой 1, но так, чтобы она не сливалась с единицей! Объясните, что это означит – пять минут третьего. Повторите процедуру несколько раз (отсчёт пяти минут, результат – название времени).

Постарайтесь, чтобы обучаемый легко уловил суть, что два промежутка по 5 – это 10 минут, 3 по 5 – это 15 и так далее.

Следите за тем, чтобы ребёнок не угадывал время, а мыслили логически. Тогда у него сформируется чёткая картина определения минутных промежутков.

Учимся объяснять половину часа

Это достаточно просто объяснить, закрыв половинку циферблата (вертикально) листом бумаги или вырезанным полукругом. Акцентируйте внимание на том, что понятие половины часа равно «30 минутам», потренируйтесь по-разному определять половину часа – «половина девятого» или «тридцать минут третьего». Закрепите эти навыки.

На этом этапе также важно, чтобы у вашего ученика сформировалось понятие первой половины часа – до 30 минут (начало часа), и второй половины – после 30 минут (окончание часа), так как научить ребёнка определять время без этих азов невозможно. Это поможет ребёнку определиться с расстановкой минутных промежутков: сейчас «пять минут первого» или «без пяти минут час».

Существуют альтернативные методы объяснить ребёнку время. Это представление временных промежутков в цифровом эквиваленте, когда люди говорят, называя цифры, «сейчас 15-20», «18-40» и так далее. Однако немногим детям в возрасте 7-8 лет даётся уверенный расчёт пятёрками вплоть до 55 минут, поэтому, выбирая способ, как научить ребёнка понимать время, руководствуйтесь пониманием его индивидуальных особенностей. Если ребёнок без проблем и с удовольствием занимается математикой и любит задачи на счёт, то второй способ, возможно, подойдёт ему больше.

Важные моменты

Старайтесь, чтобы обучаемый воспринимал не только цифровые величины временных промежутков, но и их альтернативные названия словами.

Половина: половина десятого = девять тридцать = тридцать минут десятого.

Четверть: без четверти пять = без пятнадцати пять.

Девять двадцать (9-20) = двадцать минут десятого.

Помните, что умение ориентироваться во времени – достаточно сложный навык, не требуйте от ребёнка быстрого усвоения материала. Активно закрепляйте и повторяйте полученные знания, и уже совсем скоро вы сможете услышать ответ на ваш вопрос, о том, «который сейчас час».

Развивающий мультик, как научить ребёнка определять время:

Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время - единственное, где скаредность похвальна».
Т. Манн

Ваш совсем еще недавно несмышленый карапуз уже умеет считать? Он интересуется почему наступает ночь и куда делся день? Тогда самое время использовать потенциал еще не загруженного мозга и усвоить ориентирование по циферблату часов. В дальнейшем вы сможете быть уверены в том, что маленький школьник будет понимать цену времени и сможет рационально использовать его. А мы, в свою очередь, расскажем вам, как научить ребенка определять время по часам с максимальной эффективностью.

Елена, мама 8-летнего Игоря: «Первые полгода в школу сына собирала бабушка, т.к. я врач и работаю по сменам. Теперь, в силу обстоятельств, он вынужден собираться самостоятельно, при моем контроле по телефону. Он может легко сориентироваться по часам, когда я скажу, что выходить из дома нужно уже через 15 минут. За месяц опоздал только один раз».

Основные принципы обучению времени

Для того чтобы ребенок смог понимать время по механическим и электронным часам, придётся усвоить счет до ста. Некоторые дети считают до ста уже в 5 лет, а другие осваивают к семи годам. Это всё считается вариантом нормы. Однако, без этого навыка понимание механизма движения времени невозможно.

Основными умениями ребенка в освоении времени должны стать:

  • Умение считать от 1 до 100 (или хотя бы до 60);
  • Визуальное распознавание каждого числа от 1 до 12;
  • Умение писать эти числа;
  • Навыки счета через 5 (5, 10, 15, 20, 25, 30).

Если все это ваш ребенок уже знает, понимает и умеет, можно приступать к изучению понятия времени.

Как объяснить ребенку что такое время

Что такое время на часах для детей? Некая цифра, которые взрослые называют, глядя на часы. А если в доме нет часов и взрослые пользуются вместо них телефонами, то ребенку вообще не ясно абстрактное понятие времени.

В процессе обучения ребенка определению времени важно помочь ему освоить это понятие и прочувствовать его протяженность или интервалы на конкретных примерах.

  • Так, начните с простых хлопков, каждый из которых равен одной секунде. Хлопайте с ребенком в такт часам у которых есть секундная стрелка. При этом объясняйте, что сейчас вы хлопаете в ладоши в такт со временем.
  • Позже начните обращать внимание ребенка на длительность его игры или просмотра мультфильма. К примеру одна серия любимого мультсериала длится 20 минут. Озвучьте это. Или засеките время, которое ваше чадо потратит на одевание.
  • Далее нужно объяснить ребенку, что наш день – это сутки, в которых 24 часа. 12 из них он отдыхает и спит. Остальные 12 часов даются для выполнения всех важных дел - завтрак, обед и ужин, игры с друзьями в детском саду или подготовке к школе и прочее. И каждое из этих занятий требует определенного количества времени.

Такие простые упражнения помогут ребенку ориентироваться во временных отрезках и понимать, что каждое действие требует определенного количества времени.

Мастерим часы и учимся с ними дружить

Ребенок знает, что по часам определяют время, но не знает как они работают. Поэтому при изучении времени важно иметь под рукой часы с циферблатом.

Если вы хотите быстро научить ребенка времени по часам, рекомендуем вам смастерить самодельный циферблат, который для начала станет вашим тренировочным прибором и ярким наглядным пособием.

Итак, из куска плотного картона вырезаем круг диаметром 25-30 см. Наносим разметку в виде циферблата и по центру при помощи маленького болта и гайки крепим картонные стрелки – минутную и часовую. Для яркой наглядности можете окрасить их в разные цвета и даже подписать. Не забывайте и про размеры стрелок. Минутная – длиннее, часовая - короче.

  • Покажите как двигаются стрелки, познакомьте ребенка с минутной стрелкой и расскажите, что она всегда движет вперед часовую. То есть минутная стрелка главнее, ведь она и больше. Именно такие ассоциации помогут ребенку понять, что когда минутная стрелка установлена на самую большую цифру 12, это значит, что прошёл час.
  • Объясните, что стрелки двигаются только слева-направо по кругу, это называется «движение по часовой стрелке». Установите обе стрелки на 12 и покажите как они ходят.


Упражнение

Потренируйтесь, двигая стрелки. Устанавливайте игровой циферблат на различные целые часовые значения, и просите ребенка называть цифры, на которых они остановились.

После того, как понятие времени и основные принципы работы часов стали понятны, пора учиться понимать время по часам.

Как научить ребенка определять время по часам

Основной аспект, на который стоит сделать упор при изучении механических или электронных часов – это траектория движения времени.

Необходимо объяснить ребенку, что время – это единственная величина, которую невозможно вернуть назад. Оно постоянно идет только вперед и его ход и расстояние можно измерить только при помощи часов. Часы в этом случае выступают в роли измерительного прибора.

Теперь нужно объяснить ребенку, что такое час, минута, секунда.




Упражнение:

  1. Понаблюдайте за движением секундной стрелки на циферблате и смещением минутной после того, как секундная сделает полный оборот.
  2. Засеките время. Покажите ребенку циферблат часов, на которых минутная стрелка будет занимать определенное положение и после этого предложите ему заняться чем-то на ближайшие пару минут. Затем снова обратите внимание ребенка на положение минутной стрелки на циферблате. Отметьте, сколько именно времени он затратил на свое занятие.

Настало время учиться распознавать целый час, его половину и четверть.

  • Теперь изучаем понятие половина часа. Здесь важно напомнить ребенку, что в часе 60 минут. И если проходит половина часа, то, соответственно, проходит 30 минут.
  • После того как ребенок усвоит значения «целый час» и «половина часа», самое время перейти на изучение четверти часа. То есть, объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать и 15 минут пройденного часа. Принцип обучения такой же, как и с целым или половинчатым значением времени.



Упражнения

При помощи минутной «главной» стрелки на картонных часах показываем значение половины часа. Устанавливаем минутную стрелку на нужное значение (цифра 6), медленно перемещая её по кругу циферблата до цифры 12. Пусть ребенок поймет, что именно так проходит полчаса. Потренируйтесь с разными положениями часовой стрелки.

Закрепите результат на настоящих часах. Просите ребенка сказать вам, сколько времени, подгадывая таким образом, чтобы минутная стрелка стояла на цифре 6.

Инна, мама Полины 6 лет: «Я всегда акцентировала внимание дочки на пробуждении и отходе ко сну, пользуясь настенными часами в детской. Каждый раз, укладываясь в постель, она видела на часах 9 часов вечера, а просыпаясь – 7 часов утра. Так, уже в 5 лет Полина отлично усвоила понятие «целый час» и значение минутной стрелки на циферблате.

Как научить ребенка времени по часам с шагом в 5 минут

И только после усвоения простых навыков можно переходить к более сложным, и объяснять малышу, что минутная стрелочка может отсчитывать время с шагом 5 минут. Здесь важно научить ребенка считать через 5 и показать ему ход времени на примере игрового циферблата.

Можно напротив каждого значения на картонном циферблате поставить соответствующие минутам цифры. К примеру, напротив 1 пишем 5, напротив 2 - 10 и т.д. Причем важно сначала освоить движение минутной стрелки на первой половине циферблата, и только после этого усложнять задачу с переходом на более сложную вторую его часть.



Упражнение

Закрепляем результат при помощи настоящих часов. В течение дня просите ребенка смотреть на часы в течение дня.

Кроме таких занятий очень удобно составить расписание в картинках с соответствующими изображениями. Ребенок будет понимать, что определенному времени полагается определенное действие и таким образом сможет научиться планировать свой день в соответствии с отведенным ему часовым периодом.

Ирина, мама первоклассника: «Мы вместе с сыном нарисовали на листе 3 циферблата с разным временем. На первом было 8:00 и надпись – пора в школу. На втором 16:00 – уроки, и на третьем 22:00 – спать. Повесили в детской на видное место. Сын, поглядывая на часы, сам определял время. Понимание того, что пора спать не было для него неожиданностью, а мне не приходилось торопить его в школу. Я стала более спокойна, сын - более организован и самостоятелен».

Онлайн игра "Изучаем время на часах"

Наряду с простым обучением на игровом циферблате можно воспользоваться и специальной электронной программой обучения.

Игра предназначена для детей младшего и старшего школьного возраста.

Удобный интерфейс программы и яркие веселые циферблаты позволят вашему крохе скорее освоить навыки ориентирования во времени.

Успехов вам в обучении и хорошего настроения.

Полезное видео

Однако даже ход времени малыши воспринимают иначе, ведь они измеряют свою жизнь не часами и минутами, а происходящими событиями. Их собственное «детское» время имеет удивительные особенности: минуты могут растягиваться до невозможного в ожидании любимых мультиков, а часы – лететь стремглав в процессе интересной игры.

Время детей целиком и полностью регламентируется родителями. Но наступает пора научить ребенка самостоятельно ориентироваться во времени, не путать понятия «сначала» и «потом», различать прошлое и будущее, определять время по часам. Нередко родители начинают сразу с последнего и тщетно пытаются научить кроху пользоваться часами, не убедившись, что он «чувствует» время. Если не уделить этому должного внимания, часы еще долго останутся для малыша «кругом со стрелками» или «коробочкой с цифрами».

Начинать рассказывать детям о времени можно уже с 2-2,5 лет, так как в этом возрасте их пониманию становятся доступны временные категории – «сначала», «сейчас» и «потом». Общаясь с крохой, старайтесь чаще использовать эти слова, комментируя производимые действия. Например: «Сначала мы помоем руки, а потом сядем обедать» или «Сначала ты испачкался, а потом мы переодели кофточку».

Кроме использования слов «сначала» и «потом» в повседневной жизни, можно придумать игры, которые помогут ребенку лучше разобраться с временными понятиями. Попробуйте с малышом нарисовать серию картинок про историю подсолнуха:

  1. «Сначала была только маленькая-маленькая семечка» – рисуете подсолнечную семечку.
  2. «Потом семечка попала в почву» – дорисовываете землю.
  3. «Семечка проросла, и из земли появился росточек» – рисуете росток с проклюнувшимися листиками.
  4. «Вот росточек рос, рос. И вырос в большой подсолнух» – рисуете подсолнух.
  5. «Смотри, сколько в цветке подсолнуха семечек! Если они попадут в землю, каждая из них может стать большим подсолнухом».

Героем рисованной истории может быть кто и что угодно: птенец, который появляется из яйца или пекарь, выпекающий хлеб. В результате таких занятий ребенок сориентируется в простых временных понятиях, и будет готов воспринимать «взрослые» термины – прошедшее, настоящее и будущее.

Будущее, настоящее и прошедшее

Понятия будущего, настоящего и прошедшего – следующий шаг в ознакомлении крохи со временем. Правила те же: сопровождение повседневных занятий и игр комментариями и примерами. «Сейчас мы гуляем, на улице светло – это настоящее», «Завтра мы попробуем научить нашу собаку приносить палку – это будущее». «А вчера мы были в кино и смотрели мультики – это прошлое».

Достаньте семейный альбом и покажите ребенку фотографии: какими вы были в детстве, каким ваш кроха был еще год назад. Объясните ему, что все это относится к прошлому, ваше детство и его младенчество ушло и больше не вернется.

Планируя что-то совместно с малышом, акцентируйте внимание на том, что это предстоит в будущем. «Летом мы поедем на море», «На выходных пойдем в лес и устроим пикник» – все эти события еще не случились, они относятся к будущему времени.

Время суток

Вместе с временными категориями ребенка можно знакомить с тем, что такое «сутки». Интересно то, что понятия «день» и «ночь» малыш схватывает на лету. Он учит их одновременно с множеством других незнакомых слов, улавливая смысл из постоянно повторяемых фраз. Проблема в том, что взрослые часто заменяют словом «день» понятие «сутки», чем путают детей. «Прошло три дня», – говорим мы, не упоминая о том, что три ночи тоже прошли. Ребенку необходимо объяснить, что сутки – это не только день, но и утро, вечер и ночь.

Общаясь с крохой, обращайте внимание на то, в какое время суток он что-либо делает обычно. Рассматривайте фотографии в журналах и узнавайте, день на них изображен или ночь. Можно применить специальные обучающие рисунки: возле предмета, который используется утром, кружок заштриховываем желтым цветом, днем – красным, вечером – зеленым, ночью – синим.

Наступает момент, когда малыш четко ориентируется во времени суток: без труда определяет, что встает он утром, обедает днем, а спит ночью. На этом этапе можно переходить к пониманию временного промежутка и пытаться научить его сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Учимся определять время по часам

Ребенок осознал, что такое время. Что же понадобится для того, чтобы научить его пользоваться часами? Во-первых, он должен знать цифры. Ведь как объяснить, что час – это 60 минут, а минута – 60 секунд? Во-вторых, кроха должен уметь считать хотя бы в пределах десяти. В-третьих, ребенку нужно уметь ориентироваться в простейших пространственных отношениях – знать, что такое «половина», «до» и «после».

В качестве учебного пособия лучше использовать большие часы с открытыми стрелками или игрушечные часы, специально предназначенные для обучения времени.

Если ничего подобного под рукой нет, обучающие часы можно соорудить самостоятельно. Картон, большая тарелка или циркуль, фломастер и простой карандаш, линейка с ножницами, канцелярская кнопка и немножко фантазии – все, что понадобится для самодельных часов.

Последовательность действий

Все дети разные, поэтому способы обучения могут варьироваться. Подстройтесь под вашего кроху, пытайтесь объяснить необходимое так, чтобы ему было интересно. А вот общий алгоритм действий примерно такой:

  1. Знакомим малыша с часами. Показываем все видимые детали (стрелки и циферблат) и рассказываем о том, для чего они нужны, как часы показывают время. Например: «Смотри, на циферблате три стрелки. Самая коротенькая двигается очень медленно, она показывает сколько часов и поэтому называется часовая. Пройдет один час – и она сдвинется только на одну цифру. Стрелка подлиннее – минутная. Она показывает, сколько прошло минут. За один час минутная стрелка обойдет весь круг. А вот эта самая тонкая и быстрая стрелочка – секундная. За минуту она пробежит один круг, а за час – целых шестьдесят кругов!».
  2. Учим понимать точный час. Если длинная минутная стрелка на двенадцати, то цифра, на которую указывает часовая стрелка, означает, что сейчас ровно столько часов.
  3. Разбираемся, что такое полчаса. Минутная стрелка на цифре 6 и делит часовой круг пополам. С получасом детвора часто путается: например, если короткая часовая стрелка между цифрами 2 и 3, то это половина второго или половина третьего? Объяснить несложно: «Полчаса – это тридцать минут. Смотрим на цифру, которую короткая часовая стрелка уже перешагнула, и прибавляем к ней тридцать минут. Получается два часа и тридцать минут».
  4. Нелегкое понятие «минута». Для того, чтобы научить ребенка понимать минуты, понадобится умение считать. Ведь без этого малышу трудно будет объяснить, что если минутная стрелка показывает на цифру 4, то это не четыре минуты, а целых двадцать.

Закрепление навыков

Не страшно, если поначалу ребенок будет пересчитывать деления на циферблате, определяя, сколько минут на часах. Постепенно это войдет в привычку, дойдет до автоматизма.

Главное – малыш должен понять принцип определения времени.

Чтобы упражнения по изучению часов не наводили на ребенка скуку и не привели в итоге к отказу от занятий, связывайте их с повседневными действиями. Просите его проследить за временем, собираясь в гости. Озвучивайте, во сколько начинается мультик по телевизору, и предложите посчитать, сколько минут осталось ждать. Помогая вам на кухне, пусть кроха засекает время, за которое испечется пирог или сварится картошка. Чем чаще ребенку придется обращаться к часам, тем быстрее он научится полноценно их использовать.

В заключение

Научить малыша разбираться с часами нелегко. Но помочь осознать, что такое протяженность времени, еще сложнее. Только с возрастом ребенок по-настоящему сможет ощутить и оценить время. Задача родителей – помочь своему чаду постичь этот сложный процесс, не подгоняя и не ругая за возможные неудачи.

Для взрослых определение времени по часам не составляет труда, но для ребенка это совсем незнакомый механизм, который показывает непонятные цифры.

Зачем нужно ребенка учить определять время?

Представьте, что вы совсем не можете ориентироваться во времени. Вы не знаете, когда вам нужно выходить на работу, когда возвращаться домой, когда наступит обед или же, во сколько ложиться спать и просыпаться.

Также и ваш малыш не понимает, как долго нужно ждать, чтобы мама забрала его из садика. Он может капризничать, если вы говорите ему подождать пять минут, ведь он не понимает - сколько это, может ждать придется целый день.

Если малыш подрос до того возраста, когда его можно оставлять одного дома, вы скажите ему, что вернетесь через два часа, а без умения определять время по циферблату ребенок будет растерян, он не будет знать, насколько долго мамы не будет рядом.

Чтобы ваш малыш мог ориентироваться во всех этих вещах, а также был более дисциплинированным, а также готовым к школе, его необходимо обучить определению времени по часам.

С какого возраста ребенка можно начинать знакомить с часами?

Нет определенного возраста, начиная с которого следует учить ребенка определять время по часам. Основным фактором тут является умение считать и визуально распознавать цифры хотя бы до 60.

Некоторые детки могут это делать в пять лет, другие - в шесть или семь.

С чего начать? Основные принципы обучению времени

Для начала объясните крохе общее понятие времени. Скажите, что оно движется только вперед, а также имеет свои составляющие: годы, месяцы, недели, дни, часы, минуты, секунды.

Вспомните о тех понятиях, с которыми малыш знаком - день и ночь. Объясните, что в совокупности день и ночь представляют собой сутки, которые каждый день длятся одинаковое количество времени - 24 часа.

Расскажите, что есть утро, когда кроха просыпается и завтракает, день, когда малыш обедает и ложиться поспать, вечер, когда нужно ужинать и готовиться ко сну, а также целая ночь, когда ребенок спит.

Объясните, что родители определяют, когда пора вставать, кушать или ложиться при помощи часов.

Покажите ребенку часы, расскажите, что на них есть. Посчитайте вместе с малышом все черточки, объясните, что каждая из них - минута. Сколько же минут вы насчитаете на циферблате? Правильно, 60. Когда длинная стрелка проходит 60 черточек, проходит один час, а сколько часов прошло, показывают большие цифры.

Занятия с часами

Смастерите с малышом часы из разноцветного картона. Стрелки можно прикрутить при помощи гайки и болта, или же придумать другой способ.
В процессе изготовления часов рассказывайте малышу, что означают все эти черточки и цифры; что маленькая стрелка - часовая. Она двигается медленно от цифры к цифре; большая - минутная, она двигается быстрее, и когда она проходит полный круг, это значит, что прошел час.




Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках