1. Наименование.
  2. Пояснительная записка.
  3. Паспорт проекта.
  4. План реализации проекта в средней группе.
  5. Анализ результатов диагностики дошкольников.
  6. Список литературы.
  7. Приложение 1. Конспекты НОД по экологии: «Для чего нужна вода?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в жидком состоянии», «Что такое облака?», «Секреты воды в твёрдом состоянии».
  8. Приложение 2. Непродолжительный коллективный труд.
  9. Приложение 3. Эксперименты.
  10. Приложение 4. Наблюдения.
  11. Приложение 5. Игры.
  12. Приложение 6. Сценарий развлечения «Секреты воды».
  13. Приложение 7. Художественное творчество.
  14. Приложение 8. Творческие работы детей и их родителей.

Пояснительная записка.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) детского сада «Белочка», педагог группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.

Задачи проекта:

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

Расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);

Формировать представления о значении воды в жизни человека.

Предполагаемый результат:

Расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

Развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

Воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».

План реализации проекта в средней группе ДОУ

Подготовительный этап проекта:

Задачи

Формы работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.

Составление диагностики.

Диагностирование детей.

1-2 недели ноября

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

Создание экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разработка конспектов НОД по разным областям программы.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Анкетирование родителей

Родительское собрание

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

Консультации

На протяжении всего проекта

Исследовательский (основной) этап проекта:

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды» для детей среднего дошкольного возраста

Сроки: декабрь - январь

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».

Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».

Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».

Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков.

Развлечение «Секреты воды»

Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.

Физическая культура

Художественное творчество

Познание

Социализация

Здоровье

Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».

Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».

Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».

Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»

Коммуникативная

Коммуникация

Здоровье

Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».

Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».

Двигательная

Физическая культура

Социализация

Здоровье

Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».

Комплекс утренней гимнастики «Снежки»

Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»

Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»

Трудовая

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».

Продуктивная

Художественное творчество

Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».

Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».

Создание панно: «Ходит капелька по кругу».

Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран

ные знаки»

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение художествен

ной литературы

Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,

Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».

Загадки о воде.

Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Музыкальная

Использование музыки Прослушивание шума водопада

Заключительный этап проекта:

Сроки: февраль

Мероприятия

Ожидаемый результат

Развлечение на тему: «Секреты воды»

Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Анализ результатов диагностики дошкольников

Подтверждение актуальности реализации данного проекта

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»

Выставка фоторабот по опытнической деятельности.

Оформление альбома «Секреты воды»

Презентация результатов проекта

Оформление проекта

Предоставление материалов для конкурса

Анализ результатов диагностики дошкольников

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме.

Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.

Я считаю, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.

Проект по формированию экологической направленности у детей старшего дошкольного возраста «Мы хозяева Земли»

Актуальность. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Тип проекта: смешанный (исследовательско-творческий и информационно-практический), игровой.
Сроки реализации: на 2017-2018 учебный год.
Участники проекта: дети старшей группы «Солнечные лучики», родители, воспитатели группы.
Цель проекта : формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, развитие коммуникативных качеств и стремление проявлять заботу о сохранении природы посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. Формировать знания об организации природы Земли в границах обитания человека.
2. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;
3. Познакомить с деятельностью людей по охране диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных;
4. Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;
5. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
Дополнительно: игровые задачи:
1. Создать развивающую предметно-игровую среду для организации сюжетно-ролевой игры «Хозяева Земли»;
2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
3. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
4. Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
Предполагаемый результат:
сформировать представление о живой и неживой природе;
расширить представления о взаимодействии человека с природой;
научиться играть в сюжетно-ролевую игру «Экологи»;
изготовить поделки из природного материала;
создать плакаты в защиту природы;
оформить уголок в группе «Мы – хозяева Земли».

Этапы проекта

1 этап подготовительный:
1. довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);
2. подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
3. разработать консультации для родителей;
4. сформировать экологическое сознание, экологическую культуру, добра и милосердия как базисных качеств личности и коммуникабельности.
2 этап. Разработка проекта:
1. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;
2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;
4. Составить план реализации проекта.
3 этап. Реализация проекта.
Игровая и образовательная деятельность.
Осень
Беседа «Дом под крышей голубой»
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом. Учить детей называть объекты живой и неживой природы; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
октябрь
Беседа на тему «Растения-фитотерапевты» Познакомить детей с растениями-фитотерапевтами; воспитывать бережное отношение к цветам, вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о некоторых лечебных растениях. октябрь

Лото «Дары природы»
Познакомить с растительным миром.
октябрь

Д/и «Береги живое»
Дать знания о том, что надо беречь окружающую нас природу.
октябрь

ООД «Наша планета – Земля»
Развивать интерес детей к природе, природным явлениям, стремление к ее познанию; формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы; воспитывать бережное отношение к живым существам, среде их обитания, стремление оберегать природу; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
ноябрь

Настольно-печатная игра «Ребятам о зверятах (в лесу)»
Расширять кругозор детей; развивать внимание, логическое мышление, память; активизация словаря.
ноябрь
Сюжетно-ролевая игра «В лесу» Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе. ноябрь
Итоговое Развлечение «В гостях у Лесовичка» Познакомить детей с обитателями экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Конец ноября
Зима
Развивающая игра «Как зовут тебя деревце?»
Познакомить детей с многообразием мира растений; развивать мышление и восприятие, внимание и память.
декабрь

Беседа «Волшебница – вода»
Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.
декабрь

Экспериментирование «Вода нужна всем»
Дать детям представление о роли воды в жизни растений и человека.
декабрь

Лото «Основы безопасности в природе»
Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.
декабрь
Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей. декабрь

Д/и «Найди, что опишу»
Учить находить животное или растение по описанию.
январь

Экспериментирование «Что в пакете?»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха, дать знания о необходимости чистого воздуха.
февраль


Д/и «Что будет, если…»
На основе формирования представлений детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу и свету развивать понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями; развивать внимание, память.
февраль

Беседа с рассматриванием камней, созданных самой природой.
Учить детей видеть и восхищаться творениями природы, подвести детей к пониманию того, что природа – лучший художник.
февраль

Игра-викторина «Мои зеленые друзья»
Уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни.
февраль
Итоговое
Сюжетно-ролевая игра «Лесное происшествие»

Весна
На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей; формировать умение выражать свое февраль
Развивающая игра «Береги природу» Познакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, научить детей правильно вести себя, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе. март

Д/и «Город, в котором хотел бы я жить»
Развивать творческие способности детей на основе представлений о городе как о доме с экологически полноценной окружающей средой, где все гармонично.
март

Экспериментирование «Почва: необходимость удобрений для роста растений»
Дать понятие о почве как о «живой земле».
март

ООД «Путешествие по страницам книги «Тайны живой природы».
Развивать любознательность детей, умение видеть новое в знакомом мире лесного царства; развивать способности, выражать свое отношение к роли через игру.
март

Д/и «Природа и человек»
Закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
март
Д/и «Экологический светофор» Уточнить знания детей о сигналах светофора. Развивать представления детей о допустимых и недопустимых действиях на природе, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой. март

Зоологическое домино
Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
апрель

Д/и «человек – верный сын природе»
Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».
апрель

ООД «Мы – друзья природы»
Закрепить знания детей о правилах поведения в природе; учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу.
апрель

Экспериментирование «Очистка грязной воды»
Дать детям представление об очистке воды.
апрель
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.
апрель

ООД «Лес – наше богатство и краса, береги свои леса»
Уточнить и расширить знания детей о лесе, закрепить правила поведения в лесу, воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
май
Итоговое
Сюжетно-ролевая игра «Экологи» Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом эколога. Закрепление представлений детей о труде эколога в природе. Воспитывать уважительное отношение к труду. май

Совместная деятельность родителей, воспитателей и детей.
Содержание
Программное содержание
Сроки выполнения
Сбор различного природного материала на территории детского сада.
Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию детей.
Сентябрь-ноябрь

Создание поделок из природного материала

Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии.
Сентябрь-май

Кормление птиц зимой
Воспитывать положительное отношение к труду, заботу о зимующих птицах.
Декабрь-март

Лепка из соленого теста «Птицы»
Развивать навыки работы с тестом, выполнения аккуратности; учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу.
декабрь

Рисование плаката «Берегите природу»
Познакомить детей с искусством плаката; вызвать желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания, развивать детское творчество.
декабрь

Нарисуй то, что поразило тебя в окружающей природе больше всего.
Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке, воспитывать любовь к окружающей природе.
январь

Аппликация «Птички в кормушке»
Развивать интерес к методу «обрывания»; учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; развивать чувство композиции, учить гармонично размещать все детали на листе бумаги.
февраль

Изготовление экологических знаков
Воспитывать бережное отношение к природе; развивать глазомер, мелкую моторику рук.
март

Коллективная работа «Мир в капельке воды»
Закрепить знания о важности воды в жизни животных, растений и человека.
апрель

Рисование «Какую пользу я принес планете»
Упражнять в рисовании лесной поляны; закреплять умение рисовать красками и кистью; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь и интерес к природе.
апрель

Чтение художественной литературы.
Содержание
Программное содержание
Сроки выполнения

Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат»
Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
октябрь

О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»

Формировать понятие об окружающем мире, о взаимодействии людей и животных; воспитывать чуткость к художественному слову; развивать художественное восприятие и эстетический вкус; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка.
ноябрь

Г.Бажов «Хозяйка медной горы»
декабрь

В.Бианки «Лесные происшествия»
январь

А.Л. Стишковская «Большая книга леса»
февраль

Е. Лавреньтева «Энциклопедия животных»
март

Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка»
апрель

Загадки об обитателях леса
май

Работа с родителями.
Формы и методы работы
Сроки выполнения

Консультация «Общение с природой – один из резервов контакта с ребенком»
октябрь

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Экологи»
Ноябрь - декабрь

Изготовление книжек - малышек
декабрь

Изготовление коллажей на тему «Берегите природу»
январь

Игра-викторина совместно с детьми «Знатоки природы»
февраль

Оформление папки – передвижки на тему «Хозяева Земли»
апрель

4 этап. Презентация проекта.
1. Выставка поделок из природного материала;
2. Представление книжек-малышек, сделанных родителями и детьми;
3. Показ экологической сценки.

Номинация: Проект по экологии в старшей группе

Экологический проект «Сказочный урожай»
май — сентябрь 2017 год

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Тип проекта : среднесрочный (май-сентябрь).

Участники проекта : педагоги, родители, дети старшей группы № 35 «Сказка».

Актуальность:

Первым эстетическим воспитателем ребенка является природа. Наблюдая, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Такое «общение» приносит не только радость, оно содействует всестороннему развитию ребенка.

Широкие возможности для воспитания экологических чувств к природе заложены проектной деятельности, в процессе которой формируются знания об окружающем мире: воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Проекты и исследования расширяют кругозор детей, активирует познавательную мотивацию, способствуют развитию наблюдательности и любознательности. В проектной деятелности развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками, оценивать результаты.

Данный проект реализуется в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели проекта :

1. Формирование экологического сознания и экологической культуры дошкольников;

2. Формировать у детей знания о мире культурных растений.

Задачи:

Образовательные:

— продолжать знакомить с разнообразием растительного мира, отметить его как важнейшую часть живой природы;

— расширить знания детей о культурных растениях - о их видах, условиях выращивания, о необходимом уходе, сборе и хранении;

— формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

— развивать воображение, творческие способности в процессе наблюдения и исследования культурных растений;

— развивать умения сравнивать и анализировать;

— пополнять словарный запас детей;

— развивать способность к речевому планированию-прогнозированию будущих изменений;

Воспитательные:

— формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними;

— воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе.

— воспитывать у детей самостоятельность, наблюдательность, любознательность.

Коммуникативные:

— приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формировать желание добиваться результата, действуя коллективно.

Художественно-эстетические:

— формировать у детей умение отражать в изобразительной деятельности свое отношение к живой природе;

Ожидаемый результат:

— повышение экологической культуры дошкольников, их родителей и педагогов;

— экологическое и эстетическое улучшение ситуации на территории дошкольного учреждения;

— повышение мастерства педагогов в организации активных форм сотрудничества с детьми и их родителями.

План реализации проекта:

1. Создание мотивационной ситуации для возникновения необходимости проектной деятельности.

2. Познавательно-исследовательская деятельность.

3. Сбор и систематизация материала, распределение по видам деятельности.

4. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

— зарисовки культурных растений в онтогенезе;

— Дидактические игры на экологические темы;

— собранный урожай;

— выставка рисунков «Сказочный огород»;

— аппликация: «Друг-редиска»;

— выставка рисунков «Урожай у нас не плох»;

— папка с фотоотчетом о проделанной работе;

— собранный урожай.

Непосредственно-образовательная деятельность

Познавательное развитие

— Поддерживать и закреплять интерес детей к культурным растениям на грядке и к наблюдениям за ними;

— Закреплять и дополнять знания детей об уходе за культурными растениями;

1 Тема: «Чудо- Лук»

2 Тема: «Культурные растения» (беседа)

3 Тема: Викторина «Знатоки растений»

4 Тема: Экскурсия «Сады-огороды нашего детского сада»

Художественное творчество

— Развивать графические навыки образного мышления;

— Развивать умение отражать в изобразительном творчестве свое отношение к миру природы.

1. Тема: Выставка рисунков «Сказочный огород»

2.Тема: Аппликация: «Друг-редиска»

3 Тема: Выставка рисунков «Урожай у нас не плох»

— Обогащать знания детей о культурных растениях;

— Побуждать в детях желание беречь природу.

1 Тема: «Культурные растения - репчатый лук, петрушка и редиска».

2 Тема: «Как растет зелень на грядке».

3 Тема: «Давайте беречь природу!»

4 Тема: «Растения-помощники».

Игровая деятельность

Д/игры: «Что растет на грядке?», «Кто быстрее соберет овощи» (разрезные картинки).

Д/игры на развитие речи: «Доскажи словечко», «Назови как можно больше признаков», «Мы волшебники немного - был один, а стало много», «Две корзинки».

Д/игры на закрепление знаний цветовых оттенков: «Назови какого цвета», «Найди такой же по цвету», «Отгадай по описанию».

Подвижные игры: «Живой огород», «Садовник», «Солнышко и дождик», «Вершки и корешки».

Трудовая деятельность

Цель: дать представления о жизни растений, способах их размножения.

— Подготовка семян лука к посадке в индивидуальный горшочек;

— Посадка семян лука в специально подготовленный горшочек;

— Проверка семян лука на всхожесть;

— Подготовка почвы к посадке;

— Отбор семян;

— Проверка семян на всхожесть;

— Посадка семян редиса, петрушки;

— Высадка лука в индивидуальных горшочках.

Цель: закреплять умение поливать растения на грядке, помогать взрослым, формировать желание ухаживать за растениями, воспитывать эстетическое наслаждение от любования за результатом своего труда.

— Уход за ростками;

— Поливка грядок;

— Прополка сорняков.

Чтение художественной литературы

Цель: развивать интерес к литературе; развивать речь, память, внимание.

Стихи о культурных растениях:

Гуринович Ф. «Вместе с бабушкой полю…», Коркин В. «Что растет на нашей грядке», Кудлачев В. «Баба сеяла горох», Капустюк Н. «Без чеснока никак нельзя», «Всех с утра смешит петрушка», Петухова Т. «Загадки на грядке», «Огородная модница», Шемякина Н. «Ручной дождик».

Загадывание загадок, чтение сказок, рассказов, познавательных статей о культурных растениях:

Сабиров В. «О моркови», «Лук репчатый», Раенко Ю. «Сказка про овощи», Коваленко Т. «Сказка о полезных овощах», Орлова М. «Приключения зеленого огурчика и горошинки», Костенко Е. «Алеша и тыква».

Музыкальное развитие

Цель: продолжать формирование основ музыкальной культуры у детей.

Моцарт В. «Цветы», Чайковский П.И. «Вальс цветов»

Разучивание песен: Дымова Л. «Что у осени в корзине?», Волгина Т. «Урожай собирай».

Работа с родителями

— Беседа с родителями о роли экологического воспитания в жизни ребенка (коллективно / индивидуально);

— Выставка рисунков «Сказочный огород»;

— Выставка рисунков «Урожай у нас не плох;

Совместное с родителями оформление нашей грядки;

— Совместный сбор урожая.

Папка с фотоотчетом

Представлены все этапы данного экологического проекта.

Номинация: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

Должность: педагоги дошкольного образования
Место работы: МАДОУ «Детский сад №22 «Город Детства»
Месторасположение: МО Ленинский р-н, д. Дрожжино, ул. Южная, д. 11, кор. 1

ПРОЕКТ В ДОУ

ТЕМА «ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО КРАЯ»

Тип проекта : информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: краткосрочный (4 недели).

Актуальность проекта: Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире республики Мордовия.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

Ожидаемые результаты проекта:

Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:

Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе .

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

. Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:

Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Беседа с детьми.

Ноябрь – последний месяц осени.

Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.

Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)

А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)

По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

А теперь я прошу вас отгадать загадку :

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

Трудовая деятельность.

Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.

Подвижная игра: «Листопад».

Консультация для родителей

«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

Надо охранять и беречь природу.

Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

Непосредственная образовательная деятельность

по экологии в старшей группе на тему

«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:

Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.

Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Оборудование:

Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).

Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).

В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.

Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.

Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (лису)

(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож

Что не зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы наподаем только на слабых и больных животных.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается.

(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.

Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается,

В клубок свивается.

(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Физкультминутка

Игра «Лиса и зайцы»

Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло? (белка)

Кто спрятался в нору? (лиса)

Кто забрался под листья? (ёж)

Кто укрылся под кустом? (заяц)

Кто залёг в берлогу? (медведь)

Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?

(ответы детей)

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом пт

Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

« Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Беседа на тему «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ»

Цели:

Закреплять названия деревьев, которые растут на территории Мордовии.

Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.

Воспитывать чувство любви к природе родного края.

Оборудование:

Предметные картинки, листья деревьев.

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки . (дерево)

Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут на территории нашего края.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву. Деревья, у которых вместо листьев «иголки», иначе их именуют хвоинками, называют хвойными. Осенью лиственные деревья сбрасывают листочки, а хвойные сохраняют свои хвоинки целый год. Поэтому про них говорят: зимой и летом одним цветом.

Ребята, назовите лиственные деревья, которые растут в нашей республике?

Назовите хвойные деревья?

Скажите, а где растут деревья, где вы их встречали? (ответы детей)

(В лесу, в саду, в парке, во дворах домов, вдоль дорог и т.д.)

Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку дерева.

Посмотрите внимательно на это дерево. У него есть ветки, листья.

А что ещё есть у дерева? (ответы детей)

Дидактические игры.

Игра «От какого дерева лист?»

Игра «Чьи плоды?»

Жёлуди растут на … дубе;

гроздья рябины растут на … рябине;

яблоки растут на … яблоне;

круглая шишка на … сосне;

длинная шишка на … ели.

Игра «Назови ласково»

Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка - шишечка, ветка – веточка.

Ребята, а надо ли беречь и охранять деревья, ведь их так много?

(рассуждения детей)

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ»

Цель:

Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (рябина)

Ребята, посмотрите на это дерево.

Где его можно встретить?

Ответы детей (Оно растёт в садах, парках, около домов, в лесу.)

Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев?

Ответы детей.

Вы обратили внимание на яркие красные ягоды рябины. В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».

Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?

Ответы детей.

Потрогайте ягоды рябины. Какие они?

Ответы детей.

Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, сейчас, в ноябре, когда уже были морозы они стали мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.

Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?

Ответы детей.

Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?

Ответы детей.

Настольная игра

«КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.

Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

НОД «Хвойные деревья наших лесов»

Тема: «Хвойные деревья наших лесов»

Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Ельниковского района.

Задачи:

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев.

Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Развивать воображение при перевоплощении в деревья, по возможности передавая их характерные особенности.

Развивать умение путём логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные; активизировать их в речи.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев.

Передавать свои тактильные ощущения.

Предметно-развивающая среда:

Аудиозапись «Шум леса».

Схема «Строение дерева».

Разрезные схемы-картинки.

Картинки-иллюстрации ели и сосны.

Веточки, шишки и семена ели и сосны на каждого ребёнка.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, социализация.

1.Организационныймомент.

Ребята, у нас сегодня необычный день. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)

А у вас хорошее настроение? (ответы детей)

Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.

Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!

Пальчики сердитые, здравствуйте!

И ладошки наши крошки, здравствуйте!

И улыбки, и улыбки, здравствуйте!

Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!

Поцелуй волшебный всем пошлите, здравствуйте!

Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунуться в мир детства.

2.Основная часть.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Я предлагаю вам отгадать загадку.

Включается аудиозапись «Шум леса».

Загадка:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зелёный и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

(ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, где растут деревья?

(ответы детей)

А где растёт деревьев больше всего?

Дети: в лесу.

Давайте представим, что мы оказались в лесу, и… превратились в деревья.

Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

Наше тело – прочный ствол.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой

В небо упирается

Наши руки – ветви

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

Итак, дети, что общего в строении всех деревьев?

(Предполагаемый ответ детей: корень, ствол, ветви,листья.)

Работа со схемой «Строение дерева».

У вас на столах разрезные картинки, отражающие строение дерева. Соберите их так, чтобы все части дерева были расположены правильно.

Сегодня, мы будем говорить о деревьях, которые вы много раз видели. А чтобы узнать, что это за деревья, давайте поиграем.

Игра «Отгадай загадку – покажу отгадку».

Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки

Очень прямо я расту, в высоту,

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна)

Молодцы!

Мне понравилось,как вы все вместе и дружно отгадывали мои загадки.

Эти два дерева очень похожи друг на друга. Чем они похожи?

Предполагаемый ответ детей: у них есть иголочки.

Педагог: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки-иголочки иначе называют хвоя. А деревья с хвоёй называют … (хвойные).

(Предполагаемый ответ детей.)

Познакомимся с этими деревьями поближе. Вы узнаете о них что-то новое и интересное.

Я принесла веточки хвойных деревьев. Осторожно сорвала нижние веточки на дереве. Погибнут теперь деревья? Нет, это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности, конечно, нельзя рвать ветки.

Посмотрите на вашем столе лежат эти веточки. Посмотрите на них.

Рассматривание веток ели и сосны.

А теперь, возьмите в руки и потрогайте их хвоинки. Какие они?

(Предполагаемые ответы детей: зелёные, колючие, острые.)

Одинаковы ли они по размерам?

(Предполагаемые ответы детей: нет, одни длинные, другие – короткие.)

Верно. Как вы думаете, веточки с короткими хвоинками принадлежат какому дереву?

(Ответы детей.)

Правильно эта веточка с ёлочки. Как называют веточку, если она с ели?

Дети: Еловая.

Игровое упражнение «Поздороваемся!»

Ёлочка хочет с вами поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а ёлочка пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребёнка и здоровается «Здравствуй, Петя!» , а дети «Здравствуй, ёлочка!»

Педагог выдвигает картинку ели на первый план.

Посмотрите на картинку. Какие веточки по размеру растут на самом верху ели? А внизу?

(Ответы детей.)

Теперь, ребята, возьмите еловую ветку в руки. Внимательно рассмотрите её хвоинки. Посмотрите, хвоинки у неё колючие, а ещё и не дружные. Растут на ветках по одной друг за другом.

Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши)

Ели-ёлки-ёлочки.

(руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса,

(руки вверх, встать на носочки)

(руки в стороны, махи руками)

Внизу на ёлочках роса.

(руки вниз, присели)

Давайте познакомимся с другим деревом.

Педагог выставляет картинку сосны.

Как называется это дерево?

Дети: Сосна.

В какой части дерева располагаются ветки сосны?

(Ответы детей.)

Педагог показывает ветку с сосны.

Вот ветка с сосны, если с сосны, то она какая?

Дети: Сосновая.

Возьмите сосновую веточку в руки. Рассмотрите её хвоинки. Чем они отличаются от еловых хвоинок?

Дети: Они длиннее еловых хвоинок.

Правильно. А теперь посмотрите дружные ли они? Сколько хвоинок растёт вместе у сосны?

Дети: По две.

Разломите хвоинки от сосны и ели. Они чем-то пахнут?

Дети: Ёлкой, хвоёй.

Вам нравится этот запах?

(Ответы детей.)

Запах этот приятен, убивает многие бактерии и уберегает нас от простуды. Поэтому так полезно гулять среди этих деревьев.

А что растёт на хвойных деревьях?

Дети: Шишки.

Рассматривание шишек с хвойных деревьев.

У вас на столах лежат шишки ели и сосны. Рассмотрите их. Они во многом отличаются друг от друга. Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них продолговатая – это шика ели, другая округлая – сосны.

Эксперимент с семенами.

Между чешуек шишек созревают семена. Они тоже перед вами. Возьмите их в руку и подуйте. Что произошло?

(Ответы детей.)

Они полетели. А на что они похожи?

(Высказывания детей: на стрекозу, на вертолёт и т.п.)

Вот так их от дерева-мамы разносит ветер. Они падают на землю, и вырастает из них маленькая ёлочка или сосна. Много лет растёт она чтобы стать могучим деревом.

Игра «С чьей ветки детки?»

Перед вами лежат веточки хвойных деревьев и шишки. Надо к каждой ветке положить соответствующую шишку. Назвать с какого дерева шишки.

Итак, ребята, лес, в котором растут только ели, называется … (еловый);

лес, в котором растут только сосны, называется … (сосновый) .

Сосновые и еловые леса, называют … (хвойными лесами).

3.Заключение.

Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Высказывания детей.

Ребёнок:

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали.

Раз растут иголочки,

Значит это ёлочки,

А, когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

Творческая деятельность.

Я предлагаю вам расположить ваши веточки вот на этой поляне (заранее подготовлена поляна из плотного картона), и превратить её в хвойный лес.

Сегодня вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам по шишке. Наш детский сад похож на большую шишку, в которой находится много маленьких семян, также, как в нашем саду много вас, ребят. Когда семена упадут на землю, они прорастут и превратятся в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже,

Когда подрастёте, можете украсить землю добрыми делами и поступками.

Чтение стиха А.Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель:

С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

Почему надо подкармливать птиц зимой?

От чего птицам так тяжело приходится зимой?

Чем бы вы стали подкармливать птиц?

Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
«КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ»

Цель: учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.

Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, коробки из-под соков; ножницы.

ТРУД В ПРИРОДЕ: УСТАНОВКА КОРМУШЕК ДЛЯ ПОДКОРМКИ ПТИЦ.

Цель: Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.

Учить проявлять заботу о птицах.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

на тему: «Лесная прогулка»

ЗАДАЧИ:

Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.

Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.

Максимально реализовать свои двигательные возможности на положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Заучивание стихов, названия и девиз команд;

Проведение беседы о правилах поведения в лесу;

Повторить правила эстафет.

Звучит запись звуков леса. Дети садятся на стульчики.

В.: Ребята, сегодня мы будем говорить о земной красоте, о природе.

А как вы думаете, что такое природа?

Высказывания детей.

Ребёнок: Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив.

В.: Скажите, что является домом для человека? (дом в котором каждый из нас живёт)

Что является домом для зверей? (лес, поле, горы)

Что является домом для рыб? (река, озеро, море)

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый ребята.

Солнышко рано встаёт,

Лучиком день начинает.

Весело птица поёт,

Песнею день начинает.

В.: Ребята, а надо ли беречь и охранять природу?

Дети: Да.

В.: А вы знаете эти правила?

Дети: Да.

В.: Сейчас мы проверим.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй,

Только,чур, не забывай …

Ребёнок:

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ребенок:

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Ребёнок:

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Ребёнок:

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ребёнок:

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

В.: Молодцы ребята, с вами можно ходить в лес гулять.

Давайте представим, что мы с вами станем деревьями.

Проводится разминка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело – прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается

(Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

В.: Ребята, а знаете ли вы, что за порядком в лесу следит человек. Ещё он проявляет заботу о больных зверях, подкармливает зимой птиц.

Как называется профессия этого человека?

Дети: Лесник.

Сценка «На лесной опушке».

Девочка:

Лапы ёлок прикрыли избушку, где живёт дядя Вася – лесник. Приходите к нему на опушку – всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет, вспомнит, как подстерёг он лису, самый лучший малинник покажет и грибные местечки в лесу.

Дядя Вася:

(Выходит из избушки и садится на пенёк. Дети подходят к нему, и присев на корточки, слушают его.)

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство России.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Вырастет дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.

Хорошо здесь в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

В.: Мы готовились заранее.

И начнём соревнование.

Две команды есть у нас.

Они просто суперкласс.

Одна команда «Светлячки», а вторая «Лесовички».

Представление команд.

Первая команда:

Наша команда – «Светлячки».

Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».

Вторая команда:

Наша команда – «Лесовички».

Наш девиз: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».

В.: Ну, а теперь, задание командам.

Команда «Светлячки» отгадайте загадку:

Все обходят это место

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи –

Нет опоры для ноги.

(болото)

Команда «Лесовички» отгадайте загадку:

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк?

(белка)

В.: Правильно, а сейчас задание. Вы превращаетесь в белок, которые должны перенести шишку к себе в дупло через болото.

Эстафета «Белка».

На линии старт финиш стоит корзина с шишками. Первый ребёнок по команде «на старт, внимание, марш!» начинает выполнять задание. Добегает до обручей, прыгает из обруча в обруч на двух ногах. Берёт шишку из корзины и возвращается с ней обратно бегом. Кладёт шишку в пустую корзину, стоящую перед командой. Передаёт эстафету следующему и встаёт в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.

В.: Эстафета «Кто больше соберёт грибов».

Раз, два, три грибочки собери!

На полу разбросаны грибы (съедобные и несъедобные). По команде дети разбегаются и начинают собирать съедобные грибы. Один гриб взял, принёс, положил в корзину. Когда соберут все грибы, подсчитывается количество собранных. Кто больше соберёт, тот победил. Если в корзине обнаружится ядовитый гриб – штраф.

В.: Помните ребята, мы с вами ходили в лес и собирали там мусор, который оставляют после себя нехорошие люди.

Сейчас мы посмотрим, как вы быстро и чисто убираете мусор.

Эстафета «Собери мусор».

На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

В.: Ребята, сегодня вы были и ловкими, и смелыми, быстрыми и умелыми, дружными и задорными. А главное мы поговорили о том, как важно беречь природу. И хочется думать, что никто из вас не сорвёт цветок, не сломает ветки, не разорит птичьего гнезда, не оставит за собой мусор, не разведёт костёр. Так ли это?

Дети: да.

В.: Ребята! Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

Ребёнок:

Лес нам надо охранять

В нём костров не разжигать,

Надо лесу помогать,

И деревья сохранять.

Ребёнок:

Охранять мы вместе будем

Этот сказочный народ:

Зайцы, лисы,

Волки, птицы,

Ели, клёны и дубы.

Эти дивные поляны нам природою даны.

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе .

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.

Любить свой край, любить природу!

Проект по экологическому воспитанию «Мы – друзья природы»
Цель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.
Задачи:

  • Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
  • Развивать представления об опасных для природы действий человека;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение.

Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные, пальчиковые игры, физминутки.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта – долгосрочный -1 месяц
Ход проекта:
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Дети получают письмо из леса – Старичок- Лесовичок приглашает в гости.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: Дети, мы получили письмо из леса. На конверте написано «Для детей старшей группы. «Дорогие ребята, пишет вам ваш друг – Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости осенью, видел я вас зимой и весной..А теперь я приглашаю вас на мои летние лесные полянки! Вы увидите, какие изменения произошли летом в природе, и в жизни обитателей леса. Посылаю вам подсказки, которые помогут вам добраться до леса и сориентироваться. Ваш друг Лесовичок!
В. Вы готовы к путешествию?
3.Поэтапное решение проблемы:
I неделя: Лето красное.
Беседа на тему «Поможем природе»
Цель: сформировать знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление заботиться о природе, дать установку на выполнение мероприятий по охране природы.
Составление рассказов по серии картинок « Маша и Миша в лесу».
Цель: закреплении знаний о поведении людей в лесу.
День загадок.
Цель: Активизация мыслительной деятельности детей, углублении экологических знаний, воспитание гуманного отношения к природе.
Рисунки-загадки
Пластилиновые загадки.
Настольная игра «Времена года»
Цель: учить различать признаки времен года, показать на наглядной модели причину смены времен года, развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Видеоуроки «Земля -наша планета».Чтение О. Секора « Что такое день и ночь»
Праздник: «Здравствуй, матушка, природа»
Цель: дать представление, какие действия человека могут нанести вред природе, воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Участники – дети, родители, муз. руководитель, воспитатели.
II неделя. Наедине с природой.
Наблюдения в природе « У природы нет плохой погоды»
Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные признаки лета, узнавать их в литературных текстах, формировать представления о Солнце как источнике тепла и света, необходимого для всего живого; закреплять умение определять направление ветра.
Праздник Солнышка – солнышко из бумажных тарелочек
Праздник песка.
Цель: показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие и твердые, неровные; дать представление, что песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую форму пока не высохнет, песок пропускает воду.
Постройки из песка. «Песочный городок»
Конкурс «Песочный город»
Экспериментальная работа на прогулке.» Вода и песок».
Словесно- логическая игра « Узнай, назови, объясни» — животные, птицы, насекомые леса.
III неделя:
День цветов:
Цель: воспитание трудолюбия, заботы о растениях, эстетического вкуса.
Прополка и полив цветов на клумбах;
Беседе « Для чего цветы нужны»;
Чтение худ. Литературы, загадки о цветах.
Литературно- цветочная викторина;
Составление рисунков-схем строения цветка;
Совместная с родителями выставка летних букетов «Лесной букет».
Лекарственные растения.
цель: познакомить с пользой некоторых растений и цветов.
Видеофильм «Растения – наши друзья и помощники»
Волшебная сила воды.
Экологическое развлечение « В гостях у Водяного» — участники – дети, родители, воспитатели.
Наши друзья насекомые.
Беседа «Насекомые и Цветы»
В. Бианки «Приключения Муравьишки» — игра – драматизация.
IV неделя: Неделя здоровья.
Беседа о вкусной и полезной пище.
Цель: Дать представление о том, что человеку нужна правильная, здоровая пища, чистая вода, свежий воздух.
Консультация для родителей « Закаливание дошкольника. Виды закаливания».
Физкультурный досуг « В здоровом теле – здоровый дух» — закрепить понятие о необходимости укреплять здоровье.
Открытое занятие « В гостях у Айболита» — закрепление знаний о бережном отношении к природе и её обитателям.
Экскурсия в лес. Наблюдение за изменением природы летом. « Поможем Лесовичку навести порядок» — уборка лесной полянки от мусора. Благодарим за приглашение в лес. Чтение стихов о лесе.
4. Презентация.
Изготовление фотовыставки « Природа – наше богатство».
Выставка рисунков «Природа и мы».