В Церквях проводятся вселенские панихиды — читаются молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

Заупокойная служба в этот день называется: "Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".

Мясопустная

Православная Церковь отмечает этот день в субботу, за неделю до начала Великого поста. В 2017 году Великий пост начнется с 27 февраля.

Мясопустной субботу называют, потому что следующее за ней воскресение именуют "Мясопустной неделей" — день, в который последний раз перед Великим постом разрешена мясная пища. Воскресенье называют также Малой масленицей, так как предшествует масленичной неделе.

Это первая родительская суббота в году (в церковном календаре их семь), когда в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

В эту родительскую субботу особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в горах, от голода или инфекционных болезней, в сражении, во время стихийных бедствий, кто не успел покаяться перед смертью, и над кем не было совершено погребального обряда.

Святая Церковь, основываясь на апостольском учении, установила совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился ее молитв.

История

Мясопустная родительская суббота — одна из самых древних по происхождению. Специальная Вселенская суббота упоминается еще в V веке в преданиях Саввы Освященного, однако есть доказательства и более раннего празднования этого дня.

Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.

Этот день был выбран не случайно — воскресенье после Мясопустной субботы посвящается напоминанию о Страшном суде Христовом, который будет над всеми людьми при Его втором пришествии, и когда определится вечная участь каждого человека.

© Sputnik/ Алексей Даничев

Роспись "Страшный суд" (художник Ф. Бруни) над залом Исаакиевского собора

Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек помнил, что за совершенные греховные деяния придется ответить во время Суда.

Поэтому Церковь и установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о их помиловании. Таким образом, Церковь каждому дает шанс на спасение души.

Родительская суббота

Это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Название "родительская" скорее всего произошло от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы, в 2017 году выпадает на 3 июня). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Традиции

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом "парастас". А в субботу утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

По старой церковной традиции, прихожане приносят в храм постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и позже раздают тем, кто пожелает. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.

Священнослужители считают, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее наша молитва, чем посещение могилы.

Но, если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Обычаи

На Руси народные традиции поминовения умерших людей несколько отличались от церковных. Простой люд шел к могилкам родственников перед большими праздниками — накануне Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского.

Больше всего в народе почитали Дмитриевскую родительскую субботу. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим".


© Sputnik/ Юрий Кавер

На Украине и в Белоруссии дни особого поминовения усопших называли "Дедами". Таких "Дедов" было до шести в году. Народ суеверно считал, что в эти дни к семейной поминальной трапезе незримо присоединяются все умершие родственники.

По древнему обычаю, в родительские субботы было принято вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Правда сегодня мало кто следует ему.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами. 18 февраля в 2017 году отмечается Вселенская родительская мясопустная суббота.

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Что происходит с душой человека после смерти

"Божьей милостью, мы, дорогие братья и сестры приблизились почти вплотную к началу Великого поста. У Господа, как сказал Он при Купине Моисею, нет умерших, а Бог Авраама, Исаака, Иакова - Бог живых, то есть тех людей, которые родились до нас, живут среди нас и будут жить после нас - Господь для всех Един", - рассказал митрополит.

Он подчеркнул, что Святая Церковь не забывает ни одного человека, каким бы он не был по своей натуре, происхождению, образованности, что бы он ни делал, все равно у него есть шанс иметь жизнь вечную.

Первое требование - человек должен быть крещен в Святой Соборной Апостольской Церкви, Церкви той, которую основал Христос, которую утвердил Своей кровью, которую снабдил всеми духовными средствами, необходимыми для нашего с вами спасения.

Второе качество, крайне необходимое для спасения души человека - это причащение Таин Христовых, которым сопутствует покаяние. Человек должен осознать свое невежество, должен осознать, что он сам без Бога не может ничего сделать. "И это действительно так. Сильные мира сего думали, что они могут все - жить два-три периода жизни (два-три века), но кому 50, кому 60, а кто и до этого возраста не доживает. Все в руках Господних. И как в притче про богача и Лазаря, когда душу Лазаря после смерти относят Ангелы на лоно Авраама, и когда умирает скупой богач, его хоронят, он попадает в ад и между ними пропасть", - напомнил Владыка Павел.

Третье, что необходимо, чтобы наша встреча была с Богом и в Боге - недостаточно только иметь крещение, недостаточно лишь только умереть, а нужно быть в Церкви Христовой после покаяния и исповедания, причаститься Таин Христовых (Тела и Крови Господа), нелицемерно покаявшись перед Судьей Господом, священником, Крестом и Евангелием. Господь сказал: "Кто ест Мое Тело и пьет Мою Кровь, тот пребывает во Мне и Я в нем".

"То есть Господь уже дал залог вечности в том, что тот человек, который живет жизнью Церкви, если он причащается достойно, а мы все недостойно причащаемся, но верим на милосердие Божие. Ни один человек не может спастись своими делами, лишь только всепрощающая любовь Божия возводит нас в ранг святости и делает нас наследниками Царства Небесного. Человек, который причащается Тела и Крови, он соединяется с Христом, он имеет надежду на жизнь вечную", - поведал митрополит Павел.

Приходит время нашей встречи с Господом, когда приводится приговор к исполнению, человек взят с земли и после грехопадения возвращается в землю, он получает тот удел, который взял за непослушание. Тело становится бездыханным, мертвым, оно становится достоянием червей и нечервей, как сказано в погребальном каноне, оно изменяется в мгновение, и, к сожалению, даже те, которые любили, обнимали, целовали, боятся временами подойти к гробу и взять за руку, потому что страх смерти одолевает каждого человека.

"Путь в неведение, и многие думают, что на этом закончилась наша земная жизнь. Если есть восход солнца - есть и день, если есть день - есть полумрак вечерний, затем приходит ночь. И одно другое меняет. Так и в жизни - если есть жизнь человеческая, есть смерть и вновь есть жизнь", - отметил настоятель Лавры.

Человек тело получил от Бога - от земли взят в землю возвратишься. Дальше идет вопрос о духовном. Господь вдунул в человека дух жизни, и мы стали подобны Богу. Мы сродни Богу, поэтому Христос как Бог оставляет небо, сходит на землю и принимает человеческую плоть, чтобы соединить и соединиться с нами для того, чтобы ввести нас в первое достояние.

"Мы согрешили, потеряли это дуновение, эту святость Божественного дыхания, и сегодня человек в Таинстве Крещения обновляется Духом в Святой Церкви. И душа идет на поклонение к Богу. По учению Церкви, по преданию церковному - первые три дня душа находится у гроба, находится в тех местах, где она любила бывать при жизни, и в третий день она идет на поклонение к Богу, она видит Христа. Она видит, если жила благочестиво, что приобрела и, если жила греховно, что потеряла. С третьего по девятый день, по человеческому измерению, потому что у Бога нет ни дня, ни ночи, ни будущего, ни прошлого, есть только настоящее, эти шесть дней душа обходит обители Рая. Она видит, если удостоится, Матерь Божию, Святых угодников, тех святых людей, которые жили здесь на земле, которые были подобны нам, но хочет или не хочет она все равно видит Христа, своего Создателя, своего Бога, своего Творца", - поведал Владыка Павел.

Душа после смерти: 9 дней

В девятый день душа идет на поклонение к Богу, если она получила радость, прощение грехов, молитвенное предстательство родных и близких, она кланяется Богу и далее Ангел-Хранитель ведет в далекий, тяжелый и страшный путь.

Целый месяц, целых тридцать дней душа проходит мытарства. Она видит свои грехи, вспоминает, а если не вспоминает, ей напомнят в чем она согрешила.

"Диавол не попустит просто так, зная, что он гибнет, но кто-то другой получил спасение. Он напомнит о себе, что ты его исчадие ада, ты его наследствие незаконное, но склонившееся к нему. Как мы видим у входа в Ближние пещеры и на Афонской горе есть изображение после смерти мытарств Феодоры и жизнь, святость Василия Блаженного. Начинается все с малого греха - непослушания и заканчивается содомскими, смертными грехами - грехами непрощения, немилосердия… На каждом воздушном мытарстве, на каждой остановке, проходит истязание человеческой души. Хорошо, если за тебя молятся, подают милостыню. Хорошо, если твой духовный отец за тебя склоняет колена перед Господом на проскомидии, литургии, заупокойном богослужении и просит у Бога о прощении твоих грехов. А если ты "бесплодная смоковница", если ты "засохшее поле", если ты "очерствевший камень" - кто за тебя помолится? Кто за тобой заплачет и поставит свечу? Вот тогда еще более приходит дьявольская ярость на того человека", - с сожалением констатировал митрополит.

Душа после смерти: 40 дней

Человек приходит уже на сороковой день опять на поклонение к Богу. И он может сопоставить, что приобрел, что потерял.

"Трудно судить и трудно сказать о людях неверующих. Но скажу такую краткую историю. Приходит безбожник к апостолу Петру и говорит: "Я атеист, я не верю в Бога, но говорят, что Он есть и я хочу Его увидеть". Апостол подошел к Господу и говорит: "Господи, Тебя атеист хочет видеть". На что Бог ответил: "Ты скажи ему, что меня нет". Вот и все. Ад не имеет дна, человек опускается в преисподнюю земли, которую сам себе уготовил и не может наследовать Царствие Небесное, потому что не находится в этом великом и божественном полку, он не обновился от первородного греха. Я не стану перечислять все течения и религии, которые появляются сегодня, как бурьян на не вспаханном поле, и увлекают все больше людей подальше от Христа и Святой Церкви", - сказал настоятель Лавры.

И предупредил: "Еще страшнее тем людям, которые бросили вызов и завершили свою жизнь самоубийством. Это те, кто удавился, кто напился смертоносного яда, кто бросился под машину, кто-то застрелился… Те, которые бросили вызов Богу и не захотели дальше жить в этом мире. Все их земные испытания завершились трусостью, неготовностью к борьбе с собственными слабостями и грехом. Их итог очень плачевен - они из временных земных испытаний попадают в вечные муки. За таких людей Церковь не молится и для них нет прощения. Потому что они пренебрегли образ и любовь Божию, Своего Спасителя и Своего Христа".

Вселенская родительская суббота-2017

"Дорогие братья и сестры, в этот день Святая Церковь напоминает нам о том, что и нам придет время предстать перед Богом. Тихон Задонский говорит, что должно воскреснуть тело и затем соединиться вместе с душой. Как когда-то Адам стал человеком, так и сейчас и праведники, и грешники примут тот образ, который был лишь только измененный, они станут бессмертными. Одни для жизни вечной, другие для мук и страданий", - отметил митрополит.

Поэтому эта суббота и последующие поминальные дни в Великом посту мы имеем возможность помочь нашим родным и близким, вспомнить наших родителей, вспомнить наших наставников.

"Господь сказал: "Как хотите, чтобы с вами поступали, поступайте и вы так". Если вы сегодня поставили свечку за тех, кто ушел из этой временной земной жизни, поверьте придет и наш черед, и кто-то невзначай поставит свечку и за нас. Или проходя мимо надгробного креста, скажет: "Помяни, Господи, этого человека, который когда-то, что-то сделал в моей жизни - был учителем, был отцом, был другом, наставником, может дал копейку на пропитание, а может показал дорогу, которая ведет домой, а может он взял меня за руку и перевел через дорогу, чтобы я не попал в какую-то беду, катастрофу, а может он своей молитвой и вздохом перед Господом сделал то, что имеет прощение грехов. Поэтому мы должны помнить умерших, потому что придет и наше время предстать перед Богом", - призвал Владыка Павел.

Мясопустная суббота-2017

Мясопустной субботу называют, потому что следующее за ней воскресение именуют "Мясопустной неделей" — день, в который последний раз перед Великим постом разрешена мясная пища. Воскресенье называют также Малой масленицей, так как предшествует масленичной неделе.

В эту родительскую субботу особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в горах, от голода или инфекционных болезней, в сражении, во время стихийных бедствий, кто не успел покаяться перед смертью и над кем не было совершено погребального обряда.

Родительская суббота: что нельзя делать и как провести

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом "парастас". А в субботу утром служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

Нельзя скорбеть сверх меры в эти дни: поминать - не значит печалиться. Ведь согласно христианским верованиям душа бессмертна, а значит, она просто перешла в неизвестный нам мир. Если человек вел жизнь праведную, то душа его прибывает в вечном состоянии любви, гармонии, радости, так называемом раю. Если человек, напротив, совершал греховные деяния, душа его томится в худшем мире и испытывает бесконечные мучения.

Многие считают, что в этот день нельзя работать или заниматься домашними делами. Однако то не так. Запрет на уборку дома в этот день — не более, чем суеверие. Конечно, день нужно начать с посещения храма, совершения молитв, посещения кладбища, но после при необходимости можно выполнять и привычные домашние дела.

Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.

Священнослужители считают, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее наша молитва, чем посещение могилы. Но если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Родительская суббота: что нужно нести в церковь

По старой церковной традиции, в храм приносят постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и потом раздают тем, кто пожелает.

Обратите внимание, что крепкие спиртные напитки, к примеру, водку или коньяк, приносить в качестве пожертвования на принято.

Мясопустная суббота: что можно есть
В старину было принято в родительские субботы вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Но сегодня мало кто следует этому обычаю.

Молитва об усопших

Молитва за всякого усопшего

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей за усопших родителей

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родителем (материю) моим (-ею) (имярек), душу же его (ея), яко отшедшею (-ия) к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (-а) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (нея или них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго (-ую) незабвеннаго (-ую) для мене раба (-у) Твоего (ю), родителя (матерь) моего (-ю) (имярек), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земли, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистая Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе (матери) моем (ей) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имярек) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (-ей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити Заповеди Твоя; за благопопечение его-(ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия. Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вселенская родительская мясопустная суббота является одним из главных дней, когда православные христиане поминают своих усопших родственников. Этот день крайне важен для всех верующих.

Родительская мясопустная суббота отмечается незадолго до начала Великого Поста. В 2017 году она выпадает на 18 февраля. Масленичная неделя, несмотря на разгульное и счастливое времяпровождение, требует соблюдения некоторых правил, в том числе подготовку к воздержанию и покаянию. Еще в древности говорили, что если будешь поминать смертный час, не будешь грешен. Поэтому мы свято чтим заветы наших предков и во Вселенскую субботу отдаем дань памяти усопшим.

Смысл родительской субботы

Вселенская, то есть всеобщая, суббота - время единой панихидной службы по всем покинувшим этот мир. Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.

Мясопустная суббота - древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 18 февраля - день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов, чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим. Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Высшим Силам. В родительскую субботу также принято щедро раздавать милостыню.

Молитва в Мясопустную субботу

«Господи Спаситель! Ты искупил всех людей своей кровью, избрал нас оружием для своей смерти от мести горькой и завистливой. Воскресением своим чудесным даруешь нам жизнь вечную. Упокой, Господи, души наших родственников, покинувших бренный мир и вознесшихся в Царствие Небесное. Молимся мы и за всех, кто покинул тело свое, обретя вечный покой. За простой люд, за царей, церковнослужителей, самоубийц и военных, праведных и заблудших. Спаси, Господи, души их светлые и вознеси к себе в Царствие Небесное. Возносим молитву единую и за души ныне живущих. Избавь их от страхов и пороков душевных, наставь на путь праведный и не покинь заботой своей до самой кончины. Аминь»

Молитвы всех молящихся сливаются единым потоком и слышимы на Небесах. В этот великий день души всех умерших обретают шанс вознестись к Господу Богу. Души грешников, вольных и невольных, также очищаются. Мы молимся и за утонувших, и за погибших от несчастного случая, и убитых, за весь род людской, потому что нет различий между людьми - все мы едины перед Отцом нашим.

Традиции на родительскую субботу

В этот день традиционно готовят кутью - особое блюдо для поминовения умерших. Кутья - символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.

Угощение готовится из зерна, в основном из пшеницы, которую замачивают на несколько часов. Используют также перловую крупу и рис. Каша должна получится не переваренной, рассыпчатой, чтобы зерна были отдельно и не сминались. Заправляют кашу сухофруктами, орехами, семенами подсолнечника, маком, мармеладом - кто что предпочитает. Блюдо поливают медом или сахарным сиропом. Кутию обязательно освящают в церкви на панихиде по всем усопшим.

Вселенская родительская мясопустная суббота служит не только днем памяти по всем усопшим, но и днем замаливания грехов и искреннего раскаяния. Помните, что честным нужно быть прежде всего перед собой и своей совестью. Живите в мире и ладе друг с другом. Желаем вам всего самого наилучшего.

Суббота за неделю до Великого поста называется Вселенской родительской субботой. В этот день совершается поминовение всех усопших православных христиан. Всего же на протяжении года установлено православием две родительские субботы: первая - накануне Недели о Страшном Суде, которая называется еще мясопустной, а вторая - перед праздником Святой Троицы.

Вселенская родительская суббота в 2017 году - 18 февраля. Накануне в пятницу совершается вечерня и заупокойная утреня. После Божественной литургии совершается «Вселенская» панихида.

Зачем мы поминаем усопших? В чем суть адских мук? Как живые могут помочь мертвым?

Эта суббота поминовения усопших установлена накануне воскресного дня, который называется неделя о Страшном суде. В этот день мы сами вспоминаем Страшный суд и призываем всех вспомнить о том, что этот суд непременно будет, а пока он не произошел, мы можем молиться за своих усопших родных, чтобы облегчить их посмертную участь.

Каждого человека после смерти ожидает Частный суд, на котором он судится за все своих дурные и хорошие дела. Но этот суд еще не окончательный. Пока не наступил Страшный суд, у души еще есть возможность обратиться к Богу.

Нам кажется, что тот, кто умер, уже больше ничего не хочет и ему уже ничего не надо. Но это не так: мертвые боятся Страшного суда так же, как и живые. И вот в эту субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный суд. И тут живые призваны помогать мертвым. Мы своими молитвами должны как бы напоминать усопшей душе: «Обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю».

Личность человека и после смерти остается такой же, какой была при жизни. Мы верим, что душа сохраняет волю, чувства, разум. Поэтому изменения души и обращение к Богу возможно и после смерти. Допустим, душа в неопределенном состоянии. Хочет ли она быть с любящими Господа или ненавидящими Его? Выбор за душой. Другое дело, что ей сложно деятельно осуществить этот выбор. Все-таки любая деятельность возможна только с помощью тела. И вот мы своими молитвами ей помогаем.

Смерть – это в некотором роде преображение человека. Тогда он узнает, какова была его жизнь, соответствовала ли она Божьему замыслу. Именно это соответствие рассматривается на Частном суде, то есть на том суде, который ждет каждого человека после смерти. Наши молитвы могут помочь «вытащить» душу из адских мук, если сама душа этого желает. Мы читаем об этом в житиях. Например, мученик Уар освободил родителей того, кто очень почитал его и берег его мощи. И таких примеров очень много. Мы с вами не можем все время молиться. Но хотя бы в эту Вселенскую родительскую субботу надо собраться, чтобы помолиться о наших усопших, чтобы вспомнить всех, кого только мы можем вспомнить.

Что ждет человека после смерти?

Знаменитые «Мытарства блаженной Феодоры» – яркий пересказ удивительного явления. «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили», – повествует рассказ блаженной о том, как она проходила испытания, прежде чем ее участь до Страшного суда была решена. Феодора рассказала это, явившись по смерти ученику преподобного Василия Нового преподобному Григорию. Далее рассказ блаженной Феодоры изобилует мельчайшими, и казалось бы, совершенно фантастическими подробностями адских мук и испытаний различных страстей души.

Во-первых, о том, что частный Божий Суд после смерти человека производится ангелами добрыми и злыми.

Во-вторых, мы узнаем, за что будут судить человека, в чем заключается суд. Грехи, о которых говорила Феодора, каждый в то время мог узнать в себе.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

18 февраля 2017 г. - Суббота мясопутная (Вселенская родительская суббота)
20–26 февраля - Мясопустная неделя. .

Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице и празднуется за неделю до Великого поста.
Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется так: "Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой. Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и – притом – приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов.

Особенности богослужения

В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним – свеча, а иногда и кутия. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.
Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».
«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».
«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, – всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».
«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота – безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».
Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).
«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).
«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек. – Ред.), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).
«Умершия Божиим прощением (здесь – наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

В синаксаре на этот день написано "Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви".

В субботу Недели о блудном сыне Святая Церковь молится об умерших, чтобы вместе с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись вся ческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных и вообще о всех тех, которые "узаконенных псалмов и песней памяти не получиша". В субботу же, а не в другой день, пред мясопустною Неделею полагается моление об упокоении душ по тому, что день субботы, как день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления - упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.
Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому. В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается: «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». При этом до пресечения на Руси монархии в 1917 году поименно воспоминались по «Реестру, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах» усопшие православные благочестивые императоры, цари, великие князья и благочестивые императрицы, царицы, княгини. При этом в некоторых церквях ставился перед Царскими вратами стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия, в то время как в других храмах ставилась только свеча на большом подсвечнике.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.
От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.
Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.
«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".
Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.
В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Приготовление кутии

Кутия, иначе – коливо (т.е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.
Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их - в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.
Замочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие. Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки. Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа.
Сухофрукты, изюм, курагу распарим (крупные можно измельчить). Орехи тоже можно измельчить, но не в категоричную пудру, пусть будут и кусочки, и более мелкая масса. Все приготовленные продукты перемешаем. Помещаем в удобную посуду – и в церковь, на панихиду, освятить, помолившись за усопших.

Сорокоуст о упокоении