Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» выражает весь глубочайший смысл праздника - радость победы Жизни над смертью. Этим приветствием заканчивается Праздничная Божественная Литургия в Пасхальную ночь и начинается Пасхальная трапеза.

Пасхальную трапезу в Пасхальные дни начинают с освященного кулича, который, как и другой освященный хлеб (просфору, антидор, артос), едят прежде всякой другой пищи. Разговение, то есть вкушение крашеных яиц, пищи мясной и молочной, начинается после окончания Праздничной Божественной Литургии в Пасхальную ночь. Для тех, кто по каким-то причинам не смог прийти в храм, время разговения после 24 часов.

На праздничном Пасхальном столе присутствуют обязательные атрибуты праздника – куличи, пасхи и крашеные яйца. Крашеные яйца подают на блюде вокруг зелени пророщенной пшеницы. 12 крашеных яиц, по числу апостолов Христовых, а в центре 1 некрашеное яйцо, посвященное Христу.

Затем замесить песочное тесто и поставить его в холодное место на 0,5 ч.

Форму смазать жиром и наполнить на 2/3 тестом, затем вложить немного остывшее мясо и снова положить слой теста.

Поверхность запеканки смазать яичным желтком, поставить в духовку на 20-30 минут.

Мясо «под шубой»

Потребуется : 400 г любого мяса, 2-3 репчатые луковицы, 1-2 зубчика чеснока, 3-4 картофелины, 50-10 г сыра, соль, майонез по вкусу.
Мясо нарезать кусочками, отбить, посолить, уложить в смазанную маслом форму.

На мясо выложить слой лука, нарезанного кольцами, измельченный чеснок, затем слой картофеля, нарезанного кружочками, посолить и посыпать тертым сыром. Сверху смазать майонезом, закрыть крышкой и запекать в разогретой духовке 30-40 минут.

Телятина с апельсинами и перцем

Из расчета на 4 порции потребуется : 500 г телятины, 2 ст. ложки соевого соуса, 2 ст. ложки сухой приправы к овощам, 2 ст. ложки растительного масла. Кроме того, по 1 красному и желтому сладкому перцу, пучок зеленого лука, 125 г апельсинового сока, 1 ст. ложка апельсиновой цедры, 1,5 ч. ложки тертого свежего имбиря, щепотка кукурузного крахмала, 2 апельсина.

Мясо нарезать тонкими полосками длиной 2 см, положить в миску и полить соевым соусом. Тщательно перемешать.

Перцы вымыть, удалить семена и нарезать полосками шириной 0,5 см. Зеленый лук вымыть, нарезать кусочками длиной 5 см.

В большой сковороде разогреть 1 ст. ложку масла, положить нарезанный перец и жарить, часто помешивая, 4 минуты. Переложить в миску.

В той же сковороде обжарить лук 3 минуты. Переложить в миску с перцем.

Оставшееся масло вылить в сковороду, выложить мясо и жарить его 8 минут до образования золотистой корочки. Добавить его к овощам.

В сковороде смешать апельсиновую цедру и сок, имбирь, кукурузный крахмал, прогреть 2-3 минуты, затем вернуть в сковороду овощи с мясом.

Апельсины очистить, разрезать пополам и нарезать тонкими ломтиками. Добавить в сковороду и готовить, постоянно помешивая, 2 минуты.

Чтобы придать блюду кислинку и сочность, можно добавить в апельсиновый соус 50 г клюквы. Она обогатит вкус блюда.

Лосось в апельсиновом сиропе

Потребуется : 300 г лосося, 300 г апельсинов с коркой, 50 г горчицы, 30 г укропа, 15 г соли.

Апельсины вместе с кожурой пропустить через мясорубку. Этой массой натереть лосося и вынести его на холод на 12 часов.

Затем очистить от апельсиновой массы, смазать горчицей, рубленым укропом и вынести на холод еще на 12 часов.

Готовую рыбу нарезать тонкими пластинами и красиво уложить на тарелку.

Рыба фаршированная

Для этого блюда подойдет любая сочная рыба, но не красная. Идеальный вариант – судак. А количество продуктов произвольное.

Рыбу очистить, аккуратно удалить хребет и реберные кости. Посолить, поперчить, сбрызнуть лимонным соком.

Свежие грибы (мы возьмем ) нарезать и поджарить с измельченным репчатым луком. Добавить тертый сыр и перемешать.

Этой массой начинить рыбу, заколоть брюшко деревянными зубочистками.

Уложить рыбу на противень, смазать майонезом, сверху выложить кружочки апельсинов.

Запекать в духовке 20 минут до готовности.

При подаче на стол аккуратно нарезать рыбу порционными кусочками.

Продолжение следует…

Слово пасха происходит от древнееврейского «пейсах » — «исход ». Христос праздновал с апостолами еврейскую пасху (пейсах) незадолго до своего ареста и распятия.

Еврейская пасха — воспоминание о благополучном исходе из египетского плена, когда еврейский народ покинул Древний и во главе с Моисеем перешел по морю аки по суху через Чермное (не путать с Черным) море. Войска фараона погнались за Моисеем, но воды моря сомкнулись над ними, потопив отборное воинство. После сорокалетних скитаний в синайской пустыне евреи обосновались на земле, где ныне находится Израиль.

Христос праздновал с апостолами пасху в первое полнолуние после весеннего равноденствия. Поскольку полнолуние перемещается во времени с нею вместе и перемещается время древнееврейской пасхи.

После смерти и воскресения своего Учителя апостолы стали праздновать новую христианскую пасху. Ее праздновали отмечая день воскресения Христа. В первые века христианства праздновались обе пасхи. Сначала древнееврейская, потом христианская.

Когда же христианство распространилось в римской империи и стало государственной религией, был учрежден новый день недели в честь воскресения Христа под названием воскресение.

Забавно, что, борясь с религией, большевики упразднили 7 дней недели, чтобы избавиться от воскресенья и ввели так называемую шестидневку. В знаменитом фильме «Волга-Волга» мелькают титры, отмечающие дни: первый день шестидневки, второй день шестидневки и т.д.

Атеистическое новшество не привилось. Вернулась и пасха и воскресение.

Для древнеримских христиан не было большой проблемы в том, что еврейская пасха из-за перемещения фаз луны порой случалась после христианской или с ней совпадала. Таковы особенности лунного календаря. Однако после распада империи на Рим и Византию начались разногласия с определении времени праздника. Католический Рим остановился на первом воскресении после весеннего равноденствия, а православная империя составила сложный график празднования пасхи, который гарантировал, что православная пасха будет обязательно после полнолуния, чтобы не совпасть с пасхой еврейской. Поэтому дата православной пасхи снует по календарю как челнок вслед за полнолунием и бывает то ранней, то поздней, порой даже приходясь на май.

Календарные даты, конечно же, условны. На самом деле, все три пасхи и еврейская, а католическая, и православная сохранили свой весенний смысл и так или иначе расположены вблизи 21-го марта. Исход из египетского зимнего плена смерти к весне, к жизни, к воскресению.

«С радостью друг-друга обнимаем и ненавидящих нас простим» — взывают православные пасхальные песнопения.

«Христос воскресе из мертвых.

Смертию смерть поправ

И сущим во гробах

Жизнь даровав».

Считается, что после воскресения Христа все умершие рано или поздно воскреснут для будущей вечной жизни. Одним будет уготован ад, другим рай. Но это уже тонкости богословия. Люди же пекут куличи и красят в надежде на счастливую жизнь здесь и сейчас. Верующие надеются, что радость праздника с ними разделяют и умершие близкие. Хозяйки обмениваются секретами изготовления пасхи: ореховой, апельсиновой, ванильной. Не счесть рецептов пасхальной творожной массы.

Уже много лет россияне смело произносят слово кулич, не подменяя его стыдливым полузапретным советским названием «кекс весенний». Этот «кекс» власти то разрешали, то запрещали продавать с пасхальные дни, пока народ не наплевал на все их запреты и не ринулся в храмы, сметая комсомольские кордоны с радостным кличем «Христос Воскресе!»

Так кулич победил кекс весенний. Будем надеяться, навсегда.

А на небе в эти дни как и тысячи лет назад сияет созвездие Пехасиса (Пегаса), давшее название всем трем пасхам.

Пасха: сакральные свойства пасхальной трапезы

Вот-вот наступит Пасха. За время поста верующие порядком изголодались, так что сейчас мы будем растравлять их аппетит и заставлять пускать слюнки.

Начиная с первого дня Пасхи вам разрешается есть не только мясо, но и сыр, творог и яйца. Однако перед тем как съесть «пасхальную трапезу», лучше сначала освятить ее в церкви. Тогда она, по преданиям, будет обладать сакральными свойствами, о которых мы расскажем чуть позже.

Итак, печем дома кулич (можно, конечно, купить его и в магазине, но это уже легкое отступление от обычая), готовим пасху (ознакомьтесь со статьей о том, ), красим яйца. Идеально было бы сделать это в Чистый четверг, то есть в ближайший четверг перед Пасхой. В этот же день надо хорошенько вымыться. Тогда же варят знаменитый «овсяный кисель» для «ублажения» морозов и готовят всю (кроме скоропортящейся) праздничную снедь.

О яйцах. Впервые их покрасила Мария Магдалина. Именно она первая поднесла окрашенные пурпуром куриные яйца в дар римскому императору Тиберию с восклицанием «Христос воскресе!» и этой фразой ознаменовала свою легендарную проповедь. Ибо яйцо является символом гроба и возникновения новой жизни в самых недрах его; окрашенные красной краской яйца знаменуют возрождение наше кровью Иисуса Христа. Именно с тех времен верующие всегда дарят друг другу на Пасху красные яйца.

Те яйца, которые вы не успели съесть или подарить, стоит оставить на кладбище: зарыть их в могилку усопшего или накормить ими кладбищенских птиц. Тогда всем — и вам, и усопшим, и птицам — станет хорошо.

Одно яйцо отложите и спрячьте за икону, если таковая имеется. Это яйцо, по преданиям, поможет вам потушить пожар. Перед тем как бросить пасхальное яйцо в огонь, нужно три раза обежать вокруг горящего дома. Считается также, что если таким яйцом погладить по хребту домашнюю скотину, то скотина эта не будет болеть, а потомство ее увеличится.

Прочие продукты пасхальной трапезы тоже обладают почти мистической силой. Кости от пасхальных ягненка, поросенка, птицы и пр., зарытые в пашню, спасают посевы от града, засухи и наводнений. Скорлупу и крошки от пасхального кулича используют для гадания, ворожбы и лечения кожных недугов.

На всякий случай напоминаем, что всем встречным на Пасху нужно говорить: «Христос воскрес!». Встречный, соответственно, должен ответить вам: «Воистину воскрес!». После чего следует троекратно расцеловаться.

Как известно, праздник Воскресения Христова, который ещё называют Пасхой, отмечается в честь воскресения Иисуса Христа. День его празднования был установлен еще в 325 году на Первом Вселенском Соборе. В православной традиции Пасха обычно отмечается в период с 4 апреля по 8 мая.

По Российской традиции, подготовка к празднованию Воскресения Христова начиналась с Великого четверга, его ещё называют Чистым четвергом. В этот день было принято очень хорошо убрать весь дом, вымыть полы, начистить до блеска посуду и начать пригатовления к Пасхальной трапезе. Первым делом в Чистый четверг православные расписывают и красят яйца, замешивают пасху и занимаются выпечкой. Пекли на Пасху очень разнообразные изделия: это и традиционные куличи, и небольшие фигурные печеньица, и медовые пряники. Вообще кушаний готовили великое множество, из горячего на пасхальный стол подавали запеченного поросенка, ягненка или окорок, могли сделать и телятину. Таким образом, Великий четверг был полностью посвящен подготовке к празднику - дом начищали до блеска, подготавливали блюда для пиршества и украшали все весенними цветами.

Расписанные цветные яички выкладывали на огромное блюдо, покрытое зеленью проросшего овса или пшеницы. Украшался, конечно, не только дом, сам народ стремился приодеться к празднику - шили новые платья и костюмы, использовали более яркие ткани, девушки вплетали новые ленты.
Предпасхальная неделя в православной традиции называется Страстной, в это время сильно ужесточаются требования Великого поста, постепенно уходят из рациона продукты и к Великой Пятнице исчезают совсем. В эти дни постящиеся вообще не принимают пищу, дожидаясь выноса плащаницы, который говорит о том, что искупление грехов человеческих свершилось. В предпасхальные дни верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа, его прибытие в Иерусалим, казнь и чудесное воскрешение через три дня.

Пасха во всем мире связывается с множеством традиций и обрядов. Россия в этом плане не является исключением. Испокон веков к Святому дню люди готовились с особой значимостью, четко соблюдая все обычаи и приметы. Чтобы снять грехи с души православные на Руси стремились творить добро по отношению к ближним, оказывать поддержку страждущим и обделенным. В эти дни народ собирал средства, чтобы вызволить из тюрьмы людей, увязших в долгах.
Более подробно хочется остановиться на традиционном праздничном столе. На Пасху всегда готовился особый барашек из сладкого теста с добавлением сливочного масла. Эта традиция явилась символом великой жертвы Иисуса Христа во имя искупления человеческих грехов.

Еще одним традиционным пасхальным блюдом, несомненно, является кулич. Сложно представить праздник Восересения Христова без этой сладкой сдобной выпечки, творожной пасхи и крашеных яичек. В Великую Субботу в церкви после службы производилось освещение всей той снеди, которую хозяйки приготовили к празднику.

Традиционно куличи готовились в русской печке в огромных формах цилиндрической формы, которые по размерам могли сравниться с ведром. В современных духовках, конечно, сложно приготовить кулич такого размера, но традиционная форма сохранилась благодаря многообразию различных формочек, которыми изобилуют прилавки магазинов. В качестве украшения куличей и пасх использовали разноцветное пшено, а теперь его заменяют специальными цветными сахарными обсыпками. В древней Руси принято было сохранять остатки пасхального кулича до праздника Светлого Вознесения, который отмечается через 40 дней после Пасхи.

Разновидностей Пасхи великое множество. Делают ее и из сливок, и из топленого молока (тогда она приобретает красноватый оттенок), и на основе желтков, и с малиновым вареньем, и с мукой. Пасха бывает даже сырной и делается из творога, но не из обычного, привычного нам молочного продукта. На Руси творогом считалось прокисшее молоко, хозяйки собирали его в течение всего Великого поста и оставляли до Пасхи. Кислое молоко настаивалось, постепенно становясь более плотным. Именно поэтому пасха в старину получалась очень легкой, мягкой и обладала удивительным запахом.
Праздничные гуляния и пиршества длились целую неделю. За это время выпивалось и съедалось огромное количество кушаний - пасхи, куличи, крашенные яйца, поросята запеченые с орехами, колбасы, сыры и копчености. Но главным атрибутом Пасхи, конечно же, оставались яйца.

По преданию, традиция дарить друг другу крашенные яйца пошла еще со времен Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христова. Однако недоверчивый император засомневался и произнес известную фразу про то, что как яицо из белого не становится расным, так и мертвые не воскресают. И в тот же миг подаренное яичко окрасилось в ярко красный цвет. И несмотря на то, что яйца сегодня красят в разные цвета, традиционным остается цвет жизни и победы - красный.

Помимо яиц традиционным пасхальным атрибутом является по-особому освященный хлеб - артос. В современной России он раздается верующим, которые потом хранят его дома и в экстренных случаях могут съесть натощак, что приравнивается к обряду причастия. Исторически этот хлеб являлся символом человеческого единства.
Что касается пасхальных традиций не связанных с трапезой, то наиболее известной сегодня является особое приветствие. Встречаясь, верующие говорят друг другу “Христос воскресе!”, на что собеседник обязательно отвечает: “Воистину воскресе!”, после чего следует троекратный поцелуй.

Когда начинается пасхальное богослужение, все православные верующие томятся в ожидании Благодатного огня, который привозят от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Когда торжественное событие свершается, священнослужители разносят пасхальный огонь по всем храмам города, а прихожане могут поджечь от него свечи, которые потом относят домой, и стремятся сохранить Благодатный огонь в течение всего года. Кроме того, в дореволюционной России от этого огня на территории храма разжигался пасхальный костер, который являлся символом Света и Обновления.
Непосредственно же перед Воскресением Христовым все прихожане собираются в храме, откуда начинается крестный ход с праздничными песнопениями. Ровно в полночь шествие с иконами и крестом подходит к дверям храма и с этого момента начинается пасхальное богослужение.

Особое внимание во время Пасхи уделяется и колокольному звону. После долгого молчания во время Страстной недели в Пасху колокола звонят особенно торжественно и помпезно. Кроме того, верующие на протяжении всей праздничной недели имеют уникальную возможность подняться на колокольню и позвонить в колокола в честь Воскресения Христова.

Этот церковный праздник за время своего существования оброс и множеством народных обычаев. Так, в России принято в вечер Пасхи устраивать праздничные гуляния с веселыми песнями, играми, танцами и развлечениями прямо во дворе церкви. На Руси такие гуляния назывались Красной Горкой и длились порой до трех недель. Основой таких народных гуляний является огромный хоровод под народную музыку, который постепенно ускоряется и достигает своей кульминации.

Не стоит забывать и о некоторых разногласиях в народных и церковных традициях. Так, в последние полвека в России стало популярным посещение кладбища во время Пасхи и поминовение умерших, однако, Православная Церковь, напротив, говорит о том, что во время святого праздника Пасхи скорбь по ушедшим должна прекратиться и люди должны полностью отдаться празднику. А только на 10 день после Пасхи отмечается Вселенский родительский день, или Радоница, во время которого принято посещать родителей, как живых, так и могилы погибших.

И напоследок хочется рассказать о самой веселой и любимой детворой пасхальной традиции “христосоваться” пасхальными яйцами, когда раскрашенные пасхальные яички разбивают друг о друга с разных сторон, устраивая соревнования на самое сильное яицо. Дети, кроме того, любят устраивать “покатушки” и спорить о том, чье яицо укатится дальше. А в связи с тем, что пасхальные яйца на Руси всегда считались символом новой жизни и возрождения, то их часто использовали для повышения будущего урожая, просто покатав яицо по земле. Яйца клали и в руки умершим во время Пасхи, хранили дома в течение года в качестве оберега от пожаров и невзгод.

Пасха - поистине один из самых веселых и радостных праздников церковного календаря. Испокон веков в эти дни народ веселился и устраивал праздничные гуляния, на улицах царило радостное, ликующее настроение. В течение всей Пасхальной недели столы ломились от яств и кушаний, каждый гость считался званым и желанным. В эти дни сытыми и веселыми были даже нищие и убогие. Все это говорит об огромной объединяющей силе этого всеобщего христианского праздника, который одинаково пышно празднуется и в Католической, и в Протестантской, и в Православной церквях.

Пасха - один из самых светлых, радостных весенних праздников, связанный с ароматом первой зелени и свежеиспеченного кулича.

В этот день заканчивается строгий Великий пост, и организм уже более настойчиво требует вкусной и разнообразной еды, а особенно продуктов животного происхождения, без которых соблюдающие пост люди обходились долгих 7 недель.

С детства мы привыкли к многообразию пасхальных блюд - это и всевозможные мясные закуски, и обязательная ритуальная выпечка, и, конечно, отварные крашеные яйца. Но с каждым годом меню этого праздника расширяется, становится более современным и даже изысканным, поскольку к столу начали подавать рыбные закуски и морские деликатесы, готовить сытные салаты и воздушные десерты.

В старину пасхальный стол был накрыт весь день, потому что в любой момент могли зайти в гости, которые имели право подойти и отведать угощение даже без приглашения хозяев и величайшим позором для хозяйки был бедно накрытый стол. Как правило, на пасхальном столе должно было быть 48 блюд - по числу дней Великого поста.

Видимо, длительностью застолья обусловлено еще одно правило для пасхального стола - на нем обычно не бывает горячих блюд, что дает возможность хозяйке не обслуживать гостей, а вместе с ними радоваться и праздновать светлый день. Однако, подготовиться к пасхальной трапезе всё же лучше заранее.

Планируем пасхальное меню

Что и когда ты собираешься готовить, лучше планировать заранее, поскольку, во-первых, продукты, традиционные для пасхального угощения, перед праздником могут просто раскупить, во-вторых, цены на них обычно сильно возрастают.

Основное внимание следует уделить покупке яиц и мяса: мясо тебе наверняка понадобится не только для буженины, но и, возможно, для первых блюд, салатов, поэтому лучше покупать его с неким запасом, выбирая куски с небольшим содержанием жира. Замороженное мясо тоже можно использовать, хотя в идеале оно должно быть охлажденным. То же самое касается и покупки яиц: посчитай, сколько яиц тебе понадобится на выпечку, и сколько ты собираешься покрасить (обычно из расчета 2 - максимум 3 яйца на одного взрослого человека).

Не забудь купить дрожжи (для приготовления куличей рекомендуется приобретать живые) и муку. Также следует запастись всевозможной сезонной зеленью и овощами, которые в пасхальном меню дополнят плотные мясные блюда и освежат привычные салаты.

К пасхальному столу можно подать мясные закуски: буженину (кстати, ее можно есть и горячей, как основное блюдо), подчеревок, колбасы, любимый многими холодец (для разнообразия его можно сварить из птицы или рыбы), а также всевозможные рыбные деликатесы и морепродукты, которые несомненно составят конкуренцию мясу. Не стоит забывать и о салатах: лучше всего, если они не будут слишком сытными и только дополнят вкус других закусок и основных блюд, уместны тут будут овощные салаты, легкие мясные и рыбные коктейли. Кстати, если на следующий день теб не хочется есть крашенки, из них можно приготовить хороший яичный салат.

Как основное блюдо в пасхальный день можно подать запеченного поросенка, окорок и как вариант фаршированную птицу или рыбу, а также разные виды жаркого (в том числе и без мяса), всевозможные рагу и запеканки, голубцы, фаршированные овощи.

Большую роль в традиционной пасхальной трапезе играет выпечка - это и , и рулеты, и булочки, и пироги с различными начинками. На десерт также можно подать творожные пасхи и фруктовые десерты, блинчики и т. д. Куличи, которые остаются после праздника, можно разрезать на дольки и подсушить - получатся отличные сухарики, кстати, они (куличи) обязательно должны присутствовать в поминальные дни.

Особенности пасхальной трапезы

К куличу непременно подавали творожную пасху. Для улучшения вкуса в нее добавляли сладости и ароматические вещества (например, корицу), домашнюю сметану и масло. Чтобы творожная масса хорошо держала форму, ее закладывали в деревянную пирамидку и оставляли под прессом.

По бокам пирамидки вырезались буквы ХВ (Христос Воскресе), яйцо (символ жизни) и крест (символ распятия), которые отпечатывались на творожной пасхе.

Пасха - радостный и веселый праздник, воплощающий самые светлые надежды и мечты. Так пусть и блюда на твоем столе будут ей под стать!

На заметку

Не пытайся сделать все и объять необъятное. Поделись своими обязанностями с теми, с кем собираешься праздновать, поскольку большинство пасхальных блюд сложны и трудоемки в приготовлении.

Чтобы после Пасхи твои домочадцы и гости не мучились от проблем с желудком и кишечником, к сытным и жирным блюдам подавай легкие, лучше овощные или фруктовые, гарниры и закуски с большим количеством зелени, которые облегчат процесс пищеварения.

Лучше соблюдать меру в пище и напитках, тогда праздник принесет тебе только радость.

Пасха исхода.

Название праздника.

За словом «пасха» в оригинале Ветхого Завета стоит слово [пéсах] (русская форма заимствована из греческой Септуагинты — πασχα). Древнееврейское слово [пéсах] буквально означает — «перескочить через что-то», «миновать, обойти что-то», «оставить нетронутым». Таким образом, пасха — это прохождение мимо и пощада. В Библии это слово означает, с одной стороны — праздник (Пасху) установленный в память об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства, а с другой — праздничную жертву , (пасхального) агнца . Это связано с тем, что когда Ангел смерти в Египте поражал первенцев (от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота»), он не затронул дома евреев (прошел мимо, песах), двери которых был окроплены кровью жертвенного агнца (Исх.12:13). Смерть прошла мимо их. И защитила Израильтян от смерти кровь пасхального агнца. Тем самым путь для исхода был открыт. И они освободились от египетского плена. Об этом событии и должна была напоминать евреям ежегодно празднуемая Пасха.

История праздника.

Египетский фараон не пожелал отпустить порабощенный народ израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх.11:4-6). Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст.8).

Конечно, читая о десяти египетских казнях, невольно думаешь, а не было бы проще и разумней и гуманней убить фараона, чем посылать на египтян столь ужасные казни. Но здесь нужно помнить, что Бог видит и знает больше нас, Он мудрее нас. Он видит и знает все и поступает безошибочно. Все эти казни имели огромное спасительное значение. Казни египетские были как бы нападением на богов Египта. «Над всеми богами Египетскими Я произведу суд» — говорит Господь (Исх.12:12). Бог показал евреям и египтянам Свою силу, но главное бессилие и ничтожество египетских богов. Эти казни показывают Кто на самом деле Бог, которому должны служить народы (ср. Исх. 6:7; 7:5, 17; 8:22; 10:2; 14:4, 18). «Вы покланяетесь Нилу, вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, делая воду красной как кровь. «Вы покланяетесь Ра (солнцу), вы считаете, что зависите от него». И Бог как бы поражает его, превращая день в ночь. Все эти казни низвергают с пьедесталов египетских богов.

И вот наступает самое страшное десятое наказание. К этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновременно и испытание веры (Евp.11:28). Начиная с 10-го дня месяца авива (первый месяц еврейского календаря (Исх.12:2), соответствующий марту/апрелю, означающий месяц колосьев т.к. в этом месяце начинает колоситься хлеб; впоследствии (после вавилонского плена) названный нисан — месяц цветов ), каждый глава дома должен был позаботиться об агнце — годовалом, без изъянов, ягненке (детёныш овцы) или козленке — для своей семьи (Исх.12:3,5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным, не меньше десяти (ст. 4). Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Исх.12:6; Лев.23:5; Чис.9:3,5,11; сp. Втоp.16:6). Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца оба косяка и перекладину дверей каждого еврейского дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх.12:7,22).

Агнца следовало запечь (зажарить) целиком (на вертеле) — с головой, ногами и внутренностями (сердцем, почками, печенью, легкими; всё несъедобное естественно вынималось); нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (Исх.12:8,9; ср. Втоp.16:7 и 2 Паp.35:13). Готовить пасхального агнца следовало в доме (во дворе дома). Мясо агнца надо было съесть в ту же ночь с опресноками (мацой) и горькими травами (лук, чеснок, хрен, петрушка и т.д.) (Исх.12:8). Кроме того, все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь, поэтому пасхального агнца надо было есть стоя с «препоясанными чреслами, обутыми, с посохом в руках и с поспешностью» (ст. 11). Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10).

И вот ночью каждый дом в Египте не отмеченный знаком крови агнца, от фараона до последнего раба, постигло страшное горе – смерть первенцев от человека до скота. Перворожденный сын был у египтян в особой чести – он считался принадлежащим богу и священником в семье. Но больше всего этот удар поразил фараона. Ведь он считался воплощением бога, сыном бога Ра, а его старший сын был наследник престола, и тоже почитался богом. И вот в девятой казни был побежден «отец» фараона, солнечный бог, а теперь его сын наследник престола. После этого фараон не то что отпускает евреев, он их прогоняет из Египта.

Пасха эпохи Иисуса Христа.

Праздник Пасхи, именуемый также праздник опресноков ; а в настоящее время у иудеев еще и праздник свободы; праздник весны; имел историческое значение. Он напоминал об избавлении еврейских первенцев от смерти и об освобождении Израиля от египетского рабства. Пасха была одним из трех великих и заповеданных в Исх.34:23, обязательных для всех иудеев праздников. К ней относились также как к субботе. Кроме Пасхи обязательными были также Пятидесятница (евр. Шавуот – установлен в память о заключении с Богом Завета) и праздник Кущей (евр. Суккот – установлен в память 40-а летнего странствия по пустыни). Первоначально в Библии название «Песах» относилось только к вечеру с 14-го на 15-е нисан. Остальные 7 дней составляли праздник опресноков (Исх.34:18). Но на практике оба праздника слились, и в позднейшем употреблении (в I в. по Р.Х.) название «Песах» было распространено на все 8 дней от вечера 14-го до 21-го числа месяца нисана (Иосиф Флавий Древн. II, 15, 1). А «днем опресноков» стали называть не только день Пасхи, но и канун её, т.е. 14 нисан (Мк.14:12), когда в доме уже не должно было быть ничего квасного, и положено было готовить опресноки (следовательно, дней праздника опресноков было не 8, а 9).

Пасху (то есть пасхального агнца) можно было есть только на святом месте (Втоp 16:5-7). Во времена царя Иосии (639-609 гг. до Р.Х.) пасхальная трапеза совершалась во дворе храма. Позднее, когда народ перестал вмещаться там, её разрешено было вкушать в пределах Иерусалима, а в I веке и в близлежащих к нему городах и деревнях, в том числе в Вифании и в Виффагии. На праздник Пасхи в Иерусалим обязаны были приходить все взрослые иудеи мужского пола, жившие в радиусе 25 км от Иерусалима, но приходило намного больше людей. Число паломников в Иерусалиме могло составлять около трех миллионов. Все остальные иудеи, жившие далеко от Иерусалима мечтали вкусить хотя бы раз в своей жизни Пасху.

На время Пасхи паломники получали бесплатно кров и пищу. Местные жители обязаны были предоставить паломникам свободные комнаты или хотя бы позволить проводить пасхальную трапезу во дворе или на крыше дома. Часто в одной комнате собиралось по нескольку групп. Деньги за помещение брать не разрешалось, но хозяевам в виде компенсации обычно оставлялись шкуры убитых животных и сосуды от трапезы. Бедняки, у которых не было денег, получали специальную помощь на приобретение всего необходимого. Кроме того, считалось очень богоугодным пригласить к себе на праздник неимущих.

В период Пасхи во время Иисуса люди были очень разгорячены. Воспоминания об избавлении из египетского плена вызывали у людей мысли и желания о новом избавлении от Рима. Поэтому на время Пасхи в Иерусалим из Кесарии вводили особые отряды и размещали их в крепости Антония, возвышавшейся над храмом. Римляне понимали, что во время Пасхи всякое может случиться и они не хотели допустить этого.

Еврейский священный календарь является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Поэтому по отношению к Григорианскому календарю он плавает. Месяцы начинаются только в новолуние, как и Еврейский Новый год. С исходом из Египта началась для евреев новая жизнь, ознаменованная целым рядом милостей Господних к Своему народу. Воспоминание об этих событиях и составляет содержание священного еврейского календаря. И так как первое из благодеяний — изведение из Египта падает на месяц авив названный впоследствии ниссан, то он и считается первым месяцем в году. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны с 14 на 15 нисан. По иудейскому священному календарю день начинается с вечера, поэтому праздник Пасхи начинался с заходом солнца (это в 6 часов вечера), перед первым полнолунием после дня весеннего равноденствия (время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова (20-21 марта по Григорианскому календарю)).

В продолжение же всех дней Песах запрещено было не только есть квашеное, называемое по-еврейки [хамéц] (бук. заквашенное, квасное), но и держать таковое в своих домах. Поэтому к Пасхи (к полудню 14 нисан) иудеи удаляли все заквашенные продукты. К ним относится любое мучное блюдо (из любой муки), при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения. Этот процесс происходит естественным образом, если тесто долго выдерживается, или с помощью дрожжей и закваски (евр. [сеор] – основательно скисшееся тесто). Сюда относятся и напитки содержащие солод (продукт сделанный из проросших и смолотых злаков) — пшеничная водка, пиво, виски, квас. В настоящее время, хотя Талмуд требует ликвидации кусков хамец размером крупнее оливы, многие вычищают хамец до последней крошки. Поэтому религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы хамец. После наступления темноты с 13 на 14 нисана, т.е. в вечер предшествующий кануну Пасхи проводился обряд – поиск квасного (евр. [бдикат хамец]). Глава семьи читает специальное благословение «о ликвидации хамец», берет зажженную свечу (иногда еще и ложку с пером) и обыскивает дом в поисках закваски. Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку хамец чтобы формальный поиск стал действительным отыскиванием. После полудня 14 нисан (время начала принесения пасхальной жертвы в храме) и до 21 нисан из мучного разрешено есть только пресный хлеб, мацу (из муки, тщательно охраняемой от влаги), да и то только ту на приготовление которой ушло не более 18 минут. Если канун праздника приходится на субботу, то все квасное следует уничтожить до наступления субботы, оставляя лишь самое необходимое для субботних трапез. За употребление в пищу хамец и за присутствие его в доме (превышающего размер оливы) в пасхальные дни закон угрожает строгим наказанием.

После полудня 14 нисан совершалось жертвоприношение пасхального агнца. Все собирались к храму, и каждый глава семьи (или тот, кому он это поручал) участвовавший в богослужении, приносил в жертву своего собственного агнца, совершая как бы свое жертвоприношение (Заклание пасхальной жертвы поручалось обыкновенному простому израильтянину, не священнику. Это объясняется тем, что, ввиду огромного количества пасхальных жертв, священники не могли бы справиться со своей работой. Иосиф Флавий говорит ο количестве свыше 250 000 агнцев, закалавшихся в тот день. ). Пасхальный агнец должен был быть без недостатков, поскольку он являлся прообразом безгрешного Иисуса Христа. Заклание было обставлено большой торжественностью. Народ по очереди входил в храмовый двор и как только его наполнял, двери закрывались, об этом извещали тремя трубными звуками. Священники становились рядами, имея в руках серебряные и золотые блюда; у одного ряда исключительно серебряные, а у другого — золотые. Израильтянин резал, а священник принимал кровь и передавал ее соседу, а тот — рядом стоящему и т. д. Кровь выливали к подножию жертвенника всесожжения. Первая группа выходила, и входила следующая. При этом левиты пели Халлель (псалмы 112-117). Агнца уносили домой, и лишь только смеркалось его жарили на открытом огне на вертеле из гранатового дерева. После разрушения Храма и по настоящее время жертвы уже не приносятся, поэтому на центральном блюде современного пасхального ужина иудея агнца символически представляет зро́а — жареная баранья голень или куриное крыло или ножка, и сваренное яйцо, которые не употребляются в пищу.

Итак, пасхальная трапеза должна была напомнить евреям последнюю ночь их в Египте перед исходом из него. Символика пасхального обряда была следующая.

  1. Во-первых агнец напоминал иудеям о том, как их дома были защищены знаком крови агнца, когда ангел смерти проходил по Египту. И через это они освободились от египетского рабства.
  2. Во-вторых, опресноки напоминали им о хлебе, который они ели в спешке, когда уходили из египетского рабства. Тогда израильтянам пришлось бежать из Египта так поспешно, что у них не было времени испечь хлеб из квашенного теста (Исх. 12,34). Также это символически напоминает очиститься от египетской примеси, «закваски».
  3. Чаша соленой воды напоминала им о слезах, пролитых в Египте и о водах Красного моря, через которое они чудом прошли от опасности.
  4. Горькие травы (евр. [маро́р]) – лук, чеснок, тертый хрен, петрушка, листовой салат и т.д. В течение Cедера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень. Марор напоминает горечь рабства в Египте.
  5. Паста или мастика (по-еврейски [харосет] или [харошеф]) из яблок, фиников, гранатов и орехов (к которой прибавляют немножко вина и обсыпают имбирем), этот густой фруктовый соус напоминал иудеям о глине, из которой они делали кирпичи в Египте.
  6. Четыре чаши вина (смешанных с водой) или виноградного сока (для детей и недомогающих), которые выпивали на определенных этапах праздника, должны были напоминать им о четырех великих обетованиях в Исх.6:6-7

«Я выведу вас из-под ига Египтян,

И избавлю вас от рабства их,

И спасу вас мышцею простертою и судами великими.

И приму вас к Себе в народ и буду вам Богом» .

Итак, центральным моментом Песах был пасхальный ужин, называемый по-еврейски [се́дер-песах], или просто [се́дер] (бук. — порядок, чин, потому что совершался по особому чину). Ее участниками могли быть только здоровые, обрезанные и ритуально чистые. Первую Пасху времени Исхода ели стоя (Исх.12:11), что было признаком спешки, знаком того, что они, иудеи, были рабами, бежавшими из рабства. В эпоху Иисуса Христа Пасху уже вкушали лёжа за столом – это было признаком свободного человека, имевшего свой дом и свою страну. В настоящее время её едят сидя за столом. Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. Все происходило в таком порядке:

1 . В начале трапезы читали молитву Киддуш (освящение, посвящение), освящавшую праздник — это выделяло пасхальную трапезу из прочих обычных трапез. Затем наливали первый бокал вина, называвшийся чашей Киддуш. Глава семьи (или трапезы, если несколько семей) поднимал чашу и читал положенное благословение (евр. [берахот] — молитва прославляющая Бога) над вином. Евангелисты не уточняют эти молитвы, но ученые предполагают, что они не отличаются особенно от обычных еврейских застольных благословений. B Мишне даны такие молитвы, например, благословение праздника: «Благословен … избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми языками, и освятивший нас Своими заповедями…» ; благословение над вином: «Благословен Ты,Господи Боже наш, Царь вселенной, создавший плод виноградной лозы…». На эти молитвы присутствовавшие должны были ответить «Аминь!» (это знак того, что благословение произнесено также от их имени и при их полном согласии). И все пить это вино. Но не из одной чаши, у каждого была своя. Правда, глава застолья, хозяин, мог свою чашу, над которой было произнесено благословение, предложить какому-нибудь одному участнику вечери, тому, которого он хотел особенно почтить.

2 . После этого следовало первое омовение рук (оно совершалось трижды и в разные моменты).

3 . Глава семейства брал ветки петрушки или листы салата или перышка лука, опускал в чашу с соленой водой и подавал их прочим членам семейства. Положено хоть немножко этой зелени съесть. Лист зелени символизировал иссоп, которым в Египте мазали кровью косяки дверей, а соленая вода, как мы уже упоминали прежде, символизировала слезы, пролитые в Египте, и воды Чермного моря, через которые безопасно прошел Израиль.

4 . Далее шло преломление хлеба . На столе лежали три пресных хлеба (один на другом). Глава вечери брал средний, разламывал на две части, половину его отлагали до конца вечери (эта половина называлась афигомон), а остальной хлеб (без афигомона) на блюде поднимал и произносил два благословения : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий производящий все из земли…» и «Благословлен будь Ты, Отец наш небесный, дающий нам хлеб насущный днесь… ». Потом хлебпреломлялся на маленькие кусочки и раздавался присутствующим со словами: «Это горький хлеб, который праотцы наши ели в земле египетской. Пусть каждый, кто голоден, приходит и ест. Пусть нуждающиеся приходят и проводят с нами Пасху» (Сегодня при праздновании в иных землях и странах добавляется знаменитая молитва: «Ныне мы проводим его здесь, а в будущем году – в земле Израиля. Ныне мы рабы, в будущем году – свободные» ). Этот кусочек положено было съесть. И это должно было напомнить иудеям о горьком хлебе, который они ели в Египте, и то, что рабы никогда не могли съесть целый каравай хлеба, а лишь краюшку. Ритуал Седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Заповедь предписывает съесть на Седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.

5 . Затем следовал пересказ истории избавления , называемой Хаггада (объяснение). Наливали второй бокал вина, и младший из присутствующих должен был спросить, почему этот день так отличается от других и для чего все это делается, после чего глава семьи и дома должен был рассказать или прочитать всю историю Израиля вплоть до избавления из Египетского рабства, в память чего и праздновалась Пасха. Потом поднимается вторая чаша со словами: «Мы должны благодарить, хвалить, славословить…». Чаша опускалась и вновь поднималась, но еще не пилась.

6 . Затем пели так называемые Аллилуйные псалмы 112 и 113. Псалмы 112–117 у евреев всегда назывались Халлел – песни восхваления Бога. Эти псалмы в Православном Богослужении поются за праздничным полиелеем:

«Аллилуия.

Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа.

Да будет имя Господне благословенно

отныне и вовек.

От восхода солнца до запада

Славно имя Господне».

7 . После этого выпивали вторую чашу вина . Она называлась чашей Хаггада.

8 . Все присутствующие второй раз омывали руки и готовились к трапезе.

9 . Произносили благословение : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий все из земли. Благословлен Ты, о Боже, освятивший нас заповедями и позволивший нам есть опресноки». После этого участникам давались маленькие кусочки опресноков. Между кусками опресноков клали горькие травы (напр., хрен), обмакивали все это в харосет и ели. Это называлось сои и было напоминание о рабстве и о кирпичах, которые когда-то заставляли делать иудеев.

10 . Теперь начиналась собственно трапеза. Агнец должен был быть съеден весь до полуночи. Все остатки нужно было сжечь и не употреблять в обычной трапезе. Пасха не раздавалась порционно каждому члену в отдельности, ее ели сообща, и каждый брал себе, сколько хотел, но должен был съесть кусок величиной не меньше оливы.

11 . Руки омывали еще раз .

12 . Разделялся и съедался оставшийся хлеб — афигомон.

13 . Произносили благодарственную молитву с просьбой о пришествии Илии, вестника Мессии, после чего выпивали третью чашу вина, называвшуюся чашею благословения . Чашу эту благословляли следующими словами: «Благословен Ты, Бог наш, Царь вселенной, создавший плод вина».

14 . Пели вторую часть Псалмов Халлел – Псалмы 114-117.

15 . Выпивали четвертую чашу вина и пели Пс.135, известный как великий Халлел .

16 . Возносились две короткие молитвы. И на этом заканчивался пасхальный Седер.