Профилактическое занятие по воспитанию толерантности

«Все мы разные, но мы вместе!»

Цель проведения: развитие чувства единения, взаимопонимания воспитание миролюбия, принятия и понимания других людей.

Задачи:

  1. Создание психологического комфорта в образовательном учреждении как важнейшего условия эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого ребенка.
  2. Пополнение педагогической и психологической копилки новыми интерактивными методами (технологиями).

Ход занятия:

Педагог-психолог вносит глобус.

Ребята, посмотрите, что это такое, кто знает?

Это глобус, а глобус это макет нашей земли. Синий цвет на глобусе это вода (моря и океаны), зеленый цвет это леса и равнины, коричневый цвет это горы и пустыни. На нашей земле есть много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. И хотя все они разные – у них один общий дом – планета Земля. Вот послушайте стихотворение

«Мы разные»

На огромной на планете

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные, глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и хохотушки.

У одних большие ушки

У других кругом веснушки

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить.

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так прекрасно будет жить.

Вот мы и узнали, какие ребята бывают разные, но всех нас объединяет дружба (рассматривание детей, что у них одинаковое и что разное).

Рассматриваем картинки детей разных национальностей.

Ребята, а что же такое толерантность? (ответы детей)

Толерантность – это уважение, принятие, терпимость, доброта по отношению к другим. Это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям. Общаться с людьми других национальностей или с детками, у которых что-то болит, можно и нужно точно так же, как и с другими людьми.

А теперь я предлагаю вам поиграть в одну игру. Я буду вам показывать разные ситуации, если вы считаете, что в этой ситуации присутствует толерантность, поднимаете красную карточку, если нет – синюю.

А теперь давайте посмотрим на одежду людей разных национальностей и найдем сходства и отличия с нашей русской национальной одеждой.

Рассматриваем картинки. Делаем вывод, что в одежде людей разных национальностей есть сходства и отличия.

А теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется: «Котенок по имени Гав». Обсуждение мультфильма.

В завершении, я предлагаю упр. «Больше всего мне нравится делать…». По принципу снежного кома, ребенок берет в руки клубок и говорит что ему больше всего нравится делать, далее передает клубок соседу и так до конца.

Делаем вывод, что все мы разные, с разными интересами, но все мы вместе.

Подготовила: педагог-психолог, Синицына М.В.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Дружат дети всей Земли» Подготовила: педагог-психолог, Синицына М.В.

«На огромной на планете Очень разные есть дети…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о воспитании толерантности:«Все мы разные, но все мы равные».В этом году в детском саду№ 1330 был организован проект « Дети в музее». Во всех группах были созданы...

Парциальная программа по толерантности "Мы разные но мы вместе"

Проблема толерантности в педагогическом контексте в настоящее время заметно актуализируется. Значимость толерантности обуславливается потребностью в формировании толерантного сознания как условия даль...

Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество - доброта. Подрастающему поколению необходимо привить желание быть добрым по отношению к каждому человеку на земле. Занятия по толерантности в детском саду в игровой форме открывают ребятам красоту мира в его разнообразии, многоголосии, многонациональности.

Значение занятий по воспитанию толерантности в детском саду

У детей предубеждений нет. Ты открыто и искренне улыбаешься - ты хороший человек. С тобой весело играть - ты замечательный друг. Ты рассказываешь интересные вещи и помогаешь мне узнавать новое - ты прекрасный воспитатель. Ребёнок стремится к общению. И он не делает никаких предположений о людях по их цвету кожи или разрезу глаз. Можно сказать, что дети по природе своей толерантны. Их взгляды формируются и претерпевают изменения под внешним воздействием (разговоры взрослых, высказывания по телевидению, бездумно повторяемые затем старшими ребятами). Воспитание чувства толерантности - одно из требований к современному педагогу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Ребёнок выбирает товарища для игры не по цвету кожи, а по общим интересам

Российская Федерация - многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть комплектуются детьми разных национальностей. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности.

Интересный факт. На территории РФ проживают представители более 200 национальностей (этнических групп).

Все дети, независимо от национальной или языковой принадлежности, любят праздники

В современном мире актуально через работу образовательных организаций (детских садов, развивающих центров, школ). Но воспитание доброты, чуткости, терпимости начинается в семье. Деятельность педагогов в рамках духовно-нравственного развития раскрывается на занятиях в ДОУ, на консультациях и мастер-классах для родителей, в проведении праздничных мероприятий. Сейчас детям много говорят об их правах и порой забывают сделать акцент на том, что права и свободы имеет каждый член общества. Эти общечеловеческие истины об уважении личности в детском саду повторяются вместе с родителями.

Понятие толерантности шире национальной терпимости. Это доброе отношение человека к окружающим людям, чьи взгляды, религиозные убеждения, внешний вид отличаются от его собственных. Занятия по воспитанию толерантности в детском саду включают в себя вопросы национальных и культурных различий, привитие уважения к лицам разного возраста (как к пожилым людям, так и к малышам), принятие людей с ограниченными возможностями.

Толерантность - широкое понятие, а суть его - в добром отношении ко всем, кто отличается от тебя самого

Таблица: задачи занятий по толерантности в ДОУ

Вид задач На что направлены занятия
Образовательные
  • Формирование первоначальных представлений о материках и странах, о расах и народах;
  • формирование представлений о традициях некоторых народов (как правило, тех, чьими представителями являются воспитанники ДОУ): национальных праздниках, блюдах, играх, народных промыслах и ремёслах;
  • знакомство с особенностями искусства разных народов: музыкой, песнями, национальными костюмами, декоративно-прикладным искусством, танцем.
Развивающие
  • Развитие познавательного интереса у ребят;
  • развитие творческих способностей (в изготовлении поделок, рисовании плакатов, подготовке танцевальных и драматических номеров);
  • развитие речевых и коммуникативных способностей (через участие в беседах, подготовку сообщений, общение с приглашёнными гостями);
  • развитие всех видов внимания и памяти.
Воспитательные
  • Формирование представлений о правах и свободах личности;
  • воспитание уважительного отношения ко всем людям;
  • привитие терпимости к тем, кто отличается от других;
  • воспитание чувства эмпатии, желания помогать нуждающимся;
  • создание позитивного эмоционального фона в группе воспитанников.

В увлекательной игровой форме дошкольникам передаются знания о разных странах и народах

Приёмы воспитания толерантности у дошкольников

Воспитание доброго отношения к окружающим людям - часть образовательного процесса в ДОУ. Мероприятия по толерантности проводятся начиная с младших групп, воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при планировании занятий. Среди методических рекомендаций по воспитанию терпимости у дошкольников выделяют использование следующих приёмов:

  • доступная форма передачи или поиска информации:
    • познавательные беседы с детьми 2–4 лет,
    • эвристические беседы (самостоятельное решение проблем) в старших группах;
  • игровые приёмы:
    • дидактические игры («Придумай продолжение истории», «Как поступить по-доброму в ситуации…»),
    • сюжетно-ролевые игры («Путешествие в Африку/Азию/на Крайний Север», «В аэропорту», «Встречаем иностранных гостей»),
    • использование перчаточных кукол и других игрушек для проведения занятия (в младших группах),
    • создание игровых ситуаций на занятии («Полёт вокруг света»);
  • наглядность:
    • использование на занятии наглядных материалов: картинок, фотографий, плакатов, атласов и энциклопедий, глобусов,
    • посещение выставок (в краеведческом или историческом музее: экспозиции о малых народах);
  • интеграция образовательных областей (сочетание разных форм изучения материала):
    • музыка: прослушивание композиций, разучивание народных песен,
    • танец: просмотр выступлений народных ансамблей (видеозаписи), обучение характерным движениям национального танца,
    • продуктивное творчество: изготовление поделок.

Занятия по толерантности, как правило, интегрированные: дети беседуют, задают вопросы, изучают наглядные материалы и занимаются творчеством

Видео: мастер-класс «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов ДОУ иллюстрирует приёмы воспитания толерантности у дошкольников: изготовление поделок, танцевальная деятельность и музицирование в игровой форме. Ведущий мастер-класса говорит о воспитании толерантности через изучение исконно русского быта и погружение в народное творчество. Больше похоже на образовательную деятельность в рамках приобщения к русской народной культуре. Не упоминается в мастер-классе о знакомстве детей с другими народами и их особенностями. А толерантность возможно воспитать через понимание и принятие полифоничности мира.

Учитывая индивидуальный подход в воспитании детей, педагог продумывает для занятий по толерантности разноуровневые задания. Например, дидактические игры подбираются в соответствии с интеллектуальными способностями воспитанников. В средней группе можно провести игру с картинками, на которых изображены жизненные ситуации: на пешеходном переходе стоят мальчик и пожилой человек, в песочнице рядом с мальчиком плачет маленький ребёнок, девочка в национальном татарском костюме не решается присоединиться к хороводной пляске. Для ребят с низким уровнем логического мышления подготовлен второй комплект карточек: мальчик переводит дедушку через дорогу/мальчик идёт один, мальчик утешает малыша/мальчик играет один, участники хоровода объясняют девочке правила танца/хороводная пляска продолжается с новым рисунком танца. Дети получают задание - подобрать к карточкам первого комплекта правильные решения ситуаций. Ребята с достаточным уровнем интеллектуальных способностей придумывают, как детям на картинках поступить по-доброму, толерантно.

Подобным образом делятся задания творческие:

  • одни раскрашивают картинку с национальным костюмом, другие пробуют нарисовать на шаблоне узор в национальном стиле;
  • при инсценировке народной сказки роли распределяются в соответствии с умениями детей: способность выучить и выразительно исполнить текст (стишок), танцевальные сценки, песенные композиции, роли без слов с выразительной мимикой/пластикой.

Индивидуализация осуществляется в разработке заданий по интересам воспитанников. В среднем дошкольном возрасте происходит разделение предпочтений у девочек и мальчиков. Изучать костюмы, причёски, выпечку разных форм, народные игрушки и куклы увлекательно для девочек. Мальчиков можно заинтересовать национальным оружием, героическими сказками и легендами.

Девочки любят играть в куклы, наряжать их и причёсывать, для них стоит подготовить занятие о национальных игрушках

Занятия по воспитанию толерантности необходимо проводить в занимательной форме. Рассуждения воспитателя о терпимости к представителям разных народов, культур и вероисповеданий детям, скорее всего, будет непонятны и неинтересны. Следует помнить, что у дошкольников преобладает непроизвольные внимание и память. Дети концентрируют внимание на том, что удивляет и манит, о чём хочется узнать как можно больше. Яркие события, необычные занятия и весёлые игры откладываются в памяти ценным опытом. Способность к произвольному вниманию начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Поэтому занятия по толерантности в детском саду необходимо начинать с создания мотивации - стимулировать интерес дошкольников к последующей деятельности.

Важно, чтобы занятия по толерантности были интересны детям

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия по толерантности

Тип мотивирующего начала Тема занятия Возрастная группа Содержание
Изучение наглядного материала «Земля - наш общий дом» Старшая Почтальон приносит посылку на адрес группы, в ней ребята обнаруживают макет Земли. Воспитатель предлагает изучить его детям в течение нескольких минут, затем задаёт вопросы:
  • Ребята, из чего состоит макет? (Из земного шара, животных, растений и людей на нём).
  • Что поддерживает Землю на макете? (Руки людей/детей).
  • Какого цвета руки? (Белые/бежевые, коричневые, желтоватые).
  • Какого цвета кожа людей на макете? (Тоже разного, перечисляют).
  • Где на макете находится наша страна? (Показывают).
  • Одинаковые ли люди живут в России? (Нет).
«Разноцветные люди» Подготовительная В начале занятия дети рассматривают настенную карту мира (упрощённое издание для детей: обозначены океаны, материки, флаги некоторых стран). Воспитатель показывает ребятам коллаж из фотографий (рекомендуется закрепить снимки на магнитной доске), даёт коллективное задание распределить людей на группы по внешнему виду: подразумевается разделение на расы. Затем педагог распределяет фотографии на карте мира (представители европеоидной, монголоидной, негроидной рас) и просит ребят оценить, однородно ли население нашей планеты.
Создание сюрпризного момента «Здравствуй, друг!» Младшая В группу приходят гости в национальных костюмах. Это могут быть работники ДОУ, воспитанники старшей группы или куклы, которых озвучивает воспитатель. Гости здороваются с малышами, рассказывают, из каких стран они приехали, дают рассмотреть свои костюмы. Они сообщают, что хотят подружиться с ребятами и повеселиться: покажут танцы, научат своим играм.
«Хоровод дружбы народов» Средняя До занятия в спальне прячутся воспитанники подготовительной группы в национальных костюмах. После объявления темы занятия воспитатель включает аудиозапись «Мы весёлые друзья», заходят «гости» из разных стран. Они идут цепочкой, пританцовывая, выстраиваются в хоровод. Гости приветствуют ребят и сообщают, что сегодня во всём мире отмечается День толерантности. Воспитатель предлагает провести занятие в праздничной форме: послушать стихотворения о разных странах, потанцевать под национальные мелодии, позаниматься с народными игрушками.
Включение в игровую или проблемную ситуацию «Путешествие на остров Дружба» Младшая Воспитатель приветствует детей, обращает их внимание на то, как расставлены стульчики в комнате (стоят цепочкой). Звучит весёлая мелодия, воспитатель звонит в колокольчик и говорит: «Ребята! Колокольчик звучит непростой! Он сообщает об отправки паровозика со станции «Детский сад». Он поедет через весь мир - по подземным туннелям и воздушным мостам - к далёкому острову Дружба». Ребята выражают желание отправиться в путешествие и занимают места в воображаемом поезде.
«Путешествие в Китай» Старшая К ребятам приходит их давний знакомый - Мишка (младший воспитатель или другой работник ДОУ в костюме/маске медведя). Он встревожен, хватается за голову. Дети спрашивают у Мишки, что случилось. Сказочный герой рассказывает.
На днях Миша встретил на прогулке необычного медведя - белого с чёрными пятнами. Это Панда, родом из Китая. Мишка и Панда подружились, играли вместе и танцевали (герой показывает детям фотографию своего друга - панды). Но теперь он переживает, что ничего не знает о новом друге: где находится его страна, какие там живут люди, какую музыку слушают и что едят.
Воспитатель предлагает помочь Мишке и всем вместе узнать о китайской культуре и традициях.

Наглядность - одно из средств мотивации дошкольников, надо только правильно подобрать материал: для младших - картинки и игрушки, для старших - карты и фотографии

Планирование Недели толерантности в детском саду

Проведение Недели толерантности обсуждается и утверждается на педагогических советах, как правило, в 2 этапа:

  1. Озвучивание актуальных задач по воспитанию толерантности в детском саду, обсуждение даты начала Недели Толерантности, обозначение возможных мероприятий.
  2. Представление плана мероприятий (от воспитателей, социального педагога и психолога, музыкального и физкультурного руководителей) и утверждение программы Недели толерантности.

Традиционно Неделя толерантности проводится в детских садах и школах в ноябре - перед международным Днём толерантности (16 ноября).

Неделя толерантности в детском саду подразумевает проведение необычных занятий и мероприятий:

  • занятия в нетрадиционной форме (игровые, интегрированные), в том числе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий);
  • музыкальный праздник: дети готовят с музыкальным руководителем и педагогом по хореографии номера с национальными танцами и песнями;
  • краткосрочные проекты или итоговое мероприятие для долгосрочного проекта;
  • физкультурный досуг: день народных игр и подвижных забав;
  • конкурс рисунков, поделок, мотивационных плакатов;
  • мастер-классы для родителей.

В рамках Недели толерантности в ДОУ проводятся детско-родительские мероприятия

Таблица: пример планирования по Неделе толерантности

Дата Мероприятие Участники Ответственные, организаторы
12.10 Выполнение плакатов и стенгазет на тему «Дружба народов», размещение материалов в холле и рекреациях ДОУ. Дошкольники всех возрастов совместно с родителями и воспитателями. Воспитатели, старший воспитатель.
Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети». Воспитанники первой и второй младших групп. Воспитатели и музыкальный руководитель.
Консультация для родителей «Воспитание толерантности в современном обществе». Родители средней, старшей и подготовительной групп. Социальный педагог, психолог.
13.10 Совместная с родителями деятельность «Воспитание толерантности сказкой». Родители и дети средней и старшей групп. Воспитатели.
Физкультурный досуг «Подвижные народные игры». Младшие дошкольники. Физкультурный руководитель.
14.10 Просмотр презентации и мультфильма на тему «Что такое толерантность?». Воспитанники старшей и подготовительной групп. Старший воспитатель, психолог.
Музыкальный досуг «Танцы народов мира» (с мастер-классом). Родители и воспитанники младших и средней групп. Воспитатель, педагог по хореографии.
15.10 Физкультурный досуг «Спорт объединяет страны и народы». Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп. Физкультурный руководитель.
Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности». Все воспитанники ДОУ (младшие - совместно с родителями и коллективные работы). Воспитатели, руководитель художественного кружка.
16.10 Праздничный концерт, посвящённый Дню толерантности. Все воспитанники ДОУ. Музыкальный руководитель, старший воспитатель, руководитель театральной студии.

Праздничных мероприятий (концертов) может быть в планировании несколько - для младших воспитанников, средних и старших. Такая организация даёт возможность каждой группе проявить себя творчески и пригласить родителей в качестве зрителей.

Видео: праздник ко Дню толерантности в старшей группе

Самое интересное и захватывающее в концертах и праздниках на Неделе толерантности - возможность примерить национальные костюмы жителей далёких стран. Рекомендуется привлекать родителей к изготовлению атрибутов и элементов национальной одежды.

Разработка проекта по толерантности в ДОУ

Проект - форма организации познавательной активности детей, предполагающая разностороннее изучение какой-либо темы. Краткосрочный проект по формированию толерантности может проводиться в течение тематической недели в ноябре, а может быть проведён воспитателем во втором полугодии.

Требования к проведению проекта в детском саду:

  • формулировка темы и актуальных задач для её изучения;
  • определение форм изучения;
  • итоговая работа.

Во время проведения проекта с детьми 2–5 лет воспитатель озвучивает и фиксирует все данные. Старшие дошкольники побуждаются к самостоятельному продумыванию проекта, возможных способов изучения вопросов толерантности, выдвигают идеи для финального мероприятия.

Для младших и средних дошкольников итоговая работа может быть представлена как выставка рисунков на тему толерантности

В реализации проекта задействуют различные виды детской деятельности:

  • игровая:
    • проведение подвижных игр в спортивном зале и на прогулке,
    • самостоятельная деятельность в игровом уголке,
    • дидактические и настольные игры;
  • исследовательская: изучение тематических альбомов с картинками (для малышей), иллюстрированных энциклопедий, глобусов, карт, фотографий, макетов;
  • речевая:
    • чтение воспитателем стихотворений и рассказов о дружбе,
    • заучивание стишков, скороговорок, поговорок,
    • прослушивание народных сказок и преданий;
  • социально-коммуникативная:
    • проведение бесед о добре и дружбе,
    • экскурсии в музеи;
  • творческая:
    • инсценировка историй о дружбе и фольклорных сюжетов,
    • подготовка и проведение дефиле в национальных костюмах,
    • исполнение народных песен.

Разучивание стихотворений и песен - один из этапов проекта по толерантности

С воспитанниками 6–7 лет можно проводить индивидуальные проекты по формированию толерантности. Они будут актуальны для детей из смешанных семей или являющихся представителями иностранных государств. К проектной деятельности необходимо подключить родственников, чтобы ребёнок подготовил сообщение для группы о традициях в своей семье (а также показал фотографии, интересные предметы быта).

В одну группу (подготовительную) с моим сыном ходят двое мальчиков, чьи семьи приехали на работу в РФ из Вьетнама. Сын рассказывал, что в начале учебного года ребята приносили в группу фотоальбомы и рассказывали о жизни во Вьетнаме. К сожалению, родителям побывать на этом мероприятии не посчастливилось, но сын вечером поведал о неведомых (но вкусных) бань-бао, соломенных шляпах и вьетнамских игрушках-свистульках, которые можно есть. Воспитатель и родители подготовили это сообщение и знакомство группы с традициями восточной страны ко Дню независимости Вьетнама (2 сентября).

Актуальны коллективные поделки в рамках проекта по толерантности: они напоминают, что у нас равные возможности и вместе мы сделаем мир лучше

Примеры актуальных тем для проектов по воспитанию толерантности у дошкольников:

  • «Сказка учит жить»,
  • «Календарь народных примет»,
  • «Путешествуем по свету»,
  • «Как встречают Новый год в разных странах»,
  • «Как помочь ближнему».

В последнее время детские сады присоединяются к благотворительным акциям по сбору средств в пользу нуждающихся. Всё-таки детей рекомендуется приучать к подобной деятельности не сбором монеток. Можно объявить сбор игрушек и одежды для детских домов и больниц. Наш детский сад участвует в постоянном проекте «Добрые крышечки»: дети и родители собирают пластиковые крышечки от бутылок и пищевых пакетов, затем их забирают на переработку, а вырученные средства перечисляются в благотворительный фонд.

Сбор вторсырья на благотворительные нужды вдохновляет детей на добрые дела

Занятие по воспитанию толерантности в детском саду

Занятия по толерантности в детском саду проводятся в разных формах, объединяет их тематика - доброе отношение к ближним. В младших группах само слово «толерантность» в беседах с воспитанниками не звучит, с малышами говорят о дружбе, справедливом отношении к окружающим, добрых делах. Для детей 2–4 лет занятия чаще организуются интегрированные - с песнями, танцами, играми, простыми творческими заданиями. У старших дошкольников формируется способность к длительной концентрации внимания: они могут вдумчиво изучать фотоматериалы, карты. Уровень аналитических способностей позволяет детям 6–7 лет строить предположения и делать выводы. Поэтому в старшей и подготовительной группах теме толерантности посвящаются занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности).

Проигрывание ситуаций, в которых необходимо помочь ближнему, воспитывает в детях эмпатию и доброту

Занятия по воспитанию толерантности проводятся нечасто, рекомендуется включать их в календарно-тематическое планирование несколько раз в учебном году (например, в ноябре, январе и апреле). Структурные элементы занятия подвижны: воспитатель планирует формы и порядок работы с учётом конкретной группы, чтобы занятие прошло результативно. Обязательный элемент - этап рефлексии в конце занятия. С ребятами необходимо подвести итоги (старшие делают это самостоятельно), предоставить возможность высказаться - что на занятии понравилось, на что оно вдохновляет, хочется ли узнавать о толерантности больше.

К сожалению, не все воспитатели включают занятия по формированию толерантности в рабочее планирование. В саду проводится ежегодно Неделя толерантности, но этого недостаточно. К теме национальной терпимости необходимо возвращаться регулярно в образовательном процессе - это условие современной жизни.

Игровое упражнение «Озеро доброты» учит детей способам релаксации и побуждает поразмышлять о добрых делах

Длительность занятия

По нормам СанПиН, временные рамки занятия по формированию толерантности такие же, как для занятия НОД:

  • первая и вторая младшие группы - не более 15 минут;
  • средняя группа - 20 минут;
  • старшая группа - 25 минут;
  • подготовительная группа - 25–30 минут.

Занятие со старшими дошкольниками длится 25 минут, за это время воспитанники могут нарисовать и представить коллективный плакат

Таблица: временной план занятия «Передай добро по кругу» в младшей группе

Таблица: временной план занятия «День в стране толерантности» в подготовительной группе

Продуктивное творчество - один из возможных элементов занятия по толерантности

Таблица: конспект занятия по воспитанию межнациональной толерантности «Разноцветные люди» (фрагмент)

Автор Давыденко О., воспитатель МБДОУ МО Д/с №82, г. Краснодар.
Программное содержание
  • Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей;
  • воспитывать благожелательное отношение ко всем народам земли;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • расширить представления об окружающем мире и разных странах;
  • развивать логическое мышление.
Оборудование и материалы
  • Глобус,
  • фотовыставка,
  • иллюстрации для игры.
Ход занятия В.: Какие страны вы знаете? В какой стране живём мы с вами? Значит, мы… (Ответы детей).
На земле живёт много людей. Они все разные и в то же время похожи друг на друга. Чем похожи все люди на Земле? Чем отличаются люди друг от друга? Почему вы не путаете свою маму, папу и других родственников с разными людьми? (Ответы детей).
А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосам, разрезу глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На земле живут люди разных рас.
Воспитатель обращает внимание детей на фото человека с белой кожей.
В.: Он похож на нас? Какой цвет кожи? (Белый). Такие люди живут в Европе, частях Азии, Австралии.
Есть люди, у которых кожа жёлтая. Это люди, живущие в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах. <…>
Есть люди, у которых тёмная кожа, чернокожие. Эти люди живут в жаркой Африке. <…>
Большинство людей одной национальности живёт в одном месте, в одной стране.
Наша группа многонациональна. (Воспитатель предлагает детям назвать свою национальность и рассказать четверостишие на родном языке).
Все дети похожи друг на друга. Главное сходство между детьми разных стран в том, что они любят играть, веселиться, любят своих родителей, друзей.
Игра с мячом.
  • Россия - россияне.
  • Украина - украинцы.
  • Англия - англичане.
  • Америка - американцы.

Игра «Найди отличия».
В.: Вот задание, посмотрите на свои картинки. Разложите их на две стопки, определив главное отличие. (Картинки надо заранее подобрать таким образом, чтобы на них были представлены люди с разным цветом кожи. Но отличительным признаком было что-то другое, например, настроение). <…>
Дети выполняют задание и объясняют, почему так.
Воспитатель делает вывод, что ребята при выполнении задания обращали внимание не на цвет кожи, а на занятия, интересы. Дети могут быть в чём-то похожи и чем-то отличаться, национальность здесь ни при чём.

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/raznocvetnye-lyudi.html

Дидактическая игра «Найди отличия» позволяет детям увидеть, что люди разных национальностей могут иметь общие интересы и увлечения

Приведённое в качестве примера занятие можно обогатить включением в середине познавательной беседы физкультминутки (на тему дружбы). Отсутствует этап рефлексии - это минус разработки. Выводы в конце занятия воспитатель делает исключительно к дидактической игре «Найди отличия», а не к проделанной работе в целом. Занятие спланировано для детей старшего дошкольного возраста, а значит, они могли высказать в завершение свои впечатления и пожелания.

Открытое занятие по воспитанию толерантности

  • Комфортные условия для воспитанников: для них это будет обычное занятие. С детьми нельзя репетировать ход занятия, заучивать ответы на вопросы беседы.
  • Предварительная работа с детьми приветствуется: изготовление плакатов, атрибутов для игрового задания, разучивание песни или стишков.
  • Воспитатель готовит подробный конспект занятия: актуальность темы, задачи, материалы, план НОД.
  • На занятие приглашаются методисты, воспитатели из других ДОУ, родители.
  • Самоанализ. После завершения занятия дети отправляются на прогулку или в группу (с младшим воспитателем, например), а проводивший открытое мероприятие педагог выступает с кратким сообщением. Он анализирует, были ли реализованы поставленные задачи, соответствовали ли приёмы и формы работы способностям детей, как можно улучшить занятие.

Картотека тем для открытого занятия по толерантности:

  • «Новогодняя кругосветка»,
  • «Песня шагает по планете»,
  • «Каким мы видим общество будущего?»,
  • Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Татьяна Гетманская
Конспект занятия: «Что такое толерантность. Её границы» (старшая группа)

ЦЕЛЬ : познакомить детей с понятием «толерантность » , воспитание гуманности. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями . Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собственной воле добрые поступки для тех, кто в этом особенно нуждается. Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.

Задачи : создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие коммуникативных навыков, развитие мышления.

Оборудование : цветы с цифрами и буквами, карточки с изображением разных людей : дети разного возраста, разной национальности, разные взрослые, мяч, разноцветные половинки кругов, мешочек, песня «Настоящий друг» (сл. Пляцковский М., фисташки, цветик – семицветик, релакс музыка.

1. Организационный момент :

Здравствуй правая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй друг – беремся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг – беремся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.

Я рада видеть всех вас здоровыми, с хорошим настроением. И от ваших улыбок у нас расцвели цветы, целая поляна! Но полянка не простая, с загадкой. На каждом цветке цифра и буква, ваша задача расположить цветы в порядке числового ряда от 1 до 13 (дети располагают цветы по порядку на доске при помощи магнитов) . Давайте прочитаем, какое у нас слово получилось – ТОЛЕРАНТНОСТЬ . Это красивое по звучанию слово имеет не менее красивое и нужное значение, и сегодня мы узнаем, что оно обозначает.

2. МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ.

Сегодня утром почтальон принес нам письмо, давайте посмотрим, что в нем (достаю из конверта карточки с изображением разных людей : дети разного возраста, разной национальности, разные взрослые)

Кого мы видим на этих картинках? Как можно всех назвать, одним словом?

(ответы детей.) Да, это люди. А почему нас всех называют одинаково - «люди» ? Чем все люди похожи? (Ответы детей : люди имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки; разговаривают, играют, ходят на работу, в школу, детский сад, питаются, носят одежду, умеют писать, читать, поют песни, танцуют и т. п).

А что еще нас объединяет, мы узнаем с помощью

игры «Аплодисменты»

(я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все):

Любит кататься на каруселях.

Любит смотреть мультики.

Любит мороженое.

Любит играть.

Мечтает полететь в космос.

Любит животных.

Любит вкусно поесть.

Кто любит танцевать.

Ребята, а люди все одинаковые? Дети : Нет.

Конечно, нет. И сейчас мы с вами это проверим (встаем в круг) :

Выйдите в круг те, у кого темные волосы

Покивайте головой те, кто мальчики

Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глаза

Поднимите руку у кого есть сестра

Присядьте те, кому исполнилось шесть лет

Интересно, а чем еще люди отличаются друг от друга? (Поочередно выставляю модели, иллюстрирующие разный пол людей (мальчик - девочка)

Игра «Что нужно мальчикам, а что – девочкам»

На столе лежат различные предметы, которыми они пользуются чаще, чем дети противоположного пола, и разложить их на два стола, условно обозначенных моделями «мальчик» , «девочка» .

3. ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.

Ребята, вот мы с вами общаемся, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, ростом, весом, желаниями.

Игра «Наоборот» (с мячом)

Давайте подберем противоположные значения к словам : грустные – веселые, полные – худые, здоровые – больные, высокие – низкие, умные – глупые, добрые – злые, молодые – старые .

Мы все разные, у каждого есть свои особенности и мы должны уважать индивидуальность каждого человека. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.

4. СОТРУДНИЧЕСТВО. ДУХ ПАРТНЁРСТВА. ПОМОЩЬ.

Ребята, как вы думаете, что такое сотрудничество ? (участие в каком – либо общем деле)

А как вы, понимаете «дух партнёрства» ? (ответы детей)

Я предлагаю поиграть в игру «Найди себе партнера»

(каждый по очереди достает то, что лежит в «волшебном мешочке» )

У каждого из вас половинка круга, нужно сложить круг из двух половинок одинакового цвета, найти себе пару. Под песню «Настоящий друг» дети находят свои половинки. Молодцы!

Вместе со своим партнером вам надо будет выполнить следующее задание. Подойдите к столу, возьмите 1 карандаш на двоих, один на двоих лист бумаги и нарисуйте любой предмет вместе, при этом вы можете друг с другом советоваться и договариваться.

Давайте посмотрим, что вы нарисовали.

–У всех ли совпало рисовать именно этот предмет?

– Присутствовал ли дух партнерства в вашей работе?

Что вам помогло быстро нарисовать предмет? (умение договариваться, слушать друг друга, принять мнение другого)

Да ваше умение договариваться и сотрудничать помогло вам быстро справиться с этим заданием.

5. СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ.

Ребята, вспомните, из какого произведения эти строки :

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли -

Быть по-моему вели…

Дети : «Цветик – семицветик» В. Катаева

От исполнения какого желания Женя испытала наибольшее чувство радости? Почему? (она помогла мальчику Вите) . А что с ним было? Кем он был? (Инвалидом) .

Ребята, скажите, пожалуйста, что произошло с мальчиком в коляске? (Выздоровел) .

Как можно назвать такой поступок Жени (сострадание, милосердие) .

Что можно делать, имея ноги? А руки? Глаза? Уши? Голос? видите, сколько у человека возможностей? А что будет, если у человека нет каких-то возможностей (ответ детей)

Посмотрите на эти игрушки (показываю игрушки и читаю стихотворения) :

1. Вот взгляните – это ёж.

На других он не похож.

Колючки есть у всех ежей.

А этот, представляете,

Родился с шубкой из кудрей

И цветом солнца раннего.

Он был как спелый апельсин

Кудрящки так сверкали.

В лесу он был такой один ,

Все сразу замечали.

Ёж только выйдет за порог,

Смеялись даже пташечки –

Клубком кататься он не мог

Пружинили кудряшечки…

Ёж всех любил в своём лесу

Зверей, букашек маленьких,

И даже хитрую лису,

И уважал всех стареньких .

Он не такой как все ежи…

Но разве это – важное? –

Любовь, тепло его дущи

Согреют сердце каждое!

2. А это девочка – сова.

Она с рождения глуха.

У сов обычно чуткий слух,

А бедная малышка

Зароется в свой мягкий пух,

Во сне ей снится мышка.

Она хотела бы играть,

Да ничего не слышит.

Помог ей слухоаппарат,

Что подарили мыши.

Всего лишь тонкий проводок

Ей прикрепили к ушку,

И вот теперь она для всех

Весёлая подружка.

Она хохочет день – деньской

И весело играет.

А этот добрый проводок

Никто не замечает.

3. Пришёл котёнок к нам слепой.

Он грустно так мяукал.

И в тихой песенке его

Лишь жалобные звуки.

Ему надели мы очки –

Он в красках мир увидел

А то, что знатный он певец

Никто и не предвидел.

Поёт котёнок день и ночь

На дереве и крыше.

Послушать музыку не прочь

Не только птицы, - мыши!

А то, что носит он очки

Для всех друзей не важно.

В очках котёнок наш слепой

Стал смелым и отважным!

4. В лесу избушке жили мишки

Три мишки, словно в старой книжке

Он из них был бел как мел,

«Полярный» прозвище имел.

Другой медведь был с шёрсткой бурой

Хоть с той же мишкиной фигурой.

А третий медвежонок

Пандой был.

Тростник, он словно мёд, любил.

И отличался чёрно – белой грудкой

Наш добрый и затейливый мишутка.

И жили мишки очень дружно,

Любили спать, гулять, играть

И, как положено медведям,

Конфетку – лапу пососать.

И отношения медвежьи

Были так искренни и нежны,

Что позавидовать им мог

Любой в стране лесной зверёк.

Пусть шёрстка разная, ну что с того!

Они все мишки, больше ничего.

Дружили мишки и не замечали,

Что друг от друга отличались.

Ребята, Вы когда-нибудь встречали таких людей, как наши герои? (Да) .

Что вы чувствовали по отношению к ним? (Нам было их жалко) .

Хотелось ли вам помочь этим людям? (Да) .

Ребята, скажите, пожалуйста, надо быть только врачами, чтоб помогать больным людям? Может быть им нужна еще и другая помощь, кроме медицинской?

Конечно, больным людям еще нужно общение, добрые люди.

А теперь давайте подберем слова - синонимы слову «инвалид» . (Больной, нездоровый, особенный) .

Ребята, давайте на лепестках нашего цветика – семицветика напишем о том, чем мы можем помочь детям – инвалидам (например : читать и рассказывать сказки, совместно играть, сделать игрушки –самоделки, помогать передвигаться, рассказывать смешные истории и радоваться, относиться с пониманием к их личностному своеобразию и физическим недостаткам, не дразнить, не обзывать)

Игра :«Фисташки»

Ход игры:

Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое ) :

Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?

У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?

Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность,

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность .

Воспитатель : То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия. А стать толерантными нам помогут такие качества : Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

Рефлексия занятия :

Какое новое слово вы сегодня узнали?

Сейчас мы проверим, как вы поняли, что такое «толерантность » . По группе развешаны картинки , на которых изображены различные ситуации, а вам нужно выбрать подходят они к толерантности , да или нет. (дети ходят по группе берут понравившуюся картинку и говорят –Толерантност » - это ….

Какого человека можно назвать толерантным ?

А как вы думаете, вы сами толерантны ?

Толерантность -терпимость друг к другу. Все мы разные, но нужно принимать друг друга таким, какой он есть и сотрудничать.

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова :

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Литература :

1. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2008 .- 80 с.:-илл. (Программа развития) .

2. Мы разные - но мы дружим : [сборник]/ ред. О. Мяэотс. -Москва : Рудомино, 2003.-254

3. Мандрыгина Н. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников [Текст] / Н. Ю. Мандрыгина, Л. Ю. Шанина // Педагогическое мастерство : материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.) . - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 44-48.

4. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. “Жить в мире с собой и другими” - М : “Генезис”,2001.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.

Транскрипт

1 Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом 20. Открытое занятие «Воспитание толерантности» Воспитатель Подпорина А.А. 2013

2 Цель занятия: Познакомить учащихся с понятием «толерантность». Создать условия для условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировозрению). Ключевые слова: Толерантность, воспитание, умение думать, сравнивать, опыт, личность, мудрые притчи, проявление толерантности. Ход занятия Дорогие ребята, сегодня наше занятие называется «Воспитание толерантности», мы с вами научимся определять, что же такое толерантность, будем учиться думать, анализировать, делать выводы. А в начале нашего занятия я хочу, чтобы мы другу друга поприветствовали. Упражнение «Звали, зовут, будут звать» Цель: научить детей осознавать, что все люди разные, неодинаковые. Усадив детей по кругу, попросить всех по очереди, начав с воспитателя, произнести «Когда я был маленький, меня звали (Анечка), когдя я была в школе, меня звали друзья (Аня), а теперь, когда я выросла, меня зовут(анна Анатольевна). Для многих детей их имя и отчество, произнесённые вслух, прозвучат непривычно, но, выполняя это упражнение, ребенок повысит уважение к себе, даст себе ориентир на будущее, на взросление, нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижаьб. Нашу встречу я хочу начать с разговора о вечном о любви (Под тихие звуки музыки начинается сказка.) Жила на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, прожившему сто лет волшебнику: помоги мне, дедушка, выбрать подружку. Чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса не просохнет

3 Утром, когда алое солнце осветило землю, пршли Любовь в условленн6ое место Пришлаи видит: стоит пять прекрасных девушек, одна другой краше. -Вот, выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвертую Печаль, пятую Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого бы выбрали вы? Почему? (Продолжается звучать музыка и продолжается сказка) Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может быть знакомо это слово, и на первый взгляд звучит оно совсем непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек это не только образованный человек, это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития общества в целом. Что такое толерантность? Давайте послушаем, что слово толерантность означает на разных языках земного шара. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию, которую нам подготовила Саша Дикова (Показ презентации) В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

4 В арабском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском способность терпеть что-то или кого-то(быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего или кого либо). Какое из этих определений вам импонирует больше других, чем, на ваш взгляд они различаются? Что их объединяет? Почему проблема толерантности так актуальна в настоящее время? Понятие «толерантность» я изобразила в виде солнца. ваши ответы в виде лучиков. Давайте изобразим Толерантность Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; Уважение человеческого достоинства; Принятие другого таким, какой он есть; Прощение; Милосердие; Сотрудничество, дух партнерства; Сострадание; Уважение прав других. А теперь мы с вами посмотрим ролик под названием «Семья доброты». (Просмотр ролика, «Семья, добро, Ты»). Ребята, так что же главное во внутреннем мире? Упражнение «Волшебная рука». Цель: научить соотносить хорошие и плохие качества в себе. Возьмите перед вами лист желтой бумаги, обведите на листе свою руку. Напишите на пальчиках хорошие чувства, а на ладошке, то, что хотелось изменить в себе. Вам дается на задание 2 минуты (Пока дети выполняют задани, звучит музыка 10 трек) После чего идет обсуждение - 5 минут

5 Упражнение «Волшебное озеро» Цель: научить разграничивать понятие «уникальный» и «неповторимый» Сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза, и заглянуть вовнутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему, и передайте дальше. После того, как в шкатулку заглянет каждый, задаются вопросы: Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете? Как ответил вам этот человек на вашу улыбку? Как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности? Мы выяснили, что каждый человек это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в этом роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью, и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какими мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово «толерантность», то есть терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. А сейчас мы посмотрим с вами ролик под названием «Две дороги какую выберешь ты?» (просмотр ролика «Я отказываюсь верить, что я..») Какой путь для вас ребята предпочтительнее? Сделав добро, человек сами становится лучше, чище, добрее, и самые главные ценности это конечно, любовь, доброта, семья, умение прощать, любить, принимать другого человека таким, какой он есть. Упражнение релаксация «Корабль и ветер» Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился, давайте поможем ему, и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно вытяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз, я хочу слышать, как звучит ветер. А в окончание нашего занятия я хочу узнать, что вы сегодня узнали нового для себя?

6 Подведение итогов Дети по кругу рассказывают, что нового узнали, что понравилось им. И в конце нашего занятия я хочу раздать вам на память вот такие замечательные «Памятки добрых дел и добрых слов». Я думаю, что вы будете пользоваться такими вот словами в своей жизни и получить от жизни только добро и позитив! Спасибо большое за встречу.


Вайвод Наталья Борисовна МАОУ гимназия 24 имени М.В. Октябрьской г.томска ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Возрастная категория обучающихся: 11-13 лет Цель классного мероприятия: 1.Дать представление обучающимся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 23 с углубленным изучением английского языка г. Орла 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Трусова С.Ю.

Фоминская библиотека семейного чтения ЧАС ТОЛЕРАНТНОСТИ с.фоминки 2013г. Цели: Час толерантности 1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

1 Классный час для учащихся 5 класса «Законы дружбы» Учитель: Михайлова Г.В., МАОУ СОШ 17 г.улан-удэ Цель: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе; выработать правила отношений, позволяющих

Добро и зло Чтобы поверить в добро, надо начать его делать." Лев Толстой. Цель урока формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров. Задачи урока: Образовательные: Выработать понимание

Классный час «Толерантная личность» Алѐхина Наталья Анатольевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа 11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно» р.т. 75-60-31;м.т. 8029-516-67-26 «Прийти вместе это

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Толерантность Профессия: Художник

Тема классного часа: «УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ» Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно

«Толерантный Я в толерантном мире». Активное занятие для школьников 4, 5 классов. Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева» Методические рекомендации по проведению

Слово ведущему: Однажды один писатель сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова это не только урок нам людям, живущим в 21 веке, но и подтверждение

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Быть толерантным!» для обучающихся 8 9-х классов Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному

Сценарий ко Дню толерантности «Возьмемся за руки, друзья» Провела: Дукина Л.В. 16.11.17г. Люди, доброта и толерантность спасут мир! И вы нам поверить должны. Воспитание толерантности сегодня является одной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка» Разработка классного часа во 2 «В» классе на тему: «Дружба чудесное слово»

Классный час. Тема: «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?» Горбачева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 21 города Ставрополя Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность»

Российская Федерация Ямало-Ненецкий Автономный округ Муниципальное образование Ямальский район МБОУ «Мыскаменская начальная школа детский сад» Методическая разработка по психологии «День толерантности»

Загузина Гульнара Манзуровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 г. Салехард Формирование толерантности в начальной школе "Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь" Вот уже несколько лет мы живем в

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 2-Базовая школа» Разработка классного часа по теме «Толерантный человек» (3 класс) Разработку подготовила: Чаркина Т. В., учитель начальных классов первой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма Андронникова Ольга Олеговна канд. психол.

Классный час «Мы очень разные, но мы вместе!» Цели: познакомить студентов с понятием толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать

Классный час для учащихся 6 7 классов Тема: Толерантность в общении Цель: создать условия для воспитания толерантности в общении между людьми. Форма проведения: круглый стол (учащиеся разделены на группы)

ЗАНЯТИЕ Тема: «Толерантность путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Задачи:

Конспект проведения занятия по толерантности. для 1-2 классов на тему: «Учимся понимать друг друга» 1. Введение. Учитель: Давайте все улыбнемся друг другу, подарим радость. И давай расскажем друг другу

Игра-тренинг «Мы все разные, но мы вместе». Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости

Толерантность 16 ноября - Международный день толерантности Толерантность это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 19 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга Конспект интегрированного занятия с использованием интерактивных

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ Толерантность (от лат. toleraпtia терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 37 VIII ВИДА Игровое занятие (классный час) «Что такое толерантность». Подготовила:

Беседа для родителей «Формирование толерантного поведения в семье» Цель: повышение педагогической культуры родителей Задачи: -формировать умение родителей разрешать конфликт с позиций толерантного подхода;

Открытый классный час. Спешите делать добро. Цели деятельности педагога способствовать формированию чувства доброты и милосердия, нравственной отзывчивости, содействовать воспитанию чуткости и уважения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Классный час Мы все такие разные Автор работы: Балуева Г.Д., учитель биологи. г.кизел, 2013 Пояснительная записка Тема толерантности достаточно

ПЛАН-КОНСПЕКТ Предмет: русский язык Класс: 8 Тема урока: «Русской речи государь по прозванию словарь» Подготовка к сочинению на морально-этическую тему «Что такое толерантность?» Деятельностная цель: формирование

24.10.2014 года в городском КДЦ состоялось очередное районное родительское собрание «Семья и школа: воспитание толерантности», на котором обсуждалась проблема формирования в дошкольном и младшем школьном

Воспитатель Сорокина Надежда Леонидовна, средняя группа «Ромашки» Сценарий открытого мероприятия по социально-коммуникативному развитию «Планета Дружбы» Цель: Расширять представление детей о дружбе. Формировать

Филиал 3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Конспект логопедической сказки по развитию речи у детей с ОНР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» город Нефтеюганск Актуальность «В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила». (из Послания

2 «А» класс - толерантность Люди на свет рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, Нужно терпенье в себе воспитать. Толерантность милосердие Толерантность доброта души

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республика Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат» Игровой, познавательный час «Планета толерантности» Подготовили: Саюк Т.Б. 2017 год Возраст:

Занятие для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста Тема: «Мы такие разные и такие похожие» Цель: воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республика Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат» Игровой, познавательный час «Планета толерантности» Подготовили: Малишевская М.А. 2017

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 63 Приморского района г. Санкт- Петербурга КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности «Доброта и добрые дела» Образовательная

Классный час «Город Вежливости» Цели: 1. Вооружить учащихся умениями и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

«1сентября - День знаний» Идея праздника: Развивать у детей познавательный интерес к школе, книгам. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость. Формировать дружеские доброжелательные отношения между

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» «Воспитываем толерантность в себе и в детях» Консультация для родителей Подготовил:

Классный час по теме: «На Планете Толерантность» В 4 «Г»классе Цели: Образовательные: познакомить с понятием «толерантность»; выявить основные черты толерантности; сформировать правильное представление

«СПЕШИТЕ СТАТЬ ТЕРПИМЕЙ И ДОБРЕЙ» Ведущий:Добрый день. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября во всѐм мире отмечается Международный день толерантности. Это решение было принято Государствами-

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 41 «Рябинушка» 1.1.2017 Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Дорогою добра» (совместно с родителями)

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 657 Приморского района Санкт Петербурга КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДОБРОТА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 1 КЛАСС Составитель: Горбунова Любовь Иннокентьевна,

Храмова О.В., педагог-психолог, Максимова Е.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ 24», г.абакан Игра тренинг «Учимся жить вместе» (для учащихся 1 класса) Цель: Формирование у учащихся установок толерантного

Сценарий проведения занятия к Международному дню толерантности 16 ноября. для 3-4 классов. Тема: «Толерантность «Все мы разные». Оборудование: мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки со словами

"День толерантности"

Цель:

  1. знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,
  2. воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
  3. развитие коммуникативных навыков.

План занятия

Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности».

  • Что же это за слово такое – толерантность?
  • Какими чертами должен обладать толерантный человек?

Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

  • Как по другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимодоверия.)
  • 16 ноября – Международный День Толерантности.)
  • А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.

И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

I. Упражнение. «Комплименты»

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает, что дети почувствовали во время упражнения.

  • Вам понравилось это упражнение?
  • Почему?
  • Что нового вы узнали друг о друге?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

II. Беседа в кругу.

Дети садятся в круг, вместе с воспитателем.

Часто люди, живущие рядом несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают, кто, чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.

III. Упражнение. «Волшебный микрофон»

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

  • Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
  • О чем вы мечтаете?
  • Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
  • Что нового вы узнали?
  • Что вас удивило, что понравилось?

IV. Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

V. Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы узнали где ваша группа?
  • Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?
  • Как ты себя чувствовал?
  • Ребята почему вы не обращали на него внимания?
  • Хотели ли вы быть на месте вороны?
  • Тяжело ли быть не похожим на всех?
  • Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

Дети рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Мама зовет меня ласково Вовочка, когда я пойду в школу, меня будут звать Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VII. Итог занятия:

  • Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
  • Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
  • Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
  • Как вы считаете, наш праздник удался?

К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника « День толерантности » не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Итак толерантность это - уважение, взаимопонимание, доброта, доверие, взаимодоверия, терпимость, уважительно относиться друг к другу и др.

Молодцы! Посмотри солнышко засияло, оно улыбается и говорит нам:

- "Ребята будьте толерантны к друг другу! "