Программное содержание :

1. Познакомить детей с характерными признаками зимы, свойствами снега; учить устанавливать простые причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы.

2. Активизировать ласкательные существительные и обогащать словарный запас детей.

3. Развивать игровой замысел, слуховое и зрительное внимание, творческую фантазию и воображение, мелкую моторику.

4. Воспитывать бережное отношение к природе .

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы, заучивание песен, игр и стихотворений о зиме; лепка и аппликация снеговиков; игры со снегом на прогулке.

Оборудование :

Снеговик, снег, крахмал, мука, стаканчики с холодной и теплой водой.

Словарная работа :

Хмурый, веселый, пушистый, липкий, белый, холодный, скрип снега.

Раздаточный материал :

Тряпочки на каждого ребенка, листы бумаги синего цвета, тарелочки с мукой.

Ход занятия.

В.: Дети! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приготовили пальчики.

Детки в садик все пришли

И друзей себе нашли.

Будем весело дружить,

Будем дружбой дорожить.

Здравствуй, Дима, Юля, Петя,

Здравствуйте, друзья на свете!

В.: Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла в нашем городе. А о чем она, отгадайте :

Меня не растили, из снега лепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза - угольки, зубы - сучки.

В.: Что же это?

Д.: Снеговик.

В.: Почему вы думаете, что это снеговик?

Ответы детей.

В.: Сегодня в гости к нам пришел снеговик. Посмотрите на него. Мне, кажется, что он какой-то грустный. Вам бы хотелось бы узнать, почему он такой грустный? Оказывается, прилетела ворона, села прямо на плечо снеговика, клюнула и сказала, что он невкусный.

В.: Почему ворона так сказала?

Д.: Потому что снеговик сделан из снега, а снег невкусный.

В.: А что представляет из себя снег? Из чего он состоит?

Д.: Снег состоит из снежинок .

В.: А какие бывают снежинки ?

Д.: Легкие, воздушные, красивые, белые, прозрачные и т. д.

В.: А что умеют делать снежинки ?

Д.: Снежинки умеют летать , кружиться, падать, таять.

В.: А когда падает много снежинок с неба , как называется это явление ?

Д.: Это снегопад.

В.: Так значит наш снеговик красивый. Но снеговик опять недоволен, т. к. вороне он не понравился на вкус. Какого цвета снег?

Д.: Снег белого цвета.

В.: А сейчас я вас попрошу закрыть глаза и послушать очень интересный звук.

Воспитатель берет пакетик с крахмалом.

В.: Что напоминает вам этот звук?

Д.: Скрип снега.

В.: Снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится» . Когда на улице не очень холодно, то снег тяжелый, мокрый, липкий. Чем тогда любят заниматься дети?

Д.: Лепить снеговиков, разные фигуры, играть в снежки.

В.: Снег нам кажется очень чистым. Давайте рассмотрим его внимательно

Воспитатель ставит перед детьми емкость со снегом.

В.: Вы не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?

Д.: Снег холодный.

В.: Я сейчас положу вам на ладошку немного снега, а вы понаблюдайте, что с ним произойдет.

Воспитатель кладет на ладошку каждому ребенку немного снега, и все наблюдают, что происходит со снегом.

В.: Куда же пропал снег из ваших рук?

Д.: Снег растаял.

В.: Почему снег растаял?

Д.: Потому что ладошка теплая.

В.: Я предлагаю нам провести опыт. Наберу в 2 стаканчика снег, один стаканчик опущу в холодную воду, другой - в теплую. А что произойдет, мы увидим попозже. Пока снежок в стаканчиках отдыхает, мы немного повеселим снеговика.

Физминутка :

1. Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,

Снова опустились,

Покружились, покружились

И остановились.

2. Мы зимние снежинки

На облачке сидели.

Дунул ветер - полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

В.: Для нашего гостя снеговика я предлагаю сделать сюрприз - нарисовать падающий снег.

Быстрее, сильнее, снежинки кружитесь ,

Скатертью белой к столу подходите.

В.: У вас на столах разложены листы бумаги синего цвета и стоят блюдечка с мукой. Снежинки рисуем одним пальцем, обмакнув его в муку и приложив к листу бумаги. Хлопья снега рисуем указательным и средним пальцами, сложенными вместе. А снегопад получится, если дотрагиваться до бумаги всеми четырьмя пальцами.

Под музыку релаксации «Зима» , дети рисуют падающий снег,

а воспитатель читает стихотворение :

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

В.: Молодцы, ребята, все постарались. У вас получилась замечательная картина. Снеговику очень понравилась, сюрприз удался. А теперь я вам предлагаю посмотреть, что произошло со снегом в стаканчиках.

Д.: Снег в одном стаканчике, который опустили в теплую воду, растаял.

В.: Снег в теплой воде растаял быстрее. Почему?

Д.: Потому что снег в тепле тает.

В.: Рассмотрите воду, в которую превратился снег в стаканчике. Чистая ли она?

Д.: Вода грязная.

В.: Правильно, снег - это талая грязная вода, непригодная для питья человеку. У нее нет запаха, вкуса. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным. Поэтому снег в рот брать нельзя. А что может случиться, мы сейчас послушаем.

Ребенок читает стихотворение.

Белый, чистый снег идет,

Попадает прямо в рот,

Если только захочу,

Снег весь разом проглочу.

И тогда что будет, братцы!

На коньках не покататься.

И в снежки не поиграть.

И сугробов не видать,

И на лыжах не побегать.

Скучно будет всем без снега,

И поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй, я.

В.: Дети, так объясните снеговику, почему ворона назвала его невкусным.

Д.: Потому что снеговик состоит из снега, а снег грязный, холодный, без запаха и вкуса.

В.: Снеговик очень рад, благодарит вас, прощается и с собой забирает вашу красивую картину для себя и для своих друзей - снеговиков, чтобы им не было скучно и помнили о вас.

Литература :

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2005.- 240 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.- 64 с.

3. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи . Времена года. Лес. Грибы / Т. И. Подрезова. - М.: Айрис-пресс, 2006.- 256 с.

4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: «Баласс» , 2003.- 304 с.

Путешествие куклы Маши в зимний лес. Конспект

Описание работы: Предлагаю конспект НОД для детей 2 младшей группы. Он позволит познакомить детей с явлениями неживой природы в игровой форме.
Цель: познакомить детей со свойствами снега в игровой форме.
Задачи:
Обучающие: Рассказать об особенностях снега, обогатить словарь детей: снег, прозрачный, рыхлый, тает, снежок, следы.
Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность через наблюдения за ходом экспериментов.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию природы.
Интегрируемые образовательные области:
Социализация: Побуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Коммуникация: Стимулировать детские высказывания.
Познание: Обогащать знания детей.
Здоровье: Проводить физминутки по ходу занятия.
Художественное слово: Чтение стихотворения.
Под область: ФЦКМ
Оборудование: картинки о зиме; кукла Маша; магнитофон; фонограмма звуков плача; нарисованные и вырезанные следы, котенок, сугроб; изображение зимнего леса, на которое заранее крепятся нарисованный котенок, а на котенка, нарисованный сугроб, так чтобы сугроб закрыл котенка, размещаются так, чтобы в нужный момент снять сначала сугроб, потом котенка; тарелочки для опытов; макеты «лапок» из пластилина; пластмассовая игрушка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы К.Бальмонт «Снежинка», Е.Трутнева «Первый снег», загадки о снеге, пословицы и поговорки о зиме.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите какие картинки я для вас приготовила. Что нарисовано на картинках? (на столах лежат картинке о зиме)
Ответы детей: (дети высказываются, в это время включить звуки тихого плача)
Воспитатель: А кто же это у нас тут плачет? (оглядывается, ищет плачущего, и находит куклу Машу) Так это же кукла Маша! Машенька, почему ты плачешь? (воспитатель, изменяя голос, говорит за Машу): у меня есть котенок, мы с ним весело играли, а сегодня я никак не могу его найти…
Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Маше? А как?
Ответы детей: Поискать (если дети не ответят, тогда предложить: А давайте вместе поищем котенка!)

Воспитатель: Только где же нам искать котенка? Маша, вспомни, пожалуйста, где вы играли с ним… (Маша называет место в группе (например, в книжном уголке), в этом месте нужно до занятия разложить нарисованные следы)
Воспитатель: Ребята, давайте проверим может котенок и сейчас там… (идут смотреть и видят следы). Вот беда – то, котенка здесь нет, а это что? (акцентирует внимание детей на следах) ребята, посмотрите здесь тропинка, а на ней чьи-то следы! Может здесь есть и следы котенка? С помощью вот таких лапок мы попробуем узнать, пробегал ли здесь наш котенок. Возьмите в руки «лапки» и приложите их в тарелочки. У кого-то получились такие же следы? (воспитатель показывает вырезанные из бумаги следы котенка) Значит здесь пробежал наш котенок. Давайте пойдем по ним и посмотрим, куда же они нас приведут? (идут по следам и приходят к изображению зимнего леса)
Воспитатель: Вот это да! Следы привели нас в лес…
Маша: Какой красивый лес! Но какие-то не правильные в нем деревья. Это какой-то не настоящий лес…
Воспитатель: Почему же деревья «неправильные», Машенька?
Маша: Потому, что они без листьев и травы совсем нет… Везде, и на деревьях, и на дороге и на склонах, лежит что –то белое, искрящееся…
Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что это такое белое и искрящееся? (показывает на снег)
Ответы детей: Это снег.
Воспитатель : Маша, ты что никогда снега не видела?
Маша: Нет не видела, а что это такое?
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Маше, что мы знаем про снег… Смотрите, что у меня есть? (воспитатель в прозрачной колбе или стакане показывает ребятам снег)
Воспитатель: ребята, а как вы думаете какого цвета снег?
Ответы детей: Белого.
Воспитатель: Правильно, ребятки. (Воспитатель высыпает снег из колбы на пластмассовую игрушку). Смотрите, а через снег мы можем увидеть игрушку?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель: А почему мы его не видим? (Ответы детей) Это потому, что снег не прозрачный. (индивидуальные повторы детей: снег не прозрачный)
Воспитатель: Вы помните, когда мы гуляли на прогулке, мы лепили снежки?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Правильно, ребятки, молодцы! Если снег сжать в руке, можно сделать снежок (формирует снежок и показывает его детям, перекладывает снежок в плоскую тарелку и отставляет ее в сторону). А что еще можно делать из снега?
Ответы детей: горку, домик, фигурки и др.
Воспитатель: А сейчас Маша мы с ребятами приглашаем тебя поиграть…
Проводится физминутка в кругу (воспитатель собирает ребят в круг и читает стихотворение Г.Новицкой «Снежок»):
Я снежок в руках лелею
И своим дыханьем грею.
Посмотрите, мой снежок
Превратился в ручеёк!
Ах, не стойте на пути!
Он спешит весну найти!
(под слова стихотворения дети сначала как-бы лепят снежок руками, потом дышат на него, как-бы грея, потом берутся за руки и водят хоровод).
Маша: Смотрите, смотрите, а наша снежная тропинка растаяла… Почему же она растаяла?
Ответы детей: потому, что тепло.
Воспитатель: Совершенно верно, у нас в группе тепло, снег в теплом месте тает, а когда холодно, он может лежать (воспитатель снова демонстрирует изображение зимнего леса) на веточках деревьев, на тропинках, дорожках, склонах как на нашей картинке.
Маша: А теперь понятно, почему в нашем лесу лежит снег. Это зимний лес, а так как зимой холодно, снег не тает.
Воспитатель: Совершенно верно, а еще когда много снега, образуются сугробы, в таких сугробах могут прятаться зайчики, белочки, лисички и другие животные, например наш котенок (воспитатель убирает наклеенный сугроб, под ним находится наклеенный котенок). А вот и наш котенок, решил в прятки поиграть, вот мы тебя и нашли проказник (воспитатель и ребята грозят пальчиком котику) нельзя так далеко от дома убегать. Машенька проводи, пожалуйста, котенка домой, а у нас с ребятами еще много дел в группе. До новых встреч.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, с кем мы сегодня повстречались? (ответы детей: с куклой Машей.). А про что мы рассказали Маше? (про снег). Какой снег бывает? (Ответы детей)…………



Программное содержание:

Формирование элементарных представлений о живой и неживой природе.
Закрепить знания детей о свойствах воды, путём экспериментирования выявить сходство и различие пресной и морской воды.
Развивать речь, сенсорные способности, любознательность, внимание, наблюдательность, память.
Воспитывать бережное отношение к объектам природы (воде), закреплять правила поведения на природе.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Социализация».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование. Презентация «Живая – неживая природа».
Карточки для игры «Четвертый лишний».
Стаканчики для воды (по 2 на каждого ребенка: с пресной и морской водой).
Пластиковые ложечки (на каждого ребенка).
Камешки (по 2 на каждого ребенка).
Емкости для перелива воды (на каждом столе).
Демонстрационный материал: вареное яйцо, прозрачные сосуды с пресной и морской водой.
Магнитофон. Аудиозапись рассказа «Почему река обиделась».

Ход занятия:

Воспитатель и дети стоят в кругу. Хором читают стихотворение: Так бывает интересно Всё на свете наблюдать, Всё услышать и увидеть, Всё как следует понять. Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель:
Дети, сегодня мы продолжим знакомство с природой. Посмотрите на экран. Читает стихотворение Л.Дайнеко (в сопровождении слайдов). Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой, Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом. Дети, а что такое природа? Как вы понимаете это слово? (Дети высказывают свои предположения, приводят примеры). Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Живое – то, что движется, растет, развивается, размножается; а неживое – нет.

Упражнение «Живое–неживое»

Давайте, попробуем вместе разобраться, какие предметы относятся к живой природе, а какие – к неживой. Посмотрите на экран. На экране поочередно появляются изображения (звери, птицы, цветы, деревья, горы, реки, планеты..) Дети обсуждают, какая это природа – живая или неживая.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

У каждого ребенка на столе карточка с изображением предметов (живых и неживых). Задание: назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Проводится физминутка «Три стихии: земля, вода, воздух».
Воспитатель: Отгадайте мою загадку. В ней говорится о неживой природе. Кто отгадает, что это? В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. Дети, как вы думаете, можно прожить без воды? Кому нужна вода? Для чего нужна вода? Где в природе есть вода? Какая вода в реках - пресная или солёная? Какие свойства пресной воды мы знаем? Вспомните, как мы ее изучали. (Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, может течь, бывает холодной и теплой). Сегодня мы познакомимся с другой водой, водой из моря. Такая вода называется морской. Как настоящие исследователи, мы будем сравнивать пресную и морскую воду. Какие свойства похожи, и чем отличаются?

Исследование свойств воды

На столах у детей 2 стаканчика (в одном пресная вода, в другом – морская). - Есть ли запах у воды в 1 стаканчике? Во 2 –м? (Ни пресная, ни морская вода не имеют запаха) - Какая вода на вкус в 1 стаканчике? А во 2ом? (Пресная вода не имеет вкуса, а морская вода – соленая). Можно пить морскую воду? (Нет. Человек пьёт только пресную воду). - Опустите в каждый стаканчик камешек. Посмотрите, в каком стаканчике вода более прозрачная? (Пресная вода прозрачная) - Попробуйте перелить воду из этих стаканчиков в мисочку. (И пресная и морская вода может течь и принимает форму того предмета, в котором находится). Вода в реках, ручьях течет. В домах вода течет из крана. - Что можно делать и в пресной и морской воде? (Можно плавать) - Как вы думаете, в какой воде легче плавать? (ответы детей) Давайте проверим, кто из вас прав.

Опыт по погружению в воду вареного яйца

Погружают яйцо сначала в пресную, а потом в соленую воду. В какой воде легче плавать? Когда поедете с родителями на море, то под их присмотром вы можете быстро научиться плавать в морской воде. Обобщение результатов опытов: Какие свойства у пресной и морской воды одинаковые? (прозрачность, текучесть, не имеют запаха и цвета) Какими свойствами морская вода отличается от пресной? Вода нужна всем. Земля наша и все живое на ней без воды погибли бы. Воду и в реках, и морях нужно беречь, чтобы не случилось беды. Звучит аудиозапись рассказа «Как люди речку обидели» (Н.Рыжовой).

Рассказ «Как люди речку обидели»

«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди. - посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости».

Вопросы по рассказу:

1. Почему река обиделась на людей? 2. Что бы вы сделали на месте Кости?

Итог занятия:

Дети, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?

Соколова Наталья
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе «Живые и неживые предметы»

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим .

Тема : предметы живой и неживой природы .

Задачи :

Дать понятие о живых и неживых предметах , отмечая их признаки;

-познакомить с главным человеческим органом – сердцем, его ролью в жизни человека;

Учить сравнивать живые и неживые предметы , умение искать прямые аналогии к знакомым предметам ;

-формировать зачатки системного подхода к окружающему миру на основе компонентного;

Учить бережно относиться к своему здоровью.

Материал : кукла, фонендоскоп, схемы к определению живого организма (дышит, растёт, двигается, питается, зелёный лук в ящичке, картинки с изображением предметов из живого и неживого мира , по две карточки на каждого ребёнка сосхематичным изображением человека на одной и стула на другой, любая сюжетная картина, где есть изображения как живых , так и неживых предметов ; заводная кукла; учебник биологии, энциклопедия о животном мире.

Ход занятия.

Психогимнастика «Цветок» .

Тёплый луч упал на землю и согрел в земле зёрнышко (дети сидят на корточках) .

Из зёрнышка проклюнулся росток (дети поднимают голову) .

Потом вырос стебелёк (встают, тянут руки вверх) .

А на стебле вырос красивый цветок (руки над головой в форме круга) .

Нежится цветок на солнышке , поворачивает свою голову вслед солнцу (повороты головы)

1. Выявление признаков живых предметов .

Движение.

Воспитатель показывает куклу

Что это? (кукла)

На кого она похожа? (на девочку) .

Вызывает любую девочку и предлагает встать рядом с сидящей куклой.

Похожа ли кукла на девочку? Чем? (есть голова, туловище, руки, ноги и т. д.)

Чем они отличаются? (кукла маленькая, а девочка большая; девочка двигается, а кукла нет)

Воспитатель поднимает руки, ноги кукле.

Кукла двигается сама? (нет)

А девочка? (сама) .

Предлагает потрогать девочку и куклу (девочка тёплая, а кукла нет)

Почему кукла холодная? (она неживая )

Знакомство с сердцем.

У всех людей в груди есть такой орган, который помогает им оставаться всегда тёплыми. Кто знает, что это? (сердце) .

Откуда вы узнали?

Наше сердце всё время работает. Его работу можно услышать, если приложить руку к левой части груди. Давайте послушаем своё сердце (дети прикладывают руку к груди и слушают, воспитатель помогает найти нужное место)

А теперь послушайте сердце друг друга.

Можно ещё лучше услышать, как бьётся сердце, если послушать его с помощью этого предмета (показывает фонендоскоп)

Кто знает, что это? Где вы его видели?

Воспитатель предлагает 2-3 детям послушать сердце через фонендоскоп

Как вы думаете, у куклы есть сердце? Давайте послушаем (1 ребёнок слушает)

Услышал ли ты стук сердца? (нет)

Вот почему кукла не может двигаться. У всех живых организмов есть сердце, оно заставляет их двигаться. Сердце нужно беречь, чтобы быть здоровым и долго жить. Нужно больше гулять, двигаться, заниматься спортом. Но всё время бегать и прыгать нельзя, нужно и отдыхать. Давайте проверим, как будет работать ваше сердце, когда вы будете двигаться. Возьмём с собой куклу.

Физкультурная пауза под музыку (танцевальные движения) .

После физкультурной паузы воспитатель предлагает снова послушать работу сердца.

Как стучит сердце? (сильнее)

Почему? (сердцу пришлось трудиться больше, чтобы двигались ваши руки и ноги)

Воспитатель приглашает детей сесть.

Вы устали?

По чему видно, что вы устали? (часто дышим)

Послушайте, а кукла дышит? (нет)

Почему она не дышит? (она неживая )

Как вы думаете, вы всегда будете такими или изменитесь? (вырастем)

А кукла вырастет? (нет) Почему?

Все живые организмы растут , а неживые – нет .

Вырастут ли шкаф, стол, стул?

Что вам нужно делать, чтобы скорее вырасти? (хорошо есть, много спать, заниматься спортом)

Какие живые предметы вы можете назвать ?

Что могут делать живые предметы ? (показ схем и проговаривание)

Когда вы подрастёте и пойдёте в школу, то много узнаете о живых организмах на уроках биологии, прочитаете вот в таких учебниках и книгах (показ учебника биологии, энциклопедии)

Механизмы.

У меня есть ещё одна кукла (включает механическую куклу)

Эта кукла живая? Но ведь она двигается.

Кто ей помогает двигаться? (механизм, который придумал человек)

Какие ещё предметы с механизмами вы видели и знаете? (дети называют)

Они живые ? (нет)

Почему? (они не растут, не питаются, двигаться им помогают механизмы)

Растение – тоже живой организм.

Скажите, что ещё есть такое, что растёт, питается, дышит, но не умеет ходить и бегать. Эти предметы есть в группе (комнатные цветы)

Цветы, деревья, трава – это растения. Они тоже растут, дышат, питаются, но не могут двигаться. Они тоже живые (показ ростков лука и сравнение, каким он был неделю назад)

У растений нет сердца, но им помогают расти корни, которые находятся в земле, и питание растения получают из земли, когда человек их поливает и удобряет.

Можно ли научить цветок ходить?

Подумайте, как можно сделать так, чтобы цветок подвигался по комнате или оказался на улице (взять его в руки и выйти с ним) .

Некоторые цветы сами передвигаются, когда растут, только это не заметно (показать ползущее комнатное растение)

Д. игра «Живое – неживое »

Воспитатель предлагает детям работу в парах : разложить картинки с изображением разных предметов на соответствующие карточки – на карточку со стулом неживые , а на карточку с человечком живые .

Итог : проверить друг друга.

Работа с картиной.

Воспитатель предлагает вниманию детей картину, где есть живые и неживые предметы .

Объясняет, что когда мы спрашиваем о живых предметах , то говорим : «Кто это» , а если о неживых – «Что это»

Задайте мне и детям правильные вопросы, показывая на предмет .

Правильность постановки вопроса дети оценивают сами.

Итог занятия .

Что нового вы узнали?

Назовите признаки живых предметов и неживых (можно воспользоваться схемами) .


«Проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Подготовил воспитатель МБДОУ «Детский сад №306» г.о. Самара
Клименкова Наталья Вениаминовна.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента
Задачи:
Формировать у детей мышление, фантазию, воображение
Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков, символов, моделей, схем) познавательный опыт
Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать
Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира
Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
Тема проект: « Лаборатория неживой природы» Тип проекта: информационно-исследовательскийДлительность проекта: долгосрочныйУчастники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой? Так как ребёнку дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности развиты недостаточно.
1 этап реализации
План работы по реализации проекта
Тема Содержание
1 неделя «Вода»
1.Ознакомление с водой Игра "Сквозь сито"
Рассказ воспитателя о воде.
Чтение стихов о воде. Просмотр мультфильмов «Секреты воды» 2011г. «Опыты с водой» Фиксики-советы. Галилео. Эксперименты. Подвижная игра «Песчинки» (под музыку в ритме вальса).
2 неделя «Воздух»
Ознакомление с воздухом "Игра с соломинкой" Просмотр мультфильмов. «Воздух для вдохновения».Смешарики.Чтение сказки «Добрый воздух».
4 неделя «Температура»
Ознакомление с температурой (теплом) Игра «Тепло-холодно»; "Чудесный мешочек" Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»
Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром.Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки» Цель: Дать представления о тёплой и холодной цветовой гамме.
4 неделя «Песок»
Ознакомление с песком. «Песочные струйки» «Чудесные фигурки»«Солнечная сказка на песке». Занятие по песочной терапии
5 неделя «Глина»
Ознакомление с глиной Чтение сказки Ф.Кривин «ГЛИНЯНАЯ СКАЗКА»; Рассказ воспитателя о глине и о глиняных игрушках. Рассматривание игрушек. Просмотр презентации «Всё о глине»
6 неделя «Свет»
Ознакомление со светом Рассказ воспитателя для чего нужен свет. Чтение: «Сказка про лучик».
Итоговое занятие: «Чей опыт познавательней».
Родители совместно с ребёнком показывают опыт.
Работа с родителями Изготовление родителей совместно с детьми книжек самоделок. Фотовыставка. Консультации для родителей по теме: «Неживая природа»
Цели проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; обогащение представлений малышей об объектах неживой природы; развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Задачи проекта: -расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух - его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
2 этап работы над проектом

Исследуемый объект или явления
Название мероприятия(опыта, эксперимента)
Цель опыта
Материал, оборудование
1. Вода 1. "Узнаем, какая вода"
Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется. Две одинаковы емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водойнабор мелких цветных предметов.
2. "Вода - волшебница"
Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус). Три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.
2. Воздух 3."Что в пакете?"
«Масса воздуха»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Доказать, что воздух имеет массу. Полиэтиленовые пакеты.
Закрепляем два одинаково надутых шарика на стержне, уравновешиваем их. Иголкой проколем один из шариков, то есть выпустим воздух. Увидим, что равновесие изменилось.
3.
Температура
5."Горячо-холодно"
Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Расширять представления о температуре как свойстве окружающих предметов и веществ.
Ёмкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.Иллюстрации по теме, детская энциклопедия
4. Песок 6. «Песочные струйки"
Наблюдение «Следы на песке».
Вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.
Познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. .Пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
5. Глина 7."Узнаем, какая глина" Знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется). Кусок глины; емкости(ведерко);вода.
6. Свет 8."Что в коробке?"
Наблюдение «Гори-гори ясно!»
Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью. Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
Дать представление о том, что Солнце – самая близкая к нам звезда, имеет форму шара, является источником тепла и света. Развивать любознательность, мышление, умение вест диалог с педагогом, интерес к художественному слову.
Расширять представления о возможностях теневого театра. Развивать воображение, мелкую моторику. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.
Белый фон, фонарик.
7. Итоговое занятие 9. «Чей опыт познавательней». Родители совместно с ребёнком показывают опыт.

Литература:
1. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Бережная Н.Ф. // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59. 2. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Грабенко Т.М.// Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 293. Кривин Ф. «Глиняная сказка»
4. Масленникова О.М., Филепенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».
5. Сказка «Добрый воздух» Ирис Ревю
6. Стихи о воде. МаршаловаТ.; ИзвозниковТ.; АндрееваМ.-Доглядная; КрынинаО.; НекрасовН. 7. Стихи про песок: Шамрова Е.; Балдина К.; Кашлев С.
8. Экологические сказки о воде./ ВахрушеваЛ.В. //Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие- М.:ТЦ Сфера,2011.


Приложенные файлы