Большинство родителей придают большое значение обучению своих детей, стремясь сделать из них выдающиеся личности. Но при этом не всегда четко осознают свою роль в процессе школьного обучения, зачастую допуская ошибки в воспитании ребенкаВ современном обществе придается большое значение образованию и полученным оценкам, а вовлеченность родителей в учебный процесс часто соотносят с успехами их детей в школе. Следствием этого является то, что многие родители с головой уходят в воспитание детей, тратя на это немалые деньги, время и нервы.

Но при этом не всегда получают ожидаемый результат, о чем свидетельствуют неудовлетворительные оценки. По свидетельству экспертов в области образования, отсутствие вознаграждения за вложенные усилия зачастую связано с непониманием родителями своей роли в обучении детей, что приводит их к ошибкам, мешающим учебе. В одних случаях это поступки, связанные не столько с учебой, сколько со стилем воспитания в семье, а именно, столь часто повторяющиеся ошибки, как излишняя опека, отсутствие ограничений, отрицательное отношение ко всему или дурные примеры.

А другие частые ошибки связаны с незнанием наиболее подходящего ответа на вопросы вроде: должны ли родители учиться вместе с детьми? Помогать им с выполнением домашних заданий? Проверять выполнение домашних заданий? Проверять и исправлять школьные задания перед их сдачей детьми? Награждать за хорошие оценки? Давать дополнительные задания, если учитель не очень требователен? Нанимать репетиторов? Контролировать ход учебы? Беседовать с преподавателями? Стимулировать участие во внешкольных мероприятиях?

Исходя из своего профессионального опыта, Жоан Доменеч (Joan Domènech), директор колледжа им. Fructuós Gelabert в Барселоне; Бенжамин Монтенегро (Benjamín Montenegro), член психологического совета по вопросам развития личности, и Анхель Перальбо (Ángel Peralbo), руководитель подросткового отдела в психологическом центре им. Álava Reyes, считают, что самыми распространенными оплошностями родителей в области школьного образования и воспитания являются следующие.

1. Выступать в роли учителей

Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы. И все же психологи, педагоги и преподаватели единодушны во мнении, что нельзя одновременно быть родителями и учителями, в том числе и потому, что это чуть ли не ежедневно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей. Анхель Перальбо поясняет, что, кроме того, что «если с малолетства дети привыкают к тому, что кто-то их опекает, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учебе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате чего у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить».

Бенжамин Монтенегро подчеркивает, что «роль родителей заключается в контроле за тем, что работа выполнена, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий, не касаясь содержания, потому что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения». Но эксперты предупреждают: это отнюдь не означает, что если ребенок спросит своих родителей о чем-то, чего он не знает или не понимает, они не могут направить его по пути, который поможет ему найти ответ.

А в тех случаях, когда ребята испытывают трудности с учебой, когда им нужны дополнительные занятия, повторное объяснение материала, эксперты советуют прибегнуть к помощи репетитора или педагога-психолога.

Жоан Доменеч считает, что родители должны следить за учебой детей, но при этом подчеркивает, что есть целый ряд дисциплин, преподавание которых относится к компетенции школы, и если родители пытаются это сделать, то тем самым нарушают учебный процесс. «Родители не должны обучать своих детей умножению, потому что этим занимается школа. А вот чем действительно должны заниматься родители, так это вместе со своими детьми использовать математические знания в повседневной жизни, особенно при совершении покупок и т.д.».

2. Стремиться сделать из своих детей Эйнштейнов

«Характерной чертой современной семьи является стремление к чрезмерному стимулированию своих детей, начиная с самого раннего возраста, с тем, чтобы они быстро развивали свои способности, что выливается в чрезмерное количество развивающих игр, в обучение чтению и письму, начиная с четырех лет, и запись в различные кружки для развития их способностей», — считает Доменеч.

Директор колледжа объясняет, что это стремление пораньше накачать детей знаниями приводит к чрезмерному стимулированию, которое, отнюдь не способствуя ускоренному обучению и выявлению талантов, обычно влечет за собой контрпродуктивные последствия, проявляющиеся в отсутствии внимания, неспособности сосредоточиться, гиперактивности…

С другой стороны, это стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем.

«Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения», — утверждает психолог Анхель Перальбо.

Бенжамин Монтенегро приводит в качестве примера родителей, заставляющих участвовать во внешкольных мероприятиях детей с плохой успеваемостью.

«Некоторым детям в школе тяжело даются иностранные языки, и при этом их еще записывают на внешкольные языковые курсы; другие, у которых проблемы с математикой, после занятий в школе вынуждены отправляться на занятия музыкой и сольфеджио. В итоге, дети страдают от переизбытка знаний, а также от того, что не оправдывают возложенных на них ожиданий», — предупреждает он.

3. Сводить все к учебе

Воспитатели уверяют, что студенты часто повторяют фразу: «Мои родители интересуются лишь моими оценками, до остального им нет дела». Эта жалоба не всегда объективна, но психологи уверяют, что она точно отражает происходящее в некоторых семьях, в особенности, когда возникают трудности или дети не добиваются ожидаемых результатов в учебе. «Учеба занимает самое большое в семейных заботах и, как следствие, в ежедневных разговорах. Многие родители ставят учебу во главу угла жизни своих детей. Хотя занятия и играют важнейшую роль в жизни детей, не следует забывать и многих других аспектах развития, как, например, спорт, игры и культурные мероприятия, досуг, планы на будущее и семейные дела, друзья, общественные отношения, личные привязанности внутри семьи и за ее пределами…»,— продолжает Перальбо.

4. Награждать за хорошие оценки

Обычным способом родителей воодушевить своих детей на учебу является обещание им дорогих подарков в случае хороших оценок. Но специалисты в области образования считают это ошибкой. «Если мы будем прибегать к стимулам подобного рода, то значит что-то идет не так, потому что ребенку не нужно материальных наград за обучение. Лучшим стимулом для них должно быть открытие нового, преодоление трудностей и развитие своих интересов», — считает директор школы им. Fructuós Gelabert. Воспитатели считают, что хорошие оценки достойны того, чтобы их похвалить, одобрить и даже отпраздновать, но только не покупать, потому что ребенок тут же становится рабом материальных стимулов. И если, несмотря на обещанное вознаграждение, он не получит хорошую оценку, его разочарование будет еще большим, поскольку, помимо неудачи в школе, он к тому же останется без подарка.

Психолог Бенжамин Монтенегро особенно предостерегает от нереальных наград, как, например, обещание купить мопед подростку, завалившему семь предметов, в случае, если в итоге он исправит положение. «Это явный перебор, вызывающий разочарование у ребенка и зачастую ставящий в неудобное положение самих родителей, когда их сын узнает, что они пообещали ему награду, предварительно поговорив с учителем и узнав, что, весьма вероятно, ему придется остаться на второй год», — уточняет Монтенегро.

В исключительных случаях награда за хорошие оценки может быть оправдана. «Например, если ученик, страдающий дислексией, без специальной подготовки получит хорошую оценку на экзамене по языку».

Что касается оценок, Монтенегро отмечает еще одну частую ошибку родителей: поспешные решения. «Увидев оценки, мы тут же начинаем высказывать свое мнение, положительное или отрицательное, что неправильно. Вместо этого надо поразмыслить два-три дня, поостыть и принять взвешенное решение», — поясняет он. Воспитатели подчеркивают, что вместо выволочек за плохие оценки, родители должны учить детей преодолевать разочарования и неудачи, помочь им разобраться в причинах и принять правильные решения в будущем.

5. Выдавать лень за нервное расстройство

Как считают эксперты, еще одна часто повторяющаяся ошибка родителей состоит в том, чтобы пытаться объяснить школьные неудачи своих детей нервными расстройствами.

«Многие дети неспособны совершить надо собой усилие, чтобы приготовить домашнее задание, или просто учиться, в силу своей лености. Но это просто незрелость, а не нервное расстройство. Иногда эту леность пытаются представить как последствие разочарования или стресса, хотя на самом деле речь идет о нехватке самостоятельности», — подчеркивает Монтенегро.

И добавляет: доказательством этого является то, что эти ребята, которые не в состоянии прилежно учиться, также не могут содержать свою комнату в порядке, сделать бутерброд или разогреть еду, когда приходят домой после учебы.

Анхель Перальбо подчеркивает, что во многих случаях «ошибка родителей заключается в следующем: они не осознают, что причиной лености и отсутствием мотивации к учебе является использование практически всего времени на досуг и развлечения, в особенности на столь распространенные сейчас технические новшества, которые не дают заниматься другими делами».

Монтенегро считает также ошибочным, когда родители приглашают репетитора с тем, чтобы он контролировал выполнение детьми домашних заданий и сам процесс обучения. «Репетитора надо приглашать для решения конкретных задач, а вовсе не для того, чтобы делать домашние задания вместе с ребенком, поскольку в таком случае он так и останется незрелым и будет надеяться на других», считает психолог.

6. Нетерпеливость

Анхель Перальбо относит к частым и весьма нежелательным ошибкам также стремление добиться слишком быстрых результатов в учебе, не понимая, что это длительный процесс. Нетерпеливость родителей, по мнению экспертов, выливается в стремление добиться, чтобы дети как можно обучились иностранным языкам, стали читать и писать до поступления в начальную школу, овладевали математическими операциями, опережая школьную программу. «Это стремление научить побыстрее и как можно большему количеству предметов в высшей степени ошибочно. В Дании и других странах с хорошо налаженным образованием дети учатся грамоте в возрасте семи лет», — подчеркивает Жоан Доменеч.

Перальбо добавляет, что эта нетерпеливость родителей приводит к тому, что они сильно расстраиваются при столкновении их детей с первыми трудностями в учебе или первыми плохими оценками. Родители забывают при этом, что трудности и ошибки присущи обучению, а детям в первую очередь нужны спокойствие и настрой на упорную работу в течение всего школьного года. «Родители не должны рассматривать неудовлетворительные результаты как неудачу, потому что это приводит к снижению самооценки детей, все более ослабляя их способности», — указывает специалист.

7. Не придерживаться школьной методики

Обуреваемые нетерпеливостью, некоторые родители пытаются научить своих детей читать и считать своими собственными методами, дают им дополнительные домашние задания, не учитывая того, что тем самым, возможно, нарушают педагогический ритм школы. «Родители должны определиться с выбором школы, осознать, что согласны с ее подходами к учебному процессу, а затем работать параллельно, помогая своим детям в учебе, но при этом относясь с уважением к школьной методике, действуя в одном направлении с учителями, а не противореча им», — отмечает Доменеч.

8. Переносить свой опыт на детей

Другая достаточно распространенная ошибка родителей заключается в механическом перенесении собственного опыта обучения на своих детей. «Школа сильно изменилась, и дети тоже. И то, что нравилось тебе или то, чему ты тогда обучался, совершенно необязательно будет гарантией успеха для твоих детей», — предупреждает директор школы им. Fructuós Gelabert. Анхель Перальбо также считает, что во многих семьях «по-прежнему преобладают надежды родителей на учебу своих детей, чем предпочтения или способности последних», и многим ребятам приходится изучать то, что нравится их родителям.

9. Подвергать сомнению действия преподавателей

Не поддерживать учителей, постоянно проявлять свое несогласие с педагогом в присутствии детей - еще одна ошибка некоторых родителей. «У преподавателей уже нет былых возможностей по поддержанию дисциплины в классе, и крайне нежелательно, что родители, вместо того, чтобы поддержать их, выступают против, а ученики, пользуясь сложившейся ситуацией, манипулируют ими и натравливают одних на других, хотя цели у родителей и преподавателей одни и те же», — говорит Перальбо. При этом психолог добавляет, что учителя зачастую руководствуются приукрашенным представлением о своих учениках, зачастую не зная, как они ведут себя дома. «Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учениками может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свое поведение», — отмечает он.

10. Выступать в роли детективов

Монтенегро считает, что еще одна ошибочная позиция родителей заключается в том, что они становятся детективами. «Некоторые родители выясняют, как выполняются домашние задания и прочие работы, а также даты экзаменов через социальные сети, или через родителей других детей, но это порождает лишь недоверие, ничего не решая», — поясняет он. Его совет заключается в том, чтобы вместе с ребенком проверить расписание дня и задания, выполненные по каждому предмету. Эксперты не советуют осуществлять полный контроль над выполнением школьных заданий, постоянно проверять, что читает или смотрит ребенок, уверяя, что лучше наблюдать за ним на удалении, предоставив ему определенную самостоятельность. А если родители все же решают проверить знания ребенка, Монтенегро не советует делать это в устной форме, а написать три-четыре вопроса, потому что «обычно устных экзаменов не проводится, и хотя ребенок даже может устно ответить на вопрос, потом он все равно плохо изложит это в письменной форме или совершит множество орфографических ошибок».

11. Решать организационные задачи

Как считают воспитатели, еще одна ошибка родителей заключается в решении организационных задач своих детей. «В семь вечера ребенок говорит, что закончился тонер, и он не может распечатать работу, которую ему нужно сдать на следующий день, и мы посылаем деда в магазин, чтобы он купил необходимый картридж», — приводит пример Монтенегро, подчеркивая при этом важность того, чтобы дети привыкали сами решать свои проблемы, «даже если они сдадут работу позже и снизят за это оценку. Ведь чем позже вы подадите декларацию о доходах, тем выше будут штрафные санкции, сколько бы вы ни объясняли, что банк прислал ваши счета с задержкой. Такова жизнь, и люди должны учиться организовывать ее и решать свои проблемы с самого раннего возраста».

Педагоги также не согласны с позицией некоторых родителей, которые всегда оправдывают перед учителями ошибки и неудачи своих детей, всегда ссылаясь на какие-то внешние причины или трудность задания, ставя под вопрос компетентность учебников или даже самого преподавателя.

12. Связывать наказание с выполнением домашнего задания

«Он наказан, делает уроки» или «пока не сделаешь задания, не подойдешь к телевизору», эти фразы часто можно услышать во многих домах. По мнению педагогов, их следует искоренять. В первую очередь, указывают они, потому, что домашние задания должны выполняться в спокойной, а не нервозной обстановке. Во-вторых, цель должна состоять в том, чтобы дети получали удовольствие от чтения и учебы, а не воспринимали это как наказание. И, наконец, они также не должны рассматривать чтение или выполнение домашних заданий в качестве необходимой платы за просмотр телевизионных программ, возможность поиграть или встретиться с друзьями.

Но некото-рые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегчен-но вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязан-ностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объ-ясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролиро-вать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя. Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему ребенку, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Один из родителей рассказывал, что, когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Придя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка, «родители - это первые и наиболее влиятельные учителя для своих детей». У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше - около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить ребенка самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

    По русскому языку

Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

    Задачи по математике

Учите читать и представлять как происшествия. Выполните чертеж. Найдите вспомогательное действие, если задача в два и более действия. Уточняем, о каких величинах идет речь. Ребенок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к слу-чаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими де-лами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивнос-ти ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно рабо-тать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т. е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги не-обычайно важны: от них зависит, возможно, вся его школьная жизнь.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс, т. е. важно не просто проконтролировать результат ра-боты, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе!

Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.

Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

Очень важным моментом является выработка привычки к не-укоснительному выполнению домашних заданий:

  • какая бы погода ни была;
  • какие бы ни шли телепередачи;
  • чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправда-ния невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка.

При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом; сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготов-ление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторон-ние дела.

Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учи-тельница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась, к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или доче-рью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас мож-но успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое глав-ное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с урока-ми? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются вы-полнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распреде-лять время самостоятельно.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошиб-ки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Поэто-му, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного слу-чая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

Родительское собрание на тему: «Как родители могут помочь своему ребёнку хорошо учиться»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Расширять объём знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

Убедить родителей, что соблюдение режима дня – важнейшее условие успешной учёбы ребёнка;

Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: круглый стол.

Перед родительским собранием проводится опрос детей и родителей:

Легко ли быть учеником?

Чтобы учение было успешным…

Что обеспечивает успех урока?

Почему мы хотим, чтобы ребёнок хорошо учился?

Что способствует повышению успеваемости дома?

Заранее проводится анкетирование родителей:

1. Поддерживаете ли своего ребёнка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и вашего мужа (жены)?

6. Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок (или, что читали ему вы)?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

10. Любит ли ваш ребёнок учиться?

Ход собрания

    Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы предлагаем вам вступить в диалог о проблемах младших школьников. Как помочь детям хорошо учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.

    Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

Каждый из нас, встречая на своём пути что-то новое, не всегда сразу справляется с возникающими трудностями. Также и наши первоклашки.

Как только ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе. В вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование (так же, как у вашего ребёнка). Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет.

(Родители называют переживаемые ими чувства. Задание позволяет выявить трудности и проблемы в семьях, обсудить эти проблемы в ходе собрания).

А сейчас посмотрим видеоматериал о том, какие чувства переполняли ваших детей, когда они пошли в 1 класс.

(Включается видеозапись высказываний детей о чувствах, которые они испытывали, идя в 1 класс)

    Лекция «Как помочь ребёнку хорошо учиться».

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе. Это очень напряжённый период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объём нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребёнку: принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками; подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно. «Дети активные существа…А если это так, то следует создать им организационную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа – это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений, навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться(желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому, у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности. Но многие родители знают по опыту, что со временем, начиная со 2 класса, интерес к учёбе пропадает. Почему это происходит? Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется всё больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки. Родители должны сразу посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растёт, дети из-за неудач теряют интерес к учёбе и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учёбе очень важно создать атмосферу оптимизма. Надо сказать ребёнку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывают радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Если ребёнок не может сконцентрировать свои силы на учёбе, необходимы специальные упражнения. Но они должны быть разумными. Не надо без конца повторять одно и тоже плохо выученное задание. Ребёнок должен просто справиться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребёнок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребёнок в школе развил по возможности свои способности. Но всё же будут дети, которые при всём своём старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать вам, родителям? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Ребёнок не понимает требований, которые вы ему предъявляете. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни их возраст, ни индивидуальные возможности. Ребёнка с малых лет включают в мир ценностных ориентаций, принятых среди взрослых людей. Престижные установки и ожидания должны обязательно присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития ребёнка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Поэтому вместе с учителем нужно постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, помочь им утвердиться им на этом поприще. Надо хвалить за каждый. Даже самый скромный успех. Если дети полностью теряют интерес к учёбе, становятся упрямы, то большей частью от того. Что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя замечено и устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже если учитель к ним внимателен. Они постоянно сравнивают себя с одноклассниками, им кажется, что из-за плохой успеваемости их меньше уважают. Родители должны найти все пути для самоутверждения ребёнка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому или в саду. И как часто дети, у которых были трудности в учёбе, потом прекрасно проявляли себя в профессиональной деятельности. Нередко признание успехов в практической области способствует пробуждению интереса к теоретическому знанию. Нормально, если ребёнок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес. Нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребёнка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные ребёнком в школе, могут пригодиться им дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или с их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности, они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть возможность указать детям на то, что при изучении не особенно интересных предметов они могут так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учёбе. Кроме того, решающую роль играет и отношение родителей к учёбе, их пример (курсы повышения квалификации). Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят своё любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будут вызывать доверие у детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию. Вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учёбы атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в тоже время и последовательной требовательности? Как помочь ребёнку хорошо учиться?

Помощь родителей идёт в трёх направлениях:

Родители организуют режим дня;

Проверяют домашние задания;

Приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% детей слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родители должны иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время. Конечно, иногда приходится просить сына или дочь помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – её посылают погулять с младшим братом.

В зависимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного вида деятельности на другой, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно дело, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнять просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только я начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Напр., дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу. Надо будет пойти в магазин. Вот я тебе деньги положила». Или сыну: «Заканчивай делать примеры. Через 10минут будем накрывать на стол».

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно тем, ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка - не доводить начатое дело до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего школьного возраста, у которых начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

Режим предусматривает обязательное пребывание детей на свежем воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Т.о., родители должны понять, что их главная задача – помощь ребёнку мл.школьного возраста в организации свободного времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

Родителям необходимо контролировать выполнение дом.заданий школьниками. Прежде всего. Необходимо постоянно следить за записями дом.заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример. Вспомни, как ты проверял решение таких примеров в классе. Каким способом можно проверить. Есть у тебя ошибка или нет?» и только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задаёт на дом 2 столбика примеров, родители заставляют выполнить 4 – лучше будет знать! Причём всё это делается за счёт свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким неинтересным трудом. Дорогие родители, если вы даёте дополнительные задания своему ребёнку, то, пожалуйста, согласовывайте с учителем количество и содержание их.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей такое желание вызвано неумением их переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал делать уроки. В первом классе за уроками дети сидят не более 1 часа. Долго сидеть за уроками – не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напр., написал ребёнок строчку и начинает вспоминать, что было сегодня в классе, опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш…Это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1 классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, начинают кричать на ребёнка, называть его тупицей. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребёнку в учении.

Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

    Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

    Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

    Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

    Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Не ругайте, а учите!

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности . Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто

Анкетирование родителей:

    Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?

    Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

    Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

    Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?

    Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

    Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

    Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок?

    Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

    Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

    Любит ли ваш ребёнок учиться?

Все семьи живут по своим правилам, которые создавались не день, не два и даже не один месяц. Ячейка общества, в которой есть дети школьного возраста, - это группа людей с устоявшимся образом жизни. К тому моменту, когда ребенок приступает к учебе, родители уже выработали свой алгоритм влияния на чадо.

Насколько их метод эффективен и действенен, покажет школа. Она станет лакмусовой бумажкой, которая продемонстрирует, все ли правильно делают родители, воспитывая своего подросшего малыша. Но если они уже задаются вопросом о том, как помочь ребенку лучше учиться, значит, они где-то что-то упустили. Причин низкой успеваемости может быть несколько, и не все из них являются результатом детских недоработок.

Правило № 1

Не знаете, как помочь ребенку лучше учиться, быть более ответственным, самостоятельным, волевым? Отпустите его, дайте ему свободу и право выбора! Да, поначалу он сделает миллион и еще одну ошибку, он получит двойку за отчетную контрольную работу, он пойдет гулять в куртке не по сезону, замерзнет и, возможно, заболеет, он когда-то останется голодным и потеряет свои карманные деньги. Все это станет причиной того, что он будет учиться самостоятельно выживать.

Если он не пройдет все эти этапы в детском возрасте, когда психика гибкая, а ребенок сумеет адекватно отреагировать на проблемы, ему придется справляться со всем этим в сложном пубертатном периоде, а то и вовсе будучи взрослым.

Чья проблема: мамы, папы или ребенка?

Прежде чем приступать к решению проблемы, важно в принципе определить ее. Поэтому не всегда нужно искать способы, как помочь ребенку лучше учиться в школе, нужно понять, кому это вообще нужно. Выяснить, действительно ли ребенок не успевает с освоением учебного процесса, или так только кажется его родителям.

Нынешняя образовательная программа сильно отличается от той, по которой учились мамы и папы, а уж тем более бабушки и дедушки современных школьников. Изменились подходы к пояснению материала, способ подачи материала, а самое главное - система оценивания. Родителям важно понимать это, прежде чем требовать от чада исключительно высоких баллов по всем предметам. К тому же они просто обязаны выяснить для себя самих: кому нужны хорошие оценки - им или ребенку, для кого это станет предметом гордости, доказательством успешности, «билетом в будущее»? Возможно, их сыну или дочери комфортнее находиться на уровне твердого хорошиста, а, загоняя его (ее) в ряды отличников, родители делают собственного ребенка несчастным, изможденным и безвольным человеком?

Коротко о главном

Когда школьник действительно нуждается в помощи со стороны, важно научиться тому, как помочь ребенку лучше учиться. Советы по решению этой проблемы мы приведем в виде списка, также ниже разберем некоторые пункты более подробно:

  • совершенствование навыков самостоятельности;
  • организация правильного распорядка дня;
  • создание личного пространства;
  • полноценное питание;
  • восполнение образовательных пробелов;
  • моральная поддержка и психологическая помощь в случае необходимости.

Обеспечив ребенка этими необходимыми условиями, родители вряд ли вернутся вновь к вопросу того, как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Дети, которые умеют, не прибегая к помощи взрослых, решать собственные проблемы и не остаются наедине с реальными трудностями, растут самодостаточными и целеустремленными, способными справляться с посильными нагрузками, что в принципе зависит от их родителей.

Выясняем причину неуспеваемости

Если родители не знают, как помочь ребенку учиться хорошо и легко, им нужно для начала определиться с причинами его плохих оценок. Далеко не всегда это лень или непослушание. В случае, когда мама обеспечила своего малыша всем необходимым, но его отметки в школе все равно остаются на среднем уровне, а то и вовсе уверенно стремятся к неудовлетворительным, ей нужно задуматься, почему такое происходит.

Возможно, причина кроется в проблемах с друзьями, одноклассниками, учителем. Выяснить это довольно просто: если ребенок отмалчивается и не дает исчерпывающего ответа на поставленные вопросы, можно сходить к классному руководителю, пообщаться с профильными педагогами. Проблема может быть весьма будничной и незаметной близкому окружению - семейные неурядицы (развод родителей или просто напряженная обстановка между ними, другими родственниками), усталость, болезнь и даже недопонимание одного из предметов, что влечет за собой неуверенность в себе. Но как помочь ребенку хорошо учиться во всех этих случаях? Сейчас выясним.

Когда нужна реальная помощь в учебе

Неудача может выбить из колеи любого взрослого, что уж говорить о детях, с их хоть и гибкой, но довольно неокрепшей психикой. Окончив сравнительно несложные младшие классы, ребенок сталкивается со множеством новых для себя трудностей и испытаний. Меняется кабинет, в котором он учится, классный руководитель, появляются малознакомые предметы, каждый из которых ведет отдельный педагог. Как помочь ребенку лучше учиться, если для него все эти новшества стали преградой и испытанием?

Можно давать ему с собой на уроки нечто, связывающее его с более простым и благополучным временем младшей начальной школы. В этот период особенно важно следить за успеваемостью ребенка. Малейший пробел в его знаниях, возникший в результате недопонимания одной темы, повлечет за собой проблемы с изучением материала в будущем.

Вот очень хорошая рекомендация о том, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, - нужно «подтянуть» уровень его знаний там, где он недостаточный. Каждая мама сама решит, как это сделать - самостоятельно или с помощью репетитора.

Учимся играючи

Безотказным способом того, как помочь ребенку лучше учиться, есть превращение скучного образовательного процесса в игру хотя бы отчасти. Конечно, родителям, которые не являются по своей специальности и душевному призванию педагогами, трудно будет превратить решение каждой задачи в эффектное действо, а написание диктанта в удивительное сказочное путешествие, однако они могут в игровой форме и в привычной домашней обстановке подтянуть уровень знаний своего ребенка. Что для этого нужно сделать?

  • вспомнить знакомые с детских лет игры в слова, города, испорченный телефон - они отлично стимулируют память, логику, речь;
  • приобрести хорошие настольные игры вроде «Скраббл», «Эрудит», «Монополия», «Пойми меня»;
  • провести элементарные уроки химии, физики, биологии, а также продемонстрировать несложные, но наглядные опыты (визуализация процесса диффузии с помощью воды и марганцовки, выращивание кристаллов из обычной соли, выявление клеток на луковой чешуйке убедят любого ребенка в том, что наука может быть интересной).

Кроме того, детей лучше не задаривать однотипными игрушками вроде машинок и кукол. Головоломки, наборы для творчества и рукоделия принесут ему гораздо больше пользы.

Тайм-менеджмент - недетское понятие, полезное для ребенка

Никакие способы, как помочь ребенку лучше учиться, не будут действенны на практике, если день школьника перегружен задачами, а время его учебы, дополнительных занятий, хобби, отдыха и праздного ничегонеделанья не согласовано. В детском распорядке для всех дел нужно найти подходящее время:

  • подъем и утренний моцион;
  • учеба;
  • отдых;
  • кружки, секции, хобби;
  • домашняя работа;
  • вечерние дела, общение с родителями, игры;
  • отход ко сну.

Эти пункты могут быть скорректированы под персональный режим конкретного ребенка, но важно, чтобы этот самый режим в принципе был налажен. Отсутствие распорядка дня и хаос в жизни утомляют детей, в итоге они не могут сконцентрироваться на учебе, не выполняют домашнее задание и начинают отставать в школьной программе от более организованных сверстников.

Негативное влияние имеет не только чрезмерная занятость малыша, но и избыток свободного времени. В первом случае малышу приходится испытывать просто колоссальные нагрузки, которые его истощают морально и физически, а во втором дело приходится иметь с тем, что ребенок начинает придумывать дела самостоятельно. Безусловно, детям необходимо давать несколько часов в сутках, которые они будут проводить лишь по своему усмотрению, но когда им приходится проводить подобным образом весь день, это редко кончается чем-то хорошим.

Путь к успешной учебе через желудок

Ни для кого не станет секретом тот факт, что растущему организму необходимо питаться рационально и разнообразно. Если ребенок недополучает каких-либо микроэлементов, недоедает, он не только не набирает вес - напрямую страдает его мозг.

Поэтому, до того как помочь ребенку хорошо учиться с помощью разнообразных педагогических методик, нравоучений, наказаний или поощрений, нужно его хорошо накормить. Многие слышали о том, что быстрые углеводы способствуют улучшению работы головного мозга, но они дают кратковременный положительный результат.

Шоколадки и конфеты не придадут детям ума, но «подарят» существенные проблемы со здоровьем. В рацион нужно включать продукты, обогащенные витаминами группы В (хлеб темных сортов, зелень), также в меню обязательно должны быть каши, молоко, куриное мясо, рыба, говяжья печень, свежие овощи и фрукты, орехи.

Организация пространства - это важно

Рассматривая советы, как помочь ребенку лучше учиться в школе, невозможно обойти стороной проблему нормализации детского быта. Что это значит? А то, что ему элементарно должно быть удобно учиться, отдыхать и спать. Родителям следует побеспокоиться о том, в каких условиях живет их ребенок: на какой спит кровати, насколько качественное освещение в помещении, где он читает и пишет, соответствует ли его росту рабочий стол и стул.

Здоровый сон позволяет отдохнуть детскому организму, а значит, дает возможность ребенку набраться сил для нормального усвоения новой информации, к тому же во время ночного отдыха происходит систематизация полученных в течение прошедшего дня умений и навыков. Детская спальня - не место для включенного телевизора и семейных посиделок.

Мотивация и демотивация

Нужно ли платить ребенку за хорошие оценки? Ну кто из родителей не задавал себе подобный вопрос? Проблема монетизации хороших отметок в школе стоит на данный момент очень остро во многих семьях. Одни родители считают, что это - отличный выход из ситуации, поясняя свою точку зрения тем, что ребенок, желая получить больше карманных денег, будет хорошо учиться. Другим кажется такое воздействие однобоким, мол, что взять со школьника, если он недостаточно хорошо старается? Ведь просто не давать ему денег - это не достаточно эффективная мера наказания.

Хорош ли данный мотивационный способ вообще, и что делать, если он уже не действует? Как помочь ребенку хорошо учиться? Советы психологов на этот счет вполне однозначны - покупать оценки ребенка изначально не имеет смысла. Это не воспитает в нем здорового честолюбия, напротив, посеет в его душе нездоровый интерес к деньгам, а получение нормального образования он будет воспринимать не как средство достижения будущих жизненных целей и планов, а как обязанность, за которую ему должны платить. А что будет, когда родители не смогут выделить из собственного бюджета нужную сумму на такую «зарплату»?

Роль школы в учебном процессе

Педагоги нередко жалуются на то, что дети совершенно не хотят учиться. Они неусидчивы, своевольны, часто гиперактивны, а родители не желают или не могут повлиять на своих отпрысков.

В современной системе образования учитель перестал быть воспитателем и наставником, его воспринимают лишь как человека, призванного, чтобы изложить предмет школьнику. Роль школы как инструмента педагогического влияния практически нивелировалась, в этом во многом виновны сами мамы и папы, ревностно защищающие детей от наказаний и критики со стороны преподавателей. Прояснить рамки дозволенного может только родительское собрание. Как помочь ребенку хорошо учиться, подскажет и классный руководитель, и другие педагоги, ведь они видят всех детей в действии, замечают их ошибки и недоработки.

Сколько бы ни сетовали родители на школу, но в плохих оценках их ребенка, скорее, виноват он сам. Конечно, полностью исключать несправедливое и предвзятое отношение педагога к ученику, увы, нельзя, но в преимущественном большинстве случаев учителя заинтересованы в том, чтобы их подопечный по максимуму овладел изучаемым материалом.

Не действие к руководству, но повод для размышлений

Напоследок приведем читателям мнение опытного семейного психолога, доказавшего на практике основательность и рациональность своего подхода как к детям, так и к их родителям в решении самых разных проблем, в том числе и с учебой. Его зовут Михаил Лабковский.

«Как помочь ребенку хорошо учиться?» - это вопрос, на который Михаилу приходится отвечать едва ли не ежедневно. По его мнению, ребенка нужно просто перестать контролировать и опекать, дать ему возможность самостоятельно выбрать свой путь, даже если он будет в корне неверным и пагубным (с точки зрения взрослых).

Лабковский считает, что главное - это счастье и самореализация ребенка, а не то, как он учится; что хорошие оценки - это чаще стремление родителей, но никак не самих детей; что малыши не должны быть исполнительными и послушными, ведь это свидетельствует об их подавленной психике. Лучшим наказанием, с его точки зрения, будет временное изъятие гаджетов - телефона, планшета, гейм-бокса и других игрушек, которые не несут в себе практически ничего полезного, являясь лишь способом развлечения. Также он убежден, что современные дети должны больше заниматься активными коллективными играми.