Стало днем первого революционного шага женщин – работницы текстильных и обувных фабрик Нью-Йорка вышли на митинг с требованиями сокращения длительности рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и т.д. В 1857 году рабочий день женщины мог достигать 16 часов, а оплата труда была минимальной, в то время как аналогичный мужской труд оценивался намного выше. В этот день образовался первый женский профсоюз, которому предстояло бороться за права женщин в трудовом коллективе.

Несколькими годами позже, в Копенгагене, на Международной конференции женщин Клара Цеткин предложила проводить ежегодный женский день, который стал бы призывом к женщинам всего мира. Лозунги о борьбе за равноправие, уважение достоинства, мир и прочие революционные призывы прозвучали на том заседании, где было принято праздновать такой день 19 марта. В течение трех лет после съезда праздник проводился в разные дни, но в 1914 году было решено провести Международный женский праздник – с тех пор дата осталась неизменной.

Постепенно праздник терял свой политический характер, его сделали нерабочим днем, а в советские годы в этот день проводили собрания, где руководство чествовало заслуженных работниц, и докладывало о том, реализация политики государства в отношении женщин.

Сейчас на 8 марта принято дарить женщинам цветы, подарки, организовывать корпоративные мероприятия, поощрять их денежными вознаграждениями. Вместе с , когда поздравляют мужчин, праздник стал днем, когда даже малыши в детском саду готовят утренники для своих , а дети поздравляют мам, сестер и подруг. Вручить хотя бы символический подарок считается обязательным, а девочки уже с детства знают, что в этот день надо быть самой красивой, и можно ждать от мальчиков подарков и внимания.

По аналогии с Днем матери 8 марта принято ходить в гости к бабушкам, поздравлять их, устраивать застолья с обильными закусками, сладостями и спиртным. Женский праздник ассоциируется с наступлением весны, свежестью и возрождением природы от зимней спячки, поэтому он уже жизнерадостный, веселый и оптимистичный.

История праздника 8 марта уже перевалила за вековой рубеж. Естественно, за такой срок успела сложиться история и традиции, которые касаются и подарков, и празднования Международного женского дня.

Какие традиции 8 марта можно отметить, как самые распространенные или самые интересные?

Традиции женского дня в России

Наш народ любит этот праздник и с удовольствием его отмечает уже не одно десятилетие. Какие обычаи сложились вокруг российского 8 марта?

  1. В этот день поздравляют всю прекрасную половину , без разделения на возраст и статус. Свою долю подарков получают и совсем маленькие девочки, и юные девушки, и дамы постарше, и пожилые женщины.
  2. Традиционный подарок в этот день – цветы . Они могут быть и в букетах, и в вазонах. Это может быть роскошный дизайнерский букет, и трогательная веточка мимозы, но цветы на 8 марта, практически, обязательный подарок.
  3. В этот день женщин традиционно освобождают от всех женских хлопот по дому . Раньше за плиту становились мужчины, они убирали квартиру, собственноручно пекли торты и всячески старались честно исполнить ту часть домашней работы, которая, обычно, является женской прерогативой. Сейчас многие мужчины идут по пути наименьшего сопротивления, ограничиваясь походом в ресторан или заказом еды на дом, для того, чтобы не заставлять любимую в праздник заниматься хозяйством.
  4. Традиции 8 марта затрагивают и подарки. Когда-то в их качестве выступали почетные грамоты за производственные и профессиональные успехи, затем праздник стал менее политизированным, а подарки – более праздничными. Сейчас на 8 марта традиционно дарят женщинам украшения, аксессуары, одежду, красивое белье. Дурным тоном является дарить на 8 марта предметы кухонного обихода – кастрюли, сковороды, чайники, прихватки и фартуки. Лучше подарить бытовую технику, если вы обязательно решили осчастливить любимую чем-то крайне полезным.
  5. Еще одна традиция российского 8 марта – выходной в этот день . С тех пор, как этот праздник объявили нерабочим днем в 1965 году, он является законным выходным для всей страны. И ни одно правительство в эпоху перемен не посягало на эту нерушимую народную традицию – праздновать 8 марта широко и с размахом.
  6. Традицией можно назвать обязательно поздравление женщин на рабочих местах и в коллективах . Каждая компания и офис готовится к этому дню по-разному. Где-то устраивают целую вечеринку, наполненную весельем и сюрпризами, где-то ограничиваются выходным для женщин. Где-то просто дарят небольшие букеты цветов или милые сувениры, но 8 марта в каждом учреждении и на производстве, женщины получают внимание, поздравление и комплименты.
  7. Можно отметить и кулинарные российские традиции 8 марта . Традиционные десерты – торты или пирожные, легкие фруктовые суфле или низкокалорийные фруктовые салаты – являются обязательной частью угощения. Ведь женщины любят сладкое. Также в большинстве семей стараются приготовить салаты или блюда с первыми весенними овощами – ведь так хочется побаловать себя тем, от чего отвыкли за зиму: свежими огурчиками, помидорчиками, упругой салатной зеленью.

Традиции 8 марта в других странах

8 марта отмечают на территории бывшего СССР практически повсеместно. Украина и Белоруссия, Узбекистан и Казахстан, Киргизия и Таджикистан – все эти страны празднуют 8 марта, и их традиции мало чем отличаются от российских. Все-таки, мы долго были одной страной, с общим культурным пространством, и сходными традициями празднования этого дня. А как обстоят дела в дальнем зарубежье? Ведь с 1977 года 8 марта получил от ООН статус Международного женского дня. Какие традиции 8 марта присущи другим странам?

  • Во Вьетнаме этот день является выходным и празднуется повсеместно . Ранее этот был памяти отважных сестер Чынг, которые боролись против вторжения Китая во Вьетнам, и храбро погибли, предпочтя смерть плену. В прошлом веке этот праздник плавно видоизменился, и теперь Вьетнам отмечает 8 марта, как Международный день борьбы женщин за свои права.
  • 8 марта празднуют и в Китае . Это день в этой стране является выходным, но только для женщин. Мужчины продолжают работать. Китаянки в это день встречаются с подругами, ходят в кафе и по магазинам, в общем, стараются побаловать себя, любимых. А мужчины вечером готовят обязательную «Тыкву верности». В блюдо входит множество различных ингредиентов, которые составляются в целую композицию внутри тыквы.
  • Франция , как и положено стране либеральной, этот праздник не празднует, а проводит в этот день специальные мероприятия, что-то вроде благотворительных базаров . Собранные деньги перечисляются в фонд матерей-героинь, для того, чтобы те смогли отправиться в отпуск.
  • А вот темпераментная Италия, хотя и не объявила этот день выходным, все же не осталась в стороне от празднования. В этот день итальянки собираются женскими компаниями, встречаются в барах, общаются и угощаются . А вечером отправляются на дискотеку или в клуб. Тем более, что в Риме мужские стрип-клубы в этот день предлагают женщинам бесплатный вход.

8 марта богат традициями, но самая главная из них: особое внимание к женщинам со стороны мужчин. Берегите своих женщин, поздравляйте, дарите цветы и подарки, балуйте их, и не только 8 марта, но и во все остальные дни.


Как ни странно, из всех праздников, установленных во времена коммунизма, ни один не вызвал в последние годы столько эмоций, споров, критики, сколько 8 Марта. Одно из первых положений неписаного "катехизиса", которое осваивали неофиты начала 90-х годов: "8 марта не праздник, и отмечать его нельзя".

По правде сказать, в нашем посткоммунистическом сознании Международный женский день уже давно не ассоциировался ни с какими международными делами, а стал просто Днем матери (сестры, бабушки, учительницы...).

Тем удивительнее те бурные эмоции, с которыми о 8 Марта писали некоторые уважаемые православные публицисты. В деле спасения нет мелочей. В одном детском, но вполне серьезном христианском стихотворении есть такие строчки: "Не бывает маленького ада за миниатюрные грехи". Если празднование 8 Марта и в самом деле греховно, то об этом надо сказать во всей полноте нашей Церкви. А если нет – то тему следует закрыть и обратить внимание верующих на более серьезные проблемы, коих у нас, увы, по-прежнему очень и очень много.

Видимо, наиболее последовательно и аргументированно позицию противников 8 Марта изложил диакон Андрей Кураев – вероятно, самый известный православный публицист современной России. В нашумевшей книге "Как делают антисемитом" этому празднику посвящена отдельная глава под названием "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Отец Андрей имеет счастливый талант не оставлять равнодушными своих читателей. Есть у него и горячие поклонники (как в Церкви, так и вне ее), и не менее горячие противники (опять-таки по обе стороны церковной ограды). Вот и эта статья (равно как и книга в целом) вызвала бурную реакцию, где порой эмоции перевешивали аргументы. Вполне ожидаемо было и то, что в определенных кругах книжку попросту обозвали "юдофобской". Но нам, православным, важно не в чьих-то пристрастиях и антипатиях разбираться, а определиться – в самом ли деле праздник 8 Марта недопустим для православного человека?

Отправной точкой для отца Андрея стал тот факт, что выбор 8 марта как даты "женского дня" не имеет исторического обоснования: "ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта". К сожалению, это утверждение неверно. Еще в школе нам всем рассказывали, что именно 8 марта трудящиеся женщины в одной из стран Запада поднялись на борьбу за свои права. Или в изложении современного журналиста, "согласно официальной, широко известной версии "женский день" был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату" и т.д. Так что официальная версия существовала.

Другое дело, что исторические события в основе праздника 8 Марта давно ушли куда-то на периферию сознания и никого в эпоху позднего коммунизма уже не интересовали. Социально-политическое измерение праздника, во всяком случае в быту, было напрочь забыто. Дети, даря цветы "Марьиванне", не задумывались ни о ее зарплате, ни о продолжительности рабочего дня. Но идем дальше. Раз сколько-нибудь значимых событий в истории в этот день не происходило, пишет отец Андрей, стало быть, мы лишь "статисты, приглашенные на праздник", а организаторы 8 марта "празднуют нечто совсем иное". "Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков", которые и запустили этот праздник"? – задается вопросом автор. И более чем смело заявляет: "Роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален… Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья"". Спорить с тем, что евреи играли колоссальную роль в европейском революционном движении, – смешно (как пишет цитируемый отцом Андреем протоиерей Сергий Булгаков, которого никак не обвинишь в антисемитизме: "Еврейская доля участия в русском большевизме, увы, непомерно и несоразмерно велика"). И этот факт заслуживает серьезного осмысления.

Но отец Андрей, блестящий полемист, оказался заложником собственного остроумия. Каламбур про "мононациональный Интернационал", конечно, удался. Но сразу хочется спросить отца Андрея: а как же Энгельс? а наши отечественные "бесы", гениально описанные Достоевским? а потомок Рюрика Кропоткин? а князь Бакунин? а Софья Перовская? а Плеханов? а Ленин? (Впрочем, Ильича, пожалуй, можно зачислить в евреи – из-за не то дедушки, не то прадедушки Бланка, правда, выкреста – но не зайдем ли мы в таких копаниях слишком далеко?).

Увы, отец Андрей собственную шутку воспринял как исторический факт и отправную точку для дальнейших построений. "Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд… И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки… Революция, как известно, живет религиозным пафосом… И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха? Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк.

Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь. Много веков назад она спасла свой народ от тирана". Увы, несмотря на "подозрительную" фамилию и участие в революционном движении, Клара Цеткин, обычно ассоциируемая с учреждением 8 марта, – чистокровная немка. Выросла в традиционно лютеранской семье (папа преподавал Закон Божий и играл на органе в кирхе). Правда, замужем за евреем Цеткиным. Но достаточно ли мужа-еврея, чтобы строить столь смелые предположения о горячем желании самой Цеткин увековечить память Эсфири?

В новом издании отец Андрей отчасти скорректировал свою позицию. Теперь уже речь о том, что "Интернационал оказался довольно мононационален " (курсив наш), не говорится и о еврейских корнях Цеткин. Но сама идея: 8 марта = "праздник Пурим, пусть даже под другим названием", все равно отстаивается. Нетерпеливый читатель в этом месте может поинтересоваться: а когда же будет про 8 марта? При чем здесь Эсфирь, немка Клара Цеткин и ее еврейский муж? Ведь мы начинали с того, что 8 марта – день, не имеющий особых "примет" в истории, и пытались определить, чем же был обусловлен выбор именно этой даты. "Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи)", – напоминает в связи с этим отец Андрей. "Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".

***

Читайте также:

  • Святые отцы о семейных обязанностях христианина - Юрий Максимов
  • Что христианство подарило женщине? - протоиерей Андрей Ткачев
  • О, женщины! Поздравление ботаников - На злобу дня
  • Чудеса маленькие для маленьких, чудеса большие для больших - На злобу дня
  • Покажи мне твои иконы, и скажу, кто ты... Или фото русских "красавиц" - На злобу дня
  • Определение настоящей любви - На злобу дня
  • Как правильно встречать мужа с работы - руководство для святых жен - На злобу дня

***

Даже если в "тот год" и случилось такое совпадение – что это дает почитателям Эсфири, которые попытались навязать свой праздник остальному человечеству? На следующий год Пурим будет, к примеру, 25 февраля, а "женский день" по-прежнему 8 марта… У любителей Пурима, разъясняет отец Андрей, просто не было другого выхода – если каждый год дата праздника Революционерки менялась, "слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)".

Трудновато, конечно, проникнуть в глубины психологии евреев-революционеров, но, даже если принять на веру все предположения отца Андрея – я не представляю, чтобы их удовлетворил столь незначительный результат на пути к всемирному прославлению национальной героини. Ну и что, если день борьбы женщин за свои права отмечается, к примеру, через три недели после Пурима? Можно ли считать, что и в этом случае люди, и не слыхавшие про Эсфирь, все равно 8 марта прославляют именно ее ("пусть даже не осознавая этого")? А самое главное – нам ли, православным, бояться прославления Эсфири?

Ведь она – наша, родная, православная святая. В первом издании книги отец Андрей, популярно излагая книгу Эсфири, об этом и не вспоминает. Во втором – утверждает, что "в месяцесловах Православной Церкви имени царицы Эсфири нет. В службе в неделю Праотец есть теплые воспоминания о святых еврейках Ветхого Завета: "С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеева купно" (стихира на Хвалитех). Эсфири в этом перечне нет. В календарях Московской Патриархии имя Есфири отсутствует до 1977 года". Почему Эсфирь не упоминалась в календарях Московской Патриархии, сказать трудно, но это не самое главное. Стихира, которую цитирует отец Андрей, взята из службы святых Отец. А Эсфирь воспоминается в Неделю святых Праотец: "Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, Анна и Иудифь и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка и Руфь, велемудрыя" (1-й тропарь 9-й песни канона Недели святых Праотец). "Высшая, Божественная оценка действий Эсфири и Мардохея отсутствует в Библии.

В еврейском тексте книги Эсфирь вообще ни разу не упоминается имя Божие… Перед нами – скорее, историческое сказание, чем откровение Божие", – утверждает отец Андрей (а в первом издании – вообще категорично: "Это историческое сказание, а не откровение Божие"). Отец Андрей приводит свидетельства того, что в каноничности этой книги сомневались и иудеи, и ранние христиане. Это правда.

Но ведь их сомнения Церковь отвергла! Тем более странно, что отец Андрей в связи с этим цитирует еще одного врага книги Эсфирь – Мартина Лютера, чье стремление подогнать Библию под свой вкус доходило до того, что он отвергал каноничность Апокалипсиса и послания Иакова (с его убийственным для лютеровского богословия тезисом "Вера без дел мертва"). Да и Пурим, который отец Андрей называет – в пределах одного абзаца – "днем заведомо безнаказанных массовых убийств", "днем погрома", "днем убийства тысяч детей", праздновала ветхозаветная Церковь (см. вступление к книге Есфирь в Толковой Библии под редакцией Лопухина).

И, как мы видим из службы в неделю Святых Праотец ("Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери…"), церковное Предание, несмотря на умолчание еврейского масоретского текста, деяния Эсфири также связывает с помощью Божией. В одном и, пожалуй, самом главном мы безоговорочно согласны с отцом Андреем. Для нас Пурим – это древняя история. Для иудеев, по крайней мере, определенной их части, – это и поныне модель отношения к окружающему миру. Проблемы, поставленные отцом Андреем в его книге, весьма актуальны.

Но мы, православные христиане, в полемике с современными либеральными журналистами, носящими нередко еврейские фамилии, да не дерзнем осуждать ветхозаветных праведников – Авраама, Иисуса Навина, Давида, Есфирь – с высоты морали Нового Завета. "Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?" – задается вопросом отец Андрей. В свете всего того, что он сам выдвигает в подтверждение своей гипотезы, на его вопрос можно ответить категорически – безосновательно.

Идея принадлежала нееврейке, проникнуть в сознание давно покойных "еврейских лидеров" и проверить наличие ассоциации "женское революционное движение – Эсфирь" вряд ли дерзнет самый искушенный телепат, а почему именно 8 марта стало для них суррогатом привычного "семейного праздника", так и осталось необъясненным. Тем более, неприемлемо следующее умозаключение: из того, что 8 марта – Пурим, отец Андрей делает вывод, что и 23 февраля – тоже Пурим. "Оказывается, – пишет отец диакон, – 8 марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка – почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался "двадцать третьим февраля". Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но – надо было найти и для нее прикрытие.

Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной армии". Память о первом сражении и первой победе". Здесь, пожалуй, наиболее ценное соображение – то, что для празднования Пурима 23 февраля "ничем не хуже и не лучше", чем 8 марта. Другими словами, ни то, ни другое никакого отношения к Пуриму не имеют. Но почему-то отец Андрей делает прямо противоположный вывод, и 23 февраля тоже становится Пуримом (причем его "мужским" вариантом – может, евреи тем самым хотели прославить главного героя книги Эсфирь Мардохея?). И опять-таки ничем не обоснованное проникновение в глубины психологии – "остался рефлекс праздновать что-то революционное".

Словом, речь не о людях (пусть даже не очень хороших), а о собаках Павлова. И когда только успел выработаться этот рефлекс? Женский день в России (собственно, в те годы вовсе не праздник, а день борьбы за права) в первый раз отмечался 2 марта (по н. ст.) 1913 года – тогда еще по всей Европе дата не была выработана. Единый день 8 марта (= 23 февраля по ст. стилю) по всей Европе, включая Россию, был установлен лишь в 1914 году. (Как выясняли дотошные критики Кураева, в тот год Пурим отмечался 12 марта, но это отца Андрея не смущает: "А тут где Пурим? Да рядышком: был воскресный день, ближайший перед Пуримом. Предпразднество, так сказать…").

Так что 23 февраля, как и 8 марта, никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело, что весьма сомнительные для Красной армии события под Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли заслуживают всенародного празднования. В истории русского оружия были куда более значимые победы. А вот дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет. Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее надуманную дату?

Теоретически это вполне возможно, учитывая условность "23 февраля". А практически – абсолютно нереально. Даже если бы все пуримоведческие изыскания отца Андрея оказались правдой, вряд ли это имело бы хоть какое значение для тех, кто привык праздновать "свой" день в кругу боевых товарищей именно 23 февраля. Кого смутит, что в этот день кто-то когда-то вроде бы праздновал Пурим? Или даже то, что в этот день началась Февральская революция?

У нас, православных христиан, есть замечательный, но, к сожалению, пока не ставший общенародным праздник – Неделя жен-мироносиц, празднуемая через две недели после Пасхи. Конечно, в идеале он должен быть "главнее", чем никак не укорененный в церковном предании "Международный женский день".

Но поздравить маму или учительницу, особенно если речь идет о человеке нецерковном, с 8 марта все-таки вполне допустимо, и это признает и сам отец Андрей: "Впрочем, и греха в том, чтобы поздравить коллегу по светской работе с "женским праздником", не будет". "Конечно, можно добрым словом пожелать женщинам всего наилучшего, и лучше это делать не только в этот день, а почаще", – разъяснил 8 марта прошлого года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Другое дело, что этот день, как правило, выпадает на Великий пост, который несовместим с увеселениями. Так что поздравлять – можно, а вот от застолья со скоромным и выпивкой на работе следует уклониться.

P.S. А как у наших зарубежных братьев во Христе? Отец Андрей настаивает, что 8 марта неизвестно за рубежом, поскольку в странах, где революция захлебнулась, "праздник революционерки" не прижился. В это утверждение следует внести определенные коррективы. Вот отрывок из прошлогоднего сообщения РИА "Новости": – Особенность празднования 8 Марта в Греции состоит в том, что эта дата воспринимается здесь исключительно как день, когда отдается должное борьбе женщин за свои права. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня выступил с обращением в адрес гречанок. "Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина – не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она – Божие творение, украшение мужа и опора цивилизации", – пишет Предстоятель Элладской Церкви.

Почему Международный женский день празднуется именно 8 марта? Оказывается, что особых причин для этого никаких нет.

Все началось в начале весны 1857 года... , когда текстильщицы Нью-Йорка прошли "маршем пустых кастрюль" по Манхэттену. Они требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин . Демонстрацию естественно разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала изрядно. Это событие даже стали называть Женским днем

Прошло более 50-ти лет и в последнее воскресенье февраля уже 1908 года, тысячи женщин, вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой.

В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский День уже по всей стране. Позднее в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток , где и встретились с Кларой Цеткин…

Вдохновленная действиями «американских социалистических сестёр», Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Конференция, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран, горячо поддержали это предложение поименным голосованием, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие . Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена.

Впервые Международный Женский День был проведен 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин.

В 1912 году этот день женщины отметили не 19 марта, а 12 мая . И лишь с 1914 года этот день стихийно стали отмечать почему-то 8 марта .

Так как Россия жила тогда в отличие от всей Европы по юлианскому календарю, то Международный Женский День у нас в стране отмечался не 8 марта, а 23 февраля.

В России этот день женщины отмечают ежегодно с 1913 года.И вот, 23 февраля 1917 года , года в России вновь наступил этот день женщины Петрограда вышли на улицы города протестуя против войны. Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24-25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забостовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которые заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. 2(15) марта Николай II отрекся от престола. 1 марта новая власть была установлена в Москве, в течение марта - по всей стране.

Таким образом, именно Международный Женский День 1917 года явился спусковым крючком, приведшим к Февральской революции , которая в свою очередь привела к Октябрьскому перевороту и возникновению СССР…

В СССР 8 марта долгое время был обычным рабочим днем, но 8 мая 1965 года , в канун 20-летия Победы в Великой отечественной войне, Международный женский день 8 марта был объявлен в СССР праздничным днём .

Кстати, с 2002 года Международный женский день отмечается в России как "нерабочий праздничный день" уже не по Указу 1965 года, а согласно статье 112 КЗОТа РФ в списке из других девяти государственных праздников Российской Федерации.

P.S. Многие сомневаются, что этот праздник действительно «международный». Однако, ещё в 1977 году ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить 8 марта днем борьбы за женские права - Международным женским днем. Этот день объявлен национальным выходным в республиках бывшего СССР, а также в: Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там праздник не «международных», а конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии - и вовсе как День памяти павших.

Об истории праздника 8 марта, почему именно 8 марта стало женским днем, когда и как впервые отмечали праздник 8 марта . Это рассказ о празднике 8 марта для взрослых и детей. Учителя могут использовать материалы этой стать при разработке праздничных классных часов и сценариев, посвященных 8 марта.

Сегодня почти вся планета отмечает 8 Марта как день поклонения настоящей женщине, ее красоте, мудрости и женственности, которые спасают мир.

Из истории праздника 8 марта

Этот всеми любимый праздник 8 марта восходит к традициям Древнего Рима I века до нашей эры. Считалось, что богиня Юнона, супруга великого Юпитера, была наделена большой властью и обладала огромными возможностями. У нее было много имен: Юнона-Календария, Юнона-Монета. .. Она дарила людям хорошую погоду, урожай, удачи в делах и открывала каждый месяц года. Но более всего римлянки преклонялись перед Юноной - Луцией («светлой»), покровительствующей женщинам вообще, а при родах в особенности. Она была почитаема в каждом доме, ей приносили дары при вступлении в брак и при рождении ребенка.

Самым радостным для женской половины Рима был праздник 1 Марта, посвященный этой богине и называвшийся Матронами. Тогда весь город преображался. Празднично одетые женщины шли с венками цветов в руках к храму Юноны-Луции. Они молились, приносили в дар цветы и просили у своей покровительницы счастья в семье. Это был праздник не только почтенных римлянок, но и рабынь, работу которых в этот день выполняли мужчины-рабы. Мужчины 1 Марта дарили женам, родственницам и подругам щедрые подарки, не обходили вниманием служанок и рабынь...

В современном мире день женщин отмечается 8 Марта. История этого праздника началась в XIX веке, и был он приурочен ко дню борьбы за права женщин. Именно 8 марта 1857 года в Нью-Йорке прошла манифестация работниц швейных и обувных фабрик. Тогда они требовали, чтобы им предоставили десятичасовой рабочий день, приемлемые условия для работы и равную зарплату с мужчинами. До этого женщины работали по 16 часов в сутки и получали за это сущие гроши. После 8 марта 1857 года начали появляться женские профсоюзы, и впервые женщинам было дано избирательное право. Но только в 1910 году на Международной женской конференции социалисток в Копенгагене Кларой Цеткин было предложено праздновать Всемирный женский день 8 марта. Это был своеобразный призыв к женщинам всего мира вступить в борьбу за независимость и равноправие; и они откликнулись, включившись в борьбу за право на труд, уважение своего достоинства, за мир на земле. Впервые этот праздник отметили в 1911 году, но только 19 марта, в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда на улицы этих стран вышло более миллиона мужчин и женщин, и манифестация прошла под лозунгом: «Избирательные права работающих — для объединения сил в борьбе за социализм». В России Международный женский день впервые праздно-вали в 1913 году в Петербурге. Его организаторы призывали добиваться экономического и политического равноправия женщин. Одно из самых мощных выступлений женщин прошло в Петрограде 7 марта 1917 года. А в 1976 году Международный женский день был официально признан ООН.

Сегодня 8 Марта — это праздник весны и света, дань уважения к традиционной роли женщины как жены, матери, подруги.

Кто же был родоначальником праздниками 8 марта: Клара Цеткин или Эсфирь?

У многих может возникнуть вопрос: неужели Клара Цеткин была единственной родоначальницей 8 Марта? Историки также считают, что празднование этого торжества связано с легендой об Эсфири. Много веков назад она спасла свой народ от страшной гибели. Поэтому именно ей посвящен самый веселый праздник еврейского народа — праздник Пурим. Отмечается он практически в одно время с Международным женским днем: в конце зимы — начале весны, 4 марта.

Некогда, в 480 году до Рождества Христова, все плененные вавилонянами евреи обрели свободу и могли беспрепятственно вернуться обратно в Иерусалим. Однако желающих покинуть Вавилон, где иудеи провели практически всю жизнь, практически не оказалось. Сотни тысяч евреев остались в персидской империи, и совсем не в качестве рабочей силы. Многим из них удалось очень хорошо устроиться и неплохо зарабатывать себе на жизнь.

Со временем евреи так прижились в Вавилоне, что даже коренные жители перестали понимать, кто кого завоевал: персы Иерусалим или евреи Вавилон. Тогда один из министров могущественного правителя Ксеркса — Аман — пришел к царю и рассказал ему о том, что евреи заполонили их государство. Ксеркс решил истребить всех евреев.

О страшном замысле Ксеркса случайно узнала его жена Эсфирь, которая скрывала от супруга свое этническое происхождение (она была еврейкой). Умная Эсфирь не стала молить царя о пощаде, а решила использовать любовь Ксеркса к себе. Когда царь находился под действием ее чар, она взяла с него обещание истребить всех врагов ее народа. Ксеркс был на все согласен, и только некоторое время спустя обнаружил, что пообещал любимой жене уничтожить всех врагов евреев, но отступать уже было нельзя...

И 13 адара (месяц еврейского календаря: примерно конец февраля — начало марта) по всей персидской империи распространяется царский указ относительно погромов. Но он кардинально отличался от того, что было задумано сотворить изначально: этот указ Ксеркс позволил составить Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею.

«И позваны были царские писцы, и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя — о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф 8, 8 —11). И в течение двух дней «все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле» (Есф 9, 3—5).

Министра Амана, подавшего Ксерксу идею об истреблении евреев, казнили через повешение вместе со всей его семьей. В ходе этой борьбы было уничтожено около 75 тысяч персов. Персидская империя была практически разрушена. День этой знаменательной для евреев победы чтится и празднуется до сих пор.

Среди величайших мудрецов «существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать».

Возможно, эта легенда была правдой, и Эсфирь действительно спасла свой народ. И в благодарность за такой подвиг евреи почитают спасительницу и в настоящее время, празднуя Пурим. И каждому понятно, что такая легенда о праздновании Всемирного дня женщин тоже имеет право на существование.