Тема урока: «Квиллинг. Чудесные превращения бумаги

Цель:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

    Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

    Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

    Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение занятия:

    Образцы работ в данной технике;

    выставка иллюстраций и книг;

Инструменты и материалы:

двусторонняя цветная бумага, канцелярский нож, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщиплённым концом, клей ПВА, салфетки, резиновые коврики, на которых можно резать.

Методы обучения:

интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);

исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).

Форма организации занятия:

Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Словарная работа:

    Квиллинг;

    бумагокручение;

    бумажная филигрань;

    бумажное кружево.

План занятия.

1. Организационный этап (3 – 5 мин.)

2. Основной этап (10 мин.)

3. Контрольный этап (30 мин.)

4. Итоговый этап (5 мин.)

5. Рефлексивный этап (5 мин.)

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Задача:

подготовка участников занятия к работе на занятии.

организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм; приветствие.

Сообщение темы урока:

Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

2. Основной этап.

Задача:

освоение новых знаний и способов действий (участники знакомятся с историей возникновения искусства “квиллинг”).

установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение практических заданий, которые выполняются самостоятельно участниками мастер – класса.

История квиллинга. (слайды).

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Инструменты для квиллинга.

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило . Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет . Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

3. Контрольный этап.

Задача:

выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями, навыками; их коррекция.

применение устного опроса, выполнение творческого поискового задания.

Необходимо провести с обучающимися инструктаж по технике безопасности; рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике квилинга.

Инструктаж по технике безопасности:

Правила работы с ножницами:

Храните нож в определённом месте;

    кладите его в сложенном виде.

Техника квиллинга.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Практическая работа. (слайды).

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают в группе, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж педагога. (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

    Проверка организации рабочих мест учащихся;

    Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

    Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

Физминутка.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

4. Итоговый этап.

Задача:

дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении задания, правильном использовании материалов для выполнения базовых элементов, наметить перспективу последующей работы.

после выполнения заданий организовать выставку работ и их коллективное обсуждение.

5. Рефлексивный этап.

Задача:

мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.

вместе с участниками занятия просмотреть выполненные задания с использованием выразительных возможностей. Активизировать ответы участников после выполнения практической творческой работы.

Заключительное слово учителя.

Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение?

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МАСТЕР – КЛАСС

"БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ В ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГ"

Педагог дополнительного

Больба Раиса Ивановна

Белая Калитва

Мастер-класс на тему

"Бумажные фантазии в технике квиллинг"

Цель : Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

Задачи:

Обучающая: показать приемы работы с бумагой и базовые формы в квиллинге.

Развивающая: развивать интерес к предмету, образное мышление и творческие способности.

План работы:

1. История квиллинга

2. Материалы

3. Инструменты

4. Приспособления

5. Демонстрация образцов

6. Техника квиллинга

7. Самостоятельная работа

8. Подведение итога мастер-класса

9. Самоанализ

1. История квиллинга

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века.

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.

Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила.

2.Материалы:

Бумага цветная и белая для офисной техники плотностью не менее 80г на кв.метр, клей ПВА, картон.

3.Инструменты:

Линейка, карандаш, ножницы с острыми концами, макетный нож, зубочистка с расщепленным концом и просто зубочистка для нанесения клея.

4.Прспособления:

Шаблоны для распускания спиралей

5 .Демонстрация образцов в технике квиллинг (см. приложение №1)

6.Техника выполнения базовых форм.

Полоска бумаги накручивается на зубочистку и распускается между пальцами до нужного диаметра. Можно использовать шаблон с отверстиями различного диаметра.

Для получения базовой формы капля спираль зажимается пальцами с одного конца.

Всего базовых форм около 20-ти, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

7.Самостоятельная работа – изготовление открытки с использованием техники квиллинг(см. технологическую карту и приложение №2)

8.Подведение итогов мастер-класса.

Квиллинг позволяет, как бы выявить новые свойства бумаги, неизвестные людям, которые не знакомы с бумагокручением. Например, посредством квиллинга, можно изготавливать красивые изделия, используемые в быту: вазочки, конфетницы, подставки – всё, что не связано с хранением воды. Такие изделия не только красивы и оригинальны, но и прочны и долговечны.

Квиллинг – интересное захватывающее занятие, и если его правильно организовать, то оно даст детям углубленные знания о возможностях бумаги, будет способствовать закреплению положительных эмоций и стимулировать желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, а также приобщаться к декоративному искусству.

9.Самоанализ.

Проведение мастер-класса по квиллингу требует от 3-х до 4-х часов.

На данный мастер – класс отводился 1 час. Чтобы уложиться в это время, картон, бумага для открытки, а также цветные полосы были заготовлены заранее.

Мастер-класс прошел по намеченному плану. Несколько сокращен был рассказ об истории квиллинга.

Из-за нехватки времени не все базовые формы были выполнены слушателями, хотя их образцы были представлены на карточке. Продемонстрированы также образцы работ в технике квиллинг(см. приложение №1).

В качестве образца также были показаны цветки, выполненные из полос шириной 2, 3, 4 и 5 мм. Подчеркнуто, что для детей желательно резать полосы шириной 5 мм.

Самостоятельная работа слушателей мастер-класса была выполнена в полном объеме. В ходе выполнения открытки задавались вопросы, на которые педагог давал ответы и показывал приемы выполнения разрличных квиллинговых форм.

Считаю, что задачи, поставленные в начале работы, были выполнены полностью.

Технологическая карта изготовления открытки в технике квиллинг

Операция

Материалы, инструменты

Вырезать прямоугольник из цветного картона размером 11х15 см

Линейка, карандаш, нож, ножницы, клей ПВА, баночка для клея, зубочистки, салфетки, полоски цветной бумаги шириной 3 мм

Вырезать лист белой бумаги размером 9х9 см

Выполнить базовую форму тугая спираль для середины цветка и наклеить на квадрат

Выполнить 6 лепестков в форме капли и наклеить вокруг серединки цветка

Выполнить из зеленых полосок 5-6 листков и расположить по своему усмотрению вокруг цветка

Выполнить дополнительные элементы для украшения композиции в виде усиков и спиралей

Наклеить квадрат с композицией на цветной картон

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

Думаю, что обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

  • Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

В результате этого ставлю задачи:

  • Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных).
  • Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
  • В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:

Рисунок 1

  • Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм.
  • Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез)
  • Клей ПВА,
  • Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.

Техника квиллинга.

1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.

Рисунок 2

Рисунок 3

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).

Рисунок 4

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

Рисунок 5

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Рисунок 6

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Для старшей и подготовительной групп разработаны по этапные занятия по темам.

I этап. Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

Рисунок 7

Тема занятий:

“Божья коровка”

Рисунок 8

“Яблонька”

Рисунок 9

“Гусеничка”

Рисунок 10

“Гриб мухомор”

Рисунок 11

“Барашек”

Рисунок 12

“Виноград”

Рисунок 13

“Рябина”

Рисунок 14

“Мимоза”

Рисунок 15

“Новогодняя елочка”

Рисунок 16, 17

II этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.

Рисунок 18

Тема занятий:

“Дождик”

Рисунок 19

“Осеняя, береза”

Рисунок 20

“Первые листочки”

Рисунок 21

“Верба”

Рисунок 22

“Цветок”

Рисунок 23

“Снежинка”

Рисунок 24

“Новогодняя открытка”

Рисунок 25

III этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник” .

Рисунок 26

Тема занятий:

“Пальма”, “Черепаха”

Рисунок 27

IV этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “завиток”.

Тема занятий:

“Елочная игрушка”

Рисунок 28

“Аквариум с рыбками”

Рисунок 29

V этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “стрелка”.

Рисунок 30

Тема занятий:

“Васильки”

Рисунок 31

“Цветы в вазе”

Рисунок 32

“Колокольчики”

Рисунок 33

“Ландыши”

Рисунок 34

VI этап Цель: учить собирать полученные элементы в объёмную композицию, предметы.

Тема занятий:

“Цветочек”

Рисунок 35

Тюльпан”

Рисунок 36

“Бабочка на цветке”

Рисунок 37

“Шляпа для куклы” (коллективная работа)

Рисунок 38

“Ваза для конфет” (коллективная работа)

Рисунок 39

Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Большая работа была проведена с родителями: проведён мастер – класс по данной теме, в уголке для родителей были помещены консультации: “Моторика и её роль в развитии ребёнка”, “Развиваем интерес к работе с бумагой”, “Поделки из бумаги (квиллинг)”. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Кроме этого в нашем дошкольном учреждении периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

Список литературы:

1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина,О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
7. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.

На занятии учащиеся знакомятся с новым видом творчества - квиллингом, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы в данной технике. У учащихся формируется представление о новом виде декоративно-прикладного искусства - квиллинге, развивается интерес к предмету. Дети осваивают процесс изготовления основного базового элемента "свободная спираль", собирают композицию в виде грозди рябины, у учащихся развиваются навыки и умения работы с бумагой, аккуратность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации г.Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр развития детей и юношества «Досуг»

Конспект открытого занятия

По программе дополнительного образования

«Вдохновение»

Тема: «Квиллинг. Будем знакомы!»

Евдокимова Н.В.

Должность: педагог дополнительного образования детского клуба им.А.Х.Бусыгина

Г. Нижний Новгород

2014 год

План-конспект занятия.

ФИО педагога: Евдокимова Наталья Владимировна.

Название и направление деятельности коллектива: «Фантазия», декоративно-прикладное (квиллинг).

Название программы: Дополнительная образовательная программа «Вдохновение».

Место учебного занятия в программе: раздел – введение в образовательную программу.

Тема занятия: «Квиллинг. Будем знакомы!»

Место проведения: в рамках городского фестиваля открытых занятий и мероприятий «Новые вершины».

Дата и время проведения: ____________________________________ .

Краткая характеристика группы: 10 лет, 10 человек (девочки).

Цель: формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге; знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги.

Задачи: Образовательные:

Поз накомить с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги;

- ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

Развивающие:

- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Развивать интерес к предмету;

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда;

Материалы и оборудование:

Для обучающихся: двусторонняя цветная бумага (полоски), картон, трафарет окружностей разного диаметра, специальный инструмент для накручивания бумаги, клей ПВА, зубочистки, клеёнка на стол;

Для педагога: интерактивная доска или мультимедиаустановка для показа слайдов презентации, наглядное пособие «Рябинка», плакат для рефлексии «Дерево».

Тип занятия: комбинированное занятие.

Форма занятия: учебное занятие.

Методы, используемые на занятии: репродуктивный, словесный (объяснение), метод практической работ.

Дидактические средства: схема грозди рябины, выставка работ в технике квиллинг, мультимедийная презентация.

План занятия.

  1. Организационный этап – 3 мин.
  2. Основная часть – 35 мин.
  1. Новый материал. Введение в тему – 7 мин.
  2. Практическая часть. Выполнение работ – 25 мин.
  3. Контрольный этап. Проверка – 3 мин.
  1. Общий анализ продуктивности занятия (рефлексия) – 7 мин.

Ход занятия.

Этап занятия.

Задача этапа

Основная деятельность педагога.

Прогнозируемая деятельность обучающихся.

1.Организа-ционное начало учебного занятия

Сообщение темы занятия. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Здравствуйте, ребята. Проходите. Садитесь за столы.

Я рада вас приветствовать. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным видом творчества, название которого вы узнаете, разгадав кроссворд. (слайд №2-10).

Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся?

Действительно, ребята, сегодня я хочу познакомить вас с техникой квиллинг. (слайд №11).

Дети заходят в кабинет. Садятся за столы.

Разгадывают кроссворд.

Квиллингом.

2.Основная часть

2.1.Новый материал. Введение в тему.

Знакомство с новым материалом. Понятия «квиллинг», базовые элементы.

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Это очень интересная техника выполнения композиций из бумажных полосок.

На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". Еще в средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. (слайд №13-15).

Приглашаю посмотреть выставку работ моих учеников.

Вы видите, что владея техникой квиллинга можно красиво оформить поздравительную открытку, создать картину или небольшой сувенир.

Дети слушают рассказ педагога. Просмотр слайдов с образцами.

Дети рассматривают экспонаты выставки.

2.2.Практи-ческая часть. Выполнение работ.

Развивать воображение, творческие способности.

Охрана здоровья ребенка.

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой

Развивать мышление.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда.

Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

В квиллинге всё очень красиво. Базовые элементы квиллинга – могут выполнить любую работу: и цветок, и дерево, и причудливых птиц. Сегодня предлагаю сделать композицию в виде грозди рябиновых ягод. (слайд №16).

Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Гроздьями висят,
Их красив наряд.

Посмотрите, какая красота! (рассматривание наглядного пособия «Гроздь рябины») Скажите, из каких частей состоит композиция?

Обратите внимание, что ягоды круглой формы, а листочки - вытянутой. Сколько ягодок в грозди?

Их вы скрутите самостоятельно, а вот листочки приклеите, которые я вам приготовила. Листочки одного размера?

Правильно! И перед началом работы предлагаю немного размяться.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Предлагаю вам попробовать свои силы в этом виде творчества.

Для работы нам понадобятся:

  • двусторонняя бумага (полоски бумаги);
  • клей ПВА;
  • зубочистки;
  • картон;
  • линейка с шаблонами окружностей разного диаметра;
  • специальный инструмент для накручивания бумаги.

Будьте внимательны при работе. Кто знает, как работать с данными инструментами?

  1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  2. В процессе работы следует следить за осанкой.
  3. Для работы на стол постелить клеенку.
  4. Передавать колющие и режущие предметы (инструмент для квиллинга, зубочистка, линейка) осторожно.
  5. Избегать попадания клея в глаза, в рот, в нос.
  6. По окончании работы инструменты, бумагу, клеенку убрать на место, вымыть посуду для клея (или выбросить).

Молодцы. У вас отличные знания ТБ.

Приступим к выполнению нашей работы.

Рассмотрите трафарет окружностей и найдите окружность диаметром 12 мм. Такого размера будут наши ягодки.

Возьмите полоску бумаги и инструмент, скрутите тугую спираль, положите её в отверстие трафарета.

Вы видите, что спираль распустилась до нужного нам размера. Аккуратно вынимаем её и подклеиваем. Вот одна ягодка готова! Такой базовый элемент называется «свободная спираль».

Трафарет окружностей необходим для того, чтобы ягоды получились одного размера.

Педагог показывает. Оказание индивидуальной помощи ребятам.

Сделайте 12 таких ягодок.

Отлично! Ягоды готовы. Теперь приступим к сборке композиции и приклеим на картон листья и ягоды.

Обратите внимание, что ягоды расположены рядом друг с другом и образуют гроздь, а листья на веточке попарно.

По схеме приклеиваем. Замечательно!!!

Ягоды, листочки.

12 ягодок.

Нет, есть побольше и поменьше.

Выполнение упражнений физкультми-нутки.

Дети рассматривают инструменты для выполнения работ.

Клей нельзя везде мазать, пробовать.

Зубочистки использовать осторожно, можно уколоться.

Выполнение базовых элементов квиллинга при помощи педагога или самостоятельно.

Выполнение итоговой работы.

2.3. Контроль-ный этап. Проверка выполненных работ.

Развивать мышление ребенка.

Воспитывать коммуникабельность.

Посмотрите на свою работу.

Сравните с работой на экране. Поднимите руку, у кого получилось так же. Отлично!

Скажите, в какой технике мы выполнили композицию?

Какие базовые элементы квиллинга нам в этом помогли?

Чем мы пользовались?

Сравнение детьми своей работы с образцом.

В технике квиллинга.

Свободная спираль.

Использовали полоски бумаги, картон, клей, инструмент, зубочистку, трафарет.

3.Анализ занятия, Подведение итогов.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Рефлексия.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.

Развивать интерес к предмету.

Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

Что вы сделали в технике квиллинг?

Молодцы! Думаю, что с таким же успехом вы справитесь и с другими работами в технике квиллинг.

Посмотрите на плакат. Здесь вы видите дерево рябину.

Давайте украсим его нашими гроздями.

Чудесная рябинка у нас получилась!

А теперь давайте дополним нашу картину листочками. Выберите жёлтые и оранжевые, если вам понравилось заниматься квиллингом, красные, если нет.

Спасибо! Надеюсь, вам было интересно.

До свидания! До новых встреч!

Рябинку.

Грозди приклеивают на плакат.

Приложения.


Манойленко Зоя Григорьевна

Введение

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Учитывая важность этой проблемы, я считаю целесообразным вести работу в этом направлении. Для этого в работе использую – пальчиковые игры, игры с палочками, лепку с природным материалом, различные виды аппликации. Все эти виды работ, их техники уже давно известны и мне хотелось найти, что-нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань – «квиллинг». На мой взгляд, эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминаю­щие «тонкую кружевную паутинку», за одну две минуты из радуги полос офисной бумаги можно создать цветы, листья, капли Я считаю, что развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Задача учителя научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу.

Тема: Занятие кружка « Волшебный квиллинг». «Проект « Подарок маме - цветочек»

Цели: Создать условия для развития творческих способностей учащихся в процессе планирования и выполнения практического задания-проекта.

Обучающая:

    способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

    познакомить учащихся с новым приемом работы с бумагой, с техникой «скручивание»;

    научить делать объемную поделку из бумажных полос

    работать в коллективе.

Развивающая:

    развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, воображение, мышление способность действовать согласно алгоритму;

    развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы.

    развивать, творческие возможности каждого ребёнка;

    развивать интерес к предмету;

    развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывающая:

    воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе;

    формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы;

воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении работы, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость.

Регулятивные УУД : 1. Принимать, ставить учебно-познавательную задачу.

2.Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и нести за него ответственность.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта, используя макеты и схемы при работе над темой.

Коммуникативные УУД:

Строить речевое высказывание в устной форме. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Осуществлять совместную деятельность в паре, в группе. Проявлять доброжелательное отношение к партнерам. методы:

    словесный (беседа)

    наглядный (демонстрация слайдов)

    практический (этапы изготовления цветов)

    личностно – ориентированный (использование детских наблюдений и жизненного опыта)

экспериментирование с художественным образом композиции. частично- поисковые, проблемно- исследовательские.

виды работ :

    коллективный анализ;

    словесное рисование композиции;

    приведение примеров из жизни детей;

    обоснование своего высказывания;

    самоанализ (чему я научился на уроке?) - принципы обучения:

    принцип направленности обучения на решение задач (образовательная, развивающая, воспитательная)

    связь с жизнью (использование жизненного опыта)

    использование наглядности (презентация)

    активность учащихся (работа в группах, индивидуальная)

характер познавательной деятельности: творческий Тип занятия: объяснение нового материала. Вид учебного труда : работа с бумагой, скручивание деталей. Объект труда : «Проект « Подарок маме - цветочек»

Оборудование: для учителя : образец целый и в деталях объемной работы «Цветочек», полоски бумаги, ножницы, клей, зубочистка, ТСО- Презентация Microsoft Office Power Point. для учащихся : бумажные полоски, клей, ножницы, проволочка, зубочистка, клеенка, гигиенические палочки.

План занятия : 1. Вводная часть: (5 мин) 1. Приветствие 2. Проверка готовности учащихся к уроку. 3Повторение правил безопасности при работе 2. Основная часть: (35 мин) Введение в тему урока. Мотивация деятельности: 1.Сообщение темы урока2. Беседа - диалог 3Повторение приёмов квиллинга. Знакомство с новым приёмом техники квиллинг 4. Алгоритм выполнения работы. 5.Подготовка деталей 6. Самостоятельная работа учащихся3.Подведение итогов. Выставка работ . Защита проектов.(5 мин ) Уборка рабочего места

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводная часть: 1.Приветствие .

Беседа: - Какое настроение у вас в начале занятия? - Я думаю, что в конце нашей встречи, когда вы увидите результат своего труда, настроение будет у всех хорошее. - Желаю всем успеха. Сегодня у нас будет не просто занятие, а занятие - проект. Что вы знаете о таком занятии? - Сегодня мы продолжаем обучение, сотрудничая в группах. -Давайте повторим главные правила сотрудничества.

– Что делают контролёры? Психологи?.
– Какие обязанности ещё есть в ваших группах и как называются эти роли?

Так как мы сегодня работаем в группах, то к концу урока каждая группа должна:

1. Осуществить свой проект.

2. Представить свой проект одноклассникам.

3. Дать название своей работе и обосновать его

Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно.

Ответы детей

Работать вместе над одним задуманным делом и получить хороший результат

Распределяют обязанности

Повторяют правила совместной деятельности

Оценивают результат урока, - отслеживают культуру общения в группе

- экологи, хозяйственники, командиры

2 . Проверка готовности учащихся к уроку

Для того, чтобы приступить к работе нам нужно знать какие материалы нам понадобятся:….

Работа со слайдом №3

Двусторонняя бумага, ножницы, клей ПВА, зубочистка

Проверка на партах необходимых материалов, инструментов по слайду №

    Повторение правил безопасности при работе с клеем, ножницами.

Работа со слайдом № 4-5

Рассказывание правил или чтение, если забыли

Введение в тему урока. Мотивация деятельности

1 .Сообщение темы урока

Словарная работа

Чтение стихотворения «На лугу» Слайд № 7

Как вы думаете, что будет являться объектом нашей работы? Слайд № 8

Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в Интернете. Просмотр слайдов №9,10

Красиво? Правда? Эти поделки изготовили такие же дети, как вы.

Найдите общее в этих работах.

Где вы можете их встретить?

Сегодня в продаже можно найти множество самых разнообразных поделок.

А для чего они вам нужны? - Но гораздо больше радости вашим близким принесут поделки, сделанные своими руками.

Тогда приступаем…

Ваша задача – быть внимательным, аккуратным при выполнении работы.

Итак, цель нашего урока: научиться технике скручивания бумажных полосок, изготовление объёмной работы.

Слайд № 11

Просмотр СЛАЙДОВ

Общее: все работы выполнены из бумаги; есть работы плоские, есть объемные; все работы состоят из деталей, выполненных из цветной бумаги

Букетики цветов, открытки

В магазине, киоске.

Поздравить, подарить

2. Беседа - диалог Повторение приёмов квиллинга. 3.Знакомство с новым приёмом техники квиллинг

Работа по слайдам 14 - 18

Просмотр СЛАЙДОВ, беседа по увиденному.

Физминутка для пальцев рук

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

Выполняют движения.

4. Алгоритм выполнения работы.

План работы Слайд № 13

Анализ плана работы

5.Подготовка деталей :

– Берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами. Хвостик ленточки подклеиваем. -Вот мы сделали детали.

Какое сейчас время года? - Какой месяц? - Назовите приметы весны? – Какой праздник встречаем весной?

Выполнение работы

6.Самостоятельная работа учащихся.

Соберём теперь цветочек, поставим в горшочек.

Целевые обходы учителя :

    Контроль организации рабочего места.

    Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.

    Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.

Контроль объема и качества выполнения работы.

Выполнение сборки цветов

7. Физминутка «Цветочная поляна».

На полянку мы идем, а вокруг так хорошо!
Птицы весело поют, солнце светит ярко.
Свежий ветер пролетел, заиграл листвою.
Цветов прекрасных лепестки мы разглядим с тобою.
Если утро на рассвете солнцем тронет лепестки,
Их прекрасные соцветья приоткроют лепестки.
А как только ночь спустилась черным бархатным ковром,
Лепестки окутал он, нежной дремой долгий сон.

выполнение

1.Подведение итогов. 2.Выставка работ .

Слайд №28 3.Защита проекта

– Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать разные работы, непохожие друг на друга.

Какие красивые цветы украсили наш класс! От ярких, фантастической окраски цветов разбегаются глаза. Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием. - Понравилась работа данной группы другим группам? Если нет, то почему?

– А что скажут ребята? Практическое использование работы: в качестве подарка на праздник.

Обсуждение с объяснением

Защита своего проекта

    Рефлексия. Самооценка

Слайд №29

Какое чувство вы испытываете после завершения работы? Отчего? – Попробуем оценить себя сами.

1. Каждый возьмет себе красный жетон, если считает, что он очень хорошо работал в группе, помогал друзьям, много сделал за урок, принимал участие в обсуждении и принятии решений. Зеленый – если чаще наблюдал за работой, чем делал сам, не участвовал в обсуждении и принятии решений

Давайте вспомним, какая цель стояла перед нами в начале урока?

Достигли мы этой цели или нет?

Понравилась работа данной группы другим группам? Если нет, то почему?

А когда даришь что-то, как надо это делать?

А ещё приятнее дарить такие чудесные поделки своим близким.

После изготовления всеми членами групп цветочной поляны, контролёры выставляют оценки в экран сотрудничества.