Остапова Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 67
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья из опыта работы.
Тема: ""Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"".
Дата публикации: 14.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Организация предметно-развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ. Важная составляющая в развитии речи младших дошкольников - это создание предметно-развивающей речевой среды. В своей группе строим предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС. Одним из условий полноценного речевого развития является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Среда должна быть: 1. Содержательно-насыщенной. 2. Трансформируемой. 3. Полифункциональной 4. Вариативной. 5. Доступной. 6. Безопасной. В 1-й младшей группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки с доступным для детей сюжетом,книги для чтения и рассматривания. Во 2-й младшей группе можно уже выделить отдельную зону с играми и материалами по развитию речи. Это наборы сюжетных картинок, предметные картинки, дидактические игры, игрушки для развития мелкой моторики, художественная литература, различные виды театра. Театр - это один из любимых видов деятельности детей. Наши дети умеют драматизировать сказки: “Теремок”, “Курочка Ряба”,’Репка” и др. Широко используем театр кукол бибабо,пальчиковый театр и театр на фланели. Театральная деятельность способствует развитию интонационной выразительности
речи, вызывает положительные эмоции, интерес к перевоплощению. В музыкальном уголке собраны различные музыкальные инструменты,помогающие развивать музыкальный слух детей. Используем их в дидактических играх “Послушаем, что слышно”, “Угадай, что звучит”, “Громче-тише постучи”.
Дети охотно играют на музыкальных инструментах и в подвижные игры с их использованием, например, “Жмурка с колокольчиком”, “Веселый бубен”. В группе создан центр сенсорного развития, который способствует развитию мелкой моторики,тактильных ощущений,зрительного восприятия,слуховых анализаторов, обоняния и развития всех психических процессов. Здесь собраны крупные мозаики,
пазлы, пирамидки, игрушки-вкладыши, шнуровки, трафареты и др. В группе оформлен книжный уголок. Разнообразные художественные произведения оказывают большое влияние на развитие речи детей. Знакомим детей со сказками, рассказами, беседуем о прочитанном, учим стихотворения. Дети самостоятельно
рассматривают иллюстрации в книгах. Для развития правильного физиологического дыхания используем такие игрушки и тренажеры, как: вертушки, дудочки, надувные шарики,султанчики, бабочки, снежинки, листочки на ниточках, мыльные пузыри. Немаловажную роль в речевом развитии имеет взаимодействие с музыкальным работником на музыкальных занятиях. Танцы, игры с пением, музыкальные упражнения, развивают у детей внимание к речи, т.к. они должны выполнять те или иные действия, движения в соответствии с инструкцией взрослого. Разучивание и пение песенок развивает речь, а игра на музыкальных инструментах - слуховое
восприятие детей. На занятиях по физкультуре, при подборе подвижных игр,физкультурный работник учитывает тему,которую дети изучают в данный момент. Например: тема “Транспорт” - подвижные игры “Воробушки и автомобиль”, “Самолеты”, “Поезд”; тема ”Весна” - “Птички в гнездышках”, “Солнышко и дождик”; тема “Домашние птицы”,значит игры
“Наседка и цыплята”, “Петушок” и т.д. Значительным фактором в развитии речевой среды является работа с родителями. Для них предлагается следующая развивающая зона - приёмная, целью которой является создание единого общества педагогов и родителей.
Она включает в себя: 1. Информационные стенды с рекомендациями педагогов, консультациями, памятками. 2. Папки-раскладушки с рекомендациями по организации режима, досуга детей, материалы для игр и домашних заданий. Для больших возможностей развития речи малышей нами была создана картотека физминуток, мирилок, стихов, чистоговорок, пальчиковых игр, которые мы активно применяемых в динамических паузах, на занятиях, в утреннее время, перед
обедом, полдником и др. режимных моментах - умывании, одевании, подготовке ко сну. Богатые возможности для развития речи имеют сюжетные картинки и настольно- печатные игры. Они позволяют учить детей правильно называть, изображенные предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению.
Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к совместной игре. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений, в которых происходит их непосредственное речевое общение. Игровые уголки оснащены атрибутами для сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей детей.. В заключение хочу сказать, что построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка и должна выполнять образовательную, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции.

Содержание речевого уголка в младших группах дошкольного образовательного учреждения

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

В вопросах профилактики речевых нарушений помогает работа с дошкольниками в речевом уголке. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала необходимо учитывать:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления;

Ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

1-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2.Каталог игр:

г) пальчиковой гимнастике.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

2-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды во второй группе раннего возраста (от 2до 3 лет).

В речевом центе

Речевой центр

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Оборудование речевого уголка в группе раннего возраста:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений дыхательной гимнастики;

в) пальчиковой гимнастике.

  1. Словесные дидактические игры.
  2. Предметные картинки.
  3. Различные виды театров.
  1. Картинки:
  1. В речевом центре организация «Уголка (полки)интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей.
  2. Освоение мнемотехники. Ведется от простого к сложному. Начинается овладение во второй группе раннего возраста с простейших мнемоквадратов – это графическое или частично графическое изображение явления природы, героя сказки и т.д.

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет).

В речевом центе подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени (тематический период, индивидуальная потребность детей)

Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется по потребности детей, тематической недели. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

Оборудование речевого уголка в младшей группе:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

г) пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  1. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

  1. Ширма для театра и атрибутика.

9.Наглядный материал:

  1. В речевом центре организация «Уголка (полки)интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей.
  2. Освоение мнемотехники. Ведется от простого к сложному. с простейших мнемоквадратов – это графическое или частично графическое изображение явления природы, героя сказки и т.д.

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в средней группе (от 4 до 5 лет).

В речевом центе подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени (тематический период, индивидуальная потребность детей)

Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется по потребности детей, тематической недели. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

. Оборудование речевого уголка в средней группе:

  1. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

  1. Художественные произведения по программе и др.
  2. Словесные дидактические игры.
  3. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
  4. Предметные картинки.
  5. Различные виды театров.
  6. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Деталями предметов (составные части игрушек, части тела животных).

9.Наглядный материал (дополняется) :

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

Различные виды театров.

Мнемотехника: на ряду с мнемоквадратом (рисунком) добавляется мнемодорожка. Мнемодорожка – это кодировка слова или маленького словосочетания изображением, т.е.весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки-схемы ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

  1. Пособия с изображением предметов во множественном числе (один стол - много столов, одна кукла - много кукол); для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш).

Памятка воспитателям по организации речевой развивающей среды в старшей и подготовительной к школе группах.

Центр речевого развития, представляющий возможность детям действовать индивидуально или объединяться по парам Пособия для речевого центра периодически обновляется, что позволяет поддерживать интерес к коммуникации.

В речевой центр включены следующие пособия и атрибутика:

- материал по развитию артикуляционной моторики для индивидуальной работы (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках);

- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.

- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;)

- пособия по мнемотехнике - мнемотаблица (т.е. схема со символами-заместителями) и мнемодорожки (алгоритмы).

- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Разнообразные виды театра и атрибутика.

«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь - инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка

Процесс овладения речью - сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область - «Речевое развитие» - и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков - книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития - оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи речевого уголка

Возраст детей Задачи
1,5–3 года
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
  • Обогащение активного словаря.
  • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
  • Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
  • Укрепление дружеский отношений внутри группы.
  • Создание положительной мотивации к коллективной работе.
3–4 года
  • Развитие речевого дыхания.
  • Совершенствование звуковосприятия.
  • Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.
4–5 лет
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
  • Развитие диалогической речи.
5–6 лет
  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6–7 лет
  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Цель речевых упражнений - развитие мимических и артикуляционных умений

Оформление речевого уголка своими руками

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики - место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками.

В речевом уголке младшей группы можно оформить столик с играми на развитие сенсорного восприятия

Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Забавные изображения на коврике привлекают детей и побуждают к активному сенсорному восприятию текстильных образов

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды - доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.

Развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики способствует изучение т. н. «бизибордов»

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

Для создания игры использованы простые материалы: картон, цветная бумага и ватные шарики

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

  • «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
  • «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
  • «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
  • «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.
  • «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Такие игры учат детей складывать слоги и слова, а также развивать речевые способности в коллективной игре

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку - это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

Куклы и декорации стимулируют самостоятельное речевое творчество детей

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

  1. Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
  2. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
  3. Наличие одушевлённого персонажа - куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и .
  4. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
  5. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

Вариант оформления речевого уголка - видео

Пример оформления речевого уголка в средней группе - видео

Паспорт речевого уголка

Паспорт уголка в детском саду - это информационный документ, в котором описывает состояние центра активности, оборудование и предметное содержание. Паспорт составляется воспитателем и заверяется администрацией ДОУ, хранится в папке документов педагога или в специальной ячейке уголка. С информацией о содержании уголка могут ознакомиться коллеги, молодые специалисты, родители воспитанников. Паспорт необходим для выдвижения уголка на конкурс педагогических проектов по организации предметно-развивающей среды для детей.

Примерный шаблон паспорта речевого уголка:

  • Название уголка, возрастная группа.
  • Задачи уголка (кратко).
  • Предметы мебели, количество.
  • Электроприборы, если есть (аудиопроигрыватель, проектор).
  • Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, мнемотаблицы).
  • Список демонстрационных материалов (тематические картинки, карточки-схемы).
  • Дидактические и настольные игры.
  • Наборы для дыхательной гимнастики, игр-драматизаций.
  • Картотека речевых упражнений и игр.

Фрагмент паспорта уголка по развитию речи: наглядно-дидактические и демонстрационные материалы - таблица

Как назвать уголок развития речи

Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.

  • Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».

    Традиционное название отражает направление развития детских способностей в уголке

  • Названия с именем хозяина уголка: «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».

    Уголок назван по имени одушевлённого персонажа - зайца Говоруши

  • Смешные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка/Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».

    Смешные названия привлекают детей к изучению уголка

Средства оформления речевого уголка

Уголок организуется в помещении группы с целью развития речевых способностей детей и своим оформлением побуждает воспитанников к высказыванию мнений, совместному обсуждению, беседам. К рисованию плакатов, стенгазет и картинок привлекаются и дети, и их родители.

Таблички и эмблемы - фотогалерея

Таблички для всех уголков группы могут быть выполнены по единому шаблону На табличке для привлечения внимания детей может быть изображён любимый персонаж Табличка привлекательна и вызывает положительный настрой к деятельности в уголке Табличка содержит оригинальное название уголка и изображение его хозяина

Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.

Картинки - фотогалерея

Рисунки могут представлять собой одушевлённых персонажей, которые задают детям речевые упражнения Изображения сказочных персонажей украшают стены уголка Картинки по любимой детьми сказке служат одновременно и украшением уголка, и материалам для построения рассказа Картинки указывают на одно из направлений работы речевого уголка - знакомство с буквами и звуками

Картинки и рисунки украшают стены и мебель в помещении группы. Для оформления уголка развития речи используются изображения героев сказок и мультфильмов, животных, букв. При этом картинки в речевом уголке функциональны, детям можно задать по ним вопрос или придумать задание, направленные на развитие устной речи: «Кто изображён на картинке? Опиши, какой он», «Поздоровайся с Незнайкой. Расскажи ему, как прошёл твой день», «Придумай небольшой рассказ по этой картинке» и т. д.

Стенд - фотогалерея

Стенд с пластиковыми ячейками подходит для размещения информации для родителей и схем-картинок для детей На стенде воспитатель размещает дидактические материалы по теме текущих занятий Стенд в речевом уголке может содержать описание игр и схемы артикуляционных упражнений

Стенды в речевом уголке удобны для размещения наглядных материалов: картинок, карточек-схем, мнемотабличек, фотоматериалов и рисунков воспитанников. Поскольку содержание стенда постоянно обновляется, рекомендуется сделать пластиковые ячейки или использовать магнитную доску в качестве стенда (закрепление информационных листов и картинок канцелярскими кнопками небезопасно, особенно, в младших группах).

Одушевлённый персонаж - фотогалерея

Кукла размеров с рост ребёнка удобна в демонстрации двигательных упражнений Одушевлённый персонаж представлен в виде плаката на стене Плюшевая игрушка может быть хозяином в уголке развития речи

Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.

Содержание речевого уголка в детском саду

Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:

  • Шкаф/стеллаж с полками.
  • Столик или полка для временных выставок.
  • Рабочий стол и стульчики.

Мебель для уголка выбирается экологически безопасная и удобная для детей

Оборудование в уголке развития речи:

  • Зеркало. Нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следить за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. Зеркало должно быть надёжно закреплено на стене и находиться за рабочим столом, во-первых, это удобно ребёнку во время занятия, во-вторых, так исключается риск того, что дети случайно заденут зеркало и оно упадёт.

    Большое зеркало дополняет рабочее место в уголке и необходимо для самоконтроля выполнения артикуляционных упражнений воспитанниками

  • Аудиомагнитофон, телевизор. Одна из составляющих речевого развития в детском саду - обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания - формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы.

    В речевом уголке дети просматривают видеоматериалы с целью обсуждениях показанной темы, сюжета

  • Магнитная доска. Как говорилось выше, такая доска может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по теме занятия. Но чаще она используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например, в следующих заданиях: «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет сказки. Попробуй пересказать», «Из букв магнитной азбуки сложи слова…», «Распредели картинки по темам, придумай название для каждой из них».

    Магнитная доска используется для выполнения заданий воспитанниками и демонстрации педагогом иллюстраций

Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития - таблица

Наглядные материалы, пособия
  • Младшие и средние дошкольники: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д.
  • Старшие дошкольники: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).
Материалы для сенсорного развития
  • Младшие дошкольники: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.
  • Средние дошкольники: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.
  • Для детей 5–7 лет: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.
Предметы для развития дыхания
  • Младшие дошкольники: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.
  • Средние дошкольники: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики.
  • Старшие дошкольники: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Дидактические материалы
  • Младшие дошкольники: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.
  • Средние дошкольники: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).
  • Старшие дошкольники: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).
Материалы для игр-драматизаций
  • Младшие дошкольники: маски животных, куклы на пальчики, наборы игрушек по мотивам сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.
  • Средние дошкольники: куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо.
  • Старшие дошкольники: марионетки, головные уборы персонажей (Красная шапочка, колпак Буратино, корона принцессы, шляпа волшебника).

Для разыгрывания диалогов в речевом уголке пригодятся наборы сказочных персонажей

Эскизы оформления речевых уголков

Стеллаж в речевом уголке младшей группы наполняется материалами, доступ к которым открыт воспитанникам. Зона сенсорики содержит безопасные элементы.

Расположение материалов для самостоятельного изучения должно быть удобно для малышей

В средней группе речевой уголок дополняется местом (столиком или полкой) для временных тематических выставок книг, иллюстраций, образцов письменного общения: «Иллюстрации скороговорок/поговорок/загадок (лубок)», «Азбука и букварь - первые учебники», «Поздравительные открытки», «Письма и телеграммы» и др. Игровые и развивающие материалы (в том числе по сенсорике) хранятся в шкафу.

Выставка для побуждения к речевой деятельности занимает центральное место в уголке

В речевом уголке для старших дошкольников в открытом доступе должна быть большая коллекция настольных игр. Пространство развивающего центра дополняется демонстрационным материалом (стенгазеты, стенд, плакаты, картотеки упражнений) и магнитной доской для выполнения заданий.

Детям 5–7 лет интересно работать с магнитной доской, играть в настольные игры

Работа в уголке развития речи

Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников - игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).

Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию. Уголок задействуется во время проведения фронтального речевого занятия (со всей группой). Но чаще здесь проводятся занятия индивидуальные и в подгруппе, поскольку наблюдается тенденция сокращения логопедических групп и на воспитателя налагается обязанность осуществлять преемственность с работой логопеда.

Таблица: виды и формы деятельности в речевом уголке

Вид деятельности Форма деятельности
Занятие в подгруппе
  • Рассматривание наглядно-демонстрационного материала (в т. ч. мини-выставки) и проведение беседы. Для детей с начальным уровнем речевых способностей - форма «вопроса и ответа»:
    - Кто изображён на плакате? (Животные и детёныши.)
    - Катя, какие животные из представленных тебе нравятся? (Волк, лиса, медведь.) А тебя, Ваня? (Заяц, ёжик, белка.)
    - Волк, он какой? (Хищный, серый, свирепый.) Как называется его детёныш? (Волчонок.)
    Воспитанники старших групп в беседах побуждаются к развёрнутым ответам, рассказыванию историй из личного опыта, вспоминаю сюжета художественных произведений:
    - Чему посвящена выставка в нашем уголке? (Азбуке.)
    - Что такое азбука? (Книга, в которой каждая глава посвящена отдельной букве.)
    - А у вас есть дома азбука? Помните ли вы стихотворения наизусть из этой книги?
  • Двигательно-речевые упражнения, логопедическая ритмика. Воспитатель проговаривает слова и сопровождает их движениями, дети повторяют. Эти упражнения направлена на развитие совершенствование фонационного дыхания (правильной звучности речи), на развитие голосовых данных и дикции, на развитие речевого внимания (выполнений движений, о которых говорится). Примеры упражнений: «Жуки и шмели» (по команде «Жуки летают, шмели гудят» двое детей ходят и машут руками, двое других произносят звук [ш], когда прозвучали слова «Шмели летают, жуки гудят», первая подгруппа прозносит [ж], вторая движется), «Баскетбол» (в положении сидя, руки опущены, дети начинают произносить [ба-ба-ба], [бо-бо-бо],[бу-бу-бу], [би-би-би], поднимая и опуская руки с каждым новым слогом), «Пропевание» (проведение гласных [а-э-и-о-у] и слогов с ними [ла-лэ-ли-ло-лу] с изменением силы голоса - движение вверх и вниз по гамме).
  • Театрализованные игры, т. е. предполагающие участие нескольких детей. Воспитанникам предлагается разыграть сценки по мотивам прослушанных сказок. Первый вариант игры-драматизации: дети предварительно разучивают диалог, распределяют роли, воспроизводят сюжет в игре. Второй вариант: дети вспоминают с воспитателем сюжет знакомой сказки, распределяют роли и импровизируют.
Индивидуальное Индивидуальные занятия в речевом уголке проводятся с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом логопункта.
  • Артикуляционные упражнения. Воспитатель показывает действия, ребёнок повторяет, наблюдает за собой с помощью зеркала. Дети 5–7 лет после нескольких совместных с воспитателем занятий способны выполнять артикуляционную гимнастику по схеме-напоминанию (с картинками). Однако контроль за звукопрозношением со стороны воспитателя обязателен.
  • Развитие речевого дыхания (умение контролировать силу и длительность выдоха): упражнения с передвижением предметов при помощи выдоха строятся во принципу увеличения веса предметов. Сначала дети пробуют сдувать пёрышки, ватные шарики, бумажные снежинки, затем шарики, мячики, игрушки на колёсиках. Примеры игры: «Высуши бельё» (ребёнку предлагается дыханием высушить слегка влажные платочки, висящие на планке), «Плывут, плывут кораблики» (в ёмкости с водой находятся кораблики различного размера и веса с парусами, в которые пробует при помощи выдоха заставить плыть ребёнок), «Футбольный матч» (для одного ребёнка: попробовать загнать мяч в ворота, выдыхая воздух через трубочку; вариант для двух ребят: настольная игра).
  • Дидактические игры: на составление слов и предложений, на выполнение пересказа, на различение гласных и согласных звуков и т. д. Примеры дидактических игр: «Скажи одним предложением изображённое на картинке», «Расставь эпизоды сказки и перескажи», «Подбери картинкам начальные буквы», «Придумай названия к сюжетным картинкам», «Подбери слово/предложение по схеме», «Назови как можно больше», «Продолжи тематический ряд».
  • Заучивание чистоговорок и скороговорок, стихотворений. Воспитатель следит за правильностью произношения и выразительностью исполнения текста.
Самостоятельная деятельность
  • Сюжетно-ролевые игры: «Школа/Детский сад», «Библиотека», «Магазин», «На приёме у врача», «Салон красоты». В этих играх дети учатся действовать в рамках социальных компетенций, воспроизводя ситуации общественной жизни, строят диалоги.
  • Игры-драматизации. Воспитанники самостоятельно распределяют роли и импровизируют, развивается способность речевого творчества. Пополнять реквизиты речевого уголка необходимо по мере изучения детьми народных и художественных сказок: фигурки персонажей (Чебурашка, крокодил Гена, Мойдодыр, игрушки животных-персонажей народных сказок). Атрибуты для инсценировок легко сделать своими руками: на палочки от мороженого приклеиваются изображения героев. Для исполнения ролей непосредственно воспитанниками пригодятся маски и шапочки героев.

Речевые игры в детском саду - видео

Игры на развитие речевого общения в ясельной группе - видео

Артикуляционная гимнастика для детей - видео

Игра-драматизация в первой младшей группе - видео

Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Оснащение речевого уголка в соответствии с ФГОС во второй младшей группе. Никифорова А.О. Группа №13

1.Формирование словаря 1. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. 2. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. 3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). 4. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул - табурет, шуба - пальто - дубленка). 5. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Задачи речевого развития в соответствии с требованиями современного ФГОС:

2.Формирование звуковой культуры речи 1. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п - б - т - д - к - г; ф - в; т - с - з - ц). 2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. 3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. 4. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

3.Формирование грамматического строя речи 1. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). 2. Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. 3. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм»).

4.Формирование связной речи 1. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). 2. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж». При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

Используем материал с уголка познания: Д идактические игры на развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). пресноводные» и др. 1.Формирование словаря

2.Звуковая культура речи

Грамматический строй речи Связная речь

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по окружающему миру в соответствии ФГОС во второй младшей группе «Водичка, водичка»

Комплексное занятие в соответствии ФГОС во второй младшей группе «Водичка, водичка»Цель: Закрепить знания свойства воды (чистая, холодная, горячая, теплая) Закрепить знания предметов туалета и их на...

Комплексное занятие в соответствии ФГОС во второй младшей группе «Водичка, водичка»

Цель: Закрепить знания свойства воды (чистая, холодная, горячая, теплая) Закрепить знания предметов туалета и их назначения. Вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков. Вызвать...