/  Олигофрения у детей

Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка психики, которая проявляется нарушениями интеллекта и вызвана патологией головного мозга. Олигофрения приводит к тому, что ребенок просто неспособен сам познавать мир и нормально общаться с окружающими. Выявить умственную отсталость помогают стандартные психологические тесты.

Из статьи вы узнаете причины и симптомы олигофрении у детей, а также о некоторых особенностях реабилитации.

Причины и симптомы

Причин возникновения олигофрении не так много, но все они так или иначе связаны с патологиями.

1. Эндогенные факторы - это хромосомные и наследственные патологии в метаболизме, генетические синдромы. Например, .

2. Экзогенные факторы - к ним можно отнести патологии внутриутробного развития, вызванные инфекциями во время беременности, курением будущей мамы, употреблением алкоголя или наркотиков, травмами в процессе родов, нарушением питания плода.

3. Смешанные причины - это комплекс, состоящий из сложения вышеприведенных факторов. В результате такой комбинации у ребенка возникает олигофрения.


Оздоровительный центр MumiDom

Реабилитация детей с особенностями развития.
Комплексный подход к коррекции нарушений каждого ребёнка.

В личных делах учащихся вспомогательных школ чаще всего встречается диагноз «олигофрения». Дети-олигофрены действи­тельно составляют основную часть учащихся вспомогательных школ. Однако олигофрения, что в переводе на русский язык озна­чает «малоумие», не является названием какой-либо определенной болезни. Олигофрения - это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов пора­жения центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. примерно до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреж­дения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста.

При всем разнообразии причин, вызывающих олигофрению, для нее характерны следующие общие признаки: ранний срок по­ражения центральной нервной системы и последующее прекра­щение заболевания. При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы у ребенка нет и он прак­тически здоров. Особенности психического развития детей-олиго­френов в значительной мере сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи. Различия в нарушении пси­хики, обусловленные разным характером заболевания, как бы перекрываются сходными условиями психического развития. Поэтому дети-олигофрены, несмотря на различия в этиологии заболевания, представляют в известной мере однотипную с психологической точки зрения группу. Анализ литературы показывает что разные исследователи выдвигали свои гипотезы относительно «ведущего синдрома», или основного нарушения, при олигофрении. Так, например, Курт Левин считал таким синдромом особенности аффективно-волевой сферы. Большинство современных исследо­вателей утверждает, что основным синдромом, или основным де­фектом, наблюдающимся при олигофрении, является трудность обобщения и отвлечения (М. С. Певзнер) или слабость регули­рующей роли речи (А. Р. Лурия).

Правильность любого из этих положений легко доказать, ибо при олигофрении всегда, безусловно, обнаруживается и трудность обобщения, и незрелость эмоционально-волевой сферы, и запо­здалое плохое развитие речи, и слабость ее регулирующей функции. Но если попытаться все же, руководствуясь современными данны­ми, найти центральные определяющие дефекты, то такими пред­ставляются два: во-первых, отмеченный Г. Е. Сухаревой дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, позна­вательных интересов, слабость ориентировочной деятельности; во-вторых, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, плохая обучаемость. К этому с годами естественно присоединяется бедность кругозора, малый запас представлений, конкретность и поверхностность мышления, то есть слабость обобщений, незре­лость эмоционально-волевой сферы.



Всесторонне изучавшая работоспособность больных олигофренией Э. А. Коробкова писала: «Одной из наиболее существенных и неправильных предпосылок, лежащих в основе большинства зарубежных исследований состояния умственной отсталости, яв­ляется представление о том, что больной олигофренией - как бы ухудшенный вариант нормы. Предполагается, что существует некоторый средний уровень ума, характеризующий здорового человека, и что в сопоставлении с ним у олигофрена на ту или иную толику ума меньше (недаром принятый термин «олигофрен» в переводе на русский язык означает «малоумие»)...» «Олигофрен, - пишет далее Э. А. Коробкова, - не просто «хуже» среднего человека, принятого за условную норму, олигофрена отличает качественное своеобразие: не худшая, а иная структура психики, жизненных установок и проявлений».

Как уже отмечалось, дети-олигофрены - это основной состав учащихся вспомогательных школ. Поэтому все дальнейшие главы этой книги посвящены анализу своеобразия психического развития именно олигофренов.

В этом разделе дается лишь краткое указание на то, каковы особенности их развития.

Психика ребенка-олигофрена совершенно не похожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития. Для возникновения этого своеобразия небезразличны, конечно, и этиологические факторы, которые часто остаются нерас­познанными. В медицинских заключениях, направляемых во вспо­могательные школы, часто значится: «Олигофрения невыясненной этиологии» либо «Олигофрения сложной этиологии». Под слож­ностью этиологии подразумевается сочетание нескольких вред­ностей, в котором трудно вычленить основной определяющий фактор.

По данным Г. Е. Сухаревой, следует различать три группы патогенных факторов, обусловливающих возникновение олиго­френии: неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза), вредные воздействия на плод в период внутриутробного развития, родовая травма и постнаталъные поражения нервной системы ребенка (инфекции, травмы, ожоги) до трех лет.

Примером патологии эмбриогенеза является болезнь Дауна.

Наличие этого вида олигофрении легко устанавливается по очень характерному внешнему облику ребенка (своеобразные черты лица, дипластичная фигура, плохая моторика и т. п.). Эти дети с большим трудом усваивают общие понятия, отвлеченный счет. Память у них плохая. Поэтому обучить их чему-либо новому чрез­вычайно трудно. Но благодаря покладистому, добродушному нраву эти дети легко поддаются воздействию со стороны педагога. При продуманном воспитании и режиме они правильно себя ведут и приобретают хорошие привычки. Однако самостоятельно ориен­тироваться в жизненных ситуациях не могут. Морально-этические правила усваиваются ими с трудом.

Другим примером являются дети, имеющие диагноз: «Олигофрения специфической этиологии» («Lues congenita»). У них также имеются некоторые внешние признаки болезни (диспластичное телосложение, седловидный нос, изрезанные зубы и т. д.). Однако по внешним признакам судить о наличии болезни нельзя; в диагнозе необходимо убедиться по медицинским данным. Такие дети по сравнению с другими детьми-олигофренами более со­образительны. Степень их умственной отсталости не так велика но они очень истощаемы. Поэтому их успеваемость в школе ока­зывается посредственной. Поведение этих детей обнаруживает неровности: они внушаемы, эмоционально неустойчивы, легко переходят от одного настроения к другому. Некоторые из этих детей страдают текущим заболеванием - сифилисом мозга.

К числу олигофренов относятся также некоторые дети из числа страдающих эндокринопатией и многие другие.

2. Дети, перенесшие поражения головного мозга в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Некоторые заключения врачей-психоневрологов, относящиеся к ученикам вспомогательной школы, формируются следующим образом: «Олигофрения после травмы головного мозга» (либо после какого-нибудь иного поражения мозга). В других заключениях просто отмечают перенесенное ребенком основное заболевание, например «Остаточные явления после параинфекционного менингоэнцефалита».

В подобных случаях речь идет о состояниях, близких к олигофрении. Такие дети, так же как и олигофрены, практически здоровы, хотя и развиваются на дефектной основе. Однако есть и различия. Если те или иные вредности или болезни поражают детей до двух лет, как правило, возникает олигофрения. Если же они поражают детей сравнительно старшего возраста, возникают более определенные, специфичные для каждой болезни особенности психики.

Рассмотрим эти особенности.

а) Дети, перенесшие травмы мозга (сотрясения, ушибы и т. д.), отличаются повышенной истощаемостью при умственной нагрузке. Степень их умственной отсталости бывает чаще всего не очень значительной, так что нередко возникают сомнения относительно того, где они должны учиться - в массовой или вспомогательной школе. Однако из-за очень большой утом­ляемости, которая приводит к неустойчивости внимания и забывчивости, эти дети, несмотря на свою сообразительность, оказываются иногда не в состоянии справиться даже с выполнением тех или иных заданий, которые им даются во вспомогательной школе. Бывает так, что они отвечают тем хуже, чем больше занимаются, стараясь выучить заданный урок. Особенно плохие ответы даются на последних уроках или в присутствии незнакомых лиц. Увеличение продолжительности сна, дополнительный отдых могут больше повлиять на их успеваемость, чем дополнительные занятия.

Поведение детей, перенесших травмы, бывает не всегда правильным, что также объясняется их повышенной утомляе­мостью и невыносливостью. От усталости они становятся раздра­жительными. В ответ на замечание учителя или шутку товарища могут вспылить и наговорить грубостей. Предчувствуя трудность предстоящей работы, дети пытаются окольными путями от нее уклониться, например наивно преувеличивая перед учителем свои небольшие, эпизодические невзгоды и болезни.

: Если учитель проявляет неуклонную требовательность и справедливую строгость, дети приучаются владеть собой. Но если учитель снисходителен к вспышкам раздражения и к грубости де­тей, перенесших травмы, не замечает случаев обмана, то у них могут возникнуть отрицательные черты характера. Такой ребенок может стать дерзким, несдержанным, грубым, лживым, эгоцент­ричным и в то же время трусливым, слабовольным. Не следует требовать от детей выполнения непосильных и больших нагрузок.

Тактика учителя при воспитании ребенка, перенесшего трав­му, складывается в основном из бережного, щадящего отношения к нему в вопросах учебной и трудовой нагрузки и непреклонной строгости в вопросах поведения.

Не следует думать, что такая тактика уместна по отношению ко всем учащимся вспомогательной школы, что она является своего рода педагогическим стереотипом. По отношению к другим детям и тактика должна быть иной. Бережное, щадящее отношение учи­теля к ребенку, перенесшему травму, должно осуществляться таким образом, чтобы ребенок об этом не догадывался. Учитель должен ограждать его от непосильной нагрузки, советовать родителям внимательнее следить за правильным распределением сна и отдыха, освобождать (не обнаруживая мотивов этого освобождения) от всяких дополнительных нагрузок. Он может даже сократить объем Домашних заданий. При осуществлении трудового воспитания следует учитывать, что дети, перенесшие травму, плохо переносят ^РУ, тряску, шум. Охраняя детей от чрезмерной нагрузки, учителю следует в то же время сохранять непреклонную строгость при проверке выполнения всех требований, которые он считает необходимым все же предъявить ученику. Не следует оставлять безнаказанными какие-либо проявления развязности, бесцеремон­ности и т. п. Приучаясь выполнять требования учителя, ученик-травматик овладевает своим поведением.

б) Последствия энцефалита (воспаления мозга) чрезвычайно разнообразны и зависят как от формы энцефалита (эпидемический параинфекционный, ревматический и др.), так и от его тяжести от преимущественной локализации и т. д. Остановимся лишь на некоторых типах последствий этого заболевания.

Некоторые дети, перенесшие энцефалит, становятся слишком подвижными, расторможенными. Они очень быстро и непосред­ственно реагируют на все происходящие вокруг них явления и события, необдуманно действуют и говорят, чрезвычайно вну­шаемы и легко попадают под влияние окружающих их людей. Из-за неустойчивости внимания и некритичности мышления такие дети учатся обычно плохо, но изредка удивляют своих учителей и очень удачными ответами.

В условиях строгого, продуманного режима дети могут вести себя правильно. При отсутствии такого режима, под влиянием плохих товарищей они легко приобретают дурные склонности и становятся на плохой путь. Особенно неблагоприятно влияет на них безделье, в то время как организованный, заполненный тру­дом, спортом и играми режим действует на них благотворно. Умеренная, но заполняющая все время нагрузка не утомительна для этих детей. Основное, в чем они нуждаются, это непрерывное, неослабевающее наблюдение и контроль со стороны учителя и других воспитателей, имеющие в виду предупреждение дурных влияний и привычек. Поэтому, беседуя с родителями и другими воспитателями таких детей, учитель обращает особое внимание на необходимость осуществлять постоянный контроль и наблюдение. У девочек, перенесших энцефалит, легко возникают прежде­временные сексуальные интересы и склонности в том случае, если находится дурной человек, который у них эти инстинкты про­буждает. Мальчики оказываются нередко втянутыми в воровские компании, бродячие шайки. Следует подчеркнуть, что сам по себе энцефалит, само воспаление мозга таких антисоциальных склон­ностей образовать не может. Они сравнительно легко возникают в том случае, если дети оказываются в атмосфере дурных влияний. Дети легко поддаются этим влияниям вследствие того, что от­личаются повышенной внушаемостью и некритичностью. Кроме того, этому способствует присущая им слабость тормозных процессов.

Наибольшую трудность для учителя представляет преодоление присущей этим детям расторможенности. Приучая детей владеть собой, тормозить свои непосредственные импульсивные реакции, учитель тем самым не только воспитывает детей, но и осуществляет определенное лечебное воздействие - укрепляет их нервную

Следовательно, здесь речь идет о необходимости регламен­тированного режима, предъявления достаточной трудовой и спортивной нагрузки и осуществления наблюдения и контроля. Последствия энцефалита иногда принимают иную форму. Дети становятся малоподвижными, их моторика оказывается скованной. У них возникает плохой почерк. Их речь носит смазанный, не­внятный характер (как будто каша во рту). По своему внешнему виду они производят впечатление тупых, глубоко отсталых детей. Однако их суждения бывают довольно разумными. Они осознают и тяжело переживают свою недостаточность. Некоторая инертность психики, присущая этим детям, проявляется, с одной стороны, в настойчивости и целенаправленности их действий, с другой - в заметной косности, назойливости по отношению к другим детям. Очень трудно, но важно уберечь их от насмешек и обид со стороны других детей.

Трудовое обучение таких детей и последующее их трудо­устройство представляют собой нелегкую задачу. Плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений сочетаются у них иногда с дефектами органов зрения или слуха. Плохой почерк и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой-либо профессии. Между тем при удачно подобранной специальности эти дети могут хорошо трудиться, так как обладают нужным усердием, чувством долга и ответственностью за порученное дело. Поэтому учитель должен задолго до окончания школы, буквально с момента начала тру­дового обучения, учитывая местные конкретные условия, забо­титься об их будущем.

Уровень интеллекта таких детей значительно ниже среднего. Помимо всего прочего эти дети не могут адаптироваться к окружающей их социальной среде. Коэффициент умственного развития (IQ) обычного среднестатистического индивидуума колеблется в пределах от 90 до ПО баллов. Если IQ ребенка опускается значительно ниже этого среднего уровня, это свидетельствует о той или иной степени умственной отсталости. Специалисты различают легкую, среднюю и тяжелую форму олигофрении. Если при тестировании (тест IQ) ребенок показал результат значительно ниже среднего (от 70 до 89 баллов), у него диагностируют олигофрению.
Диагноз «олигофрения» может поставить ребенку только квалифицированный психолог, обладающий необходимыми знаниями и навыками. В частности, психолог должен уметь проводить диагностику и коррекцию адаптивного поведения ребенка.
Адаптивное поведение позволяет ребенку, страдающему олигофренией, приспособиться к тем требованиям, которые в повседневном общении предъявляют к нему окружающие. Благодаря адаптивному поведению ребенок может общаться с другими людьми. Специфическое адаптивное поведение включает в себя моторные и коммуникативные навыки, навыки самообслуживания (прием пищи, пользование туалетом) и другие, необходимые ребенку в повседневной жизни (пользование общественным транспортом, выполнение некоторых домашних обязанностей, таких как уборка квартиры, приготовление пищи).
Такое заболевание, как олигофрения, может быть вызвано множеством самых разных причин, в частности наследственными заболеваниями (такими например, как синдром Феллинга, или фенилкетонурия, или синдром Дауна). Если плод, находящийся в утробе матери, подвергался воздействию алкоголя или других токсичных веществ, если женщина в период беременности перенесла инфекционное заболевание или испытала сильный психологический стресс, у ребенка может развиться олигофрения. Иногда ребенок утрачивает некоторые психические функции (например память, языковые навыки) в результате полученной черепно-мозговой травмы. В большинстве случаев, однако, причина заболевания остается невыясненной: мы не можем со всей определенностью сказать, какие именно факторы повлияли на внутриутробное развитие плода.
К 10-12 годам дети, страдающие олигофренией, как правило, поступают в школу. Если вашему ребенку поставлен диагноз «олигофрения», это вовсе не означает, что он не будет учиться. Федеральное законодательство гарантирует всем без исключения детям право на образование. Закон обязывает школы проводить медицинское обследование детей с признаками того или иного заболевания. Если диагноз подтвердился, школа обязана предоставить больному ребенку все необходимые образовательные услуги.
Педиатр наблюдает за психическим развитием ребенка буквально с самых первых минут его жизни: ведь любые, даже самые незначительные на первый взгляд, сбои в работе центральной нервной системы могут являться симптомами опасного заболевания. У некоторых детей, однако, симптомы заболевания проявляются лишь в младшем школьном возрасте. Запомните: своевременная диагностика в подобной ситуации имеет огромное значение - иногда правильно поставленный диагноз оказывает решающее влияние на исход заболевания. Развитие психики - это непрерывный, зачастую непредсказуемый процесс, поэтому при правильном лечении некоторые психические функции ребенка могут частично восстановиться.
Дети, страдающие олигофренией, обучаются по специальной образовательной программе, включающей в себя профессиональное обучение. Такая образовательная программа разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом принимаются во внимание потребности не только самого ребенка, но и членов его семьи. Педагоги помогают таким детям овладеть основными навыками (крупная и мелкая моторика, навыки устной и письменной речи). Овладев этими базовыми умениями и навыками, дети переходят к изучению академических дисциплин.
Дети-олигофрены (особенно дети с отклонениями в поведении), конечно же, нуждаются в особом внимании и заботе со стороны педагогов. Иногда больной ребенок может наравне со своими здоровыми сверстниками принимать участие в некоторых внешкольных мероприятиях (спортивных соревнованиях, концертах, спектаклях). Тенденции современной педагогики таковы: Дети с незначительными когнитивными расстройствами (например с легкой формой олигофрении), как правило, обучаются в основной группе вместе со своими здоровыми сверстниками.
Главная цель педагогов - подготовить ребенка к овладению той или иной профессией, дать ему необходимые профессиональные навыки. Кроме того, ребенок должен научиться обслуживать себя, самостоятельно вести домашнее хозяйство. Если больной ребенок уже в начальной школе проявил особый интерес, склонность к той или иной профессии, вы должны предоставить ему возможность получить соответствующую подготовку. Таким образом, главная цель школьного обучения в данном случае - подготовить ребенка к его будущей профессии.
Дети с тяжелой формой олигофрении составляют лишь небольшой процент от общего числа детей, страдающих этим заболеванием. Такие дети не могут самостоятельно обслуживать себя, у них почти полностью отсутствуют коммуникативные навыки. Кроме того, такие дети зачастую страдают нарушениями поведенческой сферы (они могут, например, много раз повторять одну и ту же фразу). Далеко не всегда родители могут обеспечить такому ребенку необходимый уход, поэтому таких детей, как правило, помещают в специальные лечебные учреждения. В последнее время, однако, многие специалисты высказывают следующую точку зрения: дети, страдающие тяжелой формой олигофрении, гораздо комфортнее чувствуют себя в небольших коллективах с благоприятным психологическим климатом (например в муниципальных детских домах семейного типа).
Родители больного ребенка могут обращаться за помощью и поддержкой в медицинские центры, муниципальные школы, семейные центры психологической помощи. В случае необходимости вы можете обратиться за консультацией и к вашему педиатру.