Конспект НОД в подготовительной группе

«Осень золотая.

Волшебное путешествие в мир природы»

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени;

Самостоятельно находить признаки осени;

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным;

Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы, навыки рисования красками.

Планируемые результаты: выражать свои эмоции (интерес, радость, восхищение осенними красками природы) при прочтении стихотворений З. Федоровской, К Шабановой, У. Лукина; поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Материалы и оборудование: осенние листья, слайды с изображением осенних пейзажей, 2 зеркальца, фонарик, акварельные краски, кисти, салфетки, альбомные листы.

Ход НОД.

Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в природу. Согласны?

Путешествие не простое, а волшебное. Пешком идти далеко. Как вы думаете, на чем можно добраться до леса?

Хорошо. Поедем на автобусе. А автобус мы смастерим сами – построим его из наших стульчиков. А чтобы автобус поехал, нам нужен водитель. А водителя мы выберем с помощью считалочки. Вадим, посчитай. Итак, водителя мы выбрали. Занимаем места в автобусе.

Я вижу, что вы готовы отправиться в путь. А для начала, назовем все времена года.

Правильно - это зима, весна, лето и осень. А в какое время года отправимся мы? Не знаете? Тогда отгадайте загадку и узнаете, в какое время года мы отправимся путешествовать.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (Осень)

На экране слайд с изображением осени.

Воспитатель: - Дети, назовите, пожалуйста, осенние месяцы. Молодцы! Вот теперь можно и в путь отправляться. Поехали!

Посмотрите в окна нашего автобуса. Обратите внимание, как чудесен лес осенью! Все деревья приоделись в разноцветные наряды. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А сейчас еще одна загадка и мы узнаем, как называется первая остановка.

Один костер весь мир согревает. (Солнце)

На экране слайд с изображением солнца.

Воспитатель: - Первая остановка называется «Солнечная». Нам нужно выйти, немного размяться, отдохнуть. Но двери не открываются. Чтобы открыть двери, ответьте на мои вопросы:

  1. Какое солнце было летом?
  2. Что стало с солнцем осенью?
  3. Почему солнце стало меньше греть?
  4. Какое солнце будет зимой?

Молодцы! Двери открыты, выходим на полянку. Хотите поиграть с солнечными зайчиками? Воспитатель берет 2 зеркальца, и на стене появляются солнечные зайчики.

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок!

Воспитатель: - Размялись? Отдохнули? Занимаем свои места в автобусе. Едем дальше!

На экране слайд-шоу с изображением осени.

Воспитатель: - Опять смотрим в окно, любуемся осенней красотой. И опять загадка – слушаем внимательно и узнаем, как называется следующая остановка.

Крупно, дробно зачастил,

Всю землю намочил. (Дождь)

На экране слайд с изображением дождя.

Воспитатель: - Остановка «Дождливая». Чтобы выйти из автобуса, нужно ответить на вопросы:

  1. Какой бывает дождь?
  2. Какой дождь бывает летом?
  3. Какой дождь бывает осенью?
  4. Какой дождь бывает зимой?

Воспитатель: - Сейчас Соня нам прочтет стихотворение Н.Гончарова про дождь. А вы определите, какой это дождь – осенний или летний.

Шустрый дождь на длинных ножках
Пробежался по дорожке.
Он ладони вымыл листьям,
Птицам перышки почистил.
И с травою еле слышно пошептался, погрустил,
А потом ударил в крышу,
И в испуге отскочил.

Воспитатель: - О каком дождике рассказала Соня? Правильно, о летнем. А кто не боится осеннего дождя? Выходите из автобуса, немного поиграем.

Вот закрыли небо тучи,

(дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий,

Долго дождик будет плакать,

(прыгают на носочках, держа руки на поясе)

Разведет повсюду слякоть.

(приседают, держа руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

(идут по кругу, высоко поднимая колени)

Воспитатель: Скорее садитесь в автобус, иначе мы попадем по затяжной дождь. Едем дальше – и следующая загадка.

Падают с ветки золотые малютки. (Осенние листочки)

На экране слайд с изображением листопада.

А как называется природное явление, когда падают листья? И мы подъезжаем к остановке «Листопадная».

А теперь вопросы, чтобы выйти из автобуса:

  1. Почему листья желтеют и опадают?
  2. Что будет, если не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
  3. С чем можно сравнить осенние листочки?

Выходим из автобуса и немного погуляем по осеннему лесу.

Воспитатель: Дети, посмотрите-ка, какой-то грибник оставил корзинку с грибами, а в нее нападали листья. Вставайте вокруг корзинки, возьмите эти листочки – устроим листопад.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает

И летят листочки,

С веток на дорожки,

И бегут по листьям

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем

И листочки соберем!

Понравился вам листопад?

Смотрите, к нам идет кто-то!

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

Я слышал, вы листочки собирали. И, наверняка, знаете, с каких они деревьев. У меня тоже много листочков, но с каких деревьев они, запутался. Поможете мне разобраться? Лесовичок показывает листочек, дети называют дерево.

Молодцы, дети! А сейчас я расскажу вам сказку о рябинке, и вы узнаете, почему у нее красивые листочки.

«В моем лесу, среди других деревьев, росла рябинка. Увидела она, что все деревья стали золотыми, а она, по-прежнему, стоит зеленая. Ей говорят другие деревья: «Пора готовиться к зиме. Нужно листья сбрасывать, а то зимой замерзнешь!» стало рябине стыдно и она покраснела. И стала еще наряднее. И все залюбовались ею»

На экране слайд с изображением рябины.

Лесовичок: Понравилась вам рябина? Лесовичок:

Воспитатель: Лесовичок, поедем с нами путешествовать. Вместе веселее будет!

Лесовичок: А место для меня найдется?

Воспитатель: Конечно найдется. Дети, приглашайте Лесовичка в автобус. Поедем дальше.

На экране слайды с изображением осени.

Воспитатель: Наша последняя остановка «Осенняя». Здесь мы постараемся понять, что происходит с природой с приходом осени.

Лесовичок: А можно, я задам детям вопросы?

  1. С чего начинается осень?
  2. Как изменяется долгота дня?
  3. Что приходит к нам с наступлением холодов?
  4. Что происходит, когда исчезают все насекомые?
  5. Что происходит с животными?
  6. Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

Молодцы, ребята! Все знаете.

Воспитатель: А что делают люди осенью?

Выходите из автобуса, встаньте в ряд. Поможем сохранить собранный урожай – посолим капусту.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребенок изображает рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Мы солили не от скуки,

Ох, устали наши руки!

Лесовичок: А мне ветерок нашептал на ушко, что Герман знает стихотворение про осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Утешает осень: "Не жалейте лета!"

Посмотрите – роща - золотом одета. (З. Федоровская)

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы стать художниками, как осень. И попробовать нарисовать то, что вам больше всего понравилось в осенней природе.

Пройдите в нашу импровизированную художественную мастерскую, а Лесовичок будет нам помогать.

Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы – с помощью звуков передают характер, и свое отношение к осени. Закройте глаза и, слушая музыку П.И.Чайковского «Времена года», представьте то, что вы будете рисовать.

Дети рисуют и выставляют свои работы на магнитную доску.

Воспитатель: Какие красивые рисунки! Что вы на них изобразили?

Может, подарим эти рисунки Лесовичку, на память о нашем путешествии?

Лесовичок: Спасибо, ребята, за подарок! Я тоже хочу подарить вам подарок – «золотые» листочки с сюрпризом.

Лесовичок раздает детям сладости. Дети благодарят его.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с гостями.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Дары осени. Золотая осень».

Цель :

Развитие речи,

Логического мышления

Закрепление знания об овощах, фруктах.

Задачи :

Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фруктов

Расширять и активизировать словарный запас детей

Повторить характерные свойства овощей и фруктов,

Воспитывать бережное отношение к природе,

Расширять и активизировать словарный запас детей,

Развивать память, внимание, мышление,

Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью,

Развивать умение работать сообща.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в нашем зале станет светлей!

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы? Начнем наше путешествие.

2. Вступительная часть (актуализация знаний о времени года - осень ) :

Ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях у Королевы Осени и ее помощников . Увидим, какие дары она нам приготовила . А сейчас мы с вами узнаем кто помощники золотой осени (изображение 3 поросят)

Жили – были поросята,

Три веселых дружных брата

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали

Вскоре осень наступила

Поросят предупредила

«Нужно урожай собрать сполна

Скоро к вам придет зима!»

Поможем поросятам выяснить, какой урожай можно собрать осенью , и добраться до него. Но прежде скажите :

Почему осенью опадают листья с деревьев? (Потому что прекращается сокодвижение в деревьях, листья перестают получать питательные вещества).

Какие три осенних месяца вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

По каким признакам можно узнать, что наступила осень (солнце греет слабее, дни стали короче, ночи длиннее, листья на деревьях пожелтели, люди стали одеваться теплее, чаще идут дожди, на улице стало холодно и т. д.).

Молодцы ребята вспомнили о золотой осени . Мы не зря вспоминали о ней.

3. Основная часть (Развитие мышления, развитие познавательных умений , умение использовать диалогический метод обучения, логическое развитие).

Ребята, Королева Осень припасла поросятам свои дары – урожай , но прежде чем она отдаст им их, она приготовила несколько заданий для вас и поросят, а в этом ей помогут поросята.

У поросенка Ниф Ниф такое задание :

Игра «Да или нет»

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать да или нет .

Осенью цветут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Колючий ветер прилетает? (Да)

Туманы осенью плывут? (Да)

Ну, а птицы гнёзда вьют? (Нет)

А букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто-часто льют дожди? (Да)

Достаём ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (Да)

Молодцы ребята, славно справились с первым заданием.

А сейчас немного отдохнем :

Физминутка :

Мы - осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

(Дети образуют круг.)

Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате).

Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями).

Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)

Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.)

Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья)

Теперь садимся на свои места.

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?

Начнем

А давайте прослушаем задание Нуф Нуфа :

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ : НАЗОВИТЕ ФРУКТ ИЛИ ОВОЩ ПОХОЖИЙ НА ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ (КРУГ, ОВАЛ, ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК) .

Молодцы. Мы плавно переходим к следующему заданию.

Поприветствуем третьего поросенка . Кто скажет как его зовут? (Наф Наф) . Верно. Он тоже сзаданием :

ПОЧЕМУ ОСЕНЬ НАЗЫВАЮТ ЗОЛОТОЙ ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ – ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕНИЕМ ОСЕНИ ?

(золотая , потому что много оттенков золотого цвета , оранжевый, желтый, красный. Владения – вся окружающая природа , только на 3 осенних месяца ) которые вы уже называли.

Молодцы мы бес всяких затруднений справились с заданиями, но нам приготовил задание еще один сказочный герой из сказки «три поросенка » , кто это как вы думаете (волк)

Но будьте осторожны, он может запутать вас, чтобы вы не смогли добраться до Золотой Королевы Осени . Смотрим внимательно (картинка с смешанными контурами овощей и фруктов)

Молодцы! Вам преграда ни по чем! А за то, что вы справились со всеми заданиями, волк передал вам волшебные слова, с помощью которых мы сможем увидеть Королеву и ее владения!

Ребенок рассказывает стихотворение про осень .

(Во время рассказа, показываются слайды с изображением осени , а в конце и сама Королева осень ).

Ребята молодцы, вы помогли поросятам добраться до урожаев.

4. Итог.

Вам понравились загадки осени? А что еще принесла осень? Грибы, ягоды, сочные яблоки, золотую листву и серебряный дождик.

В благодарность за вашу помощь Поросята поделились с вами своим урожаем (яблоки для детей) .

На этом наш путешествие во владения Золотой осени подошел к концу.

ольга ковалева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Осень» (подготовительная группа)

Ознакомление с окружающим миром через исследовательскую деятельность на тему «Осень».

Коррекционно-развивающие: - развивать зрительную память, воображение, творчество, связную речь, расширяем словарный запас.

Образовательные : - углубление и совершенствование знаний детей о приметах осени;

Закреплять знания детей об осенних месяцах;

При поддержке со стороны педагога развитие умения формулировать выводы в ходе исследовательской деятельности.

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации и умозаключений.

Воспитательные: - воспитывать аккуратность при работе, внимательность, усидчивость;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением примет осени и примет других времен года, таз с водой.

Раздаточный материал: пластиковые прозрачные стаканчики, тарелочка с камешками на каждого ребенка.

Предметный: осень, деревья, листопад, урожай, заморозки, дождь, зонт.

Слова действия : опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать.

Слова признаки: осенний, дождливый, холодный, пасмурный.

Ознакомление с окружающим миром через исследовательскую деятельность по теме «Осень».

познание, исследование, социально-коммуникативное, речевое, физическое, трудовое.

Деятельность воспитателя

Ребята, я сегодня хочу загадать, вам загадки, если вы будете внимательно слушать, то сможете их отгадать.

Тучи, нагоняет,

Воет, задувает

По свету рыщет, поет да свищет. (Ветер).

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь).

Листья желтые летят, падают, кружатся

И под ноги просто так. Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад? Это просто…. (Листопад).

Вот старушка из сторожки

Грязь разводит на дорожке.

Вязнет в топи мокрый лапоть –

Все зовут старушку … (Слякоть).

По городу дождик осенний гулял

Зеркальце дождик сое потерял

Зеркальце то на асфальте лежит

Ветер подует – оно задрожит (Лужа). Молодцы! И последняя загадка.

Пусты поля, мокнет земля

Дождь поливает

Когда это бывает? (Осенью).

Правильно! Мы с вами отгадали все загадки и узнали, что сегодня мы будем говорить об осени и ее приметах. Напомните мне, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей). Правильно! (сентябрь, октябрь, ноябрь). Да, месяцы сентябрь и октябрь – это ранняя осень, а ноябрь – это поздняя осень. В ноябре уже выпадает снег, который не растает и начинается зима. Посмотрите на отгадки и скажите, а мы все,приметы осени назвали? (ответы детей).

Да осенью птицы улетают на юг, звери в лесу готовятся к зиме и делают запасы, а как еще звери готовятся к зиме (меняют свою шубку, правильно, чтобы их не было видно на снегу. А что происходит, с некоторыми зверями осенью? (ложатся в спячку). А какие это звери? (ответы детей).

Молодцы! А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Дождик».

Ф-ка «Дождик».

Молодцы! А теперь давайте подойдем к мольберту и поиграем в игру «Найди лишнюю примету». Посмотрите, я на мольберте прикрепила рисунок с приметами осени, но мне кажется, художник что-то перепутал. Вам надо внимательно посмотреть и найти лишнюю примету. Молодцы!

Исследовательская деятельность.

Цель – познакомить детей через исследование со свойствами воды. (запах, цвет).(1 занятие).

Ребята, мы сегодня уже говорили, что осенью часто идет дождь. А что, такое дождь? (ответы детей). Правильно! Это вода, а как вы думаете вода имеет какие-либо свойства? (ответы детей). Что бы это узнать, нам надо опять стать кем? (учеными). И провести, что? (исследование). Подойдите, пожалуйста, к столу. У вас у каждого стаканчик пластиковый прозрачный, в центре стоит таз с водой. Я хочу вам, задать вопрос, вода пахнет? (ответы детей). Чтобы это узнать вы проведете опыт? Возьмете свой стаканчик и наберете из таза, который в центре стола воду, внимательно ее изучите, как настоящие ученые. И скажите мне свое мнение! Но прежде, чем мы начнем проводить исследование, нам надо размять наши пальчики.

П/г «Дождик».

Вместе с воспитателем формулируют вывод. Вода не имеет запаха. Молодцы! Проведем еще одно исследование. Как вы думаете, имеет ли вода цвет? (ответы детей). Хотите проверить у вас на тарелочках камушки, вы положите их в свой стаканчик с водой и посмотрите, видны ли камушки, которые вы положили. И скажите мне свое мнение?

Вместе формулируют вывод, что вода прозрачна, не имеет цвета и запаха. Молодцы! В следующий раз будем продолжать исследование воды и узнаем о других ее свойствах.

Что мы сегодня с вами делали? В какие игры играли?

Воспитатель хвалит детей за старательность.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима» (подготовительная группа) Окружающий мир. Подготовительная группа. Тема. Зима. Цель. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Вот так Африка!» подготовительная группа ЗадачиОбразовательные Объяснить детям, что мы понимает под словами «жаркие страны». Познакомить с самым жарким континентом - Африкой;.

Программное содержание: Расширять знания детей о транспорте. Развивать, речь, внимание, логическое мышление,умение составлять целостное изображение.

Конспект занятия по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром «Осень в золотой косынке» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 28 г. СОЧИ Непосредственно образовательная.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа) Тема: Путешествие в жаркие страны. Программные задачи: Расширить и закрепить знания детей о южных странах и повадках животных, живущих в.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе на тему «Транспорт» Подготовила и провела: Кардаш Т. Н. Конспект.

Хочется предложить Вашему вниманию конспект занятия, который больше подходит к экологическому воспитанию. Разработала я его, когда работала в подготовительной группе детского сада. Занятие содержит много наглядного материала. Детям данное занятие очень понравилось. Говоря о виде занятия, то оно больше подходит к типу обобщающего, поэтому проводить его лучше примерно в конце осени.

Тема занятия: «Уж небо осенью дышало…»

Задачи занятия: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их. Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений.

Познакомить с природными особенностями осенних месяцев. Развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать связи, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Продолжать приобщать детей к русской национальной культуре. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование, необходимое для занятия: иллюстрации с изображением русской природы, отражающие характерные признаки сентября, октября, ноября; календарь природы; игрушечные фигурки животных – зайца, белки, медведя, ежа, волка.

Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, перелётные птицы, листопад.

Организация детей: полукругом сидят на стульчиках, на физкульминутках встают в круг.

Предварительная работа: ведение календаря наблюдений; наблюдения на прогулках и экскурсиях, знакомство с детской художественной литературой об осени; рассматривание картин известных художников посвящённых осенней тематике; рисование и изготовление поделок на тему «Осень».

Ход занятия:

I часть.

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие, которое мы совершим по осенним месяцам. А ещё меня попросил Айболит проверить, все ли звери подготовились к зиме. Айболит – врач особенный, кого он лечит? (зверей ). А вы знаете, как называются эти врачи? (ветеринары ). Как вы думаете, где они работают? (в ветлечебницах, в зоопарках, в цирке ). Так вот, Айболит очень беспокоится за зверей и попросил нас проверить, все ли звери к зиме подготовились и для этого нам нужно отправиться в осенний лес. Но перед тем как мы туда попадём, нам необходимо проехать три станции по осенним месяцам. Вы готовы? Тогда, в путь! (можно включить музыку с песенкой про паровозик ).

II часть.

Воспитатель: Первой остановкой нашего путешествия будет «Сентябрь». Его в народе называют «хмурень» . Как вы думаете, почему? (потому, что в сентябре уже нет такого тепла как летом; небо часто покрывается тучами, становится тяжелее, хмурится; идут дожди ).

Воспитатель: За частые ветры сентябрь зовут «ревуном». А ещё этот месяц называют «златоцветом» и «листопадником» . За что, как вы думаете? (за то, что в сентябре желтеют листья и, лес стоит как золотой, а затем листочки начинают опадать, образуя листопад ).

Воспитатель: Посмотрите на наш календарь наблюдений. Как мы назовём сентябрь, который был в этом году? (ревуном, хмурнем ). Почему? Расскажите, чем радует нас сентябрь? (сентябрь радует нас плодами в саду, в огороде, в поле, лесу ). Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Объясните эту пословицу (сентябрь – первый месяц осени, начинает холодать, день становится короче, и птицы начинают собираться в тёплые края ).

Воспитатель: Какие птицы улетают от нас? (ласточки, скворцы, грачи, журавли и т.д. ).

Физкультминутка .

В сентябре уже начинают опадать листья, давайте с вами встанем и покружимся как листики. Дети под музыку «Времена года» П.И. Чайковского импровизированно кружатся. Затем садятся на свои места.

Воспитатель: Следующей остановкой нашего путешествия будет «Октябрь» (воспитатель демонстрирует детям репродукцию картины И.И. Левитана «Октябрь» ).

Воспитатель: В народе называли этот месяц «мокрохвост» , «ветродуй» , «грязник» . Как вы думаете, почему? (Потому что в октябре чаще идут дожди, дуют сильные ветры, на улице слякотно и грязно ).

Воспитатель: Посмотрите в календарь наблюдений на погоду в октябре. Как бы мы назвали прошедший октябрь: «мокрохвост», «ветродуй» или «грязник»? Почему? (Воспитатель выслушивает ответы детей ).

Физкультминутка.

В октябре дуют сильные – присильные ветры. Давайте представим, что мы деревья (дети поднимают руки вверх, изображая ветви деревьев). Вот подул лёгкий ветерок (дети слегка покачивают кистями рук). Ветер начался усиливаться, он дует всё сильнее и сильнее (дети покачиваются, увеличивая амплитуду). Ветер превратился в ураган, он приклоняет деревья к земле (дети делают наклоны до пола). Но теперь ветер стихает, стихает (дети уменьшают амплитуду движений) и совсем стих. После игры дети садятся на свои места.

Воспитатель: Следующей и последней остановкой нашего необычного путешествия будет «Ноябрь». Ноябрь – последний месяц осени. А какой сейчас месяц? (ноябрь). Давайте попробуем описать ноябрьскую погоду. (Дети рассказывают о погоде в ноябре ).

Воспитатель: Ноябрь в народе называли «полузимник» , как вы думаете, почему? (Потому, что зима ещё не наступила, а первые её признаки уже появляются, например, выпадает снег ).

Воспитатель: В давние времена про тот месяц говорили «ледовый кузнец» . Кто скажет, почему? (на речках появляется лёд, лужи, озёра льдом покрываются ).

Воспитатель: Если вы окажетесь на берегу водоёма, когда на воде появился первый лёд, ни в коем случае на ступайте на него! Это очень опасно! Лёд ещё некрепкий и может проломиться!

Воспитатель: В это время ближе к людям перебираются птицы. Кто знает, какие? (снегири, синицы ). Про снегирей говорят: «снегири прилетели – на крыльях зиму принесли!». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший не в первый раз, уже не растает. Вообще снегири живут в дремучих хвойных лесах, но с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.

Физкультминутка.

В ноябре уже выпадает первый снег, давайте с вами покружимся, как снежинки. Под вальсовую музыку дети делают припадания.

III часть.

Воспитатель: А теперь, заглянем в лес, проверим, как звери к зиме приготовились.

На ковре рассажены игрушки, изображающие лесных зверей. Дети выбирают себе игрушку и составляют рассказ каждый о своём звере.

Воспитатель: Интересные рассказы у нас получились, я думаю, что Айболит будет рад, что мы ему так хорошо помогли. А наше путешествие подошло к концу, и мы отправляемся на прогулку!

По познавательному развитию

Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром по направлению «Познавательное развитие» на тему «Осень золотая»

Пилипенко Марина Владимировна, воспитатель
МБДОУ №41 г.Усть-Лабинск, Краснодарский край

Задачи: создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках (уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, типичные осадки и др.) ; обобщения представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведение, отдых, способы удовлетворения потребностей) , о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т. п.) ; развития умений по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы; воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Заучивание стихов об осени.

Рассматривание пейзажных картин художников.

Составление гербария из осенних листьев и др.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения «Приметы осени»:

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом, уж жди, не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь -

Значит, наступила ОСЕНЬ.

2. Беседа по стихотворению.

Какие приметы осени перечислены в стихотворении?

Что вам больше всего понравилось в стихотворении?

А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный...)

Как вы догадались, что сегодня такая (ясная) погода?

3. Эмоциональный этюд

Закройте глаза и представьте свои ощущения в разную погоду (солнечная, ветреная...) .

Как вы будете себя вести: одежда, отдых, правила поведения в экстремальных условиях (дождь, туман...) ?

Дети рассказывают о своих ощущениях и приспособленности к погодным условиям.

4. Игра «Улетают - не улетают».

Воспитатель называет птиц. Если они осенью улетают, то дети машут руками, как крылышками, если нет - приседают, говоря при этом слово-признак, например, ворона хитрая и др.

5. Составление рассказа об осени с опорой на план:

  • осенние месяцы;
  • приметы ранней или поздней осени;
  • животный мир (подготовка к зиме) ;
  • осенние работы людей.

6. Загадки.

Летел пан, на воду пал.

Сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

7. Составление и рассказывание детьми рассказов-загадок о любимом дереве, животном, растении, но обязательно о приспособлении их к сезонным изменениям.