Анкета №1

Пол: Класс:

1. В какой семье ты живешь:

А) с двумя родителями,

Б) с одним родителем,

В) с опекуном.

А) ссорятся,

Б) дерутся,

Г) уходят из дома.

3. Употребляют ли алкоголь:

Г) по праздникам,

Д) каждый день.

Если да, как это выражается:

Сильно избивали. Запирали одного дома на целый день. Оставляли надолго без еды. Не разрешали выходить на улицу. Другое(укажи) __________

А) к родителям,

Б) друзьям,

В) учителям,

Г) к родственникам,

Д) в милицию.

А) Хорошо,

Б) спокойно,

В) радостно,

Г) лишним,

Д) недовольным,

Е) встревоженным,

7. Что (выбери не более 3 ответов)?

В)Не уважать мнения ребенка

Г)Контролировать во всем: отдавать приказы, принимать решения за подростка

Д)Не доверять

Е)Унижать

Ж)Другое (укажи)

Анкета №2

Б) хорошо,

В) удовлетворительно,

Г) отлично.

Если да, то со стороны:

Учителей,

Администрации школы,

Техперсонала,

Учащихся школы.

А) одноклассником,

Б) старшеклассником,

В) посторонними лицами,

Г) не было.

А) физического

Б) психологического

В) экономического

Г) свой вариант

___________________________________

3. 7 .

А)Старшеклассники. Б)Одноклассники. В)Учитель. Г)Другие лица (укажи) ___________________________________

Г) свой вариант

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Дорогой друг!
С помощью этой анкеты мы хотели бы выяснить следующее, как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей, учителей и сверстников.

Анкета анонимна - указывать свою фамилию не обязательно! ! !
Отвечая на каждый вопрос анкеты:
- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
- отмечая вариант своего ответа, поставь «Х» рядом с ответом;
- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.
Спасибо за помощь в работе!

    Отметь свой пол : м ж Сколько тебе лет ? __________

    Сколько человек в твоей семье? __________
    Отметь всех, кто живет с тобой:

Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры

    Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает :
    Мама
    Папа
    _______
    _______

Рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- инвалид

    Есть ли у тебя родные братья и сестры?
    Да Нет
    Если да, то сколько их?_______________

    Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье :

Спокойные и дружные
-Иногда бывают ссоры
-Напряженные, но без видимых конфликтов
-Постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
Другое________________

    Приходилось ли тебе убегать из дома?
    Да Нет
    Если да, постарайся назвать причину _________________

    Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
    -моральные
    -физические

    Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)
    -Очень часто (каждый день)
    -Часто
    -От случая к случаю
    -Только иногда (не чаще 1 раза в год)
    -Никогда

    Выбери, какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе
    -Объясняют тебе как надо поступать
    -Хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
    -Запрещают тебе делать то, что тебе нравится
    -Устраивают порку
    -Обещают награду за хорошие поступки
    -Ругают, кричат, обзывают

    Напиши, за что тебя чаще всего наказывают
    _____________________________________

Отметь, кто чаще тебя наказывает
- мама
- папа
_______

    Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо
    -Всегда справедливо
    -Чаще справедливо
    -Чаще несправедливо
    -Всегда несправедливо

    Отметь, как часто употребляют спиртные напитки у тебя дома
    -Каждый день
    -Несколько раз в неделю
    -Один-два раза в месяц
    -Только по праздникам
    -Никогда

    Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

    Считаешь ли ты это:
    -Насилием
    -Воспитательными мерами

    Как обычно реагируют педагоги школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?

не замечают происходящего

требуют прекратить

как-то иначе______________________________________________________________________

    Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
    -Очень часто
    -Часто
    -Только иногда
    -Никогда

    Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников
    -Очень часто
    -Часто
    -Только иногда
    -Никогда

    Считаешь ли ты это:
    -Насилием
    -Обычной "школьной жизнью"

    Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
    Да Нет
    Если да, то где это происходило?

В чужом микрорайоне
-Во дворе
-В школе
Кому ты рассказал об этом?

Родителям
-Друзьям
-Никому

    Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
    -Обида
    -Гнев
    -Желание исчезнуть
    -Тоска
    -Безразличие
    -Страх
    -Ненависть
    -Желание ответить тем же

    Как ты считаешь, есть ли ученики, явно нуждающиеся в помощи и защите?

да, и их много

да, и их мало

    Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений

_______________________________________________________________________

Анкета

Пол: Класс:

1. В какой семье ты живешь:

А) с двумя родителями,

Б) с одним родителем,

В) с опекуном.

2. Бывают ли конфликты между родителями и как это проявляется:

А) ссорятся,

Б) дерутся,

В) не разговаривают друг с другом,

Г) уходят из дома.

3. Употребляют ли алкоголь:

Г) по праздникам,

Д) каждый день.

4. Используют ли родители по отношению к тебе телесное наказание :

А) да, Б) нет.

Если да, как это выражается:

5. Если у тебя случилось несчастье, к кому ты обратишься:

А) к родителям,

Б) друзьям,

В) учителям,

Г) к родственникам,

Д) в милицию.

6. Как ты чувствуешь себя в своей семье

А) Хорошо,

Б) спокойно,

В) радостно,

Г) лишним,

Д) недовольным,

Е) встревоженным,

7. Что еще из нижеперечисленного можно назвать жестоким обращением с ребенком или подростком (выбери не более 3 ответов)?

Не уважать мнения ребенка

Контролировать во всем: отдавать приказы, принимать решения за подростка

Не доверять

Сексуальные домогательства

Другое (укажи)

Анкета

1. Как ты чувствуешь себя в школе:

Б) хорошо,

В) удовлетворительно,

Г) отлично.

2. Использовали ли по отношению к тебе оскорбительные слова:

3. Бывали ли случаи рукоприкладства к тебе:

Если да, то со стороны:

Учителей,

Администрации школы,

Техперсонала,

Учащихся школы.

4. Имелись ли случаи вымогательства у тебя денег и кем:

А) одноклассником,

Б) старшеклассником,

В) посторонними лицами,

Г) не было.

. 5. Существует ли проблема насилия в школе?

2. 6. Становились ли вы жертвой насилия в нашей школе и какого рода?

А) физического

Б) психологического

В) экономического

Г) свой вариант

___________________________________

3. 7 . Кто совершал над тобой насилие в школе (выбери все подходящие ответы)? --Старшеклассники.

Одноклассники.

Другие лица (укажи) ___________________________________

7. 8. Какие варианты решения проблемы насилия в школе вы предлагаете:

А) обсуждение на классных часах проблемы насилия

Б) ужесточение дисциплины в школе

В) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся

Родительское собрание - практикум

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

5 класс

Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми.

Задачи: 1) актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;

2)убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;

3) содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

Подготовительная работа:

1. Анкетирование родителей и учащихся с целью выявления семейных методов наказания (Приложений 1)

2. Анализа анкетирования.

3. Разработка памяток для родителей (Приложение 2)

4. Подготовка педагогических ситуаций.

Ход собрания

I . Организационная часть.

II . Обсуждение проблемы « Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Сегодняшнее собрание я хочу начать словами немецкого философа Артура Шопенгауэра «Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости»

К сожалению именно порицание, критика, а также телесные наказания часто являются главными методами воспитания в семье. Родители очень часто не задумываются о том, что маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям. Сегодня я предлагаю нам всем вместе ответить на вопросы

Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

Как обойтись без унижающих наказаний?

Накануне нашего собрания я просила вас ответить на вопросы анкеты. Практически такую же анкету заполнили ваши дети. Эти анкеты не авторизированны, но вот какие выводы можно из них сделать. Часто методы наказания как бы передаются по наследству. Если вас ваши родители стыдили при посторонних, то это повторяется и в вашей семье. Если главной формой наказания было прекращение общение, то это испытывают на себе и ваши дети. Оскорбления, ругательства, долгие и нудные нотации наравне с телесными наказаниями, как бы это не казалось странным, тоже являются формами жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми: что это такое? Это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и другие способы, которыми взрослые могут искалечить ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят душу ребенку не меньше физического насилия.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральна жестокость) - отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

Если же родителям удается добиться от своих детей выполнения требований только при помощи вышеперечисленных форм и мер принуждения, то чаще всего ребёнок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха перед наказанием.

Важно понять: воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которого изменяются и те и другие.

К сожалению, в некоторых семьях ещё физически наказывают детей и считают ремень, шлепки, подзатыльники самыми действенными способами. При этом родители ссылаются на то, что «дедов так учили, нас так учили и ничего, людьми выросли». Это, кстати, о передачи «по наследству». При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствую развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим. В таких семьях невозможно добиться сознательной дисциплины. Дети боятся родителей и стараются быть подальше от них, а подчиняются только из-за страха перед наказанием.

Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но жестоко воздействуют на детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребёнка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижения ребёнка грубым словом, нанося ему оскорбления. Часто ребенок не оправдывает ожидания родителей. Не так талантлив, не так умен, не гений, как хотели бы родители. За это ребенок так же может быть подвержен жесткой критики, издевкам, пренебрежительному отношению.

В некоторых семья детей наказывают трудом. В этой ситуации у ребёнка появляется отвращение к труду и само наказание приводит к его вредной логике: если провинился, то обязан трудиться, а если не провинился, то трудиться не обязан.

Жестокое обращение с детьми может вызвать задержку их психического и социального развития. Побои и наказания могут превратиться в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестает понимать «за что», эмоционально «тупеет» и перестает различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда ест выход. И первый шаг должен сделать тот, сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения. Учатся кричать, если мы кричим, грубить, если мы грубим, становятся жестокими, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. Как известно доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем попытки насильственного воспитания и развития.

Эффективность поощрений и наказаний детей в семье может быть достигнута при определённых условиях.

Родители должны быть твёрдыми и последовательными в своих требованиях. Требования к детям надо предъявлять разумно, необходимо считаться с их интересами.

Ребёнку следует объяснить, почему тот или иной поступок заслуживает осуждения или наказания. Независимо от возраста ребёнок должен понять, что несёт наказание заслуженно, и если он поймет это, то внутренне будет готовится к тому, чтобы впредь этих поступков не совершать.

Выбирая меру наказания, родители должны учитывать, первый ли раз совершен проступок или уже сложилась определённая практика непослушания. В этих случаях мера наказания не может быть одинаковой: более строгое наказание должно быть применено во втором случае.

III . Практическая часть

Давайте вместе попытаемся разрешить несколько педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация 1.

Мать вернулась с родительского собрания, на котором говорили об отставании её дочери по математике. И вместо того, чтобы дома спокойно постараться выяснить причину этого отставания, мать говорит дочери: «Да в кого же ты у нас такая тупая, только ты одна получила двойку за контрольную работу по математике».

Педагогическая ситуация 2.

Ребёнок плохо ведёт себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах ты… Да как ты смеешь! Да я тебе…» и дает подзатыльник ребёнку.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 3.

Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 4.

За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребёнку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.

Педагогическая ситуация 5.

Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих, а потом стали выяснять причины драки.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

IV . Заключительная часть. Обсуждение и принятие решения собрания.

Большое спасибо вам за работу. Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной и интересной. К сожалению, весь материал по данной теме невозможно вместить в рамки одного собрания, и мы еще не раз вернемся к секретам семейного воспитания. А пока в продолжение нашего разговора я предлагаю вам памятки о ненасильственном воспитании в семье, в которых содержатся советы мудрым родителям. Закончить наше собрания мне бы хотелось отрывком из стихотворения Э. Асадова

Мир жив добротою и уваженьем,
А плетка рождает лишь страх и ложь.
И то, что не можешь взять убежденьем -
Хоть тресни - побоями не возьмешь!

В ребячьей душе все хрустально-тонко,
Разрушим - вовеки не соберем.
И день, когда мы избили ребенка,
Пусть станет позорнейшим нашим днем!

Когда-то подавлены вашей силою,
Не знаю, как жить они после будут,
Но только запомните, люди милые,
Они той жестокости не забудут.

Семья - это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!

Источники:

http://pedsite.ru/publications/74/
http://kroha.info/razvitie/psychology/kak-pravilno-nakazyvat-rebenka

Анкета выявления жестокого обращения с детьми

Предлагаемая Вам анкета содержит вопросы и варианты ответов.

Подчеркните соответствующий Вам вариант ответа

(можно выбрать несколько вариантов)

1. Как часто тебе приходилось быть жертвой агрессии или насилия?

2. При каких обстоятельствах ты оказывался жертвой насилия?

конфликт дома

конфликт в школе с учениками

конфликт в школе с учителями

отношения на улице

ситуация в кружке, спорт. секции, клубе

другой вариант (укажите)

3. Бывают ли у тебя дома ситуации, когда один из родителей наказывает, а другой начинает жалеть и утешать тебя?

да, часто

4. Случалось ли тебе наблюдать ссоры между родителями?

5. Поручают ли тебе родители дела чересчур сложные и тяжелые для тебя?

6. Бывает ли тебе страшно сообщить родителям о плохой оценке?

да, почти всегда

очень редко

7. Как тебя наказывают дома?

ставят в угол

лишают любимого занятия

оскорбляют

выгоняют из дома

ограничивают в покупках;

унижают при посторонних;

«читают нотации»

прекращают общаться на длительное время

не пускают гулять

другое (указать)

8. Являлся ли ты свидетелем насилия над близкими тебе людьми?

9. Как учителя выражают недовольство твоей учебой и поведением?

пишут замечания в дневник

вызывают родителей

отчитывают

выгоняют с урока

обзывают, оскорбляют, дают клички

бьют, дают пощечины

толкают, хватают за ухо

бьют указкой или другими предметами

другое (указать)

10. Как учащиеся выражают к тебе негативное отношение?

обзывают, оскорбляют

не разговаривают, игнорируют

другое (указать)

11. Каким способом ты обычно реагируешь на ситуацию насилия?

пытаешься уйти от обидчика

проявляешь агрессию в ответ

выполняешь требования

стараешься смириться с ситуацией

обращаешься за помощью к близким людям

другое (указать)

12. К кому ты можешь обратиться за помощью и поддержкой в ситуации насилия?

к друзьям

к родителям

к брату или сестре

к учителю

к психологу

ни к кому

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

Справка

по итогам проведения анонимного анкетирования на предмет выявления случаев жестокого обращения с обучающимися.

Цель анкетирования: раннее выявление случаев жестокого обращения к обучающимся в семьях, создание базы данных детей, испытывающих жестокое обращение, планирование работы в данном направлении социально-психологической службы ОУ.

Дата проведения : с 15.11.2012 г. по 20.11.2012 г.

Приняли участие: 529 обучающихся 1-11-х классов школы.

На основании приказа Управления образованием Вольского муниципального района № 000 от 8 ноября 2012 г. в МОУ СОШ № 3 было проведено анонимное анкетирование с обучающимися 1-11-х классов. В анкетировании приняли участие 529 обучающихся 1-11-х классов

Анкетирование проводилось с целью выявления случаев жестокого обращения с обучающимися. Анкета состояла из 5 вопросов для 1-4-х классов, 6 вопросов содержала анкета для 5-8-х классов, для 9-11-х классов анкета состояла из 19 вопросов.

В анкетировании среди обучающихся 1-4-х классов приняли участие 246 человек.

В результате обработки анкет выявилось, что 114 детей наказывают родители (что составляет 46% от общего числа опрошенных). Самый большой процент 30% (73 опрошенных) школьников наказываются родителями за плохое поведение, меньше – за плохие отметки в школе 17% (41 чел.), 14% (35 чел.) наказывают за то, что вовремя не вернулись с прогулки, 4% (9 чел.) школьников родители наказывают за пропуски занятий, наказывают за то, что не прибрал (а) в квартире 3% (8 чел.) из общего числа опрошенных. 54% опрошенных (134 чел.) ответили, что их ни за что не наказывают.


По отношению к детям родители применяют следующие меры наказания:

35% (87 чел. из 246 чел. опрошенных) не пускают детей на улицу, 26% (64 чел.) обучающихся утверждают, что родители на них кричат, с 24% (60 опрошенных) родители не разговаривают, 8% (19 чел.) родители обзывают.

0,4% (1 чел.) подвергаются физическому наказанию (бьют ремнем).

При этом 54% (134 чел.) обучающихся утверждают, что таких случаев не было.

Очень часто родители наказывают 1% (2 чел.) детей, столько же подвергаются наказаниям один раз в неделю. 21% (53 чел. из общего числа опрошенных) подвергаются наказаниям со стороны родителей редко, 23% (55 чел.) школьников утверждают, что их наказывают от случая к случаю, никогда не наказывают 54% (134 чел.) детей.

Чаще всего за помощью и защитой дети обращаются к бабушкам, дедушкам, дядям, тетям, братьям, сестрам, но имели место и такие ответы, как «к папе», «к маме».

В анкетировании среди обучающихся 5-8-х классов приняли участие 203 человека.

100% опрошенных согласны с утверждением, что жестокое обращение – это побои, издевательства, грубая ругань, оскорбления, пощечина, уничтожение личных вещей.

100% опрошенных утверждают, что таких случаев обращения с ними в семье не было.

На вопрос: «Какие меры наказания чаще применяют к тебе родители и другие члены семьи» 3% (7 чел. из общего числа опрошенных) ответили, что к ним применяют моральное наказание (унижают, оскорбляют), 97% (196 чел.) утверждают, что таких случаев не было.

Часто наказывают 1 ребенка (0,2%), от случая к случаю - 1,4% (3 чел.), редко 1,4% (3 чел.), никогда не подвергаются наказаниям 97% (196 обучающихся).

Больше всего наказывают детей за плохое поведение, с этим утверждением согласны 36% (74 чел.), чуть меньше 33% (68 чел.) наказывают за плохие отметки в школе, 33% (67 чел.) утверждают, что их наказывают за то, что они долго смотрят телевизор или играют в приставку, компьютерные игры. 14% (29 опрошенных) родители наказывают за то, что вовремя не вернулись с прогулки, за пропуски занятий наказывают 6% (12 чел.) и 2% (4 чел.) подвергаются наказанию за то, что не прибрал (а) в квартире.

98% (198 опрошенных) считают, что их наказывают справедливо, 2% (5 чел.) не согласны с данным утверждением.

Обращаются за помощью опрошенные в основном к тем родственникам, которые находятся рядом и не применяют по отношению к детям недопустимых методов наказания.

В анкетировании 9-11-х классов приняли участие 80 человек.

Со своими родителями проводят свободное время каждый день 98% обучающихся (78 чел.), совместный отдых семьей один раз в неделю проводят 3% (2 опрошенных) детей.

На вопрос: «Кому из членов семьи ты мог бы доверить свои секреты?» 43% (34 опрошенных) ответили, что они могут доверять маме, по 14% (по 11 чел.) – папе и бабушке, по 3% (по 2 чел.) – брату и сестре, никому не доверяют 21% (17 чел.) и лучшей подруге (другу) доверяют 5% (5 чел.) опрошенных.

Самый большой процент наказаний, как утверждают респонденты, за то, что вовремя не вернулся (-ась) с прогулки – 49% (39 чел.), чуть меньше наказывают за плохие отметки в школе - 35% (28 чел.), 34% (27 чел.) утверждают, что их наказывают за то, что они много времени проводят за компьютером, за не самостоятельность, лень, за то, что не занимаются с младшими братьями и сестрами, 20% (16 чел.) наказывают за пропуски занятий, 8% (6 чел.) подвергаются наказанию за то, что не прибрал (а) в квартире, за плохое поведение наказывают 3% обучающихся (2 чел.).


Родители применяют следующие виды наказания:

Ругают за проступок – 3% (2 чел.);

Лишают карманных денег – 1% (1 чел.);

Не разрешают общаться с друзьями – 1% (1 чел.);

Запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – 11% (9 чел.);

Никогда не наказывают – 84% (67 чел. от общего числа опрошенных 80 чел.).

Согласны с методами наказания своих родителей 100% обучающихся.

В будущем не будут наказывать своих детей 87% (70 чел.) обучающихся, будут наказывать – 13% (10 чел.) за плохое поведение, за плохие отметки в школе, за то, что поступил неправильно по отношению к своему товарищу, за проступки.

74% (59 опрошенных) считают, что насилие – это унижение одного человека другим; 54% (43 опрошенных) считают, что насилие – это причинение физического вреда другому; 48% (38 респондентов) ответили, что насилие – это подчинение себе другого человека.

100% (80 чел.) опрошенных осуждают насилие. 93% (73 чел.) считают, что в современных семьях чаще встречается физическое насилие, 11% (9 чел.) ответили, что в современных семьях встречается психологическое насилие.

Чаще всего, по мнению респондентов, в семьях подвергаются насилию старшие сестры и братья, так считают 14% опрошенных (11 чел.). Однако 86% (69 чел.) не поддерживают данного мнения и считают, что никто в семье не подвергается насилию.

100% обучающихся считают наказание детей в семье насилием. 88% (70 чел.) расценивают физическое воздействие в семье как насилие над ребенком, 10% (8 чел.) – считают насилием запрет на деятельность, приносящую удовлетворение, 2% (2 чел.) придерживаются мнения, что насилие – это лишение карманных денег.

По мнению респондентов причинами насилия в семье могут быть:

Жизненные проблемы – 38% (30 чел.);

Неурядицы на работе – 4% (3 чел.);

Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ – 51% (41 чел.);

Склонность личности к насилию – 86% (69 чел.);

Эмоциональные срывы – 69% (55 чел.);

Ситуация безысходности и отчаяния – 2% (2 чел.);

Алкоголизм родителей – 84% (67 чел.).

100% обучающихся не считают себя жертвой насилия и никогда не подвергались ни одному виду насилия.

Чтобы избежать насилия необходимо, по мнению респондентов, вовремя возвращаться домой с прогулки, не бывать в сомнительных компаниях, даже если тебя туда приглашают твои друзья, не садиться в чужие машины, не одеваться вызывающе.

100% опрошенных считают себя защищенными и любимыми в своей семье.

Обучающиеся считают, что в случае жестокого обращения необходимо обращаться за помощью к родителям, в полицию, в органы опеки, в школу, в суд, позвонить по телефону доверия, к психологу.

1. Педагогу-психологу необходимо обратить внимание на результаты опроса 5-8-х классов, где присутствует моральное оскорбление детей, а также провести дополнительную диагностику детей 1-4-х классов, так как из результатов опроса видно, что даже в обычных, нормальных семьях отмечается нарушение прав детей.

2. Провести анкетирование родителей.

3. Продолжать осуществлять диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями.

Провела педагог-психолог

на выявление жестокого обращение с детьми.

Цель анкетирования: выявить обучающихся, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей и лиц их заменяющих.

Приняли участие: ученики 5 – 11 классов, всего 46 человек.

Провела анкетирование: социальный педагог Шапиева О.М.

Выявлено, что 23 ученика (50%) ответили положительно на вопрос о наказании их родителями.

Чаще всего наказывают детей за:

за плохие отметки в школе – 23 ученика (50%)

за позднее возращение домой- 4 ученика (8%)

когда оговариваюсь – 9 учеников (20%)

за лень и ложь – 8 учеников (18%)

за употребление спиртных напитков – 1 ученик (2%)

за курение-1 ученик (2%)

Самые популярные меры наказания:

кричат – 10ч (21%)

обзывают - 6ч (14%)

Таких случаев не бывает – 30ч (65%).

Наказывают детей: 14% (6ч) редко, 21% (10ч) от случая к случаю никогда не наказывают 65% (30ч).

Учащихся 5 – 8 классов приняло участие 30 человек.

Все учащиеся согласны с тем, что жестокое обращение - это побои, издевательства, грубая ругань и т.д.

13 человек (43%) подвергались наказанию со стороны родителей, но это наказания касались лишения прогулок, компьютера и телевизора, общения с друзьями.

Чаще всего родители применяют моральные наказания - 5ч (57%), 1 ученик подвергался физическому наказанию.

На вопрос « Какие чувства возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?» ,

«гнев» -4ч. ответили (13%),

«обида» 13ч. ответили (42%),

«безразличие» -4ч. ответили (13%),

«желание ответить тем же» -4ч. ответили (13%),

«страх» -1ч. ответили (3%),

«желание исчезнуть» -4ч. ответили (13%),

«ненависть» 1ч. ответили (3%).

Учащиеся 9 – 11 классов –16 человек, в возрасте от 15 до 18 лет.

По результатам опроса видно, что в основном дети проводят с родителями каждый день.

10 человек (62%) подвергались наказанию со стороны родителей, но это наказания касались лишения прогулок, компьютера и телевизора, общения с друзьями.

Чаще всего родители применяют моральные наказания - 6ч (38%).

На вопрос «Какие чувства возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?»,

«гнев» -1ч. ответили (6%),

«обида» -3ч. ответили (18%),

«безразличие» -2ч. ответили (12%),

«желание ответить тем же» -3ч. ответили (18%),

«страх» -1ч. ответили (6%),

«желание исчезнуть» -6ч. ответили (40%),

«ненависть» -0 ч. ответили (0%).

Своих детей в будущем скорей всего будут наказывать 23ч. (47%), остальные категорически «Нет».

Насилие дети осуждают 46ч. (100%).

Защищённым и любимым в своей семье себя чувствуют не все.

Дети знают, куда можно обратиться, в случае если с ними жестоко обращаются: учителям, классному руководителю, уполномоченному, в суд, в прокуратуру.

Больше наказывают детей средней школы, за «плохое» поведение и учёбу. Учителям средних классов, педагогу-психологу усилить контроль за группой таких детей, провести индивидуальные беседы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.

В старшей школе больше наказывают за плохую учёбу и невозвращение вовремя с прогулки, но дети не воспринимают это как жестокое обращение, а считают, что виноваты сами.

Классным руководителям ознакомить родителей на родительских собраниях с итогами анкетирования. Обучать несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от окружающих, а также для налаживания отношений со сверстниками. Проводить систематическую работу по изучению семей. Проводить работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.

Социально-психологической службе ознакомить на родительских собраниях с результатами анкетирования, провести беседы по предупреждению жестокого обращения с детьми, распространить информационные буклеты на данную тему.

Социальный педагог: Шапиева О.М.