Трудолюбивым - яркий свет горит по жизни, ленивым - тусклая свеча

Построение выкройки основы – САМЫЙ ПОНЯТНЫЙ СПОСОБ (для начинающих)

comment 331 комментарий

Добрый день! Я бы даже сказала прекрасный день. Потому что мы, наконец-то, начинаем цикл статей по пошиву одежды для взрослых. Мы уже много чего пошили для маленьких девочек – и платьица и бодики разные – теперь будем шить для больших девочек. То есть для себя. И так как мы с вами уже потренировались шить , страх первопроходца прошел.

А ЗНАЧИТ, ПОРА ВЗЯТЬ НОВЫЙ РУБЕЖ. И самим, своими руками и своими мозгами освоить премудрость шитья по настоящим взрослым выкройкам. Мы сами нарисуем выкройку-основу – новым легким способом (я потратила не одну неделю, чтобы создать этот облегченный метод построения выкройки-основы). И потом будем шить кучу всяких платьиц, топов и туник.

Нет — я не дам вам ни одной готовой выкройки!

Я не мадам Бурда. Я мадам Клишевская.))) И главная вредность моего характера заключается в том… Что я буду заставлять вашу голову работать и рождать светлые и ясные открытия в области шитья. Легчайшего и понятнейшего из всех видов искусств. Уж поверьте мне – это так.

Да — шить самим очень легко и просто!

Прямо с нуля у вас будут получаться все новые и новые красивые и хорошо пошитые вещи.

Причем вы все будете делать сами, без состояния гипноза, а в трезвом уме и светлой памяти. ВЫ будете это ДЕЛАТЬ – более того вы будете ПОНИМАТЬ, что именно вы делаете.

Я открою вам секреты, которые знаю я. Более того – я научу вас самим открывать все новые и новые секреты мира шитья и моделирования одежды.

Я не буду вести вас (слепеньких и глупеньких) за ручку в хаосе букв и цифр обозначающих хитросплетение многочисленных линей чертежа выройки. НЕТ, Я НЕ ПОВЕДУ ВАС ВОТ СЮДА:

Ну, согласитесь, одна такая картинка может нагнать страху и заставить сомневаться в собственных силах девушку, которая очень-очень хочет сшить платье – но очень не дружила в школьные годы с геометрией и черчением . Даже я — обожающая оба этих школьных предмета – несколько лет ходила вокруг да около – не решаясь начать вникать в построение подобного чертежа: «Это ж сколько времени понадобиться, чтобы такое начертить и ведь рассчитать все надо правильно и в буковках не запутаться…».

И, тем не менее, сегодня мы будем чертить выкройку.

Мы будем чертить выкройку-основу (это от нее кусочек вы видите сверху.))))

Но – не спешите пугаться — нашу выкройку мы создадим немножко по-другому. Подальше от инженерно-конструкторского способа – и поближе к человеческому пониманию.

Мы начертим с вами одну – только одну-единственную – выкройку.

И потом из нее мы будем создавать все новые и новые модели платьев. И это будет очень легко и просто.

  • Никаких непонятных формул
  • Никаких путаных вычислений.
  • И без буковко-циферковой паутинки.

Ну как? Я уже сняла чуток ваших опасений?

Я теперь расслабьтесь – мы не начнем чертить прямо сейчас. Для начала, мы совершим приятную прогулку по выкройке. Цель прогулки познакомиться, подружиться с выкройкой и снять последнее сомнение в том, что вы можете сшить любое платье.

Итак… что такое выкройка – основа?

Если выразиться образно – то это слепок с вашего тела. Это ваш индивидуальный отпечаток. Любая вещь, сшитая по ВАШЕЙ выкройке-основе, будет идеально сидеть на ВАШЕЙ фигуре.

Да, вы не ослышались – ЛЮБАЯ ВЕЩЬ может быть сшита на основе одной-единственной выкройки . Все-все модели платьев – рождаются, моделируются, и шьются из одного источника – это выкройка-основа.

Я вам сейчас докажу на примере. Даже на трех примерах – в виде фото и картинок.

Вот первое фото (внизу). Наша выкройка основа – это, по сути, ваше платье-футляр (то, которое идеально садится по фигуре). Платье, сшитое по вашей выкройке основе, будет повторять все изгибы вашего тела. Вот это простое платье-футляр сшито по обычной выкройке-основе. Видите, оно как гипсовый слепок с фигуры девушки.

И вы уже сегодня, нарисовав выкройку-основу, можете смело делать раскрой на ткани – и у вас получится вот такое платье. Единственное, что вы может изменить вырез горловины – придав ему ту форму, которая подходит вашему овалу лица.

Все остальные (любые-прелюбые) модели платья – это просто модификация платья-футляра – фантазии на свободную тему.

Вот как это происходит в мире моды.

Однажды модельер подумал… «А что, если лиф платья вверху будет держать на плечах круглая кокетка (желтые очертания – рис ниже), а сам лиф будет выполнен в виде встречных треугольников внахлест (красные очертания – рис. ниже). В результате получилось то, что мы видим на фото внизу.


Красиво? Красиво! На чем основывал свои фантазии модельер? На выкройке-основе. И вы можете придумать что-то свое. У нас – у женщин – просто уйма фантазии.

Кстати — раз уж мы тут заговорили о круглой кокетке — на данном сайте уже есть одна моя статья по созданию и

А другой модельер подумал : «А что если придать платью-футляру более свободный крой – сделать поширьше. А линию плеча сделать подлиней, чтобы она свисала на руку». И в итоге рождается новая модель (фото внизу) – тоже очень красиво. И очень просто.

Вы тоже так сможете. Если будете ПОНИМАТЬ, из чего состоит выкройка-основа . И по каким законам она существует.

Именно поэтому я не хочу вам тупо дать инструкцию по созданию выкройки-основы (типа «начетите линию из точки П6 к точке П5 и отметьте место ее пересечения с линией Х очередной точкой…» — тьфу!).

Я хочу разбудить в вас чуечку . Я хочу чтобы вы почувствовали выкройку, познали ее душу. Инаучились видеть какой простой по сути чертеж скрывается за фотографией любого, даже замысловато скроенного, платья.

Поэтому ближайшие 30 минут мы не будем ничего чертить — мы прогуляемся по самой выкройке. Познакомимся со всеми ее элементами – узнаем, для чего служит каждая линия, и почему она находится именно здесь и нарисована именно так.

После такой «познаватеьной прогулки» вы почувствуете радостную ясность понимания всего-всего-всего. Как будто вы уже много раз рисовали выкройки-основы. И за чертеж возьметесь с чуством того, что это пара пустяков. Ха! Делов-то!

Как сказал мудрец: «Мы боимся только того, чего не можем понять и объяснить логично. Но как только пугающая нас вещь становится нам понятной – она перестает вызывать у нас страх.»

Так пойдем же и приручим этого «страшного зверя» – выкройку-основу. Приручим и нарисуем за 20 минут. Да-да за 20 минут – потому что после прогулки – чертеж выкройки покажется вам старым и хорошо знакомым простым рисунком – как решетка для игры в крестики-нолики.

Откуда берется выкройка-основа?

Итак откуда берется выкройка основа – обычно ее добывают из такого четежа:

В чертеже находится половина детали спинки + половина детали переда.

Мы тоже нарисуем с вами подобный чертеж – только более просто и понятно.

А для чего нужны эти половинки, и куда их применить – сейчас я наглядно все покажу.


Вот (!) откопала замечательный обазец – внизу — на фотографии черно-белого платья очень хорошо видны наши половинки – и половинка спинки, и половинка переда. Так сказать — наглядно и понятно.

Да, на потновском языке половинки называются «полочками». Мы с вами и нарисуем сегодня эти самые полочки переда и спинки. Но для начала подробненько рассмотрим из каких элементов состоит каждая полочка. И главное, я расскажу, для чего нужен каждый элемент, чему он служит.

Чтобы все было максимально понятно, каждый из элементов я буду иллюстрировать и в картинках и в фотографиях реальных моделей платьев.

Сперва познакомимся со двумя непонятными словами: ВЫТАЧКА и ПРОЙМА .

Конечно может вы их и знаете. А может и нет. Мое дело – познакомить.

Итак, знакомьтесь – ПРОЙМА

При рисовании выкройки-основы, вы создадите именно тот изгиб и размер проймы, который подходит вам –когда пройма не тянет и не впивается в руку.

То есть выкройка основа содержит допустимо минимальный размер проймы для рук . Вы можете моделировать пройму на ваш вкус, любой конфигурации. Но ваша фантазийная пройма не должна быть меньше, чем на выкройке-основе. То есть пройма на выкройке основе – это те границы за которые ваша фантазия не должна заступать.

Ваша модельная пройма может быть сколь угодно больше – но она не может быть меньше, чем на выкройке-основе. Больше –да, меньше – нет – иначе будет впиваться в подмышку. Вот такое правило в моделировании дизайнерских пройм.

Теперь давайте познакомимся с вытачками.

ВЫТАЧКИ НА СПИНКЕ – плечевая вытачка + талиевая вытачка

Вот на картинке выше я все написала про вытачки спинки – и на фото платья вы можете найти 2 талиевые вытачки – одна правее от молнии, другая левее от молнии.

А вот вытачку плечевую вы на этом платье не видите. И на многих платьях тоже ее нет. Потому что для удобства и красоты – эту вытачку переносят с середины плеча к застежке молнии (или по краю проймы, там где будет рукав просто срезается уголочек). То есть лишняя ткань не защипывается у середины плеча и не сшивается внутрь вытачки. А лишная ткань в виде уголка обрезается у края полочки, там, где идет вшивание застежки-молнии, или у края проймы — там где будет вшиваться рукав.

Так же вытачки необязательны если вы шьете из ткани-стрейч – она сама повторяет изгибы вашего тела и ужимается и в районе плеча и в районе талии.

Далее познакомимся… ВЫТАЧКИ НА ПОЛОВИНКЕ ПЕРЕДА

Ох, про нее можно целую поэму написать.

Я долго кумекала, как объяснить нагляднее – для чего она нужна и по каким законам живет. Думала-думала… и придумала.

Дело в том, что у женщины есть грудь.))) То есть спереди взрослая девочка уже не плоская. Это значит что платье в области груди должно быть выпуклым. Вытачка на плече переда и дает платью эту самую выпуклость в районе груди. Сейчас все покажу на картинках. Как это происходит.

Вот например – у нас есть плоский кусок ткани, а нужно из него сделать выпуклый кусок. Для этого нужно на нем сделать вытачку. Вот например – этот плоский кружок из картона, при помощи вытачки сейчас станет выпуклыми.

А вот как грудная вытачка создает выпуклость на детали переда

Вы заметили что вершина выпуклости (то есть пик нашей груглой пирамиды) находится на острие вытачки. Обратите на это внимание. Потому что когда мы будем рисовать вытачку для груди, острие нашей вытачки будет находиться на вершине груди (там, где обычно расположен сосок или купол бюстгалтера).

Вспомните, что иногда вы мерили в магазине платье вашего размера, которое как-то странно перекашивалось на груди – это потому, что вытачка в платье своим острием была направлена мимо вершины вашей груди. Вот грудь и не ложилась идеально в выпуклость платья. Не под вашу форму груди кроили на фабрике это изделие.

Но это еще не все, что я хочу сказать про грудную вытачку.

Дело в том, что практически во всех платьях эта грудная вытачка расположена не на плече – а сбоку чуть ниже подмышки . Это сделано для красоты. Вытачка на плече больше бросается в глаза, а сбоку, да еще прикрытая рукой – она не заметна.

Создавая выкройку-основу, мы рисуем грудную вытачку на плече только потому, что ее там удобнее рисовать с точки зрения построения чертежа.

И после того, как чертеж выкройки-основы готов, мы очень легко и просто переносим вытачку с плечевой зоны – в подмышечную зону. Не подумайте, что для этого надо делать новые чертежи. Не-е-е, тут все просто – как пакет молока открыть – одна минута и все.

Вот, на картинке ниже я схематично изобразила перенос грудной вытачки с плеча на боковой шов под рукой .

Ну как, вы уже чувствуете, как вы поумнели за эти 15 минут?))) То ли еще будет… Продолжаем прогулку по выкройке и теперь познакомимся с линиями. Горизонтальными линиями

ЛИНИЯ ГРУДИ

Знакомство первое – линия груди. (Красивое платьице, не правда ли? Мы его с вами сошьем. Даже не сомневайтесь)


Линия груди – самая замечательная линия на выкройке. На нее так удобно ориентироваться при рисовании выкройки-основы, потому что:

  • Мы знаем, что талиевую вытачку спины мы заканчиваем рисовать на линии груди.
  • Мы знаем, что талиевую вытачку переда мы заканчиваем рисовать не доходя 4 см до линии груди.
  • Мы знаем, что плечевую вытачку переда – мы заканчиваем рисовать на линии груди.
  • Мы знаем, что нижние края пройм тоже проходят по линии груди.

Ну нет, конечно, этого вы еще не знаете. Я все эти простые правила дам тогда, когда мы начнем рисовать. А сейчас я просто хочу, чтобы вы узнали, что при рисовании многих элементов выкройки – можно просто ориентироваться на линию груди (и отпадает необходимость кропотливо проставлять эти буковко-циферковые точки).

Как видите — всего много!! Поэтому вперед — учиться, шить и радоваться жизни)))

А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ ДЕЛАТЬ — С ВЫКРОЙКОЙ ОСНОВОЙ? — спросите вы

А начнем мы шить по выкройке-основе ТОПЫ. Именно топы, майки, туники и потом уже платья.

Вы спросите: «Эй, а почему не сразу платья?». Ответ на этот вопрос я даю уже в первой статье цикла Так что продолжение следует)))

Удачного вам пошива!

Для того, чтобы удачно ее сделать, необходимо правильно снять базовые мерки. Чем точнее вы это сделаете, тем удачнее получится выкройка платья, юбки, жакета или брюк. Для этого вам необходимы мягкий сантиметр, шнурок, чтобы зафиксировать талию, и помощь подруги.

При измерении основных мерок постарайтесь сохранять вашу привычную осанку. Если она вас не устраивает, корректировать ее вы будете позже - Если вы привыкли слегка сутулиться, ходить с опущенными плечами, не подтягивая живот, то придется смотреть на не очень оптимистичные цифры.

Зато и выкройка, и сшитое изделие, будут «сидеть» на фигуре идеально. Что произойдет, если вы выпрямитесь и втяните живот? То, что юбка, платье или брюки на первой примерки будут узкими – это не так существенно. Гораздо хуже будет то, что изделие будет перекошено: на спине платье, например, будет короче, чем необходимо, образуя снизу прогиб. Ведь сутулые плечи требуют дополнительного объема при построении выкройки спинки. Зато передняя половина платья будет свисать. Изменится положение вытачек и линия плеча.

Для того, чтобы выкройка-основа была построена максимально точно, снимайте мерки и проводите примерку в одном и том же бюстгалтере. Может измениться не только объем, но и значение мерки высоты груди. Это особенно важно в том случае, если вы планируете шить модель платья или блузки с нагрудными выточками.

Основные мерки для построения выкройки-основы платья и блузки.

Базовых мерок 3: обхват груди, талии и бедер. Зафиксируйте талию шнурком и обязательно проверьте его положение: он должен проходить по спине и переду по одной линии, параллельно полу. От этого зависит то, насколько правильно будут измерены длина переда до талии, и длина спины.

Обхват груди. ОГ

Измеряется по выступающим точкам грудных желез. По спине метр должен проходить строго параллельно талии. Не натягивайте метр, но и не допускайте лишнего объема – припуски на облегание, в зависимости от выбранной модели, задаются при построении выкройки.

Обхват талии. ОТ

Измеряется самая узкая часть фигуры так, чтобы можно было дышать, но без дополнительных сантиметров.

Обхват бедер. ОБ

Измеряется, обычно, на 18-22 см ниже талии, по максимальным точкам ширины бедер. Если есть выступающий живот, то этот объем так же учитывается.

Мерки спины.

Длина спины до талии 1. Д сп1

Измеряется от основания шеи до талии. Не забудьте про осанку.

Длина спины 2. Д сп2

Измеряется только в том случае, если сутулость ярко выражена. Разница между этими 2 мерками составляет глубину горловины на спинке. Стандартная мерка – 1,5 -2 см. В летних платьях может быть произвольной, а для жакета – 2,5.

Высота спины косая. В спк

На коллаже она обозначена красной стрелкой. Эта мерка позволяет более точно построить линию плеча. Стандартный наклон – 2,5 см при построении выкройки, необходимо корректировать: для фигуры с покатыми плечами наклон может быть 3-3,5, а для фигур спортивного типа, с прямыми плечами – всего 1,5-2. При построении выкройки жакета или пальто всегда учитывайте дополнительный припуск на высоту подплечиков.

Ширина спины. Ш сп

Измеряется приблизительно на уровне 12-13 см от плеча, между точками проймы.

Мерки переда.

Длина переда до талии. Д пт

Одна из важных мерок. Измеряется от основания шеи, по самым выступающим точкам груди, до талии, по прямой линии. Для фигур с нормальной осанкой, в зависимости от объема груди, разница между длиной переда и спинки составляет от 2 до 5 см, для полных фигур – 10-14, если грудь – пышная. При сутулости длина переда может быть меньше, чем длина спинки.

Высота груди. В гр

Важно, как и мерку между центрами груди, измерить тщательно и правильно, если в выбранной модели есть вытачки. Измеряется от основания шеи до центра груди. Не забудьте совет № 2.

Центр груди. Ц гр

Измеряется между центрами. У хрупких фигур эта мерка составляет всего 15-16 см, при 48 размере – 18-19, при полной груди – 20-24. припуски в 2-3 см задаются при построении выкройки.

Ширина груди. Ш гр

Измеряется так же, как и ширина спины.

Высота груди косая. В грк

Контрольная мерка для правильного построения наклона плеча. Измеряется от центра груди до точки, где заканчивается линия плеча.

Дополнительные мерки.

Глубина проймы. Г пр

Измеряется от талии до подмышечной впадины. При построении выкройки вычитается 2-4 см, в зависимости от фасона и модели. Для жакета – 3-3,5 см, для платья – 2-2,5, для пальто может быть от 4 до 6. Корректировать глубину проймы приходиться всегда, но эта мерка позволяет более точно ее построить, не сделав высокой, но и не углубив почти до талии.

Ширина плеча. Ш пл

Вы можете не поверить, но о том, где заканчивается плечо, у всех представление разное. Поэтому я измеряю от основания шеи до точки на линии классической проймы. Уменьшить или увеличить длину плеча можно в зависимости от фасона, но, в среднем, эта мерка равна 11-14 см.

Обхват руки – «бицепсы». О р

Измеряется обхват руки на расстоянии 12-15 см от линии плеча.

Обхват запястья. О з

Мерка измеряется только в том случае, если шьете блузку, жакет или платье с длинным рукавом. Припуск дается в зависимости от модели.

Мерки для выкройки брюк.

Длина брюк для выкройки. Д бр

Измеряется по боковому шву или спереди, от талии до пола. Это – базовая мерка для построения выкройки. Длина самих брюк может измеряется не только от талии. Если шьете модель с заниженной талией, то, кроме длины брюк, не забудьте измерить объем по линии верха брюк. И «настоящую» длину, с учетом высоты каблуков.

Высота сиденья. Вс

Измеряется от талии до сиденья стула. Постарайтесь сидеть свободно и прямо. Мерка важна для того, чтобы брюки сидели идеально, не натягиваясь, но и не свисая. Совсем не обязательно шить модели только с поясом или обтачкой на талии, но моделировать брюки необходимо на основе базовой выкройки.

Длина брюк по шаговому шву. Д бр шаг

Измеряется от паха до пола. Контрольная мерка для построения выкройки. Разница между мерками длины брюк для выкройки и длиной по шаговому шву, должна быть равна высоте сиденья. Не спутайте с «настоящей» длиной модели брюк.

На основании этих мерок вы сможете построить базовую выкройку-основу платья, блузки, жакета и брюк.

П еред тем, как приступить к пошиву любого изделия, необходимо снять мерки. Профессиональная портниха знает, что если правильно снять мерки с женской фигуры – это уже половина успеха. И если даже вы никогда этого не делали, строго следуя инструкциям, приведенным ниже, сможете сделать это достаточно быстро.

Важно: перед тем как приступить к снятию мерок, наденьте белье, которое вы предполагаете носить под это изделие, поскольку современные колготки могут давать эффект «утяжки» и убирать от 1 до 3 см в объеме, а бюстгальтеры, напротив – прибавлять объем.

Повяжите вокруг талии тонкую матерчатую бейку, этот нехитрый прием используют все профессиональные портнихи. Он облегчает снятие мерок, сопряженных с линией талии. Советуем прочитать о

Стойте прямо, без напряжения, не сутультесь, не сгибайте ногу в колене. После того как вы снимите мерки, можете сравнить их со стандартными , чтобы лучше понять и проанализировать особенности вашей фигуры.

1. Обхват груди. Эта мерка снимается по самым выступающим точкам груди. Сантиметр не следует слишком сильно натягивать или ослаблять. Он должен плотно, но без натяжки прилегать к телу. Обхват над грудью измеряется поверх грудных желез.

2. Обхват талии. Измеряется по самому узкому месту, сантиметровая лента должна плотно обхватить талию.

3. Обхват бёдер. Измеряется по самым выпуклым точкам ягодиц. Для женщин, у которых есть «эффект галифе», рекомендуется также продублировать мерку (измерить объём чуть ниже ягодиц по выступающим частям «галифе».

Если первая мерка значительно меньше второй, используйте вторую, особенно в изделиях, которые предполагают узкие силуэты, например, юбка-футляр. Подгонку изделия в этом случае придётся производить непосредственно при примерке смётанного изделия.

4. Высота груди. Измеряется от точки перехода шеи в плечо до наиболее выступающей точки груди.

5. Длина переда до талии. Длина переда до талии (ДПТ) измеряется от точки перехода шеи в плечо (основания шеи) через самую выступающую точку груди до талии.

6-6а. Длина изделия. Для плечевых изделий измеряется по спинке от седьмого шейного позвонка до желаемой длины изделия (6), для поясных изделий – по спинке от талии до желаемой длины изделия (6а).

7. Длина спины до талии. Измеряется от седьмого шейного позвонка до линии талии (ДСТ).

8. Ширина спины. Измеряется горизонтально по выпрямленной спине через центр лопаток.

9. Ширина плеч. Измеряется горизонтально по самым выступающим точкам от одного плеча до другого.

10. Длина плеча. Измеряется от основания шеи до крайней точки плеча (точки сочленения плеча с рукой).

11. Длина рукава. Измеряется от точки окончания плеча до запястья по слегка согнутой в локте руке. Длина рукава 3/4 измеряется аналогичным образом, но до локтя.

12. Обхват руки (верхней части). Измеряется горизонтально, по самой широкой верхней части руки.

13. Обхват шеи. Эта мерка вокруг основания шеи.

14. Глубина проймы. Глубину проймы можно измерить следующим образом: зажмите подмышкой полоску бумаги шириной 3–4 см. Измерение производите по спинке от 7-го шейного позвонка до верхнего края полоски бумаги.

Кстати, при помощи полоски бумаги можно снять мерку и Ширина проймы. Зажмите полоску бумаги горизонтально подмышкой, слева и справа от руки поставьте вертикальные черточки — это и будет Ширина проймы.

18. Обхват бедра. Измеряется горизонтально на 5 см ниже подъягодичной складки по бедру.

19. Обхват колена. Измеряется горизонтально на 2 см ниже коленной чашечки.

20. Высота колена. Измеряется от линии талии до середины колена.

21. Обхват голени. Измеряется горизонтально по самой объемной части голени.

22. Обхват щиколотки. Измеряется горизонтально по самому тонкому месту ноги.

23. Высота сидения. Измеряется сидя на плоской поверхности, по спинке, от линии талии до поверхности.

Искусство создания хороших лекал для раскроя относится к одному из главных секретов любого дизайнера одежды. Существует немало технологий построения базовых выкроек и методик их моделирования, но можно утверждать, что ни одна из них не гарантирует идеальной посадки на конкретную фигуру. Поэтому неудивительно, что при покупке хорошо сидящей готовой вещи возникает желание скопировать ее шаблоны для дальнейшего использования.

Сделать это совсем несложно, даже не имея опыта в самостоятельном построении выкроек. Самое простое – это разрезать изделие по швам, прогладить детали и обвести их на бумаге. Однако такой способ подходит лишь в том случае, когда образец для копирования пришел в негодность. Кроме того, поношенные вещи могут иметь деформации, потертости и т.п., которые сделают снятые с них шаблоны неточными. Способ, который предлагается ниже, позволяет получить точные выкройки всех деталей понравившейся вам одежды без малейшего вреда для нее.

Этапы создания выкройки

Для того, чтобы сделать выкройку, необходимо подготовить:

  1. Материал для шаблонов (специальная бумага, тонкие обои, пленка, калька и т.д.). Если бумаги нужного размера нет, то скотчем склеивают встык стандартные листы формата А4. Если бумага тонкая, под нее нужно будет подложить большой лист картона (от упаковочной тары).
  2. Мягкая подстилка (лист поролона, махровое полотенце или тонкое одеяло).
  3. Коробочка булавок, ножницы, карандаш, линейка. Желательно запастись также лекалом и зубчатым колесиком.

Ровную поверхность застилают подстилкой, на ней размещают материал для выкройки, а сверху располагают хорошо проглаженную одежду и тщательно ее выравнивают.

Если у изделия простой покрой (именно с таких выкроек рекомендуется начинать), его контуры обводят на бумаге с помощью линейки и карандаша. Кривые линии (горловина, проймы и т.д.) прямо по ткани накалывают булавкой или обводят зубчатым колесиком, после чего убирают вещь, и наводят линии по проколам с помощью лекала.

Для одежды, состоящей из сложных конструктивных деталей, последовательность операций будет более сложной. Для снятия выкройки вещь лучше вывернуть наизнанку, чтобы швы были лучше видны, заметать или сколоть булавками все имеющиеся на ней складки и сборки. После этого нужно определить, какие элементы являются симметричными, и как проходит долевая нить.

Копирование начинают с самой большой детали изделия, если она симметрична, ее можно согнуть пополам. Вещь-образец выравнивают, при необходимости придавливают чем-либо тяжелым и закрепляют все базовые точки булавками, втыкая их прямо в шов. Затем по линии шва накалывают булавки (рис.2), или делают проколы иглой, но лучше всего использовать зубчатое колесико. При переводе контуров обязательно отмечают направление долевой нити.


Обведя образовавшиеся проколы, получим базовую выкройку изделия, в которой нужно проверить основные мерки и симметрию. В большинстве случаев такую выкройку придется дорабатывать. Так, при копировании брюк, что делают наиболее часто, проблемой является обводка задней части брючины, которую невозможно разложить на плоскости во всю ширину. В этом случае копирование производят в два приема. Сначала располагают брюки задней частью наверх так, чтобы один сгиб проходил точно по внутреннему шву, и накалывают получившийся контур. Затем брюки переворачивают так, чтобы их лицевая сторона оказалась сверху, совмещают боковой сгиб с линией отмеченного бокового контура и накалывают по боковому шву через ткань недостающую ширину задней детали.

Чтобы правильно перенести на выкройку растворы вытачек и ширину складок, их измеряют непосредственно на изделии. Затем выкройку нужно разрезать в соответствующих местах и раздвинуть ее детали на два значения измеренной ширины.


При построении нагрудной вытачки женской одежды выкройку передней полочки разрезают от скопированной метки до наиболее высокой точки груди, которая располагается на пересечении линии проймы и линии от основания шеи, саму вытачку делают на несколько сантиметров короче (рис. 4).


Суммарную ширину вытачек по линии талии при обводке прибавляют к полученной при копировании ширине выкройки в этом месте, затем делают вырезы соответственно их расположению и размерам. Если на детали имеется сборка или круговые складки, то ее выкраивают в три раза более длинной, чем соответствующий соединительный шов.

А можно еще проще

Современные материалы позволяют делать достаточно точные выкройки сложных изделий буквально за несколько минут. На рисунке 5 показан первый этап получения выкройки с помощью малярного скотча.


Часто бывает так, что у вас уже есть готовая вещь, которая хорошо сидит по фигуре и вам нужно сшить подобную. В таких случаях можно легко снять выкройку с готовой вещи.


Я не люблю стоить выкройки, потому что на это уходит много времени и сил. Конечно можно купить готовые выкройки, но во первых их еще надо где то найти, а во вторых вы не можете знать как в итоге сядет по фигуре сшитое изделие. Намного проще переснять выкройку с готовой вещи. Особенно удобно это с детской одеждой, тк крой у неё совсем не сложный. Тем более для этого совсем не обязательно распарывать вещь!

Для того чтобы снять выкройку с готового изделия вам понадобится:

- Большой лист бумаги Или листы формата А4 и скотч - Булавки - Иголка


Если у вас есть большой лист бумаги (например ватман или обои), то этот этап нужно пропустить. Я же использую обычную бумагу для принтера, поэтому сначала мне нужно сделать большой лист. Раскладываем бумагу ровно в стык и склеиваем с помощью скотча с одной стороны. В таком варианте выкройки удобно хранить и сгибать по линии склейки скотчем.


Лист бумаги располагаем на ровной поверхности. Я снимаю мерки на напольном коврике.Если вы делаете это на столе, то застелите его полотенцем или толстой тканью, для того чтобы не повредить поверхность стола булавками. Расположите готовое изделие поверх бумаги. Выберите деталь с которой будете снимать выкройку. Хорошо расправьте его, чтоб нигде не топорщилось и не было натянуто слишком сильно. Закрепите по углам булавками. На фото плохо видно булавки, поэтому я выделила кругами места скрепления.

Теперь самый интересный этап снятия выкройки с готового изделия. Возьмите иголку и сделайте проколы вдоль всех швов той детали с которой снимаете выкройку. У вас должен получиться замкнутый контур.


Уберите булавки и снимите изделие с бумаги. На бумаге останется контур изделия из дырок от иголки .


Убедитесь в том что выкройка симметрична и вырезайте без припуска на швы!


Теперь можно приступать к снятию выкроек с остальных деталей готового изделия.



Как снять выкройку с пышного изделия со складками. Снимать выкройку с пышных изделий сложнее. Покажу как это делать на примере рукава фонарик. Первые этапы ничем не отличаются. Вы так же располагаете изделие на бумаге и с помощью иголки переводите контур изделия на бумагу.

Можно сшить рукав по получившейся выкройке, но он будет облегающим и совсем не пышным. Мы же хотим сшить рукав фонарик, поэтому выкройку надо немного доработать.



Разрезаем выкройку в тех местах где планируются складки. Обычно это верхняя часть выкройки. Затем раскладываем части выкройки на бумаге, оставляя промежутки для складок. Чем больше будут промежутки, тем пышнее получится рукав.


Обводим выкройку по новому контуру и получаем выкройку пышного рукава. С этой выкройки уже можно переводить на ткань. Только не забывайте что все выкройки мы делали без припуска на швы. Поэтому учтите это при переводе на ткань.

Надеюсь что мастер класс окажется для вас понятным и упростит процесс шитья. Шейте и творите в своё удовольствие!