Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером. А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка... Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и "темная" сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЕ ФАНТАЗИИ. ВЫДУМКА И ЛОЖЬ

Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером. А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка... Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и "темная" сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

Светлая сторона

Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет. Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша. В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку. Чтобы развивалось воображение необходимо:

Играть с предметами-заместителями. Пусть стулья станут машиной, крышка от кастрюли - рулем. Одеяло - гаражом для машины, а детский носочек - танцующим человечком. Проявите свою фантазию и дайте старт развитию детского воображения.

Предлагайте образы-заместители. Пусть малыш будет собачкой или киской. Имитируйте их движения, говорите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огромен: лошадки, курочки, лягушки. Это прекрасно развивает воображение и влияет на развитие моторики. Из такой игры ребенок получит представление о профессиях: строитель, няня, водитель.

Маленькие фантазеры

3-7 лет. Следующий этап развития фантазии. Главенствует здесь Игра. В игре у детей развивается внимание, восприятие, память, интеллект, воображение. Она является ведущей деятельностью. Здесь важны сюжетно-ролевые игры: «войнушка», «дочки-матери». В игре дети пользуются двумя «реальностями» - настоящей, где они дети, и выдуманной, фантазийной, где они полицейские, индейцы, учителя или ковбои. Здоровые дети способны различать выдумку и реальность. Однако чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Поэтому трехлетние малыши, захваченные театральным представлением или игрой, способны всерьез испугаться, к примеру, Деда Мороза или Бабу-Ягу. То, что малыш стал фантазировать и научился отделять вымысел от реальности можно понять по появившимся в его речи словам «как будто» и «понарошку».

Игрушки

Они необходимы для игр. К сожалению, предельная реалистичность современных игрушек мешает развитию фантазии. Практически настоящие мечи, пистолеты, чайники воображение не будят, поскольку додумывать тут нечего, ведь чайник он и есть чайник. Дети быстро теряют интерес к таким игрушкам. Зато бьются палками, делают куколок из травы и "ездят" камушками. Эти предметы дают простор фантазии. Ведь простой камушек может стать машиной, поездом, самолетом, стулом, а палка - мечом, ружьем и посохом. Не ругайтесь за приносимый домой и такой важный для ребенка мусор. Пусть он складывает его в коробку. Сделайте игрушки самостоятельно. Вырежьте из картона или сшейте из тряпочек. Малышу понравится.

Темная сторона

Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явственно видны агрессия, детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям. И, очень часто родители не могут отличить фантазия это или ребенок их обманывает.

По статистике, каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков, сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Потом появляется страх смерти. Дети боятся чудовищ под кроватью, темноты, огромных монстров в шкафу. Это не "больное" воображение. Подобные фантазии даже полезны. Все дети проходят через такие страхи. Более того, они необходимы, будучи переработанными психикой, они помогают развить осторожность, предусмотрительность, инстинкт самосохранения. Со страхами можно и нужно бороться тогда, когда они приобретают определенную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч. Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.

Ложь или фантазия?

Ложь, является преднамеренным искажением фактов для приобретения личной выгоды, тогда как фантазия - свободный полет воображения, причем безвредный. Обман начинает процветать с 3,5 лет. Зачастую он становится привычкой, однако понятие "лжи" и "правды" приходит позже, в школьном возрасте. Часто ложь является средством самообороны.

Каковы основные причины лжи?

  1. Боязнь наказания. Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится.
  2. Множество запретов. "Пирожное дала бабушка", "пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка"... Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет.
  3. Желание показаться лучше, чем он есть. Это означает неудовлетворенность ребенка своим положением. Для этого приумножаются успехи и преувеличиваются заслуги. Это должно вас встревожить. Наверно, ребенку недостаточно признания, заинтересованности, поддержки, тепла.
  4. Для самооправдания. «Она/он первым начал(а)!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, и используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он "первый начал". Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском ключе и обмана стане меньше.

Фантазии же друзья детей. У них под креслом живут чудесные гномики, малыши летают на чудо-паровозах и владеют волшебными палочками, танцуют с феями и спасают от беды лисичек. Радуйтесь. У малыша прекрасное воображение. Не пугайтесь, если ребенок солгал. Все решаемо, главное подойти к этому рассудительно и с умом.


Детская фантазия не знает границ. Все помнят, как в детстве мчались через тёмную улицу, опасаясь нападения злых монстров. А чего стояли ночи в тёмной комнате, слышался звон, топот и мы быстренько бежали в комнату мамы с папой.

Как утверждают психологи, фантазия начинает активно развиваться после 2,5-3 лет. До этого возраста ребёнок изучает все происходящее вокруг. У него свой взгляд на вещи и часто он использует обычные предметы не по стандартным целям, таким образом, развивая фантазию. Родители хотят, чтобы дети в этом возрасте просто играли в игрушки, но ребёнку это трудно, он познает мир именно по маминым инструкциям, поэтому важно сесть рядом с ребёнком, рассказать о вещи, ее предназначении. А может вы вдвоём откроете новые свойства простых на взгляд вещей? Особенно в этом помогают детские загадки. Насколько богато и интересно проходит общение ребёнка с близкими, напрямую зависит развитие его воображения.

Для того, чтобы подтолкнуть развитие фантазии малыша, нужно делать следующее:

Чаще показывайте ребёнку картинки, рассказывая о предметах и людях на ней. Например, не просто читайте сказку, а показывайте по картинкам книжки героев, описывайте их действия и черты характера. Это будет гораздо полезнее ребёнку чем просто чтение слов.

Развитие фантазии зависит от вашей способности занимательно и интересно рассказывать об окружающих предметах. Можно и самим пофантазировать. Возьмите доску и две палки, сядьте на нее вместе с малышом, пусть это будет ваше каноэ, а вокруг бурлит река. Это доставит массу удовольствия вашему малышу.

Такие простые игры как «водитель и пассажир», «чаепитие», «дочки-матери» - не только позволят приятно провести время, но положительно отразятся на состоянии фантазии ребёнка.

Но бывает и так, что фантазии ребёнка пугают его и он не может заснуть, представляя под кроватью огромное чудовище. Постарайтесь вместе победить его, если не получится, важно при этом успокоить малыша, и не оставлять его одного, и дождаться пока он сладко уснёт.

Так ребёнок проходит через массу чувств, пропуская их через фантазию. Это и страх, и боязнь смерти, боли, одиночества. Многообразие ощущений огромно, но ребёнку необходимо пройти через все, таким образом, постигая всевозможные эмоции и формируя их дальнейшее восприятие. Старайтесь, чтобы у ребёнка не было поводов думать о плохом, смотрите добрые мультики и читайте о добрых героях. Не нужно маленькому ребёнку смотреть китайские мультики – страшилки. И тогда фантазия будет порождать только хорошее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по изобразительной деятельности «ДЕТСКАЯ ФАНТАЗИЯ» (Старшая и подготовительная группа)

В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть обра...

Ложь или детская фантазия!

Когда мы впервые сталкиваемся с ложью собственный детей, это почти всегда становится для нас потрясением. Исчезает бывшее ранее безграничным доверие. У этой ситуации существует две вероятные причины.....

Программа кружка "Детская фантазия" для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием - и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Зада...

Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить, где фантазия, а где ложь?

Как-то раз в гостях ко мне подошла пятилетняя дочка хозяев и доверительно сказала мне на ухо: "А у меня под кроватью розовый слон живет..."

Игрушечный? - уточнила я.

Нет, не игрушечный, а самый настоящий, живой. Он мне засыпать помогает: качает кровать, как будто я в поезде еду. А еще он может монстра прогнать. Только мама не верит, что у меня есть розовый слон...

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.

Но не все так радужно в мире фантазии. У нее есть и оборотная, "темная" сторона. Это фантазии, растущие из , агрессии, фантазии, граничащие с неправдой, и откровенная ложь. Возможно, вас удивляет, что все это живет в светлой головке вашего дошкольника, но это действительно так. Сегодня речь пойдет об обеих сторонах фантазии, а также о грани, их разделяющей.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет . Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший "старт" развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками ("Колобок", "Курочка Ряба", "Репка" и др.). Именно сказочные образы - это "кирпичики", фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: "Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки - руль. Садись, поехали к бабушке в гости... Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)".
    Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло - гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: "Давай мы с тобою побудем кисками". Имитируйте движения кошек, говорите "мяу-мяу". Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное . В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

"Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне "чай", да не просто, а с "конфетой", деталькой от конструктора. То вдруг примется "тушить пожар", "наливая воду" из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает "дрелью", - рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она - ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: "дочки-матери", "войнушка". Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными "реальностями" - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов "понарошку" и "как будто".

Такие разные игрушки

Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые "кипят", пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи... Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, так как "полностью готовы к употреблению". И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес.

"Я отказываюсь понимать! - возмущенно говорит Анжела, мама 5-летнего Стаса. - Мы стараемся покупать ему самые дорогие и качественные игрушки, а он поиграет с ними два дня, и все! А в дом тащит с улицы какие-то палки, куски кирпичей, железки. Я, конечно, ругаюсь, что он в дом всякий мусор несет, выбрасываю. А он обижается, потом обещает, что больше не будет, но каждый раз карманы снова полные. Прячет по дому и тайком играет! Ну чего ему не хватает?!"

Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Она - нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-"полуфабрикаты": те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. То, что мы, взрослые, привыкли считать мусором. Возьмите раз и навсегда за правило не выбрасывать вещи, принадлежащие ребенку, без его ведома. Вам и в голову не может прийти, что эта машинка без колес на самом деле "секретная" установка. Она может лежать месяцами в ящике для игрушек, но вы можете быть уверены - малыш помнит о ней, она ждет своего часа. И не найдя ее, будет очень расстроен.

Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный "мусор", а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет предела!

Уделяйте время совместному изготовлению игрушек. Помогите разглядеть ребенку в обувной коробке плиту, а в палке - меч. Раскрашивайте, клейте, вырезайте, выстругивайте! Такие игрушки нравятся детям гораздо больше покупных, они их ценят и очень ими гордятся.

Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из "бросовых" материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, "Космостарс"), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и... космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок.

И последний (но не по важности) путь развития воображения - это так называемое свободное фантазирование. Ребенок в своем воображении переносится в совершенно вымышленные положения и происшествия. В фантазиях он переживает удивительные приключения, главным героем которых является он и его близкие. Если ему задать вопрос или позвать, он может не услышать. А еще малыши рассказывают эти истории окружающим, и тогда взрослые иногда приходят в недоумение: откуда у малыша такие фантазии?

Темная сторона луны

Но иногда плоды детского воображения пугают взрослых, слишком явственно в них видны детские страхи, агрессия, соперничество, нелюбовь к братьям и сестрам, отвержение родителей. И, конечно, часто родители не могут понять: обманывает ребенок или это просто богатая фантазия...

История первая: "Я не трус, но я боюсь..."

До 4 лет Вова рос спокойным ребенком. Всегда хорошо кушал, играл и почти не спорил, когда приходило время идти в постель. Но месяц назад его как будто подменили. На прогулках стал жаться к маме, а когда слышал, что пора идти спать, оттягивал этот момент до бесконечности: то попить, то поесть, то в туалет захотелось. Мама сначала просто сердилась, думая, что у сына "испортился характер". Но потом обратила внимание на рисунки, которые рисовал Вова. Они просто кишели разными монстрами! Мама начала осторожно расспрашивать сына, и он признался, что когда приходит время спать, то слышит, как под кроватью у него шевелится чудовище...

Такая ситуация - вовсе не редкость. Статистика говорит, что каждый второй ребенок в возрасте от 3 до 5 лет боится сказочных персонажей, неожиданных звуков, боли. Каждый третий - транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Около 6 лет приходит страх смерти, который проявляется в страхах нападения, огня, потопа, стихийных бедствий.

Вы можете представить себе весь ужас малыша, находящегося в темноте и уверенного, что ему угрожает огромное злое существо? И это не "больное" воображение. Такие фантазии, как ни странно, полезны. Каждый ребенок проходит через период страхов. Они необходимы, так как, будучи переработанными психикой, помогают развить такие качества, как предусмотрительность, осторожность, подкрепляют инстинкт самосохранения. Ребенок понимает, что ответственность за свою жизнь и здоровье лежит на нем, а не только, как прежде, на родителях.

Как только страх приобретает конкретные формы (например, чудища), с ним можно начинать бороться. Для этого существует несколько приемов. Можно попросить нарисовать "свое" чудище. Будучи нарисованным, оно теряет часть своей устрашающей силы. Затем надо попросить ребенка добавить такие детали, чтобы чудовище стало не страшным. Ребенок может нарисовать бантики, усы, клетку. Пусть фантазия ребенка послужит во благо и подскажет ему, как обезвредить чудовище. Когда на лице малыша появится улыбка, чудовище побеждено. Возможно, эту процедуру придется повторить несколько раз для закрепления эффекта. Также можно вылепить монстра из , а потом тут же преобразить его в нечто доброе.

С монстрами можно и нужно бороться сказочными мерами. Например, папа может сказать, что лучшее средство от монстров - волшебная палочка из ветки березы. И если папа с ребенком сходят в лес, добудут березовую веточку, выстругают палочку и раскрасят ее, а потом малыш положит ее под подушку, он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Еще одно средство - завести домашнего питомца и убедить ребенка, что монстры не водятся там, где есть звери, и что его пушистый или пернатый друг его охраняет. Это придаст малышу уверенности. Призовите на помощь добрые фантазии, и вместе вы победите!

И конечно, необходимыми процедурами перед сном станут полное исключение телевизора и компьютера (особенно с агрессивными мультиками, фильмами и играми) за 2 часа до сна. За час до засыпания предлагайте малышу только спокойные игры с добрыми персонажами. Не читайте на ночь страшных сказок (например, русские народные сказки наполнены агрессивными, жестокими персонажами, поэтому читать их перед сном не рекомендуется). Выберите что-то веселое и реалистичное: "Денискины рассказы" В.Драгунского, стихи А.Барто. Уже находящемуся в постели малышу сделайте легкий массаж: погладьте руки, ноги, спинку и не забудьте про головку. Нежный поцелуй... и спокойный сон без страшных видений обеспечен!

История вторая: "Я - Бэтмен!"

Кириллу 5,5 лет. Он активный, любознательный мальчик. Но маму очень волнуют его увлечения. Его кумирами являются Человек-Паук, Бэтмен и прочая, с точки зрения мамы, нечисть. Вся одежда, тарелки, постельное белье, игрушки должны быть с символикой этих персонажей. Любимая игра - надеть костюм Бэтмена, выпрошенный на день рождения, и "летать" по квартире. В садике на него жалуются воспитатели: мальчик часто бывает зачинщиком драк, которые начинаются как театральное действие, а заканчиваются слезами и стоянием в углу ее участников. Да и на улице Кирилл часто добивается своего силой. "Откуда в нем столько агрессии?" - задается вопросом мама...

Доказано, что агрессивные фантазии формируются, когда ребенок был наблюдателем или участником сцены, связанной с насилием. Насилие понимается в широком смысле слова: увиденная драка с участием брата, приказной крик мамы и даже лишение лакомства, игрушки. А уж с экрана телевизора на детей прямо изливается поток насилия! Мультики с устрашающими персонажами, основным сюжетом которых являются драки, боевики и "ужастики", которые так любят смотреть папы, не отдавая себе отчета в уроне, который они наносят в этот момент своим детям.

Самая большая проблема в том, что Человек-Паук, Бэтмен и другие супергерои... добрые! Податливая психика ребенка впитывает как губка совершенно извращенный образ добра: "добрый" персонаж обычно выглядит устрашающе, его боятся, он много и жестоко дерется, иногда убивая "злых" персонажей. Таким образом, основа морали, понятия Добра и Зла, получаются смешанными. Поэтому и фантазии детей часто страшные, злые, агрессивные, а игры в "добрых" персонажей такие жестокие.

Также родители, чьи дети слишком увлечены агрессивными фантазиями, должны обратить внимание на стиль . Не слишком ли много "нельзя"? Не применяются ли физические наказания? Не является ли общение директивно-приказным? При таком стиле отношений ребенок чувствует постоянное напряжение между восприятием родителей как хороших, "дающих добро", и плохих, "наказывающих". Это внутреннее напряжение и находит выход в виде агрессивных образов. Если ребенок часто бьет и наказывает игрушки, а на вопрос "почему" начинает объяснять, что мишка плохо себя вел, - это тревожный симптом. Не в вашей ли роли сейчас воображает себя малыш?

Но в дозированном количестве агрессивные фантазии необходимы. Они помогают ребенку осознать категории Добра и Зла, и замечательно, если вы будете читать малышу хорошие книги, показывать достойные мультики и фильмы, разговаривать с ним об этом. Помогите ему вообразить себя добрым персонажем, поиграйте. Пусть вы "понарошку" будете злым персонажем, а ваш ребенок - добрым. И пусть он вас "победит". На психологическом уровне это решит многие противоречия детской души.

Фантазия или ложь?

Но самым неприятным открытием дошкольного детства для родителей становится первая ложь ребенка (или то, что они считают ложью). "А что будет дальше?" - в ужасе думает мама, поймав на вранье 4-летнего сынишку, взявшего без спросу шоколад и отрицающего, несмотря на измазанный рот, свой "проступок".

В чем разница между ложью и фантазированием? Ложь, в отличие от фантазии, – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия же - это просто свободный полет воображения, без нанесения вреда кому-либо.

Итак, чтобы соврать, надо, как минимум, немного уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Поэтому обман начинает процветать после 3,5-4 лет.

Для некоторых детей это становится постоянной привычкой и средством манипулирования взрослыми. Но понятия "правды" и "лжи" - это нравственные категории, понимание которых приходит гораздо позже, уже в школьном возрасте. До 7, а то и 10 лет ребенок опирается в основном на мнение близких: если мама недовольна, значит, я поступил плохо. Это так называемый "доморальный этап развития". А значит, ему действительно непросто, особенно в 4-5 лет, отличить ложь от безобидной фантазии.

Часто ложь - это способ самообороны. Малыш стремится защититься от родителей, сверстников и личных проблем. И пользуется для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых.

С самых "младых ногтей" родители начинают обманывать свое чадо: "Если ты не перестанешь плакать (отнимать игрушки, драться, не пойдешь домой) - тебя дядя милиционер заберет!" или "Придет волк (Баба Яга, Бабай) и тебя в лес утащит!". Каково ребенку верить, что родная мамочка может отдать его чужому дядьке или волку за то, что он немного постоял в луже?

Потом малыш слышит, как его бабушка говорит знакомой: "Мы, к сожалению, не сможем прийти к вам в гости, потому что все болеем". Малышу не понятно - в доме больных нет, зачем же бабушка так говорит? Ему пока недоступно понятие "вежливой" лжи, для него вся ложь одинакова.

Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается "щелчок": вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим "оружием" пользоваться вовсю. Но так как поначалу он похож на дикаря с винтовкой, то его ложь бывает быстро раскрыта. Но ребенок не останавливается, с каждым разом оттачивая свое умение...

Какие же основные причины, по которым ребенок врет?

  • Боязнь слишком строгого наказания. Если ребенок знает, что за нечаянно разбитую чашку его могут лишить прогулки, он постарается скрыть "следы преступления". Чтобы исключить ложь по этой причине, подумайте, не слишком ли суровые наказания вы применяете? Если ребенок будет знать, что, разбив чашку, он должен будет просто замести осколки и сказать "прости", он вряд ли будет прибегать ко лжи.
  • Множество запретов. Если ребенку слишком много запрещают, если самое популярное слово - это "нельзя", то малыш попробует защититься от этого ложью. "Это бабушка разрешила мне взять пирожное!" (а бабушки и дома не было). "Это не я все пуговицы рассыпала, это птица в окно влетела, рассыпала, а потом улетела!" и т.д. Подумайте, не слишком ли много "нельзя" в вашей воспитательной позиции? Постарайтесь каждому "нельзя" сразу противопоставить "можно": "Нельзя брать пуговицы без спросу, но со мной вместе можно. Давай я тебе их покажу!". В некоторых случаях можно произвести педагогическое внушение, не пользуясь словом "нельзя", а только подразумевая его. Например: "Конфету можно съесть только после обеда". Когда малыш поймет, что можно получить желаемое другими средствами (прямой просьбой, в игре со взрослым, выполнением определенных правил), он не будет пользоваться ложью.
  • Желание показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного возраста в норме свойственна завышенная самооценка. Именно она дает им силы "замахнуться" на покорение новых вершин. Но уже в 5 лет появляется некоторая реалистичность суждений. Ребенок, понимая ограничения, все же хочет показаться более сильным, ловким, умным, чем он есть на самом деле. "А я тоже умею на роликах кататься! Я даже 2 часа могу без остановки ехать! Мы с папой однажды ехали, так я его обогнал!" (при этом покупка роликов только в планах). Что это – ложь или фантазия? Со взрослой точки зрения - ложь. С детской - наверно, нет. Ребенку необходимо поддерживать в глазах сверстников определенный статус. Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого - свои способности. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров. Вот и надо рассказывать про настоящий талант, а то потом будут хвастунишкой считать.
    По этой же причине дети выдумывают подчас просто фантастические истории про своих родителей: про их богатство, про игрушки, которые дарят горами, про поездки на дальние моря, про то, как мама по телевизору каждый день выступает. Это выдает неудовлетворенность малыша своим положением и его мечты о лучшем существовании.
    Иногда дети в этой же манере врут своим родителям, преумножая свои успехи ("Я сегодня так хорошо танцевал, что меня обещали взять на конкурс"). Это тревожный симптом. Почему ребенку надо врать, чтобы заинтересовать маму и папу? Наверно, ему не хватает тепла, искренней заинтересованности и настоящей поддержки.
  • Для самооправдания. Ребенок, поняв, что совершил что-то нехорошее, начинает "городить огород", чтобы себя оправдать. Самая популярная конструкция и для мальчиков, и для девочек: "Он/она первым начал(а)!" После этого рассказывается слезливая история о том, как ребенка долго обижали (не давали игрушку, не хотели вместе играть), как он терпел и как обидчик напал первым. Часто в другом углу "ринга" в этот момент звучит аналогичная история, рассказываемая своей маме недавним противником. Ложь, используемую с этой целью, искоренить труднее всего, так как именно она - первое средство оказания помощи нашей самооценке в течение всей жизни ("Меня не уволили! Я сама уволилась, а начальник настоящий дуб!"). Это ложь-отбеливатель, призванная подчистить нашу биографию и совесть. Однако дайте понять ребенку, что вы его любите, даже если это именно он "первый начал". Обсуждайте эти "острые" ситуации в дружеском ключе, и лжи будет гораздо меньше.
  • Патологическая ложь. Это явление встречается не так уж часто. Люди, страдающие псевдологией (патологической склонностью ко лжи), врут потому, что не врать не могут. Пока наука спорит о том, откуда берутся патологические лжецы. Видимо, это совместный "продукт" генов и воспитания. Склонность к постоянному вранью может проявляться очень рано. Но это компетенция скорее психиатрическая, чем психологическая.
    Если вы поймали ребенка на вранье, постарайтесь не драматизировать ситуацию и не делайте далеко идущие выводы. Дети младше 6 лет любят сочинять истории, где главными героями являются они сами, и почти верят им. Если за этой историей не стоят цели, о которых сказано выше, - то это фантазия. Поздравляем, у малыша прекрасно развито воображение! Однако после 6 лет ребенок уже должен четко осознавать, где правда, а где ложь. Если ваш дошколенок рассказал, что у него под креслом живет гномик, который с ним разговаривает и помогает во всем, не спешите говорить, что он врет. Выдуманный друг - частый спутник детей в этом возрасте. Лучше подойдите к этому творчески: расспросите, какой этот гномик, в какие он попадал приключения. Запишите истории и попросите малыша нарисовать картинки. По-моему, именно так рождаются добрые детские сказки!
    Современный мир обрушивается на ребенка массой впечатлений и потоком информации. Без творческого воображения это все не переработать! И бывает, что при этом стирается грань между фантазией и реальностью, фантазией и ложью. Но только мы, взрослые, в силах помочь своим детям осознать эти грани и развить в них по-настоящему творческий дух, направив фантазию в мирных целях.

Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:

  • Не драматизируйте ситуацию и не бейте пушкой по воробьям. Спокойствие, только спокойствие!
  • Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
  • Обсудите с малышом, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
  • Дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
  • Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но "мирным" путем.
  • В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь, задавая определенные вопросы, например: "Ты любишь братика?" (отчаянно ревнующему первенцу).
  • Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.

Способность к творчеству проявляется в неизмен­ных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители бес­покоятся, а не врушка ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Давайте разберемся поподробнее — что такое детские фантазии, зачем они ребенку, нужно ли их корректировать взрослым?

Фото © softballs49

В раннем детстве желание , чтобы что-то было правдой, делается все более реальным, даже более реальным, чем на самом деле. Научиться отличать фантазию от реальности — это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок.

Что можно сделать, если 4-летний ребенок приходит домой из детского сада с заводной машинкой в кармане и говорит, что ее ему подарила воспитательница? Не принесет никакой пользы и напрасно обидит ребенка, если мы скажем:

— Ты меня обманываешь.

Ребенок не способен контролировать все, что он делает, поэтому гораздо полезнее будет сказать:

— Я думаю, нам лучше спросить у воспитательницы. Может быть, ты ее неправильно понял, а может, тебе так хотелось, чтобы у тебя была такая машинка, что ты вообразил, что она тебе ее подарила.

Если мы ругаем и наказываем ребенка, называем его лжецом, мы без особой надобности разрушаем его самооценку и лишаем его возможности обучаться. Неспособность провести грань между фантазией и реальностью сохраняется до 7-8 лет, однако проблемы, связанные с этим, могут сохраняться и потом. По мере того, как дети взрослеют, они обретают больший контроль над потребностью изменять реальность, в особенности если их жизненный опыт приносит большее удовлетворение и успехи.

Дети всех возрастов борются за полную свободу (помните «психологиче­скую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия — источник творческой духовности че­ловека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.


Фото © Daum

Эда Ле Шан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка:

1. Фантазия помогает осознать наши действительные чувства.

Родители заметили, что 5-летний Вася постоянно рассказывает им о том, как он дерется со своим обидчиком, какие удары наносят, как тот падает, переворачивается, летит от одного угла группы до другого, сколько крови из того вытекает, как он просит у Васи прощения, но он достает пистолет и стреляет и т. д. Родители обеспокоены агрессив­ностью фантазий ребенка, хотя прекрасно знают, что он и «мухи не обидит».

Детские фантазии о победах, превосходстве, свойственные тихому, робкому маль­чику, в данном случае — источник выхода обид и агрессии, механизм психологической защиты от негативных переживаний своей неспособности по­стоять за себя. Понимание этого дает возможность родителям узнать о конфликте ребенка с обидчиком и помочь разобраться ему в своих чувствах и переживаниях.

2. Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает.

«Мне приснилось ночью, что тебя и папу убили, и я очень испугалась», - говорит 5-летняя дочь матери. Несколько дней спустя она говорит: «А сегодня в детском саду я рисовала картинку и вдруг подумала, что вы с папой попали в аварию и умерли». Когда подобный рассказ повторяется еще несколько раз, родители могут предположить, что девочка за что-то злится на них и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чув­ствами.

Фантазия стала безопасным клапаном, через который выходят негативные ощущения, тревога, которые сама она осознать не может. Чтобы снять напряжение и помочь дочери, родители могут как бы невзначай заметить: «Нам иногда кажется, что ты на что-то обижаешься и злишься, может быть, потому, что мы много внимания и времени уделяем твоей маленькой сестричке?» Если предположение родителей действительно верное, у девочки исчезнут негативные фантазии и страхи, а родители найдут пути, как помочь ей в ее переживаниях по поводу ревности к сестре.

3. Фантазии помогают пережить периоды неизбежных лишений.

Родители переехали в другой район. 6-летний мальчик тяжело переживает разрыв с друзьями по садику и двору, грустит, совсем не играет, сидит и смотрит в окно. Родители чувствуют, как ему оди­ноко, но мало чем могут помочь, отдают его в новый детский сад, знакомят с соседями. Но ребенок замыкается еще больше. Из подвижного и общи­тельного он превращается в грустного и закрытого. Уходит в свою новую комнату, не трогает игрушки, а просто сидит. Родителям не стоит тормошить его. Он фантазирует, и проблемы, кажущиеся ребенку неразрешимыми, уходят, появляется надежда, которая и спасает от отчаяния. Все наладится, и мальчик найдет новых друзей. Каждому из нас необходима определенная свобода в собственных мыслях, и же­лание побыть наедине естественно как для взрослого, так и для ребенка.

Для ребенка, который правильно развивается, не лишен способностей общаться и действовать, одиночество время, когда он может мечтать о своем, а это очень важно для его духовного развития, фантазия необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.

4. Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире.

Наиболее ярко детские фантазии проявляются в ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспи­тателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отно­шениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, прорепетировать» нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирую­щим событиям, выработать механизмы психологи­ческой защиты, преодолеть страхи и решать са­мостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки.


Фото © forwallpaper.com

5. Фантазия - источник творчества.

Фантазеры изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети все делали только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы на­слаждаться их сказками, небылицами, необычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Хочется привести пример, который ярко демонстрирует родителям динамику превращения фанта­зии в серьезное нарушение психоэмоционального развития.

У 6-летней Даши мама и папа очень умные, а бабушка, с которой они вместе живут, умнее всех их вместе взятых. Дашенька еще не ходит в школу, но уже умеет писать, считать она тоже очень умная. И вот в этой «образцовой» семье начинают происходить странные вещи - Даша на глазах превращается в лгунью, совсем не хочет заниматься музыкой и английским, нашла себе какую-то глупенькую подружку на 1,5 года ее младше, шепчутся, уединяются, совсем ребенок от рук отбивается. *Вот уже дважды, рассказывает далее мама, - я по ночам заставала Дашу крадущейся по дому, одетой, а на столе находила немыслимые записки: «Мама, не волнуйся, все в порядке. Мы уже давно превратились в пантер. Даша пантера это я.»

В долгом и трудном разговоре с мамой удалось выяснить причины поведения девочки.
Бабушка (свекровь) и мама 15 лет живут в условиях «скрытых военных действий», борясь за собственное превосходство. Папа - между двух огней. В этом невидимом «перекрестном огне» живет и Даша. Основная сила ударов сосредоточена на про­цессе воспитания девочки. Бабушка-учительница счи­тает так, а мама иначе. Раздираемая психика ребенка не выдерживает подобной атаки. Не в силах спрятаться от подобной «бомбежки», девочка ищет выход в своих фантазиях. Любимая сказка Даши — «Маугли», а пантера Багира - символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет в своих фантазиях себя с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из небла­гополучной соседской семьи — это ее Маугли, опе­каемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе -все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им вместе будет спокойно и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства у ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серь­езным проблемам.

Милые родители, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к детским фан­тазиям, разберитесь в них, ведь вы уже поняли, что они не бывают случайными? Призванные творить, они нередко сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах.

Сегодня, когда в ходу такие качества как прагматизм и деловая хватка, не все родители понимают, какое значение для будущего имеет развитие фантазии у детей . Некоторые взрослые решили, что детские выдумки – это особенность возраста, который «надо пережить». Образы таких родителей карикатурно представлены в эпопее о Гарри Поттере на примере семейки Дурслей, члены которой были начисто лишены фантазии и потому испытывали острую неприязнь ко всему необычному, то есть, «ненормальному».

Между тем, фантазия – уникальное свойство человека, благодаря которому совершаются необыкновенные открытия, конструируются поразительные машины, создаются гениальные книги и произведения искусства. А начинается все с особенного мировосприятия, которым обладают маленькие дети.

Если вы еще не читали книгу К. Чуковского «От двух до пяти», непременно прочтите. В ней запечатлено то, как малыши видят мир. Чего стоит, например, «рассуждалка» четырехлетнего ребеночка о том, как он искал себе маму. Как он ходил и искал «добрую тетю». Как «заглядывал в их сердца», пока не нашел свою маму, у которой стал «жить в животике».

Трудно предположить, что в 1962 году малыш так «интерпретировал» слова взрослых о том, откуда берутся дети. Скорее, так проявилась особенная фантазия, которая бывает свойственная именно маленьким деткам, а потом проходит бесследно или трансформируется в творческие или научные способности. Наверное, поэтому считается, что писатели и ученые – это люди, сохранившие в душе детское мироощущение.

Фантазия или феномен?

Большинство деток становятся фантазерами в раннем возрасте, годам к трем. Некоторые исследователи считают феномен детского воображения сложным явлением, истоки которого уходят чуть ли не в прошлые жизни.

В Виргинском университете (США) в течение 40 лет биохимиком и психиатром Я. Стивенсоном проводились эксперименты по исследованию детских «фантазий» детей от двух до семи лет. Он установил, что развитие фантазии у детей порой происходит странным образом.

Стивенсон зафиксировал: многие из опрошенных им 3 000 детей описывают реальные события прошлого, свершившиеся до их рождения и документально подтвержденные, очевидцами которых они не могли быть.

Исследователь установил, что часто дети в этом возрасте рассказывают о себе истории, которые касаются кого-то из реально живших несколько лет назад людей, причем факты поражали своей точностью.

После семи лет малыши теряли эти воспоминания бесследно и не могли вспомнить даже того, что говорили сами.

Наверняка многие родители тоже становятся очевидцами любопытных фантазий своих детей на тему «когда я был солдатом» или «когда я была принцессой», но не придают им значения. А стоило бы.

Особенности развития фантазии в дошкольном возрасте

Дошкольники – неуемные фантазеры. Доказано, что, чем сильнее развито воображение у ребенка, тем легче даются ему школьные науки, особенно предметы математического цикла, естественные науки.

Какие занятия помогают развитию фантазии у детей?

  • Чтение книг с предложением ребенку придумать свое окончание истории
  • Рисование несуществующих животных. Можно предложить пофантазировать, где зверь обитает, как называется, чем питается
  • Игры типа «Крокодила», где нужно изображать то, что обозначает слово, мимикой и жестами
  • Эстетическая деятельность: прикладное творчество, рисование и т.д.
  • Любые виды «сочинительства»: сказки, стихи, музыка. Пусть это будут не совсем удачные опыты, все равно, дайте детям поддержку – это важно
  • Театральное искусство: водите детей на спектакли. Если малыш проявляет склонности к лицедейству, отдайте его в театральную студию – пусть попробует себя в искусстве: «вживание» в образ прекрасно пробуждает фантазию и способность смотреть на мир другими глазами

На что обращать внимание?