6 729

Один из самых древних славянских народных праздников, дошедших до наших дней. Масленица – это обряд, посвященный проводам зимы и радостному приветствию весны. Фактически это была встреча Нового года, только в начале весны (1 марта, или 23 марта – до XVв.). В разных регионах государства существовали свои, особые ритуалы, однако, концепция обряда была едина. Безусловно, сегодняшний формат празднования сильно отличается от изначальных традиций. Доминирующее место занимает развлекательная сторона обряда, включающая приглашение гостей, ярмарку, хороводы, костры и, конечно же, огромное количество блинов.

Из истории известно, что до принятия христианства люди, жившие на территории современной России, были язычниками, поклонялись богу солнца Яриле (по некоторым источникам — ритуальному персонажу, олицетворявшему весеннее плодородие и сексуальную силу). Уже тогда в обычае было печь блины, как символ солнца и некого выражения благодарности богу солнца за жизнь на земле.

Позже, вплоть до XVII века, масленица, как «бесовское веселье», подвергалась постоянному осуждению со стороны православной церкви. Но уже в XVIII веке преследования ослабели (этому немало способствовали царские особы, отмечавшие праздник с особым размахом), и совсем скоро этот истинно русский обряд был принят церковью, регламентирован с учетом ее интересов. На сегодняшний день масленица считается православным (а не языческим) праздничным циклом. В православном календаре данный цикл играет роль подготовки христиан к Великому посту, известному своей строгостью и продолжительностью.

Происхождение названия обряда

Единого мнения относительно происхождения названия данного праздничного цикла нет. Чаще можно встретить версию, по которой «масляница», «масленица» имеет гастрономический корень. Именно весной, в марте, телятся коровы, благодаря чему в доме бывает много молока, молочных продуктов и сливочного масла – «мазало». Масло, как символ достатка в семье, и круглый, горячий блин – как олицетворение солнца, были обязательными атрибутами в ритуале «умащения» божества, стремления задобрить его. Ведь от солнца напрямую зависела плодородность земли.

Кроме этого, существует мнение, что масленица уходит корнями еще глубже, и изначально обряд был посвящен поклонению славянскому богу скотоводства – Велесу.

Еще одна версия происхождения названия праздника опирается на предположение, что в неделю масленицы из рациона питания исключалось мясо, однако молочные продукты (сыр, масло, творог и др.) разрешены к употреблению. Хозяйки пекли масленые блины. Кстати, отсюда и второе название праздника – Седмица сырная.

Справедливости ради вспомним еще одну легенду. Считается, что родиной праздника является дальний Север. Однажды, в суровый зимний день люди, изнемогшие от мороза, заметили Масленицу — дочь Мороза, прятавшуюся за снежными сугробами, и позвали ее согреть, развеселить их, помочь пережить стужу. Масленица явилась к людям, но не маленькой девочкой, какой казалась, когда пряталась, а здоровой, крепкой женщиной: щеки ее были румяными и жирными от масла, глаза хитрыми, а смех – коварным. Увлекая людей в веселые хороводы, дочь Мороза согрела их и позволила забыть о холоде. Отсюда и пошло веселье, с которым каждый год русские люди провожают стужу и чествуют весну.

Седмица сырная

Неделя, предшествующая Великому посту, именуется в календаре русской православной церкви, как Сырная седмица (семь дней, неделя). Она наступает сразу за мясопустной неделей, и, согласно церковному обычаю, предназначена для того, чтобы верующий человек мог подготовиться к Великому посту, примириться с ближними. По регламенту церкви, в среду и пятницу Сырной недели не проводится Божественная литургия. А во вторник вечером читается молитва православного святого Ефрема Сирина. Кроме этого, богослужения в преддверии Великого поста включают в себя песнопения Триоди постной, Октоиха и Минеи. В субботний день совершается поминовение преподобных отцов церкви.

Некоторые правила масленичных дней

Масленица – это древний обычай, который с течением времени «обрастал» множеством правил, ритуалов, особенностей празднования. В рамках данной статьи мы не можем позволить себе перечисление всего перечня подобных правил. Однако остановимся на ключевых из них, актуальных в наши дни.

В этот период не разрешается употреблять мясо, но молочные продукты и рыба не исключаются из рациона. Главное угощение недели – блины. Их пекут на протяжении всей седмицы, а с четверга по воскресенье – в большом количестве.

широкая масленицаОсобенностью праздничного цикла является дозволенность кушать столько, сколько душа пожелает. Ярчайшим доказательством этого можно считать многочисленные предания, согласно которым, количество приемов пищи можно было смело уравнять с числом взмахов хвостом собаки, или сумме карканий вороны, кукареканий петуха и т.д. Хождение в гости и чревоугодие по домам – обязательная составляющая обычая.

Массовые гуляния – еще одна значимая часть праздничного цикла. Хороводы, пение, масленичные катания в санях, запряженных лошадьми, потешные бои, жжение костров, огромные чучела, ярмарки – пестрые толпы людей радовались приближению тепла. В прежние времена массовые потехи, и особенно катание на лошадях, имели большое значение для молодых людей и девушек, стремившихся привлечь к себе внимание друг друга.

Всю Сырную седмицу следует посвятить веселью и еде, а думать о делах не стоит. Придет Великий пост – придут и дела, заботы.

Особым вниманием в этот праздник пользуются молодожены, заключившие брак в прошедшем году. Молодым устраивают потешные испытания, ставят в неловкое положение, наведываются в гости без приглашения.

В воскресенье, которым заканчиваются празднества Сырной седмицы, принято просить прощения у близких людей, родственников: сначала младшие испрашивают прощения у старейшин рода, потом наоборот. Кроме того, прощение просят у мертвых, посещая кладбища и оставляя на могилах родных людей блины.

Масленица: концептуальная составляющая обряда

Как было сказано выше, праздник пришел к нам из древности. Его обрядовая составляющая довольно многогранна и сложна. В центре обычая – идея о начале нового года, цикла. Отсюда и другая сторона – побуждение плодородия в природе (человек так же относится к природным составляющим). Не менее значимы и некоторые элементы культа древних славян, до сих пор сохранившиеся в обрядах масленицы. Стоит отметить, что для большинства традиционных религий характерно соотношение нового года и ритуалов, посвященных творению мира, обновлению вселенной, отказу от прошедшего. В обрядах масленицы уничтожение старого и стимуляция возрождения, плодородия переданы множеством деталей. К ним можно отнести сожжение мусора и чучела Масленицы. Важную роль в данной концепции играет поминальная составляющая масленицы. Считалось, что умершие, находящиеся одновременно и в земле и в потустороннем мире, могли оказывать влияние на плодородие земли. Отсюда особое, почетное отношение к предкам, множество поминальных обрядов.

Народные традиции на масленицу

Семейные традиции

Очевидно, что семейным традициям в масленицу уделяется большое внимание. Тема любви и брака нашла отражение во множестве обычаев. Так, например, в масленицу чествовали молодые семейные пары. Их подвергали различным забавным испытаниям: устраивали смотрины, валяли в снегу, заставляли целоваться на людях, забрасывали их соломой или лаптями, и даже устраивали «целовальник», когда гости могли целовать молодую жену. Молодые люди и девушки, не вступившие в брак в течение прошедшего года, претерпевали «наказания» в форме различных обрядов-испытаний.

Поминальные обряды

Важная составляющая праздничной недели. К обрядам данной тематики относятся: сжигание чучела, особый рацион питания, костры, гадание на талой воде (снег, как воплощение душ покойников). Непозволительно было выполнять хозяйственные работы по причине, что это может оскорбить умерших, находящихся рядом с живыми, и навлечь различные неприятности на хозяйство, людей. Словом, масленица, по сути своей, является обрядом «умасливания», ублажения высших сил на предстоящий год.

Особые обычаи

К особым обычаям относится целый ряд потех. Главное место среди них занимает катание на санях. Разномастные упряжки мчались по селу или городу наперегонки. В центре внимания были, однако, молодые семьи, образовавшиеся проходящей зимой. Пары организовывали своеобразные показы, делали визиты родне. Бывало, что жених вывозил в свет свою будущую жену, на удивление народу. Таким образом, молодожены или будущие новобрачные словно заручались всеобщим одобрением и благословением.

Еще один веселый обычай – катание с горок. Это излюбленное занятие и детей, и взрослых. Катание с горок на масленицу во все времена было повсеместным обычаем. В нем принимали, как правило, участие все, от мала до велика. Катались на больших и маленьких санях, коротких бревнах, коробках с намороженным дном, кусках льда из реки, опрокинутых скамейках. Интересно, что ребятишки катались с горок всю неделю, а взрослые – лишь со среды. Молодожены, по обычаю, скатывались один раз.

Ярмарка

Давняя традиция – на масленицу устраивать угощение у дома, ходить друг другу в гости. На улицах сел и городов на масленицу торговали всевозможными соленьями, пирогами, блинами, сбитнем и другими вкусностями. Веселье проходило на ледяных горках и в балаганах, людей развлекали скоморохи. В наши дни ярмарки проходят так же весело и с размахом. Народные гулянья, концерты, угощение блинами и чаем из самовара – неотъемлемая составляющая многих современных ярмарок. Публику развлекают не только профессиональные артисты, но и самодеятельные граждане. А в Прощеное воскресенье можно полюбоваться вещами, созданными народными умельцами, и даже приобрести что-нибудь на память.

Дни масленичной недели

До XVII века масленица праздновалась 2 недели, позже она стала включать в себя лишь 7 дней, каждый из которых имел определенное название и предполагал выполнение тех или иных обрядов. Каждый день был полон традиционных забав, религиозных или обрядовых действий.

Малая масленица

В некоторых губерниях к масленице готовились с субботы, предшествовавшей наступлению Сырной седмицы. У одних такая подготовка сопровождалась выпечкой блинов, с которыми ребятишки должны были совершить обряд встречи масленицы. У других принято было детям собирать по деревне старые лапти и встречать тех, кто приезжал с базара, вопросом: «Везешь масленицу?». При отрицательном ответе встречаемый мог быть бит этими самыми лаптями. В некоторых населенных пунктах субботу посвящали умершим родителям, оставляли для их душ блины на божнице, крыше или могилах.

Мясное воскресенье

Это последнее воскресенье перед Сырной седмицей, или масленицей. В этот день принято ходить в гости и приглашать к себе родственников, друзей. Тесть приглашал зятя на щедрые мясные угощения. Кушали много и вкусно, приговаривая: «Заговляюсь на сыр да на масло».

Масленичная неделя условно поделена на Узкую и Широкую Масленицу. Первый период составлял три дня недели (понедельник, вторник, среда). В эти дни можно было выполнять какие-либо домашние работы. А уже с четверга по воскресенье наступала Широкая Масленица, и все хозяйственные дела прекращались.

Понедельник – встреча масленицы

С утра невестка из дома родителей мужа отправлялась к своим родителям. Вечером свекор и свекровь так же приходили к ним в гости, обсуждали «программу мероприятий» на масленицу: состав гостей, места гуляний. В понедельник хозяйки начинали печь блины. Из соломы и различной ветоши собирали чучело, возили по улицам.

Вторник – заигрыш

Зазывали масленицу, приглашали родственников и друзей в гости на блины. Ключевой обряд вторника – смотрины невесты. Мы уже упоминали, что семье, браку в масленицу уделялось особое внимание: сватовство было важной частью обрядов, так как на праздник Красной горки (следует сразу за Великим постом) многие стремились сыграть свадьбу.

Среда – лакомки

Теща зовет зятя на блины. Конечно, приглашались и другие гости. Но выражение расположения к зятю было ключевым обрядом в этот день.

Четверг – разгул, или Широкий четверг

Начиналась Широкая масленица, и веселились уже с размахом. Катания на лошадях, соревнования, кулачные бои, захват городка из снега и пиршества – все это позволяло народу высвободить негативную энергию, копившуюся долгие зимние дни.

Пятница – тещины вечёрки

Зять звал в гости тещу, ее родственников и подруг на блины, испеченные женой. Ключевым смыслом этого обычая являлась демонстрация зятем расположения к матери жены.

Суббота – золовкины посиделки

В гости к невесткам собирались золовки и другие родственники со стороны мужа. Невестка дарила сестре мужа подарок. По церковному обычаю в субботу совершается празднование всех преподобных отцов.

Воскресенье – проводы масленицы

Это последний день праздничного цикла, его кульминация. Принято просить прощения у близких, а вечером поминать умерших родственников. В этот день люди ходят в баню, принято избавляться от остатков праздничной еды. В конце дня чучело Масленицы всенародно сжигают, а пепел развевают над полями. Церковный обычай предполагает проведение чина прощения и начала великопостных служб.

Вкратце о блинах на масленицу

Блин – это славянское слово, его произношение похоже у многих народов. Так, у украинцев блин звучит, как «млинець», в болгарском – «млин» (жернов, плоский и круглый камень). Пришло это слово из мельничного дела, одного из главных ремесел у славян.

Не так много языческих праздников, которые сохранились и в современной России. Масленица является одним из них и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Она начинается в воскресенье, которое в народе принято называть - "мясное заговенье", ведь именно в этот день можно было в последний раз перед постом есть мясо. Поэтому все семьи старались собраться вместе, чтобы устроить пышные гулянья. Праздник многие называли "перебуха", "объедуха", "весёлая", "Широкая Масленица" (ведь никто не уходил с празднования голодным, а хозяйки старались напечь как можно больше блинов).

История возникновения Масленицы

Основная внутренняя суть Масленицы - подготовиться морально к началу длительного и тяжёлого для большинства Великого поста. Это праздник вкусной и сытной еды, когда никто не отказывает себе в желании полакомиться любимыми блюдами.

Интересно, что во времена язычников это был праздник весеннего солнцеворота, когда все люди встречали Новый год. Торжество длилось всю неделю, а программа его была очень насыщенной. Название же празднику дали гораздо позже, когда появилась традиция в эту неделю печь блины и уже запрещено было есть мясо. Блины пекли ещё язычники, ведь по форме они напоминают солнце.

Конечно же, за время существования праздника произошло немало неприятных ситуаций, когда такие народные гулянья подвергались нападкам и даже единожды были совсем запрещены. Это изменение внёс царь Алексей Михайлович, который очень переживал, что за время празднования многие мужчины получали серьёзные увечья. Хоть никто так и не начал выполнять эти царские указы, ежегодно повторяя все обычаи Масленицы.

А вот Екатерина II и Пётр I сами очень любили такие гулянья, когда они могли также покататься на санях, спуститься с горки и наесться горячих блинов. Во времена их правления также достаточно часто проводились масленичные комедии, устраиваемые крестьянами. Основным сюжетом было грандиозное празднование Масленицы, а также многие реальные события, которые произошли за предыдущий год.

Масленица - самый любимый народный праздник в России

По народным преданиям люди, которые плохо праздновали Масленицу весь следующий год жили плохо. Именно поэтому каждая семья старалась приготовить как можно больше сытных блюд, пригласить гостей, устроив действительно грандиозное празднование. Часто такие застолья заканчивались под утро танцами и песнями. И по сей день многие уверены, что Масленица должна превратиться в безудержное веселье, когда от еды ломятся столы и каждый радуется приходу весны.

Конечно же, Масленица - это не только много вкусной еды и напитков. Это целая неделя веселья, танцев, катания на лошадях и санках. Она является народным праздником, поскольку в эту неделю все веселись, гуляли, пели и встречали гостей. Каждый день превращался в настоящий пир, поскольку каждая хозяйка старалась приготовить как можно блюд и напечь блинов. В это время никто не думал о работе или домашних заботах, ведь все наслаждались бурным весельем, а незамужние девушки гадали на суженого. Во время совместных катаний каждая из них старалась привлечь к себе внимание парней и их родителей, поскольку в те времена от решения отца и матери во многом зависел выбор будущей избранницы или избранника.

Также в Масленицу не забывали о молодожёнах, которые вступили в брак в прошлом году. По народным обычаям их валяли в снегу, скатывали с гор, а родственники и друзья практически каждый день приходили в гости. В последний день празднования, который ещё называют "Прощенное воскресенье", все просили прощения друг у друга, а также прощали полученные от врагов или знакомых обиды.

Блины: откуда пришла традиция печь блины

Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание. Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии.

Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших. Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой.

По обычаю блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, варили пиво и заваривали ароматный чай. Самовар всегда оставался горячим, поскольку в эту неделю было принято организовывать не только семейное застолье, но также часто приглашать к себе гостей и участвовать в общенародных гуляньях.

Сооружение масленичного чучела, Петрушка и скоморохи

Во время гуляний мужчины часто устраивали потешные бои, а женщины с детьми сооружали масленичное чучело из соломы. Многие семьи даже катали его на санях, сопровождая это действие пением и танцами. Чучело одевали в старые женские наряды, веселись с ним, а после завершения празднования - сжигали на костре, что символизировало уход зимы.

Сжигание чучела и большинство других традиций Масленицы направлены на то, чтобы поскорее прогнать зиму и встретить долгожданную весну. Это также можно сказать также о представлениях, организованных скоморохами во второй день празднования. Конечно же, каждый из них старался рассмешить публику, но лучше всего это получалось у Петрушки. Он был главным героем кукольных театров по всей стране, его любили как взрослые, так и дети. В таких выступлениях принимали участие многие прохожие, а некоторые семьи устраивали небольшие комедийные концерты у себя дома.

Вместе со скоморохами на улицах можно было часто увидеть дрессированных медведей. Животные пытались показать девушек, которые красятся перед зеркалом или пекут главное угощение Масленицы - блины. В некоторых городах России эта традиция сохранилась и по сей день.

Когда приближается русская Масленица, история праздника начинает интересовать большое количество людей. Неделя перед Великим постом ассоциируется в первую очередь с массовыми гуляниями, весельем и блинами. Однако древнерусская традиция наполнена более глубоким смыслом. Она имеет прямое отношение ко дню весеннего равноденствия. Древние славяне были язычниками и с опаской относились к этому природному явлению.

Как появился праздник?

Истоки Масленицы берут свое начало в глубокой древности. День весеннего равноденствия вызывал у праславян благоговейный ужас. На территориях их проживания в это время наблюдались резкие колебания погодных условий. То морозы ударят, то оттепель начинается. Люди говорили: «Весна с Зимой борются». В день весеннего равноденствия происходила главная битва Зимы с Весной. Чтобы Весна победила Зиму, язычники задабривали богов. Совершали различные ритуалы и готовили жертвенные блюда.

История возникновения Масленицы тесно связана с языческой древнеславянской Комоедицей. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после него. В те времена у славян самым почитаемым зверем был медведь. Его называли Комом и считали ипостасью языческого бога Велеса. С весенним пробуждением медведя после зимней спячки оживала природа и приходило тепло.

Прощаясь с Зимой, древние славяне славили Ярило — бога весеннего солнца. Чтобы поддержать молодое крепчающее солнце Ярило, праславяне пекли лепешки — круглые и желтые, как дневное светило. Первая лепешка доставалась Кому — медведю. В те времена и появилась поговорка: «Первый блин комам» (медведям).

Во время Комоедицы готовили разные блюда из бережно сохраненных к концу зимы продуктов.

На праздничном столе раньше преобладали вегетарианские блюда. Их готовили, чтобы задобрить медведя — любителя растительной пищи.

Пятую часть приготовленных блюд несли к Священному огню. Рядом с костром ставили соломенное чучело Марену (Мару). Образ Марены отождествлялся со смертью и с сезонными обрядами гибели и возрождения природы.

Возле святилища рассыпали зерно, угощая птиц. Пернатые символизировали умерших предков. В день весеннего равноденствия живые и мертвые представители рода соединялись.

Во время празднования Комоедицы совершались ритуальные прыжки через Священный костер. Праславяне верили, что пламя способно изгонять злых духов. Водой, растаявшей на Священном костре, умывались. Она давала здоровье, силу и красоту.

На Комоедицу в древней Руси славили молодые супружеские пары. Холостяков «метили веревкой» и принуждали сделать выбор или откупиться праздничными блюдами.

В конце празднования древние славяне сжигали Марену, прославляя Ярило.

Некоторые обряды Комоедицы соблюдают до сих пор во время празднования Масленицы.

Появление праздника Масленица

История Масленицы насчитывает несколько столетий. После крещения Руси языческие культы стали повсеместно искореняться. Однако вера предков не исчезла. Огромный пласт языческой культуры, носителем которой был народ, стал частью новой веры. Многие христианские праздники совпали по времени с языческими и позаимствовали их обрядность.

Православная церковь стала совершать богослужения перед Великим постом еще в IV веке. В VII столетии Масленица на Руси приобрела новый смысл. После победы над персами византийский царь Ираклий выполняет данное им Богу обещание не есть мяса перед Великим сорокадневным постом. С этого периода традиция отказываться от мясных блюд на Масленицу на Руси начинает укореняться.

Начиная с XVI века последнюю неделю перед Великим постом православная церковь признает праздничной и называет ее Сырной неделей. Другое ее название — Мясопуст. Во время Сырной недели полагалось начинать подготовку к воздержанию в пище, отказываясь от употребления мяса. Другие продукты животного происхождения (яйца, молоко и сыр) есть разрешалось. Праздничное воскресенье стало называться Прощеным. В этот день христиане должны были очистить душу, простить обидчиков и попросить прощения у тех, кого они обидели.

Празднование Масленицы на Руси после принятия христианства изменилось мало. Во время гуляний люди по-прежнему рядились в медвежьи шкуры, разжигали костры и делали лепешки. Когда научились готовить дрожжевое тесто, стали печь блины.

Употребляя блины, люди верили, что съедают кусочек солнца и получают божье благословение, как в древние времена. Позднее праздничным символом стали считаться и ватрушки.

Сохранилась традиция поджигания праздничного костра от солнечного луча. Его ловили при помощи линзы и направляли на кучку сухого хвороста. Зажженный от солнца огонь наделялся древними людьми божественной силой. Он передавал им энергию дневного светила.

Как появилось название Масленица?

Название Масленица древний праздник получил в народе. Сырную неделю стали так именовать, потому что в течение 7 дней разрешалось есть сливочное масло.

В народе любили Масленицу и складывали о ней легенды. В одной из них рассказывалось о девочке, которую крестьянин случайно встретил в лесу, когда собирал хворост. Считая, что она заблудилась, мужчина подошел к ней и спросил, как ее зовут и кто ее родители. Малышка ответила, что зовут ее Масленица, а отец ее — Мороз. Тогда крестьянин попросил девочку ослабить морозы. Масленица пообещала помочь, а также просила передать жителям деревни, чтобы те готовили кушанья и ждали ее с хорошими новостями.

В деревню Масленица вернулась бойкой пышнотелой бабой-хохотушкой с румяными щеками и озорными глазами. После ее прихода морозы отступили, выглянуло солнышко и прогрело землю. Радостный народ устроил пиршество в честь дочери Мороза. Они пели, танцевали и веселились, провожая зиму и встречая весну. По имени дочери Мороза назвали праздник Масленицей.

Легенда о Масленице навеяла собирателю русского народного фольклора Александру Афанасьеву образ Снегурочки, ставшей символом другого народного праздника.

Празднование Масленицы в эпоху Петра I

История Масленицы содержит много любопытных фактов. Царь Петр I любил развлекаться с размахом. Он с удовольствием посещал народные гуляния и принимал активное участие в молодецких забавах наравне с простыми людьми. Чиновник австрийского посольства Корб удивлялся, что во время Масленицы у русских людей пропадает всякое уважение к властям.

Однако задавал тон безудержному своеволию сам молодой царь. Он весело глумился над авторитетами и церковными служителями. С благословения Петра I только что отстроенный Лефортов дворец был «освящен» на Масленицу во имя бога Вакха (бога вина и веселья) шутовским патриархом Никитой Зотовым.

Позднее царь поразил воображение своих соотечественников необычной процессией, которая проехалась по всей Москве. Масленичный поезд состоял из саней, на которые были установлены корабли русского флота.

Во времена Петра I в праздновании Масленицы появились элементы карнавала. Царь всю юность провел в западных странах Европы и восхищался европейской культурой. Желая устраивать дома такие же веселые гуляния, он издал установление о праздновании Масленицы по образцу иноземных карнавалов.

Во времена Петра I на празднике Масляницы появились балаганы. В 1700 году царь приказал возвести в Китай-городе «комедийную хоромину». Через 2 года в ней было дано первое публичное представление. С тех пор на Руси праздновали Масленицу, сооружая театры.

Балаганы на Масленицу строились одновременно с качелями, каруселями и ледовыми горками. Они располагались в одну, две или три линии. На видном месте возводили большие богатые театры, позади них устраивали балаганы поменьше и победнее. Стены делали из дерева, а крышу покрывали куском грубого холста по аналогии с шапито. Внутреннее убранство театра зависело от достатка его владельца.

Русской Масленицы история претерпела много изменений на протяжении веков. Петр I ввел в практику масленичные фейерверки. «Огненный забавы», или «огненные потехи», стали одним из обязательных атрибутов праздника наряду с чучелом, костром и блинами до конца XVII века. С наступлением нового столетия фейерверки в масленичных гуляниях перестали использовать.

Как празднуют Масленицу сегодня?

Современная Масленица практически полностью утратила свое первоначальное значение. Многие люди воспринимают масленичные обряды как веселую забаву. Это повод порадоваться окончанию зимы и насладиться вкусными праздничными блюдами.

Празднование начинается накануне Сырной недели, в воскресенье. Оно называется Мясным. В этот день ходят к друзьям и родственникам, приглашая их на Масленицу в гости. В Мясное воскресенье угощают мясными блюдами. В этот день надо съесть все имеющиеся в доме мясные продукты.

Накануне Сырной недели тесть зовет в гости зятя, чтобы «доесть барана».

Сырная неделя делится на 2 периода. Понедельник, вторник и среда называются Узкой Масленицей. В эти дни люди начинают празднование Масленницы, но работать не прекращают. Идет бойкая торговля, сооружаются ледяные горки, снежные крепости, качели и карусели. Люди готовят праздничные блюда и занимаются домашними делами.

С наступлением четверга начинается Широкая Масленица. С этого дня все работы прекращаются и начинается безудержное веселье.

Каждый день Сырной недели имеет свое название и смысл.

Дни Узкой Масленицы

Первый день праздника называется днем Встречи. С этого дня хозяйки начинают выпекать блины. Приготовление теста для блинов также является частью праздничного ритуала. В дни Масленицы в России традиционно выпекают блины из дрожжевого теста.

Вечером в Мясное воскресенье, когда появляются первые звезды, самая старшая женщина в семье идет к реке (озеру, пруду или колодцу) и смотрит в воду. Глядя на отражение месяца в воде, она просит его заглянуть в ее окно и дунуть на опару. Утром женщины готовят блины. Самый первый испеченный блин отдают малоимущим и просят помянуть усопших.

В этот же день готовится чучело из соломы. Материал и одежду собирают все жители деревни. Каждый старается внести свой вклад в создание чучела. Его возят по деревне на санях, затем устанавливают на шесте в центральной части на самом высоком месте.

В понедельник родственники ходят друг к другу в гости, угощаются блинами и планируют, как и где они будут проводить праздники.

Второй день носит название Заигрыши. Во вторник люди посещают ярмарки, покупают праздничные наряды, лакомства и свистульки в виде птиц для детей. Свистом малыши зазывают домой перелетных пернатых.

На площадях происходят театральные представления, соревнования, катания на санях и с ледяных горок. Во вторник устраивают смотрины невест. Если сватовство состоится, договариваются о свадьбе после Великого поста.

На третий день начинается Лакомка. В среду принято накрывать пышные столы и лакомиться праздничными блюдами от души.

На Лакомку теща приглашает в свой дом зятя и потчует его блинами и медовыми пряниками. Если родственники находятся в ссоре, в этот день им следует помириться.

Широкая Масленица

На четвертый день начинается Разгул. С этого дня люди посвящают все свое время только гуляниям. Они катаются на горках, качелях и каруселях. Запрягают тройки лошадей с бубенцами в расписные сани и катаются по деревне. Молодые парни по пояс голые устраивают кулачные бои, берут штурмом снежные крепости и прыгают через костры. Молодые супруги, поженившиеся год назад, должны целоваться, катаясь с ледяных горок. По домам ходят ряженые в медвежьих шкурах или в тулупах, вывернутых наизнанку. Их угощают праздничными блюдами и блинами.

В пятницу теща ходит к зятю в гости на Тещины вечорки. Накануне она передает дочери все необходимые продукты и готовые блюда, чтобы можно было накрыть праздничный стол.

Суббота называется Золовкины посиделки. Молодые невестки зовут в гости сестер мужа с семьями. Незамужние девушки встречаются со своими подругами и устраивают посиделки. Засватанная барышня дарит в субботу подарки всем своим родственникам.

Древнерусский праздник заканчивается Прощеным воскресеньем. В этот день веселье стихает. Люди просят друг у друга прощения и целуются. Соломенное чучело укладывают на сани и садят рядом с ним красивую девушку. Сани везут трое молодых парней через всю деревню на ее окраину. Тут чучело устанавливают на шест и разводят под ним огонь. В горящий огонь бросают блины и другие праздничные продукты. Оставшийся от костра пепел развеивают над полями, чтобы был хороший урожай.

В воскресенье люди идут на кладбище и просят прощения у своих умерших родственников. Они оставляют на могиле блины.

В Прощеное воскресенье принято садиться за обеденный стол 7 раз. Во время последнего приема пищи за столом обязательно должна собраться семья в полном составе.

История возникновения Масленицы на Руси

Я не буду рассказывать о Масленице, празднующейся сейчас, об этом написано очень много разной информации, а хочу вас познакомить с настоящей Масленицей, которую праздновали наши предки славяне еще до христианизации Руси. Конечно, остались только обрывки сведений о тех временах, но даже то, что имеется, позволяет по другому взглянуть на любимый праздник и помогает понять его суть.

Масленица — очень древний славянский праздник, добрый, веселый и очень яркий. Исследователи предполагают, что появился данный праздник 7-8 тысяч лет назад.

Основным моментом в этом празднике является встреча наступающей весны.
Это явление земного масштаба. Вся природа просыпается после зимы, наступают теплые дни, уменьшается ночь и увеличивается день. Происходит обновление окружающего мира. Я уверена, что многие люди весной чувствуют эмоциональный и физический подъем. Много веков назад Масленица считалась одним из основных годовых праздников. Она связана с природными и астрономическими явлениями. Наши предки славяне жили по солнцу и вели солнечный календарь, поэтому все праздники были привязаны к нему. Так, Масленица всегда праздновалась в день весеннего равноденствия. В этот день ночь по своей продолжительности равна дню. В этот день считалось, что светлые силы (лето и тепло) одержали победу над темными силами (зимой и холодом), так как на следующие сутки день становился уже длиннее ночи. Также считалось, что именно в этот день Чернобог передает Сварогу мировую ось. Богиня зимы, смерти и справедливости — Мара оставляет наш мир и на ее место приходят другие боги — Дажьбог, Тарх, Тара. Вместе со светлыми богами на землю прилетают на птичьих крыльях из светлого Ирия души наших предков.

Обряды на Масленицу

Утром народ торопился на свои капища. Одновременно рассыпая на перекрестках дорог зерно. Насыпалось оно для темных сил, которые прилетали на землю в виде сорок, чтобы не мешали праздновать воскрешение Земли-Матушки. Зажигались на капищах огни и начиналось славление родных богов, предков и всех славянских родов.

Девушки, поют заклички призывая Весну. Затем встречают ее на опушке леса и приглашают на праздник, где начинается ее чествование.


Во время празднования Масленицы с помощью обрядовых действий показывалась вся мощь пробуждающейся земли и мира. Устраиваются молодецкие состязания, кулачные бои, прыжки через костер, вождение хороводов и принесение жертв (безкровных) богам. Кулачные бои символизировали борьбу света и тьмы, а также с помощью подобных игр люди ощущали свою сопричастность к происходящим событиям.

Вот еще одна обрядовая игра — Крепость. Из снега строилась крепость. Внутри нее прятались девушки, представляющие собой Зиму. Парни, представляющие Весну, должны были попасть внутрь. Девушки забрасывали штурмующих снегом и снежками, мешали им пробиться внутрь. Победа парней означала, что победили силы Весны.

Еще одним обрядовым действом было лазанье по масленичному столбу. Он символизировал собой мировое дерево в ветвях которого находится Светлый Ирий и попасть туда очень даже не просто.

Прыжки через костер являлись символом очищения. Хороводы и жертвы или требы позволяли людям прикоснуться к миру богов и живших в далекие времена предков. Масленичная еда — блины, прообраз Солнца.
Съедая масленичный блин человек наполнял и тело и душу энергией солнца.Каждое обрядовое действие носило определенный смысл, за каждым словом стоял свой образ. Никогда не было во время празднования безудержного разгула, объедения блинами и прочих действий, отличающих сегодняшнее празднование или празднование после христианизации. Также славяне не сжигали своих богов, даже если они и принадлежали к темным силам. Они уважительно относились и к этим силам. В древних источниках не найдено ни одного подобного случая. Сжигание чучела пришло гораздо позже, во времена христианизации.

Комоедица

Комоедица — одно из названий славянского праздника. Связано оно с тем, что в это время просыпается один из почитаемых славянами зверей, хозяин леса — медведь. Его угощают специальными обрядовыми хлебами — комами. Их пекут из нескольких видов муки и угощают медведя оставляя комы на пнях. Считается, что тогда хозяин леса будет благосклонным к пасечникам и не будет забивать скот.

Первый блин тоже всегда отдавался комам. Все мы знаем поговорку «Первый блин комом». Но не все знают, что это часть старинной русской пословицы «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Как видим, здесь нет слова «комок», а есть слово «ком». У славян медведь почитался как прародитель, покровитель людей, а также как ипостась бога Велеса.

Комы всегда пекла самая старшая женщина в семье. Их относили в лес во время так называемых «побудок». После того как разбудят медведя, начинались игры и состязания, собственно сам праздник.

Можно еще очень много написать по поводу празднования Масленицы и Комоедицы, однако одна статья — слишком мала для такого рассказа. Тем не менее я очень надеюсь, что после прочтения ее у вас появилось чуть больше сведений о таком древнем славянском празднике, как Масленица. Буду рада вашим комментариям.

Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели - в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.

Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Б. Кустодиев. Масленица.


Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение:

Понедельник - Встреча


  • В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

  • Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные - с четверга или пятницы.

  • Опару для блинов хозяюшки готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.

  • В понедельник молодая пара (встречающая Масленицу первый раз), из дома, где не было свекра или свекрови, приглашала к себе тещу и тестя: те приходили учить молодую хозяйку печь блины. Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

Б. Кустодиев.

Вторник - Заигрыш


  • С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и "Масленичным Дедом". На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Катались на санках с обледенелых гор.

  • Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

  • Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Б. Кустодиев.

Л. Соломаткин

Среда - Лакомка


  • В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

  • На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.

  • По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

  • Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

В. Суриков.

Четверг - Разгул (перелом, широкий четверг)


  • На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (пословица "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного ("двое дерутся - третий не лезь"), бить ниже пояса ("удар ниже пояса") или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Б. Кустодиев.

Пятница - Тещины вечера


  • Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

  • Зять должен был накануне вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей.

  • В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли быть приурочены и к пятнице.

  • Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

С. Смирнов

Суббота — Золовкины посиделки


  • В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

  • Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Б. Кустодиев.

Воскресенье - Прощенный день


  • В России этот день называли "Прощеным воскресеньем", когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

  • Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.


  • Основным эпизодом последнего дня были "проводы Масленицы". К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю: на богатый урожай.