Для объяснения механизмов, обеспечивающих кровоток при проведении компрес­сии грудной клетки, были предложены две теории. Наиболее ранней была теория сердечного насоса (рис. 5.16А), согласно которой кровоток обусловлен сжатием сер­дца между грудиной и позвоночником, в результате чего увеличенное внутригрудное давление выталкивает кровь из желудочков в системное и легочное русло.

При этом обязательным условием является нормальное функционирование атриовентрикулярных клапанов, предотвращающих ретроградное поступление крови в предсердия. В фазу ис­кусственной диастолы возникающее отрицательное внутригрудное и внутрисердечное давление обеспечивает венозный возврат и заполнение желудочков сердца. Однако в 1980 г. 5. Т. №етапп, С. Р. ВаЬЬв и соавт. открыли, что кашель, повышая внутригрудное давление, ненадолго сохраняет адекватный церебральный кровоток. Этот феномен ав­торы назвали кашлевой аутореанимацией. Глубокий ритмический усиленный кашель частотой 30-60 в минуту, способен поддерживать сознание у обученных пациентов (при катетеризации сердца) в течение первых 30-60 секунд с момента наступления остановки кровообращения, чего достаточно для подключения и использования дефибриллятора.

В последующем 5. Оисаз и соавт. (1983) показали, что положительное внутри­грудное давление участвует в генерации системного АД. Авторы измерили прямым методом (в лучевой артерии) АД у пациента в состоянии клинической смерти с реф­рактерной асистолией при проведении ИВЛ мешком «Амбу» без проведения комп­рессии грудной клетки. Было обнаружено, что пики давления на кривых обусловлены ритмичным раздуванием легких (рис. 5.17). В периоды прекращения ИВЛ фазное дав-



ление исчезало, что свидетельствовало о способности положительного внутригрудно- го давления участвовать в генерации системного АД.

Это были первые работы, позволившие обосновать теорию грудного насоса, со­гласно которой, кровоток во время компрессии грудной клетки обусловлен увеличе­нием внутригрудного давления, создающего градиент артериовенозного давления, а легочные сосуды выступают в роли резервуара крови. Атриовентрикулярные клапаны в момент компрессии остаются открытыми, и сердце выступает в роли пассивного резервуара, а не насоса. Подтверждением теории грудного насоса явились данные чреспищеводной эхокардиографии, согласно которым клапаны оставались открыты­ми. Напротив, в других работах с применением эхокардиографии было показано, что в момент компрессионной систолы атриовентрикулярные клапаны остаются закрыты­ми, а в фазу искусственной диастолы открываются.

Таким образом, по-видимому, оба механизма в той или иной степени участвуют в генерации кровообращения при СЛР.

Необходимо отметить, что пролонгированная компрессия грудной клетки сопровож­дается прогрессирующим снижением подвижности митрального клапана, диастоличес­кого и систолического объемов левого желудочка, а также ударного объема, свидетель­ствующих о снижении левожелудочкового комплайнса (податливости), вплоть до развития контрактуры сердечной мышцы, то есть явления так называемого «каменного сердца».

Фундаментальной проблемой искусственного поддержания кровообращения явля­ется очень низкий уровень (менее 30 % от нормы) сердечного выброса (СВ), созда­ваемого при компрессии грудной клетки. Правильно проводимая компрессия обеспе­чивает поддержание систолического АД на уровне 60-80 шш Н§, в то время как АД диастолическое редко превышает 40 шш Н§ и, как следствие, обуславливает низкий уровень мозгового (30-60 % от нормы) и коронарного (5-20 % от нормы) кровото­ка. При проведении компрессии грудной клетки коронарное перфузионное давление повышается только постепенно и поэтому с каждой очередной паузой, необходимой для проведения дыхания изо рта в рот, оно быстро снижается. Однако проведение не­скольких дополнительных компрессий приводит к восстановлению исходного уровня мозговой и коронарной перфузии. В этой связи существенные изменения произошли в отношении алгоритма проведения компрессии грудной клетки. Было показано, что соотношение числа компрессий к частоте дыхания, равное 30:2, является более эффек­тивным, чем 15:2, обеспечивая наиболее оптимальное соотношение между кровотоком и доставкой кислорода, в связи с чем в рекомендациях ЕКС’2005 были внесены следу­ющие изменения: соотношение числа компрессий и числа искусственных вдохов как для одного, так и для двух реаниматоров должно составлять 30:2 (рис. 5.18).

Техника проведения компрессии грудной клетки. Прежде всего, это правиль­ная укладка больного на ровную твердую поверхность. После чего определяют точку компрессии путем пальпации мечевидного отростка и отступления на два попереч­ных пальца вверх, после чего располагают руку ладонной поверхностью на грани­це средней и нижней трети грудины (пальцы параллельно ребрам), а на нее другую (рис. 5.19А). Возможно расположение ладоней «замком» (рис. 5.19В). Компрессию проводят выпрямленными в локтевых суставах руками, используя часть массы своего тела (рис. 5.19С).

Компрессию грудной клетки необходимо проводить с частотой 100/мин (около 2 компрессий в секунду), на глубину 4-5 см, делая паузу на проведение искусствен­ного дыхания (недопустимо у неинтубированных больных проводить вдувание возду­ха в момент компрессии грудной клетки - опасность попадания воздуха в желудок).


Соотношение числа компрессий к частоте дыхания:

А) без протекции дыхательных путей как для одного, так и для двух реанимато­ров должно составлять 30:2;

Б) с протекцией дыхательных путей (интубация трахеи, использование ларинго­маски или комбитьюба) компрессия грудной клетки должна проводиться с час­тотой 100 /мин, вентиляция с частотой 10 /мин (причем проведение компрессии грудной клетки с одновременным раздуванием легких увеличивают коронарное пер- фузионное давление).

Признаком правильности и эффективности проводимой компрессии грудной клетки является наличие пульсовой волны на магистральных и периферических артериях.

Для определения возможного восстановления самостоятельного кровообращения через каждые 2 минуты СЛР делают паузу (на 5 секунд) для определения пульса на сонных артериях.

У детей возрастом 10-12 лет компрессию грудной клетки проводят одной рукой, причем соотношение числа компрессий и дыхания должно составлять 15:2. Новорож­денным и грудным детям - кончиками двух пальцев с частотой 100-120 /мин (см. рис. 5.190).

Специалисты по лактации утверждают, что правильная техника прикладывания младенца к груди - половина успеха. И с ними согласятся миллионы женщин, прошедших трудности постановки кормления. Только при правильно организованном процессе грудное вскармливание будет приносить удовольствие и пользу как маме, так и малышу.

Несмотря на большое количество врачей, позиционирующих себя профессионалами налаживания лактации, очень часто молодые мамы имеют много проблем с собственным здоровьем и здоровьем ребёнка из-за неправильно организованного процесса прикладывания и кормления грудью. Исправить ситуацию помогут простые рекомендации.

Прикладывание к груди - пошаговая инструкция

Некоторые специалисты по грудному вскармливанию советуют во время кормления раздеваться до пояса самой маме, и также раздевать ребёнка, чтобы стимулировать лактацию. Здесь стоит оговорить то, что принцип «кожа к коже» действует только в условиях прохладного помещения. Нередко дети, рождённые летом, страдают от потницы, а долговременный контакт приводит к сильному перегреву младенца и ухудшению ситуации.

Как понять, что кормление организовано неправильно

На неверно производимое грудное вскармливание укажут несколько признаков.


Что делать, если вы обнаружили неправильный захват груди

Если опасения подтвердились, и малыш действительно неправильно захватывает грудь, понадобится ваше терпение и упорство. В этом случае необходимо не допускать повторения ситуации. Когда вы видите, что захват неверный, нельзя кормить «лишь бы ел», а нужно провести следующие мероприятия:

  • мягко забрать у малыша грудь. Для этого мизинец чистой (!) руки осторожно заведите в уголок рта ребёнка и в момент, когда не будет осуществляться непосредственно втягивание молока, вытащите сосок;
  • дать грудь крохе снова, но по необходимости забрать - и так до тех пор, пока захват не станет верным.

Также важно убрать заменители груди. Механизм сосания соски и молочной железы различается, и маленький ребёнок после бутылочки либо пустышки будет брать сосок как соску. Поэтому первое, что необходимо сделать - оставить единственный способ добычи молока - грудь матери.

Это относится и к накладкам: несмотря на то, что ребёнок сосёт грудь, он делает это по технике соски.

Позы для кормления и условия их применения

В зависимости от своего физического состояния, комфорта, а также особенностей крохи мама выбирает подходящую для себя позицию кормления.

Позы стоя и сидя

Колыбелька - классическое положение. Именно ему обучают в роддомах, поэтому это, как правило, первая освоенная женщиной позиция. При данной позе головка ребёнка располагается на сгибе локтя матери одной руки, а второй она обхватывает и поддерживает ему спинку. Кроха прижимается животиком к животу мамы, его носик напротив соска.

Поза колыбелькой отлично подойдёт, если ребёнок плачет, капризничает, поскольку позволяет кормить стоя, прохаживаясь по комнате, укачивая малыша.


Колыбелька - классическая поза кормления, которая позволяет одновременно укачивать ребёнка

Вариация этой позы - перекрёстная колыбелька. Её отличие в том, что голова ребёнка лежит на противоположной руке. Это положение подходит, когда налаживается процесс кормления - ладонью маме легче направить головку к груди.


Перекрёстная колыбелька позволяет направлять головку малыша, обеспечивая правильный захват

Поза на бедре подходит в том случае, когда малыш уже подрос и активно интересуется окружающим миром. Такие дети в колыбельке постоянно вертят головой, что мешает сосанию, поэтому мамы выбирают более удобную позицию, которая даёт ребёнку возможность удовлетворить своё любопытство. В процессе кормления желательно поддерживать грудь, чтобы кроха не прекращал есть.


Кормление на бедре подходит для подросших любопытных деток

Позиции полулёжа

Поза из-под руки (или захват мяча) оптимальна, когда:

  • было проведено кесарево сечение;
  • мама обладает пышной грудью (удобно регулировать положение ареолы);
  • у женщины плоские соски (позволяет малышу легче сделать захват).

Для кормления в этом положении под локоть женщина устраивает подушку (желательно ортопедическую, но подойдёт любая, достаточно упругая), опускает на неё младенца, ножки уводит себе за спину, а голову кладёт себе в ладонь. При этом важно не подталкивать кроху к груди, иначе ребёнку будет неудобно кормиться.


Из-под руки удобно кормить при большой груди, после кесарева сечения и в случае втянутых сосков

Для тех женщин, которых беспокоят сильные приливы, когда ребёнок захлёбывается и бросает грудь, подойдёт положение малыш на маме. За счёт действия силы тяжести молоко не бьёт такой сильной струёй, как в классических позах, что позволяет крохе добывать его самостоятельно. Также эта позиция выручит с более взрослыми детками, уже переворачивающимися на животик, поскольку так им легче переносить колики.


Малыш на маме - поза, которая уменьшит поток молока во время прилива

Кормление в положении лёжа

Поза лёжа на руке часто практикуется при совместном сне с ребёнком, поскольку позволяет кормить, не вставая с кровати. В данной позиции мама и кроха лежат лицом к лицу на боку. При этой голова грудничка на плече или в локтевом сгибе женщины, а рукой она обнимает своё чадо. Если малыш новорождённый, его укладывают на небольшую подушечку, чтобы облегчить дотягивание до груди. По мере взросления опору можно убрать, необходимость в ней отпадает.

Положение лёжа на руке запрещено, если у ребёнка диагностирована кривошея, поскольку оно может усугубить проблему.

Лёжа на руке удобно кормить тем, кто практикует совместный сон с ребёнком

Вариант позы лёжа - лёжа из верхней груди. Он применяется, когда нужно чередовать молочные железы, но поменять положение женщина по каким-либо причинам не может. Здесь подушка необходима обязательно, иначе малыш просто не дотянется. В этом случае руки мамы освобождаются, она может либо придерживать свою голову, либо младенца за затылок, контролируя захват соска и ареолы.


Лёжа из верхней груди можно покормить, если понадобится смена груди

В любом случае рассмотренные позы - это только база. Каждая женщина может модифицировать их так, чтобы кормление было не только полезным, но и комфортным процессом.

Позы при лактостазе

При застойных явлениях в груди кормление играет ключевую роль. Ни молокоотсосом, ни руками никогда не сцедить молоко так, как сделает это ребёнок. Чтобы грудное вскармливание стало лечебным, важно знать основные принципы и позы, которые помогают избавиться от застоев. При этом обязательно помнить, что когда питательная жидкость быстро уходит из одной доли, точно так же активно она снова прибывает. То есть разнообразие позиций необходимо практиковать постоянно, единоразовое применение только усугубит ситуацию.

При выборе позиции для избавления от лактостаза помните, что ребёнок активно добывает молоко из тех сегментов, куда смотрит его подбородок. К примеру, чтобы опустошить левую нижнюю часть груди, подойдёт поза колыбелька, а чтобы малыш хорошо поел из правой нижней доли, отдавайте предпочтение положению полулёжа из-под руки.

Поза валетом - вариация позиции из-под руки, которая позволит убрать застойные явления в верхних долях. Ребёнок располагается на боку, подбородок направлен в сторону лактостаза. Можно использовать подушку, зафиксировав положение малыша.


Кормление валетом избавит от лактостаза в верхних сегментах груди

Поза нависания над ребёнком универсальна, потому что поможет во всех случаях лактостаза. Она же и наименее удобная, поскольку опору маме приходится делать на руки. При кормлении в данной позиции женщина располагается на четвереньках над малышом, лежащим на подушке. Важно в данном случае разместить кроху не на спине, а немного на боку, это предотвратит захлёбывание.

Поза нависания над ребёнком не подойдёт, если у мамы сильные приливы, поскольку сила тяжести увеличит поток молока.


Нависание над ребёнком - первая помощь в борьбе с лактостазом

Видео - позы при кормлении, как избежать ошибок

Метод сжатия груди - техника исполнения, назначение, применение

Метод сжатия груди - это механический способ воздействия на молочные железы с целью усиления выброса молока. Прежде всего, он необходим в самом начале лактации (первые два-три дня после родов), когда нужно простимулировать выработку молозива для новорождённого. В то же время в случае правильного прикладывания и если младенец хорошо сосёт, сжатие проводить не стоит.

Когда не нужно применять метод сжатия груди:

  • если ребёнок кормится из груди активно и наедается;
  • если сосание является полноценным - чётко чередуется со сглатыванием.

Метод сжатия груди стоит использовать в следующих случаях:

  • во время кормления слышны сосательные движения, но нет глотательных, т. е. ребёнок использует молочную железу как соску;
  • установлены низкие прибавки веса у малыша;
  • младенец засыпает, не успевая высосать молоко;
  • кроха постоянно просит грудь, сосёт долго - более получаса, но вяло;
  • молоко у кормящей выбрасывается из протоков очень медленно;
  • у мамы диагностирована недостаточная лактация;
  • наблюдается регулярно рецидивирующий лактостаз.

Пошаговое описание метода.

  1. Комфортно расположитесь, устройте малыша так, чтобы вы могли держать его одной рукой.
  2. Свободной рукой сделайте захват молочной железы как можно дальше от ареолы таким образом, чтобы большой палец располагался на внутренней стороне груди, а остальные - на внешней.
  3. В тот момент, когда вы заметите, что ребёнок сосёт грудь без сглатывания, как пустышку, плавно сожмите пальцы и удерживайте их. О правильности процедуры говорит отсутствие боли и неизменная форма молочной железы возле рта крохи.
  4. Проследите, чтобы ребёнок начал сосать и глотать молоко.
  5. Оставьте грудь в сжатом положении до тех пор, пока грудничок не перестанет делать глотательные движения, после этого расслабьте руку.
  6. Не пугайтесь, если после ослабления захвата кроха перестанет сосать: он снова примется, когда вы сожмёте грудь, так как почувствует родной вкус. Перерыв в сжатии даёт возможность молоку вытекать из протоков в рот ребёнку.
  7. Немного отдохнув, приступайте к следующему сжатию и продолжайте его до тех пор, пока малыш не перестанет глотать.
  8. Отпустив грудь, не кладите ребёнка сразу в постель - дайте ему немного времени побыть возле соска, это будет способствовать рефлексу выделения молока. Желательно, чтобы малыш сам выпустил молочную железу изо рта.
  9. Если вы заметили, что кроха не наелся, поменяйте грудь и снова проведите процедуру сжатия. Так можно делать несколько раз в течение одного кормления.
  10. Не забывайте контролировать верный захват груди малышом.
  11. Помните, что данная методика - это временная мера. Как только грудное вскармливание налажено, переходите на обычное кормление.

Как опытный педиатр, доктор Е. О. Комаровский имеет своё мнение по поводу организации грудного вскармливания.

Можете ли Вы себе представить первую брачную ночь в окружении толпы наставников? С трудом, правда. Но большинство людей вполне благополучно справляются с задачей, руководствуясь инстинктом продолжения рода. С кормлением грудью ситуация аналогичная, но мало кому удаётся свои инстинкты спокойно реализовать. И неудивительно. Когда Вам подробнейшим образом расскажут о том, как кормить ребёнка правильно - как сидеть (лежать), как поддерживать грудь, как вложить сосок в рот малыша, как следить за его носом, то, смею заверить, хоть что-нибудь Вы обязательно сделаете не так. А Учителя будут Вас терпеливо на путь истинный наставлять, давая десятки ценных указаний. И очень вероятно, что, в конце концов, Вы убедитесь в собственной неполноценности, и кормление грудью превратится в пытку и для Вас, и для ребёнка.

Комаровский Е. О.

«Начало жизни вашего ребёнка»

Молодым мамам Евгений Олегович даёт замечательные рекомендации:

  • в первые недели лактации во время кормления будьте вдвоём;
  • обеспечьте положение, чтобы и вам, и ребёнку было комфортно - хоть сидя, хоть лёжа;
  • не зацикливайтесь на размерах и плотности груди, она может быть мягкой, но молока будет более чем достаточно;
  • не придавайте принципиального значения форме соска: при активном и продолжительном кормлении он приобретает нужные очертания.

Организация правильной техники грудного вскармливания - процесс непростой, но реализуемый. Вы можете выбрать любую позицию из известных либо создать свою, удобную именно вам. Но не забывайте: кормление ребёнка должно приносить удовольствие. А создать все условия для этого в ваших силах.

Бывают ситуации, когда малыш сосёт грудь, но не пьёт молоко. В этих случаях помогает метод сжатия груди. Осваиваем технику.

Для грудного вскармливания важны два пункта:

  • чтобы ребёнок был ;
  • чтобы грудь хорошо опорожнялась.

Это даёт организму сигнал к выработке молока. Если после кормления в груди будет оставаться молоко, в следующий раз его может выработаться меньше. В идеале мама просто кормит малыша из одной груди, а затем - если эта грудь опорожнилась, а кроха явно не наелся и требует добавки - прикладывает его к другой.

Но случается, что малыш приложен к груди и вроде бы сосёт, но не пьёт молоко, хотя грудь ещё не «пустая». Мама может заметить неладное по тому, что кроха не делает глотательных движений, цикл «раскрытый рот - пауза - закрытый рот» нарушается. Иногда младенец в первые недели жизни засыпает у груди не потому, что наелся, а потому что . Малыш постарше, может начать плакать, бросать грудь и недовольно выгибаться, если молоко выделяется с трудом или совсем перестало попадать в его ротик.

Ситуация, когда грудничок сосёт грудь, но не получает молока, часто бывает вызвана неправильным прикладыванием ребёнка к груди. Малыш должен захватывать не только сосок, но и часть ареолы.

Когда молока в груди много, оно обычно выделяется хорошо, может даже течь струёй. Но когда его мало, то зачастую оно и выделяется плохо. В этом случае улучшить выделение молока помогает массаж груди при кормлении или перед ним. Популярная разновидность такого массажа - сжатие груди.

Суть этого метода заключается в том, что, сжимая грудь рукой, вы проталкиваете молоко по молочным протокам, оно выделяется и попадает в ротик малыша. В результате , а опорожнение груди стимулирует выработку большего его количества у мамы.

Сжатие груди можно применять не только в процессе кормления, но и при сцеживании грудного молока молокоотсосом, это повышает эффективность сцеживания.

Вот как описывает методику сжатия груди при грудном вскармливании канадский педиатр Джек Ньюмен:

Техника сжатия груди по Джеку Ньюмену

  • Обхватите грудь рукой снизу так, чтобы большой палец находился с одного бока груди, а все остальные - с другого.
  • Понаблюдайте за тем, как малыш глотает. Если его движения можно описать ритмом «раскрытый рот - пауза - закрытый рот», то всё в порядке. Пауза как раз и возникает, когда в его ротик поступает молоко.
  • Если вы заметили, что описанный ритм нарушился, сожмите грудь. Делайте это с усилием, но бережно и ни в коем случае не до боли. Старайтесь не затрагивать область ареолы. Малыш должен продолжить сосание в ритме «раскрытый рот - пауза - закрытый рот».
  • Продолжайте сжимать грудь до тех пор, пока не увидите, что малыш больше не пьёт молоко даже и при сжатии. Тогдаослабьтедавление. Зачастую дети перестают сосать грудь, когда мама прекращает её сжимать, но как только молоко начинает поступать, они начинают сосать снова. Если, когда вы отпустили грудь, малыш не перестал сосать, подождите немного и снова сожмите грудь.
  • Когда вы ослабляете давление, это даёт отдых вашей руке, и молоко снова начинает поступать. Если после того как вы перестали сжимать грудь, малыш прекратил сосать, он возобновит сосание, когда почувствует вкус молока.
  • Понаблюдайте, глотает ли малыш молоко после того, как он продолжил сосать грудь. Если нет, измените положение руки и повторите сжатие, как было описано выше.
  • Продолжайте кормить малыша из этой груди до тех пор, пока он не перестанет сосать даже при сжатии груди. Оставьте его у этой груди на некоторое время - иногда бывает, что молоко снова выделяется, и тогда малыш будет сосать уже самостоятельно. Но если вы видите, что он больше не пьёт молоко, отстраните его от груди или дайте отстраниться самому.
  • Если малыш требует добавки, продолжите кормление из другой груди таким же образом.
  • Возможно, вам потребуется перекладывать его таким образом несколько раз, пока он не наестся.
Если в груди установлены импланты, при сжатии нужно прикладывать руку не снизу, а сверху, и сжимать грудь с боков.

В каких случаях сжатие груди может быть полезно

Сжатие груди - это приём, который помогает решить возникшую проблему. Если же во время кормления всё идёт гладко, малышу хватает молока, и он хорошо сосёт и глотает, то в сжатии груди нет необходимости. Однако в некоторых случаях этот метод всё равно может быть полезен.

Цель сжатия груди - возобновить и поддерживать поток молока из груди к ребенку, если ребенок больше сам по себе не глотает молоко во время кормления (не наблюдается такая последовательность сосания: «широко открытый рот-пауза -закрытый рот»). Таким образом, сжатие помогает малышу и дальше получать молоко. Сжатие груди стимулирует рефлекс выделения молока и часто вызывает естественный прилив.

Этот метод может быть полезным, когда:

  • Ребенок плохо набирает вес
  • У ребенка колики
  • Частые и/или очень длительные кормления
  • Болезненность сосков у матери
  • Повторяющиеся застои и/или маститы
  • Надо помочь быстро засыпающему под грудью ребенку высосать больше молока

Сжимать грудь не нужно, если все идет хорошо. Когда все в порядке, мама просто должна позволить ребенку высосать первую грудь, и, если ребенок хочет больше - предложить ему вторую. Как узнать, что ребенок все высосал? Когда он больше не глотает молоко («широко открытый рот-пауза -закрытый рот»). Сжатие груди работает особенно хорошо в первые дни , это позволяет ребенку получить больше молозива. Детям не надо много молозива, но им необходимо некоторое его количество . Хорошее прикладывание и сжатие груди поможет им добыть его.

Может быть полезным знать:

  1. Хорошо приложенному к груди ребенку проще добывать молоко, чем приложенному неправильно. Плохо приложенный ребенок может получать молоко только тогда, когда поток молока очень сильный. Поэтому многие мамы и их дети отлично справляются, несмотря на неправильное прикладывание, ведь большинство матерей вырабатывает молоко с избытком.
  2. В первые три-шесть недель жизни многие малыши засыпают под грудью, когда молоко течет медленно, не обязательно потому, что им хватает еды. Когда они становятся старше, они могут начать беспокоиться и выгибаться у груди, когда поток молока замедляется. Некоторые дети выгибаются у груди даже когда совсем маленькие, иногда уже в первые дни.
  3. К сожалению, многие младенцы берут грудь неэффективно. Если молока у матери много, ребенок часто развивается хорошо, если смотреть на набор веса, но маме приходится за это платить: болезненность сосков, «колики» у ребенка, ребенок, который проводит все время у груди, хотя эффективно сосет только небольшую часть этого времени.

Сжатие груди позволяет молоку течь, когда ребенок начал засыпать под грудью, и в результате ребенок:

  1. получает больше молока
  2. получает больше жирного молока

Сжатие груди - как это делается:

  1. Поддерживайте ребенка одной рукой
  2. Поддерживайте грудь другой рукой, так, чтобы большой палец был с одной стороны груди, а остальные пальцы - с другой, весьма далеко от соска.
  3. Следите, глотает ли ребенок молоко , хотя нет нужды пристально следить за каждым сосательным движением. Ребенок получает ощутимое количество молока, когда он сосет в таком ритме: «широко открытый рот-пауза -закрытый рот» - это одно сосательное движение, пауза в данном случае не та , что между сосаниями).
  4. Когда ребенок уже просто легонько посасывает грудь или не пьет молоко в ритме «широко открытый рот-пауза -закрытый рот», сожмите грудь. Не до боли, и следите, чтобы форма груди возле ротика ребенка не менялась. При помощи сжатия груди ребенок опять начнет сосать в ритме «широко открытый рот-пауза -закрытый рот» и глотать молоко.
  5. Держите грудь сжатой, пока ребенок не перестанет глотать молоко, потом расслабьте руку. Часто ребенок перестает сосать вообще, когда сжатие прекратилось, но он начнет сосать, как только молоко опять потечет. Если ребенок не прекращает сосать после того, как вы убрали сжатие, подождите немного, прежде чем сжать грудь снова.
  6. Сжатие убирают для того, чтобы ваша рука смогла отдохнуть и чтобы позволить молоку течь к ребенку. Ребенок, прекративший сосать после того, как вы расслабили руку, начнет сосать опять, когда почувствует вкус молока.
  7. Когда ребенок снова начнет сосать, он может глотать молоко («широко открытый рот-пауза -закрытый рот»). Если это не так, опять сожмите грудь, так, как описано выше.
  8. Продолжайте кормить ребенка первой грудью до тех пор, пока он не перестанет глотать молоко даже со сжатием. Вам надо дать возможность ребенку побыть на этой груди еще некоторое время после этого, так как ваш рефлекс отделения молока может сработать еще раз, и малыш начнет глотать молоко сам по себе. Если ребенок все равно больше не глотает молоко, позвольте ему выпустить грудь или заберите грудь у него из ротика сами.
  9. Если ребенок хочет еще, приложите его ко второй груди и повторите процесс.
  10. Вы можете так перекладывать ребенка от одной груди к другой несколько раз за кормление, конечно, если ваши соски не болят.
  11. Улучшайте прикладывание ребенка к груди.
  12. Сжимайте грудь, когда ребенок сосет, но при этом не глотает молоко.

По нашему опыту в клинике,такая техника работает лучше всего, но если вы найдете способ, который будет более эффективным для того, чтобы ребенок сосал в ритме «широко открытый рот-пауза -закрытый рот» подольше - используйте то, что лучше всего подходит для вас и вашего ребенка. Пока сжатие не причиняет боли вашей груди и пока ребенок глотает молоко («широко открытый рот-пауза -закрытый рот»), сжатие груди будет работать.

Вам не надо будет делать это всегда. После того, как ваше грудное вскармливание наладится, вы сможете просто положиться на природу.

Джек Ньюмен, MD, FRCPC
Перевод В. Нестеровой, с разрешения автора

Используйте метод «Сжатие груди», чтобы ребёнок получал больше молока за кормление. Цель сжатия груди - возобновить и поддерживать поток молока из груди к ребенку, если ребенок больше сам по себе не глотает молоко во время кормления. Сжатие помогает малышу и дальше получать молоко. Сжатие груди стимулирует рефлекс выделения молока и часто вызывает естественный прилив.

Этот метод может быть полезным, когда:
— Ребенок плохо набирает вес
— У ребенка колики
— Частые и/или очень длительные кормления
— Болят соски у матери
— Повторяющиеся лактостазы и/или маститы
— Надо помочь быстро засыпающему под грудью ребенку высосать больше молока

Сжимать грудь не нужно , если все идет хорошо. Когда все в порядке, мама просто должна позволить ребенку высосать первую грудь, и, если ребенок хочет больше - предложить ему вторую. Как узнать, что ребенок все высосал? Когда он больше не глотает молоко («широко открытый рот-пауза-закрытый рот»). Сжатие груди работает особенно хорошо в первые дни, это позволяет ребенку получить больше молозива. Детям не надо много молозива, но им необходимо некоторое его количество. Хорошее прикладывание и сжатие груди поможет им добыть его.

Может быть полезным знать:
— Хорошо приложенному к груди ребенку проще добывать молоко, чем приложенному неправильно. Плохо приложенный ребенок может получать молоко только тогда, когда поток молока очень сильный. Поэтому многие мамы и их дети отлично справляются, несмотря на неправильное прикладывание, ведь большинство матерей вырабатывает молоко с избытком.
— В первые три-шесть недель жизни многие малыши засыпают под грудью, когда молоко течет медленно, не обязательно потому, что им хватает еды. Когда они становятся старше, они могут начать беспокоиться и выгибаться у груди, когда поток молока замедляется. Некоторые дети выгибаются у груди даже когда совсем маленькие, иногда уже в первые дни.
— К сожалению, многие младенцы берут грудь неэффективно. Если молока у матери много, ребенок часто развивается хорошо, если смотреть на набор веса, но маме приходится за это платить: болезненность сосков, «колики» у ребенка, ребенок, который проводит все время у груди, хотя эффективно сосет только небольшую часть этого времени.

Сжатие груди позволяет молоку течь, когда ребенок начал засыпать под грудью,
и в результате ребенок:
— получает больше молока
— получает больше жирного молока

Сжатие груди - как это делается :
1. Поддерживайте ребенка одной рукой
2. Поддерживайте грудь другой рукой, так, чтобы большой палец был с одной стороны груди, а остальные пальцы - с другой, весьма далеко от соска.
3. Следите, глотает ли ребенок молоко, хотя нет нужды пристально следить за каждым сосательным движением. Ребенок получает ощутимое количество молока, когда он сосет в таком ритме: «широко открытый рот-пауза-закрытый рот» - это одно сосательное движение, пауза в данном случае не та, что между сосаниями).
4. Когда ребенок уже просто легонько посасывает грудь или не пьет молоко в ритме «широко открытый рот-пауза-закрытый рот», сожмите грудь. Не до боли, и следите, чтобы форма груди возле ротика ребенка не менялась. При помощи сжатия груди ребенок опять начнет сосать в ритме «широко открытый рот-пауза-закрытый рот» и глотать молоко.
5. Держите грудь сжатой, пока ребенок не перестанет глотать молоко, потом расслабьте руку. Часто ребенок перестает сосать вообще, когда сжатие прекратилось, но он начнет сосать, как только молоко опять потечет. Если ребенок не прекращает сосать после того, как вы убрали сжатие, подождите немного, прежде чем сжать грудь снова.
6. Сжатие убирают для того, чтобы ваша рука смогла отдохнуть и чтобы позволить молоку течь к ребенку. Ребенок, прекративший сосать после того, как вы расслабили руку, начнет сосать опять, когда почувствует вкус молока.
7. Когда ребенок снова начнет сосать, он может глотать молоко («широко открытый рот-пауза-закрытый рот»). Если это не так, опять сожмите грудь, так, как описано выше.
8. Продолжайте кормить ребенка первой грудью до тех пор, пока он не перестанет глотать молоко даже со сжатием. Вам надо дать возможность ребенку побыть на этой груди еще некоторое время после этого, так как ваш рефлекс отделения молока может сработать еще раз, и малыш начнет глотать молоко сам по себе. Если ребенок все равно больше не глотает молоко, позвольте ему выпустить грудь или заберите грудь у него из ротика сами.
9. Если ребенок хочет еще, приложите его ко второй груди и повторите процесс.
10. Вы можете так перекладывать ребенка от одной груди к другой несколько раз за кормление, конечно, если ваши соски не болят.
11. Улучшайте прикладывание ребенка к груди.
12. Сжимайте грудь, когда ребенок сосет, но при этом не глотает молоко.

По нашему опыту, такая техника работает лучше всего, но если вы найдете способ, который будет более эффективным для того, чтобы ребенок сосал в ритме «широко открытый рот-пауза-закрытый рот» подольше - используйте то, что лучше всего подходит для вас и вашего ребенка . Пока сжатие не причиняет боли вашей груди и пока ребенок глотает молоко, сжатие груди будет работать.

Вам не надо будет делать это всегда. После того, как ваше грудное вскармливание наладится, вы сможете просто положиться на природу.

Джек Ньюмен, MD, FRCPC, перевод Виктории Нестеровой, с разрешения автора, оригинал перевода расположен на сайте «