Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Части тела человека»

Задачи:

Закрепить и расширить знания детей о внешнем строении тела человека;

Дать понятие «части тела», их значения в жизни человека;

Формировать основы здорового образа жизни;

Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Предварительная работа. Чтение «Девочка чумазая» А. Барто, К.Чуковский «Мойдодыр», Федорино горе», В. Осеева «Пуговица», Воронкова Л. «Маша-растеряша», беседы о строении человека, рассматривание картинок «тело человека», дидактические игры, разучивание потешек, чтение загадок про части тела и здоровье человека.

Демонстрационный материал.

Девочка Маша, круги, разные комплекты геометрических фигур для игры, стакан с тёплой и холодной водой, доска, мел.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного про себя, своих друзей. Ребята, посмотрите друг на друга, как вы думаете, все люди одинаковые или разные? Ответ детей.

Чем мы все похожи? Ответы детей.

А чем различаемся? Ответы детей.

Это очень интересно. Давайте начнём знакомиться со своим телом.

Стук в дверь. Ребята к нам в гости пришла Маша.

Маша: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали, меня раньше называли Маша – растеряша, но я исправилась, меня сейчас зовут просто Маша!

Дети: Здравствуй, Маша.

Маша: Ребята, чем вы занимаетесь?

Воспитатель: Мы сегодня будем рассматривать, и изучать части тела человека. А ты, Маша знаешь части тела человека?

Маша: Да, я знаю нос и руки, их надо мыть.

Воспитатель. :Ребята, я думаю Маше надо остаться с нами, чтобы она узнала всё о частях тела человека и для чего они нужны.

Маша: Спасибо, ребята, я очень рада что смогу узнать что-то новое о человеке, и буду внимательно слушать вас.

На самом верху стоит шелков клуб, семь дыр вокруг. (голова).

Воспитатель. Почему? Объясните.

Предполагаемый ответ: клуб - это голова круглая, дыры - это уши, глаза, рот, нос с ноздрями.

Воспитатель: Правильно, на голове сосредоточены все органы чувств и в ней расположен головной мозг. Подойдите к доске и нарисуйте голову. Зачем голова нужна?

Предполагаемый ответ: чтобы думать, есть, дышать, кушать и т. д.

Воспитатель: Следующая загадка.

Брат с братом через дорогу живут,

А друг друга не видят. Предполагаемый ответ: глаза

Воспитатель: Для чего нужны глаза? чтобы видеть.

Воспитатель: Внимательно слушайте следующую загадку:

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

Предполагаемый ответ (нос).

Воспитатель: Для чего нужен нос? чтобы дышать.

Воспитатель: Слушаем загадку.

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки).

Воспитатель: Правильно. Дети слушайте внимательно следующую загадку.

Что за обедом всего нужнее?

Предполагаемый ответ (рот).

Воспитатель: Правильно. Читаю ещё загадку.

Белые силачи

Рубят калачи,

А красный говорун

Новые подкладывает.

Предполагаемый ответ (зубы, язык).

Воспитатель: Где они расположены? (во рту; чтобы говорить, жевать пищу).

Воспитатель: На голове у человека есть ещё части, которые я буду называть, а вы показывать: лоб, щёчки, губы, борода, брови, волосы, темя, виски, мочки.

Молодцы, ребята правильно показали. Нарисуйте голову глаза, уши, рот, нос, брови. А вот ещё загадка:

У Алёшки – копной,

У Алёнки – волной.

Предполагаемый ответ (волосы).

Воспитатель: Нарисуйте волосы. Ребята, а для чего нужны волосы? (чтобы согревать голову и защищать от солнца).

Воспитатель: Дети, а на чём сидит голова? Какая ещё часть тела есть у человека? (на шее).

Воспитатель: Нарисуйте шею. Зачем нужна шея? (чтобы поворачиваться и смотреть в стороны).

Воспитатель. Дети, скажите, шея на чём расположена? (на туловище).

Воспитатель: Правильно. Ребята, а сейчас встанем и разомнёмся.

Физкультминутка

Начинаем по порядку, необычную зарядку.

Для начала мы немножко разотрём свои ладошки.

Лоб мы будем растирать 1, 2, 3, 4, 5.

Каждому нужны из нас пара зорких ярких глаз

Им массаж необходим, ими мы на мир глядим.

Нос не должен быть простужен, носик нам здоровым нужен.

А теперь потрём мы уши, уши нам, чтобы много слушать.

А сейчас довольно ловко помассируем головку.

И руками, как расчёской, все поправим мы причёску.

Шею тоже мы погладим, по бокам и даже сзади.

Повнимательнее будь, ведь массируем мы грудь,

Чтоб не кашлять, не болеть, здоровье крепкое иметь.

Грудь погрели, ну и вот переходим на живот.

И по стрелке часовой гладим мы животик свой.

Руки тоже мы погладим.

Наконец погладим ножки, чтобы быстро бегать по дорожке.

Мы закончили зарядку, чтобы было всё в порядке.

Воспитатель: Присаживайтесь. Нарисуйте туловище. Дети, задняя часть туловища называется – спина, верхняя часть туловища называется грудь, там находится мотор человека.

Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (бьётся сердечко).

Воспитатель: Покажите. Положите голову соседу на левую сторону груди и послушайте. Что слышите? (тук – тук).

Воспитатель: Правильно - это сердечко стучит. Нижняя часть туловища называется животик, покажите, в нём переваривается пища. Верхняя часть туловища слева и справа называются плечи, покажите.

А теперь загадка:

У двух матерей по пять сыновей, и одно имя всем. (руки и пальцы).

Воспитатель: Для чего руки и пальцы нужны? ( чтобы трудиться, что-то держать).

Воспитатель: Правильно. К верхней части туловища – к плечам прикреплены руки. Нарисуйте руки. А к нижней части туловища прикреплены (читаю загадку):

Всю жизнь друг друга догоняют, а обогнать не могут. (ноги).

Воспитатель: Для чего ноги нужны? (чтобы передвигаться)

Воспитатель: Правильно. Нарисуйте ноги. А вот ещё загадка:

Стоят два кола,

На колах - бочка,

На бочке – кочка,

На кочке лес дремучий. (человек).

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, вот и получился человек. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «Найди ошибку». Я буду говорить предложения, а вы будете исправлять ошибки.

Воспитатель:

Колени нужны рукам (ногам).

Локти нужны ногам (рукам).

Мочки нужны рту (ушам).

Ногти нужны зубам (пальцам).

Язык нужен глазам (рту).

Ресницы нужны щекам (глазам).

Ноздри нужны шеи (носу).

Стопы нужны ушам (ногам).

Подвижная игра «Собери человечка».

Воспитатель. Дети, перед вами на полу домики - круги, в кругах набор геометрических фигур, необходимо собрать из геометрических фигурок человечка. Надо стать около домика. Я считаю 1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть. Дети меняют домики. Игра повторяется.

Воспитатель: Наше тело покрыто кожей. Потрогайте друг друга, вы чувствуете прикосновение. Сейчас я дам вам прикоснуться к двум стаканам, что вы чувствуете? (горячий и холодный стакан).

Воспитатель: А сейчас тихонечко вас ущипну. Что вы чувствуете? (боль).

Воспитатель: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновения, боль.)

Воспитатель: Правильно. Скажите ребята, нашли бы мы с вами хоть одну часть тела, которая была бы не нужна человеку? (все части тела необходимы человеку).

Воспитатель: Правильно, ребята. Маша, а ты, что нового узнала.

Маша: Ребята, мне очень понравилось ваше занятие, теперь я знаю, какие части тела у человека есть, как они называются и для чего они нужны. Было очень интересно, до свидания.

Воспитатель: Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Дети вы должны заботиться о своём теле, чтобы всегда быть здоровыми и весёлыми. Вы молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все вопросы и справились со всеми заданиями. А вот Маша оставила вам в подарок угощения.

Программное содержание:

  • Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  • Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
  • Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  • Учить детей составлять небольшие загадки, развивая творческие способности детей.
  • Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.
  • Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Коррекционная работа: Ориентировка на плоскости и собственном теле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ознакомлению с художественной литературой

Тема:

  1. Беседа об организме человека
    в игровой форме

  2. Чтение стихов С.Михалкова и В. Новичкова.

Составила воспитатель старшей группы:

Камышенцева О.Ю.

Программное содержание:

  1. Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  2. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
  3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
  4. Учить детей составлять небольшие загадки, развивая творческие способности детей.
  5. Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.
  6. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Коррекционная работа: Ориентировка на плоскости и собственном теле.

Оборудование: схема тела человека, схема строения тела человека с внутренними органами (на каждого ребенка) , предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход занятия: 1ч. – чтение стихотворения: - Высокие, низкие, далекие, близкие, Гиганты, гномы, малыши, Слабыши и крепыши, Блондины, брюнеты, шатены, И всякие аборигены, И папы, и мамы, и дети – Роднее их нет на свете. – Ребята, о ком это стихотворение? - Все люди вроде разные на вид. Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы не были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. 2ч. Ребенок показывает названную часть туловища на схеме «Тело человека»,читаю стихотворение по ходупоказа: - Есть четыре помощника на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик – запах различать. - Быть у каждого должна очень "умной" голова. Я верчу ею как умею голова сидит на шее. Животик, спинка, грудь, их вместе всех зовут – туловище. Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот. На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь. Руки – чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться. На руке сидят мальчики очень дружные пальчики Бегут по дорожке резвые ножки. Спотыкнулся через Генку и ушиб себе коленку . - Ребята, какие части тела мы не назвали и не показали? Дети: Плечи, таз, бедро, стопа. - Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела? 3ч. Игра «Найди на ощупь названную часть тела». Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами. Хорошо и с этим заданием вы справились. 4ч. Физминутка. Живут мальчики – веселые пальчики. Озорные ножки ходят по дорожке. Шея крутит головою, Повторяйте все за мною. Вправо, влево оборотик, Покажите мне животик. Наше тело подтянулось И вперед слегка нагнулось. Как березонька стройна Стала ровною спина. А теперь все подтянулись И друг другу улыбнулись. Повторить 2 раза. 5ч. Игра «Часть и целое». Целое – лицо человека (в кругу) . Части – лепестки (ухо, рот, нос, глаз) , выкладывают в виде цветка. 6ч. - Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться. Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Дети . - Да. - Что же это такое? Дети. Это сердце. - Правильно. Сердце очень важный орган. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали. - Как выглядит сердце? (ребенок показывает на схеме орган – сердце) - Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце. Ребята расскажите, как работает сердце?

Дети. - Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. - Тук, тук, тук стучит сердечко, точно также, как мотор. Если так стучит сердечко, значит, человек здоров. - А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите . Дети. Мы слышим свое дыхание. - У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва. Это легкие у человека их два. (Показывают на схеме) - Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас? В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите. (Дети выполняют задание) Теперь мы знаем у кого какой объем легких. 7ч. - Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи, вот посмотрите и послушайте: - Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок. Вот как выглядит желудок (показ на схеме орган – желудок) В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка пища попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу. Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки. (показ органа – почки) У человека две почки. Почки очищают кровь. Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано. 8ч. Гимнастика для глаз: 9ч.- Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался. Дети: Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины. -Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, Д – они содержатся в полезных продуктах:

Помни истину простую – лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую или сок черничный пьет. Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам, и не только по утрам. Рыбий жир всего полезней хоть противный – надо пить Он спасает от болезней, без болезней – лучше жить! От простуды и ангины помогают апельсины, Ну а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он. Никогда не унываю и улыбка на лице Потому что принимаю витамины А, В, С, Д. - Теперь вы всегда будете знать, какие продукты лучше всего употреблять. 10ч. Имитационная игра "Обжора"
- Один пузатый здоровяк
(Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак
(Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком,
(Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском.
(Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил
(Показать указательными пальцами рожки)
И в брюхо бедного направил
(Погладить живот)
Раздулся здоровяк как шар,
(Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар.
(Ударить слегка ладонью по лбу).

11ч. Итог занятия:

  1. О каких важных органах человеческого организма мы говорили?
  2. Назовите главные витамины для нашего здоровья?
  3. Полезно ли переедать? Почему нет?

Цели:
1. уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;
2. учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей;
3. развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;
4. воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь:
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела (верхние и нижние конечности).
Оборудование:
картинки, с изображением тела человека; мультимедиа; схематическое изображение человека.
Ход занятия
На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Кто нарисован на этих картинках?
Дети: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка
Воспитатель: Как можно назвать одним словом?
Дети: Люди
Воспитатель: Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети. Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга? Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Одинаковый ли цвет волос?
Дети: Нет
Воспитатель: Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом) Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: человек и части тела
Работа с картинками с изображением тела человека.
Воспитатель: Внимательно посмотрите друг на друга. Из каких частей тела состоит человек?
Дети: голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги
Воспитатель: Верно, ребята, у всех нас есть голова. Что находится на голове?
Дети: нос, рот, уши, глаза
Воспитатель: Для чего нужны нос, рот, уши, глаза?
Ответы детей
Воспитатель: Отгадайте загадки, и среди этих картинок найдите правельный ответ.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым,
Важным, длинным, маленьким,
Горбатым, толстым, тонким, конопатым.
(Нос)
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А как отдыхает,
Тогда мы молчим.
(Рот)
Гимнастика для развития правильного дыхания.
Мы вдохнём легко и плавно, (вдох)
Выдохним протяжно (выдох)
Нос в работе (вдох)
Рот в работе (выдох)
Дышим все мы славно.
Воспитатель: Молодци! А вот еще дин такой вопрос на чём «сидит» голова?
Дети: На шеи
Воспитатель: Для чего нужна шея человеку?
Дети: шея – она соединяет голову и туловище человека
Воспитатель: Как называется самая большая часть тела человека?
Дети: туловище
Воспитатель: Покажите, где у вас туловище?
Дети показывают на себе
Воспитатель: Что находится на туловище впереди?
Дети: грудь, живот
Воспитатель: А что находится сзади?
Дети: спина
Воспитатель: Как вы думаете, что такое верхние, нижние конечности?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются руки?
Дети: верхние кончности
Воспитатель: Как называются ноги?
Дети: нижние конечности
Воспитатель: В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней, как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Да от слова «ступать»
Гимнастика для рук
Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться)
Двое глаз и двое век, (указательным пальцем показать на глаза, на веки)
И-внимательно смотри! - (указательным пальцем от глаз к вискам)
Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри)
А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)
Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Большая часть – всему опора
И шея есть, спина, живот.
Скажите, что это такое?
Дети: туловище
Воспитатель: Молодцы! А еще в каждом человеке живет суперскилет, это наши кости, они все повторяют за нами, посмотрите, как выгледит ваш скилет, когда вы развоите руки, или например, скрещиваете ноги, или когда вы лежите. Вот поднемите левую руку вверх, а правую положите себе на голову, а теперь посмотрим, как это сделал наш скилет. А посмотрите сколько много косточек в ладони. Ребята познакомтесь это Маша. Маша очень не обычная двока, она может совсем разволится, вот так. А вам нужно момочь ей собрать. И назвать какие части тела человека вы запомнили?

Конспект НОД для старшей группы

«Я и мое тело»

Цель: закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении, закреплять навыки правильного построения и употребления сложноподчинённых предложений. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Материал: схема строения тела человека с внутренними органами, схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка, картинки продуктов, содержащих витамины А, B,C,D.

Ход НОД:

Воспитатель: Высокие, низкие, далёкие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши, крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены.

И папы, и мамы, и дети

Роднее их нет на свете.

Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид. Но есть у каждого есть руки и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

Быть у каждого должна очень умной…(голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь)

(Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики)

Бегут по дорожке, резвые…(ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку)

Воспитатель: какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа)

Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела»

(Дети становятся парами, одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную педагогом часть тела. Потом меняются местами)

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце, очень важный орган)

Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце?

(Ребёнок показывает на схеме сердце).

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха (с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких).

Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества.

А сейчас мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами)

Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D.

Витамин A - мы обозначим зелёным цветом.

Витамин B - красным, C - синим цветом, D-жёлтым цветом.

Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины. От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод: витамин A помогает зрению, B – сердцу, C – лёгким, D – укрепляет наши кости.

А теперь давайте посмотрим на плакат и, расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин.

Итог НОД:

Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал.

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального

образования Щербиновский район станица Старощербиновская

Разработчик:

воспитатель

Кобец Ольга Григорьевна

2015 г.

Цель : - обогащать и расширять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами дыхания, зрения. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Образовательные задачи:

Сформировать у детей анатомо - физиологические представления о строении носа, глаз их функциях.

Дать понятие об особенностях обоняния у животных, птиц, рыб.

Развивающие задачи:

Развивать устойчивое внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Используемые методы, технологии обучения:

1. Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, рассматривание, экспериментирование.

2. Информационно-коммуникационные технологии: (применение мультимедиа техники).

Оборудование и источники информации: мультимедийный проектор, установка, презентация.

Материал: картинки-схемы строения органов дыхания, большое зеркало, полиэтиленовые пакетики на каждого ребёнка.

Предполагаемый результат:

У детей сформированы элементарные знания о строении и функциях носа, глаза.

Дети имеют представления о необходимых факторах сохранения и укрепления здоровья.

Воспитатель: Дети заходят в зал под музыку.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того чтобы человек всегда был в радостном настроении?

Дети: Необходимо, чтобы он был здоров.

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое здоровье?

Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается.

Воспитатель: Скажите, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье? Что вы можете сами сделать для своего здоровья?

Дети: Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.

Сегодня ребята, мы с вами отправимся на экскурсию в страну «Познай себя», где узнаем много нового о своём теле, и о том, как его беречь.

(Присаживайтесь, пожалуйста.)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека? (Ответы детей)

Воспитатель: Каких частей тела у человека по два?

Дети: Две ноги, две руки, два уха, две брови….

Воспитатель: А каких частей по одной?

Дети: Одна голова, один рот, один нос, одно сердце

Воспитатель: А чего у человека много?

Дети: Много костей, много волос, много пальцев, много зубов.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам загадку.

Загадка: Без него не учуять запах роз, что же это? (Нос)

Воспитатель: А вы знаете, некоторые люди считают, что нос – это просто украшение на лице. А вы как думаете, для чего нам нужен нос? – Правильно, чтобы дышать.

  1. Строение носа.

Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами схему носа, и вспомним его строение.

Мы вдыхаем через две дырочки – как они называются? – правильно, ноздри. - А что это за извилины? Это носовые ходы.

Для чего они нужны? – Они как печка, проходя через них воздух согревается.

А что же это за волоски в носу? Они задерживают пыль и микробы, чтобы они не попали в лёгкие.

Воспитатель: Совершенно верно.

А что же ещё есть у нас в носу? – слизь или липучки.

Для чего они нужны? – К ним приклеиваются пыль и микробы и погибают. - Молодцы, вы замечательно знаете, что у вас находится в носу.

Воспитатель: А что же мы нашими замечательными носами вдыхаем? – воздух.

А в нашей группе воздух есть? (да, он есть везде)

Давайте с вами вдохнём – куда попал воздух? (в нос)

А затем куда он опустился? (в горло ) – Да, а дальше? (в лёгкие)

  1. Как мы дышим.

Воспитатель:

Как называется воздух, который мы вдыхаем? (кислород ), а выдыхаем плохой. Кто знает, как он называется? (углекислый газ )

Так мы с вами дышим всю жизнь. Воздух нужен нам для жизни.

А сейчас мы узнаем, сколько помещается воздуха в ваши легкие при вдохе (раздаю шарики ) – давайте представим, что это наши лёгкие, и посмотрим, как они работают. – Делаем вдох носом, а выдох ртом в шарик.

Воспитатель: А теперь аккуратно закройте нос и рот, и не дышите (5 сек) - что вы почувствовали? (трудно дышать, чуть не задохнулись)

  1. Воздух для человека.

Воспитатель: А теперь давайте порассуждаем с вами: какой воздух нужен человеку, как вы думаете? (чистый, свежий как на улице). Да, в помещении, где находится много людей долгое время, скапливается плохой воздух - как он называется? (углекислый газ) и людям становится трудно дышать. Как мы тогда говорим? (стало душно). А как можно изменить эту ситуацию?

(Проветрить помещение )

  1. Обоняние.

Воспитатель: Ребята, нос нужен для того, чтобы дышать, а как вы думаете, для чего ещё нужен нос? (различать запахи, нюхать ). А как наш нос чувствует запахи? (воздух, который мы вдыхаем носом раздражает нервные окончания. И если воздух имеет какой – либо запах, мы его чувствуем ).

Воспитатель: Есть запахи, которые нам нравятся, а есть, которые не нравятся. (Приятные и неприятные)

Назовите мне запахи, которые вам нравятся? (называем) .

А теперь те, которые не нравятся, вредные для нашего здоровья? (называем, в том числе – дым ).

Да, ребята, дым особенно вреден для здоровья, поэтому нужно избегать помещений, где курят. Опасен и дым от пожара. Люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от его едкого запаха.

Воспитатель :

В народе придумано много различных выражений о носе.

Скажите когда употребляют выражение?:

«Нос повесил».

«Водит за нос».

«Не суй нос в чужой огород».

Воспитатель : А теперь скажите, какие правила гигиены и безопасности вы знаете, чтобы не болел нос?

Правила ухода за носом.

  • Каждое утро нужно очистить нос после сна: высморкать и вымыть.
  • Не ковырять в носу острыми предметами.
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
  • Нельзя сильно сморкаться.
  • Нужно пользоваться своим носовым платком.
  • При чихании закрывать рот.
  • Беречь нос от ушибов (При падении руки выставлять вперед, уклоняться от ударов в нос, запрещено бить друг друга в нос)

Скажите, а мы сами можем помочь нашему носу? (Можем). А чем? (Можно сделать массаж) . Ребята, от того как дышит наш нос, зависит работа наших внутренних органов. Желудок и кишечник будет в порядке, если помассировать наш нос.

Самомассаж:

1. Нажимаем на кончик носа

2. Сгибаем носик вправо, влево, вверх, вниз.

3. Вращаем носик по часовой стрелки.

4. Ведём от основания носа к кончику.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в гости к обитателям природы.

  • Как вы думаете, есть у птиц нос?

У птиц есть ноздри, расположены они с двух сторон надклювья.

  • Скажите, зачем животным чувствовать запахи?

Чтобы чувствовать приближение добычи, опасности.

  • Чувствуют ли рыбы запахи?

Да у них тоже есть ноздри, с помощью которых рыбы различают пищу, находят свою стаю, обнаруживают хищников. А знаете ли вы, что у осьминога нос находится на щупальцах, у морской звезды на кончиках лучей. Самый чувствительный нос у моли, а вот дельфины не различают запахи.

Физминутка

Воспитатель: Ребята, продолжаем нашу экскурсию. Послушаем еще загадку.

Загадка: На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются

Дети : Глаза.

Ребёнок:

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно. (Н. С. Орлова)

Воспитатель: для чего нам нужны глаза? (для того чтобы видеть, смотреть, различать предметы, глаза помогают передвигаться в нужном направлении.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент. Закройте все глаза и скажите, что вы сейчас видите? Почему вы ничего не видите?

Воспитатель : Есть люди, которые ничего не видят или видят очень плохо, их называют слепыми и слабовидящими.

Как думаете, им хорошо живется. (Ответы детей). Они не видят красоту природы, не видят вокруг себя ничего, у них постоянная ночь в глазах.

Воспитатель:

Дети, обратите внимание на изображение глаза. Какую форму имеет глаз? (Круглую )

Посмотрите друг другу в глаза, внутри глаза находится маленький кружочек, что это? (Смотрят друг другу в глаза)

Это зрачок. Он всегда чёрного цвета. Если света много, то он маленький, а в темноте он становится большим.

Воспитатель : Как называется большой круг вокруг зрачка, что это?

Дети : Это радужная оболочка, она бывает разного цвета (посмотрите у кого какого цвета глаза голубые, коричневые, зелёные)

Воспитатель:

Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в углублениях – глазницах-домиках. Закрывает этот «дом» специальная дверца под названием - веко. Когда появляется опасность для глаз, веки по приказу мозга быстро закрываются. Когда отдыхают, тоже закрываются.

Воспитатель : Что ещё есть на веках.

Дети : Ресницы.

Воспитатель :

Для чего они? (Для защиты глаза)

Воспитатель :

На веках есть волоски и называются они ресницы, реснички-сестрички. Они защищают глаза от пыли, мусора, который может попасть в глаза.

Воспитатель: Наши глаза всё видят, всё воспринимают и переживают.

Ребята, ведь недаром говорят, что «Глаза – зеркало души». В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека добрый он или злой, правду он говорит или нет, передают эмоции человека.

Встаньте, пожалуйста, и подойдите к зеркалу, покажите

  1. Радость
  2. Грусть
  3. Злость
  4. Страх
  5. Интерес
  6. Стыд, вину

РАЗМИНКА ТАНЕЦ

Воспитатель : Ребята, мы с вами много говорили о глазах и об их значении. А как вы думаете, что нужно делать и какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза были всегда здоровы?

Смотреть на яркий свет

Тереть глаза грязными руками

Нужно оберегать глаза от ударов и острых предметов

Для глаз полезно умываться чистой водой

Смотреть телевизор не более 1 часа в день

Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец, черника)

«Гимнастика для глаз».

Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз, для этого Вам необходимо следить глазками за движущимся шаром.

Итак, сядьте удобно, внимание на экран.

Воспитатель : Замечательно, и в заключении наши ребята ещё раз напомнят нам о том, как нужно себя вести, чтобы быть здоровым, а значит успешным человеком.

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить