По повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

В жизни каждого человека происходит множество разных событий. Они приносят нам как положительные, так и отрицательные эмоции. Но можно ли извлечь верный нравственный урок из того, что ты встречаешь на своем жизненном пути? Попытаемся найти ответ на этот вопрос на страницах книги Короленко «В дурном обществе».

Мальчик Вася, главный герой рассказа, за свою жизнь в городе Княжье-Вено видел
много пугающих вещей. Ведь он столкнулся с жизнью так называемого «Дурного общества», которая была совсем не легка.

Дурным обществом называли в его городе людей, которые не имели собственного дома и жили в подземелье около часовни. Все они с трудом перебивались ворованной едой и в целом влачили достаточно жалкое существование.

Главный герой знакомится с Марусей и Валеком, детьми главы «Дурного общества», живущими с людьми из подземелья. В них мальчик находит новых друзей, которые были ему так необходимы. Общаясь с детьми Тыбурция, Вася понимает, что жизнь этих людей трудна и часто безрадостна. Но они совсем не плохи и даже во многом более порядочны, чем другие горожане. Особенно сильное впечатление на мальчика производит тот факт, что Валек ворует еду, чтобы прокормить себя и сестру.

Видя, как нелегко приходится новым друзьям, Вася помогает им всем, чем может: приносит яблоки, часто играет с ними на горе, морально поддерживает ребят. Он твердо верит, что такие хорошие люди не заслужили тех испытаний, которые посылает им судьба. Вместе с тем герой видит, что в этом мире обездоленных есть место любви и заботе. Он осознает, что отец этих детей интересуется их жизнью и благополучием, любит их и старается подарить им хоть немного радости. Когда мальчик видит это, ему становится грустно от понимания того, что его собственный папа не уделяет ему и половины такого внимания.

Осенью Вася, видя, что Маруся тяжело заболела и увядает, можно сказать, прямо на глазах, старается помочь ей. И для того чтобы развеселить девочку хоть немного, он просит у своей сестренки красивую куклу и приносит Марусе. Когда девочка играет с куклой, ей становится лучше.

Когда Васю не выпускают из дома за то, что он общался с членами Дурного общества, он не перестает переживать за своих друзей и надеется, что у них все будет хорошо. И однажды все же убегает из дома, чтобы повидать их.

Но ни кукла, ни забота Тыбурция не помогли Марусе избежать ее горькой участи. Трагические события тех лет оставили неизгладимый след в душе главного героя.

Отец мальчика был поражен, когда узнал о том, зачем сыну нужна была кукла и какие ужасные вещи произошли с друзьями его сына. Он осознал, насколько сильно был не прав, уделяя Васе мало внимания, и стал больше общаться с ним.

Можно с уверенностью сказать, что жизненный опыт, который герой получил в ходе событий, описанных в рассказе Короленко, стал одним из шагов на пути к правде и добру. Все, что произошло в то время, научило Васю быть мужественнее, добрее и благороднее. Сделало его настоящим мужчиной и позволило построить хорошие отношения со своим отцом. Это доказывает, что сложный жизненный опыт помогает человеку построить свою судьбу достойно.

Средняя оценка: 4.3

Мальчик Вася - герой произведения В. Короленко «В дурном обществе», которое также известно как «Дети подземелья». Он родился в обеспеченной семье, но рано остался без матери. Отец Васи тяжело переживает потерю жены и все душевное тепло отдает маленькой дочери Соне. Неизбалованный вниманием со стороны отца, мальчик все же сохраняет доброту и способность к сопереживанию. Вася любит свою сестру и отца, но не чувствует себя счастливым в своем доме.

Взгляд на свою жизнь у Васи меняется после знакомства с детьми пана Тыбурция Драба - Валеком и Марусей, которые жили в страшной нищете. Дети сблизились и возникшая дружба принесла Васе понимание, что его проблемы не такие большие, по сравнению с жизнью Валека и Маруси. К этому он пришел не сразу, сначала Вася даже мысленно осуждал детей за способ добычи еды, но постепенно стал сам помогать ребятам, приносил им яблоки из своего сада. Особо поразила мальчика Маруся, которая была очень больна, но мужественно переносила свою болезнь и не капризничала. Чтобы облегчить ее страдания Вася даже украл из дома куклу, чтобы подарить Марусе и облегчить ее страдания. Вася искренне переживал за нее, ведь он успел привязаться к девочке. «Маруся, казалось, опять ожила» когда Вася дал ей куклу. К сожалению, смерть все же настигла Марусю, но мальчику удалось сделать ее последние дни яркими и счастливыми. Здесь Вася показал себя как настоящий друг, умеющий разделять не только радость, но и горе, способный прийти на помощь, когда это необходимо. Пусть даже ему пришлось объяснять свой поступок с куклой перед отцом. История с куклой, где Вася проявил себя как человек милосердный, сочувствующий и правдивый, помогла и его отцу осознать, что закрывшись в себе после смерти жены, он отдаляется от своих детей и рискует потерять их в будущем. Он оказался честным судьей, пользующимся уважением людей и смог понять, что его сын очень нуждается в любви и понимании отца.

Прочитав повесть, я задумался, насколько важно иметь любящих родителей и друзей и что еще важнее, ценить эту любовь. Быть чуткими к окружающим людям, стараться понять их и помочь им, невзирая на социальный статус. Ведь быть добрыми, уметь любить и сострадать могут не только люди из «порядочного» общества, но и имеющие «дурное» происхождение.

Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, что позволяет вспомнить содержание произведения, неодходимое для написания сочинения. Также эта техника интересна тем, что дети учатся не только отвечать на вопросы, но и сами задавать их, дифференцируя на "Толстые" и "тонкие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы»

Составляют план сочинения

Самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы

Регулятивные

совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;

Осуществляют контроль своих действий

вспоминают и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

Познавательные

Выдвигают предположения (гипотезы)

Анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

Структурируют информацию в виде ответов на вопросы

Осознанно строят высказывание в письменной форме

Коммуникативные

Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

Учатся строить и задавать вопросы, работая в паре

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

Оценивают свои действия и действия напарника

Толерантно относятся к окружающим

Оборудование : выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока:

I. Оргмомент. «Цепочка пожеланий».

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы. (Передается символ «цепочка»).

II. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на доску, как она оформлена? Что интересного, может быть, непонятного вы на ней видите? Предположите, исходя из оформления доски, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Что узнаем, чему научимся?

А прежде чем начать писать сочинение, нужно к нему подготовиться, что нужно хорошо знать, чтобы хорошо написать сочинение? (текст произведения)

III. Актуализация (прием «толстые и тонкие вопросы»)

Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с вопросами, узнаем, какие вопросы называются «тонкими», а какие – «толстыми».

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя - показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников.

- "Умный вопрос - это уже добрая половина дела”, - писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов поможет вам составить правильно вопросы, подскажет как, какими словами их можно начать…

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Давайте я буду задавать вопросы, а вы определять, к какому типу их можно отнести к «толстым» или «тонким».

Кто написал повесть «В дурном обществе»? (тонкий)

Первая глава повести называется «Развалины»? (тонкий)

Объясните, почему Вася начинает бродяжничать? (толстый)

Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет? (тонкий)

Согласны ли вы с тем, что Валек и Маруся стали для Васи лучшими друзьями? Почему? (толстый)

Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Теперь попробуйте сами составить тонкие и толстые вопросы и записать их в таблицу. Работаем в паре.

Обсуждаем содержание таблицы (на тонкие вопросы возможен только один ответ, а на толстые возможно несколько ответов)

Составляем таблицу ответов на вопросы. Ею вы будете пользоваться при написании сочинения.

IV. Подготовка к сочинению

Итак, тема сочинения звучит как «Путь Васи к правде и добру» или «Васина дорога к правде и добру»

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина - значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении - внутреннем движении.
Дорога - необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим
идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

  1. Вступление (об авторе немного)
  2. Основная часть

Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?

  1. Заключение (мое отношение к произведению).

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие .
Итог урока:

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Домашнее задание
написать сочинение по плану дома.


Вася не был плохим мальчиком. его мама умерла, а отец, поглощенный горем, перестал обращать внимание на сына. Васе казалось, что отец перестал любить его. И мальчик старался как можно раньше убежать из дома, чтобы отец не видел его. Все стали считать Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

Мальчик очень любил свою сестру, но и с ней ему не разрешали играть. Вася страдал от одиночества, но ему казалось, что там на улице, он найдет "что-то" . И это стало той самой дорогой к правде и добру. В старой часовне Вася познакомился с двумя детьми, Валеком и Марусей.

Это знакомство очень повлияло на дальнейшую жизнь Васи. Вася полюбил этих детей. Ему нравилось разговаривать с Валеком - "солидным и внушающим уважение своими манерами взрослого человека". Вася приносил подарки Марусе - очень грустной, слабенькой девочке, которая так была не похожа на его "резвую и пухлую сестру Соню". Он очень переживал за Марусю, у которой "серый камень высасывал жизнь".

Ночью Вася плакал от горя, узнав, что его новые друзья нищие и им приходиться воровать, чтобы не умереть от голода. Эти дети изменили его взгляд на окружающий мир. Благодаря Валеку и его отцу Тыбурцию, Вася по-новому стал относиться к своему к отцу, которого он считал нехорошим человеком. Валек и Тыбурций сказали мальчику, что его отец - самый лучший человек в городе, потому что он не делает разницу между бедными и богатыми. Благодаря Марусе, Вася научился быть терпеливым. Девочка очень уставала от озорных игр Васи и плакала.

В характере мальчика появилось сострадание. Семья Тыбурция стала для Васи родной. Он дал слово своим друзьям, что он никому не расскажет о них. Когда Маруся заболела, Вася принес ей куклу, которую он взял у своей сестры Сони, не спросив разрешения у взрослых.

Его отец был очень рассержен. Но мальчик все равно не признался, куда и кому он отнес куклу. Только тогда, когда сам Тыбурций рассказал судье обо всем, отец Васи понял, что его сын - не бродяга и вор, а очень хороший и добрый мальчик. Отец мальчика навсегда изменил свое отношение к сыну.

Тема урока:

«Васина дорога к правде и добру»

(По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

(слайд № 1)

Цель урока: выявить идею произведения, развить навыки комментированного чтения, обучить работе над сочинением.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование:

1. Компьютер.

3. Учебник-хрестоматия.

Ход урока

Хорошо, что твоя дорога

Пролегла через нашу…

1. Сообщение цели урока.

Итак, сегодня мы с вами поговорим о формировании характера и духовного роста Васи. Для этого нам необходимо сопоставить Васю и Валека, Соню и Марусю, судью и Тыбурция и выяснить, что способствовало изменению характера Васи и его отношения к людям?

2. Словарная работа по теме урока (слайд № 2)

Васина - значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении - внутреннем движении.

Дорога - необходимо проследить этапы этого движения, его направление.

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

3. Беседа

- От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от имени Васи. Вася - сын судьи. Судья - едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, “местечке”, находящемся на юго-западе Российской империи.

“Сонные, заплесневевшие пруды”, “серые заборы”, “подслеповатые, ушедшие в землю хатки” - всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

- Как складывались отношения Васи с отцом?

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына “с досадой и болью”. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

- Почему мальчик вёл такой образ жизни?

Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”.

Первая встреча с «детьми подземелья».

Инсценировка разговора Васи и Валека. (слайд № 5)

Почему не произошла драка?

Почему Валек проникся доверием к Васе?

- Найдите в тексте и зачитайте описание Валека.

Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.

- Подготовьте выразительное чтение портретов Маруси и Сони. (слайд № 6)

Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, - пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». - Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...”

Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

- Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

- Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”.

- Как Вася познакомился с Тыбурцием? (слайд № 7)

Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

- Как и когда изменилось мнение Васи об отце?

Прочитайте разговор Валека и Васи (глава четвёртая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).

Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья - лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.

- Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

- Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой? (слайд № 8)

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке - первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи - судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...”

- Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи?

(Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьёй).

- Как изменилось отношение отца к сыну?

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

“Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.

- Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

- Как вы понимаете слова Тыбурция, обращённые к Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.

Какова же идея произведения?

Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.

4. Работа над планом сочинения. (слайд № 9)

План сочинения

1. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие. (слайд № 10)

5. Подведение итогов урока.

Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Но мы узнали, что это был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову. Дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди - их очень мало, и встречи с ними драгоценны, - встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить.

История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

6. Домашнее задание: (слайд № 11)

Написать сочинение по плану.

Важные сведения о Короленко.

Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. в Житомире. Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии (другой гимназии в Ровно не было).

В те времена в Российской империи были гимназии двух видов: реальные и классические. В классической гимназии изучали древние языки - древнегреческий и латынь, - и для поступления в университет необходимо было держать экзамены по этим языкам. После реальной гимназии поступать в университет было нельзя: выпускник мог рассчитывать только на получение “реального” образования: инженерного, сельскохозяйственного.

Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться. Материальные трудности мешали этому: пришлось добывать деньги случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 году Короленко переехал в Москву, которая тогда не была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас - Сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева).

В академии были установлены жёсткие полицейские порядки: во всём мире после Парижской коммуны 1871 года возникали рабочие и социалистические партии, действовал I Интернационал - Международное товарищество рабочих, и царское правительство боялось, что коммунистические идеи из Западной Европы проникнут в Россию. Особые люди доносили обо всём, что делается в академии, студенты которой по традиции ездили на стажировку за границу.

Студенты были недовольны полицейскими порядками в академии. Короленко в Москве посещал собрания революционно настроенной молодёжи. В 1876 году он подал коллективное прошение от имени семидесяти девяти студентов об отмене полицейских порядков в академии и был отправлен на год в ссылку в Вологодскую губернию. Через год Короленко вновь стал студентом и снова был исключён. Тогда Короленко начал работать корректором в газете, где и была напечатана первая заметка будущего писателя.

Царское правительство считало Короленко “опасным агитатором и революционером”, и в 1879 году Короленко был по ложному подозрению арестован и выслан в Вятскую губернию. Там он подружился с крестьянами и через полгода был выслан на новое место - “за сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние”.

Первое своё серьёзное произведение - очерк «Чудная» - Короленко написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме.

В 1881 году был убит император Александр II. Все жители России должны были принести присягу верности новому императору Александру III. Это была формальная процедура, но Короленко был человеком, который ни в чём не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору. Он написал: “Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу”. За это он был отправлен в самую тяжёлую и длительную ссылку - в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далёкой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, и именно там создал рассказ «В дурном обществе».

По возвращении из Сибири В.Г. Короленко оставался под надзором полиции. Проживать в столицах России ему было запрещено. Вместе с братом Илларионом он поселился в Нижнем Новгороде у своего зятя Н.А. Лошкарева. В Нижнем Новгороде Короленко прожил одиннадцать лет, с 1885-го по 1896 г. По признанию самого Владимира Галактионовича, этот город стал для него «второй родиной».

Возвратившись в Центральную Россию, Короленко быстро становится известным писателем, сотрудничает со многими журналами и газетами, затем сам становится соиздателем журнала «Русское богатство». До конца жизни Короленко остаётся защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. В этой верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко, стойкость и мужество которого удивляли современников и могут служить примером для нас с вами.

Кто-то из современных литературоведов сказал о писателе: «Гениев у нас много, но для меня есть один человек - как воплощение нормы, воплощение добра, осуществленной духовности - Короленко... Поразительно, как он все видел - и назад, и вперед». У Короленко было любимое изречение: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Подводя итоги своей жизни, Короленко писал в «Истории моего современника»: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».

Умер Короленко 25 декабря 1921 г. в Полтаве, где и был похоронен при огромном стечении жителей города и окрестных деревень.