После того, как доча пошла в детский сад, я стала думать, а откуда пошло происхождение этого дошкольного заведения и для чего оно было создано… и вот нашла ответ:

25 октября 1872 года, 135 лет назад, в газете «Тульские губернские ведомости» появилось небольшое объявление: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7». И подпись «Елизавета Смидович». Все, кто знал семью врачей Смидовичей, схватились за головы: какой там детский сад, если у самих восемь детей! Другие пожимали плечами, мол, наверное, у доктора дела идут худо, за воспитание чужих детей он, поди, будет приличные деньги брать! Каково же было удивление тулян, когда первая «садовница» пояснила – никакой платы за содержание детей она брать не будет. А вся эта затея задумана только для того, чтобы детишки развивались гармоничнее, тем более, что их тут будут учить новому. И делить детей на «своих» и «чужих» она не собирается, ко всем будет относиться с одинаковой меркой. А для маленьких воспитанников будут отведены лучшие комнаты – столовая, зал и гостиная – здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий.Елизавета была доброй «наседкой» – в летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. И Викентий Смидович не остался равнодушным к идеям супруги – он собственноручно изготовил громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Ему нравились и незатейливые спектакли, и то, что дети были очень раскованы, и то, что они под присмотром взрослых изучали основы гигиены. А вообще под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры.Одним из самых «шустрых» воспитанников был 5-летний Викентий Викентьевич, которому «науки» давались легко, он, чувствуя себя в детском саду как дома, старался растормошить других воспитанников, вовлекая их в игры. Жаль только, что у доктора Смидовича времени на ребят было мало: Викентий Игнатьевич еще в ноябре 1864 года открыл новое, невиданное доселе учреждение – бесплатную лечебницу для приходящих, где и пропадал большую часть времени. А если и был дома, то чаще всего работал в домашних химической и бактериологической лабораториях или аккуратно вел метеорологические наблюдения, много работал по статистике. Несколько слов о детских садах вообще и о российских в частности. Красивое, хотя и странное, название – «детский сад» – придумал в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель. Он же и создал первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в Блакенбурге. Правда, оно просуществовало недолго, около двух лет, и почему-то было закрыто. Но как потом пояснял педагог, он выбрал такое название из-за того, что, раз дети считаются цветами жизни, то выращивать их должны садовницы, отсюда и детский сад…Интересно, что именно Фребель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. С этой целью педагог создал свой развивающий набор – «Дары Фребеля», по которым «садовницы» учили детишек: шарики из шерсти всех цветов радуги, деревянные шары, кубики, цилиндры.Первым в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем еще в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.Немногим больше просуществовал детский сад и у Смидовичей. Он был открыт в 1872 году, а в 1875 году воспитанники пришли в дошкольное учреждение в последний раз. Очевидно, ангельского терпения Елизаветы Павловны хватило только на этот короткий срок. Но, пожалуй, главной причиной стала все-таки острая нехватка средств.Впрочем, есть еще одно обстоятельство: «душе» детского сада Викентию Викентьевичу исполнилось 8 лет, и его отдали в гимназию. Но, пожалуй, главной причиной стала все-таки острая нехватка средств.Да, многие из вас, уважаемые читатели, его хорошо знают. В 1884 году Викентий с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Чуть позже он увлекся идеями народничества. В 1888 году поступил на медицинский факультет Дерптского университета, повторяя путь отца. В 1894 году несколько месяцев практиковал на родине в Туле, и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.Большинству же читателей он знаком по роду другой своей деятельности – литературной, и по своему псевдониму – Вересаев. Диапазон его творческих устремлений был очень широк. Им написаны романы «В тупике» (1924) и «Сестры» (1933), документальные исследования «Пушкин в жизни» (1926), «Гоголь в жизни» (1933) и «Спутники Пушкина» (1937). Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых «Илиада» (1949) и «Одиссея» (1953) Гомера.А начиналось все с отчего дома и детского сада, который открыла его мама! Так что сегодня, размышляя над тем: «Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад?» тысячу раз подумайте: а стоит ли отказывать малышу в шансе? Вдруг именно в этой среде будут заложены те ростки таланта, которые в будущем дадут щедрый урожай?

И еще статья тоже интересная))

История детского сада уходит корнями лишь в начало 19 века. Первые такие заведения назывались «Школами для самых маленьких». Самую первую «школу» создал Роберт Оуэн в Шотландии. Несмотря на это, родоначальником детских садов принято считать немца Фридриха Фребеля (см. изображение). Он в 1837 году в городе Бланкенбурге открыл собственное заведение для маленьких детей и назвал его детским садом. Т.к. дети – это цветы жизни, у них должен быть свой сад. И первых воспитательниц называли даже садовницами.
Дальше детские сады начинают появляться в других европейских странах. Одновременно с этим начинают появляться и развиваться всевозможные педагогические теории и системы. Заметьте – не до этого, а только одновременно, а зачастую, значительно позже. Чаще всего, детские сады создавались для тех детей, которые не получали вообще никакого воспитания (не все конечно, были и элитные детские сады, где педагоги учили детей по какой-нибудь своей системе). Большинство детей того времени воспитывалось в семьях. Родители не спешили отдавать дитя в чужие руки. Но в 19 веке в Европе получают распространение идеи атеизма. Одно из последствий этого – учащение разводов (которые запрещены в христианстве). Матери вынуждены выходить на работу, чтобы прокормить себя и детей. А дети предоставлены самим себе. Вот тогда, различные общества милосердия начинают создавать группы по присмотру за такими детьми.

Для семей, где мать не работала, не было необходимости в детском дошкольном учреждении. Но чем больше происходила эмансипация женщин, чем больше их меняло семью не карьеру, тем больше появлялось детских садов.

В странах Азии и Ближнего Востока, где традиционно сильна роль семьи, детские сады появились только в середине 20 века. И то, лишь под влиянием западной культуры или коммунистических идей. Где сильнее насаждалась эта самая культура, там раньше и возникали детские сады.

А в мусульманских странах до сих пор еще мало дошкольных учреждений. Но западная культура начинает просачиваться уже и туда, неся с собой тенденцию отдавать ребенка на воспитание в детский сад.

В России первые детские сады появились в середине 19 века, но большого распространения не получили. Главной сподвижницей детсадовского движения в России считается Аделаида Симонович, которая открыла первый в России детский сад – в 1866 году в Петербурге. Но она столкнулась с непониманием со стороны матерей. Ну не могли они взять в толк, для чего отдавать ребенка в детский сад, если у него есть братишки-сестрички, с которыми он играет и общается, и няни-гувернантки, которые научат его всему, что нужно!

В начале 20 века всевозможные «прогрессивно настроенные» деятели и организации начинают проводить разъяснительную работу с населением, убеждая родителей в благе детских садов. Но в основном, это все же учреждения по присмотру за детьми тех родителей, которые вынуждены оба выходить на работу, а вовсе не образовательно-воспитательные.

Во время первой мировой войны наблюдался некоторый рост детских садов. Это связано в первую очередь с тем, что выросло количество беспризорных детей. Общественно-педагогические организации получили возможность усилить деятельность по дошкольному образованию за счет приспособления ее к нуждам военного времени – оказывать помощь детям воинов, открывать народные детские сады и детские очаги с длительным пребыванием в них детей, детские приюты для детей беженцев и т. д.

В период между февральской и октябрьской революциями население было слишком занято политикой. Зато после перехода власти к большевикам, дошкольному воспитанию начинает уделяться очень большое внимание. Еще бы! Ведь теперь провозглашено равенство между мужчинами и женщинами. Женщины повсеместно вовлекаются в рабочий процесс. За детьми нужен пригляд. Ну, под это дело и начинают разрабатывать методики развития и воспитания советского гражданина, начиная с самого раннего возраста.

Конечно, современный детский сад может принести много пользы ребенку. С ним занимаются профессиональные педагоги, его многому там учат. Но все-таки, не стоит забывать, что изначально детский сад был создан для присмотра за детьми работающей матери. Большинство же детей 19 века и все дети до этого воспитывались в семье. И ничего, как-то росли и вырастали. И были среди них и ученые, и поэты-писатели, и государственные деятели, и художники, и даже сам Фридрих Фребель…

Несмотря на то, что сейчас в образовательных дошкольных учреждениях работают в основном женщины, сама идея «детского сада» принадлежит мужчине, как и первое ее воплощение


Фридрих Фребель

История жизни Фридриха Фребеля

Родившийся в 1782 году в семье бедного пастора мальчик был шестым по счету и практически не знал свою мать - она умерла еще до того, как малышу исполнился год. Постоянно отсутствующий отец, занятые своими делами старшие братья и сестры, нехватка элементарной заботы - все это сказалось на развитии мальчика. Даже когда его забрал к себе дядя, Фридрих испытывал недостаток семейного тепла. В школе, в которую его отдали, мальчик не подавал особых надежд, обучение казалось ему тоскливым, а приобретенные знания - непригодными для реальной жизни.


Взрослый Фридрих Фребель активно искал путь в жизни: он учился на лесничего, пробовал себя в разных специальностях, однако все они казались ему скучными. Лишь получив наследство, он стал независимым человеком и вскоре нашел привлекательную профессию. Знакомство с Песталоцци и другими педагогами-новаторами сыграло решающую роль в судьбе Фребеля - он открыл школу для мальчиков. Впрочем, эта школа (как и все его образовательные заведения) довольно быстро закрылась.

Первый детский сад и его «садовницы»

«детский сад» для детей дошкольного возраста. Возможно, таким образом он пытался компенсировать свое унылое детство и подарить другим детям то, чего сам был лишен.

Сотрудниц заведения он называл «садовницами» и настаивал на необходимости их специального обучения. На курсы «садовниц» допускались лишь женщины, окончившие школу, опрятные, доброжелательные, хорошо относящиеся к детям. Стоит отметить, что Фребель сам отбирал претенденток на работу и считал, что от них во многом зависит слаженная работа детского сада.

До появления фребелевского сада в мире существовали лишь стандартные школы для детей старшего возраста и монастырские приюты для малышей. Причем вторые были предназначены не для обучения и развития, а лишь для содержания детей. По задумке, детский сад не должен был заменять ребенку семью, а лишь оказывать помощью матери. Фребель всегда был рад родителям, которые приходили на занятия, чтобы освоить новые методики воспитания.

Инновационность подхода Фребеля заключалась не только в возрасте воспитанников, которых брали в дошкольное учреждение, но и в самой образовательной методике. «Папа» детского сада разработал первые пальчиковые игры, собрал сотни песен для занятий, создал первую детскую мозаику и множество игр для развития мелкой моторики. Особой популярностью пользуется первый конструктор, являющийся одним из «даров» Фребеля.

Несмотря на старания Фребеля, детский сад был закрыт, поскольку программу образования в нем сочли атеистической.

«Дары» Фридриха Фребеля

Будучи основоположником дошкольного образования, Фребель был вынужден разработать свой дидактический материал, получивший со временем название «дары Фребеля». Развивающих комплектов, предназначенных для игры, было шесть.
Первый «дар» состоял из восьми подвешенных на веревочках шерстяных шариков (все цвета радуги и белый). Их предлагалось раскачивать, трогать, прятать от малыша и т.д.

Второй «дар» - это шар, цилиндр и куб одинакового размера. С помощью этих фигур ребенок должен был освоить азы геометрии, конструирования, простейшие свойства форм (шар катится, куб неподвижен, цилиндр совмещает эти свойства). Наконец, «дары» 3 - 6 представляли собой кубы, разделенные на мелкие детали, предназначенные для строительства.
К каждому набору «даров» Фребель прилагал и образец работы с ним. Из конструктора можно было создавать «формы жизни» (дома, мосты, башни) и «формы красоты» (мозаичные симметричные узоры).

Современные педагоги видят у системы «даров» Фребеля лишь один недостаток - места для фантазии почти не остается, ребенок должен действовать строго по инструкции.

Наследие Фребеля

При жизни Фридриху Фребелю не удалось добиться признания своих методик, однако в последующие годы они были оценены по достоинству и воплощены по всему миру. Талантливого педагога по праву считают одним из основателей дошкольного образования, а его «дары» десятками тысяч раскупаются современными родителями.

Несмотря на две сотни лет, прошедшие с момента создания его образовательных программ, ими до сих пор активно пользуются в детских садах Европы, России, бывших стран СССР. Да и само понятие «детский сад» плотно вошло в нашу жизнь.
На могиле Фридриха Фребеля установлен памятник в виде куба, шара и цилиндра - его первой педагогической разработки, известной практически каждому ребенку.

В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Они были частными, платными и недоступными для бедных люден.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге в 1866 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович. С 1866 по 1870 г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы.

Организация и направление воспитательной работы в первых детских садах в России были различными. В отдельных детских садах применялась система Фребеля. Такие детские сады открывались чаще всего немками, жившими в России, или русскими педагогами, окончившими курсы при женских учительских семинариях в Германии, а также лицами, изучившими практику работы немецких фребелевских детских садов. В других детских садах воспитательницы искали новые пути работы, исходя из критики системы дошкольного воспитания Фребеля и фребелев-ских детских садов, опираясь на высказывания К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого и других русских педагогов.

В детском саду С. А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г., стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься “по своему вкусу”, но при постоянном надзоре детской “садовницы”. Люгебиль наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами в их развитии, вела записи этих наблюдений. Весной и осенью все игры и занятия детей протекали в саду, воспитательницы проводили экскурсии со старшими детьми в природу; зимой дети тоже гуляли, катались с ледяной горки и т. п. Воспитательницы приглашали родителей присутствовать и наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы, как надо воспитывать детей.

Любовь к детям, близость к ним, активность С. А. Люгебиль в детских играх, занятиях и ручных работах, умение рассказывать сказки и рассказы, живо проводить беседы, стремление руководительницы каждую игру и занятие подготовить заблаговременно снискали ей расположение и детей, и родителей. В одной "из статей в журнале “Современник было написано: “Дети так привыкают к детскому саду, что потом домой нередко приходится уводить их силою и со слезами; это, думаем мы, служит самой лучшей рекомендацией детского сада”.

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились также и в детском саду А. С. Симонович, существовавшем в Петербурге с 1866 по 1869 г. В периодической печати того времени он отмечался как “лучший и разумнейший”.


Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в г. Туле Е. П. Смидович. Платный детский сад и элементарная школа Е. П. Смидович имели общее хорошее помещение, необходимое оборудование, учебные пособия, гимнастические снаряды, просторный двор для детских игр и содово-огородных работ. Воспитательницы этого детского сада вели работу по заранее намеченному плану, отступая от него в случае необходимости; они предоставляли также детям все возможности проявить инициативу и самодеятельность. Ежедневно отводилось время для свободных игр и занятий детей. Использовались некоторые ручные занятия по Фребелю (складывание из бумаги, вырезание, рисование, лепка, постройки из материалов и т. д.), но они не были строго регламентированы. Употреблялось много строительного материала из дерева: бруски, доски, кубики разных размеров, чтобы дети, осуществляя свои замыслы, могли выполнять разнообразные постройки, проводить коллективные строительные игры и занятия. Ручные работы в этом детском саду обычно сопровождались рассказами и беседами о материале, о форме вещей и т. д.; старшие дети решали простые арифметические задачи, задавали друг другу загадки. Иногда во время этих занятий пели песни. Старших детей систематически обучали рассказыванию; темами были русская природа, жизнь русского народа.

В качестве уступки родителям, которые скорее хотели видеть детей грамотными, в детском саду для шестилеток было введено обучение грамоте, письму и счету в систематическом порядке.

Весной и летом в детском саду занятия сильно изменялись: многие из так называемых “сидячих занятий проводились на открытом воздухе, в саду. Весной и летом дети вели наблюдения за разными насекомыми, следили, на каких деревьях они любят жить, собирали гусениц и наблюдали за их превращением. кормили их. Осенью собирали семена и сохраняли их до будущей весны. С первых дней учения дети легко входили в общую жизнь класса. У них не было тех проявлений индивидуализма, каким очень. часто отличались дети, пришедшие в школу из семьи.

Заслуживает. внимания и практика платного детского сада и элементарной школы. В. Соловьевой в Москве. В этом детском саду стремились обучение на занятиях поставить так, чтобы возбуждать у детей внимание и интерес к делу, самостоятельность мысли и действия. На занятиях ручным трудом воспитательницы индивидуально подходили к каждому: “всякому назначается работа, соответственная силам и умению”. Чтобы обеспечить естественный переход детей от игр и занятий детского сада к систематическим занятиям в школе, была сделана попытка включения некоторых игр и занятий, детского сада в I класс школы (рисование, лепка, пение, детские игры). Во всех классах элементарной школы занятия ежедневно оканчивались, как и в детском саду, подвижными играми.

Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам (например, детский сад в Иркутске, открытый в 1869 г.).

В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей “низших слоев населения. Это было благотворительное учреждение при “Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери которых работали вне дома. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, священному писанию, проводились подвижные игры и некоторые ручные работы (рисование, плетение, вырезание, строительные игры и др.), старшие дети один час в день занимались чтением и письмом и один час - беседами с педагогом. Просуществовав несколько лет, детский сад закрылся из-за отсутствия средств.

Царское правительство не поддержало инициативу частных лиц, открывавших детские сады в 80-х годах XIX в.; в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам снизился. В это время большее распространение имели детские приюты.

Фраза о том, что «дети - цветы жизни», знакома многим. Можно сказать, она зародилась в XIX веке, когда в Германии появился первый Kindergarten - «детский сад», где малыши могли развивать свои навыки под присмотром добрых и мудрых «садовниц». У истоков этой идеи стоял педагог Фридрих Фрёбель. Вскоре его теория стала популярна во многих странах, в том числе и в России. Последовательниц ее в конце XIX — начале XX веков в Российской империи называли «фребеличками». Благодаря одной из них в 1863-м году в Петербурге и был открыт первый в стране детский сад.

Деятельная «фребеличка»

Аделаиде Симонович было 22 года, когда она совершила настоящий переворот в российской системе воспитания детей.

Аделаида Симонович с дочерью, 1864 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Теорией общественного дошкольного воспитания она увлеклась во время своей поездки в Швейцарию. С ранних лет средняя дочь четы Бергман, хозяев небольшой лавки колониальных товаров, тяготела к наукам. Она блестяще сдала экзамен на право работать домашней учительницей, но пылкой целеустремленной натуре этого было мало. Он стала «бредить» об университетском образовании. Воплотить в России свою мечту она не могла: в те годы «особам женского пола не дозволялось посещать университетские лекции». Тогда вместе со своим мужем Яковом Симоновичем она отправилась за границу, где господствовали более демократичные правила в сфере образования.

Молодых людей влекли передовые идеи, они хотели обосноваться в Европе, где могли бы открыть свою «свободную школу», посещать занятия которой могли бы эмигранты. Но судьба распорядилась иначе.

Однажды Аделаида попала на курс лекций, в которых рассказывалось о работе детских садов в Женеве. Организованы они были по фрёбелевской системе, названной так в честь Фридриха Фрёбеля. Знаменитый в те годы педагог был ярым сторонником идеалистической немецкой философии и считал, что педагогика должна основываться на ее принципах. По его мнению, главной задачей дошкольной подготовки является воспитание развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. А достичь этого в 3-4-летнем возрасте проще всего через игру.

От теории Фрёбель перешел к делу и в 1840-м году в Бланкенбурге открыл первое учебное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Говоря о необходимости, заботливого «взращивания» молодого поколения, он проводил аналогии с растениями в саду. Поэтому культивированием у детей желательных социальных навыков, по его мнению, должны были заниматься «садовницы». Фактически впервые в истории он создал целостную систему общественного дошкольного воспитания, обогащенную практическими пособиями.

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Фото: Public Domain

Его «ноу-хау» не оставило равнодушной Аделаиду и ее супруга: Симоновичи приняли решение вернуться в Россию, чтобы воплотить в жизнь смелый в те годы эксперимент и открыть на родине «детский сад».

«Звено между семьей и школой»

Первый детский сад в России был платный, и позволить отдать свое чадо могли состоятельные родители. За детьми присматривали «садовницы», которые, по мнению Аделаиды, должны были быть «образованы, энергичны, строги, но не злопамятны, взыскательны, но не придирчивы». Для малышей были созданы комфортные условия: был двор с садиком для игр и занятий, просторные залы и рекреации.

Детям в процессе игр показывали жизнь крестьян, учили русскому народному творчеству.

«Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от трех до семи лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили, - писала Аделаида. - Цель детского сада - физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой».

При этом она подчеркивала, что между занятиями школы и детского сада должна быть строгая черта: «Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою».

«Школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою», - считала Аделаида Симонович. Фото: Public Domain

Несмотря на популярность заведения, средств на его содержание стало не хватать. В 1869-м году он был закрыт.

Семья Симоновичей перебралась на Кавказ, где в начале 70-х годов открыла детский сад в Тифлисе. Лишь в 1878-м году они вернулись в Петербург.

Первый бесплатный

Стоит отметить, что идею Аделаиды вскоре подхватили представительницы благотворительного «Общества дешевых квартир в Петербурге». В 1866-м году под их патронажем открыли так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения, который был абсолютно бесплатным.

Там детей знакомили со священным писанием, учили молиться, рисовать и лепить. При заведении работала также школа, была прачечная и кухня и швейная мастерская для пошива детского белья.

Содержание таких учреждений было достаточно затратным и поэтому они не могли долго продержаться без поддержки. Кроме того в городе стали появляться противники таких заведений. В числе них были врачи, которые называли детские сады рассадниками болезней. Они отмечали, что в садах воспитанники становятся слишком нервными, так как «садовницы» делают ставку на умственное развитие малышей. Кроме того мелкие работы плохо сказываются на зрении, а пение - на голосе.

В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады. Фото: Public Domain

В итоге, историки отмечают, что развитие дошкольных учреждений шло крайне медленно. В итоге в начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. Эта сфера практически не финансировалась. Так, к примеру, в 1913-м году в государственном бюджете по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год.

Все изменилось в 1917 году. Уже в ноябре была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшая бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Осенью 1917 года в России было уже 280 детских садов.