Владычество Римской империи, набеги варварских племён, арабские завоевания, инквизиция, Реконкиста, колонизация и многое другое – за долгие годы и века история потрепала испанское государство не меньше остальных. Во многом отсюда и происходит неоднозначный испанский характер , мечущийся между бесконечными танцами и фестивалями с одной стороны и сильными католическими ценностями с другой. К тому же, в Испании живёт множество разных народов, которые говорят на разных языках и имеют разные обычаи.

Понять испанцев удается не всегда. Но, по словам эмигрантов и опытных путешественников, проще всего это сделать, если запомнить важную особенность их характера: превыше всего они ценят собственное удовольствие. А любое действие, которые не приносит радости, становится почти бессмысленным. В поисках весёлого досуга валенсийцы, каталонцы, баски и другие народы Пиренейского полуострова готовы отдать всю свою энергию и силы. А вот на работе, наоборот, никто никуда не торопится. Считается, что самое любимое время для испанца – это сиеста. Послеобеденный двухчасовой перерыв на сон является настолько незыблемым, что всякого, кто находится в это время на ногах или занимается делами, могут посчитать безумцем.

Так как испанцы далеко не трудоголики, в их обществе нет сумасшедшего стремления много зарабатывать и во что бы то ни стало быть богатым. Конечно, вряд ли кто откажется от своего дома и хорошей машины. Но только если это интересно и увлекательно, а не потому что надо быть не хуже соседа. К слову, отношение к авто на Пиренеях особенное: даже если владелец обнаружил на машине вмятину или царапину, торопиться в сервис он не станет. А может быть, и вовсе отложит эти неинтересные технические дела на потом.

Неспроста одно из самых популярных слов в испанском языке – это "маньяна" , что дословно переводится как "завтра", но зачастую сопровождается пожиманием плечами и означает "как-нибудь потом, а скорее всего никогда".

Многие также рассказывают, что испанцы непредсказуемы. А определяющей чертой местной ментальности является "индивидуалиссимо" – это значит ставить свои интересы выше других . Так что лезть вон из кожи ради общего блага в Испании, скорее всего, никто не станет. При этом есть и другая сторона медали: редко встречается зависть, а люди не терзают себя угрызениями совести и чаще остаются на позитиве. Ведь главное главное в жизни – расслабиться и быть счастливым.

Иногда даже не смотря на закон. Например, почти на всех средиземноморских пляжах запрещено ставить палатки, разжигать костёр, готовить еду – словом, разбивать лагерь для отдыха. Но обычно в Испании это никого не волнует. Более того, окажись вы рядом с шумной компанией, вас обязательно позовут присоединиться и отдыхать вместе. Вообще, испанцам исторически присуще пренебрежение к правилам и законам. Обуздать бесшабашные настроения пытался диктатор Франциско Франко в 40-70 годах прошлого века. Но безуспешно.

Наверное, не найдется такого человека) который бы не встречался с испанцем
хотя бы в мечтах. Для многих иностранцев испанец - это невысокий человек с
оливковой кожей, волосами цвета воронова крыла и огненным взором. Мужчины
слишком горды и самоуверенны для своих размеров. Прекрасные женщины вечно
наряжены в цветастые платья фламенко и ходят с кастаньетами. Иногда
испанцы, конечно, работают, но чаще и лучше всего они поют, танцуют,
играют на гитарах, убивают быков, а время от времени - и друг друга.
Как и в большинстве стереотипов, в этом расхожем мнении, распространяемом
литературой, оперой и кинофильмами, есть доля истины, но, конечно, только
этим стереотипом все не исчерпывается.
Во-первых, хотя смуглая кожа, доставшаяся в наследство от мавританских
завоевателей, и обычна на юге страны, далеки не все испанцы относятся к
средиземноморскому типу. По всей стране можно видеть белокожих и
голубоглазых кельтов (особенно много их на северо-западе) и белокурых
потомков вестготов, которые в произвольном порядке перемешаны с потомками
римлян, до сих пор имеющими сильное сходство со статуями в итальянских
музеях. На испанских лицах отразились многочисленные вторжения
захватчиков, а в городе Херес на лицах сеньоров и сеньорит чувствуются
отголоски черт британцев, которые торговали одноименным вином.
Во-вторых, как и везде в мире, люди растут. Армейская статистика
показывает, что призывники стали теперь на целый дюйм выше, чем 10 лет
назад, и эта тенденция, по-видимому, будет сохраняться.
Человек, впервые увидевший Испанию в одном из больших городов, таких, как
Мадрид или Барселона, и потолкавшийся на улицах среди десятков рослых
блондинов, в первый момент может удивиться, куда же подевались все эти
бренчащие на гитарах испанцы. Улицы заполнены панками с ирокезами, одетыми
с иголочки бизнесменами, толпами мчащихся людей, штурмующих автобусы и
вытекающих из дверей впечатляющих современных офисов и, судя по выражению
их лиц, обсуждающих чрезвычайно серьезные проблемы, и всеми прочими типами
людей, характерных для любого современного европейского города Однако,
приглядевшись поближе, вам удастся обнаружить уникальную сущность
испанского характера, ту самую, которая вдохновляла писателей - от Дюма до
Хемингуэя - и композиторов - от Моцарта до Бизе - своей чистой и красочной
силой. Если какая-либо страна и менялась за одну ночь, так это Испания.
Но, несмотря на новые телевизионные программы, новые моральные нормы и
сближение страны с Европейским сообществом, Испания все еще остается такой
же своеобразной, какой она и была раньше.

История испанского характера

Современные испанцы, как и их предки, стараются сделать как можно меньше и
в то же время укрепиться в своем превосходстве над ближайшим соседом. Они
все еще своенравны и темпераментны и обладают массой прочих национальных
недостатков, которые с избытком покрываются одним их завидным достоинством
-любовью к жизни. Чтобы понять определяющие черты этой смеси, которую и
можно назвать испанским характером, необходимо учесть четыре фактора,
которые его формировали: знатность, вторжения захватчиков, регионализм и
солнце.
Со времен раннего средневековья, когда христиане начали отвоевывать
территории у арабских захватчиков, дворянские титулы настолько
размножились, что теперь около половины населения Испании может предъявить
какие-либо права на титул. Часто говорят, что в Испании даже нищие -
дворяне.
В основе такого «размножения» знати лежит низший титул - идальго, что
означает «чей-то сын». Термин часто связывают с понятием фуэрос,
королевскими привилегиями крестьянам-воинам, отвоевывавшим страну. Такие
привилегии позволяли крестьянам основывать поселения, пользующиеся
относительной независимостью от короны. Фактически же этот титул давался в
качестве награды за такие разнообразные подвиги, как рождение подряд семи
сыновей или содействие развитию промышленности в XVIII в.
Первоначально идальго запрещалась любая деятельность, которая могла
помешать им выполнять воинские обязанности. Однако после того, как
закончились Реконкиста и последовавшее за ней покорение Америки,
социальный статус идальго стал таковым, что они считали работу ниже своего
достоинства. Идальго могли служить только в армии, в администрации или
посвящать себя церкви, а соответствующих должностей на всех не хватало.
Таким образом, десятки тысяч людей из-за своего социального положения
оказались в условиях жестокой нищеты. Ни один дворянин не стал бы позорить
свое имя и титул, унижаясь ради материального благополучия. Казанова в
своих мемуарах описывает, как во время поездки по Испании он отправился к
сапожнику. Сапожник попросил у Казановы извинения за то, что он не сможет
ему сделать обувь, поскольку его титул не позволяет ему наклоняться и
снимать мерку с ноги, а нанять помощника он не в состоянии.
Наследственное презрение к работе, которое иностранец скорее всего
ошибочно примет за лень, объясняет широкое использование слова маньяна.
Именно по этой причине банковский служащий среднего звена и механик из
гаража большей частью находятся не на своих рабочих местах, а в кафе. В
этом причина отстраненного выражения на лице коридорного гостиницы, и,
конечно, это же лежит в основе неэффективной работы государственных
чиновников, которая подчас превращает такие простые вещи, как получение
паспорта, в длительное испытание. Состоятельные испанцы пользуются
услугами хестора - человека, который за определенную плату будет стоять в
очередях, сражаться с чиновниками, преодолевать бюрократические процедуры
и использовать все свои силы и связи для получения документа, на что в
любой другой стране ушло бы пять минут.
На испанском характере сильно отразились и волны завоеваний. Были времена,
когда испанские христиане жили бок о бок с иностранными поселенцами,
наслаждаясь обменом идеями и опытом, что привело к возникновению богатого
культурного наследства. Однако гораздо чаше вторжение чужой культуры
заставляло испанцев ощущать себя гордыми и независимыми защитниками
собственных привычек и верований. Испанец стал относиться к чужакам с
недоверием. Он замкнулся в пределах группы, которой мог доверять, - в
религиозной общине, в своей деревне или в своей семье - и расширял круг
союзников только в случае, если силы врага превосходили его собственные.

Индивидуализм

Результатом идеологической изоляции стал высокомерный индивидуализм. В
Испании слово «индивидуализм» означает не эксцентричность, а эгоцентризм,
и слово «высокомерие», которое везде считается бранным, здесь используется
в качестве похвалы. Испанцы имеют странную привычку гордиться тем, что
может быть названо их национальными недостатками.
Высокомерный индивидуализм проявляется в национальной привычке не идти, а
шествовать, в том, что, приветствуя друг друга, испанцы не говорят, а
кричат, и в значительной мере - в отсутствии «корпоративного духа».
Испанцы завидуют простоте, с которой жители других стран образуют
коллективы, действуют в рамках цивилизованной организации и, таким
образом, собирают достаточно сил, чтобы выполнить задуманное. В Испании у
каждого есть свое собственное мнение. Когда же цель наконец достигается,
происходит это потому, что всем надоедает слушать доводы других и они
отступают, позволяя в конце концов одному человеку принять решение.
Веселье в Испании неразрывно связано с большими шумными толпами. Тому
несколько причин, но главная - солнечная погода, выгоняющая в лучшее время
года всех на улицу. Общительность является нормой. Это никак не
противоречит индивидуализму в известном иберийском смысле, поскольку все
понимают, что, чем больше собрание, чем больше потенциальная аудитория,
тем больше внимания вы привлечете к себе. Естественно, в описании
количества подружек, друзей, мускулатуры и прочитанных книг присутствует
изрядная доля хвастовства, а богатство выставляется напоказ. Тем не менее,
в основе испанского высокомерия лежит полная самодостаточность, которой не
требуется материальная поддержка. Это высокомерие выражается при помощи
остроумных высокопарных фраз, внешности, учтивости, благородства и
гордости; часто самый высокомерный человек обладает наибольшим шармом.

В вихре светских удовольствий
Лучшее место для демонстрации искусства самовосхищения - бар. Наиболее
важно амбьенте, или количество шума и народа вокруг. Если нет шума, то нет
и жизни - испанец бежит от спокойствия. Трудно определить, кто создает
больше шума в баре: кричащие друг на друга завсегдатаи - поскольку было бы
натяжкой сказать, что они разговаривают, - или гремящие стаканами
официанты. Определенно можно сказатьлишь то, что стоящий в углу, высоко на
палке, телевизор, включенный на полную громкость, слышно с трудом.
Предметом оживленной дискуссии может стать все, что угодно. Испанцы
чрезвычайно ясно выражают свои мысли и смело пользуются всем содержимым
Королевского академического словаря. Разговор может принять форму
литературного представления с цитатами и декламацией. В то время как
количество людей, читающих книги, довольно незначительно (по европейским и
американским стандартам), те испанцы, которые читают, имеют хороший вкус.
Недавние исследования, проведенные в тюремных библиотеках страны,
показали, что более всего читают два сборника поэзии, а в первую десятку
вошла «Одиссея» Гомера.
О легкости, с которой испанцы самовыражаются, можно составить впечатление,
посмотрев телепрограмму новостей. Прохожие, которых опрашивает репортер,
говорят выразительно и без малейших признаков стеснительности, ведь
выражением своего мнения они занимаются большую часть дня.
За вечер группа умеренно пьющих испанцев может посетить два или три
окрестных заведения и съездить в три или четыре на другом конце города.
Даже в самых крупных городах бар - это то место, где всегда можно
встретить друзей. Держаться трезвыми помогают тапас или аперитивос
(закуски) - кусочки жаренного на шампуре мяса, омлет, маслины и ветчина.
Испанская гордость не допускает вызванной алкоголем потери контроля над
собой. Испанец пьет для увеличения своего великолепия и останавливается,
как только язык начинает заплетаться.
Иностранцы, посетившие Испанию во время фиест, когда весь город прекращает
работать, чтобы предаться массовому потаканию своим слабостям, покидают
страну с ложным впечатлением, что все местное население - пьяницы.

Щедрость
Третью часть национального дохода Испания тратит на еду, напитки и табак.
Снобизм предписывает курить американские сигареты, а не практически
идентичные местные, что вынуждает испанских производителей табака
рекламировать свою продукцию, используя образы калифорнийских блондинок.
С едой все обстоит иначе. Заведения «фастфуд» вызывают в Испании интерес
только у подростков, гоняющих на мотоциклах, а также у спешащих конторских
служащих. В целом же испанцы предпочитают испанскую кухню. Испанскую идею
гурманства выражают холодная ветчина хамонсеррано (горная ветчина),
колбаса и дары моря, вымоченные в холодном сухом хересе или пиве.
После окончания еды удовлетворенный испанец радостно расплачивается по
счету, который часто составляет значительную часть его месячной зарплаты.
Когда два человека спорят друг с другом о том, кто будет платить, они
делают это совершенно искренне. Если испанец вступает в беседу с
иностранцем, то она скорее всего кончится приглашением на кофе или на
пиво. На юге хозяева баров так любят угощать клиентов напитками за счет
заведения, что остается только удивляться, как они при этом еще имеют
какой-то доход. Молодежь редко покупает сигареты. Чаще всего их «стреляют»
у прохожих, которые раздают их царственным жестом.
Испанцы с трудом могут понять какое-нибудь удаленное от них бедствие,
например голод в Эфиопии, но на то, что непосредственно пробуждает в них
эмоции, отвечают со всей сердечностью. Большинство нищих живет довольно
неплохо, а некоторых даже сажают в тюрьму за то, что они сделали
состояния, рассказывая прохожим вымышленные истории. Испанцы также вежливо
беспомощны и щедры в отношении собственного времени. Если иностранец
спрашивает какой-либо адрес, то, как правило, его просто проводят до
места. В то же время, чтобы не разочаровать спросившего испанец скорее
направит его по неправильному пути, чем признается в том, что не знает
верного.
Чтобы украсить свое высокомерие, изрядная часть зарплаты тратится на
одежду. Традиционно черная или абсолютно белая одежда сменилась цветными
нарядами. В сельских районах представители старшего поколения все еще
носят траур в течение нескольких лет после смерти родственника и иногда
вынуждены проводить в черном весь остаток своей жизни, потому что когда
кончается одни траур, то умирает другой родственник и т.д., а принимая во
внимание размер испанских сельских семей… В городах этот обычай большей
частью исчез.

Регионализм
Между испанцами севера, юга, востока и центра существуют значительные
различия. Любят говорить, что испанская нация - это миф, мечта политиков и
идеологов. Бесчисленные правители пытались при помощи браков или железной
пяты духовно и политически объединить примерно 38 млн. анархических
индивидуалистов, говорящих на четырех языках и семи диалектах. После
окончания гражданской войны Франко, заявивший об «одной большой и
свободной Испании», сделал все, что мог чтобы уничтожить любые проявления
региональных: различий. Он запретил публично использовать любой язык,
кроме кастильского, а также давать младенцам при крещении местные имена.
Сорок лет спустя взрыв регионализма был настолько велик, что человек,
говорящий по испански, должен был запастись словарем и изрядным терпением,
приезжая, например, в Каталонию, где использованию кастильского
(испанского) препятствовало местное правительство.
Бюрократы от туризма придумали фразу, которая хорошо отражает разнообразие
климата, ландшафтов и типов: «Испания - все, что под солнцем». Жаркая и
солнечная Андалусия воплощает этот образ, с которым иностранцы обычно
отождествляют всю Испанию. В этом обширном районе, где арабское сияние
было самым длительным, наиболее остро выражен восторг жизнью, сочетающийся
с острым трагическим фатализмом. Андалусиец видит обожженные солнцем лица
крестьян, в которых отражается выжженная солнцем, засушливая страна, и
знает, что жизнь жестока, но одновременно и изысканно прекрасна.
Андалусиицы - наиболее высокомерный, разговорчивый, склонный к юмору народ
Испании.
Напротив, галисийцы, населяющие на северо-западе зеленые, дождливые,
туманные долины, - консервативные, осмотрительные люди, в основном рыбаки,
пастухи и фермеры с некоторой примесью табачных контрабандистов (этому
способствуют бесчисленные укромные морские бухточки), говорящие на языке,
близком к портутальскому. Они пользуются репутацией угрюмых людей, как и
их северные двоюродные братья - шотландцы. Так же как и последние, они
потомки кельтов, играют на волынках и эмигрировали из своей страны толпами
из-за тяжелой жизни и бедности.
Двигаясь дальше вдоль северного побережья, мы попадаем в страну
трудолюбивых и сильно пьющих басков, которые уже давно пытаются добиться
независимости от остальной Испании. Многие считают их потомками первых
поселенцев на полуострове - иберов. Их уникальный язык - баскский, или
эускера, - не проявляет сходства ни с одним из известных языков. А их
грубые виды спорта, такие, как рубка дров и поднимание валунов, заставляют
остальных испанцев считать их по уровню развития чуть выше неотесанной
деревенщины.
Сильно отличаются от остальных испанцев утонченные каталонцы, несколько
столетий находившиеся под правлением французов и вобравшие в себя все
тонкости парижской культуры и жизни. С басками их, однако, объединяет
желание разорвать связи с остальными частями страны.
В то время как богатые баски и каталонцы рассматривают все то, что
находится к югу от их границ, как дорогостоящий придаток, кастильцы
предпочитают объединение. В конце концов, именно гордые и суровые
кастильцы с неплодородных центральных равнин выдвинули идею единой Испании
и навязали ее всем остальным.
Острый регионализм смягчался миграцией из центра и с юга в богатые
северные и прибрежные провинции, а также из сельских районов в города. В
настоящее время наименее населенная часть Европы находится в часе езды от
Мадрида.

Семья и секс
Испанская семья представляет собой большой и любящий клан, в котором
взаимная терпимость и прочная поддержка являются нормой. Пройдитесь по
парку после обеда, и вы убедитесь, что испанец - счастливое и спокойное
существо, которое никогда не станет отверженным в своем кругу. Самый
отъявленный головорез выходит на прогулку с опирающимся на одну его руку
дедушкой, в то время как за другую руку цепляется маленькая двоюродная
сестренка.
Честь, права или работа сестер, братьев, теток, троюродных братьев и даже
своячников защищаются в Испании яростно. Для того чтобы наиболее
эффективно задеть человека, необходимо оскорбить его мать, а в случае с
женщиной - ее ребенка. Дети должны быть одеты лучше всех в мире и больше
всех избалованы. Однако, несмотря на то, что детей постоянно портят, они
добродушны и дружелюбны. Дети сопровождают повсюду своих безумно любящих
родителей, с которыми они не расстаются даже ночью. С самого раннего
возраста дети приучаются ощущать свою значительность, и это одна из
главных причин эгоцентризма взрослых.
Испанцы редко верны одной женщине. Вплоть до недавних пор допускалось и
даже было в порядке вещей, что женатый мужчина заводил женщину на стороне.
Жена, которая вела домашнее хозяйство и рожала наследника, рассматривалась
им почти как святая, и очень часто к ней относились с почтением, обычно
оказываемым матери. Для «повседневных нужд» муж находил менее достойную
почитания особу женского пола. Жены обычно терпели такие выходки, считая
их частью мужской сущности, до тех пор, пока они оставались в тайне от
окружающих. Если же по какой-либо оплошности эти моральные проступки
становились явными и пятнали семейную честь, супруга могла превратиться в
мучительного тирана.
В наше время мужчины не заводят вторую женщину большей частью потому, что
не в состоянии ее содержать, однако продолжают развлекаться вне брака.
Женщины же стараются не отставать в этом отношении от мужчин. Однако
больше всего изменений происходит в добрачных взаимоотношениях.
Слово новьязго (помолвка) обозначает состояние, которое у пар из
малоимущих слоев населения длится примерно 10 лет, пока они копят деньги
на постройку дома, и используется в настоящее время крайне редко.
Донжуанство стало неотъемлемым свойством обоих полов, которые до
вступления в законный брак меняют партнеров почти с одинаковой частотой и
легкостью. На количество людей, живущих вместе без обручального кольца,
указывает резкое снижение официально зарегистрированных браков: 300 347 в
1975 г., а 20 лет спустя-180 000.
Перемены произошли в основном из-за освобождения женщин. По многим
причинам, включая стремление Франко затормозить прогресс, влияние церкви и
бедность, освобождение женщин в Испании произошло позднее, чем в остальных
развитых странах. Еще в 1980 г. женщина должна была получать письменное
разрешение своего мужа на путешествие по стране или для открытия
банковского счета на свое собственное имя.
Наверное, наиболее ошеломляющим было то, что такое изменение в поведении
полов было одобрено всеми, за исключением наиболее упорных консерваторов.
Впрочем, большая часть общества всегда считала, что мораль, время от
времени надо нарушать для придания жизни большей пикантности. В какой
другой стране вице-президент может иметь кроме жены еще и широко известную
общественности любовницу и не вызывать при этом справедливого негодования
даже после обзаведения внебрачным ребенком? Или где еще женатый
министр-социалист может назначать свидание богатой путешественнице при
всеобщем любопытстве, одобрении и ликовании? Кто будет осуждать то, что
привлекательная Эспаньола проделывает в уединении своего будуара с
Дон-Жуаном, когда голоса о сдержанности приравниваются к пропаганде
диктатуры?
Движение радикальных феминисток, вспыхнувшее было после смерти Франко,
погасло, не успев разгореться, показав тем самым, что оно становится все
менее нужным.
Хотя в университетах женщины составляют половину учащихся, не многие из
них занимают руководящие посты. Женщины заканчивают свою карьеру на постах
среднего уровня. В настоящее время, когда рождаемость упала до 1,3 ребенка
на семью и женщины менее привязаны к домашнему хозяйству, ситуация может
улучшиться. Единственное, что кажется определенным, так это то, что,
несмотря на улучшение положения женщин, достигнутое благодаря запоздалому
движению за равноправие, и несмотря на то, что женщины теперь могут
гораздо глубже вторгаться на исконно мужскую область, в Испании феминизм и
проблема равноправия являются предметами эстетики, и такое отношение к ним
будет преобладать всегда.

Религия
Как это ни покажется странным, суетные страсти не мешают религиозным
чувствам. Религиозные праздники в Испании отмечают с вином, танцами и
прочими излишествами, сопровождающими веселье. В начале Великой пятницы,
когда Христос нес свой крест на Голгофу, мужчины проносят по битком
забитым публикой и залитым лунным светом улицам Севильи огромную платформу
с Девой Марией Макаренской. Тысячи голосов оглашают ночь криками «Гуала!
Гуала!’ (‘ Отлично! Отлично!»), оркестр затягивает веселенький мотив, а
Дева Мария, несмотря на бриллиантовую слезу в глазах, исполняет короткий
чувственный танец. Недостаток уважения? Нет - всего лишь фамильярность.
В своей книге «Испанец и семь смертных грехов» Фернандо Диас Плаха
утверждает, что у испанца есть нечто вроде персональной телефонной связи с
Богом, а Бог предстает в человеческом обличье, и никак иначе. Этого Бога
можно подкупить при помощи частного удобного для обеих сторон соглашения
(«Ты поможешь моему сыну сдать экзамен, а я пожертвую бедным тысячу песет.
Ты поможешь мне заключить эту сделку, найти друга жизни, выиграть эту
поездку за границу, а я обещаю…»).
Многочисленные Девы Марии и святые часто используются испанцем в качестве
посредников для общения с Богом, и во многих церквах перед их
изображениями стоит маленькая свечка и коробка с прорезью. Вы жертвуете
монетку; зажигаете одну из свечек, после чего просите святой милости.
Для верующего Бог - терпеливое существо, которое понимает слабость
человеческой плоти и легко прощает. Испанцы иногда настолько полагаются на
его понимание, что Бог становится как бы соучастником их деяний.
На мессе люди ведут себя с меньшими формальностями, чем если бы они были в
доме своего близкого друга. Опаздывают, громко приветствуют знакомых,
двигают стулья, а на прибрежных курортах приходят в церковь прямо в
купальных костюмах. Церемония длится всего минут двадцать, однако еще до
того, как священник благословит паству у дверей образуется свалка.
Необходимо делать различие между удобными отношениями испанца с Богом и
его отношением к институту Церкви. Для многих Церковь олицетворяет
репрессии периода диктатуры. После победы в гражданской войне Франко
посадил епископов в парламент и в Государственный совет и поставил
начальное и среднее образование под контроль духовенства. Люди, которым
сейчас исполнилось 25 лет, помнят бесконечные процессии со свечами на
закате к святым мощам, а также то, как священники в школе заставляли их
засовывать в обувь маленькие камешки для вящего покаяния. Взрослых же
больше всего выводила из себя церковная цензура всех сфер культурной
жизни. В результате после смерти Франко газетные прилавки и кинотеатры
заполнил поток порнографии. В настоящее время любопытство удовлетворено, и
сбыт такого рода продукции снизился. Многие из тех, кто называют себя
римскими католиками, загорают на нудистских пляжах, открытых в некоторых
местах испанского побережья. В настоящее время несколько муниципалитетов
экспериментируют с нудистскими плавательными бассейнами для всех желающих.
Тем не менее не так давно в Галисии церковный священник возглавил группу
селян, которые с палками и дубинками напали на нудистов, расположившихся в
укромной бухточке.
В определенной степени из-за недовольства контролем со стороны духовенства
за своей жизнью (а испанцы никогда не были в восторге от наличия
посредников между ними и Богом), а в основном, конечно, из-за новых
заграничных веяний, число верующих католиков сегодня составляет гораздо
меньше 50% общего населения. Из них только 18% регулярно посещают мессы.
Новые испанцы
В настоящее время испанцев любят классифицировать или в соответствии с их
уникальной недавней историей, или в соответствии с современной однородной
Европой. Испанцы находятся на перекрестке двух культур и двух континентов
- Африки и Европы, а также двух политических и экономических систем. Сами
же испанцы, проснувшись от летаргического сна, вызванного 40 годами
изоляции, теперь потягиваются и оценивают ситуацию. Прохожий на улице рад
присоединению к Европейскому сообществу. Он наконец-то чувствует себя
членом развитого общества и гордится тем, как вела себя его страна в то
время, когда все взоры были прикованы к Олимпийским играм в Барселоне и
Всемирной выставке (даже если во время подготовки к ним он был в числе
сидевших в баре циничных критиков).
Но как пойдут его дела в конкурентном обществе, коль скоро новая система
действительно заработает? Захочет ли он поменять свое амбьенте на
автомобили и видеоаппаратуру?
«Рабочий просыпается с затуманенным взором после трех часов сна, жадно
глотает черный кофе и бежит на работу с тяжелой головой. В 11 часов он
покидает офис для того, чтобы выпить следующую чашку кофе. В 2 часа
начинается перерыв на обильный обед с коньяком. После этого - сиеста, а
перед возвращением на рабочее место - еще одна чашка кофе. Дальше- сон за
рабочим столом, который он покидает в 8 часов вечера. Затем рабочий
выпивает стаканчик-другой, плотно и долго ужинает и опять ложится спать на
три часа до следующего утра. И как при всем этом мы можем соревноваться с
остальным миром?» - вопрошает раздраженный мадридский бизнесмен.
Прогресс экономики будет достигнут за счет утраты некоторых вещей, которые
делают Испанию Испанией. Многим придется заняться переоценкой ценностей.
Но в целом испанцам, возможно, удастся удержать хрупкое равновесие между
наслаждением жизнью и более мрачным занятием «зарабатывать на жизнь»,
сохранив без изменений достаточное количество национальных особенностей
ичерт характера.

Если вы когда-нибудь задумывались о браке с иностранцем, то испанцы наверняка могли бы попасть в список потенциальных женихов. Сегодня многие женщины представляют, как будут пить прохладную сангрию в компании страстного, загорелого и обаятельного мужчины под ритмы фламенко. Их день будет наполнен запахами Средиземного моря, хамона, андалусского гаспачо, паэльи, хереса и вина. Каждый вечер их брака с испанцем будет заканчиваться ужином в ресторане с видом на творение Антонио Гауди или как минимум на веранде собственной фазенды.

Но так ли все безоблачно как кажется? Как выйти замуж за испанца? Как понять, схожи ли по мировоззрению жители Испании с нами? Чем рискует женщина, решившая заключить брак в Испании? Решив найти ответ на эти вопросы, прежде всего, следует изучить темперамент испанцев, численность которых сегодня более 22 млн. чел.

Брак с испанцем: плюсы и минусы темперамента, привычек и воспитания

Преимущество №1. Внешний вид

Представители сильного пола, проживающие в Испании, наделены чертами настоящих мужчин: у них тёмные волосы, большие глаза, сильные руки, правильные черты лица, загорелая кожа. Однако, планируя выйти замуж за испанца, следует помнить, что большинство мужчин этой национальности имеют невысокий по европейским меркам рост - 171 см.

Многие еще только раздумывают над вопросом, как выйти замуж за иностранца, а для самых шустрых женщин сайт знакомств уже стал самым посещаемым местом в Интернете. Поэтому чтобы найти для брака самого красивого мужчину Испании следует поторопиться.

Преимущество №2. Любовь к детям и родным

Детей испанцы заводят к 35-40 годам. Мужчины Испании очень любят своих и чужих малышей. Они с радостью помогут забрать ребенка из школы, выучить с ними уроки или приготовить ему обед. Беременность здесь пройдет беззаботно и счастливо. Выйдя замуж за испанца, женщины становятся членами большой семьи. Заграничный муж будет искренне любить не только собственных детей , но и пап, мам, дедушек, бабушек, теть, дядь, деверей и племянников с обеих сторон.

Преимущество №3. Матриархат

Выбирая место, где выйти замуж за рубежом, многие женщины отдают предпочтение именно Испании. Испанские мужчины очень трепетно относятся к женщинам. Жена для испанца стоит вровень с матерью и святыней. Несмотря на это, страстная испанская кровь всё же иногда бурлит в венах настоящих мачо, что на короткое время вызывает свержение матриархата. Испанцы своих женщин искренно любят, терпят их капризы, но очень ревнуют к чужим мужчинам.

Преимущество №4. Жить здесь и сейчас. Улыбаться и радоваться жизни

Такое отношение к жизни проповедует большинство жителей Испании. Они не думают о завтрашнем дне и делают всё возможное, чтоб настоящая минута принесла им максимум удовольствия. Поэтому, выйдя замуж за испанца, женщине не приходится ждать, что он начнет ремонтировать кран или прибивать книжную полку во время ежедневной сиесты. Эти несколько свободных от работы часов он посвятит отдыху и наслаждению.

Преимущество №5. «Гулять, так гулять»

Собираясь замуж за рубеж, большинство женщин интересует вопрос щедрости будущего избранника. Если о скупости немцев и французов ходят легенды, то об испанцах говорят противоположное. В то время как среднестатистического европейца выведет из состояния равновесия незапланированная покупка шоколадки, испанец будет готов потратить последние 200 евро на ужин с друзьями в роскошном ресторане. В «конфетно-цветочный» период эта черта испанца понравится любой женщине. Но, планируя выйти замуж за испанца после 40 лет, женщину такое лихачество может насторожить. Ведь такая щедрость и безрассудство может коснуться и семейного бюджета. В таком случае можно заключить брачный контракт , и не переживать, что муж растратит все деньги, отложенные на обучение ребенка.

Преимущество №6. Кто в доме хозяин?

Церковные и культурные ценности воспитывают в испанцах хороших помощников по хозяйству. Выйдя замуж за испанца, женщина разделит свои домашние хлопоты с мужем. Мужчины Испании с раннего детства приучены мыть посуду, простирывать вещи и убираться в квартире, что очень отличает их от славянских мужей.

Замуж за испанца - не напасть, лишь бы замужем не пропасть

Особенность №1. Мясная диета

Если женщина, которая ищет своего принца в Испании, является заядлой вегетарианкой, то, скорее всего, у нее возникнут непримиримые разногласия во вкусах с её будущим мужем. Женщины, которые решили выйти замуж за испанца, вынуждены смириться с необходимостью приготовления мяса своему благоверному на завтрак, обед и ужин. Такая любовь к мясным изделиям вызвана традициями национальной кухни. Побороть любовь испанца к мясу не сможет даже сама красивая женщина планеты. Придется с этим смириться.

Особенность №2. Правила приличия и хорошего тона – прерогатива рыцарей

Выйдя замуж за испанца, гражданство которого совпадает с его национальностью, нужно смириться со следующими обстоятельствами. Мужчины Испании не настолько обходительны как швейцарцы, не настолько нежны как французы и не настолько воспитаны как англичане. Если женщина приняла решение выйти замуж за испанца, то она должна знать, что их дети не будут воспитаны в строгости, как это делали бы немецкие родители.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Вопрос о национальном характере традиционно является дискуссионным. Национальный характер определяется особенностями менталитета, культуры и традиций того или иного народа. Говоря об испанском национальном характере, важно понять, какие они – испанцы, что отличает их от других народов и что лежит в основе «испанской особости».

Регионализм и национальное единство

«Национальный вопрос» сопровождал всю историю Испании . Более того, бывали случаи, когда борьбу за автономию начинали «кастилоговорящие» регионы. Так, в годы Второй республики началось движение за автономию в Арагоне , испанской провинции, которая наряду с Кастилией возглавила «испанское объединение» в конце XV века.

Одной из особых черт жителей современной Испании считают регионализм, который характеризуется отсутствием общего самосознания. Данные опроса, проведенного в конце XX века, показали, что «испанцами» себя называет примерно 1% жителей страны. Большинство же определяют себя по родной области или провинции. Например, 90% жителей Астурии назвали себя астурийцами, в других регионах многие также «самоопределились» по родной провинции. Испанский регионализм выражается еще и в том, что родной язык в разных регионах страны называют по-разному, где-то – castellano, где-то – español.

Население современной Испании можно разделить на «собственно испанцев», говорящих на кастильском языке, и «национальные меньшинства» – басков, каталонцев и галисийцев.

Однако региональные особенности и «местное» самосознание характерно для многих стран, преувеличивать значение этого фактора не стоит. Жителей современной Испании так или иначе объединяют общие исторические и культурные реалии. Бывший король Испании Хуан Карлос неоднократно подчеркивал это в своих выступлениях. Историк и писатель Л. Гонсалес Антон также отмечает, что испанцы являются народом, исторически больше всего отстаивавшим свое «я».

Не сбрасывая со счетов упомянутый «национальный вопрос», стоит заметить, что в «испанскую общность» можно включить и национальные меньшинства. Любопытен тот факт, что «главный кихотист» М. де Унамуно, «защитник испанидад» Р. де Маэсту и «ревнитель испанского католицизма» М. Менендес-и-Пелайо были басками. Эти мыслители сыграли немалую роль в осмыслении испанского национального характера. Показательна в этом отношении фраза М. де Унамуно: «Я баск, а значит, тем более испанец».

Католицизм

Религия всегда играла не последнюю роль в самосознании и самоопределении. В Испании католицизм стал объединяющей силой, одним из главных элементов национальной культуры. Испанцы традиционно воспринимаются как одна из «самых католических» наций. Истоки испанской религиозности восходят к эпохе Реконкисты. Она представляла собой борьбу королей-христиан с иноверцами-маврами как «многовековой крестовый поход». Именно в ходе Реконкисты сформировалась испанская нация и испанское государство.

Не случайно первые правители объединенной Испании Фердинанд и Изабелла известны как «католические короли ». Испания стала главным двигателем контрреформации. Иезуит Игнатий де Лойола (Игнасио) – один из самых известных персонажей испанской истории. Испанские философы-просветители строили свои концепции с опорой на католическое мировоззрение. Испанский католицизм был одним из идеологических обоснований режима Ф. Франко.

Приверженность монархии

С национальным менталитетом тесно связана и историческая форма правления, сложившаяся в том или ином государстве. Для Испании это монархия. Если, например, американская нация формировалась в эпоху господства либеральных просветительских идей, создав для себя либеральную демократию, то испанцы изначально развивались как нация монархическая.

На протяжении всей истории Испания была монархической страной. Всего дважды испанцы пытались установить в своей стране республику, в обоих случаях большое значение имело влияние европейских идей, но строй оказывался недолговечным. Диктатор Ф. Франко пришел к власти под лозунгом возрождения монархии.

Испанидад

Испанский национальный характер часто ассоциируется с понятием «испанидад», под которым также принято понимать союз всех испаноговорящих народов. Это понятие легло в основу одноименной доктрины, оформленной испанским публицистом и консервативным философом Рамиро де Маэсту.

Испанидад – это особый дух, объединяющий все испаноговорящие народы, в его основе лежит испанская католическая религиозность и служение монархии, к которым Рамиро де Маэсту добавляет еще и «историческую миссию» испанцев в Новом Свете как народа, породившего особую испанскую цивилизацию.

Маэсту не упускает из виду и такую черту испанцев, как стремление к защите своих идеалов, которая была отмечена многими исследователями испанской ментальности. Не случайно его книга носит название «Защита испанидад».

Образ Дон Кихота ассоциируется с идеализмом, верой в абсолютные ценности и искренним служением своим идеалам. Именно эти черты испанского характера и определяют испанский «кихотизм». Р. де Маэсту писал: «Испанец либо верит в абсолютные ценности, либо не верит вовсе». Испанец, подобно герою Сервантеса, живет чувствами, следуя велениям своего сердца.

Главный интерпретатор Сервантеса М. де Унамуно превратил «кихотизм» в особую испанскую религию, испанский стиль жизни.

Экспрессивность. Искренность. Страсть

Испанцы экспрессивны, искренни, способны на широкое проявление чувств. Для испанца-мужчины считается нормой приветствовать друга двойным поцелуем в щеку, что в ряде других европейских стран, например, в холодной России , чопорной Англии или строгой Германии может вызвать недоумение. В общественном сознании прочно засел стереотип «испанского мачо» – страстного, горячего мужчины.

Испанский писатель Анхель Ганивет, объяснявший особенности национального характера исходя из понятия «территориального духа», т.е. климатических и географических условий проживания народа, определяет «страстность» испанцев их средиземноморским, «южным» менталитетом.

Ганивет считал, что для Испании как для полуостровной страны характерны одновременно «агрессия» и «смирение». Таким образом он умело соединяет в своей теории испанский католицизм, монархизм, имперское сознание и экспрессивность характера, объясняя это географической и исторической обусловленностью.

Каждая из описанных выше характеристик не является уникальной и может быть присуща другим народам. Однако их причудливое сочетание и формирует особый, неповторимый испанский национальный характер.

Такое понятие, как «национальный характер», особенно явственно ощущается во время пребывания за границей. Невольно возникающее чувство, что люди, живущие в разных странах, -- другие, непохожие, различно реагирующие на одни и те же явления, по-разному ведущие себя в общественных местах и даже внешне отличающиеся друг от друга, наводит на мысль о существовании особенностей, присущих народам, населяющим нашу планету.

Бесспорно, изучение проблемы национального характера -- процесс очень сложный, ведь этот самый характер нельзя ни потрогать, ни измерить. Он проявляется скрыто и незаметно: в отношении к окружающему миру, в манере поведения, в способах общения, в склонностях и пристрастиях, в образе жизни, в традициях и привычках. И все же, попытаться понять другие народы, проникнуться тем, что составляет их характер, душу, почувствовать тайну их земли чрезвычайно важно.

Испанцы - нация свободолюбивых во всех пониманиях людей. В первую очередь, они свободны от общественного мнения. Настоящему испанцу не важно, какую репутацию он имеет, и что скажут окружающие о его поступках и внешнем виде. Примечательно, что и давать оценку другим им не свойственно. Каждый испанец живет в своем собственном микромире, мало интересуется сплетнями и чужими новостями. Не свойственен испанцам и патриотизм. Они редко восхищаются своей Родиной и проявляют преданность ей. Отношение испанцев к другим нациям зависит о того, на сколько интересным и полезным был контакт с людьми. Испанские туристы любят страны, где есть что посмотреть и как развлечься. Чаще всего выбирают шумные заведения, яркие экскурсии и красивые отели. Посетив чужую страну, накапливают лишь позитивные впечатления, потому что по своей сути являются оптимистами. Известно, что многие испанцы не любят Англию с ее высокими манерами и сдержанным характером местных жителей - им здесь скучно, потому что не хватает азарта и шума. А вот Бразилия, к примеру, приходится по душе многим испанским туристам, ведь здесь можно сутками на пролет веселиться и отдыхать в специальных заведениях, а местный народ поддерживает атмосферу праздника абсолютно во всех городах. Что касается отношения испанцев к иностранным туристам, посещающим их землю, то оно прохладное, а иногда и несколько агрессивное. Среди испанцев популярно несколько обидных прозвищ, которыми они именуют азиатов, французов, немцев. При этом абсолютно не стесняются своего некультурного отношения к иностранным гостям. Но заполучить уважение испанцев все же сможете, если столкнетесь с ним один на один и продемонстрируете свои личностные качества. Дело в том, что Испания - это страна, где уважают личность человека, его достижения и таланты. Людям, выбравшим Испанию для туристического отдыха, необходимо запастись деньгами (здесь есть, на что их тратить) и туристической картой. Не стоит рассчитывать на помощь местного населения, если вы заблудитесь в городе или потеряете документы: большинству прохожих безразличны чужие проблемы, а особенно проблемы иностранцев. Просьба постороннего человека на улице будет проигнорирована в девяти случаях из десяти.

Отличительной чертой испанцев является активность, любовь к шумным мероприятиям и качественному отдыху. В профессиональной деятельности испанцы часто проявляют безответственность. Индифферентны и непунктуальны, если чувствуют безразличие к своей работе. Некоторые люди позволяют себе излишний отдых во время рабочего дня и не чувствуют необходимости отдаваться делу на все сто процентов. Все, что мешает отдыху и веселью, испанцы не любят, по этому среди них так мало карьеристов и трудоголиков. Молодые жители Испании находятся в постоянном поиске себя и стремятся получать удовольствие от жизни. Шумные вечеринки и гулянья часто преобладают в обыденной жизни испанцев над занятиями учебой, спортом, карьерным ростом. Отличительной чертой испанцев является активный тип темперамента. Они всегда полны энергии и жизненных планов. Постоянно что-то ищут и стремятся к расширению собственного мировоззрения, но при этом часто перегорают, меняют направление своей деятельности, ищут новые и новые способы получения удовольствия от своей земной жизни. Отличительной чертой испанцев является импульсивность. Они склонны принимать необдуманные внезапные решения, устремляться куда-то по зову своего разума и абсолютно не задумываться о последствиях. Большинство испанцев - это типичные экстраверты и амбиоверты. Тип темперамента, свойственный местному населению, - это флегматизм или сангвинизм. Как уже упоминалось, испанцы неотзывчивые люди. Они редко проявляют интерес к радостям и печалям окружающих. Также испанцам свойственен индивидуализм. Они не любят трудиться на общую идею и во благо кого-то. Только для себя! Это не та нация, которую можно вывести на улицу с лозунгами и протестами, не та нация, которая станет плечо к плечу, чтобы вместе построить что-то общее. Чаще испанцы стараются только для себя и принимают участие в каком-то коллективном деле лишь, если заинтересованы в собственной выгоде. При всем своем эгоизме и любви к развлечениям испанцы не являются завистливыми и честолюбивыми людьми. Они относятся к жизни просто и самих себя воспринимают как свободных равных остальным людей.

В межличностных отношениях испанцы холодноваты. Их мало беспокоят чужие проблемы. Безответственность, свойственная испанцам в трудовой деятельности, проявляется и в обыденной жизни: они часто предпочитают откладывать проблемы на потом, исполняют свои семейные и гражданские обязанности, только если заинтересованы в них.

Испания - не целостная страна. В ее составе семнадцать областей, которые имеют свои собственные законы, столицы и даже местные символы - гербы, флаги. Хотя народ Испании и безразличен к политике и не имеет, по большому счету, патриотических чувств, он с гордостью относится к той области, в которой живет.

Для правильного понимания национально-психологических особенностей испанцев следует принять во внимание, что их страна расположена в отдаленной части Европы, развивалась в своеобразной физико-географической среде, прошла длительный путь исторического и социально-политического развития, а население ее складывалось из большого числа этнических элементов в длительной борьбе с иноземными захватчиками.

Испанцы осознают себя представителями бывшей великой империи, определявшей длительное время международную политику. Для них свойственна психологическая обращенность в славное историческое прошлое, когда Испания, изгнав врагов-язычников со своей территории, стала державой, открывшей Америку и начавшей ее колонизацию.

Важнейшими особенностями национальной психологии испанцев являются их неприхотливость относительно материальных условий жизни, ориентированная на приоритет духовных и идеальных ценностей и дополнявшаяся во все времена культивированием в обществе набожности, религиозности, духа благородства, чести и доблести.

Своеобразно отношение испанцев к любой работе. У них сформировалось устойчивое предубеждение по отношению к напряженной трудовой деятельности, основывающееся на представлениях о ее несовместимости с благородством и достоинством человека. Нужно также при этом помнить и о присущей испанцам склонности к авантюристическим способам достижения богатства и приобретения материальных благ, которая закрепилась во времена покорения и колонизации Америки. Дух искания приключений стал неотъемлемой чертой национального сознания испанцев.

Для представителей испанской нации является типичным преобладание духовности и эмоциональности над логикой и рационализмом. Соотношение этих качеств в комплексе с другими причинами обусловило культурное богатство и относительную научную бедность Испании. Эти же причины явились источником творческих успехов испанцев в литературе, поэзии, драматургии, живописи.

Важнейшими национально-психологическими особенностями испанцев являются непредусмотрительность, отсутствие привычки к долгосрочному планированию действий и перспективному прогнозированию развития происходящих событий. Это качество гармонично сочетается с неприхотливостью испанцев, их безразличием к материальным условиям своего существования, а также с эмоционально-волевым динамизмом, быстрой сменой объектов внимания и деятельности, спонтанностью решений, принимаемых под влиянием сиюминутных настроений. Непредусмотрительность испанцев дополняется их консерватизмом, выражающимся в стремлении сохранить без изменения существующее положение дел, в настороженном отношении к нововведениям, в приверженности старым традициям, устоявшимся принципам жизни и деятельности.

Испанцам свойственна непродолжительность волевых усилий, обусловленная быстрой сменой эмоциональных состояний, реактивным переходом внимания с одного объекта на другой, что особенно ярко проявляется в их трудовой деятельности. В то же время это не означает, что представители испанской нации не способны прилагать длительные усилия ради достижения целей, представляющих для них большой интерес. В области межличностных отношений характерная для испанцев непродолжительность волевых усилий в сочетании с другими качествами находит свое выражение в их личной необязательности.

Для испанца в повседневной жизни нехарактерна чрезмерная эмоциональность и впечатлительность. Вместе с тем в определенных ситуациях он эмоционален до предела. Однако всплеск эмоций затухает столь же быстро, как и возникает. Процесс протекания эмоциональных состояний и переживаний у испанцев носит пикообразный характер, что гармонирует с непродолжительностью их волевых усилий и сочетается с азартностью.

Испанцам присущ благородный стиль поведения, выражающийся в обостренном чувстве личного достоинства, гордости, в поступках, манере общения, свойственных скорее грандам и королям, чем обычным людям. Примеры этого так многочисленны в повседневной жизни испанцев и столь типичны для людей из самых разных социальных групп и слоев общества, что можно говорить о традиционном стиле жизни и поведения, который вряд ли встречается в подобном виде у народов, не имеющих общих этнических корней с испанцами.

Бог знает, как и чем живут люди на этой каменной почве, а кажется, у них только и дела, что петь, танцевать, играть на гитаре, нисколько не заботясь о том, что в других странах называется жизнью.

В.П. Боткин

Для испанского общества характерно и такое социально-психологическое явление, как игуалитаризм, суть которого заключается в принятом в этой стране формальном уравнивании людей с разным социально-экономическим положением, но одинаково знатным происхождением. Испанцам присущ и ярко выраженный индивидуализм, главным содержанием которого является не абсолютизация позиции одного человека в противовес другим и всему обществу в целом, а постоянное стремление показать себя личностью с большой буквы, непременное подчеркивание своей значимости и индивидуального достоинства. В целом можно говорить о недостаточном чувстве коллективизма испанцев и их обостренном самолюбии. Все это приводит к тому, что в отношениях между собой они зачастую испытывают зависть, если ощущают чье-либо превосходство. К проявлениям индивидуализма следует относить и определенное недоверие испанцев друг к другу.

Такой стиль их межличностного взаимодействия резко контрастирует с отношением к иностранцам, при общении с которыми испанцы проявляют истинное дружелюбие и образцовое гостеприимство. Маклаков А.Г. Общая и зарубежная психология. Уч-к для вузов. 2001.