Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
(Малина)

***
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

***
Круглый-круглый, сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь - посмотри:
Красный-красный он внутри.
(Арбуз)

***
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не пойду, покуда он идет.
(Дождь)

***
- Вот так лошадка! - воскликнул Андрейка.
Словно большая тетрадка в линейку!
(Зебра)

***
Без расчески причесался и умылся без воды,
В кресло мягкое забрался и запел на все лады.
(Кот)

***
В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
(Лиса)

***
Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем.
(Собака)

***
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
(Еж)

***
Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает.
(Корова)

***
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке - летом.
(Заяц)

***
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

***
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?
(Белка)

***
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)

***
Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
(Медведь)

***
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кот)

***
С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
(Белка)

***
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
(Олень, лось)

***
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится...
Угадали? Это -...
(Кот)

***
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине спинка,
А на ней щетинка.
(Поросенок)

***
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы?
(Заяц)

***
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака)

***
В лесу живет,
А в деревне кур крадет.
(Лиса)

***
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(Крот)

***
Вместо носа - пятачок.
Там, где хвост, висит крючок.
(Поросенок)

***
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл
Всех проглотит...
(Крокодил)

***
Все изрыл - и луг, и сад
Землеройный аппарат,
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки.
(Крот)

***
Гладишь - ласкается.
Дразнишь - кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака)

***
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызет морковку.
(Заяц)

***
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)

***
Лошадь - не лошадь, матрос - не матрос,
Вроде в тельняшке, копыта и хвост.
(Зебра)

***
Как корова, но мала,
Правда, тоже есть рога.
(Коза)

***
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
(Рысь)

***
На себе ношу я дом,
От зверей я прячусь в нем.
(Черепаха, улитка)

***
По реке плывет бревно - ох и страшное оно!
Тем, кто в речку угодил, нос откусит...
(Крокодил)

***
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)

***
Под землею коридоров, переходов целых сто!
Там сидит хозяин в черном меховом своем пальто.
(Крот)

***
Посмотрите-ка, какая
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса)

***
На узкой дорожке - голова да рожки.
Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет?
(Улитка)

***
Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в них - на семь суток!
(Верблюд)

***
Без рук, без ног, на животе ползет.
(Червяк, змея)

***
В лесу у пня - суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравей)

***
Долгорукий старичок в уголке сплел гамачок.
Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки!»
(Паук)

***
Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком.
(Пчелка)

***
Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит: сядет и укусит.
(Комар)

***
Он без рук и без станка вяжет тонкие шелка.
(Паук)

***
Жу-жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу,
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)

***
Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит - будет плохо.
(Пчела)

***
Может в яблоко залезть, а потом его заесть:
Все, что вкусно, выедает и обратно выползает.
(Червяк)

***
Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк)

***
На большой цветной ковер села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья.
(Бабочки)

***
Висит сито, не руками свито.
(Паутина)

***
Прыгает пружинка - зеленая спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку.
(Кузнечик)

***
Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:
Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут!
(Снегирь)

***
Без команды в строй встают.
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?
(Утята, гусята)

***
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь - и был таков.
(Пеликан)

***
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
(Яйцо, и цыпленок)

***
В воде искупался, а сух остался.
(Гусь)

***
Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.
(Сова)

***
Гребень имею - не пользуюсь им,
Шпоры имею - не езжу верхом.
(Петух)

***
Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками в болото.
(Аист)

***
Проживает в странах жарких,
А в нежарких - в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам и показывает нам.
(Павлин)

***
Длиннохвостая она,
Со спины черным черна,
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит - вмиг
Поднимает стрекот-крик.
(Сорока)

***
Вроде птица - не летает,
Ходит, зерна собирает.
(Курица)

***
Желтые комочки, легкие, как вата!
Бегают за квочкой. Это кто?...
(Цыплята)

***
Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
(Гусь)

***
Кто без нот и без свирели лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это?...
(Соловей)

***
Между веток новый дом, нету двери в доме том,
Только круглое окошко, не пролезет даже кошка.
(Дупло)

***
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
(Скворечник)

***
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

***
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат.
(Аист)

***
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крылья подбирает.
(Курица)

***
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!»
(Ворона)

***
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая - известная персона.
Кто она?...
(Ворона)

***
Может и разбиться, может и свариться,
Если хочешь - в птицу может превратиться.
(Яйцо)

***
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

**
Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины.
(Ласточка)

***
Удивительный ребенок: только вышел из пеленок -
Может плавать и нырять, как его родная мать.
(Утенок, гусенок)

***
Без рук, без топоренка построена избенка.
(Гнездо)

***
Не ворона, не синица - как зовется эта птица?
Примостилась на суку - раздалось в лесу «ку-ку».
(Кукушка)

***
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - и остался стебелек.
(Одуванчик)

***
Держит девочка в руке облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него - и не будет ничего.
(Одуванчик)

***
Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда негодный.
(Мухомор)

***
Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.
(Гриб)

***
То ли с крыши, то ли с неба - или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка сыплет, будто из мешка?
(Тополь)

***
Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?
(Елка)

***
В золотой клубочек спрятался дубочек.
(Желудь)

***
Пятерка братьев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)

***
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит
И одежда станет чище.
(Щетка)

***
Если день нахмурится, если дождь пойдет
Выйдет он на улицу, надо мной вспорхнет.
(Зонт)

***
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь - и в ответ
Он засмеется тоже.
(Зеркало)

***
Загляните под окошко -
Там растянута гармошка!
Но гармошка не играет
Нам квартиру согревает.
(Батарея)

***
Нагнут меня ребятки
И дождь пойдет на грядку.
(Лейка)

***
Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь - у нас работа
Топать-шлепать по болотам.
(Сапоги резиновые)

***
Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык,
Не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода.
(Шарф)

***
Я любой девчонке прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки.
От солнца я защита - для того и сшита.
(Панама)

***
Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот - открывай пошире рот.
(Ложка)

Большая подборка загадок с ответами для самых забавных и интеллектуальных развлечений с детьми. Погружаясь в «загадочный» мир, где пересекаются фантазии и реальность, взрослые забывают обо всем на свете и превращаются снова в детей, а дети учатся находить верные решения, скрытые в самых обычных словах. Не секрет что детские загадки помогают развитию вашего ребенка.

Загадки для детей бывают разными. Можно проводить домашние викторины по праздникам и выходным, в семейном кругу. В такие мероприятия можно включать загадки про еду, животных, птиц и насекомых, а также загадки-обманки.

Кто-то из знаменитых психологов нашей современности сказал, что загадки заставляют думать. Еще бы! Загадка, или небольшое веселое четверостишье, которое объясняет слово, влияет на формирование мировоззрения ребенка, развивает интеллект, логику, воображение и внимание, скорость реакции.

Как выбирать детские загадки?

Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. Не стоит до последнего принимать поражение ребенка, даже если он просит выдать ответ. Лучше предложите ему приз, если он разгадает загадку сам.

За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей.

Практически каждый человек любит разгадывать загадки. Это весёлое занятие с интригующими, красочными и короткими вопросами. На сегодняшний день всё чаще попадают в литературу загадки Бытует мнение, что они более интригующие, интересные и простые.

Психологи и педагоги утверждают: «Детям больше нравится разгадывать загадки или кроссворды, чем просто читать книги или заниматься математикой». В статье найдёте детские советские загадки на логику. Они будут с ответами, поэтому сможете смело поиграть с ребёнком.

Для чего нужны загадки детям

Многим детям нравится каждый день узнавать что-то новое. С помощью взрослых малыши постоянно открывают для себя новые познания. Дети настолько любопытны, что любой, даже самый маленький вопрос вызывает большой интерес. Именно поэтому и нужны детям загадки. Ведь с их помощью они ещё больше развиваются.

Советские загадки распространённые. Этот фольклор учит детей логически мыслить, развивать воображение, внимательно слушать и, главное, слышать. Каждая загадка кроет в себе тайну, которую малыш должен правильно уметь расшифровать и ответить.

Загадки помогают малышу расстаться с рассеянностью и невнимательностью. Ведь эти два фактора очень влияют на будущее каждого человека. Такие занятия отлично развивают и память, которая немаловажна в развитии.

Загадки открывают не только внутренний мир детей, но и индивидуальное воображение. Каждый малыш по-своему представляет вопрос и к нему ответ. Ещё загадки важны для того, чтобы кроха постепенно понимал смысл выражений, речь, метафоры или афоризмы.

Загадки про явления природы

Они нужны для того, чтобы малыш лучше понимал и представлял яркий и красочный окружающий мир.

В загадках про явления природы мы научим дошкольников видеть прекрасное.

  1. Летит по синему небу большая птица, закрыла солнце, как львица. Солнышко пропало и вдруг похолодало. (Облако).
  2. Через реку вдруг повисло большое и разноцветное коромысло. (Радуга).
  3. Сыплется большой горох на голову, а подобрать никто не может. (Град).
  4. Нет ни рук, ни ног, а ворота легко откроет. (Ветер).
  5. Он всё время занят делом. Зимой ему весело, всё закрасит цветом белым. Просто так он не идёт, а зимой легко придёт. (Снег).
  6. Ни рук, ни ног у него нет, а рисовать зимой придёт. (Мороз).
  7. Зимой землю греет, весной поливает (Снег).
  8. Кругом вода, а попить её невозможно. (Море).

На вышеперечисленные старые загадки дети с удовольствием будут находить логические ответы. Они совершенно несложные для восприятия дошкольников и учат любить окружающий мир.

Про овощи и фрукты

  1. Очень много одёжки, и нет ни одной застёжки. (Капуста).
  2. Красавица красная в подземелье сидит, а коса её на улице торчит. (Морковь).
  3. Не месяц, но круглая, не масло, а жёлтая, не мышка, зато с хвостом. (Репа).
  4. Большой зелёный мяч снаружи, внутри как красная кровь. Вкус сладкий, словно сахар. К нему огромная любовь. (Арбуз).
  5. Выросли на грядке нежные поросятки. К солнышку растут бочком, а хвостики у них крючком. Словно по команде, играют с нами в прятки. (Огурец).
  6. Нет ни боли, ни печали, плакать хочется, как будто накричали. (Лук).
  7. Вверху зелёный хвостик, внизу красное круглое, в землю вросло. (Свекла).
  8. Красная и маленькая прячется в кустах, как медведь подойдёт, сразу всё найдёт. (Малина).
  9. На деревьях повисли маленькие шары. Синими стали, наверное, от жары. (Сливы).
  10. Длинный, зелёный, многим нравится солёный. Свежий тоже ничего, отгадайте, это про кого? (Огурец).
  11. Есть у лука брать меньшой. От него слёзы не льют, но горький, просто жуть. (Чеснок).
  12. Гладкое и сладкое, очень детям вкусное. Розовый бочок, его ложат в пирожок. (Яблоко).
  13. На грядке вырос большой куст, покопай немножко и появится… (картошка).

Эти загадки помогают дошкольникам развивать речь, обогащать словарный запас, уметь передавать свои мысли и воображение.

Про животных

Здесь описаны загадки про диких или домашних зверей. Это прекрасный способ познакомить ребёнка с названием и видом разнообразных животных.

  1. Эти речные жители, всем известные строители. Они пилят досточки и строят мостики. (Бобры).
  2. Слепой землекоп роет и копает, и очень много строит. (Крот).
  3. Огромный сладкоежка-великан в лесу живёт. Он очень сильно любит мёд. Как холода наступают, он сразу засыпает. (Медведь).
  4. Родных ласкает, чужих кусает. (Собака).
  5. Когда голодная - она мычит, как сытая - жуёт, всем малышам и взрослым парное молоко даёт.(Корова).
  6. Утром начинает петь, с солнышком здоровается. (Петух).
  7. Он по дереву стучит, червячка хочет добыть. Всё равно достанет наш умелый тук-тук-тук. (Дятел).

Про бытовые предметы

Бытует мнение, что советские загадки самые увлекательные и познавательные. Чтобы познакомить детей с поиграйте с ними в игру.

  1. У нас в углу стоит железная нога - это… (Кочерга).
  2. Он очень любит ходить по коврам, по углам и по стенам. Где видит пыль - съедает и быстро она пропадает. Он жужжит от наслажденья и вкусного напыления. (Пылесос).
  3. Посмотрите под окно, вот какая там гармонь. Но она не играет, а жилище согревает.(Батарея).
  4. Даже летом он не сможет согреться (Холодильник).
  5. Мясо она жуёт, но не глотает, а всё в тарелку отправляет. (Мясорубка).

Про времена года

Старые и в стихотворной форме. Чаще всего это времена года.

  1. Очень пустые поля, вся промокла земля, часто дождь поливает, вы знаете когда это бывает? (Осенью).
  2. Листья во дворе кружат, под ногами у нас шуршат, мы их собираем, когда это бывает? (Осенью).
  3. Солнце пропало, появились тучи. Ветер стал слишком колючий. Что случилось? Не пойму. Ведь сил больше нет, вы дадите мне ответ? (Поздняя осень).
  4. Травка зеленеет, солнышко блестит, птички прилетели, лето скоро пустит. (Весна).
  5. Стали зелёные луга, потеплела вода, солнцем всё уже согрето, это наступило… (Лето).
  6. Вот и клён пожелтел, птицы собираются в далёкие края. (Осень).
  7. Все окошки разукрашены, дорожки запорошены, детям радость приносит и уходить не хочет. (Зима).

Про школу

Все дошкольники должны иметь представление обо всех предметах, которые нужны в школе. Именно поэтому советские загадки на такую тематику необходимы детям.

  1. Первая книжка есть у всех ребятишек. Она уму-разуму учит и читать научит. (Азбука).
  2. Белый камушек бежит и тает, на доске и на асфальте следы оставляет. (Мел).
  3. Всё знает, всех детишек учит, но сама молчит. (Книга).
  4. Большой дом, в нём много ребятишек. Заходишь в него и ничего не знаешь, а выходишь из него - всё понимаешь. (Школа).
  5. Кто в этот дом входит, там ум находит. (Школа).
  6. Ходит в деревянной рубашке и заметки после себя оставляет. (Карандаш).
  7. В одной умной книжке живут десять братишек. Без них нельзя ни прибавить, ни умножить, ни отнять. (Цифры).
  8. В этой маленькой коробке ты найдёшь всё, Здесь ручка, ластик и карандаши. Всё что хочешь, для души. (Пенал).
  9. В школьной сумке он лежит, как ребёнок учится, быстро он подскажет. (Дневник).
  10. Не куст, но много листочков, не рубашка, но качественно сшита, не человек, а всё расскажет. (Книга).

Вышеперечисленные загадки помогут ребятам понимать, какие бывают канцелярские принадлежности и т. д. После каждой загадки нужно провести с детьми на эту тематику беседу.

Заключение

Для того чтобы подобрать конкретные загадки, нужно всегда учитывать способности детей, их интерес к окружающему миру, опыт и, конечно, возраст. Для дошкольников легче искать ответы на загадки по описанию предметов. Они проводят конкретные ассоциации.

В статье мы рассмотрели советские загадки с ответами, которые больше развивают и обучают малышей. Благодаря им у детей появляется повышенное внимание, воображение и память.

При помощи такого игрового метода у дошкольника появляются знания о природе, животных и об окружающем мире в целом.

Вы сможете развивать малыша всесторонне. Всё зависит от и как их преподносят взрослые.

Благодаря такой форме обучения, вы обогатите словарный запас дошкольников и у них прекрасно будет развиваться речь. Дети сформируют своё представление обо всём, что их окружает. Если у малышей что-то не получается, не ругайте. Поддержите кроху, объясняйте загадки на логику и скажите, что ничего страшного не произошло. Это только игра, которая ни к чему не обязывает ребёнка.

24 123 206 0

Развлекать ребенка можно и нужно с пользой. Один из самых известных способов, не теряющий своей актуальности, – обычные загадки.

Загадки развивают логику, память, словарный запас ребенка, смекалку, фантазию, сообразительность.

Постоянно используйте их в игре с ребенком, и добьетесь хороших результатов:

  • Загадки усмирят непоседу;
  • Улучшат настроение;
  • Научат мыслить нестандартно;
  • Помогут познавать окружающий мир.

В нашей статье вы найдете примеры загадок для детей от 3 до 7 лет, загадки с подвохом, про животных и др.

  • Совмещайте их с повседневными делами (на природе – о цветах и животных, дома – о предметах быта);
  • Подбирайте задания соответственно возрасту и уровню знаний, старайтесь не подсказывать малышу – пусть сам находит ответы;
  • Если ребенку слишком легко – выбирайте загадки посложнее.

Варианты загадывания:

  • Взрослый читает вслух, а ребенок отгадывает;

Можно заранее подготовить картинки с отгадками. Выдавайте их малышу, читайте подряд несколько загадок. Он должен отгадать, к какой из них относится картинка-отгадка.

  • Если детей двое или больше, устройте домашнюю викторину. Поочередно читайте загадки, кто больше отгадает – тому маленький приз (шоколадная медаль). Остальным участникам поощрение в виде конфеток.

Загадки для самых маленьких - 3-4 лет

Для самых маленьких будут интересны короткие и простые задачки. Они должны описывать предметы и явления, которые малыш знает по сказкам, видел в мультиках и книжках.

    Собака

    Гавкает, кусает, в дом не пускает.

    Козел

    С бородой родился, он никогда не брился.

    Волк

    В зимний день холодный
    Серый, злой и голодный.

    Корова

    Голодная – мукает, сытая – жует, деткам молоко дает.

    Свинья

    Хвост – крючком, нос – пятачком.

    Яблоко

    На дереве висит зеленым, а падает – красным.

    Картошка

    Меня чистят, режут, трут, жарят, варят и пекут.

    Морковь

    Сидит красная девица в темнице,
    А коса на улице.

    Листья

    Весной вырастают,
    А осенью опадают.

    Дождь

    Меня ждут – не дождутся,
    А как увидят – разбегутся.

    Подушка

    Набита пухом, лежит под ухом.

    Небо

    Выше леса, выше гор расстилается ковер.
    Он раскинут над тобой и надо мной,
    То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

Для дошкольников 5-6 лет

Это уже более сложные загадки Хорошо, если они в стихотворной форме.

Рифмованные задания развивают внимательность и усидчивость. Дошкольники 5-6 лет знают уже намного больше, разбираются в мире животных, растениях, природных явлениях, транспорте, бытовой технике и многом другом.

Животные

* * *
Хвост коротенький,
Длинные ушки,
А в шкафу у него –
Две разные шубки.
Летом одевает серую,
А зимой – теплую белую. (Заяц)

* * *
В темном лесу живет,
К пушистому хвосту – рыжая шубка идет,
Ей на месте не сидится,
А зовут ее – … (Лисица)

* * *
Вот хорошая задумка –
На животик вешать сумку!
Можно в ней носить детей,
И скакать среди степей. (Кенгуру)

* * *
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.(Бобры)

* * *
Возле дуба сильным рылом
Деловито землю рыл он. (Кабан)

* * *
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход! (Крокодил)

* * *
Я скачу по лужам важно.
Там живу, где очень влажно.
Посмотрите, какова –
Вся зеленая, ква-ква! (Лягушка)

* * *
До чего большая кошка!
Поиграть бы с ней немножко.
Но мне стало не до игр,
Как узнал, что это… (Тигр)

Растения

* * *
Под теплым дождиком родился,
Зонтиком большим накрылся,
Ножка у меня одна –
А сапога не имею,
Хоть отсутствует голова,
Шляпкой я владею. (Гриб )

* * *
Солнышко в траве росло,
Улыбнулось, расцвело,
Потом стало белым-белым,
И за ветром улетело. (Одуванчик )

* * *
Среди всех цветов весны
Самые яркие они,
Нежный запах издают,
В названии – цвет свой берегут. (Фиалки )

* * *
Цветок из-под снега проснулся от сна,
И всех зовет – “Пришла весна!”. (Подснежник )

* * *
Белая кора, тоненькие ветки,
Что ж за дерево такое, угадайте, детки! (Береза )

Времена года

* * *
Зреют вишни в саду,
Клубника – в лесу,
Яркое солнце, везде жара,
Кругом цветы, что за пора? (Лето )

* * *
В саду и лесу блуждает,
С деревьев листья срывает,
Птиц в теплые края отправляет,
На полях урожай собирает. (Осень )

Предметы

* * *
Идет лет двести,
Стоит на месте,
Считает людской век,
Но – не человек. (Часы )

* * *
Всегда холодно в нем,
А продуктов – полон дом,
День и ночь – бурчит,
В животе мороз хранит. (Холодильник )

* * *
Знаю я его давно –
Стеклянное, но не окно,
Отразит то, что покажу –
Улыбнусь ему и подмигну. (Зеркало )

Для школьников 7 лет

Ученик 1-го класса уже знает очень много об окружающем мире. Умеет составлять ассоциации. Ему будут интересны задания о школьных принадлежностях, технике, профессиях.

Также задайте загадки посложнее о природе – про птиц или морских обитателей.

Собираемся в школу

* * *
Не дерево – а с листиками,
Не рубашка – а сшита,
Не человек – а рассказывает. (Книга )

* * *
Ручка, линейка, карандаш –
Все поместятся в шалаш» (пенал);
«Тетрадки, пенал и книжки туда я ложу,
Когда в школу рано утром иду. (Портфель )

* * *
Волшебная палочка такая –
На бумаге след свой оставляет. (Ручка )

Транспорт

* * *
Дом по улице ползет – на работу всех везет.
Не на куриных ногах, а в резиновых сапогах. (Автобус )

* * *
Гудит, как пчела,
Летит, как стрела.
Крылья имеет, но ими не махает,
А высоко в небе все равно летает. (Самолет )

* * *
Один глаз и рога,
Педали внизу покручу,
И по дороге полечу. (Велосипед )


Профессии

* * *
Он такой же, как и мы,
Обыкновенный меж людьми,
А в театре он играет роль –
То крестьянин, то король.
То красавец, то старик,
То одел смешной парик,
С легкостью играет клоуна,
Оскара достойного. (Актер )

* * *
В больнице, по палатам,
Ходит в белом халате,
Болезни лечит, людей спасает,
Таблетки, микстуры, уколы назначает. (Врач )

* * *
Готовит первое, второе,
Печет десерты, пирожки,
В кафе или в столовой –
Еда твоей мечты. (Повар )


Природа

Про морских обитателей

* * *
Есть хвост – но не летает,
Есть глаза – но не моргает,
Есть рот – но молчит,
По земле не бежит.
С перьями, но не птица,
Живет там, где водица,
Можешь удочкой поймать,
И загадку отгадать! (Рыба )

* * *
Чтобы не погибнуть в беде, держу ножницы в воде. (Рак )

* * *
Живет там, где вода,
Зеленая, но не трава,
Не рыба и не рак,
Поет все “квак” да “квак”. (Жаба )

Про птиц

* * *
Верно служу, по деревьям стучу,
Насекомых с коры вынимаю,
Про здоровье леса переживаю. (Дятел )

* * *
Села птичка на лугу,
И завела свое “ку-ку”. (Кукушка )

* * *
Черные фраки, белые сорочки,
На проводах сидят в рядочек. (Ласточки )

Загадки с подвохом

Но придется напрячь свои умственные способности, чтобы отгадать. Загадки с подвохом отлично развивают логику, мышление и веселят.
  • Какой болезнью невозможно заболеть на суше? (Морской)
  • Что все люди делают на Земле одновременно? (Живут)
  • Коту исполнилось три года. Что дальше? (Пойдет четвертый)
  • Что нельзя кушать за завтраком? (Обед и ужин)
  • Что школьник может приготовить, но не может съесть? (Домашнее задание)
  • Какой рукой мешают чай? (Не рукой, а ложкой)
  • Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, курицы не разговаривают)
  • У какого месяца 28 дней? (У всех)
  • На каком языке говорят молча? (На языке жестов)
  • По чему ходят часто, а ездят редко? (По лестнице)
  • Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
  • Маленький, серенький, на слона похож. Кто? (Слоненок)
  • С каждым днем к нам лето ближе, скоро встанем все на… (Не на лыжи, а на ролики)

Загадки-обманки

Они удивят своими ответами, ведь стараясь подобрать правильную рифму, ответ будет неверным.

  • Будешь на уроке спать – в дневнике получишь…(Два )
  • За окном трещит мороз, одевай шапку на…(Голову );
  • Подобрать легко я смог пару перчаток для…» (Рук )
  • На хоккее слышно плачь – пропустили наши… (Шайбу )
  • У Маринки и Оксанки двухколесные есть…(Велосипеды )

Зимние

* * *
Не мука, а белый,
Не вата, а мягкий,
Идет без дорог,
Где ходил – там и лег. (Снег )

* * *
В блестящей белой шубе,
С морковки – нос, с калины – губы. (Снеговик )

* * *
Чудо-сани прилетели
Лес и поле в белое одели,
Едет в санях важная царица,
Белокоса, белолица,
Рукавом своим махает,
Серебром все покрывает. (Зима )

  Сидя и стоя, на ходу и в транспорте можно играть в загадки . Вот весёлое и плодотворное времяпрепровождение.
  Отгадывание загадок приносит несомненную пользу. Это и развитие интеллекта, и тренировка памяти, и увлекательный способ узнать много нового о различных предметах.
  Отгадывание загадок – своего рода испытание человеческой сообразительности.
  Добро пожаловать в мир загадок, где таится столько невероятных открытий!

Загадки.

Определение.

    Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

    Что же такое загадки ? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка - «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.

    Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный - «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».

    Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок : загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок : «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные - улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один - убитый.

    Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы - неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

    Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.

    Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.

    Сходство этих четырех типов загадок - и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.

    Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно - важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.

    Таким образом, загадки - это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Игра в загадки 1.

    В этой книжке много загадок разных народов нашей страны - и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах…

    Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.

    Вот как играют в загадки русские ребята. Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.

    Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.

    Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.

    Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.

    Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.

    Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.

    Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.

    Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.

    После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.

    Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.

    Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.

    Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят, у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.

    «Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды - шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.

    Игра в загадки 2.

    Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.

    Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.

    Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.

    Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью. . Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.