Некоторые родители считают, что ребенка стоит воспитывать в строгости и вообще держать «в ежовых рукавицах», в ином случае он вырастет слабовольным или необязательным человеком.

Однако даже специалистам сложно провести четкую черту между необходимой и излишней родительской строгостью. Сегодня мы расскажем, какие признаки говорят о том, что вы чересчур строги со своим ребенком.

Вы стали замечать, что ваш отпрыск неохотно делится новостями из садика или школы? Он начал дерзить при каждом удобном случае? Не спешите делать вывод, что ребенок испортился и его необходимо еще больше контролировать. Возможно, проблемы кроются не в поведении самого малыша, а в вашей излишней строгости.

Строгие родители: основные признаки и отличительные черты

Задумайтесь, не допускаете ли в отношениях с детьми следующие воспитательные ошибки.

1. Вы ставите ребенка в неловкое положение

Постарайтесь вспомнить, не приходилось ли вам отчитывать свое чадо или расспрашивать о планах и задумках в присутствии его приятелей. Безусловно, ваш интерес и обеспокоенность понятны и естественны. Однако некоторые дети могут посчитать подобное поведение желанием их оскорбить или унизить.

2. Требуете безусловного выполнения правил

Конечно, правила, обеспечивающие безопасность ребенка, следует соблюдать неукоснительно. Однако жизнь не является черно-белой, и из каждого правила есть свое исключение.

Постарайтесь оценивать детское поведение, исходя из конкретных обстоятельств.

Например: «Мы с папой много раз говорили тебе, что драться нельзя. И все же я понимаю причину твоего поступка. Ведь ты вступился за девочку».

3. Вынуждаете ребенка лгать

Детство – пора фантазий, выдумок и развитого воображения. Нет ничего удивительного в том, что дошкольник или школьник любит преувеличивать свои достижения.

Однако психологические исследования показывают, что авторитарный метод воспитания, излишняя строгость и нетерпимость к детским проказам превращает фантазера в отпетого обманщика. Он начинает лгать по любому поводу, лишь бы избежать строгого наказания.

4. Ограничиваете ребенка

Количество запретов зависит от родителей и разнится от семьи к семье. Пересмотрите свой список ограничений.

Если он касается всех сфер детской жизни и насчитывает несколько десятков, это верный признак, что вы установили в доме строгий режим воспитания.

5. Не воспринимаете детские шутки

Дошкольный и младший школьный возраст является замечательным временем для милых проделок, незлобивых проказ, веселой возни и подвижных игр. Строгие родители считают, что дети должны учиться, а не делать разные глупости. Безусловно, некоторые детские забавы иногда ставят взрослых в неловкое положение. Подумайте, может быть, стоит не упускать момент, а развлечься вместе с ребенком?

6. У детей нет времени на отдых

Сегодняшние дошкольники порой загружены больше, чем вчерашние студенты.

После танцевальной студии, курсов иностранного языка, плавания в бассейне у них просто не останется времени на обычные игры, общение со сверстниками и даже отдых.

Не забывайте, что многие отечественные психологи уверены, что подвижные и сюжетно-ролевые игры полезнее для дошколят, чем умение читать или считать до тысячи.

7. Не разрешаете ошибаться

Строгие родители не дают детям возможность делать самостоятельный (пусть и неправильный) выбор в тех или иных ситуациях. Тем самым взрослые лишают своего чада практического опыта.

Стоит ли оберегать ребенка от ошибок? Разрешите ему столкнуться с последствиями собственных проступков и поступков.

8. Вы вечно недовольны малышом

Частые придирки не позволяют воспитать в детях ответственность за свое поведение.

Если вы будете критиковать каждый шаг ребенка, придираться к тому, как он рисует, убирает игрушки, накрывает на стол, надевает куртку, он никогда не научится самостоятельно выполнять работу.

9. Делаете замечания и раздаете указания

Как часто вы повышаете голос и указываете ребенку на его неправильное поведение? Попробуйте записывать в блокнот каждый случай, когда вы напоминаете детям, чтобы они сидели прямо, не шоркали ногами при ходьбе, вынимали руки из карманов. Чтобы ваш голос был услышан, сохраняйте инструкции для самых важных ситуаций.

10. Вы редко хвалите

Строгие родители не так часто произносят хвалебные слова в честь своих детей. Одобрение заслуживают лишь высокие результаты детской деятельности.

Первое место в эстафете, приз за лучшую поделку из пластилина, грамота за хорошую учебу – именно подобные свершения заслуживают вашей похвалы. Совсем скоро ребенок начнет думать, что родительская любовь не безусловна, а зависит только от его достижений.

11. Вы любите поучать

Очень строгие родители частенько превращают любое детское развлечение в учебу. Если сын рисует, то мама спрашивает, какого цвета краски он использует. Если дочка играет с куклами, суровая родительница напоминает, как правильно нужно расставлять мебель в кукольном домике.

Однако не стоит забывать, что игры и игрушки предназначены для того, чтобы выйти за условные рамки и выплеснуть фантазию.

12. Часто угрожаете

Излишне требовательные взрослые постоянно угрожают детям, в то время как остальные родители только изредка выносят малышам предупреждение. Распространенная фраза строгих мам и пап звучит следующим образом: «Немедленно убирайся в комнате, иначе я выкину твои машинки в мусоропровод». Не стоит разбрасываться угрозами, особенно если вы не готовы воплощать их в жизнь.

13. Не разрешаете ребенку импровизировать

Как часто вы настаиваете исключительно на своем способе решения задания? Некоторые взрослые не дают детям импровизировать и учиться взаимодействовать с предметами: «Не нужно строить из кубиков гараж для машины. Сложи из них лучше слова». Не забывайте, что успешному человеку необходимо гибкое мышление и творческие способности.

14. Не предлагаете выбирать

Строгие родители предпочитают командовать, а не предлагать альтернативу ребенку. Психологи советуют предлагать детям выбор: «Что ты наденешь на улицу: красную или синюю куртку?». Попробуйте предоставить малышу чуточку свободы, особенно если вас устраивают оба варианта.

15. Вы не разрешаете высказывать свое мнение

Хотите, чтобы ребенок имел свое личное мнение и не боялся его отстаивать? Значит, не стоит оспаривать детское суждение с помощью самого нечестного довода: «Подрасти сначала, а потом будешь рассуждать на эту тему!» Возможно, вы правы, однако не следует подавлять инициативу малыша. Если вы согласны с его аргументами, похвалите, если он ошибается, укажите на ошибку.

Безусловно, во многих ситуациях важна родительская строгость и последовательность. Прислушайтесь к своей интуиции и материнскому сердцу, они подскажут вам, где находится равновесие между вседозволенностью и строгим воспитанием.

Другая информация по теме


  • Синдром ранней детской нервности. Что это такое?

  • Что делать, если ребенка не оторвать от ТВ?

  • Во сколько месяцев ребенок начинает ползать? Мнение педиатра

Строгое воспитание детей и его последствия

Окружающие считают вашу семью примером для подражания, а вас с супругом – образцовыми родителями. Но не так давно вы заметили, что ребенок неохотно делится своими планами, избегает долгих бесед или меняет тему разговора. Он дерзит при каждом удобном моменте. Вспомните, когда впервые произошел случай, встревоживший вас. Будьте объективны при оценке собственных действий. Возможно, суть проблемы кроется в поведении строгих родителей, а не ребенка. Подумайте, не допускаете ли вы следующие ошибки в отношениях с ребенком.

Чрезмерная опека

Привыкнув контролировать подчиненных, вы переносите ту же модель отношений в собственную семью. Однако стоит помнить, что правила, которые годятся для общения с коллегами, зачастую не работают с родными людьми. К тому же, постоянно опекая ребенка, вы:

1. Не даете ему возможности делать самостоятельный выбор в той или иной ситуации. То есть лишаете свое чадо практического опыта и правильной модели поведения.

2. Рискуете поставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками. Вспомните, не случалось ли вам отчитывать своего отпрыска или подробно расспрашивать о планах при его друзьях. Конечно, ваша обеспокоенность и заинтересованность как родителей понятны. Но иногда дети, с присущим им максимализмом, могут неверно истолковать действия взрослых.

Неприятие личности

С раннего возраста вы учили свое чадо иметь собственное мнение и не боятся его высказывать? В таком случае не противоречьте себе, пытаясь оспорить мнение ребенка с помощью самого простого, но часто нелепого аргумента: «Ты еще мал, чтобы рассуждать на эту тему». Не исключено, что вы правы. Тем не менее, не стоит подавлять в ребенке любую инициативу. Лучше объясните ему, в чем ошибка, а если согласны с его доводами, похвалите. Признайте в ребенке личность.

Обычно отголоски подобных ситуаций не заставляют себя ждать. Ребенок безразличен ко всему или, напротив, становится нервным и агрессивным. Агрессия бывает направлена как на родителей, так и на посторонних. Падает успеваемость и снижается интерес к любимым увлечениям.

Во взрослом возрасте, как правило, это выражается в инфантилизме и неумении человека существовать в социуме.

Для многих молодых родителей это трудный вопрос.

Преобладающее большинство молодых родителей скоро находит ответ на этот вопрос. Но для некоторых это остается неразрешенной проблемой, несмотря на весь накопленный опыт. Прежде всего, я должен пояснить, что, на мой взгляд, дело не в строгости или мягкости.

Добрые родители, которые не боятся настоять на своем, когда нужно, получают хорошие результаты и при умеренной строгости, и при умеренной мягкости. С другой стороны, строгость, исходящая из грубости, или мягкость, исходящая из застенчивости или беспринципности, могут привести к плохим результатам. Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете.

Современные взгляды на воспитание во многом отличаются от прежних.

Мы яснее представим себе коренные изменения в принципах воспитания, если немного займемся историей этого вопроса. Степень строгости в воспитании детей менялась в разные эпохи. Например, в XIX веке настойчиво воспитывались внешняя скромность и манеры поведения. В ХХ веке, особенно после первой мировой войны, произошли резкие изменения во взглядах на воспитание.

Этому способствовало несколько факторов. Американские ученые Джон Доуей и Вильям Килпатрик доказали, что ребенка можно обучить лучше и быстрее, если приспосабливаться к уровню его умственного и физического развития и одновременно исходить из того, что сам он тоже хочет всему научиться.

Изучение малолетних преступников показало, что преобладающее большинство их страдало в детстве от недостатка любви, а не от недостатка наказаний. Эти и многие другие открытия способствовали снижению степени строгости в воспитании детей и стремлению развивать их индивидуальность.

Прогрессивные американские педиатры начали внедрять аналогичные принципы в практику ухода за новорожденными. Правда, до 40-х годов нашего века врачи не допускали вольностей в режиме кормления новорожденных, опасаясь, что отсутствие регулярности в питании и в количестве пищи может вызвать сильные желудочные расстройства, которые раньше бывали причиной детской смертности.

Но результаты экспериментов ученых-педиатров Престона Маклендона и Фрэнсис Симсарьян, опубликованные в 1942 г., помогли убедить врачей, что новорожденные, сами устанавливающие расписание своих кормлений, вырастают абсолютно здоровыми детьми. Сегодня в США большинство новорожденных кормят по относительно гибкому расписанию. Раньше врачи рекомендовали молодым родителям воспитывать детей в строгости, чтобы не избаловать их.

Сегодня врачи советуют удовлетворять потребности ребенка не только в питании, но и в ласке и утешении. Эти открытия и новое отношение к воспитанию ребенка принесли огромную пользу и детям, и родителям. Но такие коренные изменения в принципах воспитания не могут не вызвать сомнений у многих родителей, а других совершенно сбивают с толку.

И не удивительно, ведь это целая революция во взглядах. В натуре человека заложено стремление воспитать ребенка так же, как воспитали его самого. Вы легко воспримете новые идеи относительно витаминов и прививок, но если вас воспитали в чрезмерной строгости, требуя полного послушания, безупречных манер, абсолютной правдивости и пуританского отношения к половому вопросу, то вы, естественно и даже неизбежно, в глубине души будете осуждать своих детей за недостаточность этих качеств.

Вы можете принять новые теории, но когда ребенок совершает поступок, который во времена вашего детства считался плохим, вы против своей воли не можете с этим примириться, и испытываете недовольство, большее, чем вам хотелось бы. Не стыдитесь этого чувства! В соответствии с законами природы мы растим наших детей так же, как растили нас. Это разумно. Таким образом, одно поколение передает свои идеалы следующему поколению, что является залогом сохранения нашей культуры.

Те, кто были воспитаны в любящих семьях и выросли уравновешенными людьми, естественно, будут воспитывать своих детей так же. Они не будут впадать в крайности, следуя новым теориям. Когда врачи настаивали на введении строгого режима питания и сна ребенка, такие уверенные в своих силах родители в основном соблюдали режим (большинство детей следовало ему большую часть времени), но не боялись сделать исключение и накормить ребенка вне расписания, если он очень проголодался.

Они были убеждены, что так и нужно. Когда врачи начали проводить теорию гибкого режима, уверенные в своих силах родители также не собирались слепо следовать этой теории. Если ребенок капризничает и не хочет ложиться спать, хотя ему пора, они все равно его уложат, потому что они хорошо усвоили в детстве, что раз время спать, значит, и разговаривать не о чем, а нужно ложиться. А теория о гибкости расписания не имеет ничего общего с такой ситуацией.

О родителях, запутавшихся в новых теориях.

Обычно это люди двух типов.

Первые - это те, кого воспитали неуверенными в себе. Поэтому им поневоле приходится следовать советам, получаемым со всех сторон.

А вторые - это те, кто недоволен своим воспитанием. Такие люди хорошо помнят, как они внутренне восставали против тирании родителей, и они не хотели бы, чтобы их дети чувствовали к ним то же самое. Таким родителям придется трудно. Если вы воспитываете детей так же, как это делали ваши родители, то вы точно знаете, какой степени послушания и вежливости вы от них хотите.

Вам не нужно ничего придумывать. Но если вы хотите обращаться с ними иначе, чем ваши родители обращались с вами (например, не так строго или более по-товарищески), то вы лишены образца и подчас будете в затруднении, не зная, как поступить.

Например, если ребенок начинает пользоваться вашей мягкостью, это вас возмутит, но вам трудно будет сладить с ним, так как чем больше вы сердитесь на ребенка, тем более виноватыми себя чувствуете, считая, что становитесь похожими на своих родителей, чего твердо решили избегать. Конечно, для большей ясности я несколько преувеличил трудности, с которыми сталкиваются молодые родители.

Большинство из нас частично принимает, а частично отвергает методы воспитания, которым пользовались наши родители. Вопрос лишь, в какой степени. Большинство из нас приходит к определенному компромиссу между родительскими методами и новыми теориями воспитания, и этот компромисс оказывается искомой золотой серединой.

Будьте последовательны.

Если вы предпочитаете строгое воспитание, будьте последовательны в строгости. Умеренная строгость в смысле требования хороших манер, беспрекословного послушания, аккуратности не причинит ребенку вреда, если родители по своей натуре добрые люди и если дети растут счастливыми и общительными. Но строгость вредна, если родители грубы с детьми и постоянно недовольны ими, если они в своих требованиях не делают скидки на возраст и индивидуальные качества ребенка.

В таких условиях ребенок вырастет либо малодушным и бесцветным, либо жестоким человеком. Родители, которые предпочитают непринужденность в обращении с ребенком, которые не придают большого значения его манерам (лишь бы он вообще любил людей) и не настаивают на абсолютном послушании и аккуратности, тоже воспитывают общительных и внимательных к окружающим людей, если они не боятся проявить твердость в тех вопросах, которые они считают особо важными.

Когда слишком мягкие родители получают плохие результаты от своего воспитания, то это не потому, что они мало требовали от своих детей (хотя отчасти и поэтому тоже), а потому, что они стеснялись или боялись настаивать на своем требовании, или потому, что они бессознательно поощряли тиранию своего ребенка.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

И начинается «затягивание гаек». Составляется расписание дня, которое подлежит неукоснительному исполнению. Строго по часам подъем, одевание, умывание, завтрак, учеба и т. д. На игры отводится минимальное время (тоже — строго по часам), причем выбираются в основном обучающие варианты (например, из кубиков полагается собирать не футуристические башни, а исключительно составлять слова). Отдельное время отводится работе по дому. За несоблюдение расписания и невыполнение ценных указаний (приказов) родителей — наказание. Оно может быть различным, начиная от лишения просмотра мультфильмов и заканчивая физическим наказанием, иногда очень жестоким.

Считается, что таким образом дети приучаются к дисциплине и послушанию, что у них появляется стремление к цели (еще бы, не доберешься до поставленной родителями цели — накажут). Ну и, конечно же, строгость призвана воспитывать уважение к старшим, в частности — к родителям.

Ни один шаг ребенка при такой системе воспитания не является полностью самостоятельным. Он всегда под контролем, всегда под присмотром. Каждый его приятель изучается чуть не под микроскопом: мало ли, вдруг этот «друг» занесет заразу вольнодумства, научит неуважению и т. д. В идеале — если друзей вообще нет, ну, а если уж их появления не избежать, то это должны быть только отобранные родителями экземпляры (оптимально — из приличных (по мнению родителей) семей, где используют аналогичную систему воспитания, в крайнем случае допускаются друзья из «вольнодумных», «либеральных» семей, но в этом случае семьи должны быть хотя бы на пару ступенек выше на социальной лестнице).

В общем, вся жизнь ребенка проходит под девизом «Не уставай, бия младенца». Играл в снежки и разбил окно — наказание. Играл в снежки и промочил ноги — наказание. Играл в снежки и пришел домой на пять минут позже предписанного времени — наказание. И так далее, до бесконечности. Строгость, строгость и еще раз строгость. Ни малейшего послабления, ни на секунду. Чтоб чего не вышло. Чтоб все было по плану.

Вот только результаты подобного воспитания чаще всего далеки от поставленных родителями целей. Отлично на эту тему сказано в милейшем телеспектакле «Малыш и Карлсон» (1971 г.).

Фрекен Бок, рассказывая об успехах на ниве воспитания детей, приводит в пример своего племянника Рудольфа (Рулле), который, как известно, стал вором: «Нужна система воспитания. Вот я воспитала своего мальчика, племянника. С раннего детства я из него выбила все эти штучки, все эти фантазии, все эти крыши. Каленым железом выжигала. Я ему говорила: „Это нельзя, это нельзя, это нельзя“. У меня он вздохнуть боялся, пошевельнуться не смел. Я за ним подсматривала, подглядывала. Я с ног валилась, но зато я знала о нем все! Куда он ходит, с кем он дружит, о чем он думает. И теперь я за него спокойна, и я в него верю».

А затем Рулле рассказывает своему приятелю Филле о том, как его воспитывали: «Если б ты знал, какое у меня было детство… Тетушка фрекен Бок с утра до вечера мне твердила: „Это нельзя, это нельзя“. Все нельзя! Тогда я стал врать. Тогда я стал делать все потихоньку: потихоньку ходить в кино, потихоньку таскать деньги из ее сумки, вся моя жизнь стала потихоньку, потихоньку, потихоньку… Она украла у меня детство!»

Одна женщина, которую в детстве жестоко наказывали и унижали за малейшую провинность, причем наказания преподносились под соусом: «Мы же тебя любим и хотим, чтобы ты выросла настоящим человеком!», рассказывала: «Когда я была маленькой, то по ночам лежала и ненавидела. Воображала, что встаю, беру на кухне самый большой нож и убиваю им всех. Всех-всех! Маму, папу, бабушку, сестру!». Кстати сказать, бабушка и сестра не имели никакого отношения к наказаниям, однако в представлении ребенка они являлись неотъемлемой частью семьи, родителей, а следовательно, подлежали уничтожению.

Дети, которых воспитывают в излишне строгой атмосфере, становятся похожими или на «киношного» Рулле, или вот на эту женщину. И иногда целая жизнь уходит на то, чтобы справиться с этой глубинной ненавистью, с желанием делать все наоборот, в противовес любым рекомендациям (например, стоит непременно украсть, если уверяют, что воровать нехорошо).

Самое худшее, что ненависть распространяется не только на членов семьи. Человек не может любить и себя тоже, не верит в то, что к нему хоть кто-то может испытывать добрые чувства. В самом деле, если он такой плохой, как уверяют родители, то за что же его любить? Таких не любят… И разрушительная ненависть не только к окружающим, но и к себе, ломает всю жизнь.

Рассуждая о необходимости строгости вплоть до физического наказания, современные родители не забывают упомянуть о различных соблазнах современного мира. Порнография, наркотики, алкоголь, культ денег и т. д. , и т. п. И многие думают, что, воспитывая ребенка в строгости, доходящей почти до абсурда, смогут уберечь его от вредного влияния окружающего мира.

Подобное мнение тесно связано с другим заблуждением: дети — это почти что животные, они еще не умеют думать самостоятельно, различать плохое и хорошее. Воспитательный процесс во многом подобен дрессировке, вырабатыванию условного рефлекса. То есть, за каждым проступком должно следовать наказание так же неотвратимо, как удар током по собачьей лапе при нажатии на неправильную кнопку.

Но доказано, что мыслительные процессы начинаются даже до рождения ребенка, еще в утробе матери. Нерожденный младенец уже чувствует, мыслит, оценивает окружающее. Собственно говоря, об этом было известно с древних времен, недаром ведь будущим матерям не позволялось смотреть на различные уродства, в некоторых культурах запрещалось даже приближаться к животным — наши предки беспокоились, чтобы ребенок не получил превратного представления о мире, воспринимал с первых секунд своего существования только положительное.

Воспитание, основанное на дрессуре, выработке условных рефлексов, практически без обращения к разуму (шалость-наказание), не приносит положительных результатов. Ребенок, воспитываемый таким образом, по большей части даже не понимает, в чем виноват, лишь тупо заучивает ситуации, которых допускать нельзя. То есть, бить стекла нельзя исключительно потому, что за это наказывают. Отсюда только полшага до вывода: если о битье стекол никто не узнает, то и наказания не будет. Следовательно, бить стекла можно, но так, чтобы об этом не узнали.

Только не нужно думать, что строгость в воспитательном процессе вообще не нужна. Нет, разумная доля просто необходима. Иначе ребенок будет расти в атмосфере вседозволенности, что тоже недопустимо. Но во всем нужна мера — и в демократичности, и в строгости. Простой пример: нужна ли соль при приготовлении пищи? Нужна! Но если в кастрюлю с супом вместо щепотки соли бухнуть сразу пачку, то этот суп однозначно будет несъедобен.

А уж тем более не следует путать строгость с жестокостью. Воспитательный процесс — это в первую очередь обращение к человеческому разуму. Это объяснение «что такое хорошо, а что такое плохо», а не дрессура. И уж тем более — не унижение. Воспитать человека жестокостью и унижениями невозможно. Как сможет уважать себя тот, которого с детства приучили, что он недостоин уважения? И как он сможет уважать других?

Дорогие родители! Дети, конечно, вовсе не маленькие ангелочки, с которыми никогда не бывает никаких проблем. И бывают ситуации, когда ребенка приходится наказывать. Но при этом нужно внимательно следить, чтобы мера наказания соответствовала проступку. И отмерять наказание следует еще тщательнее, чем пряности при приготовлении пищи. В случае пересоленного супа максимум, что вам грозит — вы останетесь без горячего обеда. В случае же превращения воспитательного процесса в дрессировку дикого животного вы рискуете искалечить не только жизнь собственного ребенка, но и свою собственную.

Любите детей, уважайте их — и вы не ошибетесь в балансе либерализма и строгости.