Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27 имени Э.А.Хиля

города Смоленска

Конспект урока по литературе в 9 классе на тему:

«Одиночество: счастье или беда в жизни людей?»

разработала учитель

русского языка и литературы

Мирошкина Лилия Петровна

Смоленск

2013

Тема урока:

Одиночество: счастье или беда в жизни людей?

Цели:

Прочтение и осмысление рассказа Л.Петрушевской «Страна»;
- развитие нравственной чуткости и способности к сопереживанию;
- развитие навыка работы с художественным текстом;

Развитие творческих и аналитических компетенций, навыка рефлексии;
- развитие коммуникативных компетенций.

Тип урока : работа с художественным текстом

Технология : развитие критического мышления через чтение и письмо

Приемы : «двойной дневник», прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, использование «тонких» и «толстых» вопросов, прием «нарисуй счастье», «письмо по кругу», ассоциативный ряд, соцопрос.

ХОД УРОКА

Стадия вызова

Ребята, сегодня нам с вами предстоит интересный разговор. Тему его вы сформулируете сами после того, как прослушаете притчу.

Учитель читает притчу об одиночестве.

На берегу широкой и бурной реки под названием Жизнь, жил себе мальчик по имени Одиночество. Он умел рисовать и рисовал Боль. Он умел петь и пел Страдание.

Он давно уже построил себе тихий и сказочный домик из камней под названием Грусть и Печаль, но у него еще осталось несколько камушков с именами Любовь и Надежда, Вера и Счастье. И он по вечерам перекладывал их на траве возле дома, пытаясь угадать, зачем они здесь лежат и что можно из них себе построить, когда у него уже есть дом.

Так проходили долгие годы…
В небе то светило яркое солнышко, согревая его душу, то грохотал гром и поливал его ледяным дождем, заставляя прятаться в свой домик и плотно закрывать дверь.
Но однажды Одиночество заметил на противоположном берегу несколько красивых и счастливых людей. Они сидели на берегу и весело болтали ногами в воде. Им было очень хорошо вместе.

Одиночество стал метаться по берегу Жизни, забегать в воду и снова выбегать из нее, он не мог придумать, как ему перебраться на тот берег. И тут он заметил свои, до этого не нужные, камушки возле домика. Он взял их, стал укладывать в воду и идти по ним через бурную реку-Жизнь. Так и продвигался он, забирая позади себя камни и укладывая их спереди…

Труден был его путь, но никто не подал ему руку помощи. Люди на берегу смотрели друг на друга влюбленными глазами и не замечали несчастного Одиночества.

Река становилась все глубже, и воды ее неслись все быстрее, грозно переворачивая на своем пути огромные валуны Несчастья и Боли. Она выбивали из-под ног Одиночества его камушки, заливала его ледяной водой, но он все перекладывал камни и шел, шел и перекладывал, пока бурный поток Жизни не сорвал его с них и не потащил вниз по течению.

Так о чем же будет наш сегодняшний разговор? (Об одиночестве )

Учитель открывает записанную на доске тему и фото к уроку.(Приложение 1)

Вспомните, какими ключевыми словами характеризовалось Одиночество? (Боль, несчастье, грусть, печаль, страдание ).

Продолжите этот ассоциативный ряд. (Обида, замкнутость, тоска, разочарование…)

Знакомы ли вам эти чувства?

Как вы думаете, актуальна ли сейчас тема одиночества? Почему?

Да, действительно в наше время особенно много одиноких людей.

Данные соцопроса, проведенного учащимися. (Диаграмма)

Что может, на ваш взгляд, служить причиной одиночества?

(Диаграмма соцопроса)

Скажите, а всегда ли одиночество – это страдание? (Иногда люди мечтают об одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать, остановиться, найти правильный путь.)

А может ли одиночество быть стимулом чего-либо? (Да, люди уходят, чтобы творить, чтобы создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен, и они счастливы)

Значит, одиночество может дарить и счастливые минуты жизни, и самые горькие. (Оно может быть и ловушкой, попав в которую, сложно найти выход)

В конце урока вы подчеркнете то слово, которое, на ваш взгляд, раскрывает понятие «одиночество» - счастье или беда.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Л. Петрушевской « Страна».

(Приложение 2)

Как вы думаете, о чем может быть это произведение? Ассоциации к слову «страна ». (Расшифровка каждой буквы данного слова, можно на фонетическом уровне). Работа в парах.

Примерный вариант:

С- солнечная

Т- таинственная

Р- романтическая

А- огромная

Н- неизвестная

А- оригинальная

Зачитываются варианты ответов. Делается вывод.

Стадия осмысления

Учащиеся в течение 5-7 минут читают рассказ, выписывая ключевые слова и фразы, характеризующие героев рассказа, дают им своё толкование. Для этого используется метод «двойной дневник».

Цитата (ключевое слово, словосочетание, предложение данного текста)

Мое толкование цитаты

«… тихая, пьющая женщина…»

Скорее всего, у женщины случилась в жизни какая-то беда, с которой она не смогла справиться. Но шумным компаниям она предпочитает одиночество.

«… никому не видимая…»

Плохо, что на эту несчастную женщину никто не обращает внимания, она незаметна для окружающих.

«… какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада…»

При всех своих недостатках, женщина является заботливой матерью.

«… со следами былой красоты на лице…»

Видимо, раньше она была очень красивой и счастливой, ухаживала за собой.

« Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лежа на диване.»

Создается впечатление, что девочке безразлично, что делает мать. Но ведь так не бывает!

«… делает вид, что она тут своя…»

Женщина не хочет, что её прежние знакомые догадались о том, что творится в её душе.

«… осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит…»

Даже тот факт, что женщина ходит в гости к этим людям не говорит о том, что они её друзья. С настоящими друзьями разговаривают по-другому, их не боятся побеспокоить.

«… бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой

Жизнь не приносит ей радости, единственная отдушина для неё - спиртное. Лишь тогда она забывается, отстраняясь от своего горя. Но свой родительский долг всё же исполняет

« Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось…»

Вначале эта несчастная (кстати, автор даже не называет её по имени, так как таких женщин и таких семей очень много) рассчитывает, что ситуация, в которую она попала как-то разрешится. Может быть, надеялась, что муж вернется, может, думала, что забудет его и начнет жизнь заново. Но все оказалось иначе, стало только хуже, и выхода она уже не видит.

«Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки…»

Это только внешняя сторона. На самом деле девочка просто ещё слишком мала, чтобы что-то изменить. Но она все равно очень любит свою мать и принимает её такой, какая она есть.

«… девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего».

Мать опустила руки, смысл жизни для неё потерян. Но ведь у нее есть дочь! Вот ради кого стоит жить! И не просто жить, как сейчас живет она, а жить достойно!

«… никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери…»

Наверное, им снятся счастливые сны. Мать, скорее всего, видит себя рядом с бывшим мужем. Дочь, вероятно, представляет, что мама не пьет, что она вместе с папой. Их сны – это та страна, о которой автор говорит в названии рассказа. Страна счастливых и беззаботных людей…

«… в то время, как нужно было бы никогда не просыпаться».

Сон в данном случае ассоциируется с забвением. Это утопия. Это мир, в котором хочется остаться навсегда. Это страна, где нет никаких проблем, обид и разочарований.

Стадия размышления (рефлексии)

Обсуждение результатов работы. Учитель, если не были затронуты важные для понимания рассказа аспекты, с помощью «тонких» и «толстых» вопросов вносит необходимые дополнения.

Возвращение к первому этапу работы. Задача – указать, какие асс оциации вызывает слово «стран а» после прочтения рассказа.

С- сон

Т- тоска

Р- разочарование

А- обида

Н- ненужность

А- одиночество

Вспомните свое определение одиночества, сравните с авторским. Сделайте вывод.

Учитель читает стихотворение Натальи Жильченко:

Одинокими не рождаются,

Просто в день, судьбою проклятый,

Одинокими пробуждаются,

Пустотою насквозь проколотые.

В одиночестве не рождаются

И по жизни за ним не гонятся.

В одиночестве не нуждаются,

Просто с ним мириться приходится.

Относятся ли строки этого стихотворения к героям рассказа «Страна»? Почему?

Мы говорили, что одиночество – это не только грусть, тоска, слезы, но и долгожданные минуты отдыха, и моменты творчества. Нашло ли такое толко

вание явления в рассказе?

В рассказе «Страна» о каком одиночестве идет речь? (Об одиночестве забытых всеми людей)

Задание: составьте кластер – описание матери(1 рабочая группа) и дочери (2 рабочая группа). Работают под песню В. Толкуновой «Одинокими не рождаются». (Приложение 3)

Прием «Нарисуй счастье»

Ребята, мы много говорили о том, что такое одиночество. А попробуйте его нарисовать. (Работают под видеоролик на песню «Одиночество, ты плачешь у окна»)

Некоторые рисунки вывешиваются на доску и комментируются (по желанию).

К сожалению, часто бывает, что человек, даже находясь среди людей, одинок. Он, замыкаясь в себе, попадает в ловушку, отгораживается ото всех чертой, которую очень непросто потом разорвать. А может быть, он ждет от окружающих помощи? Но никто даже не догадывается, что творится в его душе…

Ребята, используя прием «письмо по кругу» , попробуйте написать такое письмо матери от дочери, чтобы

Можем ли мы что- то сделать, чтобы таких людей было как можно меньше? (Быть внимательными к людям, понимать их проблемы и находить пути выхода из них )

В заключение нашего урока я предлагаю вам прослушать еще одну притчу.

(Текст притчи – у каждого на парте).

ПРИТЧА ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

В одном небольшом посёлке жила обыкновенная женщина. Правда, у неё не было детей, не было мужа, не было родственников. Но женщина была очень добрым и отзывчивым человеком. К ней многие приходили за советом, поддержкой. Всех она встречала добрым, ласковым словом.

И вот однажды к ней пришла соседка, у которой была большая семья: муж, много детей, внуков. Но женщина была печальна.

Женщина подумала немного и ответила:

- Мне действительно тебя не понять, потому что я никогда не чувствовала себя одинокой. Как я могу быть одинока, если вокруг меня целый мир! Мы рождаемся свободными и счастливыми. Одиночество мы создаём себе сами. Каждый день из-за непонимания, недоговорённости мы теряем своих близких и, живя с ними, становимся одинокими.

.

Домашнее задание : напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу: « Оглянись вокруг и ты увидишь, что рядом с тобой весь мир, нужно просто идти ему навстречу ».

Приложение 1

Приложение 2

Л. Петрушевская « Страна»

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице- брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец её яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лежа на диване. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу в темноте в детский сад.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была своя, пока блондин ходил у неё в мужьях, а потом всё схлынуло, вся прошлая жизнь и прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждёт. Ждет, пока решится там у них, на том конце провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой .

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все прошло само собой, потому что, не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоём и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило на обед, будет уходить на вино,- девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, выключают свет, ложатся спать в 9 часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время, как нужно было бы никогда не просыпаться.

Приложение 3

ДОЧЬ

замкнутая

Без отца

одинокая

Некрасивая

живет в однокомнатной квартире

Ходит в детский садик

Обычно тихо играет

Мечтает о другой жизни

Живет однообразно

Все время играет молча

Не реагирует на мать

МАТЬ

Когда-то очень красивая

Мечтает о другой жизни

Не хочет жить

Одинокая

заботливая

Много пьёт

Без мужа

Монотонная жизнь

Не видит смысла в жизни

    На крестьянском дворе долгие годы жили душа в душу две горлицы, самец и самка. Заботливый крестьянин смастерил для них из тёса нарядный домик, где птицам было покойно в непогоду. Это была счастливая пора. Самец неотступно следовал за своей подругой, ...

    После долгого отсутствия вернулся учитель. Он застал ученика сидящим в библиотеке. По изнурённому его виду было видно, что тот провёл здесь много времени, а по лихорадочному блеску в глазах угадывалось, что ему не терпится что-то сообщить. - Ну и чему ты...

    Однажды слоилось так, что потерпевший кораблекрушение моряк достиг пустынного острова. В течение пяти лет он вынужден был там жить, так как никакой корабль не проходил мимо. Он построил маленькую хижину и жил там, постоянно думая о мире. Все было так...

    Однажды священник увидел женщину, которая, опустив голову на руки, сидела в пустой церкви. Прошёл час. Затем два. Женщина всё не уходила. Решив, что её душа пребывает в горе и желая чем-нибудь ей помочь, священнослужитель подошёл к ней и сказал: - Могу...

    Однажды Курица решила стать Индюшкой. Статус индюков никто не мог оспорить на огромном хоздворе, где эта Курица обитала, а ей тоже хотелось быть более красивой и уважаемой. Тогда она прикрепила себе сзади веером найденные индюшачьи перья, повесила...

    Жила как-то одна женщина. Была она очень привлекательна, заботливая мать и жена, трудолюбивая. Но вот обратиться к Господу ей было как-то всё некогда, да, собственно говоря, вроде бы и незачем. Всё у неё было в порядке: дети здоровы и накормлены, муж...

    Однажды на ярмарку пришла девушка-поселянка, красавица писаная, лилии и розы цвели на её щеках. Волосы отливали лучами заката, а на губах играла улыбка утренней зари. Не успела красивая незнакомка появиться, как парни тут же её приметили и окружили. ...

    У одного отшельника спросили - как может он пребывать в постоянном молчании? Он очень удивился и сказал: - Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно - так много собеседников посещают меня.

    Увидела ворона, что люди кормят голубей. Решив: «Зачем мне жить впроголодь?» - ворона насобирала голубиных перьев, облепила ими себя и пошла в голубиную стаю. Пасётся она среди них, и вдруг увидела пролетающую в небе ворону. Забывшись, ворона закаркала. ...

    Однажды заболел известный богач. Но никто из знакомых не пришёл его проведать. Удивившись, богач сказал своим приближённым: - Странное дело, почему это ко мне никто не приходит? Ему ответили: - Потому, что все люди тебе задолжали и опасаются, что, ...

    Давным-давно, когда люди жили в мире, а мир все ещё жил в людях, в одной из пещер, высоко в горах устроил свой дом один мудрый человек. Потому что хотел видеть дальше и знать больше других. И хоть жилось ему тяжко и одиноко, но был у него верный брат - ...

    Жило на свете Сердце. Оно мечтало о любви. Но это было очень категоричное Сердце: когда в нём начинало зарождаться новое чувство любви, Сердце оценивало того, кто вызвал это чувство с точки зрения «плохой» - «хороший», и, видя недостатки, уничтожало...

    Как-то раз сидел в лесу павлин и горько сетовал на своё одиночество. Случилось, что мимо пробегал шакал. Увидел он павлина и спросил его: - Ты чего такой грустный, братец? Павлин сначала испугался шакала, но потом, набравшись храбрости, ответил со...

    Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка-помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала всё постирать да прибрать. Однажды пошла девочка за...

    Один раз Хинг Ши застал во дворе своих учеников, горячо спорящих о чём-то. Подойдя к ним, спросил о предмете их спора. - Мы спорим о том, в чём заключается суть счастья и несчастья человека, - ответили ученики. - И как же вы их нашли? - поинтересовался...

    Между учениками разгорелся спор о причинах человеческих страданий. Одни утверждали, что причина - в эгоизме. Другие считали: виной всему - заблуждение. Третьи говорили: человек страдает потому, что не способен отличить истинное от ложного. Когда об этом...

Один - взгляд писателя, история о дружбе. Амели боится купаться в море и вдруг чувствует, что кто-то щекочет ей ноги. Это рыбка, с которой девочка решается зайти в воду. У нее пропадает страх, и весь день они с рыбкой весело плещутся в воде. Теперь они встречаются каждое утро, весело проводят время, но вечером расстаются. Это расставание огорчает Амели, и она решает поймать свою подружку, чтобы посадить в банку и всегда быть вместе. Но когда она осуществляет это намерение, рыбка чахнет на глазах, и Амели понимает, что теряет ее. Тогда она выпускает подружку в море. И ждет, но рыбка не возвращается. Девочка плачет и просит прощения, и вдруг снова чувствует, что кто-то щекочет ей ноги. Рыбка вернулась, а вместе с ней и дружба. Вечером подружки расстаются, но Амели не грустит, потому что знает: они есть друг у друга.

Эта история «учит» тому, что любовь требует свободы.

Она рассказана поэтичным языком - очень неестественно, так «не говорят». Но именно этот язык примиряет с «поучением». Как будто вот так, в стихах, можно давать нравственные наставления, и тогда они, из давящих нравоучений превращаются в парящую лирику.

Другой взгляд - художника. В первой и последней картинках он показывает контекст истории: вот папа с мамой в шезлонгах, а Амели одна на берегу; а вот, в конце, папа с мамой уходят, а Амели снова поодаль - прощается с подружкой. Мама лишь слегка поворачивает голову, чтобы посмотреть: идет ли Амели за ними? На иллюстрациях, где девочка играет с рыбкой, они только вдвоем. Когда Амели приходит утром на море, желая пленить рыбку, она тоже как будто одна.

Манера рисунка - как бы незавершенные наброски - оставляет ощущение неопределенности и тревоги, словно девочка сама - довольно зыбкое и неуверенное существо, и непонятно, чем все это закончится.

Картинки рассказывают немного другую историю - про одиночество и тревогу. На их фоне становится ясной тоска, которая сопровождает прощание подружек каждый вечер. «Голод» Амели слишком велик - его невозможно утолить, расставаясь.

Так возникает еще один рассказ, как бы объединяющий два других: одна очень одинокая девочка так нуждается в поддержке и дружбе, что когда встречается с ними, просто не находит в себе сил отпустить того, кто это «дал». Она делает то, что делает всякий человек с похожей проблемой - вцепляется в другого, хочет им завладеть. Но тоску по близости нельзя утолить с помощью власти над другим, и Амели очень скоро понимает это. Она жалеет рыбку (любит ее) и решается отпустить, а доверие помогает пережить разлуку.

Эта история о том, что в любви не бываешь одинок, даже если остаешься один.

Поучительность, метафоричность, содержание книги близки детям лет 8‒12. С ребенком помладше велик риск упростить своеобразную красоту книги и ее чуть более сложный посыл к читателю, чем «когда любишь, отпускаешь». Школьники уже в полной мере владеют иносказательностью, хорошо понимают метафоры с эмоционально близким содержанием и способны глубоко проникнуться историей отношений Амели и рыбки.

Обычно к этому возрасту дети из уютного мира, где им все знакомо и близко, переходят в широкий социальный мир школы, где много новых, очень разных детей и взрослых. Но главное, что в младшей школе дети впервые обнаруживают свою уникальность, отдельность от других людей, от мамы и папы. Знаменитая «потеря непосредственности» в 7 лет связана с новым качеством - рефлексией. Ребенок понимает, что он не один, есть другие - другое сознание, другой взгляд на вещи, на него самого. То есть дети впервые переживают особое одиночество, не физическое, а душевное: люди (родители) рядом, но они другие. Ребенку становится важным найти «похожих на него». Тех, кто был бы близок «по духу» и мог бы стать задушевным другом. Вплоть до подросткового возраста это переживание только растет, становится острее и очевиднее для ребенка.

Прожить это новое состояние и вновь научиться быть непосредственным помогает доверие к другому человеку. Если оно есть, то другой не страшен и потерять его не так страшно. Доверие как бесконечно тянущаяся нить связывает ребенка с другим, с мамой и папой. И уже хочется быть отдельно, потому что только так и можно быть по-настоящему вместе.

Некоторым детям проживание этого чувства дается тяжело. И история про Амели и рыбку может прийтись им по душе.

Ирина Рябкова

Хельга Банш
«Амели и рыбка»
Иллюстрации автора
Перевод с немецкого Евгении Прокопьевой
Издательство «Молодая мама», 2017

Ты не Один!

На вершине о динокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Он толи спрашивает что-то, толи ждет ответа на уже заданный вопрос. Небо молчит, толи оттого, что у него нет ответа, или ему нечего сказать человеку, или оттого, что вообще не умеет говорить, ведь это небо.
Время незаметно идет, а человек на вершине так и продолжает стоять. Непонятны ни причины его ожидания, ни его мысли, ни его планы. С уверенностью можно лишь сказать, что он никуда не спешит, хотя эта вершина вовсе ни является целью его жизни. Со стороны может показаться, что он выглядит одиноко, стоя вот так в молчании и взирая на небеса. Возможно, так и есть, об одиночестве трудно судить со стороны, его-то и вблизи не всегда можно отличить. Ведь само одиночество трудно охарактеризовать. Причислить его к внутреннему состоянию или к внешнему. С внешними факторами это довольно просто – одиночество: нет семьи, близких, детей, единодумцев и соратников, то есть ты абсолютно один. Если же причислить к категории внутреннего состояния, чувства, некой формы существования – то это трудно описать. Ведь, по сути, каждый из нас одинок с самого рождения, нельзя сказать, что с рождения мы обречены на одиночество, просто это нормальное состояние: в утробе матери, в нашем внутреннем мире, в наших мыслях, размышлениях, восприятии мира, чувствах – мы одни. Никто никогда и никому не сможет описать и выразить то, что твориться у него в душе. Вся наша жизнь – лишь попытка сделать это… Бесконечно-безрезультатная попытка длинною в жизнь.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. В этом нет ничего необычного, люди часто обращают свой взор вверх, кто-то веруя, что там есть Бог, кто-то по привычке, кто-то в надежде или вопросе. С незапамятных времен у человечества небо ассоциируется с мечтами и надеждами, с полетом и высотой, у которой нет дна. Спустя много тысячелетий человек поднялся в воздух, затем, преодолев стратосферу, в космос, выяснив, что даже у неба есть дно, но это не смогло разрушить сказку о небесах, столь близких и недосягаемых одновременно.
Возможно, что именно чувство постоянного одиночества и привело человека к созданию бога, нечто такого, что всегда с тобой и в тебе, некий образ, антипод одиночества. По словам Ницше, если бы даже Бога и не было, люди бы его создали сами. И действительно, взяв, к примеру, бога любой веры, и предположив, что изначально он не существовал, то многовековая вера в него миллионов людей могла придать ему не только существование, но и сущность, материализовав человеческую веру в материальный образ. В подтверждение этого можно привести тот факт, что в настоящее время выжили только массовые религии, показывая, что единоличный бог имеет меньше шансов на выживание по сравнению с массовыми богами и пророками. В этом отображается еще одна форма борьбы человека с одиночеством, ошибочно называемая многими как «стадный инстинкт». Конечно человек во многом – высокоорганизованное стадное животное, но при этом обладающий сложнейшей психикой и логикой, не присущей животному миру, и поэтому сравнивать стадность животных и людей – абсурдно, стадность животных связанна с борьбой за выживание, а не борьбой с одиночеством.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Странно, что гора, на которой он стоит, тоже одинока, но в данном случае слово «одинока» означает геологический термин, и подразумевает, что стоит одна. Интересно, что одиноко-стоящий человек не обязательно будет одинок. Значит «одиночество» все-таки внутреннее состояние, не отражающее себя внешне.
В подтверждение этого можно привести тот факт, что человек находясь в одиночной камере не обязательно одинок, как и находясь в шумной компании можно быть полностью одиноким. Мы одиноки вне зависимости от количества окружающих нас людей и закрытости помещения. Возможно, даже находясь в четырех стенах, мы обращаем свой взор к невидимому небу, борясь с физическим одиночеством. Так же нельзя связывать какие-то другие чувства и эмоции с одиночеством, как делаю зачастую многие. Ассоциации: «грустно», «печально», «пусто», «безлюдно», «безвыходно» вовсе не связанны с понятием одиночества. Просто многие из нас ошибочно объединяют эти понятие в некое единое целое, больше показывая этим свое восприятия одиночества и отображая внутренние страхи. Многие боятся одиночества, большинство же из них никогда его не испытывали или даже не испытают его, однако этот страх дает силы для некой образной борьбы с возможным одиночеством.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Трудно определить цель его пребывания на этой вершине. Он может быть альпинистом, геологом, путешественником или просто странником, взобравшимся на эту гору без какой-либо цели. Мы часто совершаем в жизни абсолютно бессмысленные поступки без видимой цели или смысла толи из-за душевных порывов или слушая внутренний голос, толи по другим непонятным причинам. Возможно, это даже к лучшему, что далеко не все в нашей жизни поддается логике и объяснению, и не на все вопросы есть ответы, и не у всех поступков есть причина и цель. Потому как, видя смысл всего происходящего и понимая суть всего (если это и возможно), становится не интересно жить, так как важным фактором в нашей жизни является случай.
А вот бывает ли одиночество случайно или же оно заранее предопределенно какому-то человеку, часть судьбы, если она и есть, и можно ли его избежать - мы не знаем. Возможно, для этого есть некая внутренняя предрасположенность или на это могут влиять внешние факторы, возможно даже мы сами в силах противостоять и избежать его. Но с другой стороны на не ведомо, чем, убегая от одного, мы можем попасть в другое, еще более тяжелое и трудное «нечто». Для тех же, кто осознал или сам пришел к этому чувству или состоянию одиночества намного проще переносить его, они даже находят в нем некие преимущества и плюсы.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Оба они одиноки, каждый по-своему, и даже то, что они находятся вместе, не мешает их одиночеству. Ведь даже находясь в центре толпы людей или в окружении семьи и близких, мы испытываем чувство одиночества.
Каждый относится к этому чувство по-разному, есть люди, которые привыкли к нему и не обращают на это внимание, есть и те, что даже не испытав это чувство всю жизнь живут в страхе и борются с его возможным приближением. Возможно, страх перед одиночеством обусловлен извечным страхом человека перед смертью. Ведь в понимании многих смерть – это высшая и окончательная форма одиночества, от которой нельзя ни уйти, ни избежать. Можно даже предположить, что само понятие одиночества произошла как производная от смерти и ее восприятия. Но в таком случае нельзя судить об этом состоянии, так как никто пока не может описать состояние смерти, и все это выходит лишь подобием детских страхов в темной комнате.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Нам не знаком этот человек и мы не знаем месторасположение этой горы, что, в принципе и не важно, ведь кто угодно и где угодно может быть одинок, вне зависимости от географии и личных данных, вне зависимости от социального статуса и вероисповедания, вне зависимости от образа мышления и физиологии.
Одиночество не поддается статистике и анализу, хотя современная психология и психоанализ и берется излечить эту, якобы, болезнь. Нет смысла описать это чувство, ведь оно столь же лично, как и любовь или ненависть, и истоки его вовсе не в реальности и окружающем нас мире, а в душе, и нельзя судить худо оно или же хорошо – быть одиноким. Ведь на месте этого человека на вершине одинокой горы и смотрящей в небо может оказаться любой из нас, и какого ему сейчас мы можем лишь догадываться и строить домыслы. Когда же мы сами оказываемся одиноки, у нас нет слов, и мы молчим, смотря на верх, то ли спрашивая что-то, то ли ожидая столь желанного ответа. Мы пытаемся понять, найти причину или выход, боимся и ждем, боремся и идем дальше, оглядываемся назад и вглядываемся вдаль. Мы мучимся всю жизнь или привыкаем, учимся избегать или не выказывать, скрываем и притворяемся, сдерживаем и не обращаем внимания.
Мы живем. И в неуловимом миге между ударами секундной стрелки мы ловим себя на мысли, что мы одиноки. Но этот миг проходит, как и все остальное, превращаясь в суету прошлого, оставляя в настоящем место лишь для настоящего.
Ты не один…

08.11.2003.В.П.
Вейст

Рецензии

На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Он то ли верит в то, что на небе есть Бог, то ли пытается разгадать созвездия на беззвездном небе...
С купола серого неба недовольно ухмыляется Бог...ему стало грустно оттого, что человек, который стоит на вершине одинокой горы, сомневается в том, что он одинок...и что Бог единственное его спасение...
Где-то внизу бежит одинокий ручей. Ему ни за что не доагадаться, что одиночество - не только его удел...что одиночество маскируется обыденностью, жизнью, иллюзией...
Где-то на вершине горы стоит человек...Он верит в Бога и знает о том, что внизу бежит ручей...Но он одинок...

Шел как-то по дороге глупец, как всегда ни о чем не думал, да вот вдруг повстречались ему 7 мудрых старцев. И решил он вдруг обратиться к ним:

— Вы такие умные, объясните мне, в чем смысл жизни-то?

Один из мудрецов остановился и начал объяснять. Шесть мудрейших пошли дальше, а на тропинке осталось два глупца.

Многие задают серьезные вопросы о цели бытия, но на самом деле просто хотят поговорить, ничего не меняя. Не стоит быть таким или тратить на подобных людей свое драгоценное время. Ищущий обязательно найдет.

Сидели как-то два хомяка, наслаждаясь осенним закатом на поле. И тут один спрашивает другого:

Подумал второй хомяк и отвечает:

— Смотри: все у нас хорошо, еды на зиму собрали и сейчас до отвала едим, колхозники нас не трогают, погода хорошая, лиса уже давно в наши края не заходила. Все прекрасно! Но мы стали искать смысл. Получается, мы его потеряли?

А вот в прошлом году как тяжело было – сначала засуха, потом морозы, лисица постоянно охотилась, а люди отраву по полю раскидывали, еле выжили, крутились как могли. Но о смысле этом и не думали– получается, тогда он у нас был?

Многим из нас выживание, преодоление проблем или достижение целей представляются сутью бытия, но они только отводят наш взгляд в сторону от поиска истинного смысла, не зависящего от обстоятельств. Некоторые даже специально создают трудности, чтобы отвлечь свой ум и сердце от исканий чего-то большего.

— Здравствуйте, доктор! Скажите, каковы результаты моих анализов? Я буду жить?

— А зачем?

Действительно, жить бессмысленно – это просто существовать. Но это не означает, что нужно наложить на себя руки – лучше отыскать цель, для которой ты появился на свет.

Однажды у великого учителя спросили:

— Равви, в чем смысл жизни?

— О, неужели тебе хочется ответом испортить такой красивый вопрос?

Некоторым нравится думать над красивыми вопросами, но не нравится получать правдивые ответы.

— Слушай! А в чем суть бытия? Почему ?

— Прости, брат. Сейчас не могу ответить, Интернет отключен.

Как часто мы ищем ответы в неправильных источниках, хотим найти готовое, «удобное» нам решение вместо самостоятельного поиска истины.

Однажды прохожий увидел сидящего на берегу реки мудреца и спросил у него:
— Поделись со мной своей мудростью! В чем смысл жизни?

Старейшина достал четки, посмотрел на человека и звонко перебросил одну бусину, затем снова взглянул на мужчину и перекинул еще одну с громким цоканьем.

— Я понял! Ты говоришь мне, что цель существования подобна четкам – в движении рождается действие и мы должны его совершать?

— Ну, не совсем. – сказал старец и продолжил перебирать бусы.

— А! Имеешь ввиду, что сущность жития похожа на звук, и когда мы производим много шума, не можем услышать главное?

— Немного не так… — промолвил огорченно мудрец.

— Тогда наверное наши дни напоминают эти бусины? Или они символизируют нас, когда мы отдаляемся друг от друга в суете?

— Да нет же! Я просто взял четки, чтобы сосредоточится перед тем, как отвечать.

Порой так важно помнить, что вещи — всего лишь вещи и не видеть в них что-то большее.

Путь эти притчи о смысле жизни, с моралью, короткие помогут вам по-другому взглянуть на вопросы, о которых вы размышляете.

Лучший способ найти смысл жизни – это доверить свою жизнь Богу. Сделайте это, испытайте Его! Вы в поиске смысла жизни? У Бога есть для вас прекрасный путь.