«Не то, что мните вы, - природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования.

Задачи:

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии.
2. Показать различные формы творческой работы, применяемые при решении задач экологического воспитания.
3. Развивать творческий и познавательный интерес у педагогов.
4. Воспитывать любовь к природе.

План семинара-практикума:

1. Теоретическая часть:

Доклад «Экологическое воспитание в условиях детско-подростковых клубов» (Искиндирова Г. Б.)

Доклад «Экологическое воспитание на примере ДПК «Балдырған».

2. Практическая часть

2.1. Экологический тренинг для педагогов.
2.2. Игра «Ассоциации».
2.3. Песня «Дорогою добра».
2.4. Решение педагогических ситуаций.
2.5. Экологическая притча.
2.6. Экологическая сказка «Айболит и все - все - все...».
2.7. Решение экологической задачи.
2.8. Игра «Сидячий круг среды обитания».
2.9. Песня «Раненная птица».
2.10. Блиц-конкурс «Как растения и животные погоду предсказывают»
2.11. Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами».
2.12. Игра «Угадай чья веточка».
2.13. Фрагмент игры «Тайны природы».
2.14. Песня «Прекрасное далеко».
2.15. Творческая мастерская «Должны розы зацвести».
2.16. Песня «Изгиб гитары жёлтой».

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Творческий подход в решении задач экологического воспитания».

Теоретическая часть:

Доклад «Экологическое воспитание в условиях детско-подростковых клубов» (приложение)

Доклад «Воспитание экологической культуры в условиях ДПК «Балдырған»

Практическая часть:

В начале практической части нашего семинара я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

Экологический тренинг (под звуки леса)

Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! Откроем глаза и мы снова в нашем клубе.

Песня «Дорогою добра».

Игра «Ассоциации».

Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации» (вхождение в тему), люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие? (приложение № 1)

Попробуйте подобрать ассоциации эко¬логического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Ассоциации экологического содержания:

Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:

  • со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
  • с природным явлением;
  • с животным (зверь, птица, насекомое);
  • с растением (дерево, кустарник, цветок);
  • с минералом.

Пять-шесть педагогов составляют рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.

Решение педагогических ситуаций.

Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания детей.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздается каждой команде по 2 ситуации приложение № 2)

Педагоги выполняют задание. Дается время на обсуждение мнений.

Экология. «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и с окружающей средой».
Чтобы перейти к следующему блоку нашего семинара мне хотелось бы вам зачитать притчу:

«Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще сегодня сделать такого доброго и хорошего».

Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу.

Педагог профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Поэтому в своей работе мы часто используем экологические сказки, одну из них предлагаю посмотреть.

Экологическая сказка «Айболит и все-все-все». (Видео)

По данной сказке мы видим, что глобальные экологические проблемы: Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, отравленные ядами химических предприятий реки, загрязненный воздух, исчезающие леса не произошли сами по себе. И здесь антропогенное воздействие на природу. Я предлагаю участникам решить экологическую задачу:

Экологическая задача: По переписи населения за 2012 год в нашем городе проживает 205 тысяч человек. Если каждый выкидывает в день 1 кг мусора, сколько мусора выкидывается в день в городе? В месяц? В год?

(Решение: 205000 в день, 205000* 30= 6.150.000 за месяц, 6150000* 12= 73.800.000 кг за год).

Для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать ок¬ружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружа¬ющей средой. Лучше всего это делать во время проведения экскурсии на природу. Прежде всего, необходимо обратить вни¬мание детей на условия, без которых дан¬ный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. На¬пример, простой пример цепи питания в природе мы можем проследить по игре «Сидячий круг среды обитания».

Игра «Сидячий круг среды обитания».

Участники получают карточки: «Заяц», «Пища», «Вода», «Жилище». Заяц берет за руку человека с карточкой «Пища», вместе они находят «Воду» и затем «Убежище». Все участники плотно встают в круг плечом к плечу, затем поворачиваются, чтобы видеть затылок впереди стоящего. По команде все садятся на колени друг друга и, подняв руки вверх, начинают передвигать сначала все левую ногу, затем все правую и так круг движется как одно целое. Но вот произошла катастрофа - загрязнилась вода! Вся вода покидает круг. Что случилось со средой обитания?

Песня «Раненная птица».

Блиц-конкурс «Как растения и животные погоду предсказывают»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  • Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  • Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  • С утра лютики распустились и остались раскрытыми весь день - (к хорошей погоде).
  • Аромат цветов усилился - перед дождем.
  • Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  • Ворона кричит зимой - (к метели).
  • Лягушки квакают - (к дождю).
  • Воробьи в пыли купаются - (к дождю).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами».

Яблоко, апельсин, банан, киви, груша. Участник с закрытыми глазами угадывают на запах.

Игра «Угадай чья веточка».

Участники берут пронумерованные веточки, ощупывают, нюхают, пробуют на вкус и определяют название растения.

Фрагмент экологического мероприятия «Тайны природы» проведем с применением интерактивной доски. Станция «Эколог». Задания на слайде, а участникам нужно выбрать категорию и назвать номер вопроса, указывающий количество баллов. Категории: «Знатоки родной природы», «Их нужно спасти», «Маленькие тайны природы», «Лесная аптека».

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)
4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли и настои валерианы употребляют при бессоннице).
5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

1. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голыми, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)
2. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромные места.)
3. Этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на мысль о названии этого жучка. (Божья коровка)
4. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
5. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 1000 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят как пастухи массу тлей - в этом их вред, который, однако, мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

1. Довольно крупная птица, массой 23-33 гр., с коротким толстым клювом на голове черная шапочка, у самца грудь и часть брюшка красного цвета. (Снегирь)
2. Эта птица массой от 300 до 350 гр., размером с грача. Черного цвета с красной шапочкой на голове. Клюв прямой, крепкий, приспособленный к дроблению древесины. (Дятел).
3. Блестяще - черная сверху, с ярко - белой поясницей, низ тела полностью белый. Поселяются колониями. Гнезда лепные крепят к зданиям в виде неполного полушария. (Ласточка)
4. Дневная птица. Населяет степи, полупустыни, пустыни. Крупная (масса от 1 до 18 кг.), плотного телосложения. Окрас пестрый, присутствует рыжий, серый и белый цвет. А голове хохолок. Клюв длинный, крепкий, заостренный на конце. Хорошо летает, бегает и много ходит, почти безголосая. (Дрофа).
5. В Казахстане гнездится в лесостепной зоне. Величиной с воробья масса 18 - 26 граммов. У самца оперение многоцветное, голова серо - стальная, спина коричневая, поясница желто - зеленая, грудь вишневого цвета. Поют громко. Первые трели выводят четко - зябь, зябь. (Зяблик)

Песня «Прекрасное далеко».

Творческая мастерская: коллективная работа из бисера «Должны розы цвести».

Песня «Изгиб гитары жёлтой».

Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Я надеюсь, что вопросы, затронутые на семинаре-практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.

Список используемой литературы

  1. Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д., Николаева Н. В. /Юный эколог. [Текст]. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
  2. Ганичкин А. /Любимые домашние цветы [Текст]. - Москва: Оникс, 2006. - 80 с.
  3. Калецкий А. А. /Калейдоскоп натуралиста [Текст]. - Москва: Оникс, 2011. - 54 с.
  4. Коробцова З. /Лекарственная аптека [Текст]. - Москва: Панорама, 2009. - 98 с.
  5. Лучич М. В. /Детям о природе [Текст].- Москва,1998. - 130 с.
  6. Молодова Л. М. /Игровые экологические занятия с детьми [Текст]- Минск: Асар, 1996. - 128 с.
  7. Никитина Б. А. /Развивающие экологические игры в школе и не только [Текст]- Самара,1996. - 240 с.
  8. Саломахина Г. И. /Наблюдения за сезонными изменениями в природе детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Зима. [Текст]. - Волгоград, 2005. - 49с.
  9. Глобальный экологический кризис - мифы и реальность [Текст]// Қосымша бiлiм және тәрбие. - 2006. - № 4 - 101 с.

Колташкова Светлана Яковлевна,

заместитель заведующего

по воспитательной работе

МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка»

города Ханты-Мансийска

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Подготовка к семинару – практикуму:

  1. Подобрать вопросы для деловой игры, составить конспект.
  2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара.
  3. Педагогам:

Подготовить раздел «Руководство дидактической игрой» в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

Подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологический мост»

Предлагаем сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга. (мяч по кругу с представлением)

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

У вас есть карточки с заданием № 1 попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  • Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  • Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  • Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Может быть кто ни будь из вас напомнит другие приметы?

Попробуйте сформулировать для детей правила поведения в лесу:

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Предлагаю следующее задание «Поэзия и музыка в природе»

Стихи под музыку…………

Внимание! Музыкальная загадка. Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами (педагоги выполняют задание)

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000686 отправлено 9 июля 2012г. квитанция 62502649561268

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Зоя Питанина
Методический семинар «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников»

Экологическое воспитание дошкольников

непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию

окружающей среды, в соблюдении определенных

моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель:

воспитание современного, экологически грамотного, социально – активного дошкольника,ответственного за состояние окружающей среды.

Задачи:

Совершенствовать предметно развивающую среду экспериментально – исследовательского направления;

Обогащать речь детей через систематическое последовательное знакомство с окружающим миром;

Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

У детей дошкольного возраста очень развит

познавательный интерес, в частности к природе.

Именно в этом возрасте они воспринимают мир

в целом что способствует формированию

экологического мировоззрения. Очень важно

поддерживать этот познавательный интерес.

мире в частности, о природе.

этого целого с другой.

Принципы экологического воспитания

Научность

Формирование мотивации действий ребенка, развитие познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения

Доступность

Крайне важным является принцип доступности материала

для ребенка определенного возраста

Гуманистичность

Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка,умения сочувствовать,удивляться, сопереживать,заботится о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира

Прогностичность

Формирование элементарных представлений существующих в природе взаимосвязях и в основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающему среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

Деятельностность

Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того чтобы сохранить окружающую его среду.

Целостноть

Отражает целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единства с миром природы

Конструктивизм

Педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Важно привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения

Регионализм

Формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, парком, сквером

Системность

Формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. «Каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего»

Интеграция

Необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Взаимодействие ДОУ и семьи

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и их семьями.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Публикации по теме:

Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она.

Методический семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, экологически.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Работу с детьми по данной теме я начала с младшего возраста. Знакомила с правилами поведения детей в природе (не рвать без надобности растения,.

План по экологическому воспитанию дошкольников План по экологическому воспитанию в МБДОО Создание материально-технической базы. Мероприятия МБДОО Срок Ответственный 1. Оформление территории.

Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию» Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию» 1. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы.

Цель: воспитание современного, экологически грамотного, социально-активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды. Задачи: Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления; Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром; Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.




Ожидаемые результаты: Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры; Некоторые особенности природы своего края; Основные признаки времен года; Значение природы для человека; Группы растений и животных; Правила поведения в природе. Воспитанники должны уметь: Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе; Выполнять правила личной гигиены; Различать изученные растения и животных; Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя; Подкармливать птиц в кормушках; Ухаживать за комнатными растениями.








Наблюдения за растительным и животным миром, за трудом взрослых. Для меня очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное в природе. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.




Трудовая деятельность в уголке природы или в саду Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.




Чтение литературы, заучивание стихов, составление рассказов Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - формирование духовно – нравственной личности. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.


Музыкальные и спортивные развлечения На экологических праздниках и развлечениях дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, внимательного отношения друг к другу, развиваются определенные навыки культуры поведения в природе, что является основами экологического воспитания.






Результативность: Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков.


Перспективы моей работы: 1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию. 2. Продолжать привлекать родителей к активному участию в работе по экологическому воспитанию детей. 3. Совместное участие с детьми в городских, районных, всероссийских и международных конкурсах.


Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло –голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг… Природа!

Этот семинар-практикум поможет развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

  1. Экологический тренинг для педагогов.
  1. Представление названия команды.
  2. Разминка.
  3. Блиц – конкурс
  4. Решение педагогических ситуаций
  5. Кроссворд “С днем рождения, земля!”
  6. Творческий конкурс.
  7. Музыкальный конкурс.
  1. Итоги.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологический мост»

Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).

  1. Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах , стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

  1. Разминка.
  1. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это:
    уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3. Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  4. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  5. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  6. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование .)
  7. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  8. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  9. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

1.3.Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
  10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  11. - Ворона кричит зимой – (к метели).
  12. - Лягушки квакают – (к дождю).
  13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

1.4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1.5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. Бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

1.6. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

1.7.Музыкальный конкурс.

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами - это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Предварительный просмотр:

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

ЗАДАЧИ: 1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); 2. Умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности; 3. Развивать познавательный интерес у педагогов; 4. Воспитывать любовь к природе.

Что такое экология? Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Блиц – конкурс “ Как растения и животные предсказывают погоду ”

Решение педагогических ситуаций ”

Отгадать кроссворд на тему: « C днем рождения, земля!»

Творческий конкурс (нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла бы ее “ отгадать ”)

« МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС » КОМАНДАМ ПООЧЕРЕДНО ИСПОЛНИТЬ ОТРЫВОК ИЗ ПЕСЕН О ПРИРОДЕ.

Спасибо за внимание!