Фотобанк Лори

Все малыши, к сожалению, рано или поздно обзаводятся дурными привычками - вспомни себя в их возрасте! Это может быть что угодно - от невинного ковыряния в носу или сосания пальца до злостных капризов или, в более старшем возрасте, - о ужас, .

Главная причина возникновения дурных привычек - детский инстинкт подражания. Поэтому тщательно, тщательно следи за собой и призывай к тому же всех родственников. Если твой муж постоянно ковыряется в носу или чешет в затылке, не будет ничего странного в том, что обожающий папу отпрыск будет делать то же самое. А если ты запираешься в туалете с номером Cosmo, то рано или поздно обнаружишь дочь на горшке с «Тремя поросятами».

Главное правило в таких случаях - не наказывать ребенка за то, что ты делаешь сама! Это вызывает в его чуткой душе боль от несправедливости, а особенно сильные характером и упрямые детки будут продолжать «грешить» тебе назло. Объясни ребенку, что то, что он делает, нехорошо, но так же нехорошо и то, что то же самое делаешь ты. Предложи ему: «Давай бороться вместе? Если ты заметишь, что я ковыряюсь в носу, скажи мне об этом, а я скажу тебе, если ты вдруг нечаянно забудешь, что ковыряться некрасиво».

К сожалению или счастью, ребенок берет пример не только с родителей. Если ты заметила, что ребенок «притащил» какую-то дурную привычку из садика или школы, объясни ему, что такой пример брать не следует. Аргументы: «Ни я, ни папа, ни брат так не делаем!», «Твой любимый мультипликационный герой никогда не подбирает мусор на улице!».

Кстати о мультгероях: тщательно выбирай примеры для подражания в искусстве. Герои книжек, фильмов, мультяшные персонажи могут сильно помочь тебе в воспитании ребенка, если ты следишь за тем, что он смотрит и читает, и навредить, если он читает и смотрит все без разбора, потому что с ним никто не занимается. То же относится и к интернету: следи за тем, какие сайты посещает ребенок, и установи режим пользования компьютером, ибо игромания - тоже вредная привычка.

Даже если уговоры помогают плохо, не спеши переходить к карательным мерам, кричать и наказывать ребенка: иногда у его упрямства, капризов есть психологические причины. Если малыш не просится на горшок, в пять лет продолжает сосать пальчик или «патологически» лжив, отведи его к психологу: возможно, эти привычки помогают хрупкому чаду спасаться от страхов, окружающих его в мире, или позволяют создать иллюзию, жизнь в сказке.

Много сказано о том, что надо отличать ложь от фантазии. Если ребенок без всяких корыстных помыслов часто придумывает истории и выдает их за реальность, он просто творческая личность. Поощряй его: «Давай напишем книжку! Это ведь сказка, так почему бы тебе не рассказать ее сестренке?». Ты должна дать понять сыну или дочке, что ты не поддаешься на обман, но в то же время считаешь его творчество достойным уважения.

Очень плохо, если родители наказывают ребенка за творческие порывы или излишнюю подвижность: не шлепай малыша, если он разрисовал обои или несколько раз подряд подпрыгнул на новом диване. Лучше запиши его в , купи мольберт и рулон бумаги, занимайся с ним спортом. Если ребенок ломает дорогие игрушки, возможно, он склонен к технике - не покупай ему коллекционные машинки, замени их на пару наборов конструктора.

Если ребенок часто отбирает у других детей игрушки или даже ворует их, это, безусловно, дурная привычка, и она требует решительных мер. Но задай себе вопрос: а может ли быть, что ты обделяешь ребенка в том, чего ему хочется? Зачастую увлеченные развивающими играми родители так панически боятся Барби, что кончается дело тем, что дочка эту самую Барби крадет. Принципы, конечно, дело серьезное, но каждый ребенок индивидуален, и иногда его воспитание требует внесения корректив в соответствующий принцип. Кстати, детская клептомания, как и мания мелких краж у взрослых, может быть признаком депрессии , тревожности и других психических расстройств. Так что если ты заметила, что твой отпрыск крадет ненужные ему вещи и то, что у него и так есть, запишись к психологу.

Капризы маленьких детей - не вредная привычка, а попытка «определить границы» родительской приемлемости и терпения. Если ты считаешь, что конфет ребенку давать нельзя ни в коем случае, не поддавайся на его капризы: одна уступка создает у ребенка ощущение, что граница расширена на еще один шаг. Однако и жестко реагировать - бить ребенка, кричать на него - не следует. Правильная позиция с «определителем границ» - доброжелательная, но жесткая. Границы определяет не ребенок, а ты, с учетом его справедливых требований. Не забывай, что ты отвечаешь за ребенка и обязана, в его интересах, запрещать ему то, что ему вредно.

Тут как раз и возникает вопрос о мастурбации. Ранее эта привычка считалась безусловно вредной и греховной. Современные сексологи, напротив, находят ее нормальной стадией развития детской сексуальности. Если ты обнаружила, что ребенок занимается «этим» (а это может случиться раньше, чем ты думаешь - даже в дошкольном и младшем школьном возрасте!), не спеши ругать и наказывать ребенка: страх в связке с сексом легко приводит к тяжелому неврозу.

Дай ребенку понять, что то, что он делает, нормально, но не подлежит огласке и демонстрации, подобно другим физиологическим отправлениям. «Все писают, но никто не писает на виду у других, правда? Вот это тоже иногда делают, но об этом никто не должен знать». Таким образом, ребенок поймет, что его привычка условно приемлема, она не влечет наказания, но афишировать ее, говорить о ней на людях не следует. И никто не отменял, разумеется, рецепта наших бабушек: регулярная гигиена и занятия спортом не заставят темпераментного ребенка отказаться от мастурбации, но у нее не будет сил и желания злоупотреблять ею.

Вредные привычки у ребенка - это проблема, с которой приходится сталкиваться практически всем родителям. Детям очень трудно контролировать свои действия. Поэтому взрослые должны им помогать правильно координировать намерения и поступки. Какие бывают вредные привычки у детей и как от них избавиться, расскажет публикация.

Виды детских вредных привычек

Для начала стоит разобраться, какие вредные привычки у ребенка могут возникнуть. Условно их подразделяют на две категории. Это патологические и непатологические привычки.

К первой группе относятся те ритуалы, которые вырабатываются из-за нехватки родительской ласки, внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания. К патологическим привычкам относятся следующие действия:

  • Сосание пальцев, собственной одежды, постельного белья и прочего.
  • Обкусывание ногтей, кутикулы, щек или губ.
  • Ковыряние в пупке.
  • Качание головой.
  • Накручивание или даже выдергивание волос.
  • Манипуляции с интимными частями тела (детский онанизм) и прочее.

Непатологические вредные привычки возникают из-за ненадлежащего воспитания. То есть, родители не прививают культурно-гигиенические навыки или же собственным примером демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам у ребенка можно отнести следующие:

  • Чавканье.
  • Ковыряние в носу.
  • Шарканье ногами.
  • Сутулость.
  • Чрезмерная жестикуляция.
  • Очень громкая речь.
  • Перебивание других во время разговора.
  • Нецензурная речь.
  • Чтение при посещении туалета или во время приема пищи и многое другое.

Причины возникновения дурных привычек

Нужно понимать, что вредные и полезные привычки у детей формируются окружающими людьми, в первую очередь родителями. Как они поступают, так и малыши будут себя вести. Дурные привычки чаще всего развиваются у детей в тех семьях, в которых наблюдается неблагополучная обстановка. Взрослые не занимаются ребенком или уделяют ему мало времени, поэтому он может приобрести неприятные склонности.

Также невротическое поведение может возникнуть у малыша из благополучной семьи. В таком случае причиной дурных привычек чаще всего становятся недоверительные отношения с родителями. Ребенок не делится своими проблемами и не обсуждает волнующие его темы. Такая холодная эмоциональная атмосфера вынуждает утешаться вредными привычками. Кроме того, их развитию способствуют постоянные конфликты в семье, которые ребенок вынужден наблюдать. Малыши острее взрослых реагируют на негативные эмоции. Поэтому у них из-за регулярных скандалов легко возникает невроз, который может проявляться в виде дурной привычки.

Проще всего изначально предотвратить беду, чем в дальнейшем искать пути ее решения. С появлением ребенка в семье специалисты рекомендуют придерживаться следующей линии поведения:

  • Любовь к малышу. Некоторые родители стараются воспитывать свое потомство в строгости. В целом это правильное решение, но важно не перегнуть палку. Ведь дурные привычки чаще возникают у тех детей, которые закомплексованы или запуганы агрессивным поведением взрослых.
  • Грудное кормление. У детей, которые долгое время получают материнское молоко, как правило, не возникает патологических вредных привычек. Это доказывают специалисты и многочисленные исследования. Такие дети будут интуитивно искать материнскую грудь и не воспринимать соски, от которых бывает очень сложно отучить.

  • Отказ от соски. Это нужно делать очень корректно, при помощи ласки. Даже у трехлетнего малыша нельзя насильно отбирать соску. В противном случае ребенок самостоятельно найдет ей замену. Он может начать грызть ногти, сосать палец или теребить волосы вплоть до подросткового возраста.
  • Обучение нормам этикета. Этот пункт в профилактике вредных привычек у детей также является немаловажным. Даже до самых маленьких необходимо доносить, как можно и как нельзя вести себя в обществе. Некоторые родители это делают в игровой форме. Например, можно предложить малышу поиграть с который знает, как правильно себя вести. Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы ребенок не взял в привычку постоянно лгать.
  • Избегание стрессовых ситуаций. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что после сильного душевного потрясения у многих детей появляются патологические привычки. Это может быть чрезмерно активная жестикуляция, раскачивание головой, накручивание волос на палец. Чтобы такого не допустить, родителям и другим взрослым необходимо следить за своим поведением и не выяснять отношения в присутствии детей.
  • Личный пример. Глупо ругать ребенка за то, что делают сами же родители. Если они курят или употребляют алкоголь, то и у их детей со временем появится такая привычка. Только личный пример покажет, как правильно себя вести, и будет более эффективным, чем лицемерные нотации. Поэтому родители в первую очередь должны следить за собой: не чавкать за столом, не сутулиться, не шаркать ногами, культурно выражаться и так далее.

Способы борьбы с детскими дурными привычками

Психологи отмечают, что у детей еще можно исправить любое негативное поведение. Существует несколько общих способов, как отучить ребенка от вредных привычек. Ими можно воспользоваться в том случае, когда неизвестна причина негативного поведения.

  • Справедливое наказание. Ни в коем случае нельзя игнорировать пагубные пристрастия своего ребенка. Но наказание не должно быть жестоким, иначе это только усугубит проблемную ситуацию.

  • Полная нагрузка. Как говорят в народе, Это мудрое высказывание можно применить к некоторым детским вредным привычкам. Чтобы на них не оставалось времени, нужно по максимуму занять свободное время.
  • Расслабляющий массаж. Этот способ поможет устранить такие проблемы, как сосание пальца, разговоры во сне, сомнамбулизм и прочее. Специалисты сначала рекомендуют принять ребенку расслабляющую теплую ванну с лавандой или ромашкой. После нее нужно размять плечи и мышцы спины. Это лучше делать взрослому. Движения должны быть несильными, чтобы не травмировать детский организм.
  • Позитивная ассоциация. Бороться с вредными привычками у ребенка помогает не только личный пример родителей. У многих детей есть хотя бы один любимый анимационный персонаж, артист, герой из компьютерных игр. Тогда следует донести до ребенка, что его кумир не одобряет вредные привычки, имеющиеся у его фанатов.
  • Забавный пример. Психологи рекомендуют знакомить своих детей с поучительными историями из «Вредных советов» Григория Остера. Веселые и саркастичные стихотворения лучше читать вместе с ребенком и параллельно объяснять ему культурные и моральные нормы поведения, принятые в обществе.
  • Поощрение. Детей необходимо вознаграждать каждый раз, когда они хоть немного преодолевают свои слабости. Например, после такой маленькой победы можно предложить пойти в кафе или на любимый кинофильм. Но ни в коем случае нельзя давать деньги, поскольку за ребенком может закрепиться потребительское поведение.
  • Единство в воспитании. Чтобы избежать возникновения у ребенка двойных стандартов, родители должны требовать от чада одного и того же. Чаще всего возникают асоциальные вредные привычки у детей и подростков, которые умело манипулируют взрослыми. Поэтому проказника должны отчитывать и мама, и папа, чтобы он осознал неправильность своего поступка.

  • Консультация у психолога. Она может стать как дополнением, так и основным способом решения проблемы. Если случай серьезный, то лучше сразу же обратиться к специалисту. Хороший психолог сможет грамотно выстроить работу и помочь избавиться от дурной привычки, не травмируя психику ребенка.

Сосание пальцев

Как правило, чаще всего встречаются подобные вредные привычки у детей дошкольного возраста. В определенной мере это физиологическая потребность, которая со временем ослабевает. Если же малыш старше пяти лет все еще сосет пальчик, то родителям стоит обратить на это внимание. Это может быть признаком низкой самооценки, излишней тревожности или эмоциональных расстройств. Доктора отмечают, что продолжительное сосание негативно сказывается на процессе роста и формировании зубов. Поэтому с данной проблемой необходимо бороться.

Психологи рекомендуют родителям попробовать следующий эффективный способ. Каждый раз когда малыш засыпает, маме нужно расположиться рядом, взять его за руки и спокойно, ласково разговаривать с ним. Такие ритуалы помогут малышу успокоиться и стать уравновешенным. Если же ребенок все равно пытается тащить кулачок в рот, то тогда нужно заранее успокаивать нервную систему. За час-два до сна можно исключить активные игры, искупать малыша, сделать ему расслабляющий массаж или почитать сказки. Ни в коем случае нельзя бить по пальцам и хватать ребенка за руку - это только усугубит привычку.

Обгрызание ногтей

Обычно эта вредная привычка у ребенка зарождается в тот период, когда у него начинают прорезываться зубки, и он часто держит пальчики во рту. Другой причиной могут послужить постоянные детские переживания. Обгрызание ногтей или кутикулы отвлекает от проблем и успокаивает.

Психологи рекомендуют обратить внимание на эмоциональную атмосферу в семье, возможно, причина в этом. Избавлять малыша от проблемы нужно спокойно, демонстрируя уважение и любовь. Нужно рассказать о влиянии вредных привычек на здоровье ребенка. Акцент следует делать на том, что многие заболевания передаются именно через грязные руки. Поэтому их нужно почаще мыть и не тянуть в рот.

Можно предложить малышу грызть вместо ногтей тыквенные семечки или сухофрукты. Некоторые дети просто не знают, как ухаживать за ногтями. В таком случае стоит объяснить, как проходит процедура. Девочкам постарше можно сделать красивый маникюр. Большинству из них становится жалко портить такие ногти, и они перестают их грызть. Если же дело происходит во время продолжительной поездки, то лучше обклеить кончики пальцев цветными лейкопластырями. Также можно занять ручки ребенка, предложив полепить из пластилина фигурки, поиграть в конструктор и так далее.

Ковырянье в носу

Встречается эта вредная привычка у детей школьного, дошкольного возраста и даже у некоторых взрослых. Не очень приятно наблюдать, как другой человек орудует у себя в носу, поэтому от такого поведения нужно избавляться. В первую очередь родителям и другим взрослым следует присмотреться к себе. Возможно, они сами занимаются на людях вычищением носа, а ребенок просто повторяет. Нельзя кричать на ребенка или бить его по рукам, особенно если привычка появилась из-за каких-то страхов, тревожности или неуверенности в себе. Лучше занимать ручки малыша каждый раз, как только он тянется к носу. Можно дать любимую игрушку, орешки, сухофрукты или тыквенные семечки. Также важно научить ребенка сморкаться, тогда и повод лезть в нос отпадет.

Накручивание волос

Волосы можно назвать встроенным снимателем стресса, потому что они шелковистые и приятные на ощупь. Поэтому некоторые детишки накручивают свои или мамины локоны, чтобы успокоиться и сосредоточиться.

Как избавить ребенка от вредной привычки? Можно дать ему резинку для волос, чтобы он накручивал ее на пальцы, или веревочку, чтобы завязывал узлы. Также сгодятся бусы на веревочке, которые можно перебирать пальчиками. Если же девочка постоянно трогает свои длинные волосы, ей можно предложить коротко подстричься или носить прически, при которых локоны полностью убраны.

Иногда эта привычка перерастает в трихотилломанию - патологическое желание выдергивать свои волосы. При первых же признаках этого психологического заболевания нужно срочно обращаться к педиатру, чтобы он назначил лечение.

Детский онанизм

Эта вредная привычка в жизни ребенка начинает формироваться, когда его освобождают от пеленок. В этот период малыши активно трогают руками все части тела, в том числе половые органы. Раньше они были недоступны, поэтому представляют интерес. Психологи в этом случае предлагают следовать нескольким эффективным рекомендациям:

  • Побольше общаться со своим ребенком.
  • Не оставлять его одного в кроватке. Если малыш отказывается спать, то нужно попытаться уговорить. Если и это не помогает, то лучше уложить его спать немного позднее.
  • Не надевать на кроху тесную одежду и соблюдать гигиену. Это избавит от зуда половых органов, и малышу незачем будет их трогать.
  • Если малыш был замечен за мастурбацией, то его нельзя укачивать на коленке у взрослого.
  • Не разрешать ребенку долго сидеть на горшке. Поэтому лучше предупреждать возникновение запоров.

Принятие пищи с открытым ртом

В первую очередь необходимо донести до ребенка, что вид жующего и открытого рта неприятен и даже пугает некоторых людей. Из-за этого у них может пропасть аппетит, поэтому они больше не захотят сидеть рядом с таким некультурным человеком. После беседы можно придумать вместе с ребенком какую-нибудь смешную фразу, при произнесении которой нужно переставать жевать с открытым ртом. Например: «Осторожно, открытый иллюминатор!» Наши предки избавляли от подобных вредных привычек детей школьного возраста следующим образом. Перед ними во время приема пищи просто ставили зеркало. Со временем ребенок понимал, что ведет себя некрасиво, поэтому начинал жевать с закрытым ртом.

Перебивание разговора взрослых

Для детей лучше установить свои правила. Если ребенку что-то нужно от родителей пока они разговаривают, пусть он прикоснется рукой. На это нужно ответить подобным жестом. Так ребенок поймет, что его услышали, и сможет немножко потерпеть.

Родителям следует понимать, что еще в раннем возрасте формируются все вредные и полезные привычки. Для детей по этой причине важно устраивать небольшие уроки по культурному поведению в обществе. Так они поймут, как можно и как нельзя вести себя на людях. И конечно же, немаловажен личный пример родителей, ведь малыши постоянно копируют поведение взрослых. Кроме того, стоит обращать внимание на эмоциональную атмосферу в доме. Ведь зачастую вредные привычки патологического характера вырабатываются из-за неблагоприятной семейной обстановки.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

    Страхи ребенка.

    Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

    Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

    Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

    Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

    Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не , осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний . Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки . Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами . Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения , создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Если исключить некоторые неловкие ситуации в обществе, подобная привычка — это естественная реакция взрослеющего крохи на то, что мир постоянно меняется. Не следует забывать и о богатейшей детской фантазии. Малышам трудно сразу адаптироваться ко взрослому и непонятному для них во многом миру, потому они создают для себя вполне комфортное место — воображаемый мир. Если взрослые признают и в чем-то поощряют такой мир своего чада, они тем самым подпитывают его активность к созиданию и творению, что уже очень хорошо. А ситуации, когда любимый «друг» теряется или отправляется в стирку, могут оказаться стрессом для малыша. Но и из этого положения есть выход. Для родителей это прекрасная возможность объяснить ребенку, что порой нужно обходиться без привычных вещей.

Чаще всего игры с воображаемыми друзьями у маленьких детей не выходят за рамки нормы, поэтому не требуют врачебного вмешательства. Однако если родители стали замечать, что каждый раз вместо встречи с настоящими друзьями малыш решает остаться дома играть с придуманными товарищами, тогда нужно обратиться к специалисту.

Игры с содержимым горшка и памперса

Маленький ребенок, который не так давно появился на свет и теперь активно изучает мир, интересуется буквально всем. Порой случаются и вовсе «мерзкие» на первый взгляд ситуации. Дитя справило свою нужду в подгузник, а после стянуло его, извлекло содержимое и активно лепит, рисует на стенах или вовсе дегустирует кал.

Дети чуть старше могут осуществлять подобные манипуляции и с содержимым горшка, если мама отвлеклась и вовремя не вынесла его. Взрослые часто придаются панике, крикам и приступам отвращения по этому поводу, но на самом деле причин для беспокойства нет. Для малыша фекалии — это новый материал для игр. Он был частью его тела, потому не представляет угрозы для ребенка (с позиции его самого).

Родителям просто нужно сделать фекалии не таким занимательным предметом. Чтобы отбить у ребенка желание лепить собственные экскременты, надо развивать и удовлетворять его тактильные потребности. Для этого замечательно подойдет детский пластилин или же тесто (специальное из магазина или домашнее для пирожков), кинетический песок, да хоть строительство замков из грязи — все это вполне насытят тактильные потребности ребенка. Другие нюансы — дело времени и техники родителей. За горшком потребуется почаще следить, а подгузник застегивать крепче (можно использовать хоть скотч ) или заправлять внутрь одежды.

Странные вкусы детей

Частенько случается так, что маленькие дети поедают все то, что вызывает у взрослого чувство удивления и непонимания. Это может быть клубок пыли и шерсти, кусок мела, наполнитель туалета для кота, камушки на улице, контактные линзы, несъедобные растения и прочий мусор.

Родителям не нужно беспокоиться. Дело в том, что ребенок использует свой рот как важный инструмент для исследования окружающего мира. Поэтому часто то, что нельзя съесть, будет хотя бы облизано ребенком. Малыши часто что-то кусают, лижут или сосут — для раннего возраста это норма. Любой взрослый человек может припомнить у себя кончик ручки или ластика от карандаша во рту. Но вместе с тем взрослому человеку трудно признать, что кушать шерсть — это нормально.

Важно обратить внимание на тяжесть проявления привычки у крохи и ее частоте. Если ребенок очень часто поедает грязь или ворс с ковра, само собой, нужно обратиться к врачу.

Ковыряние в носу

Смотреть на это, конечно, не особенно приятно. Но придется признать: ноздри - особо интересные отверстия для изучения, тем более, в детском возрасте. Ключевой навык в такой ситуации - раз за разом сохранять спокойствие и предлагать воспользоваться носовым платком в детской или отправиться в ванную комнату, потому что «никому здесь не нравится за этим наблюдать».

Иные странные привычки

Случается и так, что детки путают день с ночью, а жару с холодом. Иногда они требуют одеть на них комбинезон в жаркое время года, а порой предпочитают бегать по квартире голышом. Другие малыши любят представлять себя песиком или кошкой, весело лая или мяукая, бегая на четвереньках, требуя миску и облизывая лицо. Родителям не стоит пугаться странностей ребенка. Это естественная стадия развития, которая предусматривает осознание окружающего мира и своего места в нем. Эта категория нормальна до тех пор, пока не мешает жизни. Следует просто пояснить, когда можно быть собачкой, а когда нет.

Взрослым потребуется лишь терпение, такая стадия скоро пройдет. А пока можно позволить малышу вволю проявить фантазию. У таких детей часто позже открываются способности к театральному искусству. Для поддержания «боевого духа» родителям можно снять небольшое видео странных пристрастий «щеночка», который требует внимания, скачет и гавкает по квартире. Спустя много лет этот смешной ролик очень здорово будет показать на свадьбе такого хулигана.

Читаем также:

Дурные привычки — Школа доктора Комаровского

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Вредные привычки у детей 4 -5 лет .

Бывает, что родители принимают за вредные привычки нервные тики или навязчивые движения у детей. Проявляться невроз навязчивых движений может по-разному: в виде частых миганий, движений головой (как будто ребенок откидывает челку или разминает шею), шмыгания носом, покашливания, кряхтения и т.д. В этом случае особенно опасно ругать ребенка из-за «вредной привычки». Наоборот, не стоит заострять внимание малыша на нервном тике. Иногда навязчивые движения у детей проходят самостоятельно при исчезновении провоцирующих факторов и соблюдении режима питания и сна, в других случаях ребенку требуется помощь специалистов.

Виды «плохих» привычек

Сосание пальцев

Существуют различные типы сосания, к которому дети могут привыкнуть в зависимости от возраста. Такая вредная привычка наблюдается у 17-59% детей до 15 лет. Сосание большого или указательного пальца обычно начинается в первые несколько месяцев жизни. Многие дети перерастают ее задолго до своего первого дня рождения, остальные прекращает сосать пальцы в возрасте пяти лет из-за давления со стороны сверстников. Другими объектами для привычного сосания являются пустышки, соски, концы одеяла.

Сосание имеет успокаивающий эффект и часто помогает детям уснуть. Эта привычка может привести к проблемам, когда появляются постоянные зубы в возрасте около пяти лет, поскольку сосание меняет форму зубов ребенка, неба и прикус.

Битье головой, ритмичные движения головой, раскачивание тела (яктация)

Наблюдается у 10% младенцев. Чаще характерно для детей с аутизмом, воспитанников детских домов. Битье головой – ребенок неоднократно ударяет головой о твердый предмет, например, кроватку, с частотой около 80 раз в минуту. Это может очень пугать родителей из-за страха возможности получения травмы. Но ребенок не демонстрирует проявлений боли, ведет себя при этом спокойно. Эпизод обычно длится от 15 минут до нескольких часов и происходит во время прослушивания музыки или засыпания.

Качания головой – ребенок вращает голову из стороны в сторону в положении лежа на спине, при этом волосы на задней части головы могут полностью стираться.

Качания телом – ребенок ритмично раскачивается в положении сидя или опираясь на колени, локти. Такое поведение обычно начинается в возрасте около шести месяцев и исчезает до двух лет, длится до 15 минут, происходит во время прослушивания музыки или засыпания, чаще наблюдается у детей с сенсорными дефицитами, нарушением развития. В возрасте старше 2 лет привычка может сохраняться у 3% здоровых детей.

Все перечисленные привычки являются обычным поведением для детей этого возраста способствующими самоуспокоению, саморелаксации. В большинстве случаев такое поведение не приносит ребенку никакого вреда, за исключением случаев, если малыш имеет отставание в развитии.

Скрип, скрежет зубами (бруксизм), сжатия зубов

Бруксизм или скрежетание зубами, по одним данным наблюдается в норме у более половины детей, по другим – у 5-30% (в среднем в 8% случаев). Обычно начинается в возрасте около шести месяцев, когда появляются молочные зубы, и снова возвращается с появлением постоянных зубов в возрасте пяти лет. Частота увеличивается с возрастом, достигая пика в 7-10 лет, после чего снижается.

Ребенок не осознает проблемы ночного бруксизма. Скрежетание зубами происходит преимущественно во время сна, длится 8-9 секунд, днем сжатия зубов является беззвучным и часто сопровождается другими вредными привычками . Ребенок обычно перерастает его, но бруксизм может продолжаться и у взрослых. Если скрежетание приводит к повреждению зубов или нарушениям со стороны височно-нижнечелюстного сустава может понадобиться консультация стоматолога.

Привычка грызть ногти, обкусывать кожу вокруг ногтей (дерматофагия)

Привычка преимущественно появляется в дошкольном возрасте и продолжается до подросткового возраста, является самой распространенной у школьников. Редко наблюдается в возрасте ранее 4 лет, достигает пика распространенности к 8-11 годам, нередко остается и у взрослых. Такая привычка может осложняться частыми кровотечениями или инфицированием кожи пальцев.

Привычка ковыряться в носу

Родители могут быть особенно недовольны такой привычкой ребенка из-за ее социальной неприемлемости. С другой стороны, ковыряние в носу является одной из самых распространенных привычек, как среди детей, так и взрослых.

Ее появление провоцирует появление корочек в носу. Ковыряния приводит к дальнейшему повреждению и образованию корок, и так по кругу. Ковыряния является наиболее частой причиной носовых кровотечений у детей.

Ребенку следует объяснять, что такая привычка неприемлема в публичных местах, что высморкаться и преодолеть зуд можно с помощью платка. После ковыряния следует рекомендовать ребенку мыть руки. Детям с такой привычкой надо постоянно увлажнять носовые ходы солевым раствором, особенно это необходимо больным бронхиальной астмой.

Задержка / остановка дыхания

Такая привычка сильнее всего пугает родителей. Эпизоды внезапной остановки дыхания могут длиться от нескольких секунд до минуты и даже приводить к потере сознания. Случаются наиболее часто в возрасте 18-24 месяцев, и исчезает к пяти годам. В возрасте до 8 лет эту привычку фиксируют только у 4-5% детей.

Эпизоды внезапного прекращения дыхания делятся на два вида: синюшный (цианотичный, чаще имеющий эмоциональную составляющую) и бледный (чаще в ответ на боль). Задержка дыхания – способ для ребенка осуществлять контроль в ситуации, когда он не получает желаемого, когда чувствует боль или злость. Симптомы часто путают с судорогами. В такие моменты необходимо успокоить ребенка и обезопасить его от травм.

Как преодолеть плохую привычку ребенка

    Попробуйте игнорировать некорректное поведение. Ребенок, скорее всего, перерастет привычку со временем. Сосредоточение внимания на проблеме (даже с отрицательной коннотацией) может только поощрять нежелательное поведение малыша.

    Похвала за желаемое поведение указывает на то, каким вы хотите видеть ребенка, поэтому не скупитесь поощрять ребенка за хорошее поведение.

    Если у ребенка много плохих привычек, не следует пытаться избавиться от всех сразу. Начните с одной-двух самых надоедливых или опасных.

    Попробуйте выяснить, что может оказывать негативное влияние на ребенка и старайтесь помочь ему справиться со стрессом. Поговорите с малышом о вещах, которые могут его беспокоить, удерживая зрительный контакт и активно слушая.

    Чаще позволяйте ребенку самому принимать решения, когда это возможно, путем предоставления (деликатного подсказывания) приемлемых вариантов. Ощущение участия в управлении ситуацией позволяет снизить стресс и фрустрацию.

    Даже если не удается справиться с «вредной» привычкой, попробуйте минимизировать ее вредные последствия. Например, ребенку, который ковыряется в носу, помогите высморкаться, используйте солевой назальный спрей или вазелин, напоминайте о мытье рук и т.д.

    Используйте естественную стимуляцию воздержания от проблемного поведения. Ребенок самостоятельно должен принять правильное решение, а не «прогнуться» под давлением воли родителей. Будьте терпеливыми, результаты требуют времени.

    Будьте настойчивыми и одновременно добрыми. Неуклонно следуйте выбранной тактики.

    Установите для малыша несколько правил, призванных изменить нежелательное поведение. Обязательно объясните ребенку причины их внедрения. Убедитесь, что он понимает, какими будут последствия нарушения правил.

Лечение вредных привычек

В большинстве случаев никакого лечения не требуется. Однако, если ребенок находится в состоянии дистресса, социально изолирован, получает физические травмы, может встать вопрос о дополнительных мерах:

    физические меры (шлем, зубные шины);

    поведенческая психотерапия (главное в лечении);

    фармакотерапия (налтрексон, кломипрамин, флуоксетин, сертралин – любые медикаменты назначаются исключительно врачом!)

Любая вредная привычка ребенка - это следствие какого-то испуга, плохого настроения, чувства собственной ненужности или неполноценности. Соответственно, все, что вызывает позитивное настроение у малыша, устраняет депрессивные настроения, может способствовать избавлению от любых вредных привычек. .

http://36n6.ru/semya/vrednie-privichki-deteihttp://3-years.ru/vospitanie/vrednye-privychki-u-detej.html

Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители. Как же нужно выстраивать семейное воспитание, чтобы потом не жалеть о последствиях?

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Если изначально в семье сложились неправильные отношения, то как результат воспитания - непослушные, закомплексованные и проблемные дети. Этот факт можно объяснить. Дело в том, что трудными дети становятся не из-за своего характера.

Ребенок проецирует отношения в семье на свою личность. Отсюда и проблемы, возникающие в воспитании и нраве детей. Но не всегда в хорошей и гармоничной семье всё благополучно. Даже в этом случае ребенок может вырасти проблемным, если влияние внешних негативных факторов окажется слишком сильным.

Психологи отмечают, что роль семьи в воспитании ребенка велика. Его внутренний мир строится на основе внешних факторов. Ребенка можно представить в качестве древесной веточки. Возникновение проблем будет зависеть от того, всё ли хорошо в почве, на которой он вырос.

Малыша нужно постоянно подпитывать родительской любовью, чтобы он смог справиться со всеми трудностями. Заменить семью не сможет никто другой. Именно в ней закладывается система ценностей. Семья становится базой для формирования отношения к себе и окружающим. В ней происходит становление личности.

Рассмотрим, как семья может влиять на последний из перечисленных выше факторов. Это может быть бессознательное усвоение принципов жизни и поведения родителей. На ребенка оказывает влияние атмосфера в семье, эмоциональное взаимодействие её членов. Эти стереотипы малыш усваивает с самого раннего детства.

Если вспомнить пример из психологии, где только что вылупившийся гусенок привязывается к тому предмету, который первым попал в его поле зрения. И неважно, будет ли он одушевленным или нет, главное, чтобы объект двигался. Этот момент длится всего несколько секунд.

То же самое происходит и с ребенком. В трудный для него период он хочет получить любовь и заботу родителей, привлечь к своей персоне их внимание. Это тот момент, который не стоит упускать, так как в будущем придется перевоспитывать детей. А это может оказаться невозможным.

Если родителей не оказалось рядом, когда ребенку требовалось внимание, он заполнит эту душевную пустоту кем-то другим. И не факт, что это будет порядочный человек. Поэтому стоить находить и уделять воспитанию своих детей хотя бы немного времени.

На ребенка также влияют слова, произнесенные родителями. Поэтому взрослым нужно быть осторожными при общении. Если вы не хотите впоследствии краснеть за ребенка перед посторонними людьми, следите за своей речью. Всё, что будет сказано вами, усвоится малышом с легкостью.

Кроха каждый день наблюдает взаимоотношения матери и отца. Он видит, как они общаются, какие эмоции испытывают по отношению друг к другу. Это формирует его представление об отношениях между мужчиной и женщиной. Чем гармоничнее семья, тем более положительные представления о будущих отношениях сложатся у ребенка.

Как правило, мать должна быть женственной, а отец мужественным. Если в семье наблюдается обратная ситуация, это приводит к тому, что в будущем у ребенка могут быть проблемы с построением собственных отношений. Это же может привести к различным психологическим нарушениям.

Роль семьи в воспитании детей заключается также в формировании ощущения безопасности со стороны окружающего мира. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении, взаимодействии, отношениях. Мир будет восприниматься, как враждебный объект.

В семье зарождается определенное поведение ребенка. На то, каким оно будет - положительным или отрицательным, - оказывает влияние применение поощрения или наказания. Родители должны четко знать, что следует осуждать, а какие стереотипы можно поддержать.

В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни.

В семье ребенок познает различные эмоции, начинает понимать их уместность в той или иной ситуации. Если взрослые их сдерживают или запрещают выражать, то эмоциональная сфера ребенка будет сформирована исходя из базовых показателей. Другими словами, умение выражать свои эмоции ребенок заимствует из собственной семьи.

Советы родителям по воспитанию детей в семье

1. Первой школой жизни для ребенка является семья, в которой он вырос. Родители - пример для малыша. Поэтому важно помнить, что если вы хотите вырастить своё чадо правильным и счастливым, позаботьтесь, чтобы в вашей семье царила гармония.

2. Относитесь к своим детям так, как хотите, чтобы они относились к своему потомству. Модель построения собственной семьи ребенком зависит в первую очередь от того, какие взаимоотношения были между его родителями.

3. Если на вашего ребенка пожаловались, не спешите наказывать его. Займитесь лучше самовоспитанием.

4. Роль семьи в воспитании детей первостепенна и многогранна. Задумайтесь о взаимоотношениях между её членами. От этого зависит, будут ли ваши дети счастливы в собственной семейной жизни.

Сделаем вывод из сказанного

Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Семья - это место, где закладываются основы личности. Целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребенка. Благополучное будущее малыша зависит в первую очередь от семьи.