Вышивка аппликацией заключается в прикреплении кусочков материи, из которых складывается узор, к основному фону. Для аппликации используются разнообразные кусочки любого материала: сукна, вельвета, бархата, шелка и т.п.

Вот как описана технология выполнения аппликации в руководстве по рукоделию XIX века: «Техника вышивки аппликацией состоит в следующем. По подготовленному рисунку вырезаются нужные фигуры - листья, цветы, орнаменты. Вырезанными фигурами закладывается фон изделия, по переведенному на него рисунку. Контуры обшиваются гладью, шнурочком, петельным швом.

Такая вышивки аппликацией вместе со стежками, выполненные из цветного шелка, серебристых и золотых ниток очень украшают работу. Большая часть тканей «при использовании их для аппликации нуждается в подклейке на тонкую бумагу.

В такой вышивке аппликацией используется и клей, который применяется по следующему рецепту. Чуть теплой водой разводится небольшое количество пшеничного крахмала до состояния полного растворения. Кипятится вода и в кипящую воду опускается небольшой кусок камеди (на 0,5 воды – маленькая горошина), туда же, постоянно помешивая, струйкой вливается разведенный крахмал. Жидкость доводится до кипения, снимается с огня и при помешивании остужается.

Этот клей не оставляет пятен на изделиях. Дальше поступают так. Ровным слоем клей намазывается на бумаге и на нее клеятся кусочки материи. Сухой чистой тряпкой наложенную материю приглаживают, чтобы не осталось пузырьков воздуха. Это делается во избежание последующей деформации. Приклеенные таким образом кусочки материи укладываются на ровную поверхность и накрываются гладкой доской, сверху кладется груз. Вся эта конструкция оставляется до полного высыхания кусочков.

Проклейка позволяет использовать в вышивке аппликацией даже самые легкие ткани. Далее на изделие переводится контур будущего рисунка. Высохшие детали аккуратно вырезаются.

Фон с переведенным рисунком хорошо фиксируется. Для этой цели подойдут пяльцы или специальный станок для натяжки вышивки . Можно натянуть фон на обычную доску. Затем все детали покрываются вновь клеем и быстро накладываются на контуры рисунка. Затем вся работа вновь кладется под пресс.

Прежде чем обшивать контуры изделий, тонкими стежками приметывают их к фону. Затем контуры обшивают шелком, покрывают окаймлением. По краю аппликации можно пришить шнурок или обшить его сутажем.

Вышивка аппликацией не обязательно выполняется из ткани. Вышивка аппликацией выполняется и из вязаных кусочков. К преимуществам вязаной аппликации можно отнести то, что отпадает необходимость обметки краев аппликации. Вывязанные крючком или спицами детали получаются закругленными и ровными.

Такие вышитые детали пришиваются незаметными стежками, что упрощает работу. Пришитая к трикотажному полотну вязаная аппликация ведет себя так же как и само полотно. Т.е., может растягиваться, сжиматься, укладываться в естественные складки.

Формы и объем вязаной аппликации настолько разнообразен, насколько хватит вашей фантазии. Цветы- вот любимая тема для украшения одежды. Крючок в этом случае позволяет создавать букеты, а если захочется, то и целые сады великолепных цветов. Нити при таком вязании могут быть самые разнообразные: шерсть, шелк, хлопок, люрекс, различные фантазийные пряжи и так далее. Спицы, конечно, слегка отстают в создании разнообразия форм, но и они позволяют добиться многого. По крайней мере, гроздья винограда из шишечек и листьев можно вывязать.

Дополненные бусинами, бисером, пайетками, шнурами и кистями вязаные аппликации позволят создать абсолютно неповторимую вещь. Украшения на платье, брюках, юбке, халате из вязаной аппликации сделает вещь поистине эксклюзивной. Украшать вязаной аппликацией можно как одежду, так и предметы быта.

Сегодня поговорим о том, как просто сделать аппликации на одежде (на футболке, на джинсах, на трусах и т.д.). Детям детские, а взрослым любые:-) . Этим можно не только занять ребёнка, но и самому создать свой стиль, не бегая по магазинам в поисках красивой вещи.

Для аппликации на одежде нам понадобятся:

Трафарет, который мы заранее изготовили и распечатали
- ткань, на которую будем наносить аппликацию.
- канцелярские кнопки (для прикрепления трафарета к ткани)
- пенопласт, плотный картон или дощечка (любой материал, на который можно растянуть и закрепить ткань и воткнуть в него кнопки)
- акриловая краска по ткани
- кисточка (достаточно мягкая) или поролон.

1) Распечатываем и вырезаем трафарет.

Распечатать трафарет лучше на плотной бумаге или, как это сделали мы, распечатать на тонкой бумаге, а потом наклеить на картон.

Вырезать трафарет – пожалуй, самое муторное занятие. Чем аккуратнее вы это сделаете – тем лучше. Начинать разумнее всего с мелких деталей, а потом приступать к крупным, чтобы не порвать трафарет, как это получилось у нас. Но даже если это произошло, то не беда – всегда можно заклеить порванное место скотчем и вырезать заново:)


Новогодняя аппликация для детей "Снегурочка"

Распечатайте черно-белый шаблон снегурочки и цветные детали. На шаблон ребенок должен самостоятельно наклеить детали снегурочки, предварительно вырезав их.



За время развития лоскутной техники как отдельного вида декоративно-прикладного искусства в США были выработаны традиционные узоры для аппликаций. Это вписанные в квадрат композиции растительного или фантазийного орнамента, чаще симметричные по центру, с дополнительными деталями, располагающимися по диагоналям квадрата-блока узора. В американской традиции детали закрепляют на фоне вручную «втай». При изготовлении единых лоскутных изделий блоки с рисунками аппликаций часто используют вместе с мозаичными блоками.

Традиционные американские лоскутные узоры для аппликаций:

1 - «Роза»
2 - «Ветка Мэри Вашингтон»
3 - «Лилия»
4 - «Ветка и сердца»

Для создания аппликаций в русском стиле можно применить те же композиционные приемы: вписать симметричный по центру узор в квадрат. Используйте традиционные узоры русских народных промыслов. Узоры росписи керамики Гжели, кудринской деревянной резьбы, хох-ломской росписи и т.п. прекрасно подходят для лоскутных аппликаций. Результаты работы в этом направлении могут получиться очень интересными.


Композиция и изготовление картин - аппликаций

В последнее время в художественных салонах и на выставках часто встречаются картины из лоскутных аппликаций. Красочные, с интересным сюжетом и композицией, они сразу привлекают внимание посетителей.

Рассмотрим особенности создания картин-аппликаций и технологию их изготовления.

Если вы начинающий художник по лоскутной технике, выберите для картины несложный сказочный сюжет или пейзаж. Не обязательно рисовать самому эскиз картины: можно выбрать подходящий рисунок из детской книги или с открытки и увеличить его до нужного размера. Учтите, что мелкие подробности рисунка лучше выполнять, подбирая лоскутки с соответствующим узором, а не дробя ткань на слишком мелкие детали.

Сделайте эскиз будущей картины в натуральную величину на плотной бумаге, прорисовав все детали узора. Перенесите копию эскиза на кальку и разрежьте рисунок по линиям стыковки деталей на выкройки деталей картины. Для удобства пронумеруйте все детали на эскизе и те же номера проставьте на выкройках деталей.

Из подходящих по цвету и узору лоскутков выкройте детали будущей картины с учетом технологий, которыми вы будете пользоваться, чтобы пришивать лоскуты. Так, выкраивайте детали, пришиваемые машинным швом «зигзаг» или вышивальными швами, точно по выкройке, без припуска на подгиб, а пришиваемые вручную «втай» - с учетом запаса на подгиб по всем сторонам выкройки детали. Подготовьте единый кусок материала по размеру готовой картины - ее основу из плотной светлой хлопчатобумажной ткани.

Наложите выкроенные детали на основу в соответствии с эскизом и закрепите их булавками. Проверьте общий декоративный эффект заготовки картины и замените неподходящие по цвету или узору лоскутные детали.


Для выполнения аппликации вам потребуется ткань для фона и лоскуты, чтобы вырезать детали узора. Для фона лучше использовать плотную хлопчатобумажную яркую однотонную ткань. Повторяющиеся детали аппликации кроите по шаблону. Лоскутки деталей должны быть контрастны к общему фону.

Выкроенные лоскутные детали разместите на подготовленном к работе (отутюженном и выровненном) лоскуте фоне в соответствии с задуманным рисунком и прикрепите их булавками или наметочным швом.

Есть много разнообразных технологий нашивания деталей аппликаций на фон. Рассмотрим основные из них.
- Пришивание детали вручную «втай». Технология та же, что и при закреплении деталей «втай» в некоторых узорах лоскутной мозаики.

Эту технологию часто используют при аппликации по традиционным рисункам. Она требует значительных затрат ручного труда.

Машинный шов «зигзаг». Выкройте деталь точно по рисунку, закрепите ее на лоскуте фона и обработайте границы детали швом «зигзаг« на швейной машинке - так, чтобы полностью перекрыть срез детали. Выступающую из-под шва лишнюю ткань срежьте маленькими ножницами.

Эта технология очень ускоряет выполнение аппликации по рисунку, но сам шов «зигзаг« как бы размывает границу детали, поэтому в традиционных рисунках его применяют не всегда.

Существуют разные способы украшения изделия аппликациями или вышивкой.

Как сшить объемный цветок-аппликацию из трикотажа:

Даже если вы никогда прежде не вышивали, это как раз тот случай, чтобы начать. Абсолютно простая техника позволит даже неумехам блеснуть своими талантами. Простая белая (или другого цвета, по вашему желанию) футболка превратится в модную вещь.

Джемпер с аппликацией - настроченные фрагменты цветочной ткани

МАСТЕР КЛАСС ОТ ЭШЛИ КАК УКРАСИТЬ ТРИКОТАЖНЫЙ ДЖЕМПЕР АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ ТРИКОТАЖА:

Аппликации будут в форме многослойных цветов.

вырезать 18 крупных кругов и 42 мелких:

Задачей мастерицы было изменение формы горловины, и затем ее декорирование аппликацией,


определить положение аппликаций:

Каждый цветок состоит из 6 свернутых уголком кругов:

Затем свернуть круги в форме лепестков и составить из лепестков цветы. закрепить и затем пришить их.

И вот как красиво получилось:

Мастер класс6 КАК СДЕЛАТЬ АППЛИКАЦИЮ НА ТРИКОТАЖНОЕ ПОЛОТНО

Основная ткань – тонкий трикотаж, тянется по поперечной и немного по долевой нити. Аппликация из бифлекса, который хорошо тянется во всех направлениях, и он плотнее основной ткани.

Понадобится:

Нитки в цвет аппликации, нетканный материал на клеевой основе, клеевая паутинка, утюг, ножницы, швейная машина, мел, копирка и колесико для перевода контура выкройки.

Что делать:

Придумываем рисунок, у меня это молния, и рисуем на бумаге выкройку. Прикалываем ее к бифлексу, обводим мелом и вырезаем.

Деталь переда уже заранее подготовлена. Раскладываем ее и прикладываем аппликацию, определяем местоположение.

Обводим аппликацию мелом.

При помощи копирки и колесика переносим контуры аппликации на изнаночную сторону.

Вырезаем из клеевого материала прямоугольник, который соответствует размерам аппликации и при наложении перекрывает ее контуры. Деталь переда переворачиваем изнаночной стороной вверх, приклеиваем при помощи утюга клеевой материал.

Теперь самое интересное: переворачиваем аппликацию изнаночной стороной вверх и начинаем заполнять все пространство паутинкой. НО! Паутинку нельзя приклеивать утюгом, иначе она останется на его подошве, а очистить ее будет нелегко. Поэтому приклеиваем паутинку… паром!

Отрезаем кусочек паутинки, кладем на ткань, подносим утюг и нажимаем кнопку пара. Достаточно нескольких секунд, иначе паутинка сожмется под паром. Осторожно! Не касайтесь утюгом паутинки!

Все пространство должно быть заполнено паутинкой. Лишнюю паутинку, выходящую за контуры аппликации, обязательно нужно обрезать ножницами, лучше, если она чуть не будет доходить до края.

Переворачиваем заготовку из основной ткани на лицевую сторону, прикладываем аппликацию паутинкой вниз и приклеиваем утюгом. Если паутинку не обрезать или если она случайно попала на утюг, на основной ткани могут образоваться некрасивые пятна.

На швейной машине устанавливаем режим, соответствующий аппликации. Если его нет, выбирайте зигзаг. Пришиваем аппликацию по краю. Она надежно зафиксирована, не сдвинется ни ткань основы, ни ткань аппликации, в итоге работа будет аккуратной.

С обратной стороны можно оторвать края клеевой ткани и обрезать лишнюю близко к краю аппликации.

Вышивка на трикотаже

Фото мастер-класс от Келли (Kelli)

Подготовить необходимые материалы.

Вам потребуется:

  • мулине соответствующего задумке цвета;
  • пяльцы;
  • иголки;
  • исчезающий маркер;
  • эскиз узора на бумаге

Шаг 1. Переводим рисунок на лицевую сторону футболки, сделать это можно с помощью копирки или стекла:

На стекло помещаем эскиз, сверху футболку. Обводим все контуры исчезающим маркером. Если под рукой не оказалось такового, рисуем простым карандашом, потом выстираем.

Шаг 2. Натягиваем футболку на пяльцы. Начинаем с крайней стороны и постепенно продвигаемся к концу мотива. Не советуем сильно натягивать ткань, так как трикотаж может легко деформироваться.

Шаг 3. Совершенно простыми стежками прошиваем все контуры, стараемся прокладывать стежки густо. Нитку лучше взять тройную. Аккуратно закрепляем узелки на изнаночной стороне. Стараемся, чтобы узелков было поменьше.

Аппликацией называется процесс украшения ткани нашитыми или наклеенными на нее лоскутками (appliqué (фр) – «прикреплять»), а также непосредственный результат этого процесса.

Аппликацию часто путают с пэчворкингом. На картинке ниже, покрывало сшито из лоскутов ткани с использованием техники пэчворкинг, а звезда, прикрепленная поверх, представляет собой элемент аппликации. Иными словами, в отличие от пэчворкинга, где отдельные детали пришиваются друг к другу, чтобы составить определенную картину, аппликация выполняет декоративную функцию на уже готовой основе.

Общие принципы

Традиционный способ аппликации – пришивание деталей на основу вручную или посредством швейной машины, но со временем появились и некоторые другие техники, о которых мы вкратце расскажем ниже.

Базовым материалом для деталей служит ткань, из которой вырезаются отдельные элементы, причем, на этом этапе работы очень важно точно следовать выкройке. Когда все заготовки готовы, они раскладываются на основе в желаемом порядке и закрепляются швейными булавками, чтобы мастер мог видеть полную картину. Затем начинается поочередная обработка каждого элемента – булавка удаляется, края слегка подгибаются внутрь, и по самой кромке накладывается аккуратный шов. Используйте как можно более контрастные цвета ниток, чтобы рисунок выглядел более объемным и ярким.

Под заготовку можно подложить кусочек клеевой подкладочной ткани и слегка прижать горячим утюгом, чтобы во время работы она не сдвигалась с места. Чтобы края не обтрепались при стирке, их следует обработать плотным зигзагом.

Некоторые мастера предпочитают приклеивать, а не пришивать элементы. Для этого используется специальная субстанция для склеивания ткани.

Преимущества и недостатки ручной и машинной аппликации

Пришивая детали вручную, нужно прокладывать шов слева направо, избегая закрепления нити узелками. Стежки должны находиться у самого края заготовки, чтобы кромка не топорщилась и не обтрепывалась при стирке. При работе на машинке, вы закрываете все необработанные края швом зигзаг, который решает обе эти проблемы.

Ручная работа отнимает много времени и требует идеальной аккуратности, хотя полученный результат стоит этих усилий. Работать на машинке легче и быстрее, кроме того, обработка краев выглядит более профессионально. Машинная работа лучше смотрится на одежде.

Вырезая детали для ручной аппликации, вы должны будете оставлять небольшой припуск для подворачивания краев, а при работе за машинкой этого делать не нужно.

Традиционная аппликация

Если вы выбрали самый распространенный способ, нарисуйте и вырежьте все детали, оставив припуск на подгиб швов (примерно по 3-5 мм вдоль всего края, в зависимости от формы элемента). По мере того, как вы пришиваете ткань, края подворачиваются внутрь. У вас должны быть базовые навыки прокладывания «невидимого» шва, чтобы при работе вручную результат выглядел аккуратно.

Общие рекоммендации

  • Закреплять детали на основе лучше специальными булавками, особенно, если в картинке присутствуют мелкие элементы. Для пришивания используйте хлопчатобумажные нитки и очень острые тонкие иглы. Лезвия ножниц, которыми вы будете вырезать фигурные элементы, также должны быть тонкими и хорошо наточенными до самых концов.
  • Не располагайте детали картинки впритык к краям основы – в процессе пришивания она будет немного стягиваться, и вам может не хватить места. Оставьте «про зарас» как минимум 2.5 см свободного пространства с каждой стороны.
  • Подгибая кромки на острых углах (например, лучах звезды), вы можете столкнуться с определенными сложностями из-за избытка подвернутой ткани. Чтобы этого избежать, на таких деталях можно заранее подогнуть все кромки, и приметать их по тем же линиям, где должен быть финальный шов, чтобы увидеть, в каких местах имеются складки подвернутой ткани, которые нужно подрезать. Останавливайтесь каждые несколько стежков и удаляйте излишки. Затем проложите обычный шов поверх наметочного, делая по несколько дополнительных стежков вокруг острого угла. В этих местах подгиб будет самым узким, поэтому нужно хорошо зафиксировать ткань.

Ручная аппликация из ткани на примере наволочки

Нарисуйте на картоне или тонком пластике, вырежьте и перенесите контуры всех деталей на ткань, обведя лекала швейным маркером.

Вырежьте каждый очерченный элемент, добавив примерно 5 мм на подгиб по всему периметру. Аккуратно подогните края и прогладьте сгибы. Положите все детали на наволочку лицевой стороной кверху, закрепите булавками или приметайте.

Теперь нужно пришить каждую деталь на ее место, используя так называемый «невидимый» шов. Чем ближе друг к другу расположены стежки, тем красивее и аккуратнее будет выглядеть конечный результат.


На фото: ручной шов и машинный зиг-заг

Повторим действия с остальными деталями цветка и получим:

Машинная аппликация из нескольких фигурок

Как и в случае выше, вырежьте все необходимые детали. Расположите их на основе и обведите контуры портняжным маркером.

Пришивать элементы нужно по одному. Нанесите на изнаночную сторону детали немного клея и приложите к основе в нужном месте.

Обработайте края швом зигзаг (чем плотнее он будет, тем лучше). Пришейте таким же образом все остальные фрагменты рисунка.

Аппликация может сочетаться с дополнительными элементами, например, вышивкой. В данном случае, листья и ствол дерева вышиваются на машинке после того, как все детали закреплены на своих местах.

Двухслойная аппликация

Еще одна распространенная разновидность, при которой нет необходимости беспокоиться о подворачивании и обработке краев, но учтите, что она больше подходит для простых узоров геометрической формы. Вам нужно просто вырезать две одинаковые заготовки для каждого фрагмента рисунка, сложить их изнаночными сторонами наружу и застрочить. Далее, на задней стороне детали (той, которую не будет видно после закрепления на основе) делается небольшой надрез, через него она выворачивается на лицевую сторону, разглаживается, а затем пришивается к основе уже описанными способами.

Чтобы после пришивания фрагмент выглядел более объемным, заготовку для задней стороны можно вырезать из более плотного материала.

Оборотная аппликация

Данный способ предполагает закрепление декоративной заготовки с изнаночной стороны основы, но применим он только в том случае, если ткань основы не сыпется при разрезании. Порядок действий:

  • Выберите максимально простой контурный рисунок, перенесите его на кусочек контрастной ткани (мы использовали белую) и вырежьте шаблон. Также можно перенести рисунок на тонкую бумажную салфетку и в дальнейшем шить сквозь нее. Когда работа будет закончена, салфетку легко выдернуть из швов.
  • Выверните основу наизнанку и очертите границы участка, на котором должна располагаться аппликация. Приметайте поверх него ткань, которую вы собираетесь использовать.
  • Выверните основу на лицевую сторону и прикрепите шаблон на то место, где вы хотите видеть аппликацию. Он не должен сдвигаться во время работы.

  • Теперь проложите вдоль кромки рисунка самый мелкий из доступных швов. Он должен захватывать ткань основы и подлежащую ткань для аппликации, не касаясь при этом шаблона. Когда шов замкнется, удалите все булавки или наметку.

  • С изнаночной стороны аппликация будет выглядеть так:

  • Теперь возьмите маленькие ножницы с острыми концами и начните прорезать контуры рисунка с лицевой стороны, отступая от шва на 1-2мм в зависимости от плотности основы. Если ткань не сыпется, вам не придется обрабатывать эту кромку.

  • Сделайте первый надрез в середине участка и постепенно расширяйте его в стороны, пока не доберетесь до шва. Будьте внимательны, чтобы не прорезать аппликацию насквозь! Закончив этот этап, обрежьте излишки ткани по сторонам рисунка с изнанки. Готово:

Приклеенная аппликация

Как уже упоминалось выше, некоторые мастера предпочитают работать с клеем, а не с иголкой и нитками. Для этой техники лучше всего подходит войлок, так как его края не осыпаются при разрезании, но можно использовать и другие материалы.

Центральный фрагмент рисунка на этой наволочке сделан методом приклеивания деталей. В этом вам поможет специальный клей для ткани или подкладочный материал, т.н. «паутинка», который плавится при соприкосновении с горячим утюгом.

Порядок действий:

  • Вырежьте нужный элемент рисунка из ткани и приготовьте чуть более широкий и длинный кусочек «паутинки». Схему именно этого цветка можно .

  • Положите «паутинку» на лицевую сторону основы, поверх нее положите фигурку из ткани, и прогладьте все вместе горячим утюгом.

  • Убедитесь, что деталь хорошо приклеилась к основе, после чего обрежьте излишки «паутинки» по краям.

Чтобы подстраховаться от отклеивания аппликации во время стирки изделия, сделайте несколько «невидимых» стежков по ее периметру.

Чтобы не запутаться в расположении фрагментов, воспользуйтесь портняжным маркером и нанесите на ткань весь рисунок целиком, ориентируясь на него во время приклеивания деталей.

Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на фоне из материи куски другой материи. Этот способ производить разноцветные работы был уже известен в средних веках, когда еще не были известны все приклады для вышивания.

Наложенные материи наклеены на ткани фона, потом окаймлены или витым шнурком, пришитым вдоль контуров, или каким-либо вышивальным швом, который соединяет оба слоя материи.

Золотые и серебряные нитки, блестки и канитель, употребляемые как орнаментные стежки, увеличивают еще эффект этих вышивок. Мы воспроизводим также в этой главе модель вышивки аппликации с тесьмой, где рисунок составлен из тесьмы различной ширины, заменяющей вырезанную материю.

Ткани.

Вышивание аппликацией может быть выполнено на шелке, бархате, плюше, полотне и коже; материи для аппликации, которые должны заменить вышивание, выбираются таким образом, чтобы они выделялись на фоне.

Приклад.

Как мы уже выше сказали, материи, которые накладываются, прикрепляются чаще всего посредством шнурка, но можно пользоваться для окаймления шитьем гладью.

Чтобы сделать шнурок, мы рекомендуем нашим читательницам пользоваться прялкой для шнурка (рис. 1026), при помощи которой можно сделать самой шнурки различной толщины.

Витые шнурки делаются (см. в главе "Кайма и бахрома" , как изготовляется витой шнурок) из слегка крученого шелка или же также из золотых и серебряных ниток и золотого шине D.M.C.

Чтобы закреплять витые шнурки и для орнаментных стежков нужно брать слабо крученый шелк - шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C. Этими мягкими шелками пользуются также для каймы гладью.

Подготовительная работа.

Под большинство материй, из которых делаются аппликации, должна подкладываться очень тонкая шелковая бумага, прежде чем начинать работу.

Чтобы наклеить бумагу на материю, сначала нужно приготовить клей из пшеничного крахмала (всякое другое вещество не сохнет достаточно скоро), им покрывают бумагу при помощи кисточки и удаляют осторожно все маленькие куски, оставшиеся в клее.

Крахмальный клей не должен содержать больше воды, чем это необходимо, чтобы оба слоя, материя и бумага, плотно соединились, на первой не должно оставаться никогда пятен от воды.

Как только клей будет равномерно размазан по бумаге, на нее накладывается ткань, которую трут по направлению основы чистой тряпкой, чтобы заставить выйти воздух, который мог задержаться кое-где, отчего ткань может покоробиться.

Окончив эту первую операцию, кладут на прямую и гладкую деревянную доску несколько листов бумаги, которые не должны иметь складок, кладут на них материю с подложенной бумагой, покрывают ее несколькими другими листами бумаги, потом придавливают все второй доской и сверху кладут камни или очень тяжелые железные куски. Материю оставляют под прессом, пока она совсем высохнет.

Посредством этого приема можно употреблять для вышивания аппликацией даже довольно легкие ткани; бархат разного качества и плюш ни чуть не пострадают; нечего опасаться, что они будут лосниться после пресса.

Пока ткани сохнут, переводят полный рисунок на фон, где будет аппликация. На материи, подложенной уже высохшей бумагой, нарисуют лишь части, которые будут накладываться; потом их вырезают при помощи очень острых ножниц, так как вырезанные мотивы не должны ни в каком случае лохматиться или распускаться.

Под вставленный в пяльцы фон подкладывается доска или небольшой стол так, чтобы на них лежала только материя. Пяльцы должны выступать со всех четырех сторон. Покрывают еще раз клеем изнанку вырезанных и отделенных частей и накладывают их на соответствующие линии фона. Это второе наклеивание должно быть сделано как можно скорей, чтобы положить под одну доску одновременно все наложенные куски.

Перед тем как начать окаймление накладных мотивов, прикрепляют края последних посредством стежков через край к фону материи; эти стежки будут прикрыты позднее окаймлением и будут незаметны.

Окаймление.

Шнурок, который окаймляет накладные части, прикреплен по краю рисунков незаметными по поверхности стежками (см. "Шитье золотом") или также притачен через край видимыми стежками ярких цветов.

В обоих случаях его напускают на вырезанный край настолько, чтобы он его покрывал вполне, и чтобы наложенные материи со временем не обтрепались, т. к. если этот недостаток будет появляться на вышивании аппликацией, то получится плохо сделанная работа.

Если хотят окаймить наложенные материи вышивальным швом, то выпускают иголку очень близко от вырезанного края и подвинут стежок от 1 до 2 мм на материи.


Рис. 307. Бордюр из вышивания
аппликацией с окаймлением
из витого шнурка

Бордюр для вышивания аппликацией с окаймлением из шнурка. (Рис. 307).

Наш рисунок показывает нам одну из этих вышивок испанского происхождения, где фон и наложенная материя одного рисунка.

Фон из голубого шелка; аппликация из бархата цвета старого золота, окаймленная шелковым шнурком такого же цвета, который прикреплен незаметно. Совсем близко от желтого шнурка, помещают, чтобы смягчить переход к голубому шелку, тонкий шнурок из золотого шине D.M.C. голубого и золотого. Шелковые шнурки сделаны при помощи прялки для шнурков.

Берут две двойные шелковые нитки, их скручивают сначала влево, потом вправо. Шнурки из шине состоят из трех простых ниток и требуют такого же скручивания. Этот рисунок подходит преимущественно для отделки мебели, ковров, занавесок, портьер и всевозможных панно.

Фон с бордюром из вышивания аппликацией с окаймлением тесьмой и орнаментными стежками. (Рис. 308 и 309).

Фон этого рисунка из атласа цвета слоновой кости; в бордюре обе горизонтальные полосы и выгнутые листья вырезаны из темно-гранатного бархата; светлая чашечка цветка из белоснежного атласа; внутренность цветка и стебель крестом из шелка цвета медной зелени.

Все мотивы окружены шнурками, пришитыми через край шелковой ниткой. Красный бархат окаймлен черным шнурком; белый атлас - белым шнурком и зеленый шелк - зеленым шнурком.

Что касается рисунка фона, то все наложенные цветы сделаны из гранатного бархата с белым атласом внутри; стебли, так же как и овальные в форме челночков, - из зеленого шелка


Рис. 309. Выполнение
цветка для фона с
бордюром рис. 308

Закрепив все мотивы на ткани фона несколькими стежками тонкого шелка, выполняют русский шов крестиками, украшающий внутренность овальных фигур и горизонтальной полосы, соединяющей стебли цветов тонким золотом для вышивания D.M.C. № 20; потом начинают окаймление шнурком, который пришивается также через край желтым шелком.

Наконец, вышивают стебельки тычинок шелком мулине D.M.C. или персидским зеленым шелком D.M.C., а сами тычинки желтым шелком (см. рис. 309).

Здесь так же, как и в бордюре, мотивы из гранатного бархата окаймлены черным, белое белым и зеленое зеленым.

Шнурки состоят из двух простых ниток шелкового кордонне, скрученного в первый раз налево и второй раз направо.

Модель, данная нами, может служить для ковров разного рода. Чтобы иметь меньше работы, можно удовлетвориться вышиванием одного бордюра, который можно прибавить к фону материи. Рисунок самого фона годится для изготовления подушек и мебельных чехлов.

Приклад.

Крученый шелк: желто-маисовый, черный, золотисто-зеленый, оранжево-желтый, шелк мулине D.M.C. оранжево-желтый и золотисто-зеленый - и тонкое золото для вышивания D.M.C. № 20.



Бордюр из вышивания аппликацией с окаймлением витым шнурком орнаментными стежками. (Рис. 310 и 311).

Наложенные мотивы из белого, желтого и красного атласа выгодно выделяются на фоне черного! бархата. Окаймление выполнено посредством шнурков цвета старого золота и белого, прикрепленных незаметно. Легко различаются оба эти цвета на картинках.


Рис.311. Выполнение
окаймления и орнаментные
стежки для бордюра
рис. 310

Шнурок на наружной стороне рисунков окаймлен целой ниткой шелка мулине D.M.C. или персидским шелком D.M.C. темно-красного цвета, пришитой через край таким же красным шелком. Эта нитка содействует выделению рисунка на бархатном фоне.

Широкие стебли из желтого атласа обшиты жилками из шитья "галопом" из желтого шелка; большие красные листья - жилками из красного шелка. Фон бархата украшается отдельными стежками из тонкого вышивального золота D.M.C. № 20.

Шнурки из шелкового кордонне с тремя простыми нитками, скрученными в первый раз влево и вправо во второй раз. Этот бордюр идет для отделки больших церковных украшений и предметов домашнего украшения.

Если данный предмет большого размера, то бордюр вышивается отдельно, и когда он кончен, его накладывают на этот предмет.

Приклад.

Крученый шелк: желто-маисовый и желто-зеленый, шелк мулине D.M.C. - желто-маисовый, зелено-желтый и красно-карминный - и тонкое золото для вышивания D.M.C. № 20.


Рис.312. Узкий бордюр из
вышивания аппликацией с
окаймлением гладью

(Рис. 312 и 313).


Рис.313. Выполнение
окаймления гладью
для бордюра рис.312

Вот пример, где наложенные материи прикреплены посредством контура, шитого гладью.

Фон из красного бархата, рисунок из атласа цвета старого золота.

Прикрепивши незаметно все мотивы, выполняют контур гладью, как показывает рисунок 313. Нужно стараться, чтобы величина стежков была одинаковой во всю длину вышивания.

Стебель вышит зеленым, листья красным шелком мулине D.M.C. или персидским шелком D.M.C.

Когда контуры будут кончены, вышивают жилки листьев, под которыми должно быть слегка подстелено.

Этот маленький бордюр имеет различные применения. Можно пользоваться им для отделки бювара, коробки для перчаток, папки для журналов и т. д.

Приклад.

Шелк мулине D.M.C. - зелено-миртовый и красно-карминный.


Рис. 314. Фон из вышивания
аппликацией в строчку

Фон из вышивания аппликацией с окаймлением в строчку. (Рис. 314 и 315).


Рис.315. Выполнение
окаймления в строчку
для фона 314

Вот новый вид вышивания аппликацией.

Фон из бархата зелено-изумрудного цвета и аппликации из желтой кожи, прикрепленные в строчку зеленым шелком.

Рисунок переносят на желтую кожу (датская кожа); мотивы вырезают на небольшом расстоянии от контуров, потом сводят рисунок на бархат и наклеивают на него мотивы из кожи.

Жемчужная бумага D.M.C. яркого сине-зеленого цвета употребляется для контуров в строчку, о которой мы даем объяснение в картинке рис. 315.

Как только все контуры вышиты, вышивание окончено.

Сочетание бархата и кожи в этой работе указывает ясно на ее употребление для покрышки стульев и табуреток.

С шведской кожей можно пользоваться этой работой для приготовления маленьких саше и бюваров.

Приклад.

Жемчужная бумага D.M.C. яркого сине-зеленого цвета.


Рис. 316. Покрывало из
вышивания аппликацией
из тесьмы

(Рис. 316 и 317).

Этот рисунок был выполнен по одному покрывалу 18-го века; все мотивы рисунка сделаны из самой тонкой тесьмы D.M.C. цвета экрю четырех сортов, различной ширины.

Переводя рисунок на розовое полотно, приметывают широкую тесьму на все покрывало, узкая тесьма не нуждается в приметывании. Потом их осторожно приметывают за иголку эльзасскими нитками D.M.C. № 150 как можно более незаметно.

Когда придется прикреплять закругленные мотивы, то сначала пришивается наружный край тесьмы, а потом уже внутренний край, который нужно собрать. См. также "Пестрый шов по полотну" рис. 250 . В углах тесьма делается в складку, в местах, указанных рисунком, и эти складки должны быть прикреплены несколькими стежками, как мы это объясняем для вышивания сутажем в главе "Вышивка по полотну и батисту" .

Большие поля в бордюре разделены на клетки посредством узкой тесьмы и украшены маленькими звездочками цепочечным швом. В ветках, которыми вышита внутренность одеяла, большие листья имеют шитые гладью жилки, между тем, как маленькие листья и середина цветов украшены точками, сделанными из штопальной бумаги D.M.C. цвета экрю.


Рис.317. Часть бордюра
рис. 316

Чтобы лучше показать эффект этого рода вышивания, мы даем здесь, кроме уменьшенного вида всего покрывала, еще часть бордюра, уменьшенную наполовину. По ней легко можно судить обо всей работе.

Приклад.

Самая тонкая тесьма D.M.C. №№ 1 ½, 8,16 и 28, эльзасские нитки D.M.C. № 150 и штопальные нитки D.M.C. № 25 цвета экрю.