Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Степаненко Олеся Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 2 «Сказка» с.Кулунда Кулундинского района Алтайского края.(слайд №1)
Описание:
Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном и младшем школьном возрасте.
(Слайд №2)
Своим выступлением планирую ознакомить Вас с видами здоровьесберегающих технологий, методами их внедрения в образовательный процесс; обосновать необходимость их применения в дошкольном учреждении.
Тему своего доклада считаю актуальной, поскольку особо остро в наше время стоит проблема оздоровления детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.
Повышенное внимание к детям дошкольного возраста обусловлено тем, что заболеваемость из года в год увеличивается. Это происходит несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей.
(Слайд №3)
В воспитательно – образовательном процессе здоровьесберегающие технологии направлены на:
1) стимулирование и сохранение здоровья;
2) обучение здоровому и правильному образу жизни;
3) коррекцию состояния детей.
В своём выступлении я хочу рассказать о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в нашем детском саду.

I. Направление - технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья детей.
(Слайд №4)
1.Пальчиковая гимнастика.
Проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей,
стимулирует развитие пальцев рук. Регулярное их использование в саду и дома также способствует развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи.
(Слайд №5)
2.Гимнастика для глаз.
Необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровьесберегающие технологии в работе с детьми используются постоянно.
(Слайд №6)
3. Дыхательная гимнастика.
Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью.
В качестве дыхательной гимнастики хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и при этом произносить слова. Также хорошо делать наклоны в стороны на вдох и выдох. Популярно в нашем саду и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».
(Слайд №7)
4. Динамические паузы во время занятия (физкультминутки).
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют общему оздоровлению.
(Слайд №8)
5.Подвижные игры.
В детском саду подвижные игры имеют большое значение. Дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию. Именно потому, что этот вид деятельности является важной частью процесса воспитания, каждый родитель должен знать, какие именно подвижные игры интересны дошкольникам. Ведь это поможет использовать их в домашней обстановке.
(Слайд №9)
6. Хороводные игры.
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

II. Направление технологий - обучение здоровому и правильному образу жизни.
(Слайд №10)
7.Утренняя гимнастика.
Регулярное (каждодневное) проведение утренней гимнастики (естественно, под руководством взрослых) постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность. Ежедневные физические упражнения способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке и проявлению волевых усилий.
(Слайд №11)
8.Бодрящая гимнастика.
Как комплекс мер, направленных на обучение здоровому образу жизни. Это упражнения, выполняемые детьми после дневного сна. Можно выполнять эти упражнения на кроватках. Это самомассаж, прогулки по ребристым дощечкам, камням, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. После таких упражнений проводятся обширные умывания прохладной водой. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму ребенка в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.
(Слайд №12)
9.Занятия по физической культуре.
Главной задачей занятий по физической культуре является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств.
(Слайд №13)
10. Физкультурные праздники – соревнования, эстафеты.
Спортивные праздники оказывают значительное влияние на нормальный рост ребёнка, на развитие всех органов и тканей. А если спортивные мероприятия проводятся на свежем воздухе, то они закаливают организм. Эстафеты, подвижные игры способствуют развитию положительных качеств: самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость.

III. Направление - коррекционные здоровьесберегающие технологии: массажи, терапии.
(Слайд №14)
1 Массаж и самомассаж.
Основная цель массажа – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности. Это такие упражнения, как:
катание одного грецкого ореха, шарика или шишки между ладонями,
катание ребристого карандаша,
имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
(Слайд №15)
2. Артикулярный массаж.
Массаж ушных раковин - артикулярный – применяется с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности. Активизирует работу всех без исключения органов и систем тела. Применяется нами ежедневно.
(Слайд №16)
3. Музыкотерапия.
Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях), танцы, музыкально-ритмические игры, музицирование на музыкальных инструментах.
(Слайд №17)
4. Сказкотерапия.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое используют психологи и педагоги. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе находят пути их решения.
(Слайд №18)
5. Изотерапия.
Как самостоятельный метод арт – терапии, изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать о внутреннем состоянии ребёнка. В изотерапии применяются различные материалы: карандаши, краски, пластилин, цветная бумага.
(Слайд №19)
6. Логоритмика.
Совместно с музыкальным руководителем проводятся логоритмические упражнения. Выполняют движения с речевым сопровождением. В результате улучшается речь ребёнка.
(Слайд №20)
7. Артикуляционная гимнастика.
По рекомендациям логопеда на занятиях по развитию речи и обучению грамоте провожу артикуляционную гимнастику для формирования правильного произношения звуков.
(Слайд №21)
8. Арт – терапия.
« Арт – терапия - одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, аппликация».
(Слайд №22)
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых в комплексе в нашем саду, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей. Это очень хорошо просматривается и анализируется в течение пятилетнего пребывания ребёнка в детском саду.
(Слайд №23)

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Автор статьи: Шихалева Светлана Евгеньевна, старший воспитатель МКДОУ "Детский сад № 25" города Шадринска
Статья «применение здоровьесберегающих технологий в доу» предназначена для воспитателей и других работников дошкольных образовательных учреждений, которые используют в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии. В статье описана работа клуба для родителей по ознакомлению со здоровьесберегающими технологиями.

«Здоровье – это то,
что люди больше всего стремятся
сохранить и меньше всего берегут»
Жан де Лабрюйер

Здоровье ребенка зависит от здоровья родителей, здоровья (психологического и физического) педагога и от среды проживания (дом и детский сад).
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?
В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству технолого-педагогических приемов и методов работы, технологий.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Мы в своем детском саду тоже имеем опыт применения здоровьесберегающих технологий:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)
Гимнастика динамическая

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурные занятия
Проблемно-игровые: игротренинги, игро- терапия
Коммуникативные игры
Серия занятий «Уроки здоровья»
Точечный самомассаж

3.Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия
Песочная терапия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Психогимнастика

Важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность.
Со здоровьесберегающими технологиями мы знакомим родителей в клубе, на консультациях, раздаем памятки, размещаем информацию на сайте ДОУ, проводим совместные спортивные праздники.
В нашем детском саду создан клуб для родителей «7 шагов к здоровью». В процессе проведения заседаний активно используются инсценировки, разнообразные игры, элементы тренингов, ИКТ (просмотр презентаций, видеозаписей).
По итогам работы дети и родители получают домашние задания и памятки по организации оздоровительной работы с детьми с целью закрепления полученных на заседании знаний, умений и навыков. Результаты выполнения домашнего задания обсуждаются на последующих заседаниях.
Девиз нашего клуба «Здоровье детей в наших руках». У нашего клуба имеется своя эмблема, у педагогов – футболки с эмблемой клуба, песня:
1.Семь шагов – клуб
встречает вас, друзья
Припев: Ты в клубе нашем занимайся
И здоровым будь всегда
2. Семь шагов – это здорово,
когда не болеет, не болеет детвора
В 2014 году наш клуб занял первое место в городском конкурсе «Лучший семейный клуб» в номинации «Задорные семьяне!» Для этого конкурса согласно плану клуба было проведено заседание на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома. Влияние цвета на здоровье».
Цель: Дать родителям представления о здоровьесберегающих технологиях и положительном влиянии цвета на здоровье ребенка.

Родители и дети путешествовали по стране цветов на волшебном паровозе. Станции были такими: желтая, красная, зеленая, синяя. Путешественники играли, пели песни, участвовали в эстафете. Родители узнали: как на здоровье детей может влиять тот или иной цвет и получили памятки «Цветотерапия».


Каждая группа ДОУ оформила газету «ЗОЖ», а также была оформлена выставка нетрадиционного оборудования.


Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

Оксана Жданова
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ .

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья .

2. Технологии обучения здоровому образу жизни .

3. Коррекционные технологии .

Главная задача воспитателя и родителей – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства.

Работа в нашем детском саду предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно -коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя :

Система здоровьесбережения в ДОУ .

Комплекс закаливающих мероприятий

Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;

Оптимизация двигательного режима : традиционная двигательная деятельность детей

Инновационные технологии оздоровления и профилактики

Организация рационального питания

Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов .

Формы работы по здоровьесбережению :

Проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, точечный массаж, самомассаж

Артикуляционная гимнастика

Общая моторика

Зрительная гимнастика

Логопедическая ритмика

Дыхательная гимнастика

Су-джок терапия

Пескотерапия

Биоэнергопластика

Физкультурные минутки.

Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса : на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

После обеденного сна проводится оздоровительная работа , которая включает в себя закрепление полученных на занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий .

В целях профилактики плоскостопия в группах используется хождение :

По ребристой доске;

По следочкам (нашиты различные пуговицы) ;

По массажному коврику;

По гимнастической палке.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Зрительная гимнастика :

1. Снижает утомляемость глаз

2. Расширяет зрительное поле

3. Укрепляет глазодвигательные мышцы глаз

4. Снижает спазм аккомодации глаз

5. Служит профилактикой нарушения зрения

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательная гимнастика :

1. Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.

2. Регулирует дыхательный ритм

3. Формирует навык правильного дыхания

4. Формирует темпо-ритмические характеристики речи.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны :

Пальчиковые игры с мелкими предметами;

Пальчиковые игры со скороговорками;

Пальчиковые игры со стихами;

Пальчиковая гимнастика;

Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» ;

Пальчиковый театр.

Слайд 11, 12

Целью самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Виды самомассажа в ДОУ :

Самомассаж лица;

Самомассаж грудной клетки;

Самомассаж верхних и нижних конечностей.

Упражнение «Путешествие по телу» Логопед : Я буду Вам рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

«Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.

Есть колени и спина, Но она всего одна!

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Су – джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Для этой работы используются массажные мячики .

Упражнение «Мячики»

Я кругом мячи катаю,

Взад – вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну. (дети катают между рук мячик) .

Слайд 14, 15

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.

Слайд 16, 17

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы .

Игры с песком способствуют :

Развитию мелкой моторики рук;

Развитию речи;

Расширению словарного запаса;

Освоению навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

Развитию фонематического слуха и восприятия;

Развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Изучению букв, освоению навыков чтения и письма.

Логопедическая ритмика является составной частью музыкального занятия. Применяется не только для детей с нарушением речи, но и в группах общей направленности.

Логопедическая ритмика направлена на :

1. Коррекцию речевых нарушений

2. Обучению правильному дыханию

3. Оптимизацию мышечного тонуса

4. Обучение релаксации

5. Развитие чувства ритма

6. Формирование пространственных представлений

7. Развитие психических функций

8. Формирование межполушарного взаимодействия.

В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений : общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия.

Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка . Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги) .

С этой целью проводятся совместные физкультурные праздники и развлечения. Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни.


Описание материала: Предлагаю вам обобщенный педагогический опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду.
Данный материал будет интересен и полезен для воспитателей, старших воспитателей.

Цель работы: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка – дошкольника.
Задачи:
1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;
2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;
4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Актуальность:
ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.
Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2014-2016 года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос.
Год..... Процент заболеваемости
2014 ..... 36%
2015 ..... 43%
2016 ..... 43%

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, - снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.
Таким образом, одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни.
Основные принципы работы:
Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка
научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Работа реализуется через следующие разделы:

Укрепление материально – технической базы ДОУ.
работа с детьми.
работа с педагогами.
работа с родителями.
Укрепление материально – технической базы:
В спортивном зале имеется: несколько гимнастических скамеек, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли, скакалки, гимнастические палки.
Приобрели: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, дорожки здоровья.

В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, комплекс кинезиологическихз упражнений, утренняя гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика.


В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.


Работа с детьми.
Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, педагогом – психологом., старшим воспитателем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.
1. Диагностику проводят: воспитатели групп; педагог – психолог;
2. Принципы организации полноценного питания: гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания. Чесночно-луковые закуски, соки, фрукты.


3. Закаливание детей включает систему мероприятий : элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе);
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.


Подвижные и спортивные игры - проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.

Релаксация - проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Пальчиковая гимнастика - проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика - обеспечить проветривание помещения. Проводится после интенсивных физических упражнений, как часть утренней гимнастики или НОД по физ.воспитанию.

Гимнастика после сна.

Артикуляционная гимнастика - Профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми. Проводится перед НОД по речевому развитию.
Физкультминутки. -на каждой образовательной деятельности.
2. технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика - проводится ежедневно 6-8 мин. Три дня общая, четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, хождение по «дорожке здоровья»
Физкультурные занятия - проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.

Самомассаж - проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Активный отдых - физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».
Проектная деятельность «Витаминный калейдоскоп»- в старшей группе. …….
Дидактические игры- проводятся в свободное время.
3. коррекционные технологии:
Технологии коррекции поведения (работа с агрессивными, тревожными детьми). Проводится педагогом-психологом, как специальное занятие в зависимости от поставленных задач.

Психогимнастика - проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю.
Работа с педагогами:
С сотрудниками были организованы и проведены:
консультации воспитателей по сохранению здоровья детей и сохранению собственного здоровья.
Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте.
Участие в вебенаре на тему «ФГОС ДО о новых подходах к укреплению здоровья дошкольников»
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
С родителями была организована следующая работа:
Участие в спортивных мероприятиях.
Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Оформлен стенд по валеологическому просвещению родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние(летние) виды спорта».
Оформлен фотостенд «Спортивная семья»
Результаты работы:
Результаты мониторинга таковы
……
Снижено количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
У детей сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым)
Улучшили психоэмоциональное состояние дошкольников.
2.Произошло коренное совершенствование системы физического воспитания в ДОУ.
3.Повышено заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.