Предпасхальные дни дают педагогу хороший повод познакомить малышей с православной архитектурой.
Покажите детям иллюстрации с изображениями церквей, сходите на экскурсию к местному храму, а затем предложите своим подопечным слепить маленький храм.
Для этого существуют два способа.

Способ первый

Нужно взять двенадцать цельных пластинок пластилина и у каждой пластинки с одного конца закруглить концы. Получились нефы - секторы храмовой стены. Пластинки-нефы ставятся вертикально и скрепляются между собой так, чтобы получился «колодец»: их нужно сильно прижать друг к другу и примазать с внутренней стороны «колодца». Корпус храма готов. Затем на «колодец» сверху кладется небольшая картонка, выполняющая роль опоры, или перекрытия, для крыши. Крыша делается из пластилиновой лепешки прямоугольной формы. А затем на крыше укрепляется купол, увенчанный крестиком из пластилина или из тонко нарезанных спичек.
В зависимости от желания ребенка, храм может быть одноглавый, трехглавый или пятиглавый. Для установления большего количества куполов нужен более массивный корпус храмового здания.
Затем стеком на стенах выдавливаются - процарапываются окна. Выбирается сторона, с которой будет вход. Вход - портал - можно слепить из пластилина методом наложения или, как в случае с окнами, нарисовать стеком.
Если храм «строился» из пластилина нужного цвета (для стен использовался белый пластилин, а для куполов - желтый или синий), после установления купола он считается готовым.
Если же в процессе лепки использовался разномастный пластилин, здание нужно загрунтовать крахмалом или толченым мелом, а потом раскрасить гуашью.

Второй способ

Из довольно большого куска пластилина формируется параллелепипед - корпус будущего храма. На него укрепляется купол. Дальнейшая последовательность действий такая же, как и при первом способе. Этот способ более простой, но он в то же время лишает педагога возможности познакомить детей с понятием «неф».

Дальнейший план действий определяется общим замыслом. Каждый ребенок может сделать специальный макет, внутри которого установит свою церковь. Здесь можно рассказать детям о том, что храмы обычно воздвигали на возвышенности. Холм можно сделать из пластилинового шара, которому придается нужная форма. Сверху его присыпают песком или землей, обкладывают дерном. А можно установить в емкость с пророщенным овсом.
Возможно, дети захотят, чтобы храм стоял на берегу озера. Или чтобы вокруг церкви был сад.
Главное - чтобы композиция была выразительной и через ее создание дети почувствовали бы особое настроение, которое обычно вызывает православная архитектура.

Людмила Клюкина

Я сделала макет храма из бросового материала.

Для изготовления макета я использовала жестяные банки, пластиковая бутылка, стеклянные пузырьки,пластилин,белую гуашь, зубной порошок для обезжиривания пластилина, золотой блеск для окрашивания куполов и крестов.


Жестяные банки покрыла тонким слоем пластилина, стекой наметила контуры дверей и окон. Купола сделала из пластилина, перед покраской припудрила пластилин зубным порошком. Купола и кресты покрыла золотым блеском


Оконные проёмы расчищала стекой, из пластилина раскатывала тонкие жгутики для оформления окон (переплеты, наличники) . Кресты делала из зубочисток и тонкой проволоки.

Вот такой макет храма получился .

На изготовление макета храма израсходовала 15 кусков белого пластилина, 8 шт. жёлтого, 2 баночки белой гуаши, 3 тюбика золотого блеска.

Макет храма поставили в Центр патриотиотического воспитания.

Публикации по теме:

Мы пришли в огород посмотреть, что тут растет. А растут на грядках разные загадки. Прежде чем загадки отгадать, надо грядку нам собрать.

Мастер -класс изготовление Церкви из подручных материалов. Для этого нам понадобится коробка из под обуви большая без крышки, коробка.

Назначение: для непосредственно образовательной деятельности при изучении детьми правил дорожного движения и самостоятельной деятельности.

Мастер - класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.

"Я плююсь огнем и лавой, Я - опасный великан, Славен я недоброй славой, Как зовут меня?" (Вулкан) Нам потребуются: 1. Яичные картонные.

Цель урока:

Познакомить детей с внутренним устройством храма.

Задачи:

  1. Дать начальное представление о внутреннем устройстве храма (притвор, неф, иконостас, алтарь);
  2. Дать начальное представление о том, зачем люди посещают храм;
  3. Воспитывать благоговейное отношение к святыням;
  4. Развивать воображение, память, образное мышление;
  5. Развивать мелкую моторику посредством вылепливания.

Дидактический материал:

  • фотография однокупольного храма (см. приложение 2);
  • диапроектор;
  • слайды: «Внутреннее убранство православного храма», «Иконостас», «Вид престола», «Праздничное богослужение в храме» (см. приложение 2);
  • макет храма, изготовленный преподавателем (см. приложение 1, стр. 1-3, макет храма);
  • фигурки мальчика и девочки, выполненные из пластилина.

Раздаточный материал : пластилин, стек, тряпочка, дощечка.

Подготовка класса к занятию : установка экрана и диапроектора, подготовка дидактического материала фотографии (прикрепление к доске), на первую парту ставиться макет храма и накрывается покрывалом, раздача пластилина на каждую парту.

План урока.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Время
1. Орг. момент Знакомство с учениками: представление учителя. Дети встают, называют свое имя, фамилию, садятся. 2 мин.
2. Беседа Посмотрим в окно. Что мы видим? Дети смотрят в окно. Предполагаемые ответы: деревья, землю, небо, дома и т.д. 5 мин.
Из каких частей состоит дом? Предполагаемые ответы : крыша, стены, окна, двери.
Как вы думаете, для чего нужны людям дома? Предполагаемые ответы : чтобы защищать от плохой погоды, чтобы жить в них.
Какие еще существуют здания, кроме домов? Предполагаемые ответы : магазины, театры, музеи, и т.д.
Учитель обращает внимание детей на фотографию однокупольного храма (см. приложение 2) . и спрашивает: Что вы видите? Дети рассматривают фотографию. Предполагаемые ответы : тоже дом, церковь, храм.
Учитель резюмирует ответы детей. Такое здание называется храмом. И как мы видим, он отличается от обычного дома внешним видом. Какие отличия вы видите? Предполагаемые ответы : не такая крыша, на верхушке крест, купол.
Учитель резюмирует ответы детей. Такая крыша называется куполом. Издавна люди строили храмы и венчали их куполами, чтобы было видно, что это не просто дом, здание памятник архитектуры, но и какое-то особое место. В храм приходят люди для того, чтобы обратиться к Богу. Так как это особое место, где Бог пребывает всегда. Перед началом занятия мы знакомились друг с другом, называли свое имя. У храма тоже есть имя, его называют — посвящают какому-либо событию или святому человеку.
3. Рассмат-ривание макета храма Теперь подойдем к первой парте. (На столе под покрывалом находится макет храма). Преподаватель снимает покрывало и говорит: Сейчас мы совершим экскурсию в храм. Дети встают вокруг первой парты. 10 мин.
Видите, я построила маленький храм, который похож на тот храм, который изображен на нашей фотографии. Вот стены храма, двери, вход в храм, купол с крестом, который находится на крыше. А сейчас мы снимем крышу и посмотрим, как же устроен храм. Дети рассматривают макет храма.
Педагог снимает крышу. В наш храм тоже пришли люди, чтобы обратиться к Богу. Девочка и мальчик. Педагог показывает изготовленные из пластилина фигурки детей и ставит их в первую часть храма — притвор.

Когда человек входит в храм, то вначале он попадает в первую часть храма — притвор, куда входят люди желающие попасть в храм — это преддверие храма. Давайте пройдем дальше. Педагог передвигает фигурки в центральную часть храма и говорит: Это центральная часть храма, или как говорят по-другому собственно храм, есть и еще одно название иностранное — неф.

Дети рассматривают внутреннее устройство храма.
Что же видят наши человечки, что их окружает?

Правильно. В храме есть и еще одна часть, она называется алтарь. Это святое, священное место, поэтому наши человечки войти туда не могут. В алтарь входят священники, для обращения к Богу и совершения литургии. Поэтому наши человечки останутся в средней части.

Предполагаемые ответы: иконы, подсвечники.
А мы сядем на место Дети рассаживаются на свои места.
4. Просмотр слайд -фильма Учитель выключает свет, зашторивает окна, включает диапроектор. На экране проекция первого слайда: «Внутреннее устройство храма». Дети смотрят на экран. 8 мин.
Как и в нашем маленьком храме, мы видели, что он не пуст, так и в обычных храмах мы видим, что отовсюду на нас смотрят лики. Кто эти люди? Предполагаемые ответы: дети затрудняются с ответом.
А чьи портреты мы храним в своем доме? Предполагаемые ответы: бабушки, дедушки, семьи, друзей.
Учитель резюмирует ответы детей. То есть это дорогие нам люди. Может быть, их уже нет рядом с нами, но мы их не забыли. Наверняка мы помним что-то хорошее о них. Может быть, мы хотим быть на них похожи.
Так зачем нам фотографии близких? Предполагаемые ответы : чтобы мы общаться с ними или вспомнить какой-либо случай из их жизни.
Так же и храм хранит лики святых, чтоб мы могли помнить о них и общаться с ними. На экране второй слайд «Иконостас». А это особая стена в храме. Она отделяет алтарь от собственно храма, поэтому она украшена по-особому.
Чем она украшена? Предполагаемые ответы : золотом, и т.д.
Вся эта стена в иконах. Они расположены в несколько рядов. В некоторых храмах лишь, три ряда, в некоторых пять, а бывает и больше.
Посмотрим на самый нижний ряд, что вы видите? Предполагаемые ответы : иконы, двери.
Это ряд называется местным. Так как в нем есть икона (вторая справа от врат) в честь которой назван храм. Также в этом ряду находятся Царские врата. Через них священник входит в алтарь, чтобы обратиться к Богу — прочесть самую главную молитву во время Литургии. Показывается третий слайд «Вид престола». Посмотрим, что же видит священник внутри алтаря. Перед нами стоит престол. Это сердце христианского храма. Во время Литургии здесь пребывает сам Господь.
Посмотрим, что же находится на престоле. Предполагаемые ответы : крест, книга, подсвечник, маленький храм.
Учитель уточняет; это священные предметы. Крест, евангелие, семисвечник, дарохранительница. Четвертый слайд . «Праздничное богослужение в храме». Вот мы опять оказались в средней части храма, мы видим, что храм полон людей. Они пришли обратиться к Богу.
5. Практи-ческая работа Учитель включает свет. Вот наша экскурсия завершена. Но ведь в нашем храме всего два человечка. Давайте слепим из пластилина еще человечков, чтобы наш храм наполнился людьми. Посмотрите, на ваших столах есть пластилин, стек, картонка, тряпочка — все для лепки. Предполагаемые ответы ; дети соглашаются. 8 мин.
Давайте отрежем стеком небольшой кусочек любого цвета, чтобы слепить туловище. Дети отрезают кусочек пластилина.
Скатаем толстую колбаску. Дети катают колбаску.
Пояснение учителя: Для того, чтобы слепить тело девочки нашу колбаску надо с одной стороны сделать потоньше, а с другой стороны приплюснуть, чтобы получилось платьице. Для того, чтобы слепить тело мальчика, колбаску оставляем ровной, снизу надрезая ее на две части до середины. Получились штанишки. Дети выбирают кого они лепят и выполняют работу.
Теперь слепим руки. Отрезаем кусочек поменьше и катаем тоненькую колбаску. Затем разрежем ее пополам и способом примазывания прикрепляем ручки к верхней части туловища. Возьмем пластилин белого (желтого, розового) цвета и отрежем маленький кусочек. Скатаем шарик. Способом примазывания прикрепим голову к туловищу. Девочкам надо надеть на голову платочки, а для мальчиков слепить волосы. Дети выполняют.
Возьмем маленький кусочек пластилина нужного цвета и расплющим его на доске в тоненькую лепешечку. Способом наложения и примазывания закрепим получившиеся детальки на голове фигурки. Дети выполняют
А теперь каждый попробует самостоятельно вылепить лицо своей фигурки и украсить одежду. Вот наши человечки готовы. Дети работают самостоятельно.
Закрепление усвоенного

материала

Теперь давайте наполним ими храм. Каждый подойдет и поставит своего человечка в храме. (Учитель должен выяснить у ребенка в какую часть храма он хочет поставить человечка, уточняет/ корректирует ответы детей.) 5 мин.
7. Окончание занятия Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня познакомились с устройством храма, теперь вы можете рассказать об этом своим

друзьям и родителям. Учитель благодарит детей за внимание и прощается с ними.

Дети прощаются с учителем и выходят из класса. 2мин.

Дивногорский священник сумел объединить усилия неравнодушных горожан для помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Но сегодня приход сам нуждается в помощи -- приспособленный под храм домик разрушается и на большие праздники уже не вмещает всех молящихся.

Рост рождаемости в Дивногорске, небольшом городке под Красноярском, неожиданно обернулся резким прибавлением «отказничков». Заведующий детским отделением городской больницы Геннадий Тимощенко схватился за голову. Местный бюджет не предусматривал увеличения в три раза больничных расходов на питание, памперсы и санитарок. Но, вспомнив, что в городе есть храм иконы Божьей Матери «Знамение», куда ходят многодетные семьи, врач пришел к его настоятелю, иерею Павлу Третьякову. Батюшка, сам многодетный отец, быстро вник в суть проблемы и призвал прихожан помочь больнице.

На первое время собранных средств хватило, но помощь требовалась регулярно. Тогда в приходе и родилась идея -- обратиться за помощью в местную газету: «Огни Енисея». Ее очередной номер вышел с броским заголовком на первой полосе: «Внимание: Брошенные дети!» После этих публикаций мало кто из дивногорцев остался равнодушным. Материальная сторона проблемы была решена. Более того, при редакции «Огней» образовался попечительский совет, куда вместе с представителями Церкви и горбольницы вошли предприниматели и руководители предприятий.


Городская Дивногорская больница – детское отделение. Сейчас там находится шесть отказничков, но трое из них уже нашли новые семьи. Главный педиатр города - Геннадий Тимощенко уверен, что и все остальные дети найдут новых родителей, т.к. благодаря совместной работе Церкви, местной газеты и горбольницы это удавалось сделать все предыдущие годы.
На фото: настоятель местного храма о. Павел и Геннадий Тимощенко


Но заведующий детским отделением и о. Павел понимали, что лучшая перспектива для сирот --полноценная семья. И вновь Знаменский приход и местная пресса соединила свои усилия, но теперь они были направлены на поиск малышам родителей.

Отец Павел тоже усыновил брошенного ребенка. «Взгляд этого мальчишки так запал в душу, что я не спал две ночи, -- рассказывает о. Павел. -- Мальчик родился с серьезной травмой шейных позвонков, его мама сбежала на второй день после родов». Мать не написала официальный отказ, и отцу Павлу пришлось пройти и через суд за право усыновления. «Это были два года мытарств, но Бог воздает своей милостью», -- улыбается батюшка. «Кстати, день рождения у Сережи 8 октября, в день памяти прп. Сергия Радонежского, -- говорит о.Павел.-- Мать дала ему имя, не ведая об этом». Теперь у батюшки вместе с приемным пятеро детей (пятый -- Максим только родился).

Всего же новых родителей в Знаменском приходе нашли пятеро ребятишек.

Парадоксально, но иногда случалось, что брошенные дети спасали взрослых. У Татьяны на дороге погиб младший сын. «До этого я жила беззаботной жизнью, не особо вникая в чужие проблемы. В храм не ходила, хотя и водила в воскресную школу детей. Смерть Ромы почти раздавила меня. Порой я не понимала, где я и что со мной происходит, -- говорит Татьяна. -- Мое сердце дрогнуло, когда я увидела в газете фотографию «отказничка» Саши. Я предложила мужу: «Давай возьмем его, это не замена, я просто хочу помочь другому попавшему в беду малышу в память о Ромашке». У Саши был рахит, его мать болела сифилисом. На лечение мальчика ушло много сил и времени, но эти заботы вернули меня к жизни. Получилось, что мы спасли его, а он спас меня. Вскоре после оформления опекунства у нас родилась с мужем дочка Анечка». Сегодня в семье Татьяны четверо детей. Она прихожанка Знаменского храма, поет на клиросе и уверена, что преодолеть душевной кризис ей во многом помогли поддержка и молитва прихода.


Этого малыша зовут Данила. Мать не отказалась от него, но и не приходит к нему. Он перенес клиническую смерть, у него постоянно болит голова и держится температура 40 градусов. Он непрерывно плачет от боли. Врачи иногда делают ему обезболивающие инъекции, чтобы он мог передохнуть. У него вывернута левая ступня, но операцию в его состоянии делать нельзя. Данилка успокоился только когда батюшка взял его на руки. Органы опеки готовятся лишать его маму родительских прав, чтобы его можно было усыновить или взять под опеку. Но Геннадий Тимощенко боится, что малыш может не дожить до решения суда. Ему всего 1 год и два месяца. Мальчика крестили, и он очень нуждается в ваших молитвах


В силе совместной молитвы недавно убедился весь Дивногорск. Еще год назад молодая прихожанка Знаменского храма Алена была слепой. Смерть близкого человека и череда серьезных болезней спровоцировали заболевание глаз. Когда девушка стала слепнуть, красноярские окулисты сказали, что она обречена на полную слепоту, из-за запущенной болезни левый глаз пришлось удалить. «Есть ли надежда спасти второй?» -- спросила она у врачей. «Нет, готовьтесь, что удалим и его. И не мучайте своих близких, не бегайте по врачам и не тратьте напрасно деньги, вы неоперабельны», -- ответили ей. Она послушалась и смирилась со своей слепотой (правый глаз окончательно перестал видеть). Страдания от непрерывной боли в глазах привели Алену в храм, все это время Алена горячо молилась Богу, преп. Сергию Радонежскому и бл. Матроне Московской, мечтая приложиться к их мощам, хотя средств на поездку в столицу не было. И вдруг ей предложили путевку в Московский санаторий для слепых. Так сбылась Аленина мечта, и она приложилась к мощам любимых святых. Когда они с мамой вернулись в Дивногорск, их ждал бесплатный талон в платную клинику, врач которой настоял, чтобы Алена ехала на операцию в Иркутск. На эту поездку деньги для Алены собирали и город, и приход. «Огни Енисея» вновь объявили акцию помощи попавшему в беду человеку. Перед операцией девушка приложилась к мощам св. Иннокентия Иркутского. Операция прошла успешно, иркутские врачи обнаружили, что первоначальный диагноз был неправильным, а на следующий день с глаза уже сняли повязку. Сейчас Алена видит, хотя и в очках с сильными диоптриями. «Когда ты молишься сам, Господь, конечно, слышит тебя. Но когда за тебя молится весь храм -- эта молитва неизмеримо сильней», -- говорит она.


У Знаменского храм два священника. Они братья – о.Павел, настоятель храма (на фото справа) и о.Алексей (слева) Третьяковы. Отец Алексей недавно перенес трепанацию черепа, ему удалили опухоль на мозге размером с куриное яйцо. Врач-нейрохирург перед операцией сказал, что в лучшем случае если о.Алексей выживет, то станет «растением». Но батюшка благополучно перенес операцию, курс облучения и сегодня уже служит литургию. Примечательно, что он лег на операцию, когда его матушку увезли в роддом


Дети священников. У о.Павла пятеро детей (один приемный). У о.Алексея- трое

Эта история -- лишь малая часть жизни Знаменского храма. Каждому попавшему в беду его прихожане оказывают помощь. Когда у многодетной семьи Дорошенко сгорел дом на окраине Дивногорска, мужчины из прихода помогали очищать площадку под новое строительство. В сотрудничестве с социальными службами и местными предпринимателями приход организует сбор и раздачу продуктовых наборов и вещей малоимущим.


Знаменский приход


Но и тот, кто помогает другим, иногда и сам нуждается в помощи. Сегодня значительная часть пожертвований идет на ремонт старого здания храма, где располагается приход. Низкие потолки и небольшое помещение не позволяет на большие праздники вместить всех прихожан. Поэтому Знаменский приход Дивногорска молится о новом храме. 20 человек взяли благословение ежедневно прочитывать всю Псалтирь (каждый прочитывает по одной кафизме в день). В пятницу на Акафисте иконе Божьей Матери «Знамение» они обращаются к Богу с просьбой помочь «благотворителями и строителями». Благо под будущий храм уже есть фундамент. А на занятиях воскресной школы дети лепят новый храм и спешащих в него людей.


Для тех, кто хочет помочь приходу иконы Божьей Матери «Знамение», публикуем его реквизиты:

МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРИХОДА ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» г. ДИВНОГОРСКА
ОСБ 7864, г.Дивногорск
ИНН 2446003267
КПП 244601001
Банк получателя: Восточно-Сибирский банк Сбербанка РФ г. Красноярск
БИК 040407627
к/с 30101810800000000627
р/с 40703810131290100018

Наш корреспондент Алексей РЕУТСКИЙ вернулся из поездки в Красноярский край не только с рассказом о Дивногорском храме, но и с замечательными фотографиями. Предлагаем вашему вниманию его фоторепортаж:



Дивногорск (в 40 км от Красноярска). Был построен как временный поселок для строителей ГЭС. Но люди остались здесь жить и после строительства ГЭС. Сейчас в нем проживает 24 тыс. человек. У города есть перспектива развиваться как горнолыжный курорт. В выходные все гостиницы забиты красноярцами. Работают только два предприятия- ГЭС и Завод низковольтной аппаратуры (но число рабочих мест там ограничено). Большинство дивногорцев ездит на работу в Красноярск. Встает в 5 утра, возвращается в семь-восемь вечера






У входа в храм иконы Божией Матери «Знамение» в Дивногорске вас встречают две фигуры из озерного льда (их изготовил один из прихожан) - Божьей Матери и Ангела





Эта скульптура изо льда, символизирующая храм, стояла возле ледяной купели, в которой освящалась вода на Крещение. Средняя температура зимой здесь минус 15 градусов, и до апреля скульптуры не таят. Ледяные скульптуры стоят и в Красноярске


Отрог Восточных Саян и текущий между ними Енисей. Его ширина здесь составляет 1 км. В устье Енисей составляет 20 км. Благодаря ГЭС (построена в 1972 году) вода не замерзает еще на 60 км от плотины. Ее температура +4 градуса. Высота ГЭС 100 метров


Возле ГЭС есть уникальное сооружение - транспортер для переноса судов через плотину. Они заезжают в специальную ванну (на фото ниже), которая потом спускается по этим рельсам до Енисея. Шлюзы было построить невозможно: перепад плотины - 100 метров и очень крутой



Красноярский Биг-Бэн, наиболее достопримечательное здание современной архитектуры

Смотровая площадка, место свадебного «паломничества» в 10 км от Красноярска, где год назад у местных молодоженов появилась традиция скреплять свои узы в день свадьбы замками. Сейчас этих замков около 1000. Ключи они выбрасывают в Енисей. Некоторые вешают один замок, но здоровый!


На смотровой площадке так же установлен памятник «Царь-рыбе» писателя Астафьева. Его деревня Овсянка – находится внизу, под этой смотровой площадкой

Памятник свт. Луке Войно –Ясенецкому возле архиерейского дома, где жил владыка (неподалеку находится еще и музей святого, в годы войны там был госпиталь). Сейчас в бывшем архиерейском доме - храм Иоанна Предтечи


Некоторые здания в Красноярске выкрашены в ядовитые цвета, наверное, это красиво. Пробки в центре города такие же как в Москве


Самая высокая точка Красноярска - Караульная гора. На ней стоит часовня Параскевы Пятницы - на фото внизу (как и красноярская ГЭС, часовня изображена на 10 рублевой купюре)



Фото Алексея РЕУТСКОГО