Елена Дмитриевна Цуканова

Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе .

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды . Правильно позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них .

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов , людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть , что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе . Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе , мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами , которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей :

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи : способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

уголке : кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом» , «Магазин» , «Парикмахерскую» , «Больницу» , «Моряков» , «Водителей» и др. ; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние ; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта . Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Центр физической культуры :

Задачи : Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе , стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза .

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды .

Центр изобразительного искусства :

Задачи : Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

уголке : мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

Музыкально – театральный центр :

Задачи : Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) ; театр, сделанный воспитателем (на ложках) декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.

Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Книжный центр :

Задачи : Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем .

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке : стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания : «Профессии» , «Времена года» , «Детский сад» ; альбом с семейными фотографиями детей группы ; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.

В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой : знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Центр строительных игр :

Задачи : Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.

Дети нашей группы очень любят играть как с Лего так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.


Центр природы :

Задачи : Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы, которые есть у нас уголке : в группе находится 4 комнатных растения (фикус, бегония, герань,бальзамин) ; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования :микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.

Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья) . Мы разместили в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. В уголке мы создали условия для игр с водой и песком.


Учебный уголок :

Задачи : Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов ; обучение группировки предметов по цвету , размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один) ; развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы , последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках ; ознакомление со светофором.

Взрослый организует действия с различными объектами : мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.

Оборудование и материалы, которые есть в уголке :

Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

Наборное полотно, магнитная доска.

Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .

Разрезные предметные картинки , разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) .

Полотно с изображением дорог, средний транспорт ; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

Наборы картинок для группировки , до 4-6 в каждой группе : домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода .

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .

Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) .

- Серии из 4 картинок : части суток (деятельность людей ближайшего окружения) .

- Серии из 4 картинок : времена года (природа и сезонная деятельность людей) .

Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой) .

Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

Дети очень любя дидактические игры : «Собери машинку» , «Светофор» , игры-лото и многие другие. Материал уголка я использую как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми.


Мини – музей :

«Лошадь-живое чудо, взращенное человеком» .

Профиль музея : познавательный.

Задачи : Знакомство детей с ролью лошади в жизни человека; воспитание заботливого отношения к животному миру; формирование навыков исследовательского поведения.

В музее собраны мягкие игрушки-лошадки; резиновые лошадки; пластмассовые; лошадки, сделанные вместе с родителями из пластилина и бумаги; различные поделки. Наш музей мы постоянно пополняем загадками, детскими высказываниями, стихами, песенками, рисунками, считалочками, сувенирами по данной тематике. Вместе с детьми мы сочиняем сказки про лошадей и раскрашиваем раскраски.


Наша группа :

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.


Наша спальня :

На сон ребенка во многом влияет оформление спальни. Мы создали уютную спальню для детей.

Уголок «Уединения» находится у нас в спальной комнате.

Здесь мы предлагаем посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине. Включаем музыку или слушание сказок, также здесь дети могут поиграть с куклами или настольными играми, посмотреть свои любимые книги.

Заходишь в спальню где спят детки, слышишь тихое посапывание.

Тихо-тихо-тихо-тихо,

В наши двери входит Тихон,

Не аукать, не кричать,

А баюкать и качать.

Тихон песенку поет,

Сны ребятам раздает :

«В этом сне – воздушный шарик,

В этом сне - собака Шарик,

В этом – голуби летят,

В этом – дети спать хотят».

Тихо-тихо-тихо-тихо,

Сумрак, дрема и покой.

Дети спят. Уходит Тихон

В тихий домик за рекой.


В нашей группе создана прекрасная предметно -пространственная развивающая среда , которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Третий год жизни ребенка — переходный период от раннего детства к младшему дошкольному возрасту. В начале года дети сохраняют все черты раннего детского возраста, они еще недостаточно самостоятельные, требуют постоянной помощи воспитателя. Такими они могут остаться и до конца года, если педагог ведет неправильную линию воспитания. Излишняя опека также вредна, как и не свойственная этому возрасту самостоятельность.

Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, одухотворяется она именно взрослыми. Детям интересен взрослый во взаимодействии с окружающим миром. Малыш познает не только предметы, окружающие его, но и отношение человека к ним.

Именно поэтому игрушки, картинки, игровые сюжеты, сохраняя развлекательный характер для детей, должны нести в себе реализм, отражая действительную картину мира.

Интерьер помещений для детей третьего года жизни имеет свои особенности. Дети уже не только хорошо ходят, но и овладевают бегом и прыжками. Возросшие двигательные возможности требуют пространства, поэтому предметно-пространственная среда предполагает просторное передвижение.

Комната не должна быть заставлена столами, громоздкой мебелью. В групповом помещении уже не нужна «горка», ее можно установить на участке. Малыши этого возраста могут самостоятельно подниматься по ступенькам и в верхней одежде. Их движения более скоординированны, спуск и подъем дети выполняют чередующимся шагом. Однако в помещении следует оборудовать физкультурный уголок с необходимым для данного возраста инвентарем.

Возросшая двигательная потребность детей требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается сюжетно-ролевая игра. Малыши начинают в играх брать на себя какую-либо роль. В играх появляются более сложные сюжеты, отражающие расширившуюся ориентировку детей в окружающем. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушек в роли врача, а может быть, и сюжет в роли водителя автомобиля или строителя. Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то «профессиональные» задачи: врач должен послушать больного, посмотреть горлышко, сделать укол или дать лекарство, повар — приготовить обед, летчик — провести самолет в воздухе, значит, требуется какая- то условность, которая отличает поведение ребенка именно в этой роли. Например, водитель автобуса (шофер) будет вести себя не так, как летчик. Как правило, ребятам помогает звукоподражание. Обогащают игры специальные аксессуары: шапочки, элементы профессиональной одежды, символы (красный крест — медицина, красный кружок светофора — проезд закрыт и т.п.), а также рисунки и игровые трафареты на ленточках, имитирующие и обозначающие для ребенка условную ситуацию (самолеты, птицы, силуэты животных, круги разного цвета и т.п.). Используются элементы игрового характера, предметы, вводящие ребенка в роль (руль для шофера, «трубочка» для врача, условные предметы питания для повара: булочки, пирожки и т.п., весы и муляжи овощей и фруктов для продавца и т.п.). В конце третьего года жизни дети способны отражать в игре более сложные сюжеты, например: поездка на автобусе всей группой, экскурсия в зоопарк, «скорая помощь» едет к больной кукле, парикмахерская на нашей улице, магазин игрушек и др.

Роль взрослого заключается не только в обеспечении условий развивающей детской среды, но и в руководстве, умении входить в контакт с ребенком, не нарушая его замыслов, не довлея «сверху», а находясь «рядом» в качестве партнера или участника в ролевом взаимодействии.

Ввиду того что ролевая, пусть элементарная в начале года, игра становится для ребенка третьего года жизни ведущей деятельностью, 2/3 игрового пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками. Кукольный уголок должен быть обширным с большим количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. Жилая комната, кухня, прачечная, ванная комната дополняются новым ассортиментом игровых принадлежностей (холодильник, торшер, ванна с душем, гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т.д.).

В кукольном уголке уже не нужны крупные игрушки в рост ребенка, все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые сюжеты.

Ребенок 2 — 3 лет может уставать от детского общества и нуждается время от времени в отдыхе и уединении. Потому в групповых помещениях необходимо выделить «спокойные» зоны. В условиях дома, как правило, это место под столом, где малыш абонирует себе как бы собственные «апартаменты», унося под стол любимые игрушки. Мальчики строят свой «домик» или «гараж», девочки делают «комнату» для кукол. Малышу необходимы «домики», позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки.

Уголок отдыха (релаксации) может включать элементы сенсорной комнаты и, как правило, располагается в «стране сказок», содержит элементы визуального воздействия и звуковых эффектов, например «бегущие» огоньки, журчащий фонтанчик. Полезно оформлять это локальное групповое пространство плавным «переходом» в природный уголок, сказочную панораму, экспозицию тематических картин, поделками из природного материала (веточки, шишки, желуди).

Рядом удобно оборудовать уголок книги. В уголке размещаются знакомые, хорошо известные детям книги, не менее двух-трех экземпляров (на случай если такую же книгу захотят взять другие дети). Уголок книги может быть выполнен в виде панорамной стоечки с полочками. Можно использовать хохломской столик со стульчиками, расписной шкафчик с полочками. Над столом может размещаться лампа-бра или спускаться с настенного кронштейна красивый абажурчик. Любовь и бережное отношение к книгам закладывается у малышей именно в этом возрасте.

Малыши в свободное время любят полепить и порисовать. Но указанный вид деятельности проходит в присутствии взрослого, под наблюдением воспитателя. Для этого могут использоваться отдельный столик или размещенные в групповой комнате столы. Для рисования используют специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочками для рисования, восковые мелки. В практике используются и рулонные обои, размещаемые на вращающейся трубке прямо на стене. Желательно рисунки малышей размещать на магнитной доске, укрепляя их безопасными магнитными «кнопками».

Малыши начинают заниматься конструированием, поэтому им необходимы различные конструкторы: настольные и напольные строительные наборы.

Легкий модульный материал разных цветов и размеров нужен для выполнения крупных построек (машина, самолет, корабль). Рядом размещают необходимые для обыгрывания предметы (машины, куклы-матрешки и др.).

Для досугов и развлечений подойдут различные театры. Ребятам показывают сказки, сценки, разыгрывают «в лицах» любимые потешки.

Малыши третьего года жизни очень любят наряжаться. Развивающееся воображение побуждает малышей не только украшать себя перед зеркалом, но и «побыть кем-то». Уголок ряжения лучше обновлять и пополнять в течение года. Уголок ряжения может располагаться рядом с «салоном красоты», «парикмахерской», где на плечиках стойки располагаются театральные костюмы или элементы народного костюма (бусы, ленты, венки, кокошники).

Художественно-эстетические зоны:

природный уголок

♦ картинка по времени года;

♦ живой объект, чуть выше глаз ребенка;

♦ два-три комнатных растения с широкими листьями (фикус, аспидистра-«дружная семейка», бальзамин, герань);

♦ веточки, цветы по сезону;

книжный уголок

♦ предметные картинки;

♦ предметы в действии;

♦ картинки из серии «Мы играем»;

♦ кубики с картинками;

♦ альбомы (овощи, фрукты, транспорт и др.);

♦ книжки (сказки, потешки), книжки-малютки (транспорт, животные и их детеныши);

сенсорный уголок

♦ набор игрушек и пособий на различный цвет (шесть цветов);

♦ матрешки;

♦ бочата-вкладыши по цвету;

♦ вкладыши;

♦ шнуровки;

♦ застежки;

уголок изобразительной деятельности

♦ карандаши;

♦ бумага;

♦ дощечки;

♦ мозаика;

♦ аппликация без наклеивания (платья размером 28—30 см, плоскостные геометрические формы — треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник);

♦ деревянные ложки, дымковская игрушка — во второй половине года;

♦ эстамп или картинка, отражающая деятельность детей;

♦ доска, разделенная на две части (одна — фланелеграф), расположена на уровне глаз детей. Там, где расположен фланелеграф, прикрепляются карманы;

музыкальный уголок

♦ флажки;

♦ погремушки;

♦ султанчики на палочке или кольце;

♦ игрушки озвученные и неозвученные;

♦ шапочки;

♦ неваляшки;

♦ картинки к праздникам;

уголок театрализованной деятельности

♦ настольный, плоскостной театр;

♦ перчаточные куклы, куклы бибабо;

♦ пальчиковый театр;

♦ театр «на кеглях»;

♦ театр на палочках;

♦ театр «заводных игрушек»;

♦ теневой театр (к концу года);

уголок ряжения

♦ аксессуары сказочных персонажей, шапочки;

♦ рисунки-эмблемы на ободочках;

♦ узорчатые цветные воротники;

♦ платочки, кепи, колпачки с колокольчиками (петрушки);

♦ элементы военной и морской формы (фуражка, пилотка, бескозырка с лентами);

физкультурный уголок

♦ гимнастическая стенка или лесенка: высота 1,5 м, ширина 1,3 м, расстояние между перекладинами 16—18 см, диаметр перекладины — 3 см, нижняя перекладина расположена от пола на 15 см, под лесенкой обязательно мягкое покрытие. Стенка используется только под контролем взрослого;

♦ воротики для подлезания и прокатывания;

♦ бревно;

♦ ящики размером 50x50 см, высота бортика — 15 см;

♦ гимнастическая скамейка: длина — 2,5 м, ширина — 20 см, высота — 20—25 см;

♦ ребристая доска: длина — 1,5 м, ширина — 30 см;

♦ веревка — 2,5 м;

♦ клеенчатые дорожки: длина — 1,5—2 м, ширина — 25—30 см;

♦ пластмассовые кубики: 5x5, 10x10;

♦ обручи: круглые — диаметром 55—65 см, плоские — диаметром 40 см;

♦ мешочки с песком разные по весу (50 — 150 — 200 г);

♦ легкие поролоновые шарики для метания вдаль;

♦ разноцветные шары для прокатывания;

♦ мячи резиновые разных размеров 6—8 см, 20—25 см, теннисные;

♦ корзина для мячей диаметром 40—60 см;

♦ гимнастические палки длиной 40 см;

♦ косички с пуговичкой на конце, короткие шнуры длиной 40 см;

♦ флажки, длина палочки — 32 см;

♦ ленточки (султанчики) на ручке от скакалки;

♦ мелкие предметы для разбрасывания;

♦ вертушки;

♦ шапочки для подвижных игр (мишка, зайка, кошка и др.).

Игровая зона:

жилая комната

♦ кровать с набором постельных принадлежностей (матрац, подушка, одеяло, постельное белье, покрывало);

♦ гардероб с одеждой (белье, верхнее платье, сезонная верхняя одежда), соразмерной величине кукол;

♦ посуда алюминиевая, пластмассовая, плоскостная (полный сервиз чайной и столовой посуды: две-три чашки с блюдцами, тарелки, ложки, кастрюли, чайник, сковорода, соразмерные величине кукол и ребенка;

♦ предметы домашнего обихода (телевизор со сменяющимися картинками, телефон, часы, торшер);

♦ коляски, комплект для уборки (щетка, совочек) по размеру кукол, ребенка;

♦ стол, стулья;

♦ мягкая мебель (диван, кресла);

♦ комплект для уборки (пылесос, щетка, совок);

кухня

♦ полочка с посудой;

♦ вырезанные ножички, ложечки;

♦ холодильник с набором продуктов;

♦ набор кухонной посуды;

♦ набор овощей и фруктов;

♦ сумочки, фартучки;

прачечная

♦ стиральная машина;

♦ гладильная доска;

♦ утюжки (3—4 шт.);

♦ ванночка с атрибутами (губку не даем);

уголок доктора

♦ кушетка;

♦ ростомер;

♦ фонендоскоп;

♦ аптечка с градусниками, горчичниками;

♦ халатики;

салон красоты (можно размещать рядом с уголком ряжения)

♦ зеркало;

♦ пелеринки;

♦ тумбочка;

♦ расчески (с нарисованными зубцами);

♦ флакончики (небьющиеся);

♦ бантики по цвету;

уголок шофера

♦ крупный строитель;

♦ двигатели;

♦ деревянные, пластмассовые грузовые и легковые машины среднего размера на веревочках;

♦ кабины на завязках (крючках), вырезанные из картона;

♦ мелкие машины;

♦ инерционные машины;

♦ атрибуты;

♦ транспорт: автобус, самолет, пароход, поезд;

♦ набор инструментов: гаечный ключ, молоток, шлаг, насос и др.;

зоопарк

♦ вольер из крупного строителя;

♦ фигурки знакомых животных;

магазин

♦ сумочки, продуктовые корзины;

♦ муляжи-продукты;

предметы труда (размещают в раздевальной комнате)

♦ лопатки;

♦ грабли;

♦ наборы формочек для игр с песком, снегом, водой;

игрушки

♦ куклы размером от 7—10 до 25—35 см, с нарисованными глазами, подвижными частями тела (руками, ногами, головой), изображающие мальчиков и девочек;

♦ куклы-голыши, которых можно купать, пеленать, одевать, желательно иметь несколько кукол с тканевым туловищем и конечностями;

♦ заводные, шагающие, танцующие куклы (для использования на занятиях);

♦ дидактическая кукла, экипированная полным набором верхней одежды и белья (чтобы ребенок мог легко снимать и надевать их);

♦ животные и их детеныши: корова с теленком, лошадь с жеребенком, собака со щенком, кошка с котенком, выполненные из папье-маше, дерева в объемном и плоскостном изображении;

♦ детеныши животных: котенок, щенок, лисенок, медвежонок, зайчонок, слоненок (размером 30—40 см, выполненные в реалистическом образе или имитированные под ребенка, одетые в платье, штанишки, шапочку и др.), мягконабивные, покрытые пушистой тканью;

♦ персонажи знакомых сказок: лисичка-сестричка, зайчик-по- бегайчик, лягушка-квакушка и другие узнаваемые образы, имитированные под человека, в русских и других национальных одеждах;

♦ птицы, рыбы разного размера;

♦ петушок, курочка с цыплятами, уточка с утятами, козлята, ягнята и др. в реалистическом изображении и на платформе с колесами (игрушки-каталки);

♦ рыбки размером 5—15 см, держащиеся на плаву, используемые для игр с водой;

♦ домашние и дикие животные размером 5—15 см из резины для игр (сюжетно-ролевых и строительных);

♦ лошадка на палочке, лошадь-качалка или на платформе.

Рада приветствовать вас, уважаемые коллеги. Свое выступление позвольте начать с притчи:
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело».
Думаю, нам всем, конечно же, хочется служить прекрасной цели… Но, как построить прекрасный храм – храм личности ребенка? Как воспитать его всестороннее развитой гармоничной личностью? Конечно же - создать условия для его развития. Мы с вами знаем, что дошкольное образование - начальная ступень системы непрерывного образования. Как сказал Гораций - Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые. И переходя на тему нашей встречи сегодня –от того как мы наполним развивающую предметно-пространственную среду для ребенка и какие знания, нравственные ориентиры мы дадим ребенку в детстве, будет зависеть успешность становления его личности в будущем.
Помощниками в реализации развивающей предметно-пространственной среды, основными кирпичики в постройке нашего храма, - это те самые требования, о которых мы с вами сегодня говорили: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Приступая к оформлению группы в этом учебном году, я воспользовалась помощью родителей своих воспитанников. На родительском собрании я поделилась с родителями идеями по оформлению группы, они их с радостью подхватили и помогли воплотить в жизнь мои творческие порывы. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, на экскурсию по 2 младшей группе «Капелька»

Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с любой группой начинается с приемной. Для меня очень важно, чтобы родители и дети уже в приемной могли почувствовать индивидуальность, веяние благожелательности и теплой уютной атмосферы, царящей в нашей группе. Наша группа называется «Капелька», название группы отражено в оформлении. В рамках-капельках на стене вы можете видеть копии работ Дональда Золана - это американский художник, трогательно рисующий детей. Счастливое и беззаботное детство, полное энергии и новых открытий можно увидеть на его чудесных работах. «Я люблю маленьких детей, - говорит Дональд Золан - то, как их глаза загораются от волнения, как они изучают мир. Это чудесное время жизни, наполненное удивлением. Время, когда каждое новое открытие является волшебным моментом». Помимо художественно-эстетического развития для детей рассматривание картин детского художника позволяет родителям снять дневное напряжение, подготовиться к приятной встрече с ребенком, когда они ожидают их в приемной. В одной из капелек вы можете ознакомиться с девизом нашей группы, который наполнен позитивом и теплом, и дает положительную установку родителям и всякому входящему в нашу группу –
Капельки мудрости, любви и терпенья Сольются в добро, мастерство и уменье! Из капелек – море радостных дней! Пусть жизнь будет ярче, Светлей и добрей!
Также в приемной вы можете видеть информационный стенд с контактной информацией для родителей, с правилами и режимными моментами нашей группы.
Ожидая ребенка, родители могут заглянуть в родительский дневничок, в котором собраны консультации по различным тематикам, здесь родители найдут ответ на любой интересующий их вопрос.
Обратите внимание, как оформлены шкафчики в приемной: в капельке -изображение индивидуальной картинки ребенка, которая повторяется и на шкафчиках для полотенец и на кроватках. Все шкафчики подписаны для удобства работы и самим воспитателям, и родителям. Интерьер, как раздевалки, так и группы меняется по сезону. В данный момент, вы видите зимнее оформление приемной. Для меня важно окружить ребенка красотой, чтобы каждый элемент интерьера мог позволить нам с детьми отправиться в путешествие в мир красоты. Потому что восприятие, осмысливание красоты - это основа, стер¬жень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Даже здесь в приемной можно включить тихую сказочную мелодию и полюбоваться вместе с детьми зимней веткой со снегирями.
В группе
Перед нами спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. В нем расположено безопасное и доступное для детей оборудование. Красочное оформление игровых тренажеров, которые помогли мне оформить родители, вызывает интерес детей к игровым спортивным упражнениям. Я не буду подробно останавливаться на тренажерах, так как презентацию нестандартного оборудования вы уже слышали на нашей августовской встрече педагогов.
Далее – уголок ряжания, который мы можем использовать и как парикмахерскую, и как салон красоты. Родители смастерили вешалку для нарядов, принесли нарядные платья, сумочки, заколочки. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Играя в уголке, дети получают психоэмоциональную разрядку, у них улучшается настроение. Самостоятельно подбирают свой образ, берут на себя роли парикмахера или модели.

Продумывая в этом году развивающую предметно-пространственную среду, мне очень хотелось сделать ее насыщенной, красочной, интересной для детей. Я предложила родителям оформить сюжетно-ролевую игру «Магазин» и результаты нашего совместного с родителями труда перед вами. Родители помогли изготовить продукты для магазина: колбаса, мороженое, пельмени. Обратите внимание на яркое оформление самой мебели, а также удобство ее применения: за витриной, в которой расположены ящечки для продуктов, располагается ребенок, выполняющий роль продавца.

Рядом вы видите уголок «Мир книги». Этот уголок привлекает всех ребят, здесь торжественно и чинно, книжки умные стоят. Вот такую удобную и для детей и для воспитателей полку смастерили наши папы.



Хочу обратить ваше внимание, что все уголки помимо того, что абсолютно безопасны для детей, находятся в зоне доступа, легко транформируются и многофункциональны. Н-р: наш магазин может быть не только продуктовым, но и книжным, если мы воспользуемся книжной полкой, или если мы воспользуемся вешалкой с уголка ряжания, то у нас получится магазин одежды. А если мы подставим столик, то можно организовать игру в кафе или столовую. Также, уголок книги можно трансформировать в библиотеку или выставку книжек-малышек.
Далее – уголок для мальчиков «Мастерская» - прекрасная возможность для детей воспроизводить действия взрослых, папы в игре. Мальчики учатся вкручивать и выкручивать болты, соединять детали отвертками, молотком, использовать пилу и другие игрушечные инструменты. Помимо развития моторики рук, игра в Мастерской формирует необходимые мужские качества, развивает логику. Ребята ремонтируют мебель, машины, которые располагаются рядом в игровой зоне для мальчиков.



Все дети стремятся к познанию окружающего мира с самого раннего возраста. Изучение свойств окружающих предметов при помощи простых опытов, происходит в нашей группе в уголке экспериментирования «Юные исследователи», который очень привлекает детей. Важным условием при создании уголка является техника безопасности применяемых материалов и доступность для детей. В качестве дополнительного образования я провожу для детей кружок по экспериментированию. Дети знакомятся со свойствами песка, воды, воздуха. Вы можете заглянуть в рабочие тетрадки и ознакомится с непосредственно-образовательной деятельностью кружка.

Сюжетно-ролевая игра «Больница». Здесь дети учатся принимать на себя роль, выполнять соответствующие игровые действия. У детей формируется чуткое, внимательное отношение к заболевшему. И столик для игры, и кушетку нам смастерили заботливые папы, а мамы пошили вот эту замечательную машину «Скорую помощь», чтобы наши врачи могли быстрее доставить больного в больницу.


Эту машину можно использовать по-разному. Необходимо лишь убрать номер 03, и перед вами машина, на которой можно завозить продукты в магазин, или микроавтобус, на котором можно отправиться в путешествие.
Переходя к следующему уголку, мы попадаем в царство королевы Природы. Здесь ребята знакомятся с временем года. Украшают уголок куклы, деревья-топиарии по временам года. И, конечно же, растения, за которыми ухаживают ребята: поливают, протирают листочки. Яркие осенние листья, снежинки, красивые цветы, нежная зелень молодой травки, ягод вызывают у детей восторг. Оформление уголка способствуют развитию художественного восприятия детей, живописного ощущения мира. Данный уголок можно использовать и как уголок уединения, включить ребенку приятную музыку леса, организовать для него терапию красотой. Ведь «глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - как говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем! И для меня это очень важно оформить интерьер группы так, чтобы куда бы ребенок не взглянул, ему была предоставлена возможность для восприятия красоты. Для меня важно научить ребенка видеть в красоте окружаю¬щего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. Потому что красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства. Я думаю, что реализации этой цели в группе созданы все условия. Посмотрите наверх, как мирно порхают мохнатые снежинки. Для зимнего оформления группы я использовала красно-белые тона. Вы можете видеть зимнюю сказку из бумаги в технике вытынанок, которую бы я не смогла оформить без помощи родителей. Вечером мы выключаем свет, включаем фонарики и герои нашей сказки как бы оживают. А рядом камин с коллекцией снеговичков, кошечка на окошечке – все это элементы уюта, тепла, комфорта, помогают создают атмосферу домашнего очага, «одомашнить» группу.


Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, в поделке, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно - выразить то, что он хочет и как он хочет. Для этого в нашей группе существует уголок творчества, где находится все необходимое для творчества детей: карандаши, фломастеры, трафареты, доска для рисования мелками, пластилин. Сейчас очень популярен пластилин плэй до, он яркий, эластичный, безопасный. Мы приобрели вот такую кондитерскую фабрику, дети с удовольствием лепят разное пирожное, печенье. Свои работы по лепке ребята выставляют на выставку – вот такую яркую красочную лесенку, которую смастерили заботливые родители.

Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально — положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и, таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

В нашей группе оборудование размещается в специальных уголках развития, что позволяет детям объединиться небольшими группами по общим интересам или действовать индивидуально. Подбор игрового материала подбирается с учетом программного материала, который дети усваивают на играх — занятиях. Игровой материал систематически обновляется и усложняется, в зависимости от поставленных целей.

Уголок сенсорного развития

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания, овладение любой практической деятельностью в значительной степени зависят от уровня сенсорного развития детей. Поэтому значение сенсорного уголка трудно переоценить. Большое внимание мы уделяем формированию элементарных математических представлений у детей, поэтому в нашем уголке представлено много игр, которые в веселой и занимательной форме развивают логическое мышление ребенка. Комплектация нашего сенсорного уголка: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, пирамидки, сборные игрушки, Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера, комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов, парные картинки и другие настольно-печатные игры, разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). Разнообразие материала позволяет каждому из детей выбрать себе игру по интересам. Посредством игры дети с меньшим напряжением овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны. Они легче запоминают материал. Мы постоянно используем в непосредственной образовательной деятельности дидактические игры, в ходе которых ребенок не только осваивает сенсорные эталон, но и учится сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы. Самостоятельную деятельность детей в уголке сенсорного развития мы планируем с учетом актуальной на данный день или неделю темы.

Дидактическая игра с Блоками Дьенеша «Третий лишний»

Цель: Учить выделять предмет непохожий на другие, учить классифицировать и обобщать предметы по 1-2 свойствам.

Игровой материал : Блоки Дьенеша

Ход игры: Выкладываем на столе 2 толстых квадрата желтого цвета и один тонкий квадрат желтого цвета. Задаем вопрос «Какая фигура лишняя? Почему?». Далее усложняем. Выкладываем два больших круга синего цвета и один маленький красного цвета. Задаем вопрос. Далее в разных вариациях с усложнением.

Уголок экспериментирования

Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности. При подготовке к занятиям по ФЦКМ, ФЭМП мы большое значение уделяем предварительной работе, связанной с накоплением сенсорного опыта. Работа с детьми в нашем уголке экспериментирования как раз и направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Оборудование нашего уголка: песок сухой, масса с эффектом влажного песка разных цветов, материал для рисования мокрым песком, формочки, песочные часы, центры воды и песка, емкости для воды, лейки, резиновые, пластмассовые и бумажные игрушки для игр с водой, формы для изготовления цветного льда, материал для игр с мыльными пузырями, зеркальце, ткани, бумага и фольга разных цветов, зеркальце, лупы, коллекция раковин, природные материалы, фасоль, горох, картотека дидактических игр и опытов. В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.). Игры в уголке экспериментирования мы также используем для развития моторики («Найди игрушку», «Помоги Золушке»), в оздоровительной деятельности («Кораблики», «Летит Перышко», цветотерапия, песочная терапия).

Дидактическая игра «Наведем порядок»

Цель: Упражнять в определении свойств предметов и качеств материала.

Игровой материал: деревянные игрушки, книжки, кукольная одежда.

Ход игры: Воспитатель сообщает, что пока дети были дома, домовенок Кузя побывал в группе. Домовенок очень любит играть, но не любит за собой убирать. Надо помочь ему разложить предметы по коробкам: предметы из ткани – в красную коробку, предметы из дерева – в синюю, предметы из бумаги – в желтую. Выигрывает тот, кто быстрее разложит предметы по коробкам.

Уголок изобразительной деятельности

Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности, поэтому в центре есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, раскраски, гуашь и кисти. Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у детей должен быть сформирован художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Программа второй младшей группы построена так, чтобы научить детей передаче сначала более простых, а затем более сложных форм. Умение передавать в лепке и в рисунках разные формы позволяет самостоятельно искать способ изображения интересующих детей предметов, передавать целые события. Дети в возрасте 3-4 лет должны различать и называть основные цвета, а также некоторые оттенки цветов. Знакомство с цветом осуществляется нами в течение всего года на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией в сочетании с изобразительной задачей. Развивать восприятие цвета, учить различать и называть цвета, а также закреплять знания о цветах можно не только на занятиях рисованием и аппликацией, но и в дидактических играх, в повседневной жизни.

Игра «Цветы настроения»

Цель: расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать; воспитание эстетического отношения к цвету; развитие творческого воображения и фантазии; корректировка психоэмоционального состояния

Игровой материал: бархатная бумага темных, насыщенных цветов размера А5; бусинки из приятных на ощупь материалов сочных цветов и оттенков (не менее 7 цветов)

Ход игры:

Вариант 1. Надо выложить на листе бархатной бумаге цветы из бусинок, вслух называя цвета; обозначить настроение цветка (грустный, веселый, злой, добрый и т.д.) Выложенный цветок можно сохранить, а на следующий день предложить изменить что-либо в цветовом решении или оставить все как есть. Если ребенок использует все время одни и те же цвета, то бусинки любимых цветов ограничивают в количестве, заменяя их другими неиспользуемыми цветами.

Вариант 2. Дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека (вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей). Надо выложить на листе бархатной бумаге цветик-семицветик. По окончании работы дети поочередно называют цвет лепестков. «Холодные» цвета можно предложить детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – «теплые».

Музыкально-театральный уголок

Музыкально-театральная деятельность занимает немаловажное место в целостном воспитании ребенка. Этот вид деятельности доступен всем, оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка и позволяет ребенку открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. В нашем музыкально-театральном уголке представлены различные виды театра (плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный, атрибуты сказки, маски и шапочки животных, сказочных персонажей). Музыкальная составляющая уголка представлена музыкальными игрушками и инструментами для творческого музицирования, шумовыми инструментами, озвученными игрушками, коллекцией дисков с музыкальными произведениями различной тематики (детские песни, народная и классическая музыка, голоса животных, звуки природы, музыкальные сказки и т.д.), картотекой музыкально-дидактических игр. Поскольку дети младшего возраста обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения необходимо организовывать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Поэтому элементы театрализации используются нами во время проведения занятий по ФЭМП, ФЦКМ и дают возможность в игровой форме обучать и закреплять пройденный материал. Как правило, материалом для игр в уголке служат знакомые сказки, народные песенки, потешки, детские песни. Во время игры в музыкально-театральном уголке наши дети учатся имитировать движения сказочных персонажей, учатся воспринимать музыку различных жанров, обыгрывать короткие сценки, понимать обращенную к ним речь, составлять предложения и осваивать диалоговую культуру общения, осваивать пластику движений под музыку. Игры в музыкально-театральном уголке мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где дети учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель: Развивать музыкальный слух, учить узнавать знакомые мелодии, создавать радостное настроение.

Игровой материал: Домик с окошками. В окошки вставлены иллюстрации на тему звучащих песенок (елочка, медведь, кошка, паровоз, зайка). Музыкальное сопровождение: «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Паровоз» З. Компанейца, русская народная мелодия «Заинька», «Елочка» Красева М., «Медведь» В. Ребикова

Ход игры: В гости приехал Незнайка и привез с собой песенки. Надо помочь ему узнать песенку, обозначить ее картинкой и поставить картинку в окошко.

Уголок двигательной активности

Главной нашей задачей при организации уголка двигательной активности было создание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью, воспитание осознанного отношение к своему здоровью. В нашем уголке есть массажные коврики, следочки, доска ребристая, мячи, гимнастические палки, ленты, атрибуты для проведения дыхательной гимнастики, обручи, канаты, мячи для метания, мешочки с песком, кольцебросы, кегли, дартс, атрибуты для проведения подвижных игр, картотека подвижных игр, дидактические игры спортивной тематики, а также имеются пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Предметное наполнение уголка мы применяем во время утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, во время подвижных игр в группе и на улице, в индивидуальной работе и в свободной деятельности детей.

Подвижная игра «К флагу!»

Цель: упражнять детей в беге, быстрому построению по сигналу, учить ходить друг за другом.

Ход игры: Дети стоят лицом к воспитателю. Он берет в руки флажок и предлагает подойти поближе и посмотреть на него. Затем говорит «Флаг опускается – дети разбегаются», и флаг опускается. Дети бегут в разные стороны. Через 10-15 секунд воспитатель поднимает флаг и продолжает «Флаг поднимается – дети собираются!». Все подбегают к воспитателю. Игр повторяется несколько раз и заканчивается ходьбой. Впереди идет один из детей с флагом.

При создании развивающей среды группы мы старались учитывать особенности детей, посещающих нашу группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; “Чудесный мешочек” с различными предметами.

УГОЛОК СПОРТА

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; Профилактика простудных заболеваний; Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Доска гладкая и ребристая; - коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи; скакалка; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом (150-200 гр.); ленты, флажки.

УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: мольберт или пюпитр; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.

ТЕАТР

Задачи: Формирование навыков слушания; Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок).

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Задачи:Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Задачи: экологическое воспитание и образование детей

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: В группе находится 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция).; Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.

УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:

Материалы по сенсорике и математике

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на “липучках”.

5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

6. Блоки Дьенеша.

7. Палочки Кюизенера.

8. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

9. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

10. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

11. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятель-ности.

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой груп-пе: домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной груп-пировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тема-тикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; Формирование исполнительских навыков.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Задачи: Научить ребенка видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее в своей жизни.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.

УГОЛОК ПО ПДД

Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, посотрудничать со взрослым или сверстником.

УГОЛОК НАХОДОК

Задачи: Учить детей находить в окружающем мире что-то необычное, интересное, уметь объяснить, чем интересен и необычен тот или иной предмет. Учить детей усовершенствовать, видоизменить предмет, знать его назначение. Помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление, воображение, фантазию.

РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ

Задачи: Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы; Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом; Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, “алгоритм” процесса одевания; Стенды для взрослых: постоянно обновляющаяся выставка работ детей; постоянно обновляющаяся фотовыставка; информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и т.п.; Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационные стенды.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
  3. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  6. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
  7. Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).