Воспитание детей – это сложный и крайне ответственный процесс, требующий от родителей максимального вложения сил, терпения и любви. В семье, где есть дети-погодки , все вышеперечисленное родителям приходится отдавать детям в двойном объеме и с повышенной скоростью. Некоторые люди утверждают, что легче, чем погодок. Является ли правдой такое утверждение и как правильно воспитывать погодок ?

Как воспитывать погодок

Советы, которые будут даны ниже, помогут матери успевать воспитывать детей-погодок без ущерба для себя и остальных членов семьи. Главный принцип воспитания детей-погодок – это равномерное распределение всего, что дают родители детям. Никто из детей не должен остаться обделенным вниманием, любовью, заботой, материальными ценностями. Первое, на что нужно обратить внимание для организации жизни детей-погодок – это правильно составленный режим дня. Он должен идеально подойти обоим детям. В этом случае дети будут чувствовать себя комфортно в одном доме. К примеру, если спит один малыш, другой , который бодрствует, может помешать спящему брату или сестре. Если один ребенок купается в ванной, то второй в это время должен быть под присмотром члена семьи. Правильно организованный режим дня поможет избежать сложностей и сэкономить время. Пока дети будут спать, можно самой отдохнуть или заняться делами. Желательно чтобы погодки ели примерно в одно и то же время и гуляли вместе.

Погодки в детском саду

Детский сад может стать решением некоторых проблем родителей. Если старший ребенок будет ходить в сад, матери будет легче успевать по дому и воспитывать младшего малыша. Но с детским садом связаны свои трудности. К примеру, период привыкания ребенка к саду займет определенное время. К тому же дети, которые начали ходить в детский сад, чаще болеют, чем те, которые сидят дома. Учитывая, что простудные заболевания могут передаться и малышу, остающемуся дома с матерью, маме нужно будет быть крайне внимательной и осторожной после начала посещения ребенком детского сада. Не стоит отдавать ребенка в сад до достижения им 2 лет. До двухлетнего возраста малыши сильно зависят от матери.

Детям-погодкам нужно покупать одинаковые игрушки, если они одного пола. Это поможет избежать конфликтов и разногласий между братьями и сестрами. Специалисты рекомендуют покупать игрушки, имеющие множество деталей, чтобы погодки вместе собирали, конструировали и в процессе игры сближались еще больше. Замечено, что связь между погодками сильнее, чем между братьями и сестрами, у которых разница в возрасте несколько лет. Чтобы эта связь с каждым годом крепла, не стоит мешать общению детей и их дружбе. У детей-погодок много общих интересов, развлечений.

Со временем старший ребенок может стать помощником в воспитании младшего. Если у старшего малыша появится желание покормить младшего брата или сестру, поиграть с ним, не стоит ему отказывать. Матери в этом случае рекомендуется помочь старшему ребенку правильно общаться с младшим, научить его кормить малыша из бутылки, играть с ним. Ведь именно так зарождается дружба между детьми-погодками.

Если родители проигнорируют вышеописанные советы и рекомендации, старший ребенок может начать ревновать мать к младшему брату или сестре, осознанно портить вещи, которые принадлежат малышу. Также он может стать беспокойным, раздражительным. Ни в коем случае нельзя обделять вниманием старшего ребенка из-за того, что в доме появился младенец. Данные советы помогут матери вырастить счастливых и довольных детей-погодок.

Раньше считалось, что погодки – это дети, разница между которыми составляет один год. Можно ли назвать таковыми малышей с большей разницей - например год и 1 или 3 месяца? В последнее время понятие «дети-погодки» уже не имеет таких четких временных границ. Согласно бытующему в обществе мнению, погодками называют деток с достаточно маленькой разницей между их появлениями на свет, которая может доходить вплоть до 2 лет. Можно сделать окончательный вывод о том, что малыши однозначно являются погодками в случае, когда мама, вынашивая второго ребенка, продолжает все еще кормить грудью своего первенца.

Если второй малыш рождается в период, когда мамочка кормит грудью первого, они могут считаться погодками

Плюсы при рождении детей погодок

В некоторых семьях дети погодки появляются не запланировано, а некоторые женщины хотят рожать именно таких деток, но и в том и в другом случаях нужно иметь представление о преимуществах и трудностях, которые возникают при рождении второго маленького ребенка. Необходимо тщательно обдумать все за и против, только потом принимать столь важное решение.

В ситуации, когда в семье двое маленьких малышей, можно выделить ряд плюсов:

  1. В будущем, когда дети-погодки немного подрастут, они становятся друзьями, так как у них имеется общий круг интересов и им будет просто найти себе совместное занятие. Это позволит маме выделить больше времени для того чтобы отдохнуть и заняться собой.
  2. Благодаря свежему опыту ухода за первым малышом обращение со вторым уже не вызывает такого страха и стресса, как в случае когда новоиспеченные родители только привыкали быть мамой и папой. Приобретенные навыки еще остаются в памяти, в то время как при длительном периоде между родами они успешно из нее стираются.
  3. Хочет этого женщина или нет, но она будет вынуждена учиться распределять и контролировать свое время, придерживаться определенного распорядка и воспитывает в себе невероятную дисциплину и ответственность.
  4. Важным преимуществом является отсутствие ревности между детьми или ее минимальное проявление. Детские психологи приводят статистические данные, в соответствии с которыми такие малыши ревнуют друг друга к родителям гораздо реже, чем те, чья разница в возрасте больше.
  5. С точки зрения психологии детей погодок подход в их воспитании и обучении значительно упрощается, так как младший ребенок стремится все повторять за старшим. Например, когда один будет учиться считать, другой обязательно этим заинтересуется.


В большинстве случаев подросшие дети-погодки становятся неразлучными друзьями

Другие положительные стороны рождения детей погодок

  • Процесс адаптации в социуме у таких малышей носит не такой стрессовый характер. Поход в детский садик, а потом и в школу - огромная эмоциональная нагрузка и стресс для всех членов семьи, однако детки с разницей в возрасте до 1 года обычно попадают вместе в одну группу и класс, а вдвоем всегда проще адаптироваться к новым условиям.
  • Второй маленький ребенок - отличный способ борьбы с эгоизмом. С самого рождения такие крохи привыкают к тому, что не все в мире должно вращаться вокруг них. Они учатся делиться, считаться с чужим мнением и желаниями, а не только думать о собственных потребностях.
  • На то чтобы вырастить детей-погодок требуется приблизительно 4 года - спустя относительной небольшой срок молодая мама, не обремененная пополнением семейства, сможет посвятить себя карьере. Этот нюанс учитывают и работодатели, отдавая предпочтение при приеме на работу именно женщинам с такими детьми.

Планируя иметь малышей с небольшой разницей, нужно отдавать себе отчет в том, что хоть они и попадают в одну возрастную группу, каждый из них требует своего индивидуального подхода. Все дети разные и имеют свои особенности в поведении, успеваемости и других сферах.



Хотя детки одного возраста, маме всегда придется находить время для каждого отдельно, иначе будут возникать обиды

Трудности, связанные с рождением погодок

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Как и все в этой жизни, рождение двух маленьких детей имеет две стороны медали и не стоит забывать о тех минусах, которые его сопровождают. Например:

  1. В первый год родителям придется запастись терпением, так как им предстоит достаточно тяжелый период. Оба ребенка нуждаются в большом количестве внимания, заботы и любви. Такая работа на два фронта сильно выматывает как физически, так и морально. Важно настраивать себя на то, что это не будет длиться вечно.
  2. Вторая беременность через небольшой промежуток после первой - испытание для женского организма. После родов ему требуется восстановление сил и отдых, поэтому последующая беременность может протекать не так гладко. Тем не менее, при здоровом образе жизни мамы вторые дети обычно бывают крепкими и адаптированными.
  3. Растить погодок одной - задача не из простых. Брать везде с собой двух малышей достаточно проблематично и доставляет массу хлопот, требуя железной выдержки. С помощью родственников это уже не так тяжело, но приходится постоянно просить побыть с детьми, что со временем делать становится неудобно. Плюс постоянная зависимость от других утомляет.
  4. Нервы и стрессы - неотъемлемые спутники в воспитании погодок. При отсутствии полноценного отдыха и существовании в практически непрерывном шуме от криков и частых ссор между детьми, даже самые спокойные мамы не застрахованы от упадка сил, депрессии и проявлений агрессии. Все это никак не способствует росту счастливых деток.
  5. Некоторые специалисты по грудному вскармливанию настоятельно рекомендуют отказаться от кормления грудью первого крохи при беременности вторым. Это объясняется тем, что существует риск сокращения матки, который может привести к выкидышу. Конечно, прерывать грудное вскармливание - тоже не самый лучший вариант.


У мамы двух детей количество свободного времени стремится к нулю, а заботы удваиваются

Другие возможные минусы двух маленьких детей в семье

  • Маленькие дети постоянно занимаются исследованиями окружающего мира, они всем интересуются, им обязательно нужно куда-нибудь залезть, все потрогать и попробовать на вкус, поэтому на одном месте долго они не задерживаются. Следить за одним ребенком с подобной активностью еще можно, но вот с двумя все усложняется. От мамы потребуется повышенная бдительность, особенно в ситуации, когда малыши разбегаются в разных направлениях.
  • О том, чтобы хорошо выспаться, на некоторое время придется забыть. Конечно, проблему ненормированного режима дня можно устранить, разместив детей в разных комнатах. К сожалению, такая возможность имеется далеко не у всех семей.
  • Ошибочно представление о том, что при маленькой разнице между детьми можно сэкономить, ведь коляска, обувь и одежда перейдут по наследству. Это действительно так, но вот растраты на памперсы, молочные смеси и детское питание возрастут вдвое (см. также: ). В ходе того как детки взрослеют, деньги будут моментально улетать на различные секции, книги, увлечения. Школа, выпускной, институт - все это колоссальные затраты, еще и умноженные на два.
  • Несмотря на общие интересы, характер и отношение ко всему у детей различны. В результате между ними будут всегда возникать конфликты, сопровождающиеся драками, ссорами и истериками. Дом в такой ситуации станет больше похож на поле боя, что естественным образом отразится и на эмоциональном состоянии мамы.

Особенности воспитания погодок

Казалось бы, что может быть проще, чем воспитывать погодок, ведь их развитие и интересы мало чем отличаются. Не стоит забывать, что именно на начальном жизненном этапе малыши развиваются удивительно быстро и даже такая незначительная разница как год-полтора может играть заметную роль. По этой причине существуют определенные нюансы в воспитании таких детей в зависимости от их возраста.

Период с рождения до года

На этом этапе оба ребенка нуждаются в максимальном количестве внимания. Старшему крохе в свою очередь необходима подготовка к грядущим переменам. В этих целях родителям следует провести определенную работу:

  1. Установить более-менее четкий режим по часам, который включает кормление, прогулки, сон, игры и занятия. Это поможет маме успевать справляться с двумя детьми. Неплохо, если большинство пунктов в графике будут совпадать.
  2. Отучить старшего от соски и бутылочки, приучив пользоваться чашками и тарелками еще до рождения второго малыша. В противном случае он будет отнимать их у своего маленького братика или сестрички.
  3. Приучить кроху спать самостоятельно в своей собственной кровати. Говорить о неудобствах, которые появляются при совместном сне с погодками, просто нет смысла - они очевидны.
  4. Научиться правильно распределять внимание. Когда ребенку еще только год, он до конца не в состоянии понять произошедшие перемены, но интерес к ним от этого меньше не становится. Малыш может изъявлять желание смотреть и трогать нового члена семьи, а иногда щипать и кусать, другими способами привлекать внимание к собственной персоне. Важно в этот период дать понять крохе, что его все также сильно любят. Родителям обязательно нужно находить время для игр, разговоров, объятий и поцелуев со старшим ребенком, это поддержит близость в отношениях.


Приучать детей к отдельному сну в своих кроватках нужно с самого раннего возраста, иначе потом свою личную жизнь придется отвоевывать

С годовалого возраста до 3-4 лет

По мере взросления разница между крохами становится все менее ощутимой. Они проводят вместе достаточно много времени и иногда старшие ребята пытаются опекать младших, считая что обладают большим опытом и знаниями. Основные цели, которые стоят перед родителями в этом возрасте – предотвратить соперничество и организовать личное пространство для каждого ребенка.

В этот период важно, чтобы оба малыша в равной степени ощущали на себе родительское тепло и любовь, ни один из них не был ущемлен во внимании. В приеме пищи, прогулках, играх и отдыхе должны принимать участие все члены семьи, а если маме и папе необходимо отлучиться по делам без детей, оставлять их у бабушек следует вдвоем. В противном случае один их них может подумать, что сестру или брата родители предпочитают ему.

Во избежание конфликтов, ссор и драк, связанных с делением одежды, спального места и игрушек стоит обустроить каждому крохе свой собственный уголок с его личными вещами. Часто встречается ситуация, когда родители вынуждены покупать одинаковые игрушки, если по-другому уладить конфликт не удается.

Многие родители видят выход в том, чтобы отдать старшего ребенка в детский садик. Безусловно, заботиться о них станет легче, но в этом есть и определенная опасность, к которой следует относиться со всей серьезностью. Старший ребенок на целый день разлучается с родителями и может подумать, что его бросили. Это в свою очередь может вызвать в нем неприязнь к младшему, так как именно его он будет винить в том, что он оказался брошенным. В процессе адаптации к детскому саду кроха должен быть окружен любовью и чувствовать сильную поддержку со стороны родителей (рекомендуем прочитать: ). Желательно все же набраться терпения и подождать, пока второй подрастет, тогда отправлять их в садик уже вместе.

Дети-погодки в дошкольном и младшем школьном возрасте

К возрасту 5-7 лет дети погодки практически выравниваются в плане психологического развития, а незнакомым людям иногда даже внешне бывает трудно понять, кто из них старше, а кто младше. Если до этого момента дети общались без особых столкновений, то теперь они превращаются в настоящую команду со своими секретами, общими интересами и играми, становясь друг другу очень близкими людьми.

На этой стадии воспитания важно не совершить одну очень серьезную ошибку. Она заключается в том, что взрослые начинают относиться к ним как к близнецам или малышам, чьи желания и склонности абсолютно идентичны. Стоит приложить все усилия, чтобы этого не произошло. Когда малыши еще не посещают школу, от младшего стоит требовать чуть меньше по сравнению со старшим. Отдавать их в один и тот же кружок стоит в том случае, если обоим интересно выбранное занятие. Не нужно настаивать, чтобы дети делали одно и то же. Каждому из них свойственны свои особенности и таланты, каждый должен самореализовываться по-своему.

В семьях, где растут дети-погодки, всегда возникает вопрос, связанный с принятием решения, когда именно отправлять их школу - в одно время или с разницей в год. Следует учитывать, что в одном классе они могут чувствовать себя некомфортно, так как либо старший будет ощущать себя самым взрослым, либо младший может просто не справится с нагрузкой в учебе. Более приемлемый вариант – последовательное поступление. Старший ребенок, уже пройдя адаптацию, сможет помогать младшему, а нагрузка на родителей распределится более равномерно (рекомендуем прочитать: ). Конечно, решение зависит исключительно от конкретной семьи.

Независимо от тех трудностей, которые сопровождают воспитание детей-погодок, в крепкой и любящей семье с ними обязательно справятся. В будущем, когда детки подрастут, они станут настоящей гордостью своих молодых родителей, а фото такой большой семьи станут предметом восхищения и примером для подражания окружающим.

Вы вновь ожидаете прибавление в семье и теперь у вас будут дети-погодки, но вас беспокоит вопрос, как вы справитесь с детьми?

Мне кажется, ваше беспокойство излишне. Воспитывать детей-погодок на самом деле гораздо проще, чем представляется многими родителями.

Ситуация, когда в семье воспитываются дети с разницей в один год, имеет много плюсов, а в некоторых случаях она проще воспитания детей близнецов, ну или по крайней мере не сложнее.

Во всяком случае, каждая женщина должна понимать свою ответственность, но не отказываться и от счастья связанного с рождением ребёнка.

Сегодня я не буду подробно описывать материальную сторону - она, как и всё связанное с детьми погодками имеет плюсы и минусы, но в моём понимание, скорее даже не минусы, а некие сложности. Отмечу лишь, что особенно сильно чувствуется экономия сразу после рождения второго ребёнка.

По мере взросления детей вы будете отмечать, что и одежда для малышей позволяет вам немного экономить, особенно если дети одного пола. Сейчас мы с вами вернёмся к основному вопросу этой заметки - плюсы воспитания детей-погодок.

Во-первых , режим дня у детей одинаковый и поэтому выстраивать их совместную жизнь намного проще. Время бодрствования и засыпания, приема пищи, прогулок и игр они будут проводить вместе.

Во-вторых , им нравятся одни и те же игры. Когда младший ребенок научится ползать, можно организовать для детей совместные забавы и игры: «догонялки»; совместное купание; домик, сделанный из большой коробки или под столом. Дети с удовольствием там играют.

В-третьих , у детей-погодок схожие интересы, поэтому их можно без труда увлечь похожими занятиями. Можно читать книжки, усадив рядом обоих детей, предложить им порисовать, лепить, собирать конструктор. Позже, когда дети-погодки подрастут, они вместе будут играть в песочнице или кататься на велосипедах. Младший ребенок при этом старается не уступить старшему и часто достигает успехов.

При посещении кружков, секций, студий родителям стоит помнить о том, что программы дошкольного образования рассчитаны на разницу в возрасте до 1,5 лет. Но не стоит отдавать детей в одну группу. Младший ребенок может быть еще физиологически не готов к освоению данной программы и ему будет гораздо сложнее, чем старшему. Лучше предложить детям схожие занятия, но в разных возрастных группах.

В-четвертых , детям-погодкам интереснее проводить друг с другом время, чем с другими детьми. Несмотря на то, что между ними могут часто возникать ссоры, которые иногда имеют весьма бурный характер (особенно между мальчиками), они достаточно быстро мирятся и продолжают играть, как ни в чем не бывало.

В отличие от детей с достаточно большей возрастной разницей, ссоры между детьми-погодками их только сближают. Даже конкуренция, которая была в младшем возрасте, не скажется на их отношениях в дальнейшем.

В-пятых , в подростковом возрасте детям не нужно будет искать собеседника: они с удовольствием будут говорить друг с другом о своих мечтах, обидах, планах на будущее. Они часто имеют общие секреты от родителей, любят делиться одеждой, играми. У них бывают общие друзья, увлечения.

Конечно, во время воспитания детей-погодков родители столкнутся с проблемами, причинами которых будет небольшая разница в возрасте. Главное, стараться создавать ситуации, в которых дети сблизятся друг с другом, научатся уважению, взаимопомощи. Они должны понять самое главное: сестра или брат - это человек, который сможет помочь в трудной ситуации.

Воспитание погодок – неплохая возможность познать себя, оценить собственное терпение, смекалку, выносливость, наличие творческих способностей, умение быстро мыслить, действовать и убеждать.

Годовалый малыш почти такой же неразумный и беспомощный, как его младший братик или сестрёнка. Он ещё толком не умеет самостоятельно кушать, засыпать, садиться на горшок и играть, а ещё он точно так же постоянно хочет к маме. А та, с двумя малышами на руках, должна успевать всех помыть, одеть, приготовить кушать, накормить, погулять, уложить спать, вымыть пол, постирать и не забыть о себе.

Что же поможет отважной маме малышей-погодок?

  • Домашняя автоматика. Посудомойка, плита и духовка с таймером, мультиварка, стиральная машинка с функцией сушки (или приходящая уборщица). Желательно обзавестись и научиться пользоваться этими помощниками ещё до рождения малышей, чтобы понимать все их возможности и попрактиковаться. Ежедневно приготовляемые детские блюда в первые 2–3 года не отличаются большим разнообразием, здесь есть только одно правило – блюдо должно быть свежим. С возможностью установки таймера любая готовка не отнимет больше 10 минут (нарезать продукты, забросить в кастрюлю и забыть). Автоматическая сушка позволит не только сэкономить время, но и не загромождать квартиру мокрыми детскими вещичками, а так же обойтись меньшим числом комплектов одежды.
  • Чётко соблюдаемый режим и правила сэкономят время и нервы. Конечно, первые полтора–два года распорядок дня у деток-погодок будет разный, но, понимая их потребности в сне и приёме пищи, проще по возможности совмещать их графики.
  • Совместный сон с грудничком сбережёт силы и позволит полноценно выспаться всем членам семьи. Отучить малыша от кровати родителей в будущем гораздо проще, чем просыпаться каждые два часа в течение ночи для кормления крохи на протяжении 1–2 лет.
  • Слинг-шарф – незаменимый помощник в деле воспитания детей погодок. Эту чудо-вещицу можно использовать с самого рождения. А расставаться с ней не захочется до критически высокой массы ребёнка (6–7 месяцев). В нём можно гулять, кормить грудью, укладывать спать, посещать общественные места. Слинг освобождает руки, даёт возможность заниматься любыми делами, в то время как малыш всегда находится под присмотром мамы, ему тепло, уютно и спокойно. Уснувшего грудничка всегда легко переложить в кроватку – всего лишь перекинув петлю шарфа через голову. Такое перемещение менее заметно для него, чем из положения на руках у мамы. Но важно предварительно хорошо изучить инструкцию по использованию слинга.
  • Не отказываться от помощи друзей и родственников. Всё высвободившееся время лучше посвятить старшему ребёнку или отдыху. И не надо стесняться, боясь осложнить чью-то жизнь своими просьбами. Надо давать возможность другим людям помогать себе в трудные минуты.
  • Развивающие занятия можно совмещать с прогулкой. Ведь основная часть времени в течение дня уходит на домашние дела, в результате на игры и общение почти ничего не остаётся. Можно взять на улицу пластилин, катать из него шарики и мастерить зверей или человечков из природных материалов. Зимой можно раскрашивать красками снег или берёзы. При помощи ведёрочек разного размера и формы очень весело мастерить высокие замки из песка. Мелки на асфальте помогут изучить цвета, формы, размер, зверей, фрукты, овощи, а также сотворят островки, прыгая по которым можно добраться до волшебного приза. Раскачивая малыша на качелях, можно рисовать перед ним на асфальте сказку.
  • Всё время разговаривать с детьми-погодками и обучать их. Даже не умея разговаривать, дети чудесным образом сохраняют всю услышанную информацию и реализуют её в последствии. Нужно учить быть щедрым, отзывчивым, добрым, демонстрируя это своим примером. Погодкам особенно сложно сдерживать природную жадность и ревность, ведь поблизости всегда есть конкурент, посягающий на любимые игрушки.
  • Не ожидать моментальной реакции и понимания со стороны малышей-погодок. Лучше подстраиваться под них, чем злиться на их непослушание. Дети постоянно экспериментируют, они живут в игре, им сложно сконцентрироваться и, например, вести себя тише, когда мама укладывает спать младшего брата или сестру. Проще маме удалиться в соседнюю комнату, предварительно объяснив ребёнку цель своего ухода.
  • Научиться "остывать". Усталость и однообразие нескольких лет работы с детьми рано или поздно выражается во вспышках гнева, особенно когда малыши кричат и совершенно отказываются слушаться. Важно заранее понимать проблему и переключать свой негативный настрой в другое русло: спеть весёлую песню или заговорить о чём-то неожиданном.
  • Останавливаться и чувствовать момент. Строгий график или поход в детский сад иногда могут и подождать, если именно сейчас очень хочется почитать книжку, рассмотреть жука, поскакать на кровати или пошуршать осенними листьями.

Детство бывает один раз в жизни и мамина задача – создать о нём наилучшие воспоминания.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.