В жизни каждого малыша существуют сензитивные периоды развития. Это наиболее плодотворная пора для освоения новых навыков и умений. Сензитивные периоды у каждого ребенка возникают в разные сроки и имеют разную продолжительность. В течение этого времени он обучается и познает мир с радостью, что положительно влияет на его эмоциональное состояние.

Родителям важно не пропустить этот важный период и приложить определенные усилия для формирования полезных привычек крохи и приобретения им новых навыков. С этой функцией очень хорошо справляется развивающая среда, сформированная по методике Марии Монтессори. Благодаря продуманным занятиям и играм ребенок сможет «поучаствовать» в каждом из сензитивных периодов своего развития.

Поговорим подробнее о каждом сензитивном периоде развития.

1. Сензитивный период развития чувства порядка (от рождения до 3 лет)

Этот период включает в себя несколько составляющих: порядок во времени, порядок в пространстве, порядок во взаимоотношениях.

Порядок во времени формируется при помощи соблюдения режима. В течение дня должно быть определено время приема пищи, развивающих занятий, подвижных игр, прогулок.

Также необходимо формировать чувство порядка в пространстве. Обустройте для ребенка свой отдельный столик для занятий, соорудите удобные полочки для игрушек и творческих принадлежностей. Именно в этом возрасте (до 3,5 лет) проще всего научить ребенка убирать свои вещи и игрушки на определенные места, складывать одежду на стульчик, убирать посуду после еды и т.п.

Для малыша очень важно и соблюдение порядка во взаимоотношениях. В семье должны быть четкие правила и требования, которые соблюдаются всеми членами семьи: и детьми, и взрослыми. Хорошо влияют на ощущение порядка во взаимоотношениях разнообразные семейные традиции.

2. Сензитивный период физического развития (от 1 года до 4 лет)

Дети от природы очень активны и подвижны. Задача родителей в этот период – предоставить ребенку множество возможностей для движения. Это и длительные прогулки на свежем воздухе, и подвижные игры, и пресловутая утренняя зарядка, и другие составляющие «здорового образа жизни», о которых мы знаем, но «забываем».

3. Сензитивный период развития самостоятельности (от рождения до 5 лет)

Для формирования навыков самостоятельности важно разрешать ребенку заниматься тем, что он может и хочет делать в определенном возрасте. Родителям стоит всячески поощрять такие проявления, проявляя терпение и выдержку. Для крохи эти маленькие успехи очень важны. Именно так формируется самостоятельность, уверенность в себе, целеустремленность и ряд других положительных качеств будущего успешного взрослого человека.

4. Сензитивный период сенсорного развития (от рождения до 4,5 лет)

Сенсорное развитие подразумевает под собой развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Разнообразные сенсорные ощущения способствуют развитию математических способностей, грамотной речи, связаны с формированием эстетического вкуса и развитием творческих способностей. Существуют исследования, согласно которым развитием сенсорного восприятия крохи можно еще до его рождения, ведь находясь у мамы в животике, он уже активно реагирует на звуки и поглаживания.

5. Сензитивный период речевого развития (от рождения до 6 лет)

Каждый возраст предъявляет свои требования и открывает новые возможности для развития речи, но на протяжении всего периода становления речи вашими помощниками будут собственная грамотная и правильная речь, и чтение, и обсуждение книг с ребенком.

6. Сензитивный период социального развития (от 2,5 до 6 лет)

В этом возрасте малыш активно «тянется» к другим детям, учится совместной игре. Нужно научить ребенка таким важным навыкам, как умение знакомиться, делиться, договариваться, благодарить и др. В классическом подходе Марии Монтессори этой цели способствовало использование всех пособий в одном экземпляре. Это вынуждало детей взаимодействовать друг с другом и осваивать приемы сотрудничества. Родители могут использовать множество других возможностей для развития социальных навыков своих детей, наиболее эффективными их которых являются личный пример и сюжетно-ролевая игра.

Можно заниматься гармоничным развитием ребенка в каждом из описанных направлений в любом возрасте, но нужно помнить, что это будет нести большую нагрузку на ребенка и требовать больших усилий от мамы. Чтобы максимально использовать преимущества сензитивных периодов, делайте акцент в занятиях на то направление развития, которое в данный момент актуально для ребенка, тогда малыш будет отзываться на предлагаемые вами игры и занятия с интересом и радостью.

Марина Суздалева — психолог, руководитель «Клуба Увлеченных Мам» .

Педагоги всего мира уже не первое десятилетие стремятся к тому, чтобы добиться максимальной эффективности от процесса обучения, сделать его естественным и простым для ребенка. Большой шаг в этом направлении наука смогла сделать с открытием понятия «сензитивных периодов».

Понятие сензитивных периодов

О сензитивных периодах впервые заговорил советский психолог и дефектолог Выготский Л.С. Именно он ввел понятие «зона ближайшего развития» и разработал теорию, по которой для естественного и гармоничного воспитания ребенка необходимо учитывать его сензитивность.

Сензитивный период в психологии- это временной промежуток в развитии, когда психика наиболее восприимчива к приобретению конкретного навыка. Педагогическая работа, построенная с учетом сензитивности, позволит ребенку легче усваивать новые знания и полноценно развиваться. Особенность психики в том, что навык, не полученный в сензитивный период, в дальнейшем потребует гораздо больше времени и усилий для освоения. В некоторых случаях, овладение им в более зрелом возрасте в том же объеме уже невозможно. Недостаток в раннем детстве знаний, эмоций, умений влияет на воспитание личности в целом и сказывается на протяжении всей жизни человека.

Специфика этого этапа развития человека в том, что психика особенно чувствительна к определенным аспектам и видам деятельности. Это не происходит на уровне сознательного, а прежде всего, проявляется в настойчивом интересе ребенка к какой-либо деятельности. Обычно сензитивные периоды развития ребенка «наслаиваются» друг друга, спад одного служит зарождением следующего. Для сензитивных периодов детства характерны следующие проявления в поведении:

  • настойчивое желание ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности, интерес к определенным аспектам окружающей среды;
  • повтор действий;
  • продолжительная деятельность без утраты интереса и энтузиазма;
  • малыш сильно расстраивается, если его прерывают или ограничивают в любимом занятии;
  • радость при получении результата от действий;
  • быстрая потеря интереса при достижении результата (означает закрытие одного этапа и начало нового).

Необходимо внимательно следить за подобными проявлениями, чтобы не упустить начало нового этапа и создать максимально комфортную сензитивную среду для воспитания. Использование естественного фокуса внимания в целях обучения, обеспечения ребенка необходимыми сензитивными и методическими материалами позволит добиться поразительных результатов. Эти сензитивные ступени определены физиологией, поэтому с учетом небольших индивидуальных изменений, характерны для всех.

Из-за особенностей индивидуального развития, личностных качеств некоторые стадии могут начинаться чуть раньше общепризнанных сроков, другие чуть дольше затягиваться. Это естественное явление, которое нельзя считать признаком нарушений в развитии.

Основные сензитивные периоды в жизни ребенка

В своих работах Мария Монтессори особое внимание уделяла эволюции ребенка до 6 лет. За первые годы жизни ребенок обрабатывает и усваивает колоссальный объем информации. Это время «впитывающего разума».

Сензитивные периоды по Монтессори

Возраст Название сензитивного этапа Особенности этапа
0 — 3 Духовный эмбрион Происходит активное знакомство с внешним миром. Учится распознавать эмоции и отношение к нему окружающих людей
3 — 6 Строитель самого себя Совершенствование органов чувств, ребенок учится анализировать свои ощущения, формируется представление о себе самом и окружающем мире. Мария Монтессори считала, что развитость органов чувств, умение анализировать свои ощущения, напрямую связаны с эстетическим восприятием мира, воображением и эмоциональным интеллектом
6 — 9 Исследователь Попытка познать и разобраться во всем, что окружает. Время постоянного «почему»
9 — 12 Ученый Сензитивный период по Монтессори, когда ребенок приобретает умения и знания предыдущих поколений. Зарождается интерес к научным знаниям

Наибольшую популярность получила классификация сензитивных этапов, разработанная последователем Марии Монтессори Полом Эпштейном. Он не только расширил понятие сензитивных периодов развития, но и определил границы и функции каждого из них.

Эпштейн выделил 11 сензитивных периодов:

Сензитивный период,
возраст (лет)
Название Описание
2 — 4 Сензитивный период порядка Порядок в окружающем пространстве, в отношениях с людьми, во времени
0 — 1,5 Движения и действия Стремление к действию, движения становятся осмысленными
1,5 — 4 Мелких предметов Интерес к изучению мелких предметов, деталей
2,5 — 6 Вежливости и этикета Начинается с подражания взрослым, к 6 годам становится частью личности
2,5 — 6 Совершенствование чувств Внимание к ощущениям, получаемым через органы чувств, ребенок учится дифференцировать свои ощущения и анализировать их
3,5 — 6 Письма Стремление рисовать цифры и буквы
3 — 5,5 Чтения Возникает интерес к буквам, учится составлять из них слова и предложения
0 — 6 Сензитивный период развития речи Погружение в языковую среду, постепенное овладение речью
4 — 6 Пространства Ориентирование в пространстве, понимание расположения предметов, интерес к мозаикам и пазлам
2 — 6 Музыки Интерес к музыкальным произведениям, пора формирования слуха и чувства ритма
4 — 6 Математики Возникает понятие количества и простейших математических действий

Проблема сензитивных периодов развития еще не закрыта и находится в процессе изучения. Результаты последних исследований показывают, что, возможно, совсем скоро сензитивные периоды развития способностей и их возрастные границы будут пересмотрены. Одно из направлений современных исследований - сензитивное пренатальное развитие ребенка. Основоположник школы - Лазарев М.Л.. Доктор Лазарев М.Л. разработал авторскую школу сензитивного внутриутробного развития малыша. В основе концепции лежат исследования, доказывающие, что, еще находясь в утробе матери, ребенок не только воспринимает звуки, но и способен испытывать тактильные, вкусовые ощущения и готов к общению и восприятию информации.

Принципиально другой взгляд на сензитивные периоды обучения применяет педиатр и исследователь - Скиллер П.. Он предлагает использовать понятие «благоприятный период» и указывает на существование его повтора в процессе взросления.

Благоприятный период для развития Первый (наиболее яркое развитие способностей) Следующий
Эмоциональной сферы 0 — 2 года 2-5 (в меньшей степени в любом дальнейшем возрасте)
Физической активности
Зрения 2-5
Речи от 4 до 8 месяцев с 8 месяцев до 5 лет. Сензитивный период речи - один из немногих, который совершенствуется в процессе всей жизни
Музыкальных способностей до 3 лет 3-10
Интеллекта до 4 лет 4-10
Изучение неродного языка 5-10 лет По мнению Скиллера, дальнейшее изучение иностранного языка в большей степени зависит от упорства и способностей, развитых в первый этап

Несмотря на многочисленные разногласия среди исследователей, все сходятся в одном: повлиять каким-то образом на сензитивные периоды развития навыков и их продолжительность нельзя. Только своевременное удовлетворение сензитивных потребностей малыша способствует гармоничному развитию личности.

Сензитивные периоды и возрастные кризисы

Возрастные и сензитивные периоды не протекают равномерно с одной скоростью. В некоторых случаях усвоение нового навыка происходит стремительно. Такие моменты принято считать поворотными или кризисными этапами развития. Это время наивысшей восприимчивости психики к новой информации. Ребенок особенно открыт и требует повышенного, но при этом осторожного внимания и воспитательной работы.

При плавном прохождении сензитивного периода в раннем возрасте новые знания и навыки накапливаются, что в итоге приводит к резкому скачку в развитии. Поэтому сензитивный период и критический период всегда чередуются. Кризисные стадии проходят быстрее и занимают от нескольких месяцев до двух лет. Скорость прохождения во многом зависит от окружающих: от педагогов и родителей и их способности обеспечить новые потребности ребенка и проявить понимание и мудрость. Неожиданность проявления кризисной сензитивной стадии связана с тем, что ее временные границы размыты, очень сложно определить начало. Кризис становится очевидным только в середине, когда можно наблюдать резкие изменения в поведении ребенка, его попытки бунтовать против контроля взрослых.

В отличие от сензитивных периодов развития способностей, кризисные более индивидуальны. В них проявляется как характер и личность ребенка, так и проблемы в его взаимоотношениях с окружающим миром, родителями. Возникает конфликт между его изменившимися потребностями, возможностями и отношением взрослых. Это значимый этап в процессе формирования личности.

Выготский назвал два самых важных кризисных сензитивных периода в дошкольном возрасте: в год и в три. Помимо этого, есть кризис новорожденности, который может продолжаться до года, кризисы 7,13 и 17 лет.

Важно! Избежать или отодвинуть кризисные периоды, так же как и сензитивные, невозможно, но родители должны быть к ним максимально готовы.

Кризис одного года

Кризис одного года - это переходный этап от младенчества к раннему детству. Меняется восприятие мира и самого себя.

Характерные особенности для этого периода:

  • особая «автономная» (по определению Выготского) речь. Отличается от взрослой речи логикой, семантикой и фонетикой;
  • происходит разрыв восприятия себя как единства с матерью;
  • проявляется упрямство, нежелание прислушиваться к запретам;
  • скачки настроения, ребенок может проявлять признаки агрессии, когда не получает того, что хочет или взрослые не понимают его потребностей;
  • повышенная чувствительность и ранимость (эта черта характерна для любого кризисного периода и требует особой деликатности и внимания со стороны взрослых);
  • проявляется страх потерять близких людей, малыш требует постоянного присутствия мамы.

Кризис трех лет

Этот кризисный период может продолжаться до самой школы, до 7 лет. В этот период взросления происходит осознание себя как личности, формируется самооценка. Для этого кризисного периода характерны 7 признаков.

Признак Описание Правильное поведение родителей
Негативизм Отказ от чего-либо только по той причине, что инициатива была не от ребенка, а от взрослого Нельзя давить или заставлять. Можно повторить просьбу через какое-то время или привлечь другого члена семьи в качестве переговорщика
Строптивость Протест не против конкретного человека, как в случае с негативизмом, а против системы, привычного образа жизни Попробовать переключить внимание
Упрямство Ребенок настаивает на своем не ради достижения какой-либо цели, а только потому, что уже раньше это потребовал Дать ребенку «остыть» и подождать, пока он сам не сделать то, чего от него ждут
Деспотизм Требование, чтобы выполняли его желания, несмотря ни на что Не идти на поводу, попытаться донести мысль, что внимание можно привлечь другими способами
Обесценивание Ребенок перестает ценить то, что раньше было для него значимым (вещи, отношения) Переключить внимание, проигрывать ситуацию в играх
Своеволие Стремление к максимальной самостоятельности Позволить ребенку действовать самостоятельно кроме потенциально опасных ситуаций
Протест Отказ от привычных действий Выслушать мнение ребенка, сохранять спокойствие

Важно! Истерики выполняют положительную роль, они позволяют ребенку сбросить накопившееся напряжение. При отсутствии подобного «выхода» может развиться аутоагрессия.

Сензитивные периоды развития ребенка от рождения до 7 лет уже достаточно хорошо изучены. Накопленные знания необходимы не только педагогам и детским психологам, но и любому родителю. Понимание естественных процессов, потребностей малыша в тот или иной этап его взросления позволит не только правильно реагировать на изменения, но и обеспечит ему полноценное гармоничное взросление.

Видео

Сегодня хочу поднять тему сензитивных, или как их еще называют сенситивных (от англ. sensitive — чувствительный), периодов. Они заложены в каждого малыша самой природой, проявляются одинаково, однако, у каждого в своем возрасте. Этот период невозможно искусственно заставить начаться и закончиться в определенное время.

Мне часто доводилось слышать от мам фразы вроде «все дети как дети, сидят лепят/танцуют/рисуют/поют на занятии, а мой берет и убегает», или «вообще не хочет заниматься в развивашке» и т.п. А наблюдаете ли вы за своим малышом? Присматриваетесь ли, к чему он сейчас более расположен?

Очень часто мамы просто выполняют рутины по дому, не обращая внимания на малыша. Нет, они его конечно кормят, поят, одевают и даже играют, но т.к. многие из нас (признаемся честно 😉) просто НЕ УМЕЮТ играть, то часто чувствуют себя просто плохими мамами, не уделяющими внимания или времени, «недолюбливая» своего ребенка (да, именно так многие и думают, к сожалению!).

Так вот. Основная потребность малыша до 4 лет, чтобы:

  • с ним разговаривали (озвучивайте то, что вы делаете),
  • давали свободу движения (уберите все преграды с пути ребенка дома),
  • давали потрогать все, что он захочет (спрячьте все опасное и разрешите изучать пространство).

ВСЕ! Девочки! Не обязательны супер-пупер новомодные игрушки, не обязательны именно развивающие материалы. Вы рядом и свобода действий — это основная потребность вашего шилопопа. И не нужно расстраиваться, что вы не поговорили с ним на английском или не сыграли партию в шахматы 😉

Да, конечно, дополнительные занятия для трехлетки могут стать интересны, но если вы их не в состоянии обеспечить — ищите сначала возможность найти свой баланс и ресурс. Ребенку нужна ЗДОРОВАЯ и СЧАСТЛИВАЯ мама!

Ну и поговорим непосредственно о сензитивных периодах:). Мария Монтессори утверждала, что никогда ребенку не удастся учиться так полноценно и радостно, кроме как в сензитивный период.

Ваша задача как родителя просто знать про эти периоды и поддерживать малыша в них. Итак, какие же периоды сензитивности существуют у малышей до 6 лет?

Предлагаю выдержку из вебинара Ксении Красновой о сензитивных периодах:

Я подобрала материалы о каждом из периодов.

Сензитивный период развития речи (от рождения до 5-6 лет)

Итак, все что вам нужно делать — общаться с ребенком. Когда он не умеет говорить — рассказывайте ему все свои действия. Разговаривайте медленно, не сюсюкайте, произносите четко все слова. Показывайте карточки Домана, читайте, пойте — делайте то, что нравится малышу. Если он уже говорит — не перебивайте, дайте сказать ему самому, не заканчивайте фразу за ребенком — он ведь получает первый опыт общения и фразостроения.

Сензитивный период сенсорного развития (от рождения до 4-5 лет)

Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие также тесно связано с сенсорным развитием. Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом собрать материал для воображения. Мария Монтессори считала, что воображение не может иметь иной базы, кроме сенсорной.

Сензитивный период порядка (от рождения до 2-3 лет)

Тяга к порядку настолько сильна, что психологи не рекомендуют в период от рождения до трех лет переезжать, делать ремонт в детской или, например, кардинально менять внешность (так, на всякий случай, вдруг вам из брюнетки захочется перекраситься в блондинку;)). Важен не только порядок в доме, но и порядок в действиях. Например, если каждое утро вы встаете, застилаете кровать и потом идете чистить зубы, а в какой-то момент поменяете эти действия местами, у ребенка может случиться приступ негодования (а если он не умеет разговаривать, то вы даже можете не понять, что же случилось с поведением малыша). Здесь важны утренние и вечерние ритуалы, четкий распорядок дня и т.п.

Сензитивный период чувствительности к мелким предметам (от двух до трех лет)

Ребёнку необходимо манипулировать мелкими предметами для утончения мелкой моторики. Если детям показать, что можно делать с мозаикой и бусинами, пуговицами зёрнами, то они не будут их использовать не по назначению. Нанизывать начинаем с крупных бусин, затем используем мелкие бусинки. Сортируем сначала каштаны и грецкие орехи, работая обеими руками, постепенно переходим к мелким зёрнышкам. В 9 месяцев малыш хватает крошки хлеба вытянутыми большим и указательным пальцами. В 9.5 месяцев указательный палец уже сгибается при захвате мелких предметов. В 10,5 месяцев ребёнок переворачивает страницы в книге с картинками. В 1 год - поворачивает крышку флакона и нанизывает кольца на пирамидку. В 2 года ребёнок умело рисует круглую спираль, в 2,4 года делает ножницами надрезы на бумажной полоске, которую держит взрослый. В 2,6 года - имитирует пишущие движения, в 2, 7 - формирует валик из пластилина, в 2,9 - чертит закрытый круг.

Сензитивный период развития двигательных навыков (от рождения до 4 лет)

Тугое пеленание, запреты «туда не ходи/здесь не прыгай» — все это ограничивает возможность движения ребенка. Однако через движение ребенок созревает и интеллектуально. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Двигательная деятельность способствует насыщению крови кислорода и так он поступает в т.ч. и в мозг! Запрет на движение грозит болезнями суставов и опорно-двигательного аппарата, а также психологической скованностью.

Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.

Сензитивный период социального воспитания (от 2-3 до 6 лет)

Социализация — важный элемент выживания в нашем мире. В среде Монтессори все материалы в единственном экземпляре. Это побуждает ребенка спросить, можно ли присоединиться к работе и действовать вместе с тем, кто первый взял материал. А если малыш получил отказ — он должен терпеливо выждать, пока другой ребенок закончит работу и освободит место.

Сензитивный период математики (от 4 до 6 лет)

Сензитивный период развития самостоятельности (от рождения до 5 лет)

Умоляю вас — НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА РЕБЕНКА ТОГО, ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОН САМ!!!

Дети умеют одеваться, если вы их научите. Дети умеют пользоваться столовыми приборами, если вы их научите. Дети много чего могут сделать сами — просто ПОВЕРЬТЕ В НИХ!

Кстати о самостоятельности! Предлагаю вам пройти мой тренинг «Самостоятельный малыш. Монтессори в быту у мамы». Тренинг создан для мам малышей от 0 до 5 лет. Состоит из 7 видео-уроков, чек-листов и заданий к ним:

Урок 1. Разберетесь с элементами интерьера и мебели для самостоятельных действий и передвижения малыша.

Урок 2. Рассмотрите, как вы можете обеспечить безопасность ребенка в доме.

Урок 3. Поймете, как легко научить ребенка одеваться , когда одеваться, когда и как выбирать одежду.

Урок 4. Разберете все игрушки , и пересмотрите их на пригодность и соответствие возрасту.

Урок 5. Зонируете среду для игрушек. Разложите их в определенном порядке.

Урок 6. Рассмотрите варианты игрушек для малыша до 5 лет.

Урок 7. Увидите как может выглядеть комната по монтессори и какие элементы в ней должны присутствовать.

Стоимость тренинга — 600 грн./1400 руб./25 долл.

Вы получаете:
— 7 уроков тренинга;
— доступ к закрытой рабочей группе тренинга с дополнительными материалами по методу Монтессори;
— личную консультацию со мной;
— электронную версию книги «Мама 3.0: Хочу и буду»;
— запись лекции «Как сохранить отношения в паре, когда ты мама»

КОГДА МЫ ПОМОГАЕМ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ ХОДИТЬ, РАЗГОВАРИВАТЬ, ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ, УЧИМ ЕГО ХОРОШИМ МАНЕРАМ, И НАМ, И РЕБЕНКУ БУДЕТ НАМНОГО ЛЕГЧЕ, ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ ЗАОДНО С ПРИРОДОЙ, ЗАОДНО С ЗАЛОЖЕННЫМ РИТМОМ И ТЕМПОМ. ОБУЧЕНИЕ В БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОМЕНТ ПРИНЕСЕТ САМЫЙ БОЛЬШОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ОДИН И ТОТ ЖЕ РЕБЕНОК В ОДНОМ ВОЗРАСТЕ БУДЕТ ВПИТЫВАТЬ, КАК ГУБКА, А В ДРУГОМ – ВЫТАЛКИВАТЬ ИЗ СЕБЯ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ. ПОЧЕМУ? ЗНАКОМИМСЯ С СЕНЗИТИВНЫМИ ПЕРИОДАМИ РАЗВИТИЯ.

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка ? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

« Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» — говорила Мария Монтессори.

Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.

ПЯТЬ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ВЫГОТСКОМУ:

  1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
    Этот же период характерен развитием моторики.
  2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
    Начало осознанной речи.
  3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
    Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
    Письмо и чтение.
  5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
    Развитие воображения. Восприятие культуры.

Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.

Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ

0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.

1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых . Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает». У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

Далее мы переходим к порядку в отношениях . Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ

Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ

Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ

Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды , характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы . Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

Сензитивные периоды развития

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка ? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

« Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» - говорила Мария Монтессори.

Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.

Пять периодов развития речи по Выготскому:

  1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
    Этот же период характерен развитием моторики.
  2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
    Начало осознанной речи.
  3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
    Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
    Письмо и чтение.
  5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
    Развитие воображения. Восприятие культуры.

Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.

Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

Сензитивный период для развития речи: от 0 до 6 лет

0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.

1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых . Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает». У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

Далее мы переходим к порядку в отношениях . Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

Сензитивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет

Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды , характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы . Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.