Каково значение фразеологизма "синий чулок"?

    Часто так получается в жизни, что сильная, умная женщина остается одна. И что тогда ей делать? Реализовать себя в работе, карьере, бизнесе, забыв о личной жизни. Такую женщину обычно и называют синий чулок.

    Это выражение пришло к нам из Англии. Так называли ботаника, который был не такой, как все, и вместо черных чулок носил синие.

    Очень хорошо тип женщин синий чулок был сыгран Алисой Фрейндлих в фильме Служебный роман.

    Но, как видим, какой бы сильной не была женщина, она ждет мужчину сильнее себя. И тогда женщина преображается, расцветает, становится настоящей красавицей.

    И пусть отношения на первом этапе бывают сложными, но как они важны.

    Я желаю каждой женщине найти свою половинку, почувствовать себя желанной и любимой и не иметь ничего общего с выражением синий чулок.

    По одной из версий, это выражение возникло в Англии в 1760-х годах в салоне писательницы Элизабет Монтегю. Причм, первым этим прозвище получил учный-ботаник Бенджамин Стиллингфлит, который вместо положенных по этикету шлковых чрных, носил шерстяные синие чулки. В настоящее время, этим прозвищем обычно называют женщин, увлечнных наукой или бизнесом и отказавшихся от личной жизни.

    Синий чулок пришел к нам от Амирикосов.. В англии существовало такое общество женщин.

    Синий чулок

    Выражение обозначающее презрительное название женщин всецело поглощенных книжными, учеными интересами возникло в Англии в 80-х годах XVIII в. и не имело того пренебрежительного значения которое получило позднее. Первоначально оно обозначало кружок лиц обоего пола собиравшихся у леди Монтегю для бесед на литературные и научные темы душою бесед был ученый Бенджамен Стеллингфлит

    Интересна трансформация понятия синий чулок со временем. О самом происхождении термина уже написали другие авторы, я только добавлю, что на момент возникновения фразеологизма в Англии в конце 18 века он был весьма почетным и означал людей обоих полов интеллектуально и духовно развитых. В этот период даже сформировался идеал светской леди синего чулка именно с такими качествами в противовес домашней и безропотной жене. Постепенно термин перекочевал именно на женскую часть общества из-за того, что преимущественно женский кружок собирался в салоне леди Мотегю.

    Но с началом 19 века в обществе меняются настроения, умная, образованная женщина становится немодной. Наверняка это было инициировано мужским населением. В частности руку к этому приложил Байрон, а он обладал влиянием в обществе. С этого времени активно начали появляться анекдоты, карикатуры на интеллектуальных женщин, их не просто высмеивали, но и активно порицали. Синим чулком стало быть не модно.

    Интересно, что на родине этого выражения его уже не помнят, а в русском языке оно живет и здравствует, имея ироничную окраску, обозначает дам, которые принесли свою личную жизнь на алтарь науки и карьеры.

    Изначально выражение синий чулок обозначало, что женщина несколько не соответствует стереотипам о женщинах. Что ее поведение ближе к мужскому - по меркам того времени.

    Вообще, выражение синий чулок появилось в Англии. Так в шутку называли одного ученого и писателя, который постоянно носил синие чулки до колена и принимал активное участие в собраниях литературных обществ. Потом синими чулками стали называть женщин, которые увлекаются литературой, наукой, вместо того, чтобы стоять у плиты или воспитывать детей.

    Сейчас выражение синий чулок употребляют в более широком значении. Например, не только по отношению к женщинам-ученым или феминисткам, но и старым девам; женщинам после 30-40, которые не следят за собой и не пользуются интересом у мужчин.

    Выражение синий чулок появилось в Англии в середине 18 века и было направлено по отношению к мужчинам. Впервые оно упоминается в переписке Элизабет Монтегю и Элизабет Веси которые были членами кружка интеллектуалов Bluestocking. Душой этого кружка в котором велись беседы о науке и искусстве был Бенджамин Стиллингфлит. Пренебрегая модой и этикетом, требующим носить белые или черные он носил синие носки. Позднее женщины этого кружка стали так называть всех мужчин, посещающих этот кружок.

    К началу 19 века кружок распался а отношение к образованным женщинам изменилось.

    фразеологизм Синий чулок- служит характеристикой женщины,пожертвовавшей личной жизнью ради науки или карьеры.

    В Россию он пришел с переводами французских текстов во второй половине 19-го столетия. А вот о его происхождении англичане и французы сполят до сих пор. Французы уверенны,что всему виной комедия Мольера Ученые женщины.

    А англичане считают что этот фразеологизм возник в 18 веке, в Лондоне. Модный салон писательницы Элизабет Монтегрю где велись беседы на темы естественных наук и литературы, называли в шутку Обществом синего чулка.

Есть категория женщин, которых мужчины обычно обходят стороной, не уделяя им должного внимания. Они не вызывают бурного сексуального влечения, с ними не хотят знакомиться, видя бессмысленность всех предстоящих любовных ухаживаний - это женщины Синие Чулки.

Как появился этот термин?

Издревле цвет символизирует целомудрие и чистоты, единение духовности и интеллектуальности. Сейчас Синим Чулком называют женщину, полностью погруженную в работу, добровольно отрекшуюся от личной жизни ради и во славу работы, а также не имеющую ни малейшего намека на женственность и сексуальность.

Как выглядит Синий Чулок?

В отличие от стервы, она замкнута и даже немного раздражительна. Ее не интересуют безделушки, бренды и . Она никогда не флиртует и не кокетничает, просто потому что у нее нет на это времени. В ее жизни есть одна любовь и страсть - работа или наука. Эта женщина безлика. Встретив ее на улице раз, ты ее никогда не узнаешь в проходящих мимо женщинах. Она не старается нравится мужчинам, не руководит и не манипулирует ими, если это не касается работы. На работе же - она железная , диктатор, требующий ото всех повиновения.

Где можно встретить Синего Чулка?

Эта дама посещает выставки, художественные галереи, научные конференции. Ты никогда не увидишь ее танцующую в клубе и пьющую текилу у барной стойки. Она не ходит по корпоративным вечеринкам и не сплетничает в будуарах. Она всегда сосредоточенна на работе и никогда не спешит домой после окончания трудового дня.

Психология женщины Синего Чулка: все проблемы родом из детства

Как правило таких девушек мало балуют в детстве и буквально держат в черном теле. Это те девочки, которые ходят в 5 кружков на дню, которые учатся в школе на одни пятерки и, кроме уроков, нот, пения, вышивания, бальных танцев, ничего не видят. В то время как другие девочки, взрослея, начинают пользоваться косметикой, волосы, носить каблуки, Синий Чулок все так же занимается наукой и саморазвитием, не уделяя своей внешности должного внимания. Отсюда - критичное отношение к своему облику, выражающееся в заниженной самооценке.

Но Синий Чулок - это отнюдь не диагноз. Это специфическая форма защиты не знающей мира девочки от похотливых, грубых, эгоистичных мужчин, действующих в своем корыстном сексуальном, а порой и финансовом интересе. Как правило, эти женщины бывают достаточно успешны и материально обеспечены, поэтому на их горизонте вполне предсказуемо может появиться брачный аферист или альфонс.

Если же она встретит в своей жизни достойного, заботливого и близкого по духу мужчины, то вполне возможно, что она заблистает всеми своими скрытыми от лишних глаз гранями, станет любящей женой и замечательной матерью.

Т. Роулендсон. Карикатура на даму *Bluestocking* | Фото: convolut.ru

В наше время прозвищем «синий чулок» чаще всего награждают старых дев, пожертвовавших личной жизнью ради карьеры или науки, хотя подобная интерпретация этого словосочетания не имеет ничего общего с первоначальным значением. Фразеологизм появился в Англии в XVIII веке, и те, кого называли «синими чулками», не только не огорчались по этому поводу, но имели все основания гордиться своим званием. К тому же первыми такие прозвища получили мужчины.



*Синие чулки* появились в Англии | Фото: stuffpoint.com

Выражение «синий чулок» (bluestocking) впервые было зафиксировано в 1756 г. в Англии, в переписке Элизабет Монтегю и Элизабет Веси – участниц кружка интеллектуалов, встречавшихся для бесед об искусстве и науке. Душой общества, собиравшегося в 1750-1760-х гг. в салоне Элизабет Монтегю, был ученый Бенджамин Стиллингфлит, пренебрегающий модой: этикетом предписывалось носить шелковые белые или черные чулки, а он носил синие шерстяные. И в своей переписке женщины так называли интеллектуалов-мужчин, с которыми общались в этом кружке. Они также употребляли словосочетания «bluestocking doctrine», «bluestocking philosophy» для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики».


Типичное современное представление о *синем чулке* | Фото: subscribe.ru

Д. Босвелл так объясняет появление выражения «синий чулок»: «Стиллингфлит был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили: “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось». А позже «синими чулками» начали называть остальных членов кружка и всех тех мужчин и женщин, которые предпочитали интеллектуальные дискуссии и философские беседы обычным развлечениям вроде игры в карты.


Р. Сэмюэль. Портреты Муз в храме Аполлона, 1778. На этом фрагменте картины изображены участницы кружка *Bluestocking* | Фото: liberallifestyles.com

Для Англии той эпохи подобные салоны были абсолютным новшеством – раньше обсуждение серьезных вопросов было прерогативой мужчин в клубах, кофейнях и кондитерских. В салонах при дамах подобных диалогов никто не вел – это считалось неприличным. Однако со временем женщин, интересующихся искусством и занимающихся литературным творчеством и переводами, в обществе становилось все больше.


Элизабет Монтегю | Фото: quotationof.com

Со временем звание «синего чулка» стало восприниматься как весьма почетное, и его наличие свидетельствовало о принадлежности к интеллектуальной элите. Постепенно в обществе формируется новый идеал английской леди – интеллектуально развитой и духовно независимой. Традиционная роль безропотной и послушной супруги высмеивалась и осуждалась. Так, леди Монтегю иронично писала о главном правиле подобных браков: «Целуй меня и молчи!».


Ханна Мор | Фото: russian-birmingham.co.uk

Одной из участниц кружка «синих чулок» была Ханна Мор, чья судьба сложилась совсем не типично для женщин той эпохи. В 22 года она встретила состоятельного джентльмена, на 20 лет старше нее. Он сделал ей предложение, однако по каким-то причинам брак так и не состоялся. Но мужчина назначил Ханне содержание, благодаря которому она могла безбедно жить в свое удовольствие. Тогда она отправилась в Лондон, где стала членом кружка интеллектуалов под названием «Bluestocking». Ханна Мор открыла несколько школ для бедных и посвятила свою жизнь обучению детей и литературной деятельности. Она так никогда и не вышла замуж.


Т. Роулендсон. Карикатура *Потасовка в клубе Bluestocking*, 1815 | Фото: honisoit.com

Однако к 1800 г. кружок «Bluestocking» распался, а в обществе изменилось отношение к образованным женщинам. Байрон в 1820 г. употребляет это выражение в пренебрежительном значении по отношению к салону леди Монтегю. Вслед за ним мужчины начинают высмеивать женщин, предпочитающих семейной жизни интеллектуальные занятия. В XIX в. появилось множество анекдотов и карикатур, порицающих женщин, увлеченных творчеством, наукой или общественной деятельностью. Одна из расхожих острот гласила: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок».


*Синий чулок*. Фото Е. Земцова | Фото: photographers.ua

Удивительно, но там, где зародился этот фразеологизм, его давно уже не используют, а вот у нас выражение «синий чулок» является очень распространенным и всем известным. В одном из своих рассказов А. Чехов писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».


Катя Пушкарева – воплощение распространенных стереотипов о *синих чулках* | Фото: fresher.ru

Первоначальный смысл фразеологизма изменился под влиянием реакции общества на движение эмансипе. Поэтому выражение «синий чулок» приобрело ироническое, а затем и оскорбительное звучание. В ХХ в. ситуация не изменилась

В народе существует довольно сильное заблуждение, что синий чулок (значение фразеологизма рассмотрим сегодня) - это старая дева. Убеждение сие не соответствует действительности, и чтобы доказать это читателям, раскроем тему подробнее.

Происхождение

Конечно, выражению этому много лет и даже не одно столетие. Возникло оно в Англии 18-го века. Источники гласят, что все началось с нонконформистского жеста Бенджамина Стиллингфлита, который был ботаником, писателем и переводчиком. Может быть, из вредности, а может быть, из соображений стиля, но интеллектуал пренебрегал этикетом и предпочитал черным чулкам синие. А история стала достоянием общественности благодаря известному в ту пору салону Элизабет Монтегю. Она была не просто держателем салона, но и писательницей. Правда, судя по всему, в английские классики она не попала, зато мы ее помним благодаря выражению «синий чулок» (значение фразеологизма выясним в процессе исследования). Таким образом, первым синим чулком был мужчина, потом вообще салон переименовали в честь этого прекрасного элемента гардероба, но, правда, сделали это злые языки. Интересная история скрывается за темой «“Синий чулок”: значение и происхождение фразеологизма». Но самое захватывающее впереди.

Значение

Конечно, учитывая крепкие, почти неразрывные связи Англии и Франции, выражение перекочевало к соотечественникам Мольера без всяких хлопот. И стало означать женщин, которые внешне и внутреннее походят на мужчин и интересуются всем тем, что обычно увлекает представителей мужского пола. Но не то, о чем сейчас подумал читатель. Синий чулок (значение фразеологизма следует далее) - это, прежде всего, женщина, которая интересуется интеллектуальной культурой, политикой. Другими словами, всем тем, что отдано на откуп мужчинам. Причем совершенно неважно, могут те высказать хоть одну дельную мысль по существу или нет.

Такие женщины не хотят замыкать себя в строгих гендерных представлениях. Сейчас эта же установка выражается в словах: «Ты же девочка!». Сегодня, как и тогда, находятся прекрасные создания, которые бунтуют против сведения их жизни к стереотипу, причем мужскому, но об этом еще поговорим чуть позже. Так как тема происхождения заблуждения относительно значения фразеологизма «синий чулок» касается нас напрямую.

Скажем также, что в Россию выражение было завезено из Франции. В нашем отечестве к таким женщинам относились тоже очень скверно, но мысленно делаем скидку на время.

Исток заблуждения о смысле выражения

Почему до сих пор некоторые уверены, что синий чулок - это старая дева? Все очень просто. Меняются местами причина и следствие, причем это мужская логика. Считается, что жена не должна быть умнее мужа, ибо последнего такой факт как-то компрометирует. Остается неясным, правда, в чьих глазах. Но оставим это.

Поэтому людская молва полагает, что интеллектуалкам дорога в брак заказана, а семейное счастье не светит. Так ли это? Вопрос спорный. Да, творческие люди часто остаются в одиночестве. Иногда из-за того, что они долго ищут подходящий вариант, но чаще потому, что не могут найти родственную душу. Ведь чем человек умнее, тем труднее ему найти пару. Брак - это не только вкусный обед, но и темы для разговоров. А что делать, если потенциальные мужья или жены не блещут и ничего не слышали о Кафке, Ницше или даже не читали Л. Н. Толстого? Кто-то скажет: «Это снобизм!». Может быть, но для некоторых культурная реальность не менее важна, чем предметная действительность. Да, кстати, с другой стороны, когда людям нечего обсуждать, они не могут поругаться и развестись.

Есть ли поводы для оптимизма? Конечно! Читатель теперь с легкостью ответит на вопрос о том, какое значение у фразеологизма «синий чулок».

Эмансипация шагает по планете

Сейчас в развитиях странах, в которых нет проблем с едой, водой и образованием для населения, женщина-интеллектуалка уже не вызывает того отвращения и ужаса, которые можно было наблюдать у представителей мужского пола раньше. Наоборот, феминная особа, которая полагается во всем на мужчину, а сама она может только «быть женщиной», скорее вызывает недоумение, чем сильная независимая женщина (заметьте, без всяких кавычек). Да и надо учитывать требования времени: это к тому, что замечательные, ухоженные, умные мужчины выбирают общество себе подобных. Этот факт сужает приемлемый выбор красивой и талантливой женщины.

Успокаивает только то, что людей и так слишком много. Другими словами, полагаться сейчас нужно только на себя как мужчинам, так и женщинам. И тогда проблем будет меньше.

Мы уже выяснили, каково значение фразеологизма «синий чулок», сейчас изучаем его в исторической перспективе.

Изменение отношения к женщине-интеллектуалке

В доказательство того, что синим чулком быть не так уж страшно, а даже в некотором смысле почетно, можно вспомнить разные фильмы: один советский и несколько зарубежных. Вспомните, например, фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977). В нем показано, как женщине плохо без любви, мужа и детей. Л. П. Калугину поглотило одиночество, сделало ее серой, невзрачной, старой. Понятно, что в некотором смысле фильм должен был вписываться в советскую систему ценностей, где семья - это ячейка общества.

Теперь снимают другие фильмы. В них действуют смелые девушки. Они по-мужски решительны, целеустремленны и независимы. Правда, ни один русский фильм на ум не приходит, но зато западных хоть отбавляй. Приведем в пример «Люси» (2014) или «Солт» (2010), а чуть раньше были кинокартины «Солдат Джейн» (1997) или «Долгий поцелуй на ночь» (1996).

Но самый интересный в этом смысле образец нежизнеспособности феминной женщины снял недавно Вуди Аллен. Он назвал кинокартину «Жасмин» (2013). Это как раз история о женщине, которая была женой очень богатого человека, потом в силу определенных причин она осталась одна, без денег, образования и работы. Финал там совсем печальный.

Идеал женщины, он какой?

Этот вопрос довольно трудный, потому что идеал - это явление подвижное, живое. Все меняется от эпохи к эпохе. Сегодня говорить о застывшем образце глупо, потому что слишком велика свобода. Кому-то нравятся очаровательные дурочки, а кому-то татуированные особы, слушающие тяжелый рок и не желающие рожать детей. Последние считают, что жизнь слишком коротка и прекрасна, чтобы тратить ее на распашонки и пеленки. Кто может в них кинуть камень? Для самой женщины неплохо иметь несколько планов, ролей и образов в запасе.

Но одно можно сказать совершенно точно: синий чулок в качестве возможного даже нравственного ориентира - это не так уж плохо. Человек должен уметь позаботиться о себе сам.


В наше время прозвищем «синий чулок» чаще всего награждают старых дев, пожертвовавших личной жизнью ради карьеры или науки, хотя подобная интерпретация этого словосочетания не имеет ничего общего с первоначальным значением. Фразеологизм появился в Англии в XVIII веке, и те, кого называли «синими чулками», не только не огорчались по этому поводу, но имели все основания гордиться своим званием. К тому же первыми такие прозвища получили мужчины.



Выражение «синий чулок» (bluestocking) впервые было зафиксировано в 1756 г. в Англии, в переписке Элизабет Монтегю и Элизабет Веси – участниц кружка интеллектуалов, встречавшихся для бесед об искусстве и науке. Душой общества, собиравшегося в 1750-1760-х гг. в салоне Элизабет Монтегю, был ученый Бенджамин Стиллингфлит, пренебрегающий модой: этикетом предписывалось носить шелковые белые или черные чулки, а он носил синие шерстяные. И в своей переписке женщины так называли интеллектуалов-мужчин, с которыми общались в этом кружке. Они также употребляли словосочетания «bluestocking doctrine», «bluestocking philosophy» для обозначения их особой философии «как средства против грубого мира политики».



Д. Босвелл так объясняет появление выражения «синий чулок»: «Стиллингфлит был таким превосходным собеседником, что его отсутствие воспринималось как большая потеря, и мы, бывало, говорили: “Мы не можем обойтись без синих чулок”, и так понемногу это название прижилось». А позже «синими чулками» начали называть остальных членов кружка и всех тех мужчин и женщин, которые предпочитали интеллектуальные дискуссии и философские беседы обычным развлечениям вроде игры в карты.



Для Англии той эпохи подобные салоны были абсолютным новшеством – раньше обсуждение серьезных вопросов было прерогативой мужчин в клубах, кофейнях и кондитерских. В салонах при дамах подобных диалогов никто не вел – это считалось неприличным. Однако со временем женщин, интересующихся искусством и занимающихся литературным творчеством и переводами, в обществе становилось все больше.



Со временем звание «синего чулка» стало восприниматься как весьма почетное, и его наличие свидетельствовало о принадлежности к интеллектуальной элите. Постепенно в обществе формируется новый идеал английской леди – интеллектуально развитой и духовно независимой. Традиционная роль безропотной и послушной супруги высмеивалась и осуждалась. Так, леди Монтегю иронично писала о главном правиле подобных браков: «Целуй меня и молчи!».



Одной из участниц кружка «синих чулок» была Ханна Мор, чья судьба сложилась совсем не типично для женщин той эпохи. В 22 года она встретила состоятельного джентльмена, на 20 лет старше нее. Он сделал ей предложение, однако по каким-то причинам брак так и не состоялся. Но мужчина назначил Ханне содержание, благодаря которому она могла безбедно жить в свое удовольствие. Тогда она отправилась в Лондон, где стала членом кружка интеллектуалов под названием «Bluestocking». Ханна Мор открыла несколько школ для бедных и посвятила свою жизнь обучению детей и литературной деятельности. Она так никогда и не вышла замуж.



Однако к 1800 г. кружок «Bluestocking» распался, а в обществе изменилось отношение к образованным женщинам. Байрон в 1820 г. употребляет это выражение в пренебрежительном значении по отношению к салону леди Монтегю. Вслед за ним мужчины начинают высмеивать женщин, предпочитающих семейной жизни интеллектуальные занятия. В XIX в. появилось множество анекдотов и карикатур, порицающих женщин, увлеченных творчеством, наукой или общественной деятельностью. Одна из расхожих острот гласила: «Многие женщины становятся синими чулками, так как никто не интересуется цветом их подвязок».



Удивительно, но там, где зародился этот фразеологизм, его давно уже не используют, а вот у нас выражение «синий чулок» является очень распространенным и всем известным. В одном из своих рассказов А. Чехов писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».



Первоначальный смысл фразеологизма изменился под влиянием реакции общества на движение эмансипе. Поэтому выражение «синий чулок» приобрело ироническое, а затем и оскорбительное звучание. В ХХ в. ситуация не изменилась: