Рассмотрение духовной жизни общества целесообразно начать с выяснения сущности феномена духовности.

Происхождение термина «дух» как в русском, так и во многих других языках, связано с физиологическим процессом дыхания. Отсюда вывод, что духовность, наличие духовной жизни равноценно самой жизни. Человек, который отказывается от духовности, уже не может считаться человеком, а становится обычным животным. Потому понятно, что именно наличие духовности, духовной жизни отличает человека от животных, у которых нет ни культуры, ни морали, ни искусства, ни науки, не религии.

Традиционно тема духовности разрабатывалась в мировых религиях. В христианстве слово «дух» имеет несколько значений. Во-первых, дух – это одна из ипостасей Бога – Святой Дух. Во-вторых, в христианстве дух – это высшая, наиболее благородная и приближенная к Богу, часть души. В целом, в христианстве духовность понимается как высоконравственная жизнь по заповедям Божиим, забота о чистоте души.

В светской традиции высокодуховным человеком может быть назван тот, который, во-первых, обладает широким кругозором, разбирается в литературе и искусстве, интересуется наукой и философией, ориентируется в политике, знает историю и чтит традиции своего Отечества; во-вторых, отличается высоконравственным образом жизни, обладает такими нравственными качествами, как справедливость, честность, порядочность, доброта, милосердие, терпимость, душевная чуткость; в-третьих, обладает развитым эстетическим вкусом, любовью к прекрасному, творческими способностями.

По мнению В.Г. Федотовой, можно выделить четыре измерения духовности – теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность -- каждое из которых связано с одной из фундаментальных духовных потребностей человека. Эстетизм связан с потребностью в прекрасном, шире – с эстетическим потребностями, этизм – с потребностью в высокоморальном образе жизни, в частности, с потребностью в справедливости, любви, делании добра, теоретизм – с потребностью в знании и информации, религиозность, с точки зрения верующего человека, удовлетворяет потребность в общении с источником бытия, Творцом мира, а с позиций атеистического сознания, религиозность связана с потребностью нахождения психологической поддержки, отвлечения от тягот личной и социальной жизни. Особо следует выделить такую духовную потребность как потребность в общении.

Только тот человек, у которого все четыре измерения находятся на должном уровне развития, может считаться высокодуховным. На наш взгляд, главенствующее место в духовном облике человека принадлежит нравственной составляющей, поэтому духовность можно определить как нравственно-ориентированные, т.е. направленные к Добру, волю, разум, эстетическое и религиозное чувства человека.

На основе духовных потребностей формируются духовные интересы, а удовлетворение потребностей связано с понятием духовных ценностей.

Остановимся на значении терминов «потребность», «интерес» и «ценность». Под потребностью обычно понимают состояние нужды в чем-либо, нехватки (фрустрации) чего-либо, которое испытывает индивид и которое выступает побудителем (двигателем, мотивом) его активности. Интерес – форма проявления потребности, её конкретизированное и осознанное выражение. Наконец, понятие «ценности» выражает значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

В системе философского знания существует целый раздел, посвященный исследованию ценностей, получивший название аксиологии (от греч. axia - ценность и logos - слово, учение). В центре внимания аксиологии находятся вопросы о природе ценностей, их разновидностях, роли в жизни общества и человека.

На уровне индивида ценности проявляются как ценностные ориентации личности – это представления человека о том, что для него ценно и важно, что имеет значение для его жизни, к реализации чего он стремится.

Заканчивая разговор о духовной жизни личности, следует подчеркнуть, что самое важное в духовности – это не только верховенство нравственности, служение идеалам Добра, но и гармоничное развитие всех сторон духовной жизни человека, равное внимание ко всем главным измерениям духовности и духовным потребностям.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Духовность – это интегральное качество, атрибут человека, радикально отличающий его от животных. Духовность можно определить как нравственно-ориентированные, направленные к Добру, волю и разум, религиозное и эстетическое чувства человека.

2. К основным измерениям духовности можно отнести четыре: теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность.

Вопрос 2. Содержание духовной жизни общества

Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности социума по созиданию, обмену, распределению, хранению и усвоению духовных ценностей и информации. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей, из таких форм их деятельности, как познание (наука), художественное творчество (искусство), отправление религиозных культов и богообщение (религия), из проявлений морали.

Тогда как духовная сфера – это более узкое понятие, а именно лишь сторона духовной жизни, связанная со специализированным (профессиональным) духовным производством , с функционированием учреждений и организаций (идеологических, научных, художественных, религиозных), в рамках которых создаются, хранятся, распространяются духовные ценности и информация. Основными элементами духовной сферы

Остановимся более подробно на трех важнейших элементах духовной жизни общества – религии, искусстве и морали, каждый из которых связан с измерениями духовности, которые мы выделили в первой части лекции (четвертому измерению, теоретизму, соответствуют наука и философия, каждой из которых была посвящена отдельная лекция).

Религия, искусство, мораль – важнейшие формы духовной культуры общества, каждая из которых выступает особым способом духовно-практического освоения мира, его познания и преобразования.

Слово «религия» латинского происхождения, оно восходит к глаголу religare – связывать, соединять. Имеется в виду связь человека с иномирностью, с другими измерениями бытия. По мнению В.С. Соловьева (1853 – 1900), «религия… есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего».

Важнейшим, центральным признаком религии является вера в сверхъестественное бытие каких-либо существ, вещей или отношений к ним. Еще в XVIII веке Дени Дидро писал: «Чем больше просвещен и развит народ, тем быстрее слабеет и исчезает в нем вера в сверхъестественное». Но что такое сверхъестественное?

Второй важный признак религии – это наличие веры , последняя понимается обычно как неполное, недостаточное знание, как принятие за истину чего-то без предварительной проверки и доказательств. Вера – это особое состояние психики, в котором смешаны как рациональные (суждение об истинности той или другой информации), так и эмоциональные (переживание, чувство уверенности) элементы.

Следующим признаком религии является наличие культовых действий, т.е. обрядов и ритуалов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, добиться их благорасположения.

Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Под искусством обычно понимают художественное творчество в целом, включающее в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Изучением как искусства, так и закономерностей эстетического освоения мира в целом, занимается эстетика (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) -- философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного .

Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Её важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которыми работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека.

Подытоживая разговор о сущности искусства, отметим, что его своеобразие в духовной жизни определяется чувственно-образным характером, стремлением сделать жизнь человека насыщенной эмоциями и переживаниями, преобразовать окружающий мир по законам красоты.

Традиционно проблемы морали осмысляются в рамках особой философской дисциплины – этики . Этика (от греч. ethos - обычай, нрав, характер) как наука появилась ещё в эпоху античности. Само слово «этика» впервые ввёл в философский обиход Аристотель, он же написал по существу первый учебник по этике, носивший название «Никомахова этика».

В философской литературе мораль трактуется по-разному. Она определяется и как способ самоосуществления и самоуправления личности, и как мера господства человека над самим собой, и как форма общественного сознания, отражающая мир с позиций добра и зла, должного и не-должного, справедливого и несправедливого. Однако чаще всего под моралью (нравственностью) понимаютспособ упорядочения (регуляции) отношений между людьми на основе обобщённых представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра.

Моральная регуляция осуществляется с помощью системы норм и правил, которые суть либо предписания (напр., «Возлюби ближнего своего как самого себя»), либо запреты («Не прелюбодействуй»).

Важнейшими императивными механизмами морали выступают долг и совесть . Первый представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом. В самом общем виде, долг – это следование пути добродетели, обычно вопреки собственной выгоде. Совесть предполагает умение критически оценивать свои поступки, мысли и желания, требует от человека быть честным «во мраке», т.е. когда никто другой не может проконтролировать его действия и побуждения. Долг и совесть тесно взаимосвязаны: поступок по совести – это поступок из чувства долга.

Вопрос о функциях морали – это вопрос о том, зачем, для чего нужна мораль , какова её роль в обществе? Несмотря на то, что выше мы определили мораль как способ регуляции отношений между людьми, её общественная роль к этому не сводится. Мораль многофункциональна, т.е. выполняет различные взаимосвязанные функции. А.И. Титаренко отмечает следующие функции морали: регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную (обеспечивающую общение людей), прогностическую. К ним, на наш взгляд, можно также добавить идеологическую и мировоззренческую функции. Однако, на наш взгляд, главная функция морали – гуманистическая , её предназначение – делать человека человечнее.

В отечественной традиции духовная жизнь анализируется также с помощью категории «общественное сознание». Это марксистское понятие соотносительно с «общественным бытием», последнее трактуется как материальные (объективные) отношения людей к природе и друг другу, главные среди них – производственные отношения. В своих работах, в частности в «Капитале» , К. Маркс настаивал, что общественное бытие, т.е. экономический базис общества, способ производства материальных благ определяет общественное сознание, т.е. мысли, чувства, настроения, убеждения людей. Иначе говоря, общественное сознание отражает общественное бытие. Сегодня ясно, что такой односторонний экономикоцентризм не адекватен. Более правильно говорить о взаимодействии, обоюдном влиянии общественного сознания и общественного бытия. Можно дать следующее определение общественного сознания – это надиндивидуальная идеальная реальность, целостное духовное явление, возникающее на основе синтеза отдельных индивидуальных сознаний, которое частично определяется общественным бытием, отражает его и активно на него воздействует.

Общественное сознание надличностно, это внутри себя по-особому организованная идеально-объективная действительность, с требованиями и волей которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными явлениями и законами. Носителями общественного сознания являются не только и не столько индивиды, сколько социальные группы и общности.

Важной характеристикой общественного сознания является общественное мнение – это статистически среднее оценочное отношение различных социальных слоев или общества в целом к текущим событиям общественной жизни.

Дальнейшее прояснение сущности общественного сознания связано с выделением его уровней и форм. К уровням относят обыденно-практическое сознание и теоретическое сознание . Первое отражает социальную действительность непосредственно, бессистемно и стихийно, второе – концептуально, в виде теорий. Обыденное сознание в большей мере оперирует образами, носит чувственно-наглядный характер, теоретическое – оперирует понятиями, отличается рационально-логическим характером. Высшей формой обыденного сознания является мудрость, теоретического – наука.

Частным аналогом обыденного сознания выступаетобщественная психология – совокупность общественных чувств, эмоций, настроений. Заключенное в общественной психологии отношение к явлениям общественной жизни находит свое выражение в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды, а также в их стремлениях, целях и идеалах. Общественная психология выступает как единство эмоциональных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, к их общественному бытию.

Важным компонентом теоретического сознания является идеология как теоретическое выражение интересов той или иной группы людей (класса, общности) по отношению к существующей социальной действительности и способам её возможного преобразования. Идеология всегда пристрастна, далека от объективности, а потому в той или иной мере искажает реальность, хотя нередко мимикрирует под науку (как, напр., марксизм или современные либеральные идеологии).

Формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения, а также по способам отражения и общественной роли. Традиционно к формам общественного сознания относили научное, религиозное, нравственное, философское, эстетическое, политическое и правовое сознание. Сегодня, по нашему мнению, в этот список надо добавить экономическое и экологическое сознание, выражающие, соответственно, отношение людей к сфере хозяйства и к природе.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности социума по созиданию, обмену, распределению, хранению и усвоению духовных ценностей и информации.

2. Духовная сфера – это более узкое понятие, а именно лишь сторона духовной жизни, связанная со специализированным (профессиональным) духовным производством.

3. Основными элементами духовной сферы выступают наука, образование, мораль, религия, искусство, идеология, средства массовой информации (СМИ).

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 383-398.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 445-455.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 190-196, 240-249, 254-259, 282, 329-331, 392-393.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.265-271.

5. Злотников Ю.Я . Самовоспитание сотрудников пожарной охраны: философско-методологические аспекты // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М., АГПС МЧС РФ, 2003.

6. Зотова Л.В. Идеология в системе культуры. Политическое воспитание сотрудников государственной противопожарной службы // Проблемы культуры сотрудников Государственной противопожарной службы: Сборник трудов. – М., АГПС МЧС РФ, 2003.

Дополнительная литература :

7. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002.

8. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

9. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк. – М., 1974.

10. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. М., 1999.

11. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

12. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992.

13. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1989.

14. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

15. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1992.


Похожая информация.


Духовные потребности отражают потребности человека в духовных благах, которые создаются в процессе интеллектуальной деятельности людей в таких отраслях, как культура и искусство, образование, наука, социальное обеспечение и политическое управление.

В рыночной экономике удовлетворение многих видов духовных потребностей происходит на основе обмена и распределения, т.е. с учетом товарно-денежных отношений. Однако, в отличие от материальных благ, они не всегда имеют вещественную форму и товарно-денежный обмен.

В качестве примера приведем воспитание детей в семье, самообразование на основе семейной библиотеки, формирование общественной морали в религиозных организациях. Даже использование средств массовой информации для удовлетворения духовных потребностей имеет минимальную цену, а результат услуги - высокое духовное развитие. Однако они могут оказывать и негативное влияние на личность (фильмы ужасов и триллеры).

Духовные потребности могут быть отражены с помощью ряда статистических показателей, показывающих динамику удовлетворения социальных потребностей населения России. К ним можно отнести численность учащихся и студентов в расчете на 10000 населения, число посещений театров и музеев на 1000 населения, число массовых библиотек и клубных учреждений в расчете на 1000 населения, годовой тираж газет, книг и брошюр на душу населения, удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме бюджета государства. С другой стороны, на уровень духовного благосостояния влияют такие показатели, как число преступлений на 10 000 населения, процент участия населения в выборах органов власти и др.

Духовные потребности создаются в результате интеллектуальной деятельности в таких отраслях народного хозяйства, как наука, образование, культура, социальное обеспечение, политическое управление. Они представляют собой продукт преобразования отношений между людьми, складывающихся в ходе совместной, коллективной деятельности, из формы бытия в форму сознания. Роль духовных потребностей в развитии личности человека и персонала организации весьма велика, однако исследована теорией управления пока недостаточно. Некоторые показатели духовного благосостояния населения России за 1985-2000 гг. даны в табл. ниже.

Демократизация и гуманизация общественной жизни и поворот лицом к человеку являются главными особенностями XX в. В современном менеджменте все большее значение приобретает гуманистическая концепция. В соответствии с ней человек - это главный субъект управления, который не может рассматриваться как трудовой ресурс. Эта философия широко пропагандируется лидерами японского бизнеса и заключается в рассмотрении человека как члена семьи (компании), а функция менеджмента состоит в управлении социальным существом (человеком).

Согласно этому подходу, считает проф. Л.И. Евенко, не человек существует для предприятия, а предприятие для человека, и, исходя из учета индивидуальных особенностей работников, строятся стратегия, структура и процесс управления на предприятии1. В центре координации совместных усилий находится самоуправление трудовых коллективов и внутрифирменные отношения, массовое участие работников в принятии коллективных решений, обучение непосредственно на рабочем месте с участием наставников, контроль за поведением и выполнением правил внутреннего трудового распорядка с помощью лидеров неформальных групп. В то же время сохраняется четкое директивное внутрифирменное планирование, нормирование труда, рост автоматизации производства, жесткая организационная культура, т.е. человек имеет высокую степень свободы в четких организационных рамках и мотивирован на высокие конечные результаты труда.

В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, природе, материальным и другим ресурсам. Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Рыночный механизм и свободная экономика позволяют наилучшим образом удовлетворить все потребности человека.

Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком состоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены.

Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в современное время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и малого бизнеса.

Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек без потребностей - мертвый человек.

Миллионы лет эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). Во многих научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т.е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. Но в чем же все-таки их отличие? Эти понятия отличает то, что отличает человека от животного, то есть разум. При рождении человек испытывает только первичные потребности. Проходят миллионы лет эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Одним из основных признаков этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами потребности - та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т.е. осуществлять производственную деятельность.


1. Философия как особая форма духовной жизни

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность. Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах. Важной стороной экономического развития общества является и его духовная жизнь. Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества. Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.

Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях - познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.

Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Дня этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.

Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношении, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

Духовные отношения - это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете - ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца.

Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Общественное и индивидуальное сознание является центральным моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, например, духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей. Духовное производство есть производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Все эти духовные образования выступают в качестве предметов духовного потребления. Духовные отношения между людьми есть отношения по поводу духовных ценностей, в которых воплощено их сознание.

Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Надо сказать, что отражение общественной жизни в общественном сознании не является каким-то механически-зеркальным, подобно тому как в зеркальной глади реки отражается расположенный вдоль ее берегов природный пейзаж. В данном случае в одном природном явлении чисто внешне отразились черты другого. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание.

Общественное сознание имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. Именно в ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях - это две стороны практической деятельности людей. Будучи отражением явлений общественной жизни, различного рода образы, взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми данных явлений в своих практических целях, в том числе в целях их непосредственного потребления или же иного их использования, скажем, в целях эстетического наслаждения ими и т.д. В конечном счете содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.

Можно, пожалуй, согласиться в какой-то мере с положением о том, что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество.

1.1 Духовная жизнь общества

" В отличие и от природы, и от общества, и от самого человека, культура оказывается системой, образуемой взаимопревращением трех конкретных форм ее реального существования, трех модальностей: человеческой, в которой культура предстает как совокупность приобретаемых человеком, и человечеством, и каждым индивидом, а не биологически-врожденных ему качеств; деятелъностной, которая образуется совокупностью вырабатываемых людьми, а не инстинктивных, биологически-врожденных, способов деятельности; предметной, которая охватывает всю "вторую природу", сотворенную и творимую ныне человеком - вещи, социальные институты, научные, идеологические, философские сочинения, художественные произведения, педагогические акты и игры.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума. "Функционирование культуры становится не движением по замкнутому кругу, а спиралеобразным процессом прогрессивного развития человечества, непрерывно превращающего небытие в бытие."

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

"Процесс воспитания, образования, обучения каждого входящего в мир юного существа должен формировать все три грани его системно-целостного бытия - природно-врожденные индивиду, обретаемые в ходе освоения богатств, накопленных историей мировой культуры, и порождаемые социальным строем общественной среды, в которой протекают его жизнь и деятельность".


2. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека

2.1 Влияние науки на духовное развитие человека

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т.д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно-объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следующим образом:

1) нельзя ничего принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний);

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, т.е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем, именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она, тем не менее, развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон "развитие науки в запас", согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

2.2 Искусство - как часть духовной культуры

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

2.3 Религия - как часть духовной культуры

Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т.е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции религии определил З. Фрейд, писавший: "Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе". Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы - один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая "Царство Божие", примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.

2.4 Духовная культура

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает "обрабатывать", "возделывать почву". Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях - "широком" и "узком".

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

2) что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);

2) искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);

3) синтетически-природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание - то, что они значат для личности и общества.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т.е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведение изобразительного искусства (живопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т.д.);

6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т.д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокулътурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего - в будущее);

б) селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества на данном этапе);

в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм).

Накопленные российским обществом в XX веке социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере.


Заключение

Одна из очень древних истин гласит: "Не хлебом единым жив человек". Человеку присущи разум и сознание, значит, ему нужна духовная пища. Отсутствие возможности читать, писать, слушать, получать информацию, общаться с другими людьми довольно быстро ведет к вырождению личности. Хорошо известны случаи, когда дети случайно попадали в животный мир и воспитывались в среде животных, не получая духовной пищи. Они теряли человеческий облик и превращались в животных. В широком смысле слова к Духовной пище следует относить все виды информации, которые получает человек. Это знания, приобретаемые посредством обучения, приобщение к культурным ценностям путем чтения, прослушивания радиопередач, просмотра фильмов, телепередач, посещения музеев, концертных залов, получение неизвестных ранее сведений, данных из средств массовой информации, духовное общение с другими людьми.

Духовные запросы людей весьма разнообразны. В какой мере экономика, производственная и хозяйственная деятельность способствуют их удовлетворению? Конечно, собственно духовную пищу, интеллектуальный продукт способен создавать только разум человека. Пока только предпринимаются попытки создать искусственный интеллект, мыслящую машину. Но это вовсе не означает, что духовные потребности людей и источники их удовлетворения не имеют ничего общего с экономикой. Возьмем, например, книги. Ведь для выпуска книг надо изготовить и нарезать бумагу, напечатать на ней текст, переплести страницы, отправить готовую продукцию в книжный магазин, продать ее покупателям по определенной цене. А это уже экономика в самом явном виде. Духовные ценности, имея информационную природу, могут быть зафиксированы только на материальных носителях. Текст приходится записывать или печатать на бумаге, звуковую информацию фиксировать на CD-дисках пластинках или аудиокассетах, зрительную - на видеокассетах или кинопленке. Творения художников и зодчих также имеют материальную основу, в виде холста и красок, гипса и мрамора. А за производство носителей информации отвечает экономика, это ее задача.

Приобретая духовные ценности, покупатели платят деньги, а продавцы их получают. И это также имеет самое непосредственное отношение к экономике. По мере развития цивилизации духовные запросы возрастают, и будут возрастать в еще большей степени, чем материальные потребности, а удовлетворение потребностей в духовной пище будет способствовать развитию экономики.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Роль духовных потребностей

Нам всегда чего-то не хватает для полного счастья. Одни хотят машину, другие дом на берегу моря. Но получая это, люди все равно чувствуют себя несчастными. И дело здесь не в том, правильно ли человек использует накопленные капиталы. Мудрейшие умы человечества многие века доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности имеют духовное начало.

В чем особенность духовных потребностей? Они являются высшими человеческими ценностями и важны для большинства людей. Их уровень является важнейшим в человеческой личности. Все мы хотим заниматься интересным делом, найти свою любовь, обрести уверенность в себе и познавать этот мир. Духовные потребности человека можно перечислять бесконечно. Главное чтобы ценности, в которых он нуждается, были ему доступны.

Духовная жизнь человека сочетается со многими другими сферами - политической, правовой, социальной. Духовные ценности играют главную роль в этом сочетании. Они помогают развивать мировоззрение человека и его лучшие социальные качества. Внутренняя гармония человека всегда зависит от того, насколько удовлетворены его духовные потребности. Виды духовных потребностей человека весьма разнообразны. К главным из них относятся творчество, самовыражение, стремление к познанию, восприятие произведений искусства и самоутверждение. Духовные человеческие потребности есть не что иное, как нужда в совершенствовании и удовлетворении чувства прекрасного. Поскольку взаимодействие с окружающим миром может совершаться не только отдельным человеком, но и социальной общностью, принято разделять понятия духовная потребность личности и духовные потребности общества.

Духовная потребность личности - это, прежде всего, свойство психики человека. Это то состояние когда личность нуждается в удовлетворении нравственных нужд больше чем в материальных. Духовность человека - это постоянное стремление к собственному совершенствованию и саморазвитию. В этом стремлении личности лучшими средствами достижения духовных потребностей являются три важнейших ценности:

Добро: это понятие имеет общую оценку деятельности человека и ставится в противоположность злу;

Красота: это объединение качеств, которые доставляют наслаждение личности и приятны слуху и взору;

Истина: взгляд личности на реальную действительность, без выдуманных идеалов и приукрашиваний. Истина - это отражение действительности таковой, как она есть.

Как сказал один великий - истинное богатство человека - в его духовном мире. Главное жизненное достижение личности кроется не только в удовлетворении духовных потребностей, но и в их использовании на благо общества .

Духовные потребности общества - это совокупность нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию. Такими духовными ценностями как чувство прекрасного, истины и справедливости, противостояние добра и зла, общество выражает свое отношение к тому что происходит в реальности.

Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды .

Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях - выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство - это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное .

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Духовные потребности

контрольная работа

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций .

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности .

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения - бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни - страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости - приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответственно своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом выступают более тонкие и более сложные .

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы - подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его потребности» ) использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы .

Духовность - трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества .

Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлино человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.

Диапазон потребностей человека, приводящих его в ресторан среднего уровня

Для выявления диапазона потребностей человека, приводящих его в ресторан нужно, для начала, составить краткий анализ наиболее известных классификаций потребностей...

Духовные потребности

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно...

Основными субъектами информационного рынка являются потребители (пользователи) и производители информационной продукции...

Информационные потребности в обзорно-аналитической информации

Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности. В самом общем смысле под информационной потребностью (ИП) понимается необходимость в информации...

Культурные потребности современной молодёжи

Потребности -это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности...

Культурология как наука

Слово "культура" знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснять, что такое "культура" с теоретической и научной точки зрения. Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре «дистанция огромного размера»...

Культурология как научная дисциплина

Современная культурология формируется, выходя из-под родительской опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно...

Особенности состава современных культурологических проектов

Предметом систематического изучения игра становится, начиная с XX века, в связи с последствиями антропологического поворота, когда философия делает попытку центрации мира на человеке, ищет ориентиры...

Рассмотрим общие характеристики потребности как явления, которые связаны с индивидуальной жизнедеятельностью человека. Духовные и материальные потребности - это явления человеческой психики. Современная наука...

Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения

В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение - гуманизм...

Религия, искусство и наука в пространстве культуры

Культура не существует вне человека. Человек - творит культуру. Артефакт - то, что искусственно создано человеком. Культура - совокупность артефактов. Культура начинается там, где человек существует не только как биологическое существо...

Античная культура строится вокруг самостоятельного города-государства. Эта исходная форма обозначалась в греческом языке словом полис, в латинском, первое из этих слов переводится как город, второе как гражданская община...

Социально-культурное понятие Востока

Восток никогда не терял связи с природой. В отличии от европейцев, восточный человек направлял свои силы на совершенствования себя. Человек в мире и природе воспринимался им не как хозяин, а как одна из составляющих частей...

Стилевая эволюция мебели от барокко к модерну

Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли...

Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

Схема 1. Место сферы культуры в национальном хозяйстве. Обособление видов культурной деятельности в качестве сферы культуры связано с характером выполняемых ими функций...