Светлана Свибович
Планирование трудовой деятельности в средней группе.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке, убирать на место игрушки, строительный материал, настольные игры.

Приучать к работе на огороде (посев семян, поливка, сбор урожая)

Поощрять стремление детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой.

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться приучать аккуратно складывать и вешать одежду. Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратным, опрятными.

Программное содержание

Поручения : наведение порядка в своих шкафчиках, убирать на место игрушки,строительный материал, оборудование, приводить в прядок одежду волосы кукол, отбирать подлежащие ремонту книги, расставлять стулья, относить и приносить предмет по просьбе взрослого

Совместный труд : инвентарь отобрать книги для ремонта, вместе с няней расставлять посуду, протирать пыль со столов, помогать воспитателю мыть игрушки,вместе с воспитателем подготавливать для работы необходимый

Самообслуживание : самостоятельно одеваться,раздеваться, аккуратно складывать одежду, при умывании засучивать рукава,пользоваться своим полотенцем, закреплять умение пользоваться индивидуальным носовым платком расческой

Поручения. Хозяйственный быт : расставлять стулья, снимать грязные полотенца, выполнять обязанности дежурных по столовой

Поручения. Труд в природе : сбор семян фасоли и календулы,под руководством воспитателя поливать растения. наполнять емкости водой. собирать природный материал и аккуратно его складывать

Ручной труд : совместный ремонт книг, сворачивание салфеток,вместе с воспитателем стирать одежду для кукол

Поручения : наведение порядка в групповой комнате

Совместный труд : протирание пыли со столов и стульев, вместе с воспитателем мастерить пособия, оказывать посильную помощь

Самообслуживание : самостоятельно одеваться,раздеваться, аккуратно складывать одежду, при умывании засучивать рукава, пользоваться своим полотенцем.

Поручения. Хозяйственный быт : самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, аккуратно расставлять хлебницы, салфетницы,

Поручения. Труд в природе : полив комнатных растений, протирание растении влажной губкой

Ручной труд : красиво свернуть салфетки, вместе с воспитателем стирать одежду для кукол, вместе с воспитателем составлять букеты,придавать букету декоративный вид

Программное содержание

Поручения : подготовка к занятию, растелать клеёнки, раздавать материал, наведение порядка в своих шкафчиках, убирать на место игрушки,строительный материал, оборудование, приводить в прядок одежду волосы кукол, отбирать подлежащие ремонту книги, расставлять стулья, относить и приносить предмет по просьбе взрослого

Совместный труд : помыть баночки для рисования, ремонт дидактических игр,коробок

Самообслуживание : самостоятельно расправлять кровати, аккуратно свернуть покрывало,самостоятельно одеваться,раздеваться, аккуратно складывать одежду, при умывании засучивать рукава, пользоваться своим полотенцем, закреплять умение пользоваться индивидуальным носовым платком расческой

Поручения. Хозяйственный быт : самостоятельно по просьбе раздавать солонки, салфетницы, хлебницы

Поручения. Труд в природе : уход за комнатными растениями, рыхление почвы,

Ручной труд : насыпать корм для птиц в кормушку, совместный ремонт книг, сворачивание салфеток,вместе с воспитателем стирать одежду для кукол

Поручения : обучать выполнять индивидуальные поручения (узнать, спросить, предложить, раскладывать материалы к занятию, убирать на место после занятия, отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр

Совместный труд : совместное наведение порядка в групповой комнате . протирание пыли со столов и стульев, вместе с воспитателем мастерить пособия, оказывать посильную помощь

Самообслуживание : одеваться, раздеваться, аккуратно складывать вещи. При умывании засучивать рукава. самостоятельно расправлять кровати, аккуратно свернуть покрывало

Поручения. Хозяйственный быт : расставлять красиво игрушки на полках

Протирать пыль со шкафов для полотенец

Поручения. Труд в природе : посев зерна для выращивания зелёного корма птицам, сгребать снег к деревьям

Ручной труд : украшение комнаты к новому году.

Поручения : проверить порядок в своих шкафчиках. подготовка к занятию, растелать клеёнки, раздавать материал, убирать на место игрушки,строительный материал, оборудование, приводить в прядок одежду волосы кукол, отбирать подлежащие ремонту книги, расставлять стулья, относить и приносить предмет по просьбе взрослого

Совместный труд : сворачивание салфеток, отобрать книги для ремонта, вместе с няней расставлять посуду, протирать пыль со столов, помогать воспитателю мыть игрушки, вместе с воспитателем подготавливать для работы необходимый инвентарь

Самообслуживание : воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратными, самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться

Поручения. Хозяйственный быт : самостоятельно накрывать на стол, расправление кровати перед сном.

Поручения. Труд в природе : срезать зелень для птиц, насыпать корм для птиц в кормушку.

Ручной труд : убрать украшения, гирлянды в коробку, учимся заправлять кровати, вместе с няней уносить посуду со столов

Программное содержание

Поручения : самостоятельная работа по поддержанию порядка в групповой комнате , убирать на место игрушки,строительный материал, оборудование, приводить в прядок одежду волосы кукол, отбирать подлежащие ремонту книги, расставлять стулья, относить и приносить предмет по просьбе взрослого

Совместный труд : выполнение обязанностей дежурного под руководством взрослого.

Самообслуживание : приучать детей следить за внешним видом, самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться

Поручения. Хозяйственный быт : проверить порядок в своих шкафчиках, помощь воспитателю в подготовке к занятию.

Поручения. Труд в природе : посев луковиц лука в землю, полив комнатных цветов,рыхление почвы, подметание дорожек от снега

Ручной труд : красиво свернуть салфетки, аккуратно свернуть покрывало перед сном, с помощью воспитателя заправить кровать

Поручения : поддерживание порядка в игровой комнате и на участке, подготовка к занятию, растелать клеёнки, раздавать материал, наведение порядка в своих шкафчиках, убирать на место игрушки,строительный материал, оборудование, приводить в прядок одежду волосы кукол, отбирать подлежащие ремонту книги, расставлять стулья, относить и приносить предмет по просьбе взрослого

Совместный труд : проверить состояние книг, отремонтировать вместе с воспитателем, совместная подготовка к занятиям, раздать кисти, краски и клеёнки.

Самообслуживание : приучать детей следить за внешним видом, самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.

Поручения. Хозяйственный быт : развивать умение выполнять коллективные поручения, стараться выполнять как можно быстрее.

Поручения. Труд в природе : срезать зелёное перо, подметание веранды.

Ручной труд : рассаживать комнатные цветы, полив комнатных растении. рыхление почвы

Поручения : поддержка порядка в групповой комнате , на участке, в своих шкафчиках, наведение порядка в групповой комнате , узнать о чем либо и сообщить, раскладывать материалы к занятию, убирать на место после занятия, отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр

Совместный труд : совместная подготовка к занятиям, раздать кисти, краски и клеёнки.

Самообслуживание : самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно есть тщательно пережёвывая пищу, пользоваться салфетками, до и после еды мыть руки.

Поручения. Хозяйственный быт : развивать умение выполнять индивидуальные комплектные поручения (спросить, узнать, предложить, правильно собрать) .

Поручения. Труд в природе : подготовка почвы для посадки семян, сбор сухих растений (палочек, листиков.) .

Ручной труд : рассаживать комнатные цветы.

Поручения : поддержка порядка в групповой комнате , на участке, в своих шкафчиках. обучать выполнять индивидуальные поручения (узнать, спросить, предложить, раскладывать материалы к занятию, убирать на место после занятия, отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр

Совместный труд : совместная подготовка к занятиям, раздача дидактического материала.

Самообслуживание : самостоятельно одеваться и раздеваться,

пользоваться салфетками, аккуратно складывать одежду.

Поручения. Хозяйственный быт : самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой.

Поручения. Труд в природе : посев семян в огороде (лук, семечки, свёкла) .

Ручной труд : учить убирать за собой учебное место мыть кисточки, баночки, убирать дидактический материал на место в коробки.

Перспективное планирование трудовой деятельности. Средняя группа.

Тема : «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».
В своей работе мы ставим и решаем следующие задачи:
1. Планировали работу с семьями воспитанников и просвещали родителей по вопросам трудового воспитания. Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания использовали разнообразные формы: консультаций, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды и др.

2. Организовали практическую трудовую деятельность детей, в процессе которой постепенно формировались их трудовые навыки и умения, воспитывались положительные нравственные качества.

3. Составили перспективное планирование трудовой деятельности в средней группе.

Отчет по теме:
"Воспитание дошкольников по средствам трудовой деятельности" (перспективное планирование по трудовой деятельности)

Актуальность работы заключается в следующем:
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у дошкольников трудовых умений и навыков установлено, что трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Цели : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:
- воспитание трудолюбия у дошкольников, положительного отношения к труду взрослых, формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда;
-изучить литературу по данной теме;
-составить перспективное планирование по трудовой деятельности в средней группе.

Приступая к работе над данной проблемой, мы хорошо знали и понимали, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно – образовательного процесса необходимо основательный теоретический и практический опыт.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Ряд показателей трудолюбия:
- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
- готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально -положительного отношения к труду;
- адекватная оценка результатов деятельности;
- аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:
-самообслуживание;
-хозяйственно – бытовой труд;

Труд в природе;
-ручной и художественный труд.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.
Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:
- труд по уборке помещения;
- мытье посуды, стирка и др.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд
имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда я формировала у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:
- уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);
-уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);
- принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста);
- в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Я использовала методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Всегда обращала внимание детей на эту сторону.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
В младшей группе внимание детей привлекала к растениям. Организовала наблюдения за растениями и при этом старалась поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.
Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: мы посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдали за ростом и развитием живых объектов, узнали об особенностях некоторых растений, экспериментировали, познавая неживую природу.
Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,
картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию
фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людёй, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении
представлен в двух направлениях: дети изготовляли поделки и учились украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформляли выставки и т. п.

В работе с детьми каждодневно используем пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают нам в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка (« Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени (« У лодыря « Федорки» всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», « Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием.

Читая детям художественные произведения о труде, мы решаем сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.
При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности.
В младшей группе мы показывали способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно, надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением.
При обучении самообслуживающему труду мы использовали рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Использовала специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Показывали ребенку правильные
приемы, знакомила с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).
Игрушки, персонажи кукольного театра, наблюдающие за детьми и обучающие их, делают процесс обучения привлекательным, эмоционально насыщенным. Помогают ребенку и поэтическое слово, песенки, шутки.

Давая поручение, мы не только просили ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости давали совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец! А теперь немного нагнись над грядкой, чтобы не испачкаться, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка.

Дежурство в уголке природы организовала так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполнят все дела (польют цветы и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание растениям. Поэтому я помогала детям распределять обязанности на весь день; растения можно полить позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и в присутствии и с участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также в случаях особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю.

Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает
преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.
Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Фотоприложения





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
4. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
5. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. Реализация ФГТ в ДОУ.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-40с.
6. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
7. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Цель:
Навести порядок в игровом уголке, протереть пыль, сложить одежду, накрыть на стол.

Программное содержание:
Продолжать тренировать детей в правильном пользовании уборочным инвентарем. Тряпочками для протирания пыли, упражнять в накрывании на стол, воспитывать интерес к труду и желанию трудиться; развивать навыки элементарной трудовой деятельности.

Предварительная работа:
Наблюдение за работой помощника воспитателя, беседа о необходимости труда для общей пользы. Чтение художественной литературы «Федорино горе», просмотр мультфильма «Мороз Иванович».

Оборудование:
Инвентарь: фартуки по количеству детей 6 штук, тряпочки 30х30 см 2 штуки, чудесный мешочек, карточки разного цвета(Красные, синие, зелёные)

Стук в дверь:
Появляется Федора.
Здоровается с детьми и говорит:
«Я пришла к вам в гости поучиться трудиться» Скоро мамин праздник и я хочу её удивить своим трудом.

Воспитатель:
Мы тебя обязательно научим, но сначала поиграем: Игра «Накрываем на стол». Закрепляем название посуды.
Понравилась вам игра? Да
А сейчас мы будем трудиться. Что необходимо в труде.
Каждая игрушка на своё место.
Вытирать аккуратно.
Дежурить дружно.

А кто, какую работу выполнять будет, мы узнаем при помощи чудесного мешочка. Там лежат карточки, сейчас каждый из вас будет доставать карточки рукой из мешочка. Красные карточки убирают игрушки, синие сервируют стол, зелёные вытирают пыль. Теперь у нас получилось три команды, но силы не равные. Нужно уровнять и мы попросим гостей поучаствовать в труде.

Хочу вам напомнить, что нужно надеть, дежурным и кто вытирает пыль.
Правильно, фартуки.
Дети надевают фартуки.

Наше соревнование начинается, и я желаю каждой команде победить.

Также интересное занятие по трудовой деятельности:

Дети работают, звучит быстрая музыка.

Воспитатель:
В дежурстве, закрепляет, счёт до шести. Напоминает, как правильно сервировать стол.
Где вытирают пыл, как правильно держать тряпку.
При уборке игрушек, напоминает, что каждая игрушка на своём месте.
Работа закончена. Победила дружба.

А теперь я приглашаю вас поучаствовать, в презентации костюмов. А ту одежду, что на вас нужно красиво сложить в шкафу. Давайте покажем гостям, как мы умеем складывать одежду. Дети надевают платья и демонстрируют их. Воспитатель рассказывает об удобстве и красоте платьев. Что можно выполнять труд и при этом хорошо выглядеть.
Затем дети встают в круг.

Воспитатель:
Вы молодцы хорошо, дружно трудились. Теперь наверняка Федора научилась трудиться.

Федора:

Да я теперь умею убирать игрушки, вытереть пыль, накрывать на стол, и даже складывать одежду. Моя мама очень будет мной довольна.
Воспитатель:

Ребята посмотрите на лени вицу, и скажите что в ней не так. Правильно, она неряшлива, одета, постоянно грызёт орехи, мусорит.
Ты должна измениться, а поможет тебе труд, ведь «Без труда не вынуть и рыбку из пруда». Ребята, а какие вы знаете пословицы о труде.
Дети читают пословицы.
«Вместе легко, а врозь хоть брось», «Землю красит солнце, а человека труд», «Если не будешь трудиться, то деньги не будут водиться».

Воспитатель:
Ребята, а какая работа оказалась самой лёгкой, что было легко делать, а что трудно.
Вам всё было легко, потому что вы были дружными.
Федора:
Я рада, что попала к вам, я обязательно изменюсь и стану опрятной и трудолюбивой.
Принесла вам угощенье, отгадайте: «Маленькие, кислые, оранжевые, очень полезные особенно зимой.

Правильно, конечно это витамины.
Угощает детей витаминами.
Дети рады веселятся в месте с Федорой Егоровной,
Занятие завершено.

Название: Конспект занятия коллективного труда в средней группе детского сада «Урок труда для Федоры»
Номинация: Детский сад, Конспект занятия коллективного труда, Средняя группа детского сада

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ ЦРР Детский сад №123 г.Тюмень
Месторасположение: Тюменская область г. Тюмень Ватутино

Совместная деятельность воспитателя и детей в процессе режимных моментов. Образовательная область: труд.

Перспективный план. Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Формировать навыки самостоятельного и последовательного выполнениятрудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса;

Добиваться целенаправленности действий и своевременности выполнения их;

Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда;

Воспитывать умение совместно достигать цель, стремление помогать друг другу;

Развивать чувство радости от выполненной работы;

Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе.

III неделя

Сентябрь

Формировать навыки самостоятельно расправлять свою кроватку. Наблюдать за деятельностью няни в спальне. Учить последовательности в действиях.

Приучать детей к соблюдению порядка на веранде. Формировать навыки поочерёдно выполнять трудовое действие (подметание части веранды по очереди). Наблюдать за трудом дворника.

Продолжать учить детей ухаживать за растениями в уголке природы. Наблюдать за воспитателем, как поливает, рыхлит землю, протирает горшок, моет плошку.. Разработать график дежурства в уголке природы. Повесить схемы «можно» «нельзя»

Продолжать учить детей шнуровать шнурки на своих кроссовках и помогать другим. Развивать моторику рук. Поощрять стремление помогать друг другу. Воспитывать опрятность и аккуратность своего внешнего вида.

Следить за культурой поведения за столом. Провести беседу по этикету, показать правила пользования столовыми приборами. Закрепить правила пользования салфеткой. Воспитывать культуру поведения за столом.

Приучать детей к дежурству по столовой. Учить последовательно выполнять действия (убрать вилку, ложку, кружку, выбросить использованную салфетку). Наблюдать за действиями няни. Разработать график дежурства по столовой. Научить детей пользоваться им.

Воспитывать стремление помочь взрослому. Помочь дворнику собирать сухие листья на дорожках д/с и уносить их в определённое место. Собирать природный материал. Выполнить поделку из природного материала. Показать красоту природных элементов и развивать воображение.

Продолжать учить детей убирать игрушки на своё место. Воспитывать бережливость. Поощрять инициативу, взаимопомощь.

Продолжать учить детей ухаживать за растениями в уголке природы (мытьё поддонов, протирание листьев у крупнолистовых растений, полив, рыхление). Воспитывать любовь к природе.

Читать литературные произведение о труде, о разных профессиях. Вызывать интерес к труду взрослых. Наблюдать за деятельностью повара. Продолжать навыки дежурства по столовой, раскладывать ложки, ставить на стол хлебницы, салфетницы.

Научить детей сметать снег со скамеек и игрового оборудования на участке. Приучать детей бережно пользоваться предметами труда, уносить их на свое место по окончании работы.

Следить за порядком в раздельных шкафах. Отметить самых аккуратных. Формировать навыки складывания одежды и содержания её в порядке. Закреплять навыки убирать всё на свои места.

Наблюдать за трудом дворника и помочь ему в расчистке дорожек и игрового оборудования на участке от снега. Совершенствовать навыки детей в пользовании трудовым инвентарём. Продолжать воспитывать бережное отношение х инструментам труда

Учить детей приводить свою одежду в порядок после прогулки (отряхнуть от снега помочь отряхнуться другому, положить сушить варежки и шапку, мокрые штаны повесить на дверку своего шкафчика …). Закреплять стремление детей самостоятельно следить и ухаживать за своей одеждой. Воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде. Приучать к взаимопомощи.

Продолжать формировать навыки работы в уголке природы (рыхление земли в цветочных горшочках). Объяснить необходимость и правильность выполнения данного трудового действия. Создавать эмоционально-положительную среду для работы.

Читать литературные произведения, сказки о труде. Развивать представление детей о значимости различных видов трудовой деятельности в жизни человека. Продолжать вызывать у детей интерес к трудовой деятельности и поощрять, желание трудиться.

Следить за своевременным выполнением поручений

Продолжать формировать навыки ухаживания за растениями в уголке природы. Наблюдать за детьми старшего возраста и их умениями ухаживать за растениями.

Закреплять навыки самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, помогая друг другу (застегнуть сзади пуговицу или замок). Приучать детей к самостоятельности и взаимопомощи. Учить справляться с данными задачами без помощи взрослого.

Продолжать обращать внимание детей на их внешний вид. Учить детей самостоятельно устранять небрежности внешнего вида (заправляться, причёсываться…). Воспитывать стремление к красоте и опрятности. Оформить в группе уголок красоты: сделать кармашки для расчесок.

При помощи взрослых сделать на участке снежную горку. Формировать целенаправленность действий и обозначать их значимость. Слепить на участке снеговика. Дать детям эмоциональную разгрузку и в тоже время закрепить данный вид деятельности. Обратить внимание на изменения на участке с появлением горки и снеговика.

Учить детей выти рать пыль с подоконников, столов, стульев, влажной тряпкой, предварительно

понаблюдав как это делает няня. Следить за соблюдением целостности трудового процесса и за тем, чтобы по окончании работы дети все убирали на свои места. Провести беседу на тему «Чистота – залог здоровья» наблюдать за деятельностью врача.

Продолжать формиро вать навыки дежурства по столовой (помогать приносить няне обед). Закреплять навыки накрывания

(расклады вание столовых приборов, салфетниц, хлебниц и уборки со столов (убирать столовые приборы, кружки, хлебницы, салфетницы, уносить грязные салфетки). Наблюдать за тем как няня моет посуду. Помочь дома маме помыть посуду.

представления детей о значимости данной профессии. Учить детей наводить порядок в книжном уголке, правильно обращаться с книгой. Наблюдать за тем как воспитатель «ремонтирует книги», вызывая тем самым бережное отношение к книгам.

Закрепить навыки пользования трудовым инвентарём зимой. Уточнить его место нахождение.

Продолжать формировать навыки своевременного выполнения поручений (расчистить снег с дорожек и игрового оборудования на участке).

Продолжать учить детей рыхлить землю в цветочных горшочках и правильно поливать цветы (под корешок), опираясь на схемы в уголке природы. Формировать навыки коллективного труда (рыхление, полив, вытирание воды после полива цветов, протирание листьев от пыли). Воспитывать ощущение общей радости от проделанной работы.

Учить детей соблюдать чистоту в раздевалке (протирать об тряпку грязную обувь). Помогать дома маме ухаживать за обувью. Воспитывать уважительное отношение к труду других. Продолжать воспитывать бережное отношение к своим вещам, учиться самостоятельно ухаживать за ними.

Формировать навыки помогать воспитателю в подготовке к занятиям (раскладывать листочки, карандаши…). Воспитывать желание помочь взрослому и бережное отношение к учебным пособиям.

Провести закрепляющие игры: «Кто всех быстрее?» – оденется – разденется – заправит свою кроватку без помощи взрослого А так же «Кто умеет лучше всех!?» – полить цветы – протереть пыль и воду – подрыхлить землю в цветочных горшках Закрепить стремление, ответственно трудиться Поощрять победителей.

Учить детей мыть игровое оборудование (мыть кукол, стирать их одежду). Продолжать воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию акцентируя на его изнашиваемости. В д/с. наблюдать за трудом прачки, дома наблюдать как стирает и гладит белье мама.

Продолжать формировать навыки работы в уголке природы. Помогать воспитателю чистить клетку животного, менять подстилку, уносить отходы в определенное место. Закрепить в мышлении детей, что труд человека приносит пользу домашним животным.

Научить детей убирать мусор на участке. Добиваться того, чтобы дети сами организовывали свою деятельность, проявляли инициативу. Совместно с детьми сделать коробочку под мусор, как стимул привлечения детей к порядку. Наблюдать за работой продавца.

Закрепить навыки совместной деятельности воспитателя и детей в подготовке к занятиям(раскладывать и убирать учебные пособия), а так же закрепить навыки своевременного выполнения поручений.

Помогать воспитателю вскапывать и поливать песок на участке, собирать его в горку продолжать учить детей трудиться целенаправленно. Наблюдать за трудом взрослых в огороде.

Закрепить навыки самостоятельно исправлять небрежности своего внешнего вида. Провести конкурс на самого красивого и опрятного. Учить девочек самостоятельно прибирать волосы.

Закрепить навыки ухаживания за комнатными растениями. Следить за самостоятельным распределением деятельности среди дежурных и последовательностью её выполнения наблюдать как воспитатель ухаживает за растениями на участке.

Помогать воспитателю ухаживать за уличными растениями (рыхлить, поливать, полоть). Продолжать воспитывать чувство радости от совместного труда

Закрепить навыки уборки и аккуратного складывания игрового оборудования на свои места. Воспитывать самостоятельность и инициативу в трудовом процессе.

Отгадывание загадок на темы: профессия, трудовой инвентарь, как средство привлечения детей к труду.

Наблюдать за деятельностью плотника в д/с. вызвать интерес к данной профессии. Сформировать представление о ее значимости.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

У детей этого возраста воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными.

Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. Вначале к работе он привлекает по желанию 2--3 детей, а затем они работают поочередно.

Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания (нарезать овощи для кроликов, заготовить воду для поливки, посмотреть, съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения (ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения и др.). Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде. Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в использовании полученных знаний и умений. Этому способствуют и отчеты детей по уходу за животными и растениями перед сверстниками, которым они должны рассказать, что делать, как, почему и когда.

Ухаживая за посевами и посадками, ребенок систематически наблюдает за ними, привыкает ответственно относиться к порученному делу. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (почва, свет, тепло, влага и т. д.). Воспитатель должен помочь детям понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у них умение видеть и чувствовать своевременность проведения того или другого действия.

На пятом году жизни детей продолжают обучать технике полива: поливать растения по мере необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли; при этом выясняют, кому надо больше воды -- маленькому или большому растению. Дети делают вывод: чем больше растение, тем больше надо поливать. Следует также учить ребят определять потребность земли во влаге на ощупь. Дети должны знать, что сухая почва твердая, рассыпается, мокрая земля -- черная, темная. Накапливая соответствующий опыт, дети сами пытаются установить необходимость поливки, опираясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей). Полезно побеседовать с детьми и о том, что растения весной усиленно растут, появляются новые побеги, листья, цветы. Их надо больше поливать.

Дети уже знают, что листья растений надо обмывать. Мелкие листья можно обрызгивать из пульверизатора.

При обучении детей рыхлению обращают их внимание на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут, что рыхление надо проводить осторожно, аккуратно. Вначале рыхлят землю у крупных растений, находящихся далеко друг от друга (лук, бобы, настурция). Эта работа требует сосредоточенности, координированных размеренных движений, что трудно дается детям, особенно легковозбудимым, подвижным. Если их привлекают к рыхлению систематически, они научаются контролировать свои движения и не повреждать растения. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений, сухих листьев, стеблей.

Растения в уголке природы расставляют так, чтобы было легко ухаживать за ними. Они должны быть разнообразные, чтобы дети могли устанавливать их сходство и различие по форме, величине, окраске листьев и цветков. Весной можно внести луковичные растения (амараллис, кринум и др.). Поливают их так, чтобы не залить луковицу, тогда они будут хорошо расти и зацветут.

В уголке природы дети ухаживают за животными (с помощью воспитателя). Они должны знать, какой корм необходим животным (белке, кролику, хомяку), как он называется, где и как хранится.

Под контролем воспитателя дети готовят корм: нарезают листья капусты, корнеплодов, рвут траву, по мерке дети насыпают корм рыбкам, зерна птицам.

Дети должны знать дозировку пищи и уметь распределять ее в течение суток. Они должны обращать внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит -- нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову -- не хватает кислорода.

Чтобы животные были здоровы, надо мыть поилки, кормушки теплой водой, наливать свежей чистой воды, менять подстилку, выгребать мусор из курятника и посыпать пол песком. Наблюдая за сменой воды в аквариуме, дети моют вместе с воспитателем камешки, ракушки, укладывают их и насыпают песок на дно аквариума, частично заменяют в нем воду. Можно организовать общую уборку уголка природы, распределив работу между детьми: одни моют поилки, кормушки, горшки и поддоны, другие вытирают листья растений, третьи поливают, рыхлят землю. Особый интерес вызывают у детей растения, выращенные ими в уголке природы.

В этом возрасте повышается сознательность действий, самостоятельность, стремление к достижению поставленной цели. Опора на опыт позволяет детям лучше понять содержание и назначение труда, охотнее выполнять работу.

Здесь, нет необходимости напоминать о конечной цели труда (дети ее хорошо помнят). Вместе с воспитателем они готовят землю, пригодную для посева овса и посадки лука, насыпают ее в ящики, коробочки, сеют семена и сажают луковицы, поливают их. В процессе работы воспитатель напоминает (словом, показом) о соблюдении правил выполнения работы, предлагает малышам поучиться друг у друга, отмечает аккуратную работу каждого. Вместе с детьми можно посадить корнеплоды (морковь, свеклу) с целью получения зелени для обитателей уголка природы. Воспитатель уточняет, что не только люди едят овощи, но и животные (не только корень, но и листья), зимой зелени нет, а животным она необходима, поэтому для них хорошо вырастить зеленые листья моркови и свеклы.

Дети могут также посеять крупные семена и семена средней величины (огурцов, свеклы; редиса, ноготков); они проводят поливку и рыхление.

В развитии трудовой направленности ребенка среднего дошкольного возраста наблюдается несколько этапов. Вначале у многих детей отсутствует интерес к этому труду, что выражается в отказе от работы, но заметен интерес к процессуальным действиям. Далее наблюдается смена игровых и трудовых процессов с постепенно возрастающим интересом к трудовым действиям. Затем появляется собственно трудовая деятельность, не прерываемая игровыми действиями, где ясна цель, не теряется установка на результат. Полученные детьми навыки по уходу за растениями уголка природы не переносятся в работу на участке.

В работе на участке у детей долгое время наблюдается стремление к игровым действиям. Они почти безразлично относятся и тому, как надо выполнять трудовые операции. Слушая взрослого, схватывают лишь общую установку (надо копать, сеять, рыхлить и т. д.) и, взяв сельскохозяйственный инвентарь, часто воспроизводят внешнюю сторону трудовых действий (копают землю, снимая верхний слой; рыхлят перевернутыми граблями, размахивают лейкой при поливе и не направляют струи воды на растения, нуждающиеся во влаге). Действия детей проходят в игровом плане.

Чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, им нужно показывать результат какого-либо труда, выполненного воспитателем совместно с детьми. Работая вместе с группой детей из трех человек, воспитатель имеет возможность показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания: хорошо взрыхленную землю, чистые всходы овощей и цветов.

На первых порах не так важно, сколько ребенок сделает, будет ли работать до конца, выполняя трудовое поручение. Важно, чтобы он принял участие в этом труде, почувствовал затрату сил. Ребенка увлекает сам трудовой процесс, а желание работать еще не связывается с заботой о растениях. Поэтому при выполнении трудовых заданий иногда происходят срывы: ребенок может прервать трудовое действие и уйти играть, а затем вернуться и продолжить работу.

Видя наглядный результат труда, дети стремятся работать, как взрослые, по-настоящему. Но и в этих работах ребенка в первую очередь еще интересует и удовлетворяет не результат деятельности, а сам процесс трудовых действий. Дети долго могут рыхлить землю в одном и том же месте, поливать одну и ту же гряду несколько раз в день. Они уже спокойно выслушивают поручение взрослого, присматриваются к его движениям, стараются подражать его действиям сознательно, просят показать правильные приемы.

Большое значение для поддержания интереса к трудовым процессам имеют поручения. Работу следует построить так, чтобы каждый ребенок ясно представлял, какую конкретную задачу он должен выполнить, чтобы эта задача была доступна ему.

Задание, даваемое ребенку средней группы, нужно серьезно обдумать, определить его дозировку, чтобы дети, не утомившись, получили удовлетворение от хорошо выполненной совместной работы.

Для поддержания интереса к уходу за растениями в уголке природы и формирования правильных представлений важно использовать не рассказы и показы картинок, а сам факт роста и развития растений, направить внимание воспитанников на необходимость ухода за ними. Так, в процессе ухода за растениями детей настойчиво подводят к установлению зависимости состояния растений в уголке природы) от наличия и отсутствия влаги в почве и изменения их внешнего вида. Поэтому при выполнении трудовых процессов приходится несколько раз объяснять, для чего выполняется данная работа, напоминать, как это нужно делать. Поняв суть дела, ребята по-иному начинают относиться к труду, возникает взаимопомощь, взаимоконтроль, бережное и заботливое отношение не только к «своим» овощам, цветам, но и ко всем растениям.