Как и любая профессиональная деятельность, педагогическая практика предъявляет специфические требования к личности, осуществляющей ее. Будем изначально исходить из того факта, что человек сознательно сделал свой профессиональный выбор и имеет предрасположенность к педагогической деятельности.
К настоящему моменту в отечественной и зарубежной науке проведено достаточно большое количество исследований, касающихся изучения профессиональных и личностных качеств педагогов-профессионалов. Но главное качество, с нашей точки зрения, -- то, которое нельзя измерить «тестовыми батареями», - это любовь к детям! Как нельзя лучше данное положение отражено в одной из заповедей Ш.А. Амонашвили: «Если хотите развить в себе Божий дар педагога - любите ребенка!».
Педагогическая деятельность предъявляет некоторые требования личности педагога. Эти требования относятся к:

  • системе знаний, умений и навыков;
  • способностям;
  • сфере общения.
Психологические требования к личности педагога
Обобщая исследования в области педагогической психологии, Р.С. Немов предлагает следующую систему психологических требований к личности педагога.
Таблица 1

Устойчивые

Главные

Любовь к детям
Любовь к педагогической деятельности Наличие специальных знаний в той или иной области науки
Педагогическая интуиция Высокоразвитый интеллект
Высокий уровень общей культуры и нравственности Профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания

Дополнительные

Общительность Артистичность Хороший вкус и т.д.

Изменчивые

Умение общаться с окружающими на правовой и демократической основе, предполагающее способность принимать как должное наличие разнообразных точек зрения, с одной стороны, и отказ от диктата и насилия в любых его проявлениях - с другой
Приоритет интересов личности над интересами общества Профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера
Предприимчивость и деловитость
Умение четко и грамотно излагать свои мысли устно и письменно
Умение слушать других
Независимость
Г рамотность
Инициативность и т.д.

Предпочтение той или иной профессии обусловлено наличием некоторых личностных качеств. В.А. Титов выделяет семь таких качеств.

Широкова Г.А. “Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей” - 5 -
Таблица 2
Личностные качества педагога


Качество

Содержательные характеристики

1

2

Профессиональная
направленность

Характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения; комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание

Эмпатия

Способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Педагогическая эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. Эмпатия способствует сближению людей в общении, доводит его до уровня доверительного, интимного

Педагогический
такт

Чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкости поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе

Педагогическая
зоркость

Проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости следует считать умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние

Педагогический
оптимизм

Глубокая вера педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы

Культура
профессионального
общения

Понимание детей и окружающих взрослых, уважение к ним, создание положительного микроклимата

Педагогическая
рефлексия

Самоанализ и оценка полученных результатов, соотношение их с поставленной целью; анализ причин успехов и неудач для последующего изменения процесса воспитания и обучения с целью достижения лучших результатов

Необходимо отметить, что одним из важнейших качеств, которое занимает главенствующее место в системе личностных качеств любого профессионала в сфере образования, является ответственность за свои действия, поступки и слова. Каждый педагог должен тщательно продумывать выстраиваемую им систему взаимодействия с детьми и другими взрослыми, не оставаться равнодушным к жестокости и бездушию.

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет, накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Образование:

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком). Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.

Функциональные обязанности:

1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

2. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.

3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).

4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

5. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

6. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.

Навыки и умения /личные качества:

Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами:

· творческое и абстрактно-логическое мышление;

· образная и оперативная память;

· эмоциональная устойчивость;

· выдержка;

· доброта;

· чуткость;

· наблюдательность распределение и переключение внимания;

· зрительное и слуховое восприятие;

· терпение;

· самоконтроль;

· искренность;

· внимательность;

· ответственность.

Профессиональные умения:

1. Конструктивная деятельность:

ü Аналитические умения:

· Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т.д.)

· Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса

· Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления

· Правильно диагностировать педагогическое явление

· Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения

· Рефлексия

ü Прогностические умения:

· Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений

· Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т.п.)

· Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т.п.

ü Проективные умения:

· Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

· Учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества

· Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса

· Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел

· Планировать индивидуальную работу с детьми

· Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании

· Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении

· Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью

2. Организаторская деятельность:

ü Мобилизационные умения:

· Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

ü Информационные умения:

· Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию

ü Развивающие умения:

· Определение ЗБР

· Ориентационные умения:

· Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру

3. Коммуникативная деятельность:

ü Перцептивные умения:

· Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации

ü Умение общения:

· Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении

ü Педагогическая техника:

· Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т.п.)

Плюсы и минусы:

Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми, непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.

К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт воспитатель за жизнь и здоровье детей.

Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная, многообразная и почётная.

Профессия воспитателя - особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом являет­ся ребенок - самый уникальный продукт природы, а также его физиче­ское, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитате­ля справедливо считают наиболее важной в современном мире.

Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой дея­тельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ свя­зана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, му­зыкальной и различными видами творческой деятельности.

Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через опреде­ленные функции.

Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педа­гога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотноше­ний воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением детей и установлением уровня их развития, воспитанности.

Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная уровня его физического и психического развития, нравственной воспитанности, ус­ловий семейной жизни и воспитания и т.д.

Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятель­ности выражается в умении воспитателя определять направление воспи­тательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности, органиче­ски связанная с ориентационно-прогностической, выражается в умении педагога не только планировать учебную и воспитательную работу, но и творчески подходить к ее организации.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с во­влечением воспитанников в намеченную воспитательную работу и сти­мулированием их активности. Данная функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с детьми; организа­цию различных видов деятельности воспитанников; организацию собст­венной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с детьми.

Информационно-объяснительная функция педагогической деятельно­сти выражается в том, что в педагогическом процессе ДОУ воспитатель для ребенка всегда является источником информации.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятель­ности осуществляется успешно, если воспитатель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мас­терства, повышению определенных исследовательских навыков. Гности­ческая (исследовательская) функция предполагает развитие умения ана­лизировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать.

Особо следует выделить функцию материнскую, обеспечивающую положительное эмоциональное состояние ребенка, его комфортность, защищенность, так необходимые для психического развития ребенка.

Педагог должен обладать определенными профессиональными и лич­ностными качествами. Можно выделить доминантные качества лично­сти воспитателя детского сада, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельно­сти: любовь к детям и желание работать с ними; гуманность - стремление и умение оказывать своевременную помощь и поддержку ребенку в его личностном развитии; толерантность - терпимость в работе с детьми; эмпатия (вчувствование) - умение понимать состояние ребенка, поставить себя на его место; педагогический оптимизм - вера в ребенка и его даль­нейшее развитие; педагогический такт - соблюдения общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей; справедливость - способность действовать беспристрастно; честность и искренность в работе с детьми, добросове­стность в своей профессиональной деятельности; уравновешенность - способность контролировать свои поступки и действия в любых педагогических ситуациях; способность не теряться в любых экстремальны ситуациях - умение оперативно принимать педагогические решения действовать в соответствии с ними; обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса; чувство юмора - умение не терять его в различны жизненных ситуациях; мудрость - наличие жизненного опыта; социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогическо деятельности.

Определен и круг должностных обязанностей воспитателя:

Планирует, организует жизнедеятельность детей и осуществляет и воспитание;

Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально психологической реабилитации детей, социальной трудовой адаптации;

Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения;

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендации психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Деятельность педагога:

Организует выполнение детьми режима дня, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая их в различны виды творческой деятельности согласно интересам и потребности каждого ребенка;

Организует с учетом возраста детей работу по самообслуживании: участие в общественно полезном труде;

Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения вредных привычек у детей;

Взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими информирует родителей о развитии и воспитании ребенка в ДОУ;

Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого образовательного процесса;

Организует и проводит культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения;

Планирует педагогический процесс в своей возрастной группе.

Педагог должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы РФ, решения Правительства Российской Федерации по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

Педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену; основы довра­чебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

    педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

    эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

    педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

    педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

    педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

    культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - коллеги»;

    педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет.
Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть своего времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.
Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение

О профессиональных умениях педагога ДОУ.

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.
Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.
Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
Организаторские умения – распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.
Специальные умения – умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр и другое.



Важными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
Все современные исследователи отмечают, что имен­но любовь к детям следует считать важнейшей лич­ностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
- активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
- способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
- внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. Воспитатель (в крике) – «встали», «пошли», «ну-ка сели», «замолчали». Опять же в крике, обращается к детям: «Ну, что вы кричите?». И другой вариант поведения: «Сейчас решим, сейчас поговорим».
- компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.
Обратим внимание на личностные качества воспитателя, которые вызывают трудности в его профессиональной деятельности:
1) отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности
2) несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса
3) отсутствие специально-пе­дагогической, методической, социаль­но-психологической, компетентности.
Таким образом, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.