Уважение к потребностям и желаниям

Потребность - это необходимость в чем-то очень хорошем для себя. Потребность во внешнем благе. Любой человек нуждается в пище, безопасности, отдыхе, общении, принятии, любви. Потребности всегда хороши и естественны. Нет ничего стыдного в том, чтобы нуждаться, например, в поддержке. Или в признании. В том, чтобы ощущать себя хорошим и нужным. И в том, чтобы побыть в тишине и одиночестве.

Потребности нельзя оценивать критически, нельзя считать, что у другого человека (или у вас) они «неправильные» или глупые. Они правильны всегда! И относиться к ним нужно со вниманием и бережностью. Потому что из реализованных потребностей и складывается общая удовлетворенность жизнью и ощущение счастья.

Я очень устал/а, мне нужно полчаса, чтобы отдохнуть.

Что вы ответите на это?

От чего там было уставать? Не мешки же грузил/а!

В этой фразе нет уважения к потребности другого человека.

Конечно, отдохни, тебе надо восстановиться.

А в этой есть. Теперь про желания.

Куда с твоим весом еще пиццу?

Люди, которые уважают друг друга, никогда не будут занимать позицию «над» в общении. Уважение - это прежде всего признание того, что ваша человеческая ценность - равная.

Очень хочу пиццу с беконом! - А я хочу мороженого! Хоть и вредно очень. Ну что, пустимся во все тяжкие или проявим силу воли? - так выглядит разговор двух людей, которые не ставят себя ни выше и ни ниже другого.

Уважение к особенностям

Ваша совместная жизнь будет тем более комфортной и счастливой, чем лучше вы сможете видеть и принимать в расчет, какой человек рядом с вами, каковы его психические свойства и особенности характера, на что он способен, а в чем его ограничения.

Я не могу это cделать/решить так быстро, мне нужно больше времени!

Вот вечно ты тормозишь! Надо соображать быстрее!

Хорошо, я подожду, когда ты закончишь. И скажи, если я могу тебе в чем-то помочь? - спокойная и уважительная фраза, в которой нет конфронтации, а есть предложение сотрудничества.

Уважение к чувствам и переживаниям

Мы все живые люди, не роботы. Иногда нас что-то очень огорчает, выводит из себя, злит.

Я очень расстраиваюсь, когда ты говоришь такое...

Какие мы нежные! Правда глаза колет?

Я сожалею. Меня тоже вся эта ситуация очень расстраивает.

Так вы показываете: я признаю твои чувства, мы с тобой в одной лодке. И в ваших отношениях не появляются трещины.

Уважение к интересам и вкусам

Примеры неуважения:

Чем на рыбалку свою ездить (с цветочками ковыряться), лучше бы книгу какую-нибудь умную прочитал/а!

Только недалекие женщины смотрят такие сериалы.

Как такое вообще можно есть? Выглядит ужасно!

Вкусы и круг интересов любого человека - это личная, совершенно неприкосновенная для других (даже самых близких) территория. Если вам не нравится, что любимый человек слишком много внимания уделяет своим пристрастиям, это можно и нужно обсуждать. Но критиковать, высмеивать его увлечения «вообще» - это удар ниже пояса и абсолютно недопустимые вещи в уважительных отношениях.

Уважение к ценностям

Ценности - это то, что имеет для нас огромную значимость, во что мы свято верим, на чем стоим. Это наше отношение к основополагающим вещам в жизни, наши представления о допустимом поведении, наши внутренние обязательства перед самими собой.

Я знаю, что нужно помочь твоим родителям. Но и на море мне тоже хочется. Давай подумаем, как нам это совместить, чтобы все остались довольны.

Признавая ценности своего партнера, вы можете рассчитывать, что и он будет внимательно относиться к тому, что дорого для вас.

Уважение к точке зрения/видению/картине мира

Только отставшие от жизни люди могут так рассуждать!

Ты ничего не понимаешь и жизни не нюхал/а.

Приятно слышать такое в разговоре, когда вы высказываете свою точку зрения? Конечно, неприятно. Никому неприятно. А как можно уважительно выразить свое видение, отличное от видения другого? Очень просто - словами «у меня другое мнение» (далее следует мнение, начинающееся со слов «я считаю, что», «я верю в то, что», «мой опыт говорит о том, что») или «я не согласен/не согласна».

Уважение к планам и устремлениям

Ты в своем уме? Столько времени и денег на это тратить! Тебе это не нужно!

«Нет у тебя права на свое развитие и свою собственную жизнь, я буду решать, что тебе делать и что хорошо для тебя» - как бы говорит эта фраза. Здесь партнер воспринимается не как отдельный человек со своей свободной волей и правом распоряжаться собой, а как собственность другого.

Я хочу получить второе образование.

Я не уверен/а, что сейчас подходящее время для этого, но если это твое решение - я его поддержу.

Вам необязательно с восторгом принимать все намерения своего супруга, вы можете сомневаться в их целесообразности и перспективности. Но в любом случае ваш любимый человек - взрослый, и сам способен делать жизненные выборы и нести за них ответственность.

Уважение к кругу общения

Что у тебя может быть общего с этими странными личностями, с которыми ты общаешься? Они не стоят твоего времени!

Круг общения, как и вкусы, как и круг интересов, как и взгляды на жизнь - это лично ваше. Никто не может вторгаться в эту зону со своим мнением и советами, если этих советов не спрашивали. Мы дружим, общаемся с кем-то, потому что нам с ними интересно, нас связывает какая-то своя, уникальная история и эмоциональная привязанность. Относиться с уважением к этим историям и эмоциональным привязанностям своего любимого человека - значит с уважением относиться к нему самому, к его личному пространству.

Что такое уважение – у каждого человека есть свое понятие данного социокультурного феномена. В уважении нуждаются как младенцы, так и люди почтенного возраста, эта базовая потребность дает человеку ощущение нужности и значимости себя в своей семье, профессии, социуме.

Что такое уважение – определение

Признание прав, достоинств, умение видеть и учитывать границы, личные особенности другого человека, – вот что значит уважение. Поступки достойные уважения влияют на социум и всегда поощряются, создавая положительную репутацию. Уважение к себе и другим начинается в семье, поэтому важно взращивать это чувство с самого раннего возраста, от этого зависит гармоничное развитие личности.

Как проявляется уважение?

Как завоевать уважение – частый вопрос тех, кто только начинает свою карьеру, бизнес или семейные отношения. Проявление уважения многоаспектно, и складывается как из малозаметных каждодневных поступков, действий так и имеющих огромное значение. Быть уважаемым человеком и уважать других, является неотъемлемой частью счастья и подтверждением признания достоинств другого. Как проявляет себя уважение со стороны людей:

  • выражение благодарности – простое действие, обладающее мощной силой и не отнимающее много времени;
  • комплименты и выражение восхищения;
  • умение ставить себя на место другого;
  • выполнение данных обещаний;
  • умение выслушать до конца, не перебивая;
  • если имеет место критика , она не направлена на унижение личности, а лишь на конкретные промахи в деле или поступке.

Что такое уважение к старшим?

Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей. В чем проявляется почитание старших:

  • вежливое отношение;
  • тактичное поведение;
  • проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте);
  • оказание помощи нуждающимся.


Что такое уважение в отношениях?

Что такое уважение к человеку? На этот вопрос, каждый видит свой ответ, но в целом – это видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью и пониманием, что бог или природа любят разнообразие, поэтому люди все разные. Отношения дружеские, партнерские, семейные имеют свои особенности, но уважение в них строится исходя из общих принципов:

  • соблюдение личных границ, пространства и невторжение;
  • мнение друга, партнера, супруга может быть отличным от собственного – важно отнестись к этому с принятием и гибкостью;
  • видение в другом автономной личности;
  • оказание поддержки и помощи в сложные периоды, ситуации.

Что такое уважение к природе?

Уважение к природе тесно связано с состраданием всему живым существам и заботой об окружающем мире. Обстановка на планете такова, что люди в большинстве своем тратят ресурсы: выкачивают нефть – кровь земли, в результате которых образуются пустоты, захламляют отходами природу, убивают животных в крупных масштабах – все это происходит от неуважения и непочитания. «После нас хоть потоп!» - так говорил французский король Луи XV, сегодня человечество сталкивается с последствиями такого отношения.

Что такое уважение к природе:

  • восполнение использованных ресурсов;
  • забота о животных и птицах в зимнее время;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;
  • взятие под защиту редких видов животных, птиц, растений;
  • внедрение экологических видов топлива, не загрязняющих атмосферу.

Что такое уважение к труду?

Впервые, ребенок сталкивается с миром профессий в школе и уважение к учителю, становится базовым, определяющим. В современных школах к учителям чаще отношение пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд. Задача родителей и учителей формировать ценность к любого вида профессии, маленькому ребенку важно показать и объяснить это на примере, что если бы дворник не чистил снег, люди бы завязли в сугробах, а без учителей, человек был бы безграмотным, не умел бы писать и читать, не было бы сделано много великих открытий, великолепные книги не были бы написанными.


Что такое уважение к родителям?

Уважение к родителям формируется в детстве. То, как мать и отец относятся к друг другу – закладывает в детях основу уважения к себе, родителям и другим людям. Ни для кого не открытие, что дети считывают с родителей паттерны поведения и присваивают их себе. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет чувствовать себя предателем, и защитная реакция будет выглядеть как проявление неуважения к тому, кого ребенок «предает».

Что такое благодарность и уважение к родителям, как это проявляется:

  • отсутствие упреков к родителям (мало дали, плохо воспитали, квартиру не купили), самое ценное, что родители дали – это жизнь;
  • почитание родителей как старших, даже если они не правы, не вступать из-за этого в конфликт ;
  • уделение времени и внимания своим родителям (звонки, визиты, разговоры, помощь).

Как добиться уважения?

Уважение – понятие обоюдное: без признания и уважения других, нельзя рассчитывать на уважение в свою сторону. Каждого человека, есть за что уважать, но не все это понимают. Как добиться уважения в коллективе:

  • искренне говорить комплименты:
  • радоваться успехам других, отмечать это;
  • сопереживать неудачам;
  • быть открытым и доброжелательным;
  • не допускать насмешек в свой адрес;
  • взращивать профессионализм.


Уважение к самому себе

Потребность в уважении одна из самых важных базовых потребностей, так человек идентифицирует себя: «Я есть!», «Я значим!». Уважение к себе формируется к себе и входит в «Я-концепцию» личности, которая формируется на основе оценки человека значимыми людьми, далее в общественных институтах. Что такое уважение к себе – здесь нет какого-то одного характерного параметра, это все составляющие чувства собственного достоинства:

  • знание своих сильных и слабых сторон;
  • стремление к самосовершенствованию и личностному росту;
  • честность с самим собой;
  • работа с недостатками;
  • признание своих заслуг и вклада как личности в общество;
  • ценность себя как личности;
  • осознание своей божественной сущности;

Уважение в семье

Что такое взаимопонимание и уважение в семье? Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, в свое время сказал, что уважение – это сосуд, форма, а любовь – то, что наполняет этот сосуд, если нет уважения в семье, о любви не может быть и речи. Уважение к мужчине как к главе рода всегда было традицией у многих народов, дети воспитываясь в такой семье видели значимость и авторитетность. Для сыновей видеть отношение матери к их отцу, основанное на уважении. Мужчина, делающий свой выбор супруги также должен понимать, что если нет уважения к жене, то это неуважение к себе.

Что значит проявлять любовь и уважение супругов друг к другу:

  • моральная поддержка и уместное сочувствие ;
  • отсутствие оскорблений, рукоприкладства;
  • доверие;
  • учет мнений и компромисс при возникших разногласиях;
  • теплые и добрые слова;
  • совместное принятие решений важных для семьи;
  • забота о каждом члене семьи;
  • совместный вклад в воспитание детей и обустройство быта;
  • конструктивная критика.

Каждый человек, создавая семью, мечтает о счастье и любви. Но проходит время, и отношения меняются. Муж и жена лучше узнают друг друга, совместное проживание вносит свои коррективы. Со временем появляются дети, и снова приходят перемены.

В начале семейного пути люди часто идеализируют друг друга, а когда сталкиваются с недостатками партнера, ощущают глубокое разочарование. В этот момент важно понять, что отношения – это работа, которую необходимо проводить в течение всей жизни. Только в этом случае семья принесет счастье и удовлетворение. А залог позитивного результата – взаимное уважение.

Что понимается под словом «уважение»?

Уважать другого – значит, принимать человека таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Уважение – это осознание другой личности как ценности, оно должно быть безусловным, как любовь. Но вы не сможете уважать другого, если у вас нет любви и уважения к себе.

Вспомните свое детство: как ваши родители относились друг к другу, как они относились к вам? Ощущали ли вы уважение к себе, своим чувствам, желаниям? Уважаете ли вы сейчас себя сами?

Чем ценно уважение для отношений?

Если муж и жена проявляют уважение друг к другу – отношения автоматически налаживаются, конфликты становятся менее бурными, а семья развивается и крепнет.

Когда вы замечаете, что все чаще критикуете партнера, посмотрите на себя. Научитесь ценить себя за личные качества, внешность, достижения, хорошие поступки. Пока нет безусловного принятия, начните с условного, а самоуважение без условий придет позже.

Именно уважение часто помогает сдержаться и не наговорить друг другу обидных и грубых слов, которые могут разрушить отношения. Когда вы цените партнера, то всегда есть шанс помириться и победить проблемы и придирки. Вы находите в себе силы попросить прощения первым, даже если формально не виноваты, или простить, когда обидели вас.

Из-за чего в семье исчезает уважение?

Часто мы теряем уважение друг к другу, когда перестаем соблюдать право партнера на личное пространство. После периода влюбленности «розовые очки» спадают, муж и жена начинают переделывать друг друга, не оставляя партнеру права на собственные привычки. Уважение уходит из семьи, и приходят проблемы. Также уважение исчезает, когда муж и жена перестают оказывать внимание друг другу, пуская развитие отношений на самотек. Как правило, если человек не получают уважения в семье, то пытается найти его на стороне.

13 секретов, как научиться уважать друг друга

Секрет 1. Признайте лидерскую позицию и авторитет мужа. Мужчина – глава семьи, доверьте ему эту почетную миссию, доверяйте его решениям и оказывайте необходимую помощь. Подумайте, если мужчина будет чувствовать себя в семье королем, он будет относиться к вам, как к королеве.

Секрет 2. Проводите время вместе, полезно и интересно. Наслаждайтесь обществом друг друга, обсуждайте важные темы, волнующие обоих.

Секрет 3. Помогайте друг другу развиваться, приобретать новые знания и умения, совершенствоваться в профессиональном, духовном плане. Раскрывайте достоинства друг друга!

Секрет 4.Доверяйте партнеру, цените его личное пространство (не лезьте в его телефон, не устраивайте контрольных звонков по вечерам и т. п.).

Секрет 5. Храните верность и преданность.

Секрет 6. Помогайте партнеру во всем, в чем можете. Поддержка близкого человека необходима каждому, когда возникают трудности на работе, депрессия или просто плохое настроение. Будьте рядом!

Секрет 7. Не сравнивайте ваши отношения с другими. Каждая семья проходит свой путь побед и неудач. Возможно, вам кажется, что у вашей подруги все радостно и романтично, а на самом деле они уже подали документы на развод. Конечно, можно учитывать ошибки прошлого или учиться на промахах других людей, но не идеализируйте чужие отношения.

Секрет 8. Старайтесь слышать партнера. Давайте любимому человеку возможность высказывать свои мысли, даже если они вам неинтересны. Важно быть хорошим и терпеливым слушателем!

Секрет 9. Развивайте общие ценности. Старайтесь обсуждать темы, актуальные для вас обоих: отношение к детям, воспитание, недвижимость, отпуск и т. п. Стремитесь добиться единства в важных вопросах.

Секрет 10. Не будьте злопамятными, не упрекайте любимого человека за старые обиды, учитесь прощать, ведь все люди не совершенны.

Секрет 11. Не требуйте от партнера чего-то сверхъестественного, принимайте ситуацию такой, какая она есть, и вместе работайте над ее развитием, если вас что-то не устраивает. Хотите дом? Не пилите мужа каждый вечер, чтобы он нашел вторую работу, а попробуйте вместе обсудить планы и наметить шаги, которые приведут к достижению цели.

Секрет 12. Признавайтесь в любви. Сколько бы лет вы ни состояли в браке, старайтесь хотя бы один раз в день напоминать партнеру о своих чувствах, говоря заветные слова: «Я тебя люблю».

Секрет 13. Относитесь к любимому человеку так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам – это истина, проверенная многими людьми.

Классный час

«Школа самоуважения»

Цели : дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих: обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.

План классного часа

1. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

2. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение»?

3. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение».

4. Ролевая игра «Утверждаю себя».

5. Открытый микрофон «Поговорим откровенно».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Учитель. Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ - Конвенция «О правах ребенка». Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А дети, как записано в Конвенции, - это все человеческие существа до 18 лет (статья 1).

Какие же есть у них права?

Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению. И наконец, каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.

Сегодняшний классный час мы и посвятим этому праву - праву на уважение.

II. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?»

Учитель . Итак, каждый ребенок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоуважение. Как вы понимаете это слово?

(примерные ответы детей)

Самоуважение - это уважение человека к самому себе.

Это уважение к своим родителям, к своей семье.

Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.

Учитель . Как вы думаете, что дает человеку самоуважение?

(примерные ответы детей)

Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.

Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.

Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.

Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.

Учитель . По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет? Вот, например, наши знаменитые спортсменки (показ фотографий): Татьяна Нафка, Арина Шарапова, Анна Курникова - в чем проявляется их уважение к себе?

(примерные ответы детей)

Они уверены в себе.

Хорошо одеваются.

Не боятся высказывать свое мнение.

Никому не подражают.

Постоянно тренируются, чтобы победить.

Могут постоять за себя.

Учитель . Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учиться утверждать себя.

III. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение»

Учитель. Психологи заметили, что утвердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют три мальчика. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте выводы, кто из них себя утверждает, кто только унижает других, а кто вообще не может себя утвердить?

Саша (нагло, агрессивно). Так, на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по плечу.)

Лена (тоскливо.) Зачем?

Саша . Буду у тебя скатывать!

Лена . Да у меня почерк мелкий!

Саша . А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!

Сережа (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.

Саша . О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Сережа (спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.

Саша . Чего? Ты что, наезжаешь?

Сережа (спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

Учитель . Как вы считаете, кто из ребят утверждают себя, кто показывает самоуважение?

(примерные ответы детей)

Лена очень пассивная, она себя не уважает, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.

Саша ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.

Сережа защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других.

Учитель. Итак, я сделаю выводы из ваших наблюдений. Саша для самоутверждения обязательно должен кого- то унизить. Так ведут себя люди неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится.

Лена не способна постоять за себя, она считает, что не достойна самоуважения. Это неправильно.

Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.

Ну и, наконец, Сережа. С точки зрения психологов, Сережа утверждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает свое мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.

Скажите, пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитной, беспомощной Лены?

Дети высказывают свое мнение.

Что бы вы посоветовали Лене, чтобы воспитать уважение к себе? Ваши ответы я буду записывать на доске. Потом посмотрим, что у нас получится.

(примерные ответы детей)

Пожаловаться учителю и родителям.

Попросить старшего брата или папу «разобраться» с обидчиком.

Заниматься спортом.

Стать чемпионом по боксу.

Научиться говорить «нет».

Победить свой страх.

Не подстраиваться под других.

Заняться музыкой, рисованием, танцами.

Стать первым в каком-то деле.

Учитель записывает ответы детей в виде плана.

Учитель . У нас получился план из 9 (по количеству предложений) пунктов. Как мы его назовем? Примерные ответы детей:

- «Как стать сильным и независимым».

- «План самоутверждения» или «Как утвердить себя». Классный руководитель. Как вы считаете, нужно ли убрать из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению?

(примерные ответы детей)

Нужно убрать пункы 1 и 2. Человек должен сам утверждать себя, не рассчитывать на других. (Это можно обсудить.)

Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксером, да еще и чемпионом. (Можно обсудить.)

Убрать пункты 3,8. Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так утвердить себя.

Учитель . Как вы считаете, а стоит ли добавить в этот план такие пункты, как «Купить дорогой мобильник» или «Носить самую дорогую одежду»? (примерные ответы детей)

Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает.

Богатая одежда нужна для самоуважения, кто плохо одевается, тот не может себя уважать.

Дорогой мобильник не добавит самоуважения, все равно у кого-то мобильник будет еще круче.

Богатая одежда - этого очень мало. Ведь не ты ее заработал, а твои родители.

Учитель . Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуважения не нужны. Ведь человек должен уважать себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а за то, что он человек.

IV. Ролевая игра «Утверждаю себя»

Учитель . Ребята, давайте поиграем в игру «Утверждаю себя». В ней принимают участие 2 команды из 5-7 человек. Первая команды называется «Атака». Кто хочет участвовать в этой команде?

К доске выходят 5-7 человек.

Итак, первая команда у нас есть. Вам предстоит сыграть роль Саши, агрессивного, самоуверенного, грубого человека, который постоянно идет в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член вашей команды получает фразу, которую он должен произнести голосом Саши.

Учитель раздает каждому члену команды карточки с фразами.

Пока члены команды знакомятся с фразами, которыми они будут атаковать соперников, мы соберем вторую команду. Кто хочет в ней участвовать?

К доске выходят 5-7 ребят.

Ну вот, у нас есть и вторая команда - назовем ее «Защита». Ее участникам предстоит сыграть роль Сережи. Они должны спокойно, уверенно, с достоинством ответить на атакующую фразу Саши. Только вот эту фразу они должны придумать сами.

Я прошу команды построиться в 2 шеренги. Когда я скажу слово «Сходитесь!», два первых члена команды выходят на середину и становятся рядом. Когда я говорю слово «Ринг!», член команды «Атака» говорит свою фразу. И сразу же мы должны услышать ответ от члена команды «Защита». Все остальные ребята будут выступать в роли наблюдателей и в конце игры выскажут свои мнения о том, кому из участников команды «Защита» удалось достойно утвердить себя.

Внимание! Команды готовы?

Учитель и ученики выполняют такие действия.

Учитель . Сходитесь!

2 ученика сходятся, становятся рядом.

Учитель . Ринг!

1 ученик читает фразу, второй отвечает, и оба участника сразу же расходятся и становятся в конце шеренги своей команды.

Учитель повторяет шаги игры, пока все участники не исполнят своих ролей.

Спасибо, ребята. Можете сесть на свои места. Давайте послушаем, что скажут об ответах команды «Защита» наши наблюдатели.

Дети высказывают свои замечания игрокам команды «Защита».

К сожалению, некоторые ребята вместо защиты шли в нападение и, вместо того чтобы показывать спокойствие и уверенность, отвечали грубо и агрессивно. Может быть, кто-то из них сам это заметил?

Участники команды «Защита» высказывают свои соображения.

А что вы можете сказать об актерской игре команды «Атака»? Дети высказывают свои замечания.

V. Открытый микрофон. «Поговорим откровенно»

Учитель . Сегодня, ребята, говоря о самоуважении, вы оценивали действия своих товарищей. А как вы оцениваете себя, есть ли у вас самоуважение? Правильно ли вы утверждаете себя в обществе?

(примерные ответы детей)

Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.

Очень трудно отвечать сдержанно на «наезды», так и хочется ответить грубостью на грубость.

Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.

Я считаю, что главное - это заставить себя уважать.

Я считаю, что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боялись, тогда и сам будешь себя уважать.

Я стараюсь чему-то научиться, стать лучше, стараюсь ко всем относиться по-доброму - в этом мое самоутверждение.

Мне кажется, что у меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.

VI. Подведение итогов

Учитель . Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?

(примерные ответы детей:

Мы узнали, что у каждого человека должно быть самоуважение.

Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.

Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.

Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.

Нельзя самоутверждаться за счет унижения других.

На грубость и агрессию нужно отвечать спокойно, с достоинством.