Любовь… Можно писать только о ней одной всю жизнь и не приблизиться к ее пониманию ни на шаг, а можно понять все, испытав ее единожды. Я, наверное, совмещаю оба подхода – что-то понимаю на практике, что-то извлекаю из теории. Еще один дуалистический подход, который я хочу опробовать в сегодняшней статье – совмещение интересной и приятной информации с, возможно, не такой приятной (в силу своей правдивости), но крайне полезной. Итак, сегодня мы поговорим о видах любви с точек зрения психологии и греческой философии.

Приятное

Древние греки совершили много великих открытий в области науки и познания мира, и сторона жизни не была им чужда. Греческие философы выделяли семь видов любви, одни из которых вы испытывали, другие, возможно, испытаете в будущем или не познаете никогда. В любом случае, надеюсь, вам интересно будет немного узнать о них.

Базовые виды любви в греческой философии:

  • О таком виде любви как эрос слышали, наверное, все читатели или большинство. Эрос – это страсть, движимая желанием обладать объектом любви в физическом плане. Полное обладание другим человеком – недостижимая цель, поэтому эрос – разрушительная любовь, любовь-зависимость. Эротическая любовь часто изображается в кино и художественной литературе, она прекрасно продается, так как демонстрирует сильные эмоции (которых нам часто не хватает), всепоглощающее желание, заставляет примерять на себя переживания персонажей и получать от этого удовлетворение. Эротическая любовь недолговечна и, на мой взгляд, однобока, пуста.
  • Людус – это любовь-спорт, игра, состязание. Чувства в такой любви поверхностны, поэтому не могут удовлетворить человека полностью. Эта проблема решается увеличением числа партнеров, количество заменяет качество, это потребительская любовь, не моногамная. Тем не менее, если обоим партнерам такая игра в удовольствие, осуждать их нет права ни у меня, ни у кого-то еще.
  • Сторге – любовь-нежность, основывается на теплых, надежных, партнерских отношениях. Также описывается как любовь-дружба, т.е. партнеры и любимые, и друзья друг другу. Чаще говорят о возникновении сторге в контексте долгих лет счастливого брака, но и молодые пары могут испытать такую любовь.
  • Филия – любовь, которую древние греки ставили превыше всех других разновидностей этого чувства как самую искреннюю и бескорыстную. Филия – это духовная любовь, именно ее мы испытываем по отношению к друзьям, родственникам, детям и родителям, безусловная любовь.

Помимо базовых видов любви, древние греки выделяли еще три – сочетания основных видов:

  • Агапэ – бескорыстная любовь-самоотдача, жертвенная любовь. Рождается из комбинации эроса и сторге. Сочетание нежности и страсти, преданности и надежности, милосердия. Агапэ – редкий вид любви, развивающий обоих партнеров, в такой любви они становятся лучше, избавляются от , стремятся отдавать.
  • Прагма – сочетание людуса и сторге – рациональная любовь, реалистичная, любовь по «расчету» (не путать с браком по расчету). Прагма рождается не от импульса, а от решения любить, это решение основывается на доводах рассудка («человек достойный, подходящий» или «он меня любит»). Этот вид любви идет не от сердца, а, в первую очередь, от ума и удовлетворяет , но не эмоциональную сторону. Тем не менее, многие люди находят свое в прагматической любви.
  • Мания – комбинация эроса и людуса – взрывоопасная любовь-одержимость. Мания либо разрушает сама себя, либо должна перерасти в другой вид любви, сама по себе она не может существовать долго (за исключением пар, где один любит причинять страдания, а другой любит их испытывать). Такая любовь всегда сопровождается неуверенностью в себе и зависимостью от объекта любви. Манию характеризуют душевная боль, смятение чувств, постоянное напряжение, даже безумие.

Полезное

А теперь двигаемся от древнегреческой философии к видам любви, которые выделяет психология:

  • Правильная и кривая любовь. В правильной любви человек заботится о том, кого любит, в первую очередь, о том, кто рядом, предъявляет высокие требования к себе. В кривой любви человек заботится, в первую очередь, о себе, многого требует и ждет от любимого, продолжает любить того, кто ушел или потерян. Кривой любви сопутствуют сентиментальность, ревность, беспокойство, потребление любимого. Правильная любовь сопровождается бескорыстной отдачей, заботой о любимом.
  • Любовь-хочу и любовь-дарю. Любовь-хочу: желание получать любовь, заботу, радость, внимание. Любовь-дарю: желание любить и радовать, дарить и заботиться, создавать теплую и комфортную атмосферу для любимого. Оба вида любви – крайности, которые по отдельности не здоровы, но когда они уравновешиваются друг другом, возникает гармония. «Хочу» без «даю» — требовательность, привязанность, эгоцентризм, капризы. «Даю» без «хочу» — отсутствие личных желаний или отказ от них в угоду партнера, потакание капризам, отсутствие авторитета в глазах партнера.
  • Здоровая и больная любовь . В здоровой любви тот, кто любит, находится в радости, . Конечно, лучшие и худшие дни бывают у всех, но основной эмоциональный фон у любящего в здоровой любви – положительный. В больной любви, которую также называют невротической, человек любящий постоянно испытывает негативные эмоции и редко – позитивные. В основе больной любви – привязанность и потребность в страданиях.
  • Дарение и сделка. Любовь-сделка (договор мены) лежит в основе большинства отношений: я тебе что-то даю и от тебя что-то получаю. А по окончании отношений многие начинают перечислять, что они «этому подлецу» или «этой дуре» давали. Любовь-дарение – бескорыстная, основанная на желании безвозмездно отдавать, и в чистом виде она существует редко. Любовь-сделка может быть конструктивной, если в ней есть место дарению: я беру то, что ты мне даешь, с удовольствием, но для того чтобы больше дать тебе.
  • Любовь как реакция и как решение. Любовь-реакция – непроизвольный ответ человека (эмоциональный и поведенческий) на то, что на него воздействовало. Любовь рассматривается как явление, неподвластное воле человека, неконтролируемый процесс, с себя снимается как за появление любви, так и за ее исчезновение. Любовь-решение – это выбор человека любить и действовать, принятие ответственности и обязательств. Здесь любовь – не только чувства, но и поведение, то есть то, что человек делает каждый день.

В воинственной Спарте каждый мужчина принадлежал к определенному возрастному классу, членство в котором определяло его права и обязанности. Право на женитьбу занятые войной мужчины получали довольно поздно, да и после этого много времени проводили вне семьи. Сексуальные связи с незамужними женщинами были строго запрещены. Единственным средством сексуальной разрядки были отношения с мальчиками. Спартанские мальчики от 7 до 17 лет воспитывались не в семьях, а в собственных возрастных группах. Огромное значение придавалось гимнастическим занятиям, причем юноши и девушки тренировались голыми, натирая тело оливковым маслом. Каждый «достойный» мальчик от 12 до 16 лет должен был иметь своего эраста, воинская слава которого распространялась и на его эромена. Эрастами были, как правило, неженатые мужчины от 20 до 30 лет. По словам Плутарха, «и добрую славу и бесчестье мальчиков разделяли с ними их возлюбленные». Если эромен проявлял трусость на поле боя, наказывали эраста. Между прочим, в отличие от большинства греков, спартанцы верили, что вместе со спермой мальчику передается мужество его возлюбленного. Мужчина, уклонявшийся от почетной обязанности воспитания эромена, наказывался. Этот союз почитался как брачный и продолжался до тех пор, пока у юноши не вырастала борода и волосы на теле.

Индивидуальной любви, ревности и соревнования между мужчинами за какого-то особенно привлекательного мальчика, если верить Плутарху, в Спарте не было, несколько мужчин могли сообща воспитывать любимого мальчика. На первом плане стояли интересы не отдельной личности, а общества. Поскольку спартанское общество отличалось воинственностью и соревновательностью, отношения между эрастами и эроменами в какой-то мере смягчали нравы, помогая установлению более теплых и персонализированных связей между мужчинами, а также формированию замкнутой политической элиты.

История Спарты знает немало трогательных историй о любви и взаимной преданности эрастов и эроменов, многие из них оставались близкими друзьями на всю жизнь. Последний спартанский царь Клеомен III, потерпев в 219 г. до н. э. военное поражение и оказавшись с группой приверженцев в безвыходном положении, решил покончить дело коллективным самоубийством, но велел своему эромену Пантею дождаться, пока не умрут все остальные. Подойдя к бездыханному телу царя, Пантей уколол его в ногу и увидел, что лицо Клеомена дернулось. Юноша обнял своего возлюбленного, сел рядом с ним и стал ждать. Когда все было кончено, Пантей поцеловал Клеомена и закололся на его трупе.

Если в Спарте однополая любовь была связана, главным образом, с воинской доблестью, то в Афинах сильнее звучат гражданские мотивы. Педерастия в Афинах была узаконена в начале VI в. до нашей эры Солоном, который, по преданию, был влюблен в Писистрата и «издал закон, запрещающий рабу натираться маслом для гимнастических упражнений и любить мальчиков. Он ставил это в число благородных, почтенных занятий». Раб не имел права любить свободного мальчика и преследовать его своими домогательствами, за это полагалось 50 ударов палкой публично, а в некоторых случаях - смертная казнь.

Первоначально мужская любовь ассоциировалась в Афинах главным образом с воинской доблестью и гражданскими добродетелями. Ее культовым воплощением стал образ героев-любовников Гармодия и Аристогитона. Прельстившись красотой юного Гармодия, младший брат правившего в это время тирана Гиппия Гиппарх попытался ухаживать за юношей, а встретив отказ, грубо оскорбил его сестру. Чтобы смыть оскорбление, молодые люди составили заговор для свержения тиранов (514 г. до н. э.). Им удалось убить Гиппарха, но Гиппий ускользнул. Гармодий был убит на месте, а Аристогитон умер под пытками, не выдав ни одного из своих сообщников. Когда несколько лет спустя Гиппий был свергнут, Гармодий и Аристогитон стали символом борьбы за свободу и демократию и были первыми людьми, которым благодарные сограждане в 506 г. до н. э. поставили статую на центральной площади города.

Однополая любовь имела и важные психологические функции. Характерный для афинского общества дух соревновательности, одинаково сильной и в спорте, и в политике, порождал напряженную потребность в эмоциональном тепле и самораскрытии. В общении с кем мог афинянин удовлетворить эту потребность?

С женой? Приниженное социальное положение афинской женщины делало это невозможным. Афинское общество было настоящим «царством фаллократии». Принцип мужского верховенства последовательно проводился во всех сферах общественной и личной жизни. В древнегреческой культуре очень сильны мотивы мизогинии, неприязни к женщинам и страха перед ними. До нас дошли свыше 800 изображений сражений греческих мужчин с воинственными амазонками. Поэт Семонид (VII век до н. э.) на девять отрицательных женских типов называет только один положительный. По словам другого поэта, Гиппонакта (около 540 г. до н. э.),

Афинский брак не был любовным союзом. Жена, которая по возрасту часто годилась супругу в дочери, была хозяйкой домашнего очага и матерью его детей, но практически не покидала женской половины дома и не участвовала ни в каких мужских занятиях. Установка на полное подчинение жены мужу сохранилась и в поздней античности. По мнению Плутарха, жена должна спокойно переносить супружеские измены мужа, не проявлять никакой сексуальной инициативы, безоговорочно выполнять все требования супруга, не иметь собственных друзей, отдельных от друзей мужа и т. д. Ни страстной любви, ни дружбы супружество не предполагало.

Кроме законной жены, афинянин мог посещать проституток и, в редких случаях, поддерживать постоянные близкие отношения с высокопоставленными и образованными гетерами. Но психологической близости и тут большей частью не возникало из-за коммерческого характера отношений и различия мужского и женского миров. Идея равенства полов глубоко чужда древнегреческой культуре.

Невозможна была и интимная близость между отцами и детьми. Мужчина-афинянин проводил дома очень мало времени. До шести лет дети воспитывались в женской половине дома, под опекой матерей. Затем мальчиков отдавали в школу, где их обучали специально подготовленные рабы-педагоги. Отцовская власть в семье была абсолютной, но отцы мало общались с сыновьями, а жесткая семейная дисциплина порождала психологическую отчужденность и напряженность. Проблема отцов и детей в классических Афинах была весьма острой.

Школа? Древнегреческая теория воспитания, «пайдейя» не знает понятия формального обучения, более или менее безличной передачи знаний и навыков. По словам Ксенофонта, никто не может ничему научиться у человека, которого не любит. Воспитание - это исключительно глубокое личное общение, где старший является одновременно наставником, другом и идеалом младшего и, в свою очередь, испытывает к нему чувства дружбы и любви. Наемный педагог, даже независимо от своего рабского статуса, не мог удовлетворить этой потребности. Конечно, мальчики могли завязывать теплые дружеские отношения со сверстниками, но это не особенно поощрялось.

В этих условиях гомоэротическая дружба-любовь между мужчиной и мальчиком, юношей становится уникальным и незаменимым институтом социализации. Дополняя то, чего не могли обеспечить другие социальные институты, она фокусировала в себе весь эмоциональный мир личности и была исключительно значима для обеих сторон. Хотя почти все мужчины рано или поздно женились и отнюдь не испытывали сексуального отвращения к женщинам (подавляющее большинство дошедших до нас предметов античной эротики - гетеросексуальные), отношения с мальчиками занимали особое место в их жизни.

Для понимания древнегреческого гомоэротизма очень важна расписная керамика. Из 20 000 дошедших до нас аттических ваз, около 200 содержат эротические, в том числе гомоэротические, сюжеты: нагие мужские фигуры, которых гораздо больше, чем женских, сцены ухаживания мужчин за мальчиками, откровенно сексуальные сцены, оргии и т. п.

В более ранних, так называемых чернофигурных вазах (560–500 до н. э.), сцены ухаживания за мальчиками обычно связаны с изображениями охоты и нередко сами напоминают преследование. В более поздних краснофигурных вазах (510–470 до н. э.) сюжеты меняются. Эрасты, как и эромены, помолодели, эраст уже не обязательно бородат, а эромен не напоминает преследуемого зайца. Принуждение и нажим сменяются изящным ухаживанием, действие переносится из леса в цивилизованную городскую среду, а мускулистая сексуальность, с акцентом на телесные действия, уступает место стыдливой и нежной «риторике желания».

Если разнополый секс, объектами которого были куртизанки или рабыни, не имевшие права на личное достоинство, изображается порнографически, во всех подробностях, то гомоэротические сцены, как правило, ограничиваются ухаживанием. В разнополых сценах женщина изображается в подчиненной, а мужчина - в господствующей позиции. В гомоэротических сценах мальчик обычно стоит прямо, а мужчина склоняет перед ним голову и плечи. Типичная поза ухаживания: эраст протягивает одну руку к гениталиям эромена, а другой рукой ласкает его подбородок.

Однако новейшие исследования опровергают мнение известного английского искусствоведа Кеннета Довера (1978) об исключительной сдержанности греческой гомоэротики. На некоторых вазах эраст и эромен - одного возраста, иногда юноша сам проявляет инициативу, ласкает старшего и т. д.

Очень богата греческая гомоэротическая лирика. Хотя большинство греческих поэтов одинаково усердно воспевали женщин и мальчиков, пол любимого существа, вопреки наивному суждению Энгельса, был им далеко не безразличен. Рассказывают, что когда Анакреонта спросили, почему он слагает гимны не богам, а мальчикам, он ответил: «Потому что они - мои боги». Уже поэты архаического периода Архилох, Солон, Алкей, Анакреонт, Пиндар, Ивик, Феогнид в стихах, обращенных к конкретным мальчикам, выражают самые разнообразные оттенки любовных чувств - страсть и жажду обладания, чувство зависимости от любимого, ревность, жалобы, поучения, ласковые наставления.

В поэзии классического периода любовь одухотворяется, речь идет о слиянии не только тел, но и душ:

В трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида однополая любовь практически отсутствует не потому, что она была чужда этим авторам, а потому что посвященные ей драмы («Мирмидоняне» Эсхила, «Ниобея» Софокла и «Хризипп» Еврипида) до нас не дошли. Зато эту тему всесторонне обсуждают философы.

Любовь к юношам, по Платону, эмоционально столь же насыщенна и благородна, как любовь к женщинам, но значительно превосходит последнюю в степени духовности. Это не просто телесная страсть и жажда обладания, но и обмен высшими духовными ценностями. Хотя многие мужчины, по словам Сократа, любят мальчиков так же, как волки ягнят, такое чувство нельзя считать любовью. В истинной любви, уступая своему страстному поклоннику, юноша не просто отдается ему, но приобщается к его силе и мудрости. Такая любовь считается постыдной только там, где правят варвары. «Ведь варварам, из-за их тиранического строя, и в философии и в занятиях гимнастикой мнится что-то предосудительное».

Любовь - одно слово, хотя сама любовь бывает разная. Человек может сказать, что любит свою жену, любит детей, любит Родину, любит рыбу и любит машину и кроме всего еще и своего пушистого пса.

И непонятно, что это значит? Он любит жену так же, как рыбу, или же машину, как жену, или же пса, как Родину?

Древние греки любили все разделять и классифицировать, изобретать новые слова, также и для определения любви использывали разные названия. Отношение привязанности и любви к кому-либо можно было выразить в разных словах:

  • Любовь агапи (αγάπη)- альтруистическая, духовная любовь. Она полна жертвенности и самоотречения. Это любовь к другому и ради другого. Мировые религии называют эту любовь высшим из земных чувств человека. Это любовь, которая не зависит ни от внешности, ни от поступков, эта любовь бэзусловна. Она бескорыстна, то есть ей ничего не нужно. Она желает только добра тому, кого любит, но она не слепа. Видит недостатки и слабые стороны характера, но прощает и понимает их, прилагает все усилия, чтобы помочь любимому человеку стать лучше. Такая любовь сверхъестественна и приходит только от Бога, но она реальна.
  • Любовь сторги (στοργή)- нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому, социальная любовь, привязанность к семье, отечеству, народу, к родственникам,- гораздо меньше зависит от внешних условий. Такая любовь очень крепкая, но она часто слепая, люди не хотят увидеть истинную сущность своих родных, оправдывают их. Она редко приходит к подросткам. Нужен жизненный опыт, чтобы научиться ждать, терпеть, прощать. А именно это характерно для сторги.
  • Любовь филия (φιλία)-дружеская любовь- возникает не так быстро, любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. Именно она в учении Платона о любви была возведена на высшую ступень. Oсновывается на положительных качествах человека. Она более долговечна и не зависит от внешних данных.
  • Любовь мания (μανία)-одержимость- болезненная страсть. Безумие от богов - так звали эту любовь.. Такая любовь рождается из ревности и чувства собственности; бывает очень тяжелой для объекта любви. Человек одержимый любовью-манией, способен даже причинить вред своему любимому, если тот выйдет из его воли, и захочет проявить самостоятельность или порвать отношения.
  • Любовь эрос (έρως)- восторженная влюблённость, телесная и духовная страсть. Это страсть больше для себя, чем для другого, в ней много эгоцентризма. Любовь как правило вспыхивает быстро и зависит от внешней привлекательности, некоторые настолько уходят в чувства, что теряют контроль над собой. Особенно, если эрос взаимен. Отношения развиваются стремительно, сексуальное влечение велико, мужчину и женщину тянет друг к другу магнитом. Сильно выражено стремление к полному физическому обладанию. Любовники, обуреваемые любовью – эросом, искренне полагают, что они созданы друг для друга.
  • Любовь - прагма - у равновешенная и в определенном смысле «практическая» любовь. Прагма это не только тип любви, а и способ ее обретения, прагмик подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему. Когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимание, прагмическая любовь развивается в более сильное и глубокое чувство. Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или неценность человека. Любовь для него - столько же дело головы, сколько сердца, и он сознательно руководит своим чувством.

Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро, облегчает жизнь, остается преданным ему в испытаниях. У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она делается теплее, душевнее, желаннее.

Прагма - совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, дающее положительные эмоции, здоровое, полноценное потомство.

  • Людус - разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга каких бы то ни было серьезных обязательств. У людянина могут быть несколько партнеров, что дает возможность выбирать, и позволяет избежать зависимости от кого-то одного. Людяне сексу отводят скорее роль занятной игры, хобби, нежели глубокого интимного чувства.

Любовь - это настолько емкое понятие, что никто и никогда не сможет полностью и до конца выразить всю гамму чувств и эмоций, связанных со словом "Любовь".

Видов любви множество: к себе самому, родителям, детям, родине, любимому делу, природе, миру и так далее, но самый волнующий и желанный вид любви – любовь между мужчиной и женщиной. Но и она бывает разной: от низменной к возвышенной.

О любви люди думают, говорят и пишут еще с древнейших времен! Кажется, науке о ней известно уже все: ее философия, физика, химия, социология и психология, но любовь по-прежнему остается ускользающей загадкой.

Человек всю жизнь окружен любовью, получает ее и отдает, ищет, находит, теряет и приходит к осознанию, что она всегда с ним, в его душе. Нельзя рассказать, что такое любовь, ее нужно познавать.

Ребенок открывает в себе способность и учится любить, глядя на родителей и окружающих. Чем старше человек, тем богаче его жизненный опыт, и тем больше он знает о любви. Знания и опыт помогают выстраивать гармоничные взаимоотношения с любимыми людьми.

Любовь чувство , на которое способен только культурный человек. Люди, жившие в доисторические времена, не ведали любви, но сексуальный инстинкт все же толкал их в объятия друг друга, что позволило человечеству выжить. Жилось ли человеку легче без любви? Возможно! Но был ли он до конца человеком, не зная самого прекрасного, одновременно животного и духовного чувства – это вопрос. Но когда же в таком случае родилась любовь? Когда она возникла?

Любовь продукт эволюции , результат интеллектуально и социального развития человечества. За высшие чувства у людей отвечает кора больших полушарий головного мозга. Считается, что именно развитие человеческого мозга послужило появлению высокоразвитого интеллекта и высших чувств.

Существует интересная научная гипотеза о том, что чувство любви появилось примерно пять тысяч лет назад . Ученые связывают момент рождения любви с появлением мифа о египетской богине плодородия Исиде, которая смога своими слезами воскресить мужа, бога Осириса. С тех пор ей стали поклоняться смертные, прося ниспослать им любовь.

Люди разных народов, живших в далекой древности (и живущих в наши дни), в какой-то момент стали ценить любовь, искать постоянного партнера, создавать семьи и поклоняться богам и богиням, олицетворяющим любовь: Венере, Ладе, Иштар, Лакшми, Фрейе и другим. Мифы и легенды всех народов, живущих на земле, схожи. Любовь в них описывается как желанный дар богов. Древние греки, в частности, верили, что любовь была ниспослана людям в тот момент, когда из морской пены вышла и ступила на землю богиня любви Афродита.

Виды любви

Древнегреческие философы, пытаясь познать тайну любви между мужчиной и женщиной, выделили семь ее видов. Эта классификация, автор которой не известен, чрезвычайно актуальна и в наши дни.

Людус

Самая поверхностная и низменная любовь. Ее можно назвать игрой, спортом, соревнованием, потребительством. Основа такой любви – секс без обязательств, когда люди встречаются ради физической близости и не более того. Такая любовь полигамна, глубина чувств здесь заменяется количеством половых партнеров.

Отношения такого типа легко начинаются, бурно развиваются, без сожалений и печали быстро заканчиваются. В любви-людусе нет места привязанности и ответственности, одно лишь стремление к получению удовольствия.

Как не удивительно, людус встречается в отношениях между законными и гражданскими супругами. Так бывает, когда муж и жена договариваются о том, что будут друг другу изменять, и при этом продолжают жить вместе, без обид. Отношения типа людус могут длиться долго при условии, что обоих партнеров устраивает такая жизнь.

Эрос

Восторженная влюбленность и пылкая страсть. Этот тип любви также основан на сексуальном желании, но партнеры не безразличны друг другу, напротив, есть желание быть только с этим человеком, узнавать его ближе и любить всю жизнь.

Именно об эросе чаще всего пишут романы, рисуют картины и снимают фильмы. Это всегда интересная история любви, в ней есть восторг, очарование, вдохновение, романтика и страсть.

Эрос – сильное, яркое и глубокое чувство. Здесь есть место не только чувственности и эмоциональности, но и заинтересованности в личности. Такая любовь руководит сознанием, поэтому влюбленный «опьянен» любовью и нередко совершает безрассудные поступки ради нее.

Это романтическая любовь, любовь, которую чаще всего испытывают люди в молодости, а также первый этап долгосрочных любовных отношений. Но долгой она, как правило, не бывает: эрос либо угасает совсем, либо перерастает в другую любовь. Чтобы сохранить отношения, любовь нужно дополнить ответственностью и обязательствами.

Мания

Мания – это смесь людуса и эроса, безумная любовь, любовь-одержимость. Мания разрушительна, деструктивна, болезненна. Часто такая любовь бывает безответной или служит основой для садомазохизма (психологического или сексуального).

Такая любовь становится личной драмой для любящего, может привести к психическим расстройствам и сама, по сути, является заболеванием. Человек, одержимый манией, не спит и не ест, его мысли и действия направлены на предмет обожания. Его вечные «спутники»: ревность, тревога, неуверенность в себе, зависимость от любимого человека.

Мания не длится долго, но успевает нанести значительный вред личности. Нередко такая любовь-драма случается с подростками, становится первой несчастной любовью. С проблемой мании не стоит стесняться обращаться к психологу.

Сторге

Это любовь-дружба, любящие люди являются партнерами друг для друга. Такая любовь наполнена заботой, уважением, нежностью, верностью, равноправием, но в ней ощущается нехватка страсти.

Сторге может возникнуть сама по себе, вырасти из дружеских отношений или стать продолжением эроса. Между супругами, прожившими в браке ни один год, часто возникает любовь-сторге.

Это прекрасный тип партнерских отношений, но чтобы любовь не угасла, ее нужно «подогревать»: помимо обустройства быта, заботы о детях и работы, нужно отводить время на романтику.

Прагма

Это рациональная любовь, любовь «по психологическому расчету». Прагматичный человек реалист по натуре, он знает, какой партнер ему нужен, какой подойдет на роль мужа/жены. Когда встречается такой человек, прагматик выстраивает гармоничные отношения и чаще всего они складываются удачно.

Такая любовь может казаться скучной и бездушной, но это не так. В ней есть место дружбе, взаимопониманию и привязанности, а страсть может вспыхнуть позже. Если расчет осуществлен правильно, паре будет комфортно жить вместе и отношения продлятся долго.

Прагма никогда не толкнет человека на безрассудный поступок, не заставит страдать. Хорошо, когда в любви удается сохранить способность мыслить здраво, но чтобы отношения стали по-настоящему счастливыми, партнеры должны открыться друг другу, стать близкими людьми.

Филия

Высокая, духовная и безусловная любовь. Она чиста и бескорыстна. Эту любовь древнегреческий философ Платон назвал идеальной, поэтому ее еще называют платонической любовью.

Внешность партнера не важна, важна душа, поэтому филия живет вне времени, обстоятельств и на любом расстоянии. Любящий человек дарит свою любовь любимому, ничего не требует взамен, принимает любым, не судит, понимает и прощает. Филия похожа на любовь к другу, отцу и матери, ребенку.

Агапе

Это редкий вид любви, когда оба партнера вместе развиваются и растут духовно, преодолевая эгоизм, становятся альтруистами. В такой любви есть место жертвенности, но не болезненной, а основанной на умении уступать, договариваться и прощать ошибки.

Агапе – это нежная и одновременно страстная любовь. Партнеры поддерживают, заботятся, уважают друг друга, верны и преданны любви. Любовь-агапе счастливая и гармоничная, она позволяет развиваться каждому партнеру как личности, сохранять баланс разума и чувств, не «сгорать» и не «замерзать» в отношениях.

Понимание того, какая любовь живет в душе, помогает избежать ошибок, найти причину внутренних желаний и порывов, узнать, что делать для того, чтобы сохранить отношения как можно дольше и предугадать будут ли они счастливыми.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о любви. Как будет по-гречески то или иное слово, выражение или понятие о любви — оказывается, такую информацию ищет довольно много людей. Греческий язык богат, и про любовь можно говорить долго и разнообразно.

Что такое любовь по-гречески?

Кто-то просто хочет на отдыхе завести приятное знакомство, кто-то надеется… цели у всех разные, но тема одна — любовь!

Вот на основании того, что набирается в поисковиках – я попробую ответить на ваши вопросы. Где-то серьезно, где-то не очень, но этот небольшой урок греческого языка о любви будет увлекательным! Как всегда, источник вдохновения — статистика сайта.

Сначала о несколько заумной классификации видов любви, как об этом обычно пишут психологи. Не буду судить о верности этой классификации, речь сейчас идет о греческих словах, которые при этом используют. А а смысле значений любви у современных греков все достаточно просто и понятно.

Виды любви по-гречески

А гапэ – это греческое слово Αγάπη [агАпи] . В современном греческом языке это слово означает любовь в общем, как понятие. Это может быть любовь к Родине, к Богу, к матери, к детям, к любимому человеку, к животным и проч.

Σ’ αγαπώ (σ’ αγαπάω) [сагапО (сагапАо)] – Я тебя люблю. Оба варианта произношения глагола правильные и используются в разговорной речи.

Причем существует и выражение

Όπως αγαπάτε [Опос агапАтэ] – как вам угодно, как вам больше нравится.

Ε ρωτας [Эротас], έρως [Эрос] – любовь чувственная, эротическая. Когда хотят сказать «Я влюблен», говорят «Είμαι ερωτευμένος» [Имэ эротэвмЭнос]

Послушайте мелодическую балладу «Ερωτας είναι θαρρώ» («Я думаю, это любовь»). Исполняет Яннис Париос и его сын Харис Вартакурис:

Φ ιλία [филИа] – это дружба, дружеские чувства.

Ο φίλος μου [о фИлоз му] – мой друг

Η φίλη μου [и фИли му] – моя подруга, ещё используется слово φιλενάδα [филенАда]

Вполне допустимо говорить:

Αγαπώ τον φίλο μου τον Ηλία [агапО тон фИло му тон ИлИа] – я люблю моего друга Илью

И это совсем не звучит как-то двусмысленно. Часто используют выражение, если хотят отказать в какой-то просьбе:

Σ’αγαπώ, σ’εκτιμώ, αλλά…. [сагапО, сэктимО, аллА…] – я тебя люблю, я тебя уважаю, но…. И далее следует обоснование отказа.

Σ τοργή [сторгИ] – нежность. Может относиться к любимому человеку, родителям, ребенку – к любому человеку.

Στοργικός πατέρας [сторгикОс патЭрас] – нежный отец

Ещё одно любовное понятие в современном греческом языке, не замеченное психологами:

Κ αψούρα [капсУра] — безответная любовь, любовь-страдание (но сладкое страдание). Страдальца такого называют καψούρης [капсУрис] . Даже многие песни о безответной любви так и называют καψούρικα τραγούδια [капсУрика трагУдьа] . Вот образчик такой песни от мэтра этого вида: Стаматис Гонидис, «Μια αγάπη δεν τελειώνει» («Миа агапи ден телиОни») . Μια αγάπη δεν τελειώνει μ’έναν χωρισμό… — Любовь не заканчивается с расставанием…

Если по-гречески вас интересует не любовь, а сугубо деловая, практическая тематика или перевод документов, лучший выход — обратиться в бюро технического перевода . Естественно, в этом случае самому изучать язык необязательно, все, что нужно, сделают за вас специалисты.

А теперь перейдем к ответам на запросы читателей:

Любовь по-гречески, или ещё раз про любовь (ах, какой был замечательный фильм!…)

люби меня по гречески – классный запрос, ещё бы поконкретнее… Однако если имеется в виду, как сказать по-гречески «Люби меня» — очень просто: Αγάπα με г Апа мэ]. Послушайте замечательную песню в исполнении Янниса Пулопулоса, которая так и называется «Люби меня». Певец четко произносит все слова.

как правильно произносится на греческом слово счастье : по гречески счастье – эфтихИа (ευτυχία)

как написать по гречески ты очень хороший : Είσαι πολύ καλός [Исэ полИ калОс]

как по гречески будет хочу любви : Θέλω αγάπη [th Эло агАпи]

как будет по гречески девочка : κορίτσι [корИци]

как сказать как дела по-гречески : вариантов немало, один из них – Τι κάνεις? [как (у тебя) дела?]

еду в грецию хочу знать несколько слов по гречески – если напишете, какие именно несколько слов, с удовольствием помогу.

как будет звучать завтрак по гречески : Πρωινό [проинО]

как по гречески красивая девушка : Ομορφη κοπέλα [Оморфи копЭла]

чем русскому туристу отблагодарить греков : Сказать «большое спасибо» — эфхаристо поли!

как по гречески будет я тебя тоже : если это ответ на «я тебя люблю», то можно сказать και εγώ [кйегО] – и я! Или και εγώ σ’αγαπώ [кйегО сагапО] – и я тебя люблю!

что значит счастье по-гречески – счастье значит счастье, как читать – см. выше.

любовь 27 значений в греческом языке – вот не знаю, где столько нашли… Психологи используют 5-6 греческих слов, да и то спорят между собой, правильно ли…

как сказать по-гречески ты очень красива : Είσαι πολύ όμορφη [Исэ полИ Оморфи]

как называется буква похожая на виллы в греческом алфавите : ну, это совсем просто – буква ψ (пси). Думаю, что автор запроса все же имел в виду вилы, а не загородные дома 🙂

по гречески большое спасибо : Ευχαριστώ πολύ! [эфхаристО полИ]

лепон перевод с греческого : наверное, имеется в виду слово λοιπόν [липОн] – итак, так вот.

я люблю свою жену на греческом языке : Αγαπώ τη γυναίκα μου [агапО ти йинЭка му]. Похоже, кого-то уже достали местные прелестницы и он хочет ясно дать понять, что жениться не собирается! 🙂

как будет любовь по гречески : Агапи, Эротас – см. в начале статьи.

как будет на греческом я люблю тебя любимый : Это как масло масляное))) Можно сказать:

  • Σ’αγαπώ μωρό μου [сагапО морО му] – я тебя люблю, малыш. Вместо «моро му» можно использовать:
  • Καρδούλα μου [кардУла му] – сердечко мое
  • Ματάκια μου [матАкья му] – глазки мои
  • Λατρεία μου [латрИа му] – обожаемый мой (обожание)
  • И ещё много подобных уменьшительных словечек.

написать комплимент на греческом языке – можно взять из этой статьи, что-нибудь да подойдет!

как пишется по гречески наталия – пишется Ναταλία

скоро выйду замуж за грека национальная кухня – правильно, все мы знаем, как пролегает путь к сердцу мужчины, тем более греческого!

Ну и наконец послушайте великолепную песню в исполнении Андониса Ремоса «Τα σάββατα» («Субботы»). В ролике написаны слова песни, и Антонис их четко произносит. Так что можете потренироваться в пении греческой песни!